Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава четвертая 4 страница



Что необходимо, так это не отвергать сексуальность и эрос, а очистить эрос от эгоцентризма, властности и бессознательного. Эрос не тождествен сексуальности, но когда подавляется сексуальность, эрос тоже подавляется. Эрос - это великая сила, сосредоточенная в самом сердце любого человеческого творчества, в каждом проявлении любви между людьми, и даже в сокровенной сущности отношений между человеком и Богом. Эрос создает в жизни тепло, дает человеку надежду на будущее, и только эрос делает возможной самоотверженную, жертвенную жизнь. Но если человек хочет присвоить себе эрос, присвоить себе таинство Coniunctio, считая его своей частной собственностью, его жадность и властность испортят эрос, и тогда продвижение на высший уровень сознания становится недостижимым.

Поэтому христианская теология брака должна призывать не к отвержению эроса и сексуальности, а к повышению осознания того, что он значит для человека. Великая христианская добродетель высокой любви достигается не отрицанием эроса, а его очищением. Как можно выделить золото из руды, просеивая и промывая золотоносную руду, так и золото человеческого эроса можно добыть, просеяв его и очистив от примесей человеческого эгоцентризма. Но никто не может получить золото, просто выбросив руду. Чтобы его добывать в наши дни, требуется и психологическое осознание, и духовная чувствительность. Великая сила эроса может стать деструктивной, если она остается слепой, а эрос слеп до тех пор, пока люди, которые несут в себе эту великую силу, не осознали своей природы. Чтобы достичь истинной цели, эрос нуждается в просветлении благодаря развитому сознанию. При этом в отсутствие эроса сознание не может развиваться и цель остается недостижимой.

В конечном счете, Эрос - это величайшее Таинство. Мы можем говорить о сексуальности, мы можем понимать сущность проекции, мы можем говорить о переносе, но когда мы добавляем ко всему этому эрос, все это уже не имеет никакого значения, ибо в конце концов приходим к величайшему Таинству, которое есть Любовь.

Активное воображение129

Сам по себе психологический анализ души - необходимое, но не достаточное условие ее исцеления. Даже если мы до конца понимаем свою историю и осознаем, какие силы, действующие у нас внутри, формируют нашу жизнь, само по себе это нас не излечит. Основная ценность такого анализа заключается в том, что он позволяет выработать осознанную ориентацию и определенное видение. Кроме того, он также укрепляет силу Эго, тем самым позволяя нам осуществлять свободный выбор и определять новые установки. Все это очень полезно, но этого недостаточно. Чтобы примирить сознание и бессознательное, нужно сделать что-то еще, чтобы изменить неблагоприятное внутреннее состояние или как- то обновить свою жизнь. Для этого нужны определенные средства, позволяющие сформировать и постоянно поддерживать отношения с внутренним миром, который является источником новой жизни и через который фактически можно разрешить все свои внутренние конфликты.

Специальным методом работы с бессознательным стал разработанный К. Г. Юнгом метод так называемого «активного воображения». Активное воображение - это еще один шаг вперед по сравнению с медитацией. Медитация включает в себя созерцание образа; активное воображение - это взаимодействие с образом. При использовании метода активного воображения в центре внимания оказывается образ, голос или фигура бессознательного, а затем происходит взаимодействие с этим образом или фигурой. При активном воображении Эго обязательно становится участником взаимодействия. Мы не являемся пассивными наблюдателями, а конструктивно вовлекаемся в то, что происходит. Для этого

необходимы активизация образа бессознательного и бдительное Эго, участвующее в процессе.

Краткое предостережение: активное воображение может вызвать из бессознательного поток образов, который в некоторых случаях будет трудно остановить. Это, возможно, вас испугает, ибо в таких случаях поток образов похож на поток воды, который нельзя повернуть, и тогда у человека появляется страх перед эмоциональным внутренним затоплением. Я ни разу не слышал о том, что кто-то действительно испытал такое травматическое воздействие, но знал одного или двух человек, которые очень испугались. Не факт, что действительно из-за этого, так как большинство людей могут остановить процесс активного воображения в любой момент, когда они этого захотят. Однако вполне возможно, что кто-то оказался слишком близко к бессознательному, не обладая достаточно сильным Эго. В этом случае не следует применять метод активного воображения без руководства опытного специалиста или терапевта, с которым, если необходимо, можно поделиться своими переживаниями.

Процесс активного воображения можно начинать несколькими разными способами. Одной из отправных точек является сновидение. В этом случае мы продолжаем сновидение в своем активном воображении, записывая все, что приходит нам в голову. Это особенно полезно в тех случаях, когда сновидение не имеет завершения. Например, предположим, нам снится некая фигура, которая нас преследует, а мы от нее убегаем, и внезапно сон обрывается, хотя мы все еще продолжаем убегать от этой фигуры. Это «незавершенное» сновидение. Оно не заканчивается, потому что бессознательное больше не может предпринять никакого действия. Мы можем продолжить сновидение, закончив его сюжет в активном воображении. Что может случиться дальше? Может быть, мы увидим, как останавливаемся и поворачиваемся лицом к своему врагу; или, возможно, кто-то вмешивается в ситуацию, чтобы нам помочь. Появляется большое число возможностей, но следует выбрать лишь одну из них и рассмотреть подробно, чтобы увидеть, куда она нас приведет.

В качестве основы процесса активного воображения можно использовать и фантазию. Отправной точкой может послужить фантазия, которая нас преследует, или же неожиданный поток мыслей, которые снова и снова продолжают к нам возвращаться. Это может быть повторяющаяся фантазия о грабителе, который вламывается к нам в дом, или о преследующем нас злом роке, или же это может быть мощная сексуальная фантазия. Можно уловить эту фантазию и произвольно ее развивать, записывая все, что происходит с нами, пока мы это делаем. В результате этого действия наше психологическое состояние изменяется и проясняется скрытый смысл фантазии. Что касается сексуальных фантазий, этот метод может оказаться единственным, применив который можно избежать их проживания в реальной жизни и тем самым не дать разрушить наши отношения с другим человеком.

Одним из источников идеи Юнга об активном воображении была алхимия. В алхимических трудах говорилось о том, что адепт (алхимик) должен обращать пристальное внимание на все элементы, находящиеся у него в реторте, и сосредоточенно наблюдать за их трансформацией. Юнг переводит описание процесса с языка алхимии на язык психологии и усматривает в получившемся психологическом эквиваленте алхимического процесса прототип активного воображения. Согласно предположениям алхимиков, говорит он, нам следует:

... взять бессознательное в самой его высшей форме, скажем, в форме спонтанной фантазии, сновидения, необъяснимой смены настроения, аффекта или еще чего-нибудь в этом роде, и оперировать им. Нужно сосредоточить на нем внимание и затем следить за происходящими в нем изменениями. Следует посвятить решению этой задачи все свои силы, внимательно следить за цепочкой трансформации спонтанной фантазии. Самое главное - не позволить проникнуть в нее ничему внешнему, ибо у образа-фантазии есть «все, что ему нужно». Таким образом удастся надежно защититься от капризов сознания и позволить бессознательному действовать как ему вздумается. [114]                                                                                    .

В том же своем труде Юнг дает более подробное описание этого процесса:

Как я уже сказал, этот процесс может произойти спонтанно или его можно вызвать искусственно. В последнем случае вы выбираете сновидение или какой-то другой образ фантазии и сосредотачиваетесь на нем, просто продолжая держать его перед глазами. В качестве отправной точки можно использовать плохое настроение, а затем попытаться узнать, какой тип фантазии-образа оно порождает или какой образ выражает это настроение. Затем, концентрируя внимание, вы можете зафиксировать этот образ в своем сознании. Как правило, он станет изменяться, ибо само его созерцание оживляет его. Все изменения следует тщательно записывать, так как они отражают психические процессы на бессознательной основе, которые проявляются в форме образов, состоящих из материала осознанных воспоминаний. Таким образом, сознание и бессознательное соединяются подобно тому, как водопад соединяет верх и низ разлома. [115]

Активное воображение может начаться с любого проявления бессознательного - сновидения, настроения или чего-то еще, - но проще всего его начать с ежедневного диалога, происходящего в сознании у большинства из нас. Мы тратим много времени на «споры с собой». С помощью короткой интроспекции можно выявить, что у нас внутри спорят между собой самые разные голоса. Часто эти внутренние диалоги напоминают заседания в зале суда: нас как бы за что-то судят. Присутствует внутренний обвинитель - критический голос, который пытается в чем-то нас обвинить и, как правило, самоутвердиться, выступая в качестве судьи или обвинителя. У женщины обычно этот голос имеет маскулинный характер, а у мужчины - фемининный. Такие «голоса» похожи на автономные мысли или настроения, которые неожиданно проникают в сознание. Если мы их совсем не осознаем, то идентифицируемся с ними. Услышав голос внутреннего критика или «защитника обвинения», мы впадаем в депрессию и наша самооценка и мнение о себе становится крайне низкими. Осознать автономную природу этих голосов - значит научиться отличать их от себя, и такое просветление сознания даст нам возможность освободиться от состояния, эквивалентного состоянию одержимости.

Чтобы начать активное воображение со спора, который мы слышим у себя внутри, нам следует записывать мысли, которые уже мелькают у нас в голове. Это поможет персонифицировать разные голоса, которые мы слышим. «Защитник обвинения», «Великий учетчик», «Циничный наблюдатель», «Одинокая женщина» - это примеры персонификаций голосов, которые время от времени используют разные люди. Разумеется, персонификация должна соответствовать тону голоса, который мы слышим. Перенесение внутреннего спора на бумагу дает нам возможность откликаться на эти автономные мысли и побуждает нас прояснить и принять свою собственную точку зрения. Записывая эти высказывания, мы действительно начинаем слышать то, что говорится, и теперь перед нами возникает задача проверить, что означают эти высказывания. Следуя этому процессу, мы, например, можем для себя открыть, что авторитет внутреннего критика, в конечном счете, может быть не столь высоким, что, хотя этот критик мнит себя Богом, на самом деле он служит воплощением общественного мнения, то есть общепринятой, конвенциональной точки зрения.

Запись внутреннего диалога также укрепляет Эго, ибо взять ручку и начать делать записи - это деятельность Эго, в результате которой наше сознание укрепляется, центрируется и становится более прочным по отношению к разрушающим его воздействиям. Следовательно, теперь у нас появляется возможность определить свою позицию и, быть может, повернуться лицом к внутреннему врагу, который до сих пор, оставаясь незамеченным, пользовался своим преимуществом.

Конечно, мы можем услышать и позитивный толбс, с которым нам нужно учиться вести диалог. Подобно томгу как существует голос злодея, который, наверное, хочет, чтобы мы потерпели в жизни неудачу, существует и голос доброжелателя, помогающий нам получить полезные инсайты и приливы вдохновения. Мы можем развивать отношения с этой стороной своей личности, научившись вступать с ней в диалог и обсуждать с ней свою жизненную ситуацию.

В древности люди называли такую фигуру spiritusfamiliaris[116]. Сократ относился к нему не как к «демону»133 в нашем понимании, в негативном смысле этого слова, а именно как к своему «даймо- ну» - «гению», или вдохновляющему духу134. В христианской традиции этот образ связывали с присутствием Ангела-хранителя или с проявлением водительства Святого Духа. С психологической точки зрения эту фигуру можно сопоставить с воплощением Самости в ее связи с эго-сознанием. Если нам удастся установить и развивать отношения с этой внутренней фигурой, это нам очень поможет. У нас внутри как бы появляется внутренний аналитик или руководитель. В некоторых случаях - это путь к свободе от зависимости от аналитика, ибо мы получаем доступ к своей собственной бессознательной мудрости.

Заметим, как часто я упоминал о том, что, работая с активным воображением, мы должны записывать свой диалог на бумагу. Ведение таких записей необходимо по многим причинам. Запись придает диалогу реальность; пока он не записан, он может казаться призрачным, нереальным и не действенным. Кроме того, наличие записей позволяет нам удержаться от обмана и искажения процесса. Вполне возможно, что есть некие неприятные вещи, которые мы узнали о себе; они легко остаются без внимания, если их вовремя не записать. Как уже отмечалось, записи укрепляют Эго и развивают нашу сознательную позицию в отношениях с бессознательным. Наконец, у нас есть непрерывная регистрация диалога, позволяющая нам время от времени критически смотреть на то, что мы сделали. Это не только освежает память; иногда бывает, что в нашем активном воображении появляется нечто недоступное быстрому осознанию; записи позволяют нам это осознать несколько позже.

В практике записи активного воображения есть одно исключение; иногда этот метод лучше всего работает, когда мы пребываем в состоянии медитации, и тогда запись может прервать этот процесс. В таком случае нужно следовать активному воображению в процессе медитации, а затем сделать запись в журнале.

Я уже упоминал о риске при работе с активным воображением, но вообще очень сложно побудить людей к тому, чтобы они использовали этот метод. Отчасти проблема заключается в необходимости делать записи, чтобы процесс оставался реальным. Запись работы с активным воображением - это труд. По существу, сама работа с активным воображением представляет собой тяжелый труд, который требует дисциплинированности, и, чтобы проделать эту работу, нам нужно преодолеть инерцию, которая нас одолевает, когда заходит речь о психологии. Люди очень ленивы по отношению к собственной психике. Мы не хотим работать над собой, зато хотим, чтобы все само шло к нам в руки. Это общая проблема, существующая в терапевтических отношениях. Терапевт видит, что люди к нему приходят, считая, что он обладает волшебной силой, с помощью которой он сможет исправить все, что нужно исправить в их жизни, а потому им самим ничего делать не нужно. Это не только истощает силы терапевта, который должен сделать нечто большее, чем просто вложить в процесс свою долю энергии, но и сам пациент не достигает существенного прогресса. Дело в том, что прогресс в нашем психологическом развитии прямо пропорционален той энергии, которую мы в него вкладываем.

В дополнение к существующей у нас лени, которая сопротивляется работе с активным воображением уже потому, что оно «активно», у нас есть внутренний голос, который откровенно заявляет, что это «всего лишь наши собственные мысли». Как только мы отходим от известного и конвенционального, раздается комментарий этого циничного сомневающегося голоса: «Все, что мы делаем, - это чепуха и банальность» или «Не нужно ничего записывать». Это другой аспект критического голоса, с которым мы встречались раньше и который может также нам сказать, когда мы проснулись: «Да этот сон ничего не значит». Люда, которые хотят написать творческую работу, тоже обязательш/столкнутся с этим голосом и услышат, что он им скажет, наррішер, следующее: «Да об этом уже все написано» или «Ты никогда не сможешь это напечатать». Этот голос будет пытаться удерживать нас от работы с активным воображением и отпускать ядовитые замечания, словно хочет задержать наше развитие на самом заурядном уровне, который вообще возможен. Он ведет себя как голос-ужасной-матери мужчины или голос-отвратительного-отца женщины, как разновидность сказочной ведьмы, которая парализует юного героя или героиню, превращая в камень, погружая в глубокий сон или заставляя потерять голову.

В процессе работы с активным воображением есть два способа справиться с этим голосом. Один способ - не обращать на него внимания, решительно двигаться вперед, говоря: «Мне все равно, что говорит этот голос, я собираюсь проделать работу с активным воображением, а когда я ее закончу, мы посмотрим, что он собой представляет». Другой способ заключается в том, чтобы начать работу с активным воображением, ведя диалог с самим этим голосом. Если он тут же исчезнет, можно считать, что сражение наполовину выиграно и мы начали освобождаться от того, что удерживало нас в парализованном состоянии на многих уровнях жизни.

При диалоговой форме работы с активным воображением зачастую лучше всего записывать первые мысли, которые приходят в голову. Мы идентифицируем голос с тем, с кем мы хотим поговорить, и объясняем, что мы хотим, а затем записываем первую «ответную мысль», которая пришла в голову. Затем мы на нее отвечаем, и диалог продолжается. Очень важно не подвергать критике и не проверять все, что было сказано, пока мы участвуем в диалоге, а продолжать его, словно это обычный разговор. Позже, по его окончании, можно обратиться к своим записям и проверить какую-то их часть, если захочется.

Бывает так, что в одних случаях активное воображение обладает большей жизненной силой, чем в других. Бывают случаи, когда образ, голос или фантазия появляются сразу же, мгновенно активизируются и начинают с нами взаимодействовать. В других случаях лучше делать работу с активным воображением утром, а не вечером. Каждый человек должен найти для себя максимально удобный способ и определить, что лучше всего подходит именно ему.

Процесс активного воображения может продолжаться и очень долго, и совсем коротко. Хороший пример длительного процесса активного воображения приведен в книге Герхарда Адлера «Живой символ»[117], в которой автор обсуждает серию сеансов активного воображения женщины, продолжавшейся много месяцев, из которой затем развилась хорошо разработанная фантазия. С другой стороны, процесс активного воображения может быть и совсем коротким. Быстрее всего из известных мне процессов активного воображения закончился у одного писателя, который пытался третий раз переработать рукопись, чтобы угодить издателю. Раньше он мог вносить какие-то изменения, но на этот раз, когда он сел за печатную машинку, ему ничего не пришло в голову. Три дня он находился в депрессии, ибо у него не родилось ни одной мысли и ни одного слова, хотя обычно слова у него текли рекой. Наконец, ему стало ясно, что нечто внутри него сопротивляется переработке рукописи, поэтому он решил персонифицировать это сопротивление и поговорить с ним. В результате процесс активного воображения протекал приблизительно так:

Писатель (своему сопротивлению): Скажи, почему ты сопротивляешься этой работе?

Голос в ответ (сразу же): Потому что все уже написано.

Вот что требовалось услышать; и к этому нечего добавить. Когда писатель осознал, что книга уже приняла надлежащую законченную форму, он понял, что если издатель, с которым он вел переговоры, не хочет публиковать ее в таком виде, значит ему нужно найти другого издателя. Так он и поступил.

В конечном счете, активное воображение приносит пользу, ибо оно стремится соединить сознание и бессознательное. Оно вовлекает нас в отношения с фигурами бессознательного, устраивая «переговоры», и прорабатывает с ними разные вопросы. Оно помогает осуществить тот парадоксальный союз сознательной и бессознательной личности, который алхимики называли uniomentalis. Как алхимики, которые в поисках философского камня начинали с материалов, не представлявших ценности для большинства людей, так и мы начинаем с материала бессознательного, который должны были отвергнуть, и посредством медитации или активного воображения активизируем внутренний процесс. Комментируя алхимическую символику, Юнг дает нам следующее удачное описание того, как этот процесс подводит нас к достижению целостности:

Итак, современный человек не может даже осуществить uniomentalis, который дал бы ему возможность подняться на второй уровень соединения. Руководство аналитика, помогающее человеку понять то, что говорит бессознательное в сновидениях и т. п., может привести к необходимому прозрению, но когда дело доходит до реального опыта, аналитик уже больше ничем помочь ему не может: эту работу человек должен выполнить сам. Тогда он оказывается в положении ученика алхимика, которого Мастер какое-то время обучал всем тонкостям лабораторного искусства. Но наступает время, когда ученик сам должен заняться opus, так как, подчеркивали алхимики, за него никто это не сделает. Как и ученик, современный человек начинает с непривлекательной primamateria, которая принимает неожиданную форму - фантазии, достойной презрения, которая, как и забракованный строителями камень, «выброшена на улицу» и является такой «дешевкой», что люди даже не обращают на нее внимания. День за днем человек будет за ней наблюдать и замечать происходящие в ней изменения, пока у него не откроются глаза или, как говорят алхимики, пока рыбьи глаза, или искры, не засверкают в темном растворе...

Свет, который постепенно появляется в человеке, заключается в его осознании, что его фантазия - это реальный психический процесс, происходящий именно с ним. Хотя в какой-то мере он смотрит на него беспристрастно, со стороны, он также является действующим и страдающим персонажем в этой драме, происходящей в его психике... Если вы признаете свое участие, то должны включиться в процесс со своими собственными реакциями, как если бы вы были одним из персонажей фантазии или, скорее, как если бы драма, которая разыгрывается у вас перед глазами, была реальной. То, что эта фантазия развивается, - психический факт, и он настолько же реален, как реальны вы сами - как психическая сущность... Если вы участвуете в драме, оставаясь таким, какой вы есть, тогда не только возрастает актуальность драмы, но и вы сами, посредством вашего критического отношения к фантазии, создаете эффективный противовес ее тенденции выходить из-под контроля. Ибо то, что сейчас происходит, - это решительное приближение к бессознательному. Именно здесь прозрение, инсайт, uniomentalis, начинает становиться реальностью. То, что вы сейчас создаете, - это начало индивидуации, непосредственной целью которой является переживание и создание символа целостности. [118]

Хотя Юнг был первым, кто разработал и применил метод активного воображения как психологически утонченного инстру

мента для работы с бессознательным, он использовался и раньше. Очень хороший пример активного воображения можно найти в Евангелии от Матфея, в главе об искушении в пустыне[119]. «Иисус возведен был Духом в пустыню, для искушения от Диавола» после того, как на него снизошел Святой Дух, и он услышал «глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение»[120]. Естественно, что первое, что можно испытать в результате, - это великую гордость, искушение истолковать эти слова по-своему, и это искушение доносится в голосе Сатаны: «... если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами»139. Иисус услышал этот голос у себя внутри и ответил ему. Затем голос раздался второй раз, потом в третий, и каждый раз Иисус слышал его голос и отвечал. Это активное воображение. Я вовсе не хочу сказать, что в этой истории об Иисусе не было настоящего Сатаны. Такой голос у нас внутри является очень реальным, настолько реальным, что, пока мы его не услышим, не узнаем, от кого он исходит, и не ответим ему, мы, вероятно, будем находиться в его власти. Если бы такое произошло с Иисусом, вся его жизнь пошла бы по ложному пути. Его диалог с Сатаной - это краеугольный камень в жизни и в пастырстве, который Он заложил, а также яркая иллюстрация того, как эффективно работает активное воображение.

И, наконец, отметим прилагательное активное в определении метода. Этот метод не просто позволяет наблюдать за динамикой бессознательного. Скорее в этом процессе происходит самоутверждение Эго, и требования бессознательного необходимо сопоставить с реальностью Эго. В диалоге Иисуса с Сатаной присутствие Эго было совершенно очевидным. Иисус не просто слышал голос, а на него реагировал и ему отвечал. Конечно, в диалоге мог бы участвовать и голос-помощник, как, например, в диалоге, который вел Илия с голосом Яхве в пещере на горе Синай[121]. Но в любом случае процесс активного воображения требует активного участия Эго и представляет собой попытки сознаниягибессознательного выяснить между собой отношения и вместе созидать творческую жизнь.

 

Библиография

книги

Bronte, Emily. WutheringHeights. New York: Random House, Inc., 1943.

Castillejo, Irene de. Knowing Woman. New York: G. P. Putnam’s Sons, 1973.

Drury, Michael, To a Young Wife from an Old Mistress. Garden City, New York: Doubleday and Company, Inc., 1966.

Franz, Marie-Louise von. The Feminine in Fairy Tales. Zurich: Spring Publications, 1972.

—. Apuleius’ The Golden Ass. Zurich: Spring Publications, 1970, 1974.

—. Individuation in Fairy Tales. Zurich: Spring Publications, 1977.

Guggenbuhl-Craig, Adolf. Marriage, Dead or Alive. Zurich: Spring Publications, 1977.

Hannah, Barbara Striving Towards Wholeness. New York: G. P. Putnam’s Sons, 1971.

Harding, Esther. The Way of All Women. New York: David McKay Company, Inc., 1933, 1961.

—. Woman's Mysteries, Ancient and Modem. New York: G. P. Putnam’s Sons, 1971.

Johnson, Robert, HE! King of Prussia, Pk: Religious Publishing Co., 1974.

—. SHE! King of Prussia, Pa: Religious Publishing Co., 1976.

Jung, C. G. Collected Works [hereafter cited as CW] 7, Two Essays in Analytical Psychology. New York: Pantheon Books, 1953.

—. CW 9, 1, The Archetypes of the Collective Unconscious. New York: Pantheon Books, 1959.

—. CW 9у 2, Mon. New York: Pantheon Books, 1959.

—. CW 13, Alchemical Studies. Princeton, N. J.: PrincetonUniversity Press, 1967, 1970.

—. CW 14, Mysterium Coniunctionis. Princeton, N. J.: PrincetonUniversity Press, 1963, 1974.

—. CW 16, The Practice of Psychotherapy. New York: Pantheon Books, 1954.

—. C. G. Jung Speaking. Edited by William McGuire and R. E C. Hull. Princeton, N. J.: PrincetonUniversity Press, 1977.

—. Letters 1. Princeton, N. J.: PrincetonUniversity Press, 1973.

—. Letters 2. Princeton, N. J.: PrincetonUniversity Press, 1975.

—. Man and His Symbols. Garden City, N. Y.: Doubleday and Company, Inc., 1964.

—. Memories, Dreams, Reflections. New York: Pantheon Books, 1963.

—. Visions Seminars, Part One and Part Twa Zurich: Spring Publications, 1976.

Jung, Emma Animus and Anima. Zurich: Spring Publications, 1974. Neumann, Erich. Amor and Psyche. New York: Pantheon Books, 1956. Sanford, John A Healing and Wholeness. New York: The Paulist Press, 1977.

—. The Kingdom Within. New York: J. B. Lippincott Co., 1970.

Singer, June. Androgyny. Garden City, N. Y.: Doubleday Company, Inc., 1976.

Ulanov, Ann B. The Feminine in Jungian Psychology and in Christian Theology. Evanston, 111.: Northwestern University Press, 1971.

Whitmont, Edward C. The Symbolic Quest. New Ybrk: G. P. Putnam’s Sons, 1969.

Wilhelm, Richard, trans. The Secret of the Golden Flower. New Ybrk: Harcourt, Brace & World, Inc., 1931; revised and augmented, 1962.

СТАТЬИ

Binswanger, Hilde. «Positive Aspects of the Animus. » Springy 1963.

Heisler, Verda. «Individuation in Marriage. » Psychological Perspectives 1, not 2, Fall 1970.

Hillman, James. «Anima. » Springy1973 and 1974.

Hough, Graham. «Poetry and the Anima. » Spring, 1973.

Ostrowski, Margaret. «Anima Images in Carl Spitteler’s Poetry. » Spring. 1962. Wolf, Toni, «Structural Forms of the Feminine Psyche. »

Zabriskie, Philip. «Goddesses in our Midst. » Quadrant, na 17, Fall 1974.

БРОШЮРЫ

Hannah, Barbara. «The Problem of Contact with Animus. » London: Guild of Pastoral Psychology, 1962.

—. «The Religious Function of the Animus in the Book of Tobit. » London: Guild of Pastoral Psychology, 1961.

Heydt, Vera von der. «On the Animus. » London: Guild of Pastoral Psychology, 1964.

Lander, Forsaith, «The Anima. » London: Guild of Pastoral Psychology, 1962.

Metman, Eva, «Woman and the Anima. » London: Guild of Pastoral Psychology, 1951.

 

 

Санфорд Джон А.

НЕВИДИМЫЕ ПАРТНЕРЫ Влияние внутренней маскулинности и фемининности на межличностные отношения

Перевод В. Мершавки

Научный редактор В. К. Мершавка http: //mershavkaru/

Редактор Г. В. Альперина

Компьютерная верстка А. С. Масаев

Главный редактор и издатель серии JI. M. Кроль

Научный консультант серии E. JI. Михайлова

Изд. лиц. № 061747 Гигиенический сертификат № 77. 99. 6. 953. П. 169. 1. 99. от 19. 01. 1999 г. Подписано в печать 22. 06. 2009 г.

Формат 60x88/16. Гарнитура Петербург. Печать офсетная. Уел. печ. л. 10. Уч. -изд. л. 7, 5. Тираж 2000 экз.

Заказ № 1182.

М.: Независимая фирма «Класс», 2009. - 160 с. 103062, ул. Покровка, д. 31, под. 6.

E-mail: igisp@igisp. ru Internet: http: //www. igisp. ru



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.