Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Глава первая



Мужчины привыкли представлять себя только мужчинами, а женщины - женщинами, однако многие психологические факты указывают на то, что любой человек является андрогиннымК «Внутри каждого мужчины находится Образ Женщины, а внутри каждой женщины - Образ Мужчины», - пишет американский индеец Хаймийостс Сторм, выражая не столько собственное мнение, сколько древние верования американских индейцев[1]. Древние алхимики утверждали: «Наш Адам - гермафродит, несмотря на свой маскулинный облик: в его теле присутствует Ева, или его фемининная часть»[2].

В мифологии и античных традициях часто находят свое выражение психологические истины, которые иначе бы ускользнули от нашего внимания, они нередко служат основой для такой веры в сексуальный дуализм человеческой природы. Например, из Книги Бытия мы узнаем, что Бог является андрогинным, а следовательно, первый человек, который был сотворен по Его[3] образу и подобию, тоже сочетал в себе одновременно маскулинные и фемининные черты. Пятая глава Книги Бытия начинается так: «Вот родословие Адама: когда Бог сотворил человека, по подобию Бо- жию создал его, мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек, в день сотворения их». Во Второй главе Книги Бытия мы читаем о том, что, захотев создать женщину, Бог навел на Адама крепкий сон и затем взял одно из его ребер и сотворил из него Еву. Таким образом, совершенно ясно, что первый человек сначала был одновременно и мужчиной, и женщиной. Вследствие этого разделения изначально целостного обоеполого человека возникает стремление к воссоединению отделенных друг от друга половин, которое выражается в их сексуальном влечении друг к другу. Во Второй главе Книги Бытия сказано: «Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть»[4].

Эту идею, состоящую в том, что первочеловек был одновременно и мужчиной, и женщиной, можно найти в очень многих традициях. Например, и в персидской мифологии, и в мифологии Талмуда говорится о том, как сначала Бог создал обоеполого человека, соединяющего в себе мужчину и женщину, а впоследствии разделил его надвое. Самый первый человек часто воплощал в себе замечательные черты, которые можно обнаружить в широко распространенном образе Антропоса, Первочеловека, на который в своих трудах очень часто ссылались К. Г. Юнг и его коллеги[5]. Наверное, еще лаконичнее эта мысль выражена в «Пире» Платона. Здесь Аристофан, персонаж платоновского диалога, пересказывает греческий миф о родоначальниках человечества, «тело которых было округлое... рук было четыре, ног столько же, сколько рук, и у каждого на круглой шее два лица, совершенно одинаковых; голова же у двух этих лиц, глядевших в противоположные стороны, была общая». Страшные своей силой и мощью, они строили великие замыслы и посягали даже на власть богов, и те, чувствуя к людям зависть и страх, решили «разрезать каждого из них пополам», на фемининную и маскулинную части. И, по словам Аристофана, «когда тела были таким образом рассечены пополам, каждая половина с вожделением устремлялась к другой своей половине... Когда кому-либо <... > случается встретить как раз свою половину, обоих охватывает такое удивительное чувство привязанности, близости и любви, что они поистине не хотят разлучаться даже на короткое время. И люди, которые проводят вместе всю жизнь, не могут даже сказать, чего они, собственно, хотят друг от друга. Ведь нельзя же утверждать, что только ради удовлетворения похоти столь ревностно стремятся они быть вместе. Ясно, что душа каждого хочет чего-то другого; чего именно, она не может сказать и лишь догадывается о своих желаниях... »[6].

Интуитивное представление Хаймийостса Сторма, что в каждом мужчине находится отражение женщины и наоборот, - находит свое выражение в шаманизме. Шаман, примитивный целитель, часто имеет охраняющего духа, который помогает ему врачевать людей и учит его практике искусства исцеления. Для шама- на-мужчины этот охраняющий дух является фемининным и ведет себя по отношению к мужчине как его духовная жена. Личность шамана является уникальной, так как у него (или у нее) постепенно вырабатывается особое отношение к другой части личности, которая становится живым существом, присутствующим в реальности. Дух жены говорит своему мужу-шаману: «Люблю тебя. Ты будешь моим мужем, так как у меня сейчас нет мужа, а я буду твоей женой. Я дам тебе духов, которые будут помогать тебе в искусстве исцеления; я обучу тебя этому искусству и сама буду с тобой. Люди будут приносить нам еду». - «И с тех пор она не переставала приходить ко мне, и я сплю с ней как с собственной женой», - добавил шаман[7].

Поэты и философы, мысль которых зачастую предвосхищала открытия ученых, интуитивно ощущали и андрогинную природу человека. Русский философ Николай Бердяев пишет: «Из того, что человек определяется как мужчина или как женщина, ясно, что пол есть стихия, разлитая во всем существе человека, а не дифференцированная его функция... Дифференцированный, распавшийся пол становится источником раздора в мире и мучительно безысходной жажды соединения. И поистине тайна всякого раздора и тайна всякого соединения - это тайна полов. В миропорядке мужское и есть по преимуществу антропологическое, человеческое начало, женское - начало природное, космическое. Мужчина-человек через женщину связан с природой, с космосом, вне женского он был бы отрезан от души мира, от матери-земли. Женщина вне связи с мужским не была бы вполне человеком, в ней слишком сильна темная природная стихия, безличная и бессознательная. Но мировая дифференциация на мужское и женское не в силах окончательно изничтожить коренную, исконную бисексуальность, андрогинность человека...

Ибо поистине не мужчина и не женщина есть образ и подобие Божье, а лишь андрогин, дева-юноша, целостный бисексуальный человек... Искажение образа и подобия Божьего в человеке было распадением андрогина, муже-женственного существа. Но это искажение и распадение не могло быть окончательным и полным... Человек остался в корне своем существом бисексуальным, андрогиническим... Во все времена по-разному чувствовалось и сознавалось, что вся сексуальная жизнь человека есть лишь мучительное и напряженное искание утерянного андрогинизма, воссоединения мужского и женского в целостное существо... »[8]

Следовательно, эта идея андрогинной природы человека является очень древней, которая часто находила свое отражение в мифологии, а также в величайшей интуитивной духовности, характерной для нашего прошлого. В XX веке Карл Густав Юнг был первым ученым, который заметил эту психологическую особенность человеческой природы и учел ее при общем описании человека.

Юнг назвал противоположные психические сексуальные компоненты у мужчины и женщины соответственно Анима и Ани- мус. Под Анимой он имел в виду фемининную составляющую личности мужчины, а Анимусом назвал маскулинную составляющую личности женщины. Он вывел эти термины из латинского слова animare, что означает воодушевлять, ибо чувствовал, что Анима и Анимус чем-то напоминают душу или дух, одушевляющий или одухотворяющий мужчину и женщину.

Юнг не просто создал идею об Аниме и Анимусе, и он не позволял своим идеям оставаться на уровне творческой интуиции, как это было характерно для русского философа Николая Бердяева. Юнг был ученым, и областью его научных исследований была человеческая психика, а значит, его идеи основаны на психологических фактах. Эмпирическое свидетельство реального существования Анимы и Анимуса можно найти повсюду, где только находит свое выражение психика. Анима и Анимус проявляются в сновидениях, сказках, мифах, в великих произведениях мировой литературы, а также, и это самое важное, в разных особенностях человеческого поведения. Ибо Анима и Анимус являются Невидимыми Партнерами в любых человеческих отношениях и при каждом поиске личностной целостности. Юнг назвал их архетипами, так как Анима и Анимус являются важными структурными составляющими психики любого мужчины и любой женщины. Если нечто имеет архетипическую природу, то, значит, оно типично. Архетипы создают основу инстинктивных, не формирующихся через научение, паттернов поведения, которые являются общими для всего человечества; им присущи характерные, типичные проявления в человеческом сознании. С точки зрения Юнга, понятия Анимы и Анимуса объясняют широкое разнообразие психических фактов и тем самым формируют гипотезу, которая постоянно получает эмпирическое подтверждение.

Естественно, в процессе любого такого обсуждения мы столкнемся с вопросом: что подразумевается под «маскулинностью» и «фемининностью»? Есть ли между ними разница? А если да, то вызваны ли они глубинным психологическим различием или же появляются вследствие социальных условий и социально предписанных ролей? В пользу второго аргумента можно сказать, что, видимо, социальные роли мужчин и женщин иногда предписываются той культурой, в которой они живут. Можно поспорить с тем, что мужчины и женщины делают то, что они делают, лишь вследствие социального предписания исполнять определенные роли и решать определенные задачи. Согласно этой точке зрения между мужчинами и женщинами нет существенных психологических различий, и эта внешняя разница между ними обусловлена лишь влиянием культуры. В ее пользу говорит и то, что мужчины могут выполнять большинство функций, которые выполняют женщины, за исключением биологической функции вынашивания детей; да и женщины могут выполнять мужские функции. Но в соответствии с существующими социальными ожиданиями, как правило, женщины не занимаются тем, чем занимаются мужчины. Кроме того, есть общепризнанная сложность в определении того, что является маскулинным, а что - фемининным, ибо появление какого-то определения всегда вызывает возражение: «Но женщины (или мужчины) иногда тоже так поступают! »

То, что мужчины и женщины в принципе способны выполнять в жизни множество одинаковых функций, подтверждает идею, что каждый человек представляет собой сочетание маскулинной и фемининной полярностей. Благодаря фемининной составляющей психики при определенных условиях у мужчин может проявляться паттерн поведения, который традиционно считается фемининным, и наоборот. Несколько позже мы поговорим об этом подробнее.

С другой стороны, можно ли утверждать, что существуют архетипы маскулинности и фемининности - а именно: имеются ли существенные психологические различия между полами и между психологическими полюсами внутри каждого пола? Ответ на этот вопрос можно найти, исследуя эмпирические свидетельства и факты. Позиция Юнга такова: хотя, несомненно, культурные и социальные ожидания и роли существенно влияют на жизнь и мужчин, и женщин, но при этом на их жизнь воздействуют глубинные архетипические психологические факторы. В этой книге я постараюсь раскрыть обоснование этой позиции, а читатель сможет дать ответ на этот вопрос уже сам, исходя из собственного жизненного опыта.

Что касается различий между маскулинностью и феминин- ностью, то, наверное, их лучше обсуждать с точки зрения образов, которые для них характерны, чем с точки зрения их психологического воздействия. Говорить о мужском и женском начале - значит говорить о том, что поток психической энергии, как и потоки других видов энергии, течет от одного полюса к другому. Как электрический ток течет от положительного полюса к отрицательному, так между двумя противоположными полюсами течет поток психической энергии; эти полюса назвали маскулинностью и феми- нинностью. Однако их не всегда называли именно так, и в этой книге мы тоже иногда будем употреблять древнекитайскую терминологию: инь и ян. Эти понятия часто удобнее в употреблении, ибо инь и ян определяются исходя не из роли и даже не из психологических качеств, а исходя из образов. «Ян означает “развевающиеся на солнце флаги”, то есть нечто “озаряющее или яркое”». Ян означает небеса, небо, сияние, творчество, южный склон горы (на который светит солнце) и северный берег реки (на который также падает солнечный свет). С другой стороны, «изначально инь означает “хмурый, облачный”». Инь означает землю, темноту, влажность, восприимчивость, северный склон горы и южный берег реки[9]. Разумеется, китайцы тоже говорят о ян как о маскулинности, а об инь как о фемининности, но в основном инь и ян воплощают два духовных полюса, между которыми течет поток жизни. Инь и ян существуют у мужчин и женщин, но вместе с тем это космические начала, и их взаимодействие и отношения между ними определяют [вселенский] ход событий, что очень хорошо видно из китайской книги мудрости «И цзин».

В том же самом ключе в китайской книге медитации Т’аі I ChinНиа TsungChih[«Секрет Золотого Цветка»] говорится о двух психических полюсах, существующих у каждого мужчины и у каждой женщины. Один из них называется /гЪ-душа, воплощаемая в почках, сексуальности и триграмме воды «Кань» (в книге «И цзин»), и выражается как эрос. Другой - jo/w-душа - воплощается в сердце, сознании и триграмме огня «Ли» и выражается как логос. Эти два полюса распадаются, если их энергии направлены только вовне, но если их энергии - благодаря правильной медитации - направляются внутрь, то эти два полюса, соединяясь, создают высшую личность, которая не подвержена разрушению. Переводя этот текст, китаист Ричард Вильгельм эти два полюса тоже называл Анимой и Анимусом. Юнг отмечает, что п’о-душа составлена из иероглифов белого цвета и демона, следовательно, она означает «белый дух», и ее начало соответствует низшей, земной природе, поэтому она представляет собой инь. Хг/н-душа составлена из знаков облака и демона, следовательно, она означает «демон-облако, высшую духовную жизнь», поэтому она представляет собой ян[10].

Удивительно: почему, если у мужчин и женщин всегда существовали фемининная и маскулинная компоненты, то человечество так долго это совершенно не осознавало? Отчасти ответ заключается в том, что самопознание никогда не было сильной стороной человечества. Наоборот - даже самое элементарное познание себя у большинства людей вызывает сильное и очень заметное сопротивление. Обычно, лишь когда люди испытывают сильную боль или находятся в состоянии смятения, в поисках возможного выхода, который пролегает только через самопознание, они вынуждены идти на риск и подвергать конфронтации с истиной свое нежно взлелеянное представление о себе. И даже тогда многие из них предпочитают жить бессмысленной жизнью, лишь бы не участвовать в процессе, связанном с самопознанием, который зачастую бывает очень неприятным. Кроме того, бывает, что познавать некоторые аспекты личности нам сложнее у себя, чем у других. Например, церковь уже давно умела выявлять Теневую личность, состоящую из неприемлемых и неразвитых качеств, которые могли бы стать частью сознания, но были отвергнуты. «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю»[11], - восклицает апостол Павел, испытывая страдания, связанные с собственной Тенью. Для нас нет ничего особенно странного в существовании темной стороны нашей сущности, ибо на нее очень часто указывала религия, хотя даже здесь большинство из нас словно договорились между собой не проявлять искреннего отношения к темной стороне своей личности, стараясь по возможности ее избегать. Поэтому наша Теневая личность зачастую очевидна другим людям, но неизвестна нам самим. Но еще более мы невежественны в отношении маскулинной или фемининной составляющих, которые присутствуют в нас и ускользают от нашего внимания, ибо они совершенно отличаются от нашего сознания. Поэтому Юнг однажды назвал интеграцию Тени «элементом ученичества» в достижении целостности, а интеграцию Анимы и Анимуса - «элементом мастерства»[12].

Но есть еще один фактор, усложняющий познание Анимуса и Анимы: эти существующие у нас внутри психические сущности, как правило, проецируются на других. Речь идет об известном механизме проекции, который начинает действовать при активизации какого-то не осознаваемого нами жизненно важного аспекта нашей личности. Если какая-то часть нашей психики проецируется вовне, мы считаем, что она принадлежит другому человеку и не имеет никакого отношения к нам. Механизм проекции бессознателен. Мы не принимаем решения, проецировать ли нам что-то или нет, этот процесс происходит автоматически. Если бы мы сами решили что-то спроецировать, этот процесс был бы для нас осознанным, и именно потому, что он был бы для нас осознанным, он не был бы проекцией. Проецируется только бессознательное содержание; как только оно становится осознанным, проекция исчезает.

Итак, на протяжении тысячелетней истории существования человечества Анима и Анимус проецировались на мифологические фигуры, на богов и богинь, населявших наш духовный мир, и, что еще важнее, - на реальных мужчин и женщин. В богах и богинях греческой мифологии можно видеть воплощения разных аспектов маскулинного и фемининного архетипов. Мифология долго создавала прекрасные возможности для воплощения человеческой психики, и, пока люди верили в то, что боги и богини существуют на самом деле, они могли, посредством соответствующего культа и ритуала, сформировать некое специфическое отношение к своему психическому миру.

Если Анима и Анимус проецируются на других людей, они воспринимаются нами несколько иначе. В большинстве случаев мужчина проецирует свою Аниму на женщину, а женщина проецирует свой Анимус на мужчину. Женщина служит живым воплощением образа фемининной души мужчины, то есть его комплементарной составляющей, а мужчина служит живым воплощением образа внутренней духовности женщины. Это приводит ко многим неожиданным и печальным последствиям, ибо эти реальности, живущие у нас внутри, обладают особенно сильным раздражающим воздействием. Поэтому Юнг, отчасти объясняя причину того, почему Анимуса и Аниму вообще не признавали частью человеческой личности, писал: «В Средние века, когда мужчина узнал Аниму, он посадил ее в тюрьму и, назвав ее ведьмой, приговорил к сожжению на костре. Или, быть может, женщина открыла Анимус, и тогда мужчине было суждено стать святым, спасителем или великим шаманом... Только теперь, в процессе анализа, Анима и Анимус, которых раньше всегда находили вовне, начинают проявляться в качестве внутренних психологических функций»[13].

Так как Анима и Анимус проецируются вовне, мы обычно не признаем, что они принадлежат нам, ибо они проявляются вне нас. С другой стороны, как только становится осознанным феномен проекции, эти спроецированные образы могут в какой-то мере снова вернуться в нашу психику, поэтому эти проекции можно использовать как зеркало, в которых отражается содержание нашей собственной психики. Выявив образы Анимы или Анимуса, спроецированные на мужчину или на женщину, мы сможем узнать в их отражении содержание собственной психики, которое иначе могло бы от нас ускользнуть. Умение узнавать и использовать проекции особенно важно для самопознания, когда мы приближаемся к Аниме или Анимусу, ибо эти психические факторы никогда нельзя осознать до такой степени, чтобы не проецировать их на других людей. Психические компоненты противоположного пола, существующие у нас внутри, настолько неуловимы, что ускользают от полного их осознания нами, и, следовательно, они, хотя бы частично, всегда проецируются вовне. Никогда не получается настолько познать эти сущности, чтобы проекция исчезла полностью. Эта цель недостижима, ибо Анима и Анимус не составляют содержание Эго; они позволяют нам ощутить психологическое воздействие совершенно иного типа. Что касается самопознания, то оно связано с умением человека использовать проекции в качестве зеркала; эту задачу можно решить с помощью психологических понятий, которые ввел Юнг.

Ни в одном труде Юнг не дал четкого определения Анимуса и Анимы. Если вам все же захочется узнать, что на этот счет сказал Юнг, то придется прочитать много разных фрагментов из его многочисленных фундаментальных трудов. Юнг не удовлетворился каким-то одним определением, а время от времени предлагал и другие определения. При этом он себе не противоречил, а каждое новое определение привносило еще один аспект этих психологических реальностей.

В наиболее простом, самом первом определении, которое предложил Юнг, утверждается, что Анима воплощает фемининный элемент психики мужчины, а Анимус воплощает маскулинный элемент психики женщины. Он пишет: «Я назвал этот маскулинный элемент женщины Анимусом и соответствующий фемининный элемент у мужчины Анимой»15. Мария-Луиза фон Франц ссылается на юнгово определение Анимы в своей главе книги «Человек и его символы», где она пишет, что «Анима - это воплощение всех фемининных психологических тенденций в психике мужчины, как, например, смутные чувства и настроения»[14]. Юнг также говорит о том, что Анима и Анимус воплощают меньшую долю присутствующих в нас женских или мужских [элементов, зачатков, или] генов[15]. Эта идея содержится в нескольких трудах Юнга. Например: «Анима - это архетипическая форма, отражающая присутствие у мужчины меньшей доли женских генов, то есть того, что еще у него еще окончательно не исчезло»[16]. Разумеется, то же самое можно сказать об Анимусе как о психологическом воплощении меньшей доли мужских генов, присутствующих у женщины. То есть на биологическом уровне у мужчины развиваются его маскулинные физические качества вследствие количественного преобладания мужских генов над женскими, и, соответственно, то же самое, но с точностью до наоборот, происходит у женщины. Согласно идее Юнга, Анима воплощает в психологической сфере мужчины зачаток существа женского пола, а в психологии женщины Анимус воплощает зачаток существа мужского пола.

Если это действительно так, то, значит, абсолютное различие между мужчинами и женщинами состоит не в том, что мужчине полностью соответствуют ян, а женщине - инь, ибо внутри каждого пола содержится зачаток противоположного [что лежит в основе единства противоположностей]. Мужчин и женщин делает разными то, что обычно мужчина идентифицирует свое Эго с маскулинностью, а его фемининная часть остается для него бессознательной, тогда как женщина сознательно идентифицируется с фе- мининностью, а ее маскулинная часть остается для нее бессознательной.

Эго и тело, так сказать, одного знака. Тело мужчины является маскулинным, формируется мужскими гормонами и предназначено для выполнения определенных функций. Женское тело является фемининным и предназначено для выполнения специфических женских функций, самая очевидная из которых - рождение детей. Эго идентифицируется с маскулинной или фемининной организацией и функциональностью тела, а потому другая сторона психики, Анима или Анимус, становятся функцией бессознательного. По крайней мере, так обычно происходит развитие мужчин и женщин, хотя в отдельных случаях оно может нарушаться. Например, у мужчины может быть недостаточно развито маскулинное Эго. Как мы увидим впоследствии, такое недостаточное развитие Эго может привести к гомогенизации Эго, так сказать, к феминизированной маскулинности, что, в свою очередь, может стать причиной развития той или иной формы гомосексуальности.

Все сказанное выше серьезно влияет на отношения между полами. Как уже отмечалось, мужчины, идентифицировавшиеся со своей маскулинностью, как правило, проецируют фемининную часть своей личности на женщин, тогда как женщины, идентифицировавшиеся со своей фемининной природой, обычно проецируют маскулинную часть своей личности на мужчин. Эти спроецированные психические образы являются Невидимыми Партнерами в любых отношениях между мужчиной и женщиной. При этом они сильно влияют на эти отношения, ибо при наличии проекции личность человека, послужившего экраном для спроецированного образа, заслоняется этим образом. В особенности это относится к Аниме и Анимусу, ибо данные архетипы являются в высшей степени нуминозными. Это значит, что они заряжены психической энергией, а потому они стремятся получить власть над нашей эмоциональной сферой. Следовательно, эти спроецированные образы обладают огромной притягательной силой, похожей на силу магнитного поля, и человек, ставший носителем проекции, будет нас притягивать или отталкивать, как магнит, притягивающий или отталкивающий железные предметы. Такое воздействие вызывает самые разные осложнения в межличностных отношениях; некоторые из них мы рассмотрим в следующей главе.

Как и всем архетипам, Анимусу и Аниме присущи как позитивные, так и негативные аспекты. То есть в одних случаях они являются желательными и привлекательными, а в других являются пагубными и вызывают ярость. В этом отношении они напоминают богов и богинь, которые могли осыпать человече- ство дарами, а могли наслать на него беды и несчастья. Если мужчина проецирует на женщину позитивный аспект образа Анимы, эта женщина становится для него очень привлекательной и притягательной. Она его очаровывает и кажется ему источником счастья и благодати. Женщина, оказавшаяся экраном проекций мужчины, становится для него объектом эротических фантазий и сексуальных желаний, и мужчине кажется, что если он окажется с ней рядом и станет заниматься с ней любовью, то будет полностью удовлетворен жизнью. Такое состояние мы обычно называем влюбленностью.

Естественно, что женщине, оказавшейся носителем столь эмоционально заряженных проекций Анимы, поначалу это приятно. Ей льстит такое внимание, она чувствует свою ценность в глазах мужчины, наслаждаясь ощущением своего превосходства, хотя, может быть, лишь смутно осознаваемым. Тот человек, который становится носителем спроецированного образа психики другого человека, получает власть над ним и удерживает эту власть до тех пор, пока спроецированная часть нашей психики воспринимается нами как черты или качества другого человека.

Однако со временем, почувствовав неприятную сторону роли носителя проекции души другого человека, женщина начинает сожалеть о роли, которую приняла. По существу, она постепенно приходит к выводу, что такое отношение мужчины начинает ее душить. Она замечает, что он обижается, если она не стала для него доступной раз и навсегда, и тогда в отношениях между ними появляется элемент принуждения. Наряду с этим она также узнает, что мужчину возмущает любая ее попытка расти и развиваться как личность. А при индивидуальном развитии женщины ее личность начинает выходить за рамки спроецированного мужчиной образа Анимы, тогда как мужчина фактически представляет женщину не такой, какая она есть, а какой он хочет ее видеть. Он хочет, чтобы женщина соответствовала спроецированному им фемининному образу и проживала его, а это неизбежно вступает в конфликт с ее личностью и человеческой сущностью. Поэтому она может неожиданно для себя открыть, что живет в его клетке, оказавшись в ней вследствие его незыблемого представления о том, что она отвечает его проекциям. Кроме того, она может узнать, что в Теневой стороне его внешней любви к ней, по существу, выражается его жестокость и желание лишить ее естественного стремления стать автономной личностью. Настаивая на своем праве оставаться собой, женщина может увидеть, как ее мужчина ревнует, возмущается и надувает губы. Кроме того, ее начинает пугать его сексуальная настойчивость; ей может показаться, что она не свойственна тем отношениям, которые между ними сложились, а похожа на навязчивое влечение, никак не связанное с этими отношениями. И действительно, между мужчиной и женщиной быстро появляются разногласия относительно секса. Мужчина испытывает навязчивое влечение к сексуальным отношениям с женщиной, оказавшейся носителем спроецированного им фемининного образа, и ощущает полноценность отношений с ней только после полового акта, когда у него на какой-то момент появляется ощущение сексуального единения с ней. Что касается женщины, ей прежде всего хочется сформировать человеческие отношения и уже потом сексуально отдаться мужчине. Такая разная форма проявления сексуальности вызывает в их отношениях множество осложнений.

Более того, любую проекцию совершенно неожиданно, без какого-либо предупреждения, может заменить противоположная. Женщина, которая когда-то была для мужчины носителем проекции позитивной Анимы, образа его души, внезапно становится экраном для проекции негативной Анимы, образа ведьмы. Мужчина всего лишь обвинял женщину в своем плохом настроении, и вдруг она предстает перед ним именно в таком ужасном образе; к несчастью, мужчинам свойственно перекладывать на женщин ответственность за свои неудачи. Как мы увидим позже, плохое настроение мужчины вызывается неприятным воздействием со стороны фемининной части его личности. Как правило, не имея никакого представления о собственной психологии, большинство мужчин проецируют обвинения в своем плохом настроении на близких женщин. Это говорит о том, что именно та женщина, в которую мужчина когда-то был влюблен и считал богиней, потом в его глазах легко обращается в ведьму. Теперь он так же ее недооценивает, как переоценивал ее раньше.

Конечно, и женщины направляют на мужчин такие проекции. Если женщина проецирует на мужчину образ своего позитивного Анимуса, образ героя, спасителя, учителя, духовного наставника, значит, она его переоценивает. Она им очарована, ее к нему тянет, она видит в нем совершенного мужчину и идеального любовника. Только через него она ощущает свое совершенство, словно именно посредством его она обрела свою душу. Идеальными объектами для таких проекций женского Анимуса являются мужчины, обладающие даром речи, силой убеждения и умением понятно излагать свои мысли. Если это у мужчины получается, он становится для женщины «больше всей жизни», и тогда ее вполне устраивает роль ночной бабочки, которая летит на свет и с обожанием порхает вокруг его источника. В таком случае женщине не хватает своего собственного творческого пламени, ибо она приписала его мужчине.

Мужчина, ставший носителем таких проекций, зачастую не соответствует им. К примеру, оказывается, что Адольф Гитлер служил экраном для проекции Анимуса у своих современниц. Однажды я спросил одну женщину-еврейку, мою приятельницу, которой удалось вовремя уехать из фашистской Германии: как же получилось, что женщины были готовы отдать Гитлеру своих детей на погибель в мясорубке развязанной им войны, почему они ему не возражали? Она ответила, что женщины были так очарованы его словами, что сделали бы все, что бы тот ни попросил.

Если мужчина становится для женщины носителем проекции ее позитивного Анимуса, он может чувствовать себя польщенным; однако стать экраном для таких проекций - значит в перспективе испытывать неоправданную гордость. Мы слишком бы хотели идентифицироваться со спроецированными на нас мощными энергетическими образами и тем самым ускользнуть от решения более скромной задачи - признания собственных ограничений. Но вместе с тем мужчина может вскоре осознать, что ему неприятна роль носителя таких проекций. Он начинает ощущать себя слащавым, он понимает, что «влип», впал в зависимость от отношений, - то есть перестал быть тем, кто он есть, и вынужден играть навязанную ему роль. По выражению Ирэн де Кастильехо, если женщина смотрит на мужчину как на хранителя своей души, это «лишь вызывает у него беспокойство и побуждение говорить ей о том, что она находит в отношениях больше, чем в них есть на самом деле»[17].

Юнг также недвусмысленно высказывается относительно того, что значит для мужчины роль носителя проекции Анимуса.

«Когда на мне покоится проекция Анимуса, - говорит он, - у меня появляется ощущение, будто я лежу в гробу, из которого вынули труп и сверху положили на меня - то есть некое специфичное ощущение мертвого груза; словно я оказался в одной из тех могил, как говорил Иисус, подле которых околачивается всякий сброд. И чем больше я чувствую себя трупом, тем меньше я ощущаю собственную жизнь. Подлинная проекция Анимуса является убийственной, так как сам мужчина становится местом его захоронения. Он приговорен к смерти, подобно гусенице, на теле которой оса отложила свои яйца, так как ее личинки, вылупившись, начинают пожирать гусеницу заживо, а это совершенно омерзительно»[18]. Юнг сравнивает спроецированный Анимус с мертвецом, ибо тот является мертвым с точки зрения его сознательного развития как психологической функции.

Как уже отмечалось, негативные проекции находятся совсем рядом. Тот же мужчина, который когда-то казался очаровательным и производил самое прекрасное впечатление, теперь может в той же мере вызывать раздражение и разочарование. Положительная проекция исчезает, как только близость между людьми подвергает складывающиеся между ними отношения оздоровляющему воздействию реальности, и негативная проекция уже готова сыграть свою роль. Мужчину, которого раньше переоценивали, теперь недооценивают. Тот, которого раньше считали героем, становится демоном, ответственным за все разочарования, постигшие влюбленную прежде женщину после того, как чувства ее остыли.

Если и мужчина, и женщина одновременно проецируют друг на друга свои позитивные образы, то, казалось бы, между ними возникают совершенные отношения и взаимное очарование, что в итоге зовется влюбленностью. Эти два человека говорят, что они «влюблены друг в друга» и твердо убеждены в том, что теперь отношения между ними идеальны. Эти отношения представлены на диаграмме.

Здесь схематически изображены Эго мужчины и Эго женщины (светлые фигуры вверху) и стрелками показаны определенные отношения между ними на сознательном уровне (А). Но вместе с тем между мужчиной и женщиной существует и сильное взаимное


 

влечение (В и Вг), возникающее в результате проекций позитивных образов Анимы и Анимуса (темные фигуры внизу). Но самый мощный фактор среди всех видов взаимодействия - это взаимное бессознательное влечение (С). Итак, на данной диаграмме схематично показаны Анимус женщины и Анима мужчины, влюбленных друг в друга, а также связь, мощное влечение между ними, которое является источником взаимного магнетического притяжения и состояния влюбленности.

О влюбленности можно сказать многое. Наверное, большинство из нас помнит свою первую влюбленность и то, как при этом необычайно сильные эмоции вырываются на волю. Испытать влюбленность - значит самым замечательным образом открыться велениям своего сердца. Это переживание может быть прелюдией к очень важному развитию личности и началом эмоциональной жизни. Оно очень важно еще и потому, что соединяет два пола и является источником зарождающихся отношений. Независимо от того, насколько счастливыми или несчастными окажутся послед-

ствия этого чувства, в жизни все происходит именно так. На самом деле, особенно среди подростков, влюбленность является естественным и прекрасным переживанием, и тот, кто не испытал его ни разу, безусловно многое потерял.

Но существует непреложный факт: отношения, основанные только на влюбленности, никогда не длятся долго. Прочитав четвертую главу, можно убедиться в том, что влюбленность присуща богам, а не земным жителям, и когда люди пытаются присвоить себе положенное богам и жить в состоянии «влюбленности» (а не подлинной любви друг к другу), то возникает ответная реакция бессознательного, направленная на прекращение этого состояния. Влюбленность просто не выдерживает проверку реальностью, в отличие от подлинных человеческих отношений. Она может жить только в мире фантазий, где отношения не подвергаются ежедневным стрессам реальной жизни. Если «Джон и Мэри» живут вместе в условиях повседневности, они вскоре становятся друг для друга реальными несовершенными людьми. Чем более реальными, то есть самыми обыкновенными, они становятся друг для друга, тем менее вероятно, что они продолжат оставаться носителями магических, чарующих образов бессознательного. Вскоре состояние влюбленности истощается; хуже того: те же самые Анима и Анимус, которые когда-то друг в друга влюблялись, теперь начинают ссориться.

Все великие поэты признавали, что состояние влюбленности не может выдержать напряжение повседневной земной жизни. Именно поэтому отношения Ромео и Джульетты закончились смертью. Было бы совершенно немыслимо, если бы Шекспир завершил свою великую историю любви, послав влюбленную пару в «Сирз» купить кухонные сковородки[19]. Они бы внезапно поругались, выбирая подходящую кастрюлю и решая, сколько они могут за нее заплатить, и тогда бы вся их прекрасная любовь просто улетучилась. Великие поэты передавали подобные истории великой любви туда, где им и было должно находиться - в руки богов. Есть другая возможность: если два человека настойчиво стремятся прожить любовную фантазию, они могут все вокруг разрушить до основания. Именно так поступили в замке Камелот Ланселот и Гвиневра[20]. Влюбившись друг в друга, они настойчиво стремились сделать любовные отношения своим личным делом и пытались построить свою жизнь на влюбленности - то есть зыбком основании. Поскольку они пытались идентифицироваться друг с другом и обладать друг другом, осуществляя свои любовные фантазии в рамках обычных сексуальных отношений, они разрушили все вокруг, превратив в руины Камелот. Круглый стол, означавший целостность, пошатнулся и развалился, а история их любви стала трагической историей разрушения прекрасного замка, и не только их собственного падения, но и падения благородного короля Артура и многих доблестных рыцарей Круглого стола.

Мы не хотим ничего слышать о том, что состояние влюбленности не может выдержать напряжения современной жизни, в особенности в современной Америке. Здесь состояние влюбленности преподносят как цель отношений между полами, постоянно демонстрируя это перед нашими глазами в телевизионной рекламе. Люди не слишком проницательны, чтобы заметить подмену реальности соблазнительной привлекательностью фантазий. Мы предпочитаем проводить жизнь в поиске совершенного мужчины или совершенной женщины, то есть мужчины или женщины, которые бы соответствовали нашему идеальному образу и гарантировали бы нам счастье и удовлетворенность жизнью, даже если при этом нас постигает одно разочарование за другим и мы испытываем в жизни все больше и больше горечи.

Теперь должно быть ясно: в той мере, в которой отношения между мужчиной и женщиной основаны на проекции, в той же мере в этих отношениях отсутствует элемент любви. Влюбиться в человека, которого мы, по существу, не знаем, но чувствовать, что он нас привлекает, так как служит зеркальным отражением образа бога или богини, который существует в нашей душе, - это значит, в каком-то смысле, влюбиться не в другого человека, а в самого себя. Несмотря на кажущуюся прелесть любовных фантазий, которые может порождать влюбленность, фактически мы можем находиться в состоянии, соответствующем крайне эгоистичному сознанию. Настоящая любовь начинается лишь тогда, когда один человек начинает узнавать другого во всей его человеческой сущности и проявлять по отношению к этому человеку любовь и внимание. *

Никому из нас не дано соответствовать богам и богиням во всем их блеске и великолепии; поэтому, впервые увидев человека, которого мы любим, таким, какой он есть, а не через призму своих проекций, мы можем найти его неинтересным и испытать разочарование, ибо в большинстве случаев люди совершенно обыкновенны. Из-за этого многие из нас предпочитают часто менять партнеров, всякий раз занимаясь поиском совершенных отношений и всякий раз разрывая отношения, когда исчезают проекции и заканчивается влюбленность. Очевидно, что на таком непрочном основании не может вырасти настоящая продолжительная любовь. Способность к длительным любовным отношениям подразумевает формирование зрелых отношений с другим человеком, основанных на реалистичных ожиданиях. Это значит принять на себя ответственность за все хорошее и все плохое в отношениях и никогда не ждать, что другой человек нас осчастливит, и не упрекать его в своих разочарованиях и плохом настроении. Естественно, это создает немало сложностей в реальных отношениях, над которыми следует работать, но, к счастью, такая работа принесет плоды, ибо только так наша способность любить может стать зрелой.

Это вовсе не значит, что проекция - негативное явление. Сама по себе проекция Анимы или Анимуса - явление совершенно естественное, оно происходит всегда. Анима и Анимус живут и энергично действуют в нашей психике; как нам уже известно, мы никогда их не осознаем до такой степени, чтобы они не проецировались на людей противоположного пола. Именно так, то есть через проекцию, они становятся для нас ощутимыми. Всякий раз при возникновении проекции у нас появляется еще одна возможность познать своих внутренних Невидимых Партнеров и через них - собственную душу. Как уже отмечалось, верно и то, что проекция часто становится тем фактором, который поначалу притягивает друг к другу людей разного пола. Мужчины и женщины настолько не похожи друг на друга, что для их первого сближения требуется существенная энергия притяжения. Такое притяжение и создает проекция, ибо именно она придает очарование человеку противоположного пола. По этой причине большинство любовных отношений начинается с проекции, и это способствует развитию жизни, ибо только таким образом мы включаемся в ее круговорот. Вопрос в том, что происходит дальше? Станут ли отношения средством развития сознания, или же нам придется уступить своей инфантильной природе и продолжать и дальше упорствовать в том, чтобы у нас были отношения, дающие абсолютное блаженство и которые бы отвечали всем нашим запросам? Сама по себе проекция - и не хороша, и не плоха; она такова, как мы поступаем с тем, что для нас наиболее ценно.

Проиллюстрировать это нам помогут два примера из истории. Данте и Марк Антоний - два типичных случая, когда у мужчин Анима проецировалась на женщин; однако они совершенно по-разному относились к своим проекциям. Согласно Боккаччо, Данте было только девять лет, когда он встретил Беатриче (ей тоже было девять). Он сразу в нее влюбился. Если мы вдруг в кого-то влюбляемся, то можем быть уверены в том, что здесь не обошлось без проекции, иначе как бы мы смогли полюбить человека, которого еще не знаем? Следующее идеализированное описание Беатриче, сделанное Данте спустя несколько лет после того, как он ее увидел, свидетельствует о том, какое мощное влияние оказал на Данте спроецированный им образ Анимы:

... появилась облаченная в благороднейший кроваво-красный цвет, скромный и благопристойный, украшенная и опоясанная так, как подобало юному ее возрасту. В это мгновение - говорю поистине - дух жизни, обитающий в самой сокровенной глубине сердца, затрепетал столь сильно, что ужасающе проявлялся в малейшем биении. И, дрожа, он произнес следующие слова: Ессе deusfortiorте, quiveniesdominabiturmibi(«Зрю божество сильнее меня, которое станет владычицей моей»). Я говорю, что с этого времени Амор стал владычествовать над моею душой, которая вскоре вполне ему подчинилась. [21]

После этого Данте не встречал Беатриче до тех пор, пока ему не исполнилось восемнадцать лет. Вторая встреча оставила следующие впечатления:

... в последний из этих двух дней случилось, что чудотворная госпожа предстала предо мной облаченная в одежды ослепительно-белого цвета среди двух дам, старших ее годами. Проходя, она обратила очи в ту сторону, где я пребывал в смущении, и по своей несказанной куртуазности, которая ныне награждена в великом веке, она столь доброжелательно приветствовала меня, что мне казалось - я вижу все грани блаженства... я преисполнился такой радости, что, как опьяненный, удалился от людей.

Затем Данте многозначительно добавляет:

И так как я сам испробовал свои силы в искусстве складывать рифмованные строки, я решился сочинить сонет[22].

На этом отношения между Данте и Беатриче практически закончились, если вообще можно отнести к отношениям ту мимолетную встречу; однако именно эта встреча способствовала тому, чтобы у Данте установилась связь с его душой и началась его изумительная и плодотворная поэтическая жизнь. Данте посвятил Беатриче множество своих прекрасных сонетов, а также венец своего творчества - «Божественную комедию», в которой Беатриче оказывается его проводником на небесах. То, что Беатриче в двадцать три года вышла замуж за другого человека, а потом через год умерла, ничуть не опечалило Данте. Он превратил свою связь с Анимой, которая ранее спроецировалась на Беатриче, в кропотливую и упорную творческую деятельность, ставшую ему опорой в жизни.

Переживание римского полководца Марка Антония было совершенно иным. После убийства Юлия Цезаря в 44 году до н. э. приемный сын Цезаря Октавиан стал императором на Западе, а Антоний - на Востоке. Антоний отправился в свою новую вотчину, чтобы собирать дань с тамошних царей и цариц, которые теперь подчинялись его правлению, среди них была царица Египта Клеопатра. Уилл Дюран описывает ее так: «По своему происхождению Клеопатра была македонской гречанкой, скорее блондинкой, чем брюнеткой. Она была не особенно красивой; но ее грациозная осанка, гибкое тело и живой ум, ее хорошее воспитание, образованность, учтивые манеры и сама мелодичность ее голоса в совокупности с царским саном опьянили даже римского полководца. Она была знакома с греческой историей, литературой и философией; она говорила по-гречески, а также на египетском и сирийском наречии и, как утверждают, хорошо владела и другими языками. Интеллектуальное очарование Аспазии[23] сочеталось в ней с соблазнительной страстностью совершено раскованной женщины»[24]. Клеопатра, которая, как он думал, будет покоренной, стала победительницей. Когда она на корабле поднялась вверх по реке Таре на встречу с Антонием, он увидел «корабль богини Венеры с пурпурными парусами, позолоченной кормой, посеребренными веслами. Сама богиня, одетая в легкие эллинские одеяния, возлежала под золоченым навесом»[25]. Встретившись с этим «соблазнительным видением», Антоний сразу же влюбился в Клеопатру, и так началась чуть ли не самая известная и самая трагическая любовная связь в истории человечества.

Клеопатра словно стала душой Антония, а потому она наслаждалась тем, что получила над ним власть. Антоний смертельно ослаб, ибо мог ощутить свою душу только через ее проекцию на Клеопатру, и с того времени он постепенно стал утрачивать свои качества героя и полководца. До этого Антоний был прославленным полководцем: его мужество и верность армии породили ответную пылкую преданность войска. Какой бы прискорбной ни была жизнь Антония в мирное время, когда он погружался в разврат и погоню за удовольствиями, во время войны в нем просыпалось все лучшее, и он становился мужественным воином и прекрасным полководцем. Теперь же он, имея огромное преимущество над парфянским войском, в решающем сражении мог бы одержать над ним победу, однако, затянув наступление, дал противнику возможность перегруппировать силы и разрешить внутренние распри. Согласно Плутарху, он «... действовал, ни в чем не соблюдая должного порядка, ибо уже не владел своим рассудком, но, во власти какого-то колдовства или же приворотного зелья, постоянно устремлял взоры к Египту и в мыслях держал не победу над врагами, но скорейшее возвращение»[26].

Это случилось задолго до ссоры между Октавианом и Антонием, после которой каждый из них возглавил верные ему войска. Антоний имел численное превосходство в сухопутных войсках и был более опытным полководцем, тогда как Октавиан построил новый флот и одержал победу в морских сражениях на Западном Средиземноморье. При этом Антоний решил сразиться с Октавианом именно на море, потому что так захотела Клеопатра, у которой был свой флот. «Но Антоний уже до такой степени превратился в бабьего прихвостня, - пишет Плутарх, - что, вопреки большому преимуществу на суше, желал решить войну победою на море - в угоду Клеопатре! »[27]

Два флота встретились, и произошла известная битва при Актии в 31 году до н. э. Антоний снарядил свое мощное войско и поместил его на громоздкие, неповоротливые египетские галеры, составлявшие его флот. Октавиан имел более легкие, подвижные и маневренные суда. Более того, корабли Антония были укомплектованы новобранцами и неопытными моряками, тогда как флот Октавиана - опытными и преданными ему римлянами. И тем не менее Антоний мог бы выиграть эту битву, если бы не его чрезмерная привязанность к Клеопатре. Вот что пишет Плутарх: «Битва сделалась всеобщей, однако исход ее еще далеко не определился, как вдруг, у всех на виду, шестьдесят кораблей Клеопатры подняли паруса к отплытию и обратились в бегство, прокладывая себе путь сквозь гущу сражающихся, а так как они были размещены позади больших судов, то теперь, прорываясь через их строй, сеяли смятение. А враги только дивились, видя, как они, с попутным ветром, уходят к Пелопоннесу. Вот когда Антоний яснее всего обнаружил, что не владеет ни разумом полководца, ни разумом мужа, и вообще не владеет собственным разумом, но - если вспомнить чью-то шутку, что душа влюбленного живет в чужом теле™, -словно бы сросся с этою женщиной и должен следовать за нею везде и повсюду. Стоило ему заметить, что корабль Клеопатры уплывает, как он забыл обо всем на свете, предал и бросил на произвол судьбы людей, которые за него сражались и умирали, и... погнался за тою, что уже погибла сама и вместе с собой готовилась сгубить и его»[28].

Армии Антония, потерпевшие поражение из-за бегства военачальника, проиграли битву. Оставшееся войско постепенно собиралось на суше, ожидая возвращения полководца. Но узнав о том, что Антоний не собирается возвращаться, чтобы возглавить войско, даже самые преданные ему воины перешли на сторону победителя - Октавиана. Тем временем Антоний, погрузившись в печаль и меланхолию, вернулся в Египет, чтобы там встретить свою судьбу. С разницей несколько месяцев Антоний и Клеопатра погибли: каждый из них наложил на себя руки.

То, что жизнь Данте и Антония под влиянием их влюбленности складывалась совершенно по-разному, можно объяснить особенностью их отношения к проекции Анимы. Оба мужчины испытали на себе силу воздействия Анимы, как только она спроециро- валась на смертную женщину. Но Данте обратил свое переживание в процесс творчества, осознав, что Беатриче представляет собой образ его души. Антоний не смог почувствовать свою душу иначе, чем через ее проекцию, которая привела его к жизни полной удовольствий и тщетных усилий и настолько дезориентировала, что он утратил целостность личности.

Эти два примера взяты из анналов истории, но вместе с тем проекции Анимы и Анимуса, наряду с последующими осложнениями в отношениях между мужчинами и женщинами, постоянно находятся в фокусе внимания психотерапевта. Ко мне пришла на консультацию двадцатипятилетняя женщина - Элинор (я буду называть ее так), когда муж оставил ее ради другой. Элинор была статной, привлекательной женщиной. Они были женаты семь лет. Муж Элинор отправился в круиз и оттуда написал ей, что не вернется в семью, а уедет к другой женщине, которую «всегда любил», в другую часть страны. Теперь он написал своей жене, что все семь лет он только и думал о той женщине и собирается ее найти, даже если за этим последует разрыв отношений с женой. Он объяснял Элинор, что он ее не «любил», хотя она ему нравилась, а «влюбился» в другую женщину. Для него не имело особого значения, что эта другая женщина уже была замужем и у нее были дети.

Он добился успеха в поиске женщины своей мечты, и ему удалось ее уговорить оставить своего мужа и жить с ним. Вполне возможно, что у нее с мужем были не слишком хорошие отношения или же ей польстила уже одна мысль о том, что мужчина думал о ней целых семь лет и отважно проделал путь через всю страну, чтобы на ней жениться. Тем временем Элинор решила, что с нее хватит. Чувствуя в глубине души, что ее бросили, она нашла достаточно сил и уверенности в себе, чтобы решить, что она дальше сможет жить без мужа, в особенности учитывая его поверхностное и легкомысленное отношение к ней. У них не было детей, и она подала заявление на развод. Отношения между мужем Элинор и той женщиной, которую он так долго «любил», продолжались всего одиннадцать недель. Затем отношения закончились, и он снова пишет Элинор, пытаясь объяснить, что у него «иллюзий больше нет». Тем не менее Элинор решила, что возвращаться к нему ей уже не хочется.

Хотя я не встречался с мужем Элинор, эта история имеет все признаки классического случая проекции Анимы. Женщина, о которой молодой человек семь лет мечтал, не была реальной женщиной из плоти и крови, с которой он жил одиннадцать недель, а ускользающим образом Анимы, существующим только у него в голове. К сожалению, он мог почувствовать свою душу лишь через проекцию, и ему явно не хватало психологической глубины и нравственной зрелости, чтобы отдать приоритет реальным отношениям, а не своим фантазиям и устремлениям, оказавшись воодушевленным своей пробудившейся Анимой. Если бы ему удалось посмотреть на ситуацию иначе, он мог бы узнать, что Анима, образ его души, пытается им овладеть через его фантазии, ибо именно через такие фантазии Анима стремится к тому, чтобы мужчина ее осознал.

Другая молодая женщина пришла ко мне на консультацию, жалуясь на некоторые соматические симптомы психогенной природы. Джейн (я назову ее так) развелась примерно год тому назад, у нее был один ребенок. Видимо, она очень любила своего мужа, но при этом влюбилась в другого мужчину. Очевидно, тот тоже ее любил, ибо они договорились развестись со своими супругами и вступить в брак. Джейн развелась первой и ждала, что ее возлюбленный к ней присоединится, но время шло, а он не торопился. В конце концов, он ей сказал, что хотя он ее, конечно, «любит», но все же не настолько, чтобы каждую ночь возвращаться к ней. Он действительно развелся со своей женой, но женился не на Джейн, а на совершенно другой женщине. В результате Джейн, оставшись совсем одна, пребывала в глубокой депрессии. Лишенная поддержки мужа, она была вынуждена устроиться на должность секретаря, - эта работа ей совершенно не нравилась. Когда я спросил, кем бы ей хотелось работать, она ответила почти виновато: «Знаете, на самом деле я хочу быть просто женой и матерью». Было грустно такое слышать, ибо как раз «просто женой и матерью» она теперь быть не могла, и, хотя у нее был только один ребенок, она вынуждена была растить его без мужа и большую часть времени проводить на работе, а не заниматься домашним хозяйством.

Джейн рассказала несколько своих снов: мужчина, в которого она был влюблена, в этих снах являлся к ней как любовник. Она воспринимала эти сны буквально, считая их содержание свидетельством существовавших между ними любовных отношений. Вследствие такого объяснения от нее ускользал внутренний, психологический смысл сновидений, ибо в образе мужчины здесь можно увидеть ее творческий Анимус, воплощение ее собственных созидательных сил, которые теперь хотели с ней воссоединиться. (Зачастую в сновидениях сексуальное соитие воплощает стремление какой-то части нашей личности соединиться с нашей сознательной частью личности. ) Если бы Джейн правильно поняла смысл этих сновидений, она смогла бы осознать, что пробудились ее творческие силы, что проекции этих творческих сил на реального мужчину можно устранить, и тогда ее жизнь получит совсем другое направление. Но поскольку вместо этого она решила проживать свое влечение конкретно, через мужчину, который стал для нее носителем спроецированного ею образа творческого Анимуса, она пошла не по осознанному, а по бессознательному пути развития, что почти всегда приводит к беде или, в лучшем случае, приносит ощутимый вред. Поскольку она не подошла к истинной сущности своего переживания, ей не удалось осознать в себе какие-то возможности для самореализации. К счастью, она была молода, и можно надеяться, что жизнь еще предоставит ей шанс для возможной самореализации в будущем.

Переживания Джейн знакомы очень многим женщинам. Как заметила Мария-Луиза фон Франц[29], когда у нас есть некая созидательная энергия, которая выплескивается через край или за рамки семейной жизни, обычно она проецируется на человека противоположного пола. Как отмечалось выше, это вызывает влечение к этому человеку и очарование им. Когда это случается, нужно точно выяснить, что происходит. Это значит, что я вышла замуж не за того человека? Хочу ли я уйти от своего мужа и постоянно жить с другим мужчиной? Или же это только крючок, за который цепляются спроецированные мною творческие силы, которые не нашли полной реализации в браке? Если на первые два вопроса будет дан утвердительный ответ, то, может быть, женщине следует как-то реалистично изменить свою жизнь. Если же приходится отвечать на последний вопрос, то следует избавиться от проекции, чтобы творческая энергия могла плодотворно реализоваться, найти свое воплощение.

Произошедшее с Джейн можно понять с точки зрения неравенства, которое почти всегда присуще таким отношениям, как супружеские. Как выразился К. Г. Юнг в статье, посвященной браку[30], один из супругов в большей степени является «содержимым» контейнера отношений, а другой - самим контейнером, «содержащим» отношения. Эмоциональные и физические потребности человека, являющегося «содержимым», находят в отношениях свое удовлетворение; ему нет никакой необходимости выходить за их рамки, ибо он получает в них все необходимое. У «содержащего» человека есть склонность выплескивать либидо за границы отношений и искать какой-то иной выход. Как только что отмечалось, психическая энергия, которая выплескивается вовне, является творческой энергией, проецирующейся на другого человека до тех пор, пока не найдет подходящий выход. Очень важно, чтобы в таких отношениях «содержащий» осознавал, что у человека существует глубинное стремление к целостности, которое, как отмечал в своей статье Юнг, достигается через отношения для личности, являющейся «содержимым», однако «содержащая» личность должна искать иной путь для обретения целостности.

Зачастую «содержащая» личность бывает более сложной и развитой, чем являющаяся «содержимым». Но иногда они меняются ролями, и тогда формируются отношения, в которых они по очереди становятся «содержащими». Бывает и так, что муж является для жены духовным контейнером, а жена для мужа - эмоциональным контейнером, или наоборот. Каждый из них находится в процессе борьбы. Для человека, являющегося «содержимым», это борьба с тревогой и отчаянием, ибо этот человек сознательно или бессознательно чувствует, что его партнер не столь вовлечен в отношения, как он сам. Человек «содержащий» испытывает состояние фрустрации, а иногда чувствует себя виноватым или вообще предателем, ибо осознает, что он не такой, каким бы хотел его видеть партнер. Контейнером друг для друга могут быть и мужчина, и женщина. Видимо, роль, которую играет тот или иной человек, зависит не от его пола, а от степени дифференцированно- сти его личности.

Естественно, если один человек является контейнером, а другой содержимым этого контейнера, то их отношения характеризуются определенным напряжением, которое способствует скорее отторжению людей друг от друга, чем сближению. В любых отношениях между двумя людьми есть нечто, что побуждает их быть вместе, и нечто другое, что заставляет их отдаляться друг от друга. Полезно знать, что факторы отторжения, которые складываются из индивидуальных различий, нельзя относить к абсолютно негативным. Отношения, с одной стороны, соединяют двоих, а с другой - побуждают каждого уделять внимание уникальности собственной личности; и чтобы развиваться, нужно точно знать о существовании индивидуальных различий и признавать их.

Есть такая довольно распространенная фантазия, часто возникающая у людей, состоящих в браке, которая заключается в том, что их партнер умер. Эта фантазия может включать в себя одну простую мысль: «Что будет, если мой муж (или жена) умрет? » Или же эта фантазия может разыгрываться в воображении как сцена смерти или даже восприниматься как желание смерти своего партнера. Естественно, такие фантазии вызывают шок, и мы быстро стремимся их подавить, испытывая ужас от того, как такая мысль могла прийти в голову. Но в подавляющем большинстве случаев такие фантазии служат компенсацией отношений, в которых жизни двух человек слишком переплелись между собой и у каждого есть потребность в индивидуальном развитии. Такую же мысль высказывал Иисус, и она кажется невозможной или невероятной, если не воспринимать ее с точки зрения важности индивидуального психологического развития: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником»[31].

Потребность в индивидуальном развитии не ослабляет отношения. Строить отношения могут только индивидуальности. Если каждый из двоих не развивается индивидуально, между ними не могут сформироваться подлинные отношения. Вместо них развивается состояние взаимной идентификации, которое заводит в тупик психологическое развитие партнеров. Тем не менее, если в межличностных отношениях утверждается принцип индивидуальности, то было бы важно, чтобы эти два человека могли обсуждать свои различия и принимать их. Вместе с тем, если между партнерами есть нечто общее, это способствует формированию отношений. Например, супружеские отношения часто становятся более прочными, если у мужчины и женщины есть общая национальная или религиозная основа, а также один и тот же уровень образования. Укреплению брака помогают и общие цели, как, например, воспитание детей, или общие финансовые интересы. Не менее полезно, если у супругов есть общие друзья.

Любые отношения - это совокупность сфер жизни, в которых люди вступают или не вступают между собой в контакт вследствие своих индивидуальных различий. Верда Хайслер, автор очень полезной статьи «Индивидуация через брак»[32], проиллюстрировала это положение следующей диаграммой.

Здесь области перекрывания двух кругов обозначают те сферы жизни, в которых у мужчины и женщины есть общие интересы, цели или духовные устремления. Неперекрывающиеся области обозначают сферы жизни, в которых проявляются индивидуальные различия. Область перекрывания может быть больше или меньше. Таким образом, мы видим, что на диаграмме А в психо-

CD

логической жизни супругов больше общего, чем на диаграмме В.

Итак, становится совершенно ясно, что Невидимые Партнеры оказывают судьбоносное влияние на межличностные отношения. Как мы уже видели, спроецированные вовне Анима и Анимус могут быть крайне притягательными или, наоборот, отталкивающими в отношениях между мужчиной и женщиной и неизбежно вводят их в заблуждение, побуждая излишне превозносить или незаслуженно умалять партнера. Но, кроме того, Анима и Анимус оказывают серьезное воздействие на сознание и мужчин, и женщин, причем совершенно независимо от проекции, что тоже вносит свой вклад в разрушение отношений. Именно этой теме будет посвящена следующая глава.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.