Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава третья



В великой трагедии Гете «Фауст» Мефистофель на вопрос, кто он такой, отвечает: «А я - лишь части часть, которая была / В начале всей той тьмы, что свет произвела»[47]. Следовательно, существует сила зла, которая, стремясь погубить, фактически делает благо.

В предыдущей главе было показано, что Анима и Анимус проявляют свои темные стороны и потому могут погубить людей, которые позволят этим фигурам завладеть собой, проявляя через них свою слепую ярость и злые мысли. Но возможность явления света скрыта даже в этой темноте.

Роберт Джонсон превосходно описывает эту картину в своей прекрасной книге «Он» - психологическом исследовании глубинного смысла легенды о Святом Граале. Оказывается, Пар- сифаль, доблестный рыцарь, легендарный герой, достиг вершин рыцарской иерархии. Он сражался больше всех остальных, совершил много великих дел и стяжал великую славу. Поэтому в его честь был устроен пир, и он, и все остальные рыцари Круглого стола воспевали свои подвиги и восхваляли друг друга как блестящих воинов; но тем временем явилась ужасная старуха, которая была столь отвратительна, что ее назвали «злой каргой». «Ее черные волосы были растрепаны, руки и ногти были цвета ржавчины. У нее были маленькие крысиные глазки. Ее нос был похож на кошачий или обезьяний. Ее губы походили на губы осла или буйвола. У нее росла борода, спина и грудь были горбаты, а бедра и плечи - корявые, как древесные корни. Никто из королевских подданных раньше не видел эту каргу»51. Так в легенде описано появление этого ужасного существа женского пола. Один ее взгляд, брошенный на рыцарское сообщество, заставил всех замолчать. Пир и пламенные речи прекратились, и среди гулкой тишины зала злая карга стала перечислять грехи Парсифаля. Она говорила о его неудачах в жизни, о брошенных им рыдающих прекрасных дамах, об осиротевших из-за него детях, и, перечислив все это, она произнесла: «Во всем этом виноват - ты»52.

На первый взгляд, злая карга выглядит так, словно явилась прямо из преисподней. По существу, она может быть внутренней дьявольской силой мужчины, которая погружает его в депрессию, пьянство, болезни и доводит до самоубийства. Но весьма любопытно, что в легенде о Парсифале ее воздействие оказывается преимущественно исцеляющим, ибо именно благодаря ей Парсифаль, которому было суждено найти Чашу Грааля, символ целостности и полноты, возобновил духовное странствие, которое прекратил ранее, побуждаемый своей маскулинной жаждой приключений и поединков и стремясь получить всеобщее признание.

Как отмечает Роберт Джонсон, в тот момент, когда злая карга затягивает петлю на психологическом развитии мужчины, очень важно, чтобы тот правильно реагировал на ее поведение. Если у него это получится, она поможет ему снова встать на верный путь; если же он будет реагировать неправильно, избегать ее, она будет способствовать его саморазрушению. Избегать ее - то есть избегать осознания смысла депрессии - можно с помощью тысячи уловок: еще более экстравертированной деятельности и стремления к внешнему успеху, пьянства, употребления наркотиков, постоянной смены сексуальных партнерш. Вот типичные способы, позволяющие мужчинам избегать встречи со злой каргой и продолжать тратить жизненную энергию так же, как и прежде. Таким образом они просто складывают в кучу, один на другой, свои психологические грехи и тем самым еще больше настраивают против себя Аниму. Но если мужчина в своем постоянно дурном настроении распознает призыв отправиться на поиски своей души и совершить свое странствие ради того, чтобы стать целостной личностью, Анима изменится и станет его союзницей.

Очень похожие вещи иногда происходят и с женщинами по достижении ими загадочного и сложного так называемого «среднего возраста». К наступлению этого периода женщина уже может решить основные задачи, стоявшие перед ней на первом этапе. У нее есть муж, дом, дети, которые уже выросли или почти выросли. Но вместо чувства удовлетворения она может ощущать свою нере- ализованность и пребывать в депрессии. Проблема заключается в ее Анимусе, который теперь превращается в дьявола и говорит ей, что все, что она до сих пор сделала в своей жизни, фактически ничего не значит. Или же, говоря от ее имени, он приводит в смятение окружающих своими банальными обобщениями. Если женщина не окажется во власти этого дьявола, она может отправиться в странствие в поисках духовной жизни и развития личности. У нее нет выбора: либо с данного момента она станет развиваться в новом направлении и откроет для себя мир логоса, духовности и разума, либо постепенно окажется под пятой фигуры Анимуса, который станет изводить ее грубостью и капризами.

Таким образом, хотя у Анимы и Анимуса есть темная сторона, похоже, что именно она может побудить нас снова встать на путь, который ведет к целостности. Темная, негативная сторона этих фигур становится тем больше, чем меньше мы обращаем на них внимания. Мы лучше всего поможем себе, если не будем отворачиваться, а повернемся к Аниме и Анимусу лицом, если встанем на путь нового психологического развития, которое будет учитывать их влияние. Если речь идет о мужчине, это может быть обновленное, почтительное отношение к внутреннему миру, новый взгляд на отношения с другим человеком, на собственную душу и на поиски смысла. Для женщины это может означать обновленное странствие в мир духа, осознание и новую форму вовлеченности во внешний мир, существующий за рамками ее семьи. Таким образом, оказывается, что даже темные аспекты Невидимых Партнеров отвечают жизненным целям. Конечно же, ставки очень высоки. Отмахнувшись от этих внутренних фигур, не пожелав понять, что они от нас требуют, мы встретимся с неприятными последствиями; и наоборот, если мы признаем реальность этих внутренних фигур и будем следовать в направлении, которое они укажут, то встанем на путь нового развития.

Чтобы сделать первый шаг к освобождению от негативного воздействия Анимуса и Анимы, нужно осознать проблему. Для мужчины это означает признать свое плохое настроение, навязчивые сексуальные фантазии и ненасытное беспокойство, исходящие от этой темной фемининной фигуры. Для женщины - осознать, что за банальными мнениями и огульной критикой, которые неожиданно пришли ей в голову, стоит внутренняя фигура ее Анимуса. Разумеется, и мужчине, и женщине следует устранить проекции этих фигур с реальных людей.

Проекции интегрируются, когда становятся осознанными. Как утверждалось ранее, мы не можем воспрепятствовать механизму действия проекций; они возникают спонтанно и не подвержены нашему сознательному контролю. Но мы учимся признавать существование проекции; если мужчина или женщина нас очаровали, можно не сомневаться, что так воздействует спроецированное содержание бессознательного. Пребывая в своей слишком земной реальности, люди обычно не очаровываются; если это произошло, то лишь под воздействием архетипических фигур бессознательного. Признать очаровывающие нас проекции - значит осознать стоящие за ними фигуры Анимы и Анимуса.

Фактически, может быть, Анима и Анимус этого и добиваются. Создается впечатление, что они проецируются из нашего внутреннего мира на подходящих людей, потому что хотят, чтобы их узнали, и это единственный способ, позволяющий им достучаться до нашего сознания. Как уже отмечалось, самый известный способ, которым Анима может привлечь внимание мужчины, - это наполнить его разум мощной сексуально-эротической фантазией; точно так же, как и у многих женщин Анимус скрывается за сексуально-эротической фантазией в отношении мужчины. Это выглядит так, словно именно таким образом эти внутренние фигуры пытаются обратить на себя наше внимание.

С признанием Анимы и Анимуса может начаться огромная работа, связанная с психологической дифференциацией личности. Например, мужчина может начать отделять у себя настроение от своих чувств. Настроение идет от Анимы, а чувства - его собственные. Как мы уже знаем, если мужчина выражает чувства в общении с другим человеком, он не пребывает долго в плохом настроении. Следовательно, освободившись из тисков Анимы, мужчина узнает, как вступать в контакт со своими чувствами и выражать их в общении с другим человеком, если это нужно. Таким образом, он может освободиться от Матери и развивать эротическую сторону своей личности. И вновь мы сталкиваемся со странным фактом: Анима, которая может воздействовать столь негативно, способствует психологическому развитию мужчины, когда тот считается с ней; ибо благодаря ей мужчине приходится осознать свою аффективную сторону.

То же самое касается Анимуса. Чтобы бороться с негативными суждениями Анимуса, женщине нужно осознать и оценить, что для нее действительно важно. Когда Анимус говорит, что ничто не имеет ценности, женщина должна распознать эти мысли и воспротивиться им. Ей нужно найти свою собственную основу и прочно на ней стоять, чтобы оценить свои фемининные чувства и свой эрос, не позволяя себя обкрадывать Анимусу с его огульными осуждающими заявлениями и лишать ее ощущения самоценности. Решая эту внутреннюю задачу, женщина сможет впервые для себя открыть действительно самое важное.

Как нам уже известно, негативный Анимус напоминает недалекого, плохо информированного и предвзятого мужчину. Вследствие его невежества у него появляются огульные суждения и банальные мнения. Поэтому женщине нужно спокойно сесть и сказать своему Анимусу: «Все идет так, как надо, и это для меня очень важно. Перестань мне перечить». Очевидно, чтобы это сделать, женщина должна сначала понять, что для нее существенно. Таким образом, Анимус может воздействовать на женщину позитивно, помогая ей осознать свои истинные ценности.

Ей также следует узнать, что он хочет. Как мы уже отмечали, Анима и Анимус живут внутри нас, и в жизни, которую мы ведем, должно оставаться место для этих архетипических фигур и их жизненной энергии. Для мужчины это значит, что в его жизни должно присутствовать тепло и ценность человеческих отношений, а также пространство души, ибо Анима и фемининность всегда составляют одну из сторон души мужчины. Для женщины это значит, что она должна находить удовлетворение в достижении своих целей, в своем вдохновении, духовности и интеллектуальной деятельности.

Говоря об Аниме и Анимусе, мы должны рассматривать их как автономные психологические реальности, которыми они, собственно, и являются. Действительно, работая с ними, нам приходится преодолеть в себе то, что Юнг когда-то назвал «монотеизмом сознания», и признать, что наша личность состоит не только из сознания, но и из множества личностей меньшего масштаба, или частей личности. В этом отношении на данный момент царит абсолютный мрак, ибо мы совершенно убеждены в том, что существует только Эго и его мир. При этом кругом есть множество свидетельств тому, что люди становятся одержимыми невесть чем, что находится у них внутри. Юнг писал: «Нам не хватает знаний о бессознательном в психике, и мы следуем культу сознания, исключая все остальное. Нашей истинной религией является монотеизм сознания... связанный с фанатичным отрицанием наличия автономных частей психики»53.

Именно потому, что психика состоит из этих автономных компонентов-личностей, человек может вступить в диалог с самим собой. Это вовсе не значит, что он сошел с ума; совершенно наоборот, чем больше человек вступает в сознательные отношения с разными частями своей личности, тем больше он способствует внутреннему процессу ее интеграции и гармонизации. Мужчина, который хочет поговорить со своей Анимой, может попробовать обратиться к своему настроению, которое полностью его поглотило и от которого он самостоятельно не может избавиться. Это можно сделать посредством персонификации настроения в своем воображении и разговора с ним. Это совсем несложно, потому что в основном содержание психики появляется в виде образов в наших снах и фантазиях. Что бы вы сказали настроению, которое полностью вас захватило и не выпускает из своих цепких объятий? Чем бы это ни оказалось, напишите ваше обращение на бумаге, словно вы обращаетесь к реальному человеку. Затем представьте себе, что это воплощенное настроение могло бы сказать вам в ответ. Все, что придет вам в голову, будет этим ответом. Не останавливайте себя вопросом, насколько это все «законно», а просто записывайте ответы вашего воплощенного настроения. Эти ответы могут вызвать какую-то вашу ответную реакцию и соответствующий ответ воплощенного настроения; таким образом развивается диалог. Ценность записи диалога на бумаге заключается в том, что она свидетельствует о его реальности, на эту запись можно ссылаться впоследствии, а кроме того, она укрепляет Эго в его взаимодействии с фемининным нуменом54.

На практике оказывается, что обычно настроение Анимы совсем не против того, чтобы поговорить. Оно похоже на женщину, которая в отношениях со своим мужчиной с готовностью идет навстречу, но становится мрачной и отталкивающей, когда на нее не обращают внимания. Такова отличительная черта фемининности - хотеть, чтобы на нее обратили внимание, и обижаться, если внимания ей не хватает. В самом деле, с самого начала начинаешь чувствовать фантастические и опасные манипуляции Анимы, имеющие притом единственную цель - привлечь внимание мужчины и заставить его вступить с ней в контакт как со своей женщиной или душой. Как мы увидим, если это сделать, негативное воздействие Анимы постепенно начинает уступать место ее позитивным проявлениям.

Вести диалог с Анимусом так же естественно, как с Анимой. Первый больше склонен к вербальному выражению, и, как правило, его сразу можно выявить в автономных мыслях, которые появляются в голове у женщины. Когда женщина начинает узнавать, что ее мысли исходят от Анимуса, а не от ее Эго, она начинает видеть важное различие между собой и своим внутренним маскулинным фактором. Иногда бывает полезно тщательно отмечать, что именно говорит Анимус; как мы уже знаем, обычно его мысли характеризуются словами «должна» и «должна была», а также теми или иными критическими суждениями. Как было сказано во второй главе, зачастую полезно записать его слова и заключить их в кавычки, тем самым подчеркнув, что они означают не собственные мысли женщины, а мнение ее Анимуса. После этого женщине остается сделать всего один шаг, чтобы ответить на голос Анимуса. Таким образом она может ставить под сомнение его мнения, не соглашаться с ними и сообщать ему о своих истинных чувствах и своем истинном состоянии. Запись происходящего диалога укрепляет Эго женщины, ибо усилия, связанные с тем, чтобы взять ручку или карандаш и сделать записи, - это работа Эго. Как только начался такой диалог, Анимус может продолжать говорить женщине, что именно он хочет от жизни. Если это происходит, возможность позитивного развития отношений между мужчиной и женщиной существенно возрастает.

Ключевое слово, необходимое для того, чтобы прийти к согласию с Анимой и Анимусом, - это отношение. Анима и Анимус - это архетипические фигуры, а это значит, что они не просто куда-то уходят и навсегда исчезают из жизни человека, а действуют как постоянные партнеры, с которыми нам нужно суметь вступить в контакт, как бы это ни было сложно. Отношение к ним определяет существенное различие в их проявлении. Если фигуру бессознательного отрицать, отвергать и игнорировать, она обращается против нас, поворачиваясь к нам своей негативной стороной. Если ее признать, понять и договориться с ней, мы увидим ее позитивную сторону.

Но притом что мужчина учится вступать в переговоры со своей Анимой, а женщина - со своим Анимусом, мужчины и женщины должны также учиться вести диалог между собой. Сейчас уже, наверное, очевидно, что отношения с человеком противоположного пола являются очень ценными с точки зрения решения проблем Анимы и Анимуса; верно и обратное: хороший контакт с Анимой и Анимусом является очень ценным в проработке межличностных отношений. Как диалог с Анимой или Анимусом помогает нам отличить содержание Эго от содержания фигур бессознательного, так и диалог с реальным мужчиной или с реальной женщиной поможет нам осознать и оценить по достоинству существующие между нами различия и собственную, настоящую личность. Только в процессе диалога два человека начинают воспринимать свою личность и личность другого человека. Такой диалог, в котором человек каким-то образом выражает свои собственные чувства и мысли, а затем внимательно выслушивает другого человека, очень облегчается, если в нем не участвуют Анима и Анимус. Если эти Невидимые Партнеры вмешиваются в область межличностных отношений, то настроение, аффекты, мнения и суждения создадут туман в атмосфере общения, что приведет к недопониманию, встречным обвинениям и конфликту, похожему на ссору между Анимой и Анимусом, о которой мы уже говорили.

Поэтому если мужчина хочет восстановить отношения со своей фемининностью, ему также следует осознать личность значимой для него женщины. И наоборот, женщине нужно узнать личность своего мужчины, а также его мысли и чувства. Мужчины и женщины думают и чувствуют по-разному; в их психике происходят разные психические процессы, и чтобы развивать отношения между людьми разного пола, нужно понимать существующие между нами различия. Поняв их, мы получим положительные результаты, одним из которых станет расширение нашего сознания. Если мужчина в чем-то понимает женщину, расширяется его маскулинное сознание и обогащается его личность. Такое расширение сознания устраняет негативное воздействие Анимы и Анимуса и позволяет этим внутренним партнерам занять соответствующее психологически правильное место, которое, как неустанно повторяет Юнг, находится у нас внутри, а не вне нас.

Это приводит нас к другому определению Анимы и Анимуса, которое дал Юнг: они воплощают коллективное бессознательное, а следовательно, их истинная психологическая цель - формирование отношений между Эго и коллективным бессознательным, так сказать, создание моста между миром сознания и миром внутренних образов.

Это самое общее определение Анимы и Анимуса, которое Юнг приводит в одном из самых ранних исследований, где говорит, что функция Анимуса (то же самое относится и к Аниме) - «... содействовать формированию отношений с бессознательным»55. В своем комментарии к древней китайской книге «Секрет Золотого Цветка» он пишет: «Я дал определение мужской Анимы как воплощения бессознательного вообще и, следовательно, рассматривал ее и как связующее звено с бессознательным, и как функцию отношения к бессознательному»[48]. Эта мысль содержится и в книге «Человек и его символы», в которой коллега и ученица Юнга Мария-Луиза фон Франц пишет следующее: «Анима - это воплощение всех фемининных психологических тенденций в психике мужчины, таких как смутные чувства и настроения... и... его отношения к бессознательному»[49].

Фактически это значит: если мужчина посмотрит на то, что скрывается за его настроениями, аффектами, фантазиями и эмоциями - теми спонтанными психическими явлениями, которые лежат в основе его сознания и которые привносятся Анимой, он постепенно придет к осознанию того бессознательного материала, который стремится стать осознанным. Получается так, словно Анима загрязняется всем внутренним содержанием психики мужчины, который хочет достичь осознания. Следовательно, если мужчина сможет признать свою Аниму как внутренний образ, то он получит доступ к тем архетипическим фигурам, которые формируют основу его личности.

Это трудно понять современному мужчине, ибо мы не принимаем всерьез реальность внутреннего мира; по существу, у большинства людей нет никакого представления о том, что он вообще существует. А поскольку мы не имеем ни малейшего представления о внутреннем мире, то чрезвычайно персонифицированные образы Анимы и Анимуса проявляются через нас во внешний мир - посредством механизма проекции, который мы уже обсуждали, - они усложняют отношения и порождают иллюзии, а также негативно на нас воздействуют, формируя мнения и настроения.

Если какая-то часть нашего организма не выполняет предназначенных для нее функций, а вместо этого берет на себя другие, не свойственные ей, то организму это наносит вред. Например, деятельность интеллекта может привести к печальному итогу, если вместо того, чтобы работать на человека в целом, осуществляя присущие ему функции, интеллект захватит власть над его личностью и станет в ней доминировать, подавляя другие ее компоненты. Следовательно, Анима и Анимус тоже втягиваются в деятельность, причиняющую вред, если оказываются не на своем месте. Юнг писал: «Ясно, что причина этой извращенной ситуации заключается в том, что внутренний мир не находит должного признания, оставаясь автономно противоположным внешнему миру, что предъявляет серьезные требования к нашим адаптивным способностям»[50].

Таким образом, чтобы принять реальность Анимы и Анимуса, нужно приложить существенные сознательные усилия - именно поэтому Юнг назвал встречу с Анимой и Анимусом «элементом мастерства» индивидуации[51]. Прежде всего нам нужно перестать видеть в себе воплощение только маскулинности или только фемининности; для многих людей лишь одна эта идея представляет собой революцию в мышлении. Но в таком случае нам следует пойти еще дальше и осознать, что наша сознательная жизнь покоится на обширной поверхности океана внутреннего мира, о котором мы очень мало знаем. Нам следует осознать, что и внутренний мир является таким же реальным и объективным с позиций нашего сознания, как и внешний мир физической реальности. Ибо эта размерность бессознательного существует незави- симо от нас, так же как внешний мир существует независимо от существования каждого отдельного человека. Именно этот объективно реальный внутренний мир Юнг называет коллективным бессознательным; ранние христиане называли его духовным миром, а американские индейцы видели в нем воплощение мифологического мира духа. Именно с этим миром могут связать нас Анима и Анимус, если они очистились от проекций внешнего мира и снова вернулись в наш внутренний мир.

Если Анима находится на своем месте, она помогает расширить и углубить сознание мужчины, а также обогатить его личность, воздействуя на него через сны, фантазии, а также через порожденные вдохновением мысли, осознание внутреннего мира психических образов и жизнеутверждающих эмоций. Мужское сознание имеет склонность к чрезмерной сосредоточенности и концентрации; оно легко становится ригидным и ограниченным и вне связи с бессознательным оказывается сухим и неплодотворным. Юнг писал: «Если продукты деятельности Анимы (сновидения, фантазии, видения, симптомы, случайные мысли и т. д. ) ассимилируются, перерабатываются и интегрируются, результат оказывается плодотворным для роста и развития... психики»[52].

Маскулинное сознание сравнивали с солнцем, а фемининное сознание - с луной. В полдень очень хорошо видны все очертания, один объект ясно отличается от другого. Однако это горячее, яркое солнце никто не может слишком долго выдержать. Если не будет холода, влажности, темноты, то жизнь станет невыносимой, земля высохнет и истощится и перестанет быть источником жизни. Именно такой становится жизнь мужчины без плодотворного воздействия фемининности. Не имея связи со своим внутренним миром, мужчина может сосредоточиться, но при этом ему не хватает воображения; он может достигать определенных целей, но ему не хватает эмоций; он может стремиться к власти, но ему не хватает творчества, ибо он не может создать новую жизнь из своих внутренних ресурсов. Только плодотворное соединение начала инь с началом ян может пробудить эти компоненты к жизни, спасти его сознание от наступления бесплодия, а его маскулинную энергию - от истощения.

Таким образом, Анима передает мужчине бесценные психологические качества, которые вселяют в него жизнь. Поэтому Юнг несколько раз также говорил об Аниме как об «архетипе жизни», а однажды назвал ее «побуждением к укреплению жизни»[53]. В восприятии мужчины она как душа, которая является неуловимой, но жизненно важной составляющей; только она может вызвать у мужчины интерес к жизни и дать ему ощущение того, что у него есть, к чему стремиться. Именно Анима дает мужчине сердце, позволяя ему быть мужественным и сильным душой перед лицом тех страданий и того бремени, которые выпали на его долю.

Будучи архетипом жизни, Анима содержит элемент ее смысла. Это не значит, что у нее есть на все ответ; скорее она воплощает в себе таинство жизни и помогает мужчине раскрыться, подводя его к познанию собственной души. Юнг писал: «Ей присуще нечто чрезвычайно странное - тайное знание скрытой мудрости, которое так разительно отличается от ее иррациональной, магической природы». И тут же добавляет, что, когда мужчина оказывается в объятиях Анимы, он приходит к осознанию, что «за всем ее безжалостным соревнованием с человеческой судьбой присутствует нечто похожее на скрытую цель, которая, видимо, отражает высшее познание законов жизни... И чем больше осознается этот смысл, тем менее импульсивной и навязчивой становится Анима»[54]. Как воплощение самой жизни, Анима выражает для мужчины «жизнь за границами сознания, которую он не может полностью интегрировать, но именно она... порождает сознание», и «она всегда априори лежит в основе (мужских) настроений, реакций, импульсов и всех остальных спонтанных явлений психической жизни»[55].

Однако не следует думать, что Анима - это «благо». Анима - и не плохая и не хорошая; она просто есть. Она хочет жить, а потому кажется, что она хочет и хорошего, и плохого, или, скорее, эти моральные категории ее просто не волнуют. Именно поэтому работа с Анимой по своему характеру всегда является очень тонкой. Вот почему Аниме можно довериться «всем своим нутром» не больше, чем любой другой психологической функции или каче- ству. К тому же, видимо, именно Анима пробуждает в мужчине способность любить. Когда мы впервые влюбляемся, нас переполняют сильные жизнелюбивые эмоции. Именно поэтому Аниму лучше всего описывать поэтически, а не научно, драматически, а не конкретно. Вместе с тем, как мы уже видели, мужчина должен развивать с ней отношения, выходящие за рамки только чувства влюбленности, ибо он должен прийти к ощущению, что животворящая фемининная душа находится у него внутри. Он не может позволить своей Аниме жить только в проекциях на женщин, а должен уйти от ограничений, присущих проекциям души, чтобы постичь свою душу у себя внутри. В письме к женщине, которая стала для мужчины носителем спроецированного образа его души, Юнг писал: «Так как за своими проекциями он не может видеть в вас реальную женщину, вы кажетесь ему “сфинксом”. На самом деле его сфинксом является его душа, и он должен попытаться разгадать загадку»[56].

Однако не следует считать, что Анима порождает любовь в мужчине. Она не одно и то же, что его эрос, но она пробуждает его эрос. Она пробуждает в мужчине его способность к любви и формированию близких отношений, однако она сама не является ни любовью, ни отношениями. Любит и чувствует именно мужчина, а не его Анима, хотя ее можно сравнить с искрой, от которой вспыхивает пламя.

Именно это положение отстаивает Джеймс Хиллман в своих двух статьях, посвященных Аниме, опубликованных в выпусках журнала Springза 1973 и 1974 год. Юнг часто относился к Аниме так, словно она является эросом, а в высказываниях многих юнги- анских аналитиков Анима упоминается с точки зрения ее идентичности с чувством, словно чувство и эрос обязательно имеют фемининную, а не маскулинную природу. При этом сам греческий бог Эрос является маскулинным божеством, даже будучи сыном Афродиты, и нет никаких серьезных оснований считать, что чувство имеет только фемининную природу. Наверное, точнее было бы сказать, что Анима является функцией, которая пробуждает и констеллирует эрос мужчины, однако при этом следует иметь в виду, что существует как маскулинный, так и фемининный эрос. Это все равно, что сказать: любит сам мужчина, даже если любовь в нем пробуждается фемининностью. Точно так же нет никаких

оснований для идентификации Анимы с чувством или Анимуса с мышлением. Мужчина может чувствовать, женщина может думать, хотя при этом Анима и Анимус могут пробуждать эти функции, направлять их и помогать им.

Еще одна путаница связана с тем, происходит ли «развитие Анимы». Юнгианцы часто говорят о развитии у мужчины Анимы, словно задача мужчины - «развивать свою Аниму», для того чтобы иметь возможность вступать в близкие отношения, испытывать любовь и более глубокие чувства. Сам Юнг говорит о четырех стадиях развития Анимы, которые воплощаются в образах Евы, Елены Троянской, Девы Марии и Софии. На первой стадии, стадии Евы, Анима находится на своем низшем, биологическом уровне и представляет собой источник инстинктов и сексуального влечения. На второй стадии, Елены Троянской, Анима воплощает красоту души и больше не отождествляется только с инстинктивными влечениями. На третьей стадии, Девы Марии, она воплощает возможность отношения к Богу, а на стадии Софии она воплощает закон отношения к высшей мудрости[57].

Несомненно, Анима может проявляться на многих разных уровнях; весь вопрос заключается в том, кто развивается: Анима или сам мужчина. Древние греки говорили о двух Афродитах: об Афродите Пандемос и Афродите Урании[58]. Первая Афродита была «Афродитой для всех», а вторая была «небесная, или духовная, Афродита». Афродита Пандемос - это Афродита, которая воспринимается на уровне инстинктивного, сексуального соединения. В таком восприятии Афродита могла бы служить воплощением Анимы, которая появляется в сексуальных и эротических фантазиях и инстинктивных влечениях. Но духовная Афродита воплощает Аниму в качестве ее функции, связывающей мужскую душу с Богом, и помогает ему достичь этого духовного единения на самом высоком уровне. Но, на мой взгляд, «развивается» не Анима; «развитию» должен подвергнуться сам мужчина. Если личность мужчины и его сознание находятся на низшем, бессознательном уровне, он будет воспринимать и Аниму на самом низком ее уровне и не сможет осознать и оценить по достоинству ее духовные качества. Но если мужчина развивается и у него просыпается «душа», то для него становится очень значимой Анима в ее наивысших проявлениях.

Еще одна проблема, связанная с Анимой, состоит в том, можно ли ее «подчинить» и обезличить, или же она всегда будет иметь свою неуловимую личностную сущность. Юнг часто говорил об Аниме так, словно она является существом, которое, воплощаясь, вызывает очень сильное раздражение, поэтому ее нужно подчинить и превратить в обезличенную психологическую функцию. Так, например, в своей работе «Два очерка по аналитической психологии» он писал: «Я признаю, что у меня внутри существует некий активный психический фактор (Анима), который самым невероятным способом ускользает от моей сознательной воли. Она может вселять мне в голову самые необычные идеи, возбуждать во мне нежелательные и непрошеные настроения и эмоции, подводить меня к поразительным поступкам, за которые я не принимаю на себя ответственность, расстраивать мои отношения с другими людьми, вызывая сильное раздражение, и т. п. Под воздействием этого фактора я ощущаю себя совершенно бессильным, но, что еще хуже, я в него влюбился, поэтому единственное, что я могу делать, - только изумляться»[59].

Нет никаких сомнений в том, что Анима может оказывать на мужчину столь неприятное и тревожащее воздействие. Вместе с тем именно ее мужчина должен себе подчинить, хотя это означает также, что он не должен позволять себя искушать этому хитрому и обманчивому фемининному созданию, находящемуся внутри него. Если он добьется успеха, «загнав джина в бутылку», то есть не даст возможности Аниме направлять его жизнь, доминировать в его настроении и разрушать его отношения, то, как мы уже знаем, она займет место, соответствующее его внутренней функции, и станет проводником к более глубокому ощущению его собственной души. При этом Анима упрямо сопротивляется своему обезличиванию. По мнению Хиллмана, она остается индивидуальным воплощением мощного фемининного ну- мена. Именно поэтому Хиллман не видит ничего ценного в попытках обезличить Аниму. Фактически, именно благодаря тому, что она воплощается в сновидениях и воображении, мы можем вступить с ней в контакт.

Более того, - отмечает Хиллман, - если мы будем упорствовать в своем стремлении подчинить себе Аниму и заставлять ее быть такой, какой мы хотим ее видеть, то наше упорство поставит Эго в «героическую позицию», то есть усилит позицию маскулинности, что обязательно приведет к продолжающемуся обесцениванию фемининности и преувеличению влияния Эго. Сам Юнг в других своих работах, кажется, признает, что Анима является персонифицированной фигурой, не поддающейся деперсонификации. Он пишет об Аниме и Аниму се: «Персонифицируем их вовсе не мы; они изначально имеют персонифицированную природу»[60].

Анима как связующее звено между сознанием мужчины и миром бессознательного может резко отличаться от функции Персоны в маскулинной психологии. Слово Персона означает «маска». Оно обозначает лицо или личину, которые Эго предъявляет внешнему ми^у. Таким образом, Персона - это функция отношений Эго с внешней реальностью. Персона - очень полезная и даже очень существенная психологическая функция. Без некоторой доли Персоны мы вряд ли можем вести свою жизнь. Это всего лишь маска, за которой мы можем спрятаться; вместе с тем, она свидетельствует о нашей адаптации к внешней реальности. Не имея никакой Персоны, было бы очень сложно отвечать требованиям, которые предъявляют нам другие люди, наша работа и общество в целом. Проблема возникает, когда человек идентифицируется со своей Персоной. Тогда он считает, что он и личина, которую он предъявляет внешнему миру, - это одно и то же. Тогда у него утрачивается осознание своей истинной сущности, особенно темной, Теневой стороны его личности. Когда человек идентифицируется с Персоной, он перестает быть реальным; он идет по жизни, открывая миру свою личину, а не свой внутренний мир.

Между Анимой и Персоной существуют компенсаторные отношения. Если мы слишком идентифицируемся с Персоной, то можем ожидать соответствующую [компенсаторную] реакцию Анимы. Только установив правильные отношения с Персоной, можно сформировать правильные отношения с Анимой. Например, мы можем вспомнить властного тирана - Неру или Гитлера: от их одного только слова зависела жизнь многих людей, но имеющаяся власть во внешнем реальном мире породила у них твердое убеждение, что они в самом деле всесильны. Однако у таких тиранов проявляются и буквально одолевают их изнутри страшные и мрачные фантазии, которые остаются совершенно неподконтрольными сознанию. Душа такого правителя одержима страхами, заставляющими его видеть угрозу в каждом углу, и, сталкиваясь с этими темными, неприятными мыслями, он оказывается совершенно беспомощным; таким беспомощным оказался царь Саул, подверженный воздействию злого духа69.

Хороший пример - римский император Калигула. Калигула был столь безжалостным и настолько отождествлял себя со своей властью, что о нем рассказывают, будто он велел напомнить гостям, которые были званы к нему на пир, что может их убить в любой момент; также известно, что, обнимая свою жену или любовницу, он говорил: «Одно мое слово - и эта хорошенькая головка слетит с плеч»[61]. Вместе с тем о нем говорили, что «во время грозы он прятался под кроватью и приходил в ужас при виде извержения Этны. По ночам он никак не мог уснуть и бродил по своему огромному дворцу, моля о наступлении рассвета»[62]. Именно Анима вселяет в такого мужчину страшные фантазии, вызывающие смятение и ужас. Он проводит бессонные ночи, испытывая смутные чувства, предвещающие беду, и оказывается перед ними настолько же беспомощным, насколько кажется всесильным в своих поступках во внешнем мире. Таким способом Анима компенсирует патологическую односторонность его характера.

Или же возьмем в качестве примера какого-нибудь властного исполнительного директора коммерческой структуры: его решения влияют на многих людей, вокруг него порхают послушные секретарши и его раздражают неуверенные в себе подчиненные. Он живет в мире небоскребов, просторных офисов, астрономически высоких счетов и очень важных персон в составе советов и комитетов. Вместе с тем изнутри его снедают мутные страхи, над ним довлеют навязчивые сексуальные фантазии, побуждающие его смотреть порновидео или приглашать к себе в номер девочек по вызову. За этими страхами и фантазиями скрывается именно Анима, именно она управляет им изнутри в той же мере, в какой он внешне управляет другими.

Повторяю, речь идет о послании злой карги, как утверждает Роберт Джонсон, анализируя легенду о Граале. Парсифаль, великий герой-победитель и глава рыцарского братства, оказывается совершенно беспомощным и неспособным противостоять злой карге, образу его Анимы, которая явилась к нему в черном облачении, так как, сосредоточившись на внешнем успехе, он пренебрег своим внутренним странствием.

Но если сперва создается впечатление, будто Анима - негативная фигура, обладающая властью над мужчиной посредством неприятных и неподконтрольных ему мыслей и фантазий, то это лишь поверхностное ее проявление, за которым скрыта гораздо более глубокая проблема. На самом деле Анима играет положительную, а вовсе не отрицательную роль и помогает мужчине оставить ложное для него направление в жизни с точки зрения высших ценностей и вернуться на путь обретения целостности и духовного развития. Ее функция не деструктивна, а конструктивна, и, как только она получит должное признание и понимание, сразу же проявляется ее позитивная сторона. Но даже в проявлении своего негативного аспекта она остается верна себе и своей основной функции: быть связующим звеном с бессознательным и с миром человеческой души.

Что касается позитивного аспекта Анимуса, который играет чрезвычайно важную роль в индивидуационном процессе женщины, то его основная функция - это функция Психопомпа[63], проводника, который указывает путь женщине через ее внутренний мир к ее душе. В сновидениях Анимус, как проводник и творческий дух, обычно появляется в образе талантливого мужчины, пастора, учителя, врача, бога или силача. Повторяю, если появляется позитивный аспект Анимуса, это весьма существенно, ибо он осуществляет свою истинную функцию связующего звена между сознанием женщины и ее бессознательным внутренним миром. Если он действует только вовне, значит происходит воздействие только негативного аспекта Анимуса, о котором уже шла речь. Юнг однажды сказал: «В своем истинном облике он, (Анимус) - герой, и в нем присутствует нечто божественное», но лишенный своего истинного обличья, он - лишь «самоуверенная подмена»[64].

Творческий Анимус освещает женщине путь; он начинает делать то, что затем она должна сделать для себя сама. Он указывает направление и открывает путь к развитию. Иногда это можно наблюдать в сновидениях женщины, в которых мужчина отправляется в странствие, преодолевает опасность или проходит испытания - то есть решает те задачи, которые скоро женщина будет призвана решать сама. Комментируя видение женщины, в котором Анимус явно воплощал героическую функцию, Юнг делает следующее замечание: «Этот мотив нам часто встречался раньше: каждый раз, когда появляется необходимость сделать что-то новое, к чему она не может приступить сразу, ей предшествует Анимус»[65].

Так же как Анима часто сначала проявляется у мужчины в проекции на реальную женщину или в форме сексуально-эротических фантазий, так и Анимус обычно проявляется у женщин в мощных фантазиях или в проекциях. Если этот нуминозный образ не воспринять психологически и не признать в нем фигуру ее внутреннего мира, он быстро превращается в того, кого Эстер Хардинг назвала «духом-любовником»[66]. В качестве «духа-любов- ника» Анимус преследует мысли женщины, соблазняет ее фантастическими романтическими фантазиями и все дальше отвлекает ее сознание от реальности. У нее не происходит никакого психологического развития, ибо она погружается в свои любовные фантазии, которые не связаны ни с реальностью конкретного мужчины, ни с реальностью ее внутреннего мира. Однако в этом виноват не Анимус. Со своей стороны он делает все возможное, чтобы привлечь ее внимание посредством этих мощных фантазий. Причина заключается в самой женщине, сознание которой должно развиваться и становиться зрелым, чтобы она могла правильно понимать их суть. Случай Джейн, о которой я рассказал в первой главе, служит хорошей иллюстрацией того, как Анимус в качестве «духа-любовника» может расстроить жизнь женщины и отвлечь ее от реальности.

Что касается позитивного аспекта Анимуса, он воплощает силу в психике женщины, побуждающую ее к индивидуации. Прекрасной иллюстрацией тому может послужить уже упомянутый мной роман Эмили Бронте «Грозовой Перевал». Самый замечательный образ в романе - это Хитклиф, который оказывается по- лучеловеком-полудьяволом. Главная цель его жизни - соединиться со своей возлюбленной Кэтрин. Но Кэтрин, испытывая в глубине души любовь к Хитклифу, воспротивилась ему, предав свое подлинное чувство, и вышла замуж за безобидного бездельника Эдгара Линтона. Однако это ничуть не смутило Хитклифа: он продолжал прилагать усилия, чтобы соединиться с Кэтрин, хотя его настойчивость заставляла ее разрываться пополам, и, не в силах выдержать такую жизнь, она заболела и умерла. История продолжается, теперь уже ее героиней становится дочь Кэтрин, которая носит то же имя, что и мать. Юная Кэти подвергается безжалостным преследованиям Хитклифа, который постепенно становится все мрачнее и мрачнее. Однако, в отличие от других женщин, которых погубили преследования Хитклифа, юная Кэти становится все сильнее и сильнее. Она выходит замуж за Гэртона, и по мере развития ее отношений с Гэртоном Хитклифу остается все меньше места, пока, наконец, он не соединяется в смерти со своей Кэтрин. Таким образом, в конце романа совершается двойное бракосочетание: создается земная пара - Кэти и Гэртон и духовная пара - Хитклиф и Кэтрин.

В своем блестящем анализе этого романа Барбара Ханна[67] отмечает, что Хитклиф - это воплощение Анимуса, и приводит описание воздействия Анимуса на психологию женщины. Он выглядит совершенно безжалостной фигурой, погубившей много людей, но он не является слепым воплощением зла, ибо в конце повествования становится той самой силой, которая ведет к психологическому развитию. Из-за его воздействия гибнут слабые и выживают лишь те, кто становятся сильнее.

И только благодаря его настойчивым усилиям в конце романа происходят двойное бракосочетание, которое символизирует целостность. Таким образом, на примере фигуры Хитклифа мы можем видеть, насколько демоническим может стать Анимус. При этом у него внутри, по существу, содержится основной фактор, побуждающий к индивидуации, и он становится непреклонной силой, побуждающей женщину избавиться от детской нерешительности и безволия и развивать твердость духа. Непреклонное желание Хитклифа соединиться с Кэтрин аналогично идущему изнутри женщины побуждению интеграции ее личности: этот процесс становится возможным благодаря Анимусу; более того, он явно и настойчиво добивается интеграции личности.

Сначала Юнг приравнивал Анимус к душе женщины, так же как и Аниму - к душе мужчины. В «Психологии переноса» он писал: «Должно быть ясно... что “душа”... имеет фемининный характер у мужчины и маскулинный характер у женщины»[68]. Однако идентификацию Анимы с душой оспорили многие женщины - коллеги Юнга и его ученицы. Например, Эмма Юнг, Барбара Ханна и Ирэн де Кастильехо - все они утверждали, что душа женщины является фемининной и что Анимус следует идентифицировать не с душой, а с духом. Согласно этому представлению, Анимус - это не душа, но он ведет женщину навстречу ее душе. Именно поэтому он обладает ценностью Психопомпа, проводника, который указывает женщине путь и ведет ее по этому пути[69].

Одна из полезных функций, которую придает женщине позитивный Анимус, - это умение разделять. Юнг писал, что в женской психологии «мы имеем дело не с функцией связи (как в случае Анимы), а, наоборот, с функцией разделения {discriminativefunction), а именно - с Анимусом»[70]. Таким образом он, по существу, отождествил Анимус с Логосом, а Аниму - с Эросом, но при этом сделал намек, который вводит в заблуждение, - что Анимус идентичен мышлению женщины, а Анима - чувствам мужчины. Мы уже убедились, что это не так, потому что женщина думает сама, а не Анимус думает за нее, да и у мужчины есть собственные чувства и он сам обладает способностью любить. Вместе с тем фактически Юнг не связывал прямо ни Анимус с Логосом, и тем более - с мышлением, ни Аниму с Эросом, а употреблял эти понятия, чтобы дать нам некое концептуальное представление об этих двух реальностях. Он писал: «Анимус соотносится с отцовским Логосом так же, как Анима - с материнским Эросом. Но я не хочу и не намерен давать этим двум интуитивным понятиям слишком специфичное определение. Я употребляю Эрос и Логос только как концептуальные понятия, помогающие описать, что сознание женщины в большей степени характеризуется связующим качеством Эроса, чем разделением и познанием, связанными с Логосом. У мужчин Эрос, функция связи, обычно развит значительно меньше Логоса. У женщин, наоборот, Эрос - это выражение их истинной природы»[71].

Анимус может действовать как проводник, ведущий женщину к ее душе, ибо он использует свой факел, позволяющий различать и осознавать ее внутренний мир. Он также выполняет роль связующего звена между обезличенным миром интеллекта и духом, придавая ее прежде диффузному сознанию способность к сосредоточенной концентрации. Как это всегда бывает при описании Анимы и Анимуса, образы оказываются более показательными, чем понятия; и Ирэн де Кастильехо дает нам очень выразительное описание фигуры позитивного Анимуса, называя его «несущий факел». По ее словам, это Анимус, который проливает свет на окружающий мир, помогает женщине сосредоточиться и сконцентрироваться, позволяет ей быть объективной и, ради себя же самого, открывает для нее мир познания.

Для того чтобы увидеть столь ясно, чтобы совершенно определенно что- то знать, - знать столь твердо, чтобы это выразить и сказать: «Такова моя истина, я это утверждаю», - необходима помощь самого Анимуса.

Лично я люблю представлять своего помощника-Анимуса в образе «несущего факел»; это образ мужчины, который поднял факел высоко вверх, чтобы осветить мой путь. Он бросает отблески света на темные углы, свет от него проникает сквозь туман, заслоняющий мир полускрытой тайны, в котором я, будучи женщиной, ощущаю себя как дома.

В женском мире теней и космических истин он создает пятно света, на котором концентрируется ее взгляд, и, посмотрев туда, она может сказать: «Ах да, именно это я имела в виду» или: «Нет, нет, с моей точки зрения это совсем не так». Именно с помощью этого факела она также учится придавать форму своим идеям. Он бросает свет на чехарду слов, паря над поверхностью ее разума, так что она может выбрать те слова, которые хочет, разделяет свет на составляющие его цвета радуги, чтобы она могла сделать выбор, позволяет ей увидеть часть, составляющую ее целое, отделить одно от другого, - словом, он позволяет ей сконцентрироваться. [72]

Как только женщина начинает вступать в контакт со своей внутренней самостью, - продолжает де Кастильехо, - она сначала встречает Анимуса, который, держа свой факел и проливая свет на внутренний смысл происходящего, проводит ее по всем укромным уголкам ее внутреннего мира, где можно найти ее душу. Но, - отмечает автор, - он не является ее душой, ибо ее душа является фемининной, как и ее Эго. «Так как именно он первым встречается женщине, то может ей показаться образом души, которую она ищет; но если она отправится с ним дальше, во мрак и неизвестность, то может узнать, что он не воплощает ее душу, а скорее выступает как проводник к ее душе»[73].

Таким образом, душа женщины является фемининной, как и ее Эго, и ее, наверное, лучше всего описывать как жизненную силу, источник энергии и любви. У мужчины душа - нечто иное, чем его Эго, это неуловимая, но неотъемлемая фемининная сущность, которая имеет огромную важность для нормальной жизнедеятельности его сознания. Открытие души для женщины - это открытие того, что является самым существенным в ее глубочайшей истинной природе. Мир объективных знаний и обезличенных целей к мужчине приходит естественно, тогда как женщине нужно, так сказать, пройти инициацию в мир, с которым у нее нет субъективной связи и который может стать для нее поразительным открытием.

Следовательно, Анимус - источник, который проливает свет. Но де Кастильехо нас предупреждает, что он где-то должен отбрасывать свой свет, а это значит, что женщина должна правильно и творчески использовать функцию Анимуса в своем внутреннем мире. «Если женщина не использует творчески свой Анимус, то она попадает в полную зависимость от него, ибо он должен куда- то пролить свой свет. Поэтому он привлекает ее внимание, отбрасывая свет то на одну формулу или лозунг, то на другую, совершенно независимо от их точного соответствия ситуации. Она попадает в ловушку и принимает все, что он ей показывает, за евангельскую истину»[74].

Как и во всем остальном, что касается психики, ключевым словом является связь. Функция Анимуса становится позитивной, если женщина правильно вступила с ним в контакт, и негативной - если этот контакт неправильный. Установлению подлинного контакта с Анимусом помогает признание его реальности, определение его ограничений в жизни и поддержание с ним диалога, как если бы он был внутренним мужем.

Признать реальность Анимуса - значит принять реальность и автономию бессознательного. Как нам уже известно, для этого требуется признать проекции, когда они присутствуют. Чаще всего Анимус проецируется на реальных мужчин, когда женщина не воспринимает его на сознательном уровне как часть своей личности. Иногда считается, что такая проекция появляется, если мужчину недооценивают или переоценивают, а в особенности если он вызывает очарование. Это можно выяснить и по реакции самого мужчины, ибо, пока он не станет столь эгоцентричным, что будет подпитываться таким отношением к нему, то, как уже говорилось, он будет реагировать на проекцию с возрастающим ощущением неловкости.

Чтобы Анимус стал реальным и чтобы найти его истинное место в жизни, женщина должна жить такой жизнью, которая бы включала его в себя. Как нам уже известно в отношении Анимы, все внутренние фигуры бессознательного стремятся к жизни, и они могут жить только через нашу внешнюю жизнь. Можно предполагать, что у женщины, которая не обращает внимания на внешнюю сторону жизни и в особенности на развитие своей интеллектуальной и духовной сферы, Анимус будет фрустрирован, а потому - иметь дьявольские черты и постоянно причинять беспокойство. Женщине в жизни, помимо ее личной сферы: семьи, мужа, любовника, всегда нужно что-то иметь. Только так она может удовлетворить свой Анимус. Но следует заметить, что, если женщина зайдет в этом отношении слишком далеко, ей грозит опасность чрезмер

ной идентификации со своим Анимусом. Она может стремиться к достижению маскулинных целей и развивать свою интеллектуальную жизнь в науке или профессиональных интересах, только если у нее сохраняется осознание себя как человека с фемининной душой, который вместе с тем воплощает маскулинное начало.

Сохранению различия между собой, как женщиной и душой, и Анимусом, как маскулинной разделяющей энергией, очень помогает процесс диалога, в котором мы уже видели способ, позволяющий мужчине вступить в контакт со своей Анимой. Женщина часто ощущает Анимус в качестве своего «внутреннего голоса», то есть в качестве автономной цепочки мыслей и идей, поступающих к ней в сознание. Этот автономный поток мыслей и идей может воплотиться в фигуре ее внутреннего мужчины, с которым можно попытаться вступить в диалог. Как отмечает Ирэн де Кастильехо, от такого диалога женщина получит большую пользу, если в процессе него она будет сообщать Анимусу, что она чувствует в отношении происходящего. Анимус будет стараться при первой же возможности вмешаться, чтобы навязать свои мнения, идеи и планы, и станет непреклонно этого добиваться. Женщине следует оставаться твердой по отношению к нему и подробно рассказывать ему о своих чувствах и о том, каковы ее желания и потребности. Описывая клинический случай одной женщины, Ирэн де Кастильехо отмечает, что Анимус был «позитивным и полезным, пока женщина соблюдала предосторожность и рассказывала ему, как она, женщина, ощущала происходящее, и стал негативным лишь тогда, когда она перестала это делать. Не имея важной информации о ее чувствах, у него не нашлось другого выхода, кроме как вещать общие банальные истины»[75].

Снова и снова, занимаясь проблемами психики, мы осознаем, что если мы корректно и осознанно вступаем в контакт с нашими внутренними фигурами, то они склонны принять свою истинную роль и выполнять свою функцию. Но если мы не осознаем их и не формируем с ними правильную связь, они стремятся получить над нами власть и разрушить нашу жизнь. Так происходит и с Анимусом, который «является величайшим другом женщины, когда проливает свет на то, что для нее существенно, и превращается в сумасшедшего, когда оказывается неуместным»[76].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.