|
|||
Глава втораяТак как мифы и сказки представляют собой спонтанное внешнее отражение психологической реальности, в них часто воплощаются Анима и Анимус, и через эти мифические и сказочные истории нам становится видно, как содержащиеся в них яркие образы могут влиять на жизнь человека. Возьмем, например, греческий миф о Кирке - беспощадной женщине, известной колдунье, умевшей насылать злые чары. Она отравила своего мужа, и за это боги ее сослали на остров Ээа, где она жила в прекрасном дворце. Благодаря своей колдовской силе она могла привлечь к себе любого мужчину, оказавшегося у берегов ее острова, чтобы затем превратить его в животное. Самую известную историю о Кирке можно найти в «Одиссее». Во время странствия Одиссей с товарищами приплыли к ее острову, Хозяйка была очень гостеприимна, угощала странников, устроив им пир во дворце. Разомлевших от удовольствия и блаженства мужчин Кирка с помощью волшебного заклятья превратила в свиней. К счастью, самого Одиссея спас бог Гермес, давший ему волшебную траву, послужившую противоядием от колдовских чар Кирки. Так что Одиссей смог в конечном счете одолеть колдунью и заставить ее освободить товарищей от пребывания в обличье свиней. Но даже тогда действие ее чар оставалось столь сильным, что Одиссею пришлось провести с ней на острове еще целый год, забыв и о своей жене Пенелопе, и о скором возвращении домой. Сирены, которые нам также встречаются в «Одиссее», ничуть не менее опасны, чем Кирка. Сирены - это ужасные существа, по- луженщины-полуптицы, с телом птицы и головой женщины. Их сладкоголосое пение было столь притягательным, что ни один мужчина, который его слышал, не мог удержаться и направлялся к ним. Но как только он приближался к сиренам, те набрасывались на него и разрывали на куски, поэтому весь остров, где они жили, был усеян черепами и костями мужчин. Сам Одиссей мог бы оказаться жертвой сирен, если бы его не предупредила Кирка. Когда его корабль проплывал мимо острова сирен, Одиссей залепил своим гребцам уши мягким воском, чтобы они не слышали их обманчивого пения, а себя приказал привязать к мачте. Спутники Одиссея вынули воск из ушей и отвязали его от мачты, когда остров остался далеко позади. В каждом из этих случаев мы сталкиваемся с существами женского пола, чрезвычайно опасными для мужчин. Они обладают огромной силой соблазна и могут искушать своим сладкоголосым пением, суля им райское наслаждение и приводя в бессознательное состояние. Затем, как только мужчины оказываются во власти соблазна и лишаются сил, губят их. Превращение спутников Одиссея в свиней символизирует снижение уровня маскулинного сознания до его низшей, животной сущности и психологического состояния, в котором мужчина отождествляется с сексуальным инстинктом и влечением к удовольствиям. Разрывая тела мужчин на части, сирены действуют подобно смертоносной силе Анимы, которая может раздирать на части маскулинное сознание, ожидающее лишь удовольствий и благодати, приводя его в бессознательное состояние. Таким образом в греческой мифологии воплощалась смертоносная, пагубная сторона Анимы, которая искушала мужчину и способствовала его гибели. Мы могли бы сказать, что Марк Антоний стал жертвой губительного воздействия Анимы - той ее стороны, которую воплощают сирены и Кирка, ибо он оказался в полной власти своего стремления к удовольствиям и стал жертвой соблазна, порожденного сиреноподобным качеством Анимы, которое он спроецировал на Клеопатру. Одиссею удалось избежать этой страшной участи, потому что он был предупрежден заранее; иначе говоря, он осознавал смысл ситуации. Прекрасно зная, что Кирка способна его погубить, герой смог преодолеть воздействие ее злых чар и получить от нее помощь, так как именно Кирка предупредила его о сиренах и рассказала ему, как противостоять их притягательной силе. Спутники Одиссея, как воплощение обычного человеческого сознания, в отличие от Одиссея, не услышали сладкоголосого пения сирен. Одиссей - герой, т. е. человек, который полностью открывает себя Аниме и подвергает себя ее воздействию; однако он является психологически просветленным и потому не становится жертвой ее негативного влияния. Поразительный пример пагубной стороны Анимуса можно найти в апокрифической Книге Товита[33]. Это история о красивой молодой женщине Сарре, которая была одержима демоном, Асмо- деем. Семь раз Сара выходила замуж, и каждый раз демон Асмо- дей приходил к ней в брачную ночь и душил ее мужа [«... она была отдаваема семи мужьям, но Асмодей, злой дух, умерщвлял их прежде, нежели они были с нею, как с женою» (Тов. 3: 8)]. Сарра помолилась Богу, который услышал ее молитвы и решил ей помочь. Он также услышал молитвы праведного слепого старика Товита и его сына Товии и послал ангела Рафаила помочь старику и его сыну, а также молодой женщине Сарре [«... и послан был Рафаил исцелить обоих: снять бельма у Товита, и Сарру, дочь Рагу ил ову, дать в жену Товии, сыну Товитову, связав Асмодея, злого духа; ибо Товии предназначено наследовать ее (3: 16-17)]. Рафаил взял Товию с собою в путь, и они подошли к реке Тигр и остановились там на ночь. [«Юноша пошел помыться, но из реки показалась рыба и хотела поглотить юношу. Тогда Ангел сказал ему: возьми эту рыбу. И юноша схватил рыбу, и вытащил на землю» (6: 3-4). ] Бросив рыбу на землю и следуя указаниям ангела, он вынул из нее сердце, печень и желчь и взял их с собой. Наконец они пришли в дом к Сарре, и Рафаил сказал Товии, чтобы тот взял в жены молодую женщину. Сначала Товия возражал, говоря: «... я слышал, что эту девицу отдавали семи мужам, но все они погибли в брачной комнате; а я один у отца, и боюсь, как бы, войдя к ней, не умереть подобно прежним; ее любит демон, который никому не вредит, кроме приближающихся к ней. И потому я боюсь, как бы мне не умереть... » (6: 14-15). Однако ангел сказал: «... когда ты войдешь в брачную комнату, возьми курильницу, вложи в нее сердца и печени рыбы, и покури: и демон ощутит запах и удалится, и не возвратится никогда» (6: 17-18). Товия все сделал, как ему сказали. Он полюбил Сарру и женился на ней. Когда наступила ночь, «он же... вспомнил слова Рафаила, и взял курильницу, и положил сердце и печень рыбы, и курил. Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта... »[34] (8: 2-3). Асмодей служит воплощением Анимуса; если женщина одержима таким Анимусом, он действует на нее как демон. Вероятно, все мы одержимы бессознательным содержанием, если не обращаем на него внимания и не вступаем с ним в контакт, но, как только нам удается это сделать, бессознательное помогает нам. Осознание содержания бессознательного - самый надежный способ установить с ним связь. Я уже сказал о комплексах, которые так воздействуют на сознание, что большинство людей сомневаются, есть ли у них вообще комплексы. Они не осознают, когда находятся в их власти. Поэтому Асмодей обладал Саррой, и, поскольку она находилась полностью в его власти, он проявлял демонические свойства. Он умертвил семь мужей этой женщины, так как Анимус, пока она была им одержима, пагубно воздействовал на ее человеческие и чувственные отношения с мужчинами. Ангел и рыба символизируют исцеляющую силу бессознательного, и в особенности силу духовной жизни. Как однажды заметил Юнг, противодействие одержимости злом заключается в том, чтобы наполнить свою душу духом, превосходящим по силе дух зла. Когда Товия положил в курительницу сердце и печень рыбы и воскурил, в душу Сарры словно вселилась новая духовная сила, и в ней больше не осталось места для демонических сил зла. Разумеется, при этом Товия пробудил эрос Сарры и привлек ее чувства к мужчине и желание строить отношения с ним. Человеческое тепло и эрос также обладают способностью изгонять злые силы. Поэтому данная история дает нам ключ к пониманию того, как женщина может справиться с пагубным воздействием Аниму- са. Ее душа должна быть исполнена духом, превосходящим по силе воздействие смертоносного Анимуса, и у нее должны сохраниться живая связь с эросом и способность к формированию близких отношений. Демон Асмодей, волшебница Кирка и соблазнительные сирены символизируют пагубное воздействие Анимуса и Анимы. Именно их негативное действие мы испытываем поначалу, и именно его нам обязательно нужно преодолеть, если мы хотим воплотить в жизнь позитивные аспекты Невидимых Партнеров. Но в первую очередь мы расскажем именно «печальную повесть» о негативном аспекте воздействия Анимы и Анимуса, а затем - уже в следующей главе - изложим «благую весть» о позитивном аспекте воздействия Анимы и Анимуса. Негативное воздействие Анимы и Анимуса непосредственно связано с тем, что мужчина не осознает и обесценивает фемининную часть своей психики, а женщина не осознает и обесценивает соответственно маскулинную часть своей психики. Что касается мужчин, Анима стремится получить над ними власть, и это ей удается, если у них не получается по-настоящему оценить и признать фемининные ценности в себе, в жизни, в женщинах. Поэтому мужчинам нужно научиться разговаривать с женщинами и их слушать, а женщины должны объяснять мужчинам, что для них, женщин, важно; и тогда связь мужчины с эросом и его ценностями станет намного лучше. Это упрощает его подлинную связь с Ани- мой, что очень существенно, потому что эта связь является ключевым фактором в его отношениях с архетипическими фигурами бессознательного. Ибо, как мы уже видели, если такие фигуры вступают в контакт с сознанием, возникает тенденция к проявлению их позитивного аспекта; в противном случае наблюдается их демоническое влияние. Что касается Анимы, то за настроением мужчины скрывается именно она. Мужчина, одержимый Анимой, всегда не в духе, он становится мрачным, сверхчувствительным и отчужденным. Его окружает ядовитая аура, и создается впечатление, что он в каком- то психологическом тумане. Он перестает быть объективным и общительным, и раздражение портит его образ невозмутимого мужчины. Если мужчина что-то обсуждает или пишет, находясь в таком состоянии, у него обязательно проявляются раздражительность и язвительность. Если он пишет, то влияние Анимы проявляется в сарказме, косвенных намеках, неуместных выражениях и язвительных выпадах, раскрывающих его субъективную, характерную предвзятость и отступление от объективного содержания его работы. Мужчина, находящийся в крепких объятиях Анимы, в глазах окружающих ведет себя как недалекая женщина, которая чем-то очень расстроена - фактически тем, что находится у нее внутри. Такое настроение может захватить мужчину совершенно неожиданно. Казалось бы, чье-то случайное замечание, легкое, почти незаметное разочарование - и мужчина уже не в духе. Удивительно, что сами они почти никогда не замечают, что ими овладевает нечто, существующее внутри, и что дурное настроение, которое одерживает над ними верх, возникает само по себе, без постороннего влияния. Такое расположение духа может сделать мужчину лишь немного ворчливым, вызвать недовольство или суровую мрачность. Но если это состояние становится хроническим, то может способствовать развитию алкоголизма или серьезной депрессии. В некоторых случаях созданное Анимой напряжение может вызвать у мужчины такое чувство отчаяния и беспомощности, что он способен совершить самоубийство. Несомненно, именно присутствие Анимы у мужчины объясняет тот факт, что мужчины реже, чем женщины, совершают попытки самоубийства, но эти попытки у мужчин оказываются «успешнее», чем у женщин. Словно Анима говорит мужчине: «Вся твоя жизнь прошла зря», и он приходит в глубокое отчаяние. Женщина, присутствующая в жизни мужчины, могла бы много ему рассказать об этих настроениях Анимы. Она почти досконально знает, когда он «не в духе», потому что становится недоступным для общения. В таких случаях невозможно добиться его внимания, достучаться до него через это дурное расположение. Создается впечатление, что он исчез, а его место занял кто-то другой. Такая подверженность мужчины настроениям, в конечном счете, расстраивает женщину: ей становится трудно находиться рядом с ним, когда он такой. Если попытаться заглянуть вглубь, в истоки мужского настроения, можно обнаружить, что там что-то не ладится, но мужчина вряд ли сможет осознать, что в самом деле не так. Вполне возможно, что его внутренней женщине не нравится, что он делает. Например, ей может не нравиться его работа, потому что она истощает ее жизнь и энергию, или же эта работа может не давать ей реализоваться в жизни. Можно сказать, что как бы внутренняя женщина мужчины и внутренний мужчина женщины тоже хотят самореализоваться в жизни, но они могут это сделать единственным способом - через ту реальную жизнь, которой они живут. Представим себе женщину, которая отвергает свое истинное предназначение и которой приходится жить в таком режиме, что у нее не остается места ни для эмоций, ни для творчества. Естественно, что она не будет удовлетворена жизнью, и ее недовольство будет чувствоваться в создаваемой ею атмосфере плохого настроения. Именно так и ведет себя Анима, если она не занимает подобающего ей места в жизни мужчины. Но негативная Анима может быть порождена и межличностными отношениями. Например, если задеть чувства мужчины, он может прийти в ужасное состояние. Если кто-то не обратил на него должного внимания, сказал ему какую-то колкость или резкость или как-то оттолкнул от себя, он сразу испытывает боль и гнев. Если мужчина испытывает боль и при этом может выразить свои чувства, то все в порядке - у него не будет плохого настроения. Например, если его чувства задела жена и он ей в ответ сказал: «Твои слова привели меня в бешенство», - он останется самим собой, не будет одержим Анимой и не придет от этого в дурное расположение духа. Но если мужчина не выражает свои чувства, они попадают в бессознательное и становятся добычей Ани- мы. Гневом, который мужчина не выражает прямо, завладевает Анима, и гнев превращается в обиду; а если мужчина обижен, значит это дело рук его Анимы. Оказавшись под влиянием Анимы, этот невыраженный и неосознанный гнев начинает тлеть, возгорается и сжигает его изнутри, а также выражается косвенно - в его «пассивно-агрессивном» настроении и поведении. Гнев всегда готов воспламениться и выйти наружу; в таком случае мужчина уже не переполнен им, а находится в полной его власти. Он становится одержим яростью, и всегда есть опасность, что его гнев превратится в ужасный аффект, ибо в такой ситуации Анима как бы уже готова бросить горящий факел в бочку с порохом, и тогда у мужчины начнется неконтролируемое извержение эмоций, которое полностью его поглотит. Юнг заметил, что влияние Анимы можно наблюдать у мужчины, подверженного воздействию эмоций и аффектов. Он писал: «Ее воздействие интенсифицирует, преувеличивает, фальсифицирует и мифологизирует все эмоциональные отношения с другими людьми обоего пола»[35]. Как уже отмечалось, противодействовать этому может мужчина, осознающий свои чувства и понимающий, что он может их выразить в отношениях с другим человеком. Таким образом, он не позволяет Аниме получить власть над своими эмоциями; более того, ее удовлетворяет его правильное отношение к тому, что причиняло ему боль и вызывало у него раздражение. Вовсе не обязательно считать, что Анима хочет управлять эмоциональной жизнью мужчины - ей приходится это делать по необходимости, потому что этим не занимается он сам. Словно она говорит: «Почему ты ничего не скажешь, что такой-то и такой-то поступок по отношению к тебе тебя раздражает! Если ты ничего не сделаешь с этим сам, значит придется это сделать мне\» Мы можем сказать, что если в эмоционально значимых отношениях что-то происходит не так, то Анима начинает ворчать по этому поводу, пока мужчина все не исправит или не найдет контакта со своими эмоциями каким-то подходящим для него способом. К сожалению, многим мужчинам трудно выражать свои чувства. Они стремятся к тому, чтобы их отношения были ровными, легкими и спокойными. Они не очень любят вступать в эмоционально окрашенные обсуждения сложных проблем. Они хотят «мира и покоя», им хочется, чтобы близкие для них женщины создавали приятную атмосферу, не вызывая у них раздражения. Но мы только что видели: если не вникать в сущность отношений, они просто-напросто ухудшаются, и если мужчина вся время отрицает свои чувства и не проявляет их по отношению к окружающим, то оказывается все время подвержен своему настроению, чувствует себя обиженным, то есть идет на поводу у своей Анимы. Создается впечатление, что над ним властвует ведьма, ибо он идентифицируется со своим настроением. Если мужчина становится способен выражать свои чувства, то не только его эмоции оказываются свободными от тисков Анимы, но и он сам становится более психологически развитой личностью. Мужчина, постоянно избегающий эмоционально окрашенного общения с другими людьми, образно говоря, находится в утробе Матери. У него есть единственное средство освободиться от материнского комплекса - выразить себя в отношениях с другими. Если ему не удается это сделать, то на уровне эмоционального развития он так и остается маленьким мальчиком, который боится женщин, обижается на них, если они не могут сделать его счастливым, и который так и не вступил в полноценный контакт со своей внутренней маскулинной силой. Зачастую мужчины весьма неохотно обсуждают неприятности в отношениях с женщинами, так как боятся их раздражения, своего собственного гнева или опасаются быть отвергнутыми или испытать боль. Проработка психологических проблем, содержащихся в отношениях, требует, чтобы мужчина вступил в контакт со своим гневом. Он должен настолько усмирить свой гнев, чтобы смочь его выражать, не рискуя, что гнев возьмет над ним верх; он должен суметь себе разрешить проявлять собственную творческую темную сторону. Один мой знакомый как-то сказал, что, как только у него с женой возникает ссора, он занимает место поближе к входной двери, чтобы, если разгневается, у него была возможность уйти. То есть он боялся собственного гнева. Разумеется, пока он не смог проработать свой гнев у себя внутри, он не мог работать над отношениями с женой. Если мужчина боится женского гнева, этот страх часто возвращает его в состояние маленького мальчика. Посмотрите на малыша, когда на него сердится мать! Посмотрите, как ему плохо, - как много детей испытывают ужасную боль и хотят сделать все возможное, чтобы умиротворить мать, чтобы снова все стало хорошо, или же, если ребенок оказывается более сильным, он открыто проявляет свое мальчишеское неповиновение, чтобы справиться с подавляющим его чувством боли. Язвительный гнев женщины и сила отвержения очень сильно воздействуют на других людей, в особенности на мальчиков и мужчин, и если мужчина хочет вступить в отношения с женщиной, ему следует преодолеть страх, гнев и тревогу быть отвергнутым. Это значит, что он должен найти в себе маленького мальчика и помочь ему. Если он признает в себе этого уязвленного маленького мальчика, у него будет гораздо меньше возможностей идентифицироваться с ним в своей жизни и больше - оставаться мужчиной в отношениях с женщиной. Кроме того, он должен научиться справляться с раздражительной, отвергающей стороной личности своей женщины. Он может себя спросить: почему она должна себя вести таким образом? Но как Анима имеет свою негативную сторону, которую следует преодолеть, если нужно осознать ее позитивную сторону, так и каждый мужчина должен уметь выдержать темную сторону личности женщины, существующей в его жизни, если он хочет почувствовать нежность и животворные стороны ее ЛИЧНОСТИ[36]. Страх у мужчины быть отвергнутым, если он будет создавать сложности в отношениях с женщиной, как правило, безоснователен. Женщина, которая заботится о мужчине или находится в контакте со своими инстинктами, побуждающими ее устанавливать близкие отношения, имеет больше возможностей для конфронтации с этой проблемой и ее проработкой. Молодой мужчина, который работал в ресторане, однажды очень рассердился на одну официантку и высказал ей все, что он думал о ней и о том, что она делает. После этого он пришел ко мне в изумлении, говоря: «Знаете, вы можете сказать женщине все что угодно, если это справедливо». Он удивился, что девушка выслушала все, что он сказал, что-то ему ответила, и главное - дослушала до конца, не выразив ни малейшего раздражения. «Праведный» гнев означает, что созданные проблемы связаны с тем, что происходит в отношениях двух человек. Это искреннее выражение подлинного чувства. Если мужчина выражает «неправедный» гнев по отношению к женщине, он делает это косвенно, создавая неприятную психологическую атмосферу или принимая эгоистичную установку. Если он выражает свой справедливый гнев, то есть делает это подходящим способом, он скажет лишь о том, что выводит его из себя. Женщина, проявляющая внимание к мужчине, не оттолкнет его, если он станет таким образом выражать свой гнев; наоборот, она будет это приветствовать, ибо тем самым он показывает, что ему важны их отношения. С точки зрения женщины, если мужчина не обращает внимания на проблемы в отношениях между ними, это значит, что он не обращает внимания на нее, и с ее точки зрения это значит, что ему не важны ни она сама, ни отношения с ней. Зачастую женщины бывают довольны тем, что мужчины выражают свой гнев, так как этот гнев им показывает, что они зашли слишком далеко. Там, где есть эмоции, присутствует нечто, свидетельствующее о том, что другой человек включен в отношения. Если мужчина никогда не проявляет своих эмоций, он оставляет в отношениях вакуум, и в особенности если он является пассивной стороной, то у большинства женщин проявляется нечто доминирующее над таким мужчиной, если он это позволит. Именно мужская пассивность в отношениях вызывает проявление женского Анимуса. Гнев мужчины может быть здоровой ответной реакцией на ее доминирование, и такой гнев женщина будет только рада принять, ибо она в нем признает мужскую силу, отнесется к ней с уважением и избавится от своей инстинктивной склонности доминировать над ним. Она как бы говорит: «Значит, так тому и быть. Теперь я перестану над ним доминировать, ибо он становится самим собой». Я уже здесь отмечал, как женщина может воспринять и признать мужскую эмоциональную реакцию, но, конечно же, это будет окольный путь; бывает так, что мужчина жаждет получить от женщины искренний и откровенный эмоциональный отклик. Но чаще бывает, что именно мужчина эмоционально отчуждается от отношений; однако такое обобщение имеет много исключений. С другой стороны, если Анима получила власть над эмоциями мужчины, то, как сказал Юнг, она все интенсифицирует, преувеличивает, фальсифицирует. Нарушения и искажения, созданные Анимой в мужской психике, побудили Джеймса Хиллмана бросить вызов негласному положению, существующему среди юн- гианских психологов. Оно заключается в том, что мужчины общаются через Аниму и что мужчина с «хорошо развитой Анимой» будет, так сказать, через нее вступать в отношения с другими людьми. Хиллман не соглашается с этим, утверждая, что если мы хотим установить отношения с Анимой, то Анима не должна быть их частью. Он пишет: «Кажется странным допущение, что Анима всегда способствовала человеческим отношениям. В любом своем классическом виде она является нечеловеческим или получелове- ческим созданием, и ее воздействие уводит нас от состояния человеческой индивидуальности. Она создает настроения, искажения, иллюзии, которые способствуют человеческим отношениям только в тех случаях, когда люди разделяют некоторое общее настроение или фантазию. Если мы хотим “иметь отношения” - прочь, Анима! »[37] В отношениях участвует сам мужчина, и если бы они определялись Анимой, их содержание определяла бы или архети- пическая фантазия, которая отыгрывается через людей-актеров, или преувеличения и фальсификации эмоций и эмоционально окрашенные проблемы, о которых писал Юнг. Впоследствии мы ясно увидим, а сейчас важно запомнить следующее: Анима существует именно внутри, а не вовне. Она способствует установлению связи между сознанием мужчины и его бессознательным, а не участвует в формировании отношений мужчины с другими людьми. Как только она вторгается в эту внешнюю сферу отношений, сразу возникают осложнения. Мужчины могут сами строить свои отношения и выражать собственные чувства и совершенно не нуждаются в том, чтобы вместо них это делала Анима. Анима вмешивается не только в эмоциональные реакции мужчины, она может вмешиваться и в его мышление. Например, если мужчина одержим Анимой, то вместо выражения своих подлинных мыслей он может начать выражать свои мнения. Получается так, словно через него начинает говорить его Анима, которая проявляет себя так, словно у нее есть Анимус, то есть она выражает мнения независимо от фактов, отношений или логики. Если мужчина находится в таком состоянии, он начинает капризно спорить, и его мужская объективность совершенно теряется в море эмоций и иррациональных мнений, мешающих его взвешенному участию в дискуссии. Юнг отмечал, что «мужчины могут спорить совсем по-женски... если они одержимы Анимой, и таким образом превращаются в Анимус своей собственной Анимы»[38]. Она также может нарушать его мысли, внедряя в них свои собственные представления о том, что хочет. В результате формируется некое Анима-мышление, при котором мужчина теряет способность четко отличать одно от другого, и его логос искажается. Получается так, словно Анима, чтобы создать некое подобие «соединения», стирает все различия и не обращает внимания на реально существующую разницу. Тогда мужчина становится не столько жертвой настроения, сколько жертвой внутренней властной фигуры, которая стремится затуманить его сознательное представление и вместо ясности порождает неопределенность, а вместо видения перспективы - туман. Из других негативных черт Анимы можно отметить ее способность отравлять творческие замыслы мужчины. Когда у мужчины возникает творческая идея или побуждение, которые выводят его за рамки обыденного, кажется, что слабый голос нашептывает ему на ухо «вредные советы», которые могут остановить его на полпути. Допустим, мужчине захотелось что-то написать, и он начинает себе представлять, как пишет книгу или статью. Почти всегда Анима начнет шептать: «Откуда тебе известно, что ты умеешь писать? » - или: «Об этом уже все написано», или: «Но это никто не напечатает». Многих мужчин лишает творческой энергии этот слабый голос, который явно хочет пресечь попытки мужчины что-то сделать самостоятельно. В автобиографии «Воспоминания, сновидения, размышления» Юнг пишет, что он услышал такой ядовитый голос, когда впервые стал работать над своей сознательной личностью с помощью метода активного воображения[39]: Записывая эти фантазии, я как-то спросил себя: «А чем я, собственно, занимаюсь? » Все это явно не имеет никакого отношения к науке. Но тогда что же это такое? В это время некий внутренний голос сказал: «Это искусство». Я был изумлен. Мне не приходило в голову, что все написанное мной имеет какое-то отношение к искусству... Я был совершенно уверен в том, что этот внутренний голос принадлежал женщине. Я узнал в нем голос одной моей пациентки, весьма одаренной и страдавшей психопатией, у которой был на меня сильный перенос. В этот момент я очень ясно представил ее себе. Очевидно, то, что я делал, не было наукой. Чем это могло быть, кроме искусства? Словно не могло быть никаких альтернатив. Именно таким является женский образ мышления. Я убедительно сказал голосу, что мои фантазии не имеют ничего общего с искусством. Голос замолчал, и я стал продолжать писать. Затем он снова перешел в наступление, и снова с тем же утверждением: «Это искусство». На этот раз я ее подловил: «Ничего подобного! Наоборот, это - природа», - сказал я и приготовился к спору... Меня очень заинтересовало то, что внутри меня существует какая-то женщина, которая вмешивается в мои мысли... «Почему она думает как нечто фемининное? » Позже я пришел к мысли, что внутренняя фемининная фигура является типической, или архети- пической, в бессознательном мужчины. Я назвал ее «Анимой»... Сначала меня больше интересовали негативные аспекты Анимы. Я чувствовал перед ней некий трепет, словно ощущал присутствие в комнате чего-то незримого... То, что говорила мне Анима, казалось сплошным лукавством. Если бы только я согласился воспринимать свои фантазии как искусство, они были бы для меня не более убедительными, чем визуальные представления; я смотрел бы на них так, как если бы смотрел кинофильм. Я бы не чувствовал перед ними никаких моральных обязательств. Анима могла бы легко мне внушить, что я - непризнанный художник и что моя так называемая артистическая натура дает мне право пренебречь реальностью. Если бы я последовал за голосом, то однажды обязательно услышал бы: «По-твоему, эта чепуха, которой ты занимаешься, - это искусство? Ни в малейшей степени! » Таким образом, эти инсинуации Анимы - этот рупор бессознательного - могут в конечном счете разрушить мужчину. [40] Захватывающая история, рассказанная Юнгом, не только показывает, как Анима может отравить сознание мужчины и его ограбить, лишив собственных перспектив, если он поддастся на ее увещевания. В ней также содержится намек на то, что мужчина может предотвратить это негативное воздействие Анимы: а именно осознав его. Позже мы более подробно поговорим о том, что это значит, и о том, как мужчина может установить позитивный контакт с Анимой, а женщина - с Анимусом. Между тем можно заметить, что негативная Анима очень похожа на ведьму, искушающую мужчину остаться бессознательным, чтобы превратить его в камень, парализовав все его творческие устремления. Если Анима является госпожой мужского настроения, то Анимус является господином женского мнения. Как правило, он проявляется в суждениях, обобщениях, критических замечаниях и безапелляционных заявлениях, которые исходят не из собственного процесса мышления и чувствования женщины, а подбираются ею из разных авторитетных источников, от отца, матери, из книг и статей, исходящих от церкви и других общественных организаций. Именно Анимус скрывается за автономными, критическими, самоуверенными мыслями, которые внедряются в сознание женщины. Таким образом, он так же воплощает низшую маскулинную логику, как Анима воплощает низшую фемининную эмоциональность. В сновидениях негативный Анимус чаще воплощается в группе мужчин, чем в отдельной фигуре. Представим себе группу необразованных и неинформированных мужчин, сидящих на коробках из-под крекеров и рассуждающих о религии или политике! Именно так может звучать Анимус. Если женщина идентифицируется с такими внутренними мнениями, а так происходит, если Анимус остается недифференцированным по отношению к ее эго-психологии, значит речь идет об одержимости Анимусом. Мнения Анимуса неприятны и даже пагубны по своей сути; они могут проецироваться на других людей или направляться внутрь самой женщины. В первом случае окружающие люди не могут выносить женщину из-за ее туповатых и критических суждений по отношению к ним. В последнем случае женщина не может переносить себя, так как воздействие на нее суждений ее собственного Анимуса лишает ее ощущения самоценности и собственного достоинства. Таким образом, Анимус может лишить женщину ее творческих способностей, как Анима - это мы уже видели - может лишить творческих способностей мужчину. В тот момент, когда у женщины рождается творческая идея или в ней начинают как-то по-новому пробуждаться ее эрос и ее нежность, Анимус может внедриться в ее сознание своими мыслями и помешать ее самореализации. Он может сказать: «У тебя это не получится», или: «Другие могут это сделать лучше тебя», или: «Ты не можешь предложить ничего интересного». Если женщина идентифицируется с такими мыслями, то есть ошибочно принимает их за свои собственные, то новые творческие возможности у нее просто исчезнут. Можно заметить, что, по-видимому, именно негативная Анима и негативный Анимус воплощают пагубную, отвергающую силу. На протяжении длительного времени мифология изображала именно такую психологическую ситуацию. Например, в Древнем Вавилоне существовало такое верование: когда в этом мире родилась душа, позвали двух богов и двух богинь, чтобы сопровождать эту душу на протяжении жизни. Одни бог с богиней дол- ясны были помогать душе и ее направлять. Другие бог с богиней должны были чинить ей препятствия, чтобы погубить. В иудео- христианской традиции этого врага или обвинителя звали Сатаной. Фактически, в греческом языке слово дьявол - diabolos- означает «обвинитель» или «враг». Это точное психологическое представление о сути происходящего. Оказывается, внутри нас существует сила зла, которая пытается нам помешать и нас погубить, а негативные Анима и Анимус, ведьма и колдун, живущие у нас внутри, видимо, являются частью этой силы. Мнения Анимы и Анимуса вызывают у других людей особое раздражение, так как при всей своей внешней видимости логики они не соответствуют реальной ситуации. Вместе с тем, их никак нельзя убедить вследствие абсолютистской установки Анимуса и в силу того, что его мнение не подлежит обсуждению или оценке. Когда Анимус берет верх, женщина отчуждается от своих чувств и мыслей и идентифицируется с банальными высказываниями, огульными суждениями или обобщениями. Нечего удивляться тому, что если осуждающее мнение оказывается направленным против нее самой, женщина оказывается в депрессии и лишается ощущения многоцветности жизни. Разговор, в который вовлечен Анимус, может протекать примерно так. Мужчина, обескураженный какой-то неудачей, может испытывать ощущение краха и отчаяния, и в ответ на это женщина может сказать следующее: «Всем плохо, когда у них что-то не получается. Ничего особенного». Это внешне безобидное высказывание, которое по существу является верным, направлено на то, чтобы остановить мужчину на полпути. Он почувствует, что его выражение чувств неуместно, и, не имея возможности выражать их дальше, будет испытывать смутный гнев, при этом не понимая, откуда он взялся. Женщина, в ее собственном представлении, пытается ему помочь, но ее Анимус берет верх, и вместо ответа, связанного с этим конкретным мужчиной и его потребностью, Анимус отвечает обобщением. Если бы мужчина так ответил женщине, не было бы никаких сомнений в том, что он обращается к ней поучительно и свысока, в стиле нарочитого мужского превосходства. Тогда, наверное, она может почувствовать себя отвергнутой и униженной огульными мужскими обобщениями, игнорирующими и ее саму, и ее чувства. Мужчины склонны к таким огульным суждениям, и точно так же ведет себя Анимус. Анимус часто препятствует другим людям воспринимать и ощущать тепло, чувственную сторону женщины, так как им не удается преодолеть Анимус и его мнения. Дети такой матери будут чувствовать себя лишенными материнского тепла, потому что будут постоянно сталкиваться с Анимусом. В их восприятии мать является строгой воспитательницей, и критические, осуждающие установки ее Анимуса заслоняют от них ее заботливость и нежность. (Ситуация еще больше усугубляется, если отец отказался от своей роли воспитателя и заставляет мать выполнять эту роль в семье. ) Это вовсе не значит, что мать не испытывает к своим детям теплых чувств; они, конечно, есть, но дети их не получают, так как им мешает ее Анимус. Такие женщины могут казаться жесткими и непреклонными, и другие люди могут относиться к ним с осторожностью, ибо их Анимус может ранить. Однако несколько странно, что их чувства бывают легко уязвимы, и если это случается, они ужасно обижаются и расстраиваются, не понимая, почему другие люди их не любят. Женщина, одержимая Анимусом, и женщина-мученица находятся совсем рядом. Как показала Барбара Ханна в своей блестящей книге «Стремление к целостности»[41], в мудром и проникновенном романе Эмили Бронте «Грозовой перевал» есть множество иллюстраций психологии Анимуса. Ханна отмечает сцену в начале романа, в которой мистер Локвуд увидел в страшном кошмаре преподобного Джебса Брендерхэма; эта сцена служит хорошей иллюстрацией явления, которое Юнг назвал «неистовствами Анимуса». Мистеру Локвуду, новому жильцу, явившемуся в аскетичный дом хмурого мистера Хитклифа, называвшийся «Грозовой Перевал», из-за страшной метели пришлось провести там ночь. Слуга проводил его в запретную комнату, в которой когда-то жила Кэтрин, но с тех пор, как она умерла, комната оставалась нежилой. Здесь ему, наконец, удалось уснуть, несмотря на мрачную обстановку, но среди ночи он проснулся от страшного кошмара. В его сне появился персонаж по имени преподобный Джебс Брендерхэм - это имя Локвуд случайно где-то прочел незадолго до того, как уснул. Во сне мистер Локвуд сидел в церкви среди мрачных прихожан, слушавших нескончаемую проповедь преподобного Джебса Брендерхэма на текст «Седмидесятью Семь» грехов. Один за другим, проповедник подробно толковал каждый из четырехсот девяноста. Каждое из этих толкований было равносильно обычной проповеди, и, как отмечает Локвуд, «грехи были самого необычного свойства: странные провинности, каких я раньше никогда бы не измыслил». «О, как я устал! Как я морщился и зевал, клевал носом и снова приходил в себя! Я щипал себя, и колол, и протирал глаза, и вставал со скамьи, и опять садился... » Наконец, Брендерхэм покончил с толкованием четыреста девяностого греха и приступил к толкованию четыреста девяносто первого греха! Для мистера Локвуда это было уже слишком. Он во сне вскочил на ноги и возразил: «Сидя здесь в четырех стенах, я в один присест претерпел и простил четыреста девяносто глав вашей речи. Седмидесятью семь раз я надевал шляпу и вставал, чтоб уйти, - вы седмидесятью семь раз почему-то заставляли меня сесть на место. Четыреста девяносто первая глава - это уж слишком! » Но неутомимый проповедник ничуть не смутился. Указав пальцем на Локвуда, он воскликнул: «Седмидесятью семь раз ты искажал зевотой лицо - седмидесятью семь раз я успокаивал свою^ совесть: “Увы, сие есть слабость человеческая, следственно, сие прегрешение может быть отпущено! ”» В конце концов, собравшиеся, подняв свои посохи, ринулись на Локвуда; он защищался и, когда каждый из присутствующих колотил изо всех сил своих соседей, от стука проснулся[42]. Как отмечает Барбара Ханна, преподобный Джебс Брендерхэм служит вполне подходящим воплощением способности Анимуса все продолжать и продолжать перечислять «грехи», которые, по его убеждению, совершили люди. Негативный Анимус может выудить самые поразительные случаи, чтобы добавить их своему бесконечному списку грехов и недостатков, и вдобавок вести себя как обвинитель, одновременно назначив себя судьей. Выдвигая свои обвинения, он не чувствует милосердия, и бесконечен перечень оглашаемых им грехов и недостатков. Нечего удивляться, что он может внушать людям чувство вины и неполноценности. Созданный Эмили Бронте образ преподобного Джебса Брен- дерхэма, воплощающего для нас воздействие Анимуса, оказывается весьма поучительным, но понятие Анимуса является достаточно жестким и при его научном употреблении не слишком хорошо соответствует восприятию Анимуса в реальной жизни. Наблюдая за его деятельностью в психике женщины, чаще лучше его назвать Великим Инквизитором, Старшиной Роты, Великим Учетчиком, Внутренним Судьей или, как выразилась одна женщина, «Дежурным Демоном» (“DutyDemon”). Есть определенные слова, к которым Анимус питает особенное пристрастие, - наверное, самое важное из них - «должен», - а также некоторые выражения, которые он употребляет чаще других. Например: «В тебе нет ничего хорошего... Ты все делаешь неправильно... Почему у других получается, а у тебя нет... Ты неудачник». Дифференциация Анимуса помогает, если женщина может признать эти независимые от нее мысли, которые неожиданно появились у нее в голове, почувствовать, что они порождены существующей внутри нее силой, и перестать их употреблять. Часто бывает полезно написать их на бумаге, чтобы посмотреть на них более объективно и увидеть, что они собой представляют. Она может даже написать их в кавычках, ибо эти мысли появляются так, словно кто-то другой произносит их внутри ее рассудка. Кроме того, Анимус может привносить в сознание женщины странную логику. Молодая женщина, имевшая любовную связь с пилотом самолета, однажды ночью испытала страшную тревогу, вызванную фантазией, в которой ее единственный брат совершил самоубийство. Затем сформировалась целая цепочка мыслей, которые одна за другой мелькали у нее в голове: «Ты ведь знаешь, как сильно любишь своего брата, и при этом он мог умереть. И сейчас, если ты действительно любишь своего брата, своего отца и свою мать, ты пойдешь к ним и будешь с ними столько, сколько сможешь, потому что все они могут умереть. И если ты на самрм деле любишь своего мужчину, то ты как можно дольше должна быть и вместе с ним тоже. Поэтому ты должна бросить свою работу и летать с ним всюду, куда полетит он, и быть с ним вместе во время его полетов и ночных посадок, насколько тебя хватит, потому что ты должна так поступать, если действительно любишь человека». К счастью, эта «логика» была такой вопиюще странной, что женщина поняла, что в этой логике что-то неладно. Она высказалась о ней следующим образом: «Но если бы я так себя повела, то я не была бы самой собой». Это может послужить иллюстрацией того, как проявляется Анимус в автономной цепочке мыслей, и женщине следует быть внимательной, чтобы не позволять ему брать верх. Этот квазилогический аспект Анимуса - одна причина, по которой он вызывает раздражение окружающих. Его суждения, выводы и критические замечания особенно режут ухо, так как совсем не связаны с реальной эмоциональной ситуацией. Анимус предпочитает воспользоваться мечом, тогда как лучше было бы использовать лампу. Выражая свое мнение, Анимус, как правило, делает это с большим апломбом. Такой апломб присущ заявлению или декларации, которые не подлежат обсуждению. Как утверждает Эмма Юнг в своей монографии «Анимус и Анима», этот дух превосходства поддерживается нашей современной культурой, в которой существует тенденция к переоценке всего, что относится к маскулинности, и недооценке всего, что относится к фемининности. Достижения маскулинности: власть, контроль, успешность и логичность - наше общество поощряет посредством социальной престижности, хороших отметок в школе и щедрых окладов. Фемининное начало, которое имеет тенденцию к соединению и связи, как у мужчин, так и у женщин обесценивается культурой. Создается впечатление, будто Анимус это осознает, и поэтому его высказывания становятся все более авторитетными, тогда как женщина, наоборот, постепенно перестает доверять своей, казалось бы, низшей и смутной фемининной интуиции и своим чувствам, хотя именно они являются истинными. Создается весьма прискорбная ситуация, ибо не только весь наш мир нуждается в исцеляющем влиянии фемининности, но и сама женщина все больше и больше становится жертвой суждений Анимуса, которые, не встречая противодействия, уничтожаю ее собственную глубинную психологическую истину. Так как Аниме и Анимусу присуще такое специфичное раздражающее воздействие, нет ничего удивительного в том, что они склонны друг с другом ссориться. Типичная ссора Анимы и Анимуса может начинаться совершенно по-разному. Мужчина может прийти домой в плохом настроении. Он одержим своим настроением, то есть своей Анимой, и его окутывает мрачное и ядовитое облако. Далее, если муж все-таки рассказывает жене, в чем его проблема, общение может происходить благоприятно, но, скорее всего, он ничего не расскажет о том, что думает, а просто станет вымещать на женщине свое недовольство. Разумеется, находясь в таком расположении духа, он не склонен к близким отношениям, и женщина сразу это ощущает и не может смириться с отсутствием близости. Она чувствует, как психологическая атмосфера и состояние полного одиночества постепенно становятся нестерпимыми, и пытается понять, в чем именно она провинилась, ибо всем своим поведением ее муж, находящийся в плену у Анимы, проявляет смутное недовольство окружающими. В этот момент, если женщина утратит бдительность, вмешается ее Анимус. Все складывается так, словно ему не нравится эта подверженная настроению мужская Анима, поэтому он хватает меч или дубину и берет ситуацию в свои руки. Это может случиться, когда женщина отпускает колкое замечание или даже открыто бросает вызов разряженному состоянию мужчины. Ужаленная этим вызовом, Анима мужчины может отомстить. Если мужчина быстро не осознает, что сейчас происходит, и осознанно не отреагирует на происходящее, Анима может просто бросить горящий факел в бочку с порохом, и тогда последует аффективный взрыв. Это значит, что мужчина теряет в своем поведении рациональную основу и, находясь под воздействием аффективного заряда, наносит ответный саркастический удар; в таком случае чаще всего звучат критические высказывания в отношении характера жены, характера ее матери и всех остальных, кто, по его мнению, заслуживает мести за когда-то нанесенную ему травму. Затем следует ответный удар Анимуса, и в итоге начинается гневная ссора. Разумеется, мужчине никогда не приходит в голову, что он был одержим ведьмой, живущей у него внутри; наоборот, по его убеждению, в том, что случилось, виновата только его жена. Или же бывает, что Анимус женщины первый отпускает колкое замечание или высказывает мнение, раздражающее мужчину. Оно сразу вызывает у него эмоциональное возбуждение, и если он быстро не осознает, что происходит, то последует ответная реакция Анимы. Как писал Юнг, «... ни один мужчина не может поддерживать контакт с Анимусом больше пяти минут, не став при этом жертвой своей собственной Анимы... Анимус вынимает свой меч власти, а Анима достает свой яд иллюзии и соблазна»[43]. В этот момент могут снова воздействовать проекции, но на мужчину и женщину проецируются уже не позитивные Анимус и Анима, которые создают атмосферу очарования и магической привлекательности. Это уже негативные образы, воздействие которых не сближает, а, наоборот, отталкивает мужчину и женщину друг от друга. Теперь жена становится носителем спроецированного на нее образа его внутренней ведьмы и, соответственно, должна отвечать за его плохое настроение. В свою очередь, женщина проецирует на мужа все качества, вызывающие у нее раздражение, хотя фактически они относятся к ее внутреннему мужчине. Совершенно ясно, что этот поединок Анимуса и Анимы может привести к пагубным последствиям. Трагедия заключается в том, что на протяжении этой бессмысленной ссоры, когда психологическая атмосфера становится все более и более мрачной, никто из супругов не осознает, что в этой ссоре главную роль играют Невидимые Партнеры. Ссорятся не Джон с Мэри, а ссорятся между собой их внутренние архетипические фигуры. Ибо если Анима и Анимус могут влюбляться, то в той же мере они могут и ссориться, и сила их взаимного влечения сопоставима только с силой их взаимной неприязни. Эту ссору, разрушающую отношения, не нужно путать с истинным общением между реальными мужчиной и женщиной. Если Джон и Мэри вступают между собой в конфликт, чтобы выразить свой гнев и раздражение и определить различия в своих мнениях и взглядах, в их отношениях может появиться нечто позитивное. Такие эпизоды в общении между мужчиной и женщиной могут обладать высокой психологической ценностью, а значит, их не следует избегать, ибо люди обычно слишком обижаются, и эта взаимная обида мешает им разрешать эмоционально сложные ситуации. Но если сознание Джона и Мэри замутнено их Анимой и Анимусом и те начинают ссориться, результат оказывается гораздо более плачевным. Как уже отмечалось, кажется странным, что ссоры можно было бы избежать, если бы мужчина просто сказал, что именно он чувствует, а женщина сказала, что именно ее расстраивает. Если мужчина прямо выражает свою боль, гнев или недоумение, значит говорит именно он. Если же он этого не делает, то инициативу перехватывает Анима и выражает за него его эмоциональные реакции, и, как уже было сказано, они выражаются непрямо и с пагубными последствиями. Как сказал Юнг, Анима все преувеличивает. В ее представлении относительно небольшое ущемление индивидуальности многократно преувеличивается: она делает из мухи слона. Она все представляет в ложном свете. Как только Анима уловит, что мужчина почувствовал себя униженным или уязвленным, она сразу же искажает фактическую ситуацию. При последующем выяснении то, что произошло в действительности, затуманивается эмоциональностью Анимы. Она вызывает такое напряжение, что эмоции, которые были у мужчины вначале, превращаются в мощный аффект, и тлеющая искра разгорается в бушующее пламя. К тому же Анима мифологизирует. Когда она берет власть в свои руки, обычная земная женщина превращается в богиню или в ведьму, и обычные отношения между людьми принимают чрезвычайно драматический характер. Точно так же, если женщина, чем-то расстроенная в отношениях с мужчиной, скажет, что она чувствует, это будут именно ее слова, и проблема может разрешиться. Но если она скрывает свои истинные чувства, то Анимус поднимает свой меч или дубину и стремится разрешить проблему по-своему: незамысловато и незатейливо. С точки зрения отношений результат оказывается плачевным, а для Эго женщины вмешательство Анимуса оборачивается поражением, ибо Эго всегда испытывает поражение, если становится одержимым Анимой или Анимусом. Схватив дубину, Анимус даст возможность оскорбленному мужчине почувствовать ее на себе, открыто наступая на него, причем это наступление может быть почти никак не связано с реальным оскорблением. Вынув свой меч поверхностной логики, Анимус будет приводить те или иные аргументы, которые имеют мало отношения (или совсем не имеют отношения) к подлинной эмоциональной проблеме. В таком случае мужчина, раздраженный таким иррациональным выпадом и обиженный его явной несправедливостью, скорее всего, также попадает в объятия своей Анимы, и мы будем наблюдать мрачную картину. Женщина может этого избежать, например, сказав: «Наверное, ты чем-то расстроен. Ты на меня сердишься? » Если мужчина злится на женщину, он может сказать ей об этом, и тогда, возможно, проблема разрешится. Если же этого не произойдет, женщине не следует чувствовать себя виноватой или проявлять беспокойство; нужно дать возможность мужу остаться в своем настроении и справиться с ним самостоятельно, а ей заняться своими делами. Ибо она совершенно не обязана выводить мужчину из плохого настроения; с этой проблемой он должен уметь справляться самостоятельно. Разумеется, мужчина может вести себя неискренне. Он может проворчать: «Нет! », но на самом деле это значит «да». Однако женщине лучше всего принять его слова за чистую монету и дать ему возможность повариться в собственном соку, успокоив себя: «Ладно, он же сказал, что я не виновата в его плохом настроении, поэтому я не чувствую себя ни виноватой, ни ответственной за то, что он чувствует». Разумеется, не стоит и говорить о том, что если партнеры постоянно ведут себя эмоционально неискренне в отношениях между собой, то их отношения чрезвычайно усложняются. Мужчина, столкнувшийся с женским Анимусом, может спасти ситуацию, сохраняя выдержку и отвечая ему, исходя из своей маскулинной силы. Если маскулинность мужчины сильнее маскулинности Анимуса, то, как правило, он может освободить женщину от ее одержимости. По крайней мере, он может спастись сам, не попав в удушающие объятия своей внутренней женщины. Обычно это способствует осознанию того, в чем заключается проблема. Осознав, что подвергся нападению женского Анимуса, мужчина мог бы спросить: «Чем же ты все-таки возмущена? » Часто он может узнать: то, что действительно возмущает женщину, не имеет никакого отношения к тому, что сказал Анимус. (Дело совсем не в том, что ей не нравится костюм, который он надел и который вызвал у нее столь резкую критику, а в том, что он совсем не обращал на нее внимания во время вчерашней вечеринки. ) В своей классической книге «Фемининность в волшебных сказках» Мария-Луиза фон Франц отмечает роль уязвленных чувств при нападках женского Анимуса. Если женщина расстроена или же ее угнетает ее настроение, то, по мнению фон Франц, ей очень полезно себя спросить: «Чем именно я разочарована или чем уязвлены мои чувства, что, по существу, осталось для меня незамеченным? » Она продолжает: Тогда чаще всего вы найдете причину. Если вы сможете снова обратиться к своей боли и к той ее области, с которой вы еще не справились, то одержимость Анимусом пройдет, ибо она возникает именно в таких случаях; именно поэтому одержимость Анимусом всегда скрыто проявляется у женщины, упрекающей мужчину. Одержимость Анимусом женщины страшно раздражает мужчин; они сразу выходят подышать свежим воздухом. Но по-настоящему достают «мужского козла» именно скрытые жалобные упреки. Мужчины, которые представляют это лучше, знают, что восемьдесят пять процентов одержимости Анимусом составляет замаскированная просьба женщины полюбить ее, хотя, к сожалению, она оказывает прямо противоположное воздействие, так как изгоняет именно то, что ей хочется. За Анимусом скрыто чувство обиды и вместе с тем желание получить обратно мужчину, который вас обидел. Это порочный круг, и ссора развивается по обычному сценарию Анимуса. [44] Однако важно добавить, что абсолютно то же самое можно сказать о мужчине. Если он угнетен своим настроением, то часто может освободиться от этого давления, спросив себя: «Что случилось плохого? Что не нравится моей внутренней женщине? Что из сказанного или сделанного задело мои чувства? » Если мы сможем узнать происхождение боли и как-то с ней справиться, одержимость Анимой исчезнет. Находясь в таком настроении, мужчины часто производят впечатление «обиженной, уязвленной женщины», ибо похожими на женщин их делает их Анима, и потому мужчине очень важно осознать свои чувства и воздействовать на них. Мужчина должен постараться преодолеть свой страх отвержения, ибо, как уже отмечалось, многие мужчины боятся гнева женщины, так как опасаются быть отвергнутыми ею. Делая все возможное, чтобы избежать эмоциональной травмы или отвержения, мужчина может совершить много всяких глупостей. Например, он может попытаться умиротворить Анимус женщины или уступать реакциям женщины, которые по существу являются детскими, или пытаться ее переспорить в отношении ее жалоб. Если он будет так себя вести, ему никогда не удастся понять, в чем дело. Заняв столь слабую защитную позицию, он оказывает женщине медвежью услугу, ибо ей нужно, чтобы он стал сильным и захотел разобраться в существе дела. Как мы уже видели, за этой эмоциональной скованностью мужчины может скрываться его внутренний маленький мальчик, который боится отвержения матери и не может оставаться без внимания. Быть может, у него даже сохранились глубокие воспо- минання о матери, которая когда-то пыталась его воспитывать, отвергая его и по существу говоря ему следующее: «Если ты не будешь делать так, как хочу я, то я перестану обращать на тебя внимание и оставлю тебя одного, и тогда тебе станет очень плохо». Он может вспомнить и том, как мать, наказывая его, вызывала у него чувство вины: «Ты плохой мальчик, ты рассердил свою маму, и за это я закрою тебя одного в твоей комнате». Такие воспоминания могут скрыто воздействовать на мужчину, заставляя его бояться своей жены, ибо, как правило, у женщины прекрасно развит механизм, внушающий мужчине чувство вины; воздействия этого механизма он и боится, и ненавидит. Многие мужчины, совершенно не способные этого вынести, либо бегут с поля боя перед лицом разгневанной женщины, либо находят какой-то способ взять над ней верх и остаться победителем. Поэтому, постепенно учась отношениям с женщиной, мужчина может вступить в контакт с маленьким мальчиком, находящимся внутри него. Следует заметить, что, прорабатывая внешние отношения, нужно проработать и отношения у себя внутри; кроме того, следует осознать, что чрезвычайно важно быть партнером в отношениях с другим человеком. Юнг однажды сказал: «Что касается своей собственной личности, человек всегда блуждает в темноте. Чтобы познать себя, ему нужны другие люди»[45]. Следует высказать одно предостережение. Очень хорошо, если при обсуждении своих отношений мужчина и женщина не будут употреблять термины Анима и Анимус, а также другие психологические понятия, относящиеся к этой сфере. Лучше всего использовать обычный язык, ибо употребление психологического языка неестественно для отношений и лишает их индивидуальных особенностей. Ценность осознания Анимы и Анимуса заключается в том, что мы можем знать, что происходит, и возрастание осознания помогает нам в работе над отношениями. Употребление языка психологии, если мы его допускаем, как правило, не дает позитивных результатов. Например, женщина, заметив, что ее муж сейчас не в духе, вместо: «Создается впечатление, что тебя захватила твоя Анима» - может сказать: «Мне кажется, ты расстроен. Что у тебя случилось? » А мужчина, подозревающий выпад женского Анимуса, может сказать: «Я чувствую, ты опять почему- то на меня сердишься», а не: «Твой Анимус в очередной раз дает о себе знать». Последнее замечание, связанное с тем, как Анима и Анимус могут негативно влиять на нашу жизнь, относится к влиянию, которое они оказывают на выбор партнера по браку. Так как эти фигуры беспрепятственно проецируются на людей противоположного пола и стремятся овладеть нами до такой степени, чтобы мы совершенно этого не осознавали, они в бльшинстве случаев оказывают решающее воздействие на то, кто становится нашим мужем (или женой). Вполне вероятно, что мужчина, одержимый Анимой, со слабым Эго и мощной фигурой Анимы, похожей на ведьму, может бессознательно выбрать в жены доминирующую женщину, одержимую Анимусом. Тем самым он отыгрывает свое внутреннее состояние во внешних отношениях. И наоборот, очень вероятно, что женщину, у которой внутри доминирует негативный Анимус-завоеватель, может увлечь мужчина, воплощающий этот негативный Анимус; то есть мужчина, который будет, в частности, ее критиковать, отвергать и унижать. Этот феномен служит объяснением некоторых непостижимых и парадоксальных браков между мужчинами и женщинами; он также свидетельствует о том, что по существу мы не сможем сделать свободный выбор, пока не станем психологически зрелыми и сознательными личностями. В одном из писем Юнга есть интересная история, которая может послужить иллюстрацией к сказанному выше. Мужчина, который обладал даром писателя, но никак его не реализовал, был трижды женат. Его первая жена была пианисткой, которая бросила его после семнадцати лет жизни в браке; вторая жена была художницей, чья смерть прервала двадцатидвухлетний «идиллический брак»; третья жена была актрисой. После смерти второй жены он испытал воздействие странных психологических феноменов, например, он два-три раза в неделю слышал «шорохи и постукивания» в спальне. В своем письме Юнг объясняет мужчине, что на его выбор жен повлияла его Анима. Мужчина был творчески одаренным, но у него могло не быть способностей правильно реализовать свой талант, поэтому он не прожил творческую часть своей личности; а вместо этого проецировал ее на творческих женщин, на которых он женился. Таким образом, за странным психологическим феноменом скрывались его нереализованные творческие способности. Юнг комментирует это так: «В жизни это зна чит, что женщина, которую вы выбрали, является воплощением стоящей перед вами задачи, которую вы не осознали»[46]. То же самое можно было бы сказать о том выборе, который делает в своей жизни каждый мужчина и каждая женщина; в каком-то смысле наш партнер воплощает нечто такое, что мы должны понять о самих себе. Разумеется, это только один уровень отношений; у отношений есть много значений и много уровней. Я же хочу отметить, что Невидимые Партнеры добавляют к нашему выбору партнеров в жизни еще один уровень или еще одну размерность, на которую мы часто не обращаем внимания. В этой главе мы обсуждали негативную сторону Анимы и Анимуса. Всегда лучше сначала сообщать плохие новости; кроме того, обычно мы сначала испытываем на себе их воздействие именно с негативной стороны. Однако по существу Анима и Анимус имеют и позитивный аспект; когда они оказываются там, где им следует быть, они наделяют нас великой благодатью. Но чтобы осознать эту благодать, нам нужно преодолеть их негативное воздействие. В следующей главе я расскажу, как это можно сделать, а затем продолжу обсуждать позитивную сторону этих архе- типических фигур.
|
|||
|