Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава четвертая 5 страница



ISBN978-5-86375-162-7

Отпечатано в ППП «Типография НАУКА» 121099, Москва, Шубинский пер., 6.

 

1 Слово андрогинный происходит от двух греческих слов: апёг, в родительном падеже androSyчто значит «мужчина», и gyne, что означает «женщина», и, соответственно, относится к человеческим свойствам, соединяющим в себе элементы маскулинности и фемининности. Аналогично образовано слово гермафродит. Так звали древнегреческого бога Гермафродита, который был рожден в брачном союзе Афродиты и Гермеса и сочетал в себе сексуальные черты обоих родителей. - Здесь и далее, если не указано иначе, примечания автора.

30       Плутарх приписывает эту шутку Катону (см. биографию Катона Старшего, гл. IX). - См.: Плутарх. Сравнительные жизнеописания [примеч. С. П. Маркиша]. - Примеч. ред.

99       M. -L. vonFranz, APsychologicalInterpretationofTheGoldenAssofApuleus(Zurich: SpringPublications, 1970), p. XIII-10 и далее; ІІ-З и далее. См. также: М. - L. vonFranz, PuerAetemus.

116     Coniunctio(лат. ) - связь; родство; дружба, близость; согласие, симпатия; брачные отношения, супружество; отношение; логическая связь. - Примеч. ред.

www. e-puzzle. ru

www. e-puzzle. ru


[1] Hyemeyohsts Storm, Seven Arrows (New York: Harper and Row, 1962), p. 14.

[2] ЭтацитатавзятаЮнгомизалхимическоготрактата: Hermetis Trismegisti Tractatus vere Auroreus, 1610, онаприводитсяпоизданию: С. G. Jung, Letters, Vol. I (. Princeton, N. J.: PrincetonUniversity Press, 1973), p. 443; см. также: Letters, Vol. II{Princeton, N. J.: PrincetonUniversityPress, 1975), p. 321 n. 2.

[3] Где возможно, я попытаюсь избегать местоимения, отражающего маскулин­ность, по отношению к Богу и человечеству (в русском языке, в отличие от анг­лийского, слово «человечество» среднего рода. - Примеч. пер. ), но общее употреб­ление этого слова в нашем «неповоротливом» языке не позволяет мне в этом от­ношении быть последовательным до конца.

[4] Бытие, 2: 24.

[5] Идею Антропоса в сжатом виде можно найти в книге: M. -L. vonFranz, IndividuationinFairyTales (Zurich: SpringPublications, 1977), p. 90 и далее.

[6] The Philosophy of Plato, The Jowett translation, ed. Irwin Edman, Symposium (New York: The Modem Library, 1928), p. 356. (См. также: Платон. Пир [в пер. С. Апта] // Платон. Собр. соч. В 4 т. - М.: Мысль, 1993. - Т. 3. - С. 81. - Примеч. пер. )

[7] Mircea Eliade, Shamanizm (Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1964), p. 72. (См. также: Элиаде Мирча. Шаманизм: архаические техники экстаза. - Киев: София, 2000. - С. 36-37. - Примеч. пер. )

[8] Nicholas Berdyaev, The Destiny of Man (New York: Harper Torchbooks, 1960), p. 61-62. (См. также: Бердяев H. A. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Фи­лософия творчества, культуры и искусства. - В 2 т. - М.: Искусство, ИЧП «ЛИ­ГА», 1994. - Т. 1. - С. 180. Гл. «Творчество и пол. Мужское и женское. Род и лич­ность». - Примеч. пер. )

[9] The I Ching or Book of Changes, trans. Richard Wilhelm and Cary F. Baynes (New York: Pantheon Books, 1950, 1966, ed. ), p. xxxvi. (См. также: И цзин: Книга пе­ремен. - СПб.: Азбука-Классика, 2007. - Примеч. пер. ).

[10] См.: Secret of Golden Flower, trans. Richard Wilhelm, with a Foreword and Commentary by C. G. Jung, trans. from German by Gary F. Baynes (New York: Harcourt, Brace and World, 1931, rev. ed. 1962), p. 115. (В этом издании - вступи­тельное слово и комментарии Юнга. - Примеч. ред. )

[11] Рим. 7: 19.

[12] С. G. Jung, Collected Works[далееобозначаетсякакCW] 9, 1, The Archetypes and the Collective Unconsciousness (New York: Pantheon Books, 1959), p. 29.

[13] С. G. Jung, The Interpretation of Visions (Spring, 1965), p. 110.

[13] С. G. Jung, CW 7, Two Essays in Analytical Psychology (New York: Pantheon Books, 1953), p. 88 n.

[14] С. G. Jung, Man and His Symbols (Garden City N. Y.; Doubleday and Co., Inc., 1964), hardback ed., p. 177. (См. также: Юнг К. Г. Человек и его символы. - М.: Серебряные нити, 2006. - Примеч. пер. )

[15] Воригиналездесьидалее - the minority of feminine or masculine genes. - Примеч. ред.

[16]C. G. Jung Speaking, ed. McGuire and R. F. C. Hull (Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1977), p. 296. См. также: CW 11, par. 48; CW 8, par. 782; CW 9, 1, p. 58, 512.

[17] Irene de Castillejo, Knowing Woman (New York: G. P. Putnam’s Sons, 1973),

p. 174.

[18]        С. G. Jung, The Visions Seminars, Part Two (Zurich: Spring Publications, 1976),

p. 493.

[19] «Сирз» (Sears) - в США и Канаде крупная холдинг-компания, контроли­рующая ряд компаний по производству промышленного оборудования. И соответ­ственно - сеть крупных универсальных магазинов, где можно приобрести любые хозяйственные товары - от носков до бытовой техники. - Примеч. ред.

[20] Гвиневра, Гиневра или Джиневра (англ. Guinevere)- супруга легендарно­го короля Артура, изменившая ему с Ланселотом, одним из рыцарей Круглого сто­ла. Один из первых и эталонных образов Прекрасной Дамы в Средневековой кур­туазной литературе. - Примеч. пер. ’

[21] Dante, La vita nuova [The new life], as quoted in The Age of Faith by Will Durant (New York: Simon and Schuster, 1950), p. 1059. (См. также: Данте Алигьери. Новая жизнь. - СПб.: Вита Нова, 2006. - Примеч. пер. )

[22] Dante, Lavitanuova.

[23] Аспазия, Аспасия (др. -греч. Aspasia, ок. 470-400 до н. э. ) - вторая жена Перикла (490-429), политического деятеля древних Афин. Отличалась умом, об­разованностью и красотой, в ее доме собирались художники, поэты, философы. - Примеч. пер.

[24]        Will Durant, Caesar and Christ (New York: Simon and Schuster, 1944), p. 187.

[25] Тамже, p. 204.

[26] Plutarch's Lives, chapter on Mark Antony; The Harvard Classics edition, translated by Dryden, corrected and revised by Clough (New York: P. F. Collier & Son Company, 1909), p. 363. (См. также: Плутарх. Деметрий и Антоний // Плутарх. Сравнительные жизнеописания. - В 3 т. - СПб.: Кристалл. - Т. 3. - Гл. XXXVII. - Примеч. ред. )

[27] Там же, р. 383. (Там же, гл. LXII. - Примеч. ред. )

[28] Там же, р. 387. Выделено Дж. Санфордом. (Там же, гл. LXVI. - Примеч.

ред. )

[29] Marie-Louise von Franz, The Feminine in Fairy Tales (Zurich: Spring Publica­tions, 1972), p. 13 идалее. (См. также: Франц M. -JI. Феминность в вошебных сказках. - М.: Независимая фирма «Класс», 2009. - Примеч. пер. )

[30] С. G. Jung, Marriage as a Psychological Relationship, CW 17, The Development of Personality (New York: Pantheon Books, 1954), p. 189 of the 1964 edition. (См. так­же: Юнг К. Г. Брак как психологическое отношение // Юнг К. Г. Проблемы души нашего времени. - М.: Прогресс, 1993. - С. 204. - Примеч. пер. )

[31] ЕвангелиеотЛуки, 14: 26.

[32] Verda Heisler, Individuation trough Marriage //Psychological Perspectives, Fall 1970, Vol. 1, No 2.

[33] Товит (евр. «Бог есть благ») - израильтянин из колена Неффалима; он отличался праведностью в своей родной стране и не оставил благочестивого об­раза жизни и в плену, в Ниневии. За свои благодеяния бедствующим единопле­менникам он подвергся преследованиям ассирийского правительства и вообще пережил целый ряд испытаний, которые закончились для него и его потомства полным благословением Божьим. История жизни этого праведника подробно изложена в Книге Товита, принадлежащей к числу неканонических книг Ветхо­го Завета. Когда и кем написана эта книга - неизвестно; в еврейском тексте Биб­лии ее нет. Происхождение ее относят к двум последним векам до н. э. Она из­вестна на разных языках, но первоначальным текстом ее признается греческий, семидесяти толковников. Климент Александрийский пользовался этой книгой как частью Писания и, следовательно, признавал ее священной. Не придавая Книге Товита канонического достоинства, церковь признает ее, однако, полез­ной для нравственного назидания. Амвросий Медиоланский написал сочинение DeTobia, в котором ставит эту книгу выше обыкновенных сочинений человече­ских как книгу пророческую (liberpropheticus). Блаженный Иероним, настаивая на исключении Книги Товита из числа канонических, не отвергает ее практиче­ской пользы для народа. - Примеч. пер.

[34] Желчь рыбы была использована позже, чтобы исцелить от слепоты стар­ца Товита.

[35] С. G. Jung, CW9, 1, р. 70.

[36] Кстати говоря, раздраженная женщина не пребывает «во власти Ани- муса» и не является одержимой Анимусом. У мужчин есть склонность пред­полагать, что все раздражение женщины исходит от ее Анимуса. Анимус мо­жет действовать более тонко; он удерживает женщину от внешнего выражения раздражения, которое мужчина не любит чувствовать на себе. Как мы увидим дальше, Анимус может очень хорошо узнавать причину гнева женщины и сооб­щать ее ей; но сама по себе фемининность никоим образом не может быть раз­драженной.

[37] James Hillman, Anima (Spring, 1973), p. 111.

[38] С. G. Jung, CW 9, 2, Mon (New York, Pantheon Books, 1959), p. 15. (См. так­же: Юнг К. Г. Mon. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. - Примеч. пер. )

[39] Описание метода активного воображения можно найти в приложении в конце книги.

[40] С. G. Jung, Memories, Dreams. Reflections (New York, Pantheon Books, 1961), p. 185-187. (См. также: Юнг К. Г. Воспоминания, сновидения, размышления. - Минск: Харвест, 2003. - Примеч. пер. )

[41] Barbara Hannah, Striving Toward Wholeness (New York: G. P. Putnam’s Sons, 1971), chap. 10.

[42] Emily Bronte, Withering Heights (New York, Random House edition, 1943), p. 14. (См. также: Бронте Э. Грозовой перевал / пер. М. Вольпина. - М.: Правда, 1988. - Примеч. пер. )

[43] C. G. Jung, CW 9, 2, p. 15.

[44] M. -L. von Franz, The Feminine in the Fairy Tales, p. 27. Выделено Дж. Сан­фордом. (См. также: фон Франц М. -Л. Фемининность в волшебных сказках. - М.: Независимая фирма «Класс», 2009. - Примеч. пер. )

i8Jung Speaking, p. 165.

[46] С. G. Jung, Letters, Vol. 2(Princeton, Princeton University Press, 1975),

[47] Goethe’s Faust, by С. F. Maclntre (Norfolk Conn.: New Directions, 1941), part 1, p. 91. (См. также: Гете И. В. Фауст / Пер. с нем. Н. Холодковского. - М., 1977. - Примеч. пер. )

[47] Robert Johnson, Не(King of Prussia, Pa.: Religious Publishing Company, 1974), p. 74. (См. также: Джонсон P. Он. - М.: Когито-Центр, 2005, 2008. - При­меч. пер. )

[47] Secret of the Golden Flower, p. Ill[скомментариямиЮнга].

[47] С. G. Jung, CW 7, p. 207.

[48] The Secret of the Golden Flower, p. 119 [скомментариямиЮнга].

[49] С. G. Jung, Man and His Symbols, p. 177. Выделено Дж. Санфордом. (См. также: Юнг К. Г. Человек и его символы. - М.: Серебряные нити, 2006. - При­меч. пер. )

[50] С. G. Jung, CW 7, р. 208.

[51] С. G. Jung, CW 9, 1, р. 29.

[52] С. G. Jung, CW 14, Mysterium Coniunctionis(Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1963; 2-nd printing 1974), p. 308. C. G. Jung, CW 16.

[53] С. G. Jung, Letters2, p. 423.

[54] С. G. Jung, CW 9, l, p. 30, 31.

[55] Тамже, p. 27.

[56] С. G. Jung, Letters2, p. 402.

[57] С. G. Jung, CW 16, The Practice of the Psychotherapy (New York: Pantheon Books, 1954, дополненноеипереработанноеизданиев 1966), р. 174.

[58] Aphrodite Pandemos, Aphrodite Urania (др. -греч. ). Существует две версии происхождения Афродиты: по одной - она дочь Зевса и океаниды Дионы, по дру­гой - родилась из морской пены, возникшей из упавшей в море крови оскоплен­ного Кроном Урана. Платон в своем «Пире», низводя Афродиту Пандемос от «все­народной» до «доступной, пошлой» и «чувственно-разнузданной», противопостав­ляет ей духовную, возвышенную Афродиту Уранию, произошедшую как бы от неба. - Примеч. ред.

[59] С. G. Jung, CW7, p. 225-226.

[60] С. G. Jung, CW 13, Alchemical Studies (Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1967, 1970 edition), par. 62.

[60] 1-я Книга Царств, 18: 10-11. [И было на другой день: напал злой дух от Бога на Саула, и он бесновался в доме своем, а Давид играл рукою своею на стру­нах, как и в другие дни; в руке у Саула было копье. И бросил Саул копье, поду­мав: пригвожду Давида к стене; но Давид два раза уклонился от него. ]

[61] Suetonius, Gams, quoted in Will Durant’s Caesar and Christ, p. 226.

[62] Там же, p. 265.

[63] Психопомп (др. -греч. Psychopompos- проводник душ), в греческой мифо­логии прозвище бога Гермеса, сопровождающего души умерших в подземное цар­ство Аида. - Примеч. ред.

[64] С. G. Jung, The Interpretations of Visions (Spring, 1966), p. 143.

[65] Тамже, p. 129.

[66] Esther Harding, The Way of All Women (New York: David McKay Co., Inc., 1933, 1961), chap. 2.

[67] Barbara Hannah, Striving Toward Wholeness, chap. 10.

[68] С. G. Jung, CW 16, p. 301.

[69] См.: Е. Jung, Animus and Anima; de Castillejo, Knowing Woman, Hannah, Striving Toward Wholeness.

[70] C. G. Jung, CW 16, p. 294.

[71] C. G. Jung, CW 9, 2, p. 14. (См. также: Юнг Л. Г. Моп. - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. - § 29. - Примеч. пер. )

[72] De Castillejo, Knowing Woman, p. 76.

[73] Там же, p. 166.

[74] Там же, р. 80.

[75] De Castillejo, Knowing Woman, p. 168.

[76] Там же, p. 80.

[77] К счастью для сексуальной жизни в браке, супружеские отношения, особенно длительные, имеют определенные преимущества, если сексуальная жизнь обоим доставляет удовлетворение. Например, при длительных отношени­ях у пары есть возможность хорошо узнать друг друга как сексуальных партнеров, открыть для себя, что доставляет удовольствие другому, и стать очень хорошо ис­кушенным и сведущим любовником, наиболее подходящим своему партнеру. Для долговременных отношений также очень важно, что фактор близости и привя­занности может играть большую роль, чем простое восполнение исчезнувшего образа Анимы или Анимуса, спроецированного на партнера. Кроме того, если супружеская пара может сохранить живыми эротические фантазии в своей сек­суальной жизни, может быть, непосредственно делясь ими друг с другом и вы­ражая их в процессе любви, то и в браке сексуальность может оставаться важной частью супружеских отношений.

[78] Adolf Guggenbuhl-Craig, Marriage - Dead or Alive, trans. Murray Stein (Zurich: Spring Publications, 1977), p. 36 идалее.

[79] Von Franz, Feminine in Fairy Tales, p. 33-34. (См. также: фон Франц М. -Л. Фемининность в волшебных сказках. - М.: Независимая фирма «Класс», 2009. - Примеч. пер. )

[80] Эту историю рассказали мне люди, которые слышали ее по радио и про­чли в газете. Возможно, я ее цитирую не совсем точно. Независимо от того, прав­дива ли эта история, она служит иллюстрацией того, что значит женская справед­ливость.

[81] Этот материал взят из лекции Роберта Джонсона с таким же названием, которую он прочитал в 1979 году в сообществе FriendsofJung. Available from the Friends of Jung Tape Library, P. O. Box 33114, San Diego, Calif. 92103.

[82] Edward С. Witmont, The Symbolic Quest (Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1978 edition), p. 20-23.

[83] Guggenbuhl-Craig, Marriage, p. 84.

[84] Guggenbuhl-Craig, Marriage, p. 82-83.

[85] Я собираюсь ограничиться рассмотрением мужской гомосексуальности, ибо по моим ощущениям, мне не хватает знаний, чтобы взять на себя смелость обсуждать сферу женской гомосексуальности.

[86] Юный любовник римского императора Адриана (Публия Элия). См.: Marguerite Yourcenar, Memoirs of Hadrian (New York: Farrar, Strauss and Ca, 1963).

[87] M. -L. von Franz, PuerAetemus (Zurich: Spring Publications, 1970), p. IX-17. (См. также: фон Франц М. -Л. Вечный юноша: PuerAetemus. - М.: Независимая фирма «Класс», 2009. - Примеч. пер. )

[88] Thomas Mann, Death in Venice (New York: Random Hous, 1936), p. 44. (Cm. также: Манн Т. Смерть в Венеции: Новеллы / [пер. с нем. Н. Манн]. - М.: Заха­ров, 2007. - Примеч. пер. )

[89] M. -L. von Franz, The Feminine in Fairy Tales, p. 151-152. Вообще женщина, молодая или же в возрасте, может служить экраном для проекции образа Самости. (См. также: фон Франц M. -JI. Фемининность в волшебных сказках. - М.: Незави­симая фирма «Класс», 2009. - Примеч. пер. )

[90] Бентамская порода бойцовых петухов воспета в английской литературе за их драчливость, непокорность, заносчивый характер. - Примеч. ред.

[91] См. Indians (Alexandria. Va: Time-Life Books, 1973), p. 129.

[92] C. G. Jung, CW 9, 1, p. 71.

[93] Guggenbuhl-Craig, Marriage, p. 78.

[94] Guggenbuhl-Craig, Marriage, p. 80.

[95] M. -L. von Franz, The Golden Ass, p. XIII-1.

[96] Эдвард Витмонт также написал на эту тему очень интересное резюме к своей книге “TheSymbolicQuest', p. 178-181.

[97] Сьюзен Браунелл Энтони (1820-1906) - выдающийся гражданский ли­дер, борец за гражданские права. В XIX веке она сыграла ключевую роль в движе­нии женщин за равные гражданские права, в частности, боролась за избиратель­ные права женщин в США. - Примеч. пер.

[98] C. G. Jung, CW 7, par. 328.

[99] Речь идет о пустом психологическом контейнере. - Примеч. ред.

[100] Hillman, Anima, p. 118.

[101] C. G. Jung, Letters, 2, p. 24. ВыделеноДж. Санфордом.

[102] Esther Harding, Woman's Mysteries, Ancient and Modem, (New York: G. P. Putnam’s Sons, 1971 edition), p. 35, 36.

[103]       Philip Zabriskie, “Goddesses in Our Midst”, Quadrant, no 17, Fall, 1974.

[104] Nicholas Berdyaev, The Destiny of Man (New York: Harper Torchbooks, 1960), p. 62. (См. также: Бердяев H. A. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Философия творчества, культуры и искусства. - В 2 т. - М.: «Искусство», ИЧП «ЛИГА», 1994. - Т. 1. - С. 180. Гл. «Творчество и пол. Мужское и женское. Род и лич­ность». - Примеч. пер. )

[105] Цит. по: C. G. Jung, Symbols of Transformation, CW 5 (Princeton, N. J., Princeton University Press, 1974), p. 269 n. 152. (См. также: Юнг К. Г. Символы трансформации. - М.: PentaGraphic, 2000. - §411, 671. -Примеч. пер. )

[106] C. G. Jung, Aiony CW 9, p. 202-203.

[107] Эвелин Адерхилл (1875-1941) - английская писательница, приверженец англо-католической церкви, хорошо известна своими многочисленными трудами в области христианской мистики и религиозных практик. - Примеч. пер.

[107] EvelynUnderhill, Mysticism (New York: E. P. Dutton and Company, Inc., 1930 edition), p. 137. (См. также: АндерхиллЭ. Мистицизм. - Киев: София, 2000. - Примеч. ред. )

[108] См. Horn, in Cant. 1. 7. (См.: Ориген. Гомилии (Беседы) на Песнь Пес­ней, 1, 7. - Примеч. ред. )

[109] Бернар Клервоский (1090-1153) - католический святой, учитель церкви, теолог-мистик, был самым могущественным и влиятельным монахом XII столе­тия. Этот великий цистерцианский аббат монастыря Клерво был также страстным полемистом. - Примеч. пер.

[110]       John A Sanford, The Kingdom Within (New York: J. B. Lippincott Ca, 1970).

[111] Иероним Блаженный (ок. 347-420), отец церкви, автор Вульгаты - ла­тинского перевода Библии, а также многих библейских комментариев и трудов по истории ранней церкви. - Примеч. ред.

[112] Петр Ломбардский (ок. 1100-1160), по прозвищу Магистр сентенций, парижский епископ, один из наиболее влиятельных средневековых богословов- схоластов. - Примеч. ред.

[113] Nicholas Berdyaev, The Destiny of Man (New York: Harper Torchbooks, 1960), p. 240. (См. также: Бердяев H. A. Смысл творчества // Бердяев Н. А. Фи­лософия творчества, культуры и искусства. - В 2 т. - М.: «Искусство», ИЧП «ЛИГА», 1994. - Т. 1. - С. 180. Гл. «Творчество и пол. Мужское и женское. Род и личность». - Примеч. пер. )

[113] Впервые этот текст был опубликован в моей книге «Исцеление и целост­ность» {HealingandWholeness, PaulistPress, 1977), гл. 6.

[114] C. G. Jung, CW 14, Mysterium Coniunctionis, (Princeton, N. J.: Princeton University Press, 1963; 2-nd printing 1974), p. 526. (См. также: Юнг К. Г. Mysterium Coniunctionis. -М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. - § 749. - Примеч. пер. )

[115] C. G. Jung, CW 14, Mysterium Coniunctionis, p. 495. (Там же, § 706. - При­меч. пер. )

[116] Spiritusfamiliaris(лат. ) - дружественный дух. - Примеч. ред.

[116] Daimon(др. -греч. ) - бог, богиня; божество (преимущественно низшего порядка): дух, гений, демон; также душа умершего. Genius(лат. ) - гений, дух, при­сущий отдельному человеку, семье, месту и т. д. Следует отличать слово «даймон», характерное для древнегреческой мифологии, обозначающее добрых или злых «сверхъестественных существ среди смертных и богов, как, например, низшие бо­жества или духи мертвых героев» (см. «Пир» Платона), от слова «демон», упот­ребляемого в иудейско-христианской традиции, - бес, злой дух, который может вводить во искушение, приносить беды или в худшем случае вселяться в людей, вызывая одержимость. - Примеч. ред.

[117]       Gerhard Adler, The Living Symbol (New York: Pantheon Books, 1961).

[118] С. G. Jung, Mysterium Coniunctionis, p. 526. (См. также: ЮнгК. Г. Mysterium Coniunctionis, - М.: Рефл-бук; Киев: Ваклер, 1997. - § 752-753. - Примеч. пер. )

[119] Мф. 4: 1-11.

[120] Мф. 3: 17.

[121] 3-я Книга Царств 19: 9. [«И вошел он там в пещеру и ночевал в ней. И вот, было к нему слово Господне, и сказал ему Господь: что ты здесь, Илия? »]



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.