|
|||
Глава четвертая 1 страницаПод влиянием Невидимых Партнеров становится сложнее и вместе с тем богаче загадочная жизненная сила, которую мы называем сексуальностью. Мы уже видели, как часто Анима и Анимус проецируются на людей противоположного пола и как, вероятно, у нас должны возникать сексуальные чувства и фантазии по отношению к человеку, который несет этот спроецированный нами образ. Именно потому, что архетипы Анимы и Анимуса являются столь нуминозными, то есть столь заряженными психической энергией, они захватывают нас эмоционально, и прежде всего воздействие этой энергии ощущается на сексуальном уровне. Сексуальное влечение, напоминающее магнитное притяжение, мы можем почувствовать, когда такая проекция Анимы или Анимуса приводит к сильной психологической связи с человеком, являющимся носителем этих проекций (мы уже обсуждали, как это происходит). Это явление часто наносит ущерб таким долговременным отношениям между мужчиной и женщиной, как супружеские. Редко бывает так, что человек долго несет на себе проекции Анимы или Анимуса: под давлением напряженной повседневной жизни проявляется его обычная человеческая сущность, поэтому, как правило, проекции Анимы или Анимуса обращаются не на супруга (или супругу), а на другого человека, что служит доказательством их пагубного воздействия на отношения в браке. Обычно нуминозность, новизна, элемент авантюризма и любопытство сначала воодушевляют людей вступать в отношения с противоположным полом, но как только вся эта прелесть начинает исчезать, сексуальная связь между мужчиной и женщиной мо- жет стать рутинной[77] и сексуальные желания и фантазии могут сконцентрироваться на других людях. Тогда те, кому не хватает психологического осознания происходящего, могут решить, что они уже не любят своих супругов, так как они «влюбились» в кого-то еще. Другие - в особенности люди, воспитанные в строгой религиозной традиции, которая предписывает им относиться к своим фантазиям как к греховным, - могут испытывать ужас и, чувствуя страх и вину, будут пытаться подавить эти фантазии. Люди третьего типа, которым не хватает моральных обязательств и жизненных сил, могут захотеть порвать супружеские отношения, нагоняющие на них скуку, и вместо того, чтобы с ней совладать, считают, что новые, чарующие отношения - это и есть «именно то самое» и что, овладев объектом своего сексуального желания, они сразу обретут счастье. Как отметил Адольф Гуггенбюль-Крейг[78], это особенно характерно для нашей культуры, в которой, по его словам, брак воспринимается скорее с точки зрения «благополучия», чем спасения. Если мы смотрим на супружество с точки зрения благополучия, это значит, что мы, вступая в брак, думаем о том, что обретем счастье и ощущение удовлетворенности, умиротворения и изобилия. Смотреть на брак с точки зрения спасения - значит видеть в браке единственно возможный путь к самопознанию и индивиду- ации. В браке каждый из супругов сталкивается с областью бессознательного другого супруга. Это дает возможность им обоим осознать индивидуальные особенности и привычки партнера, которые можно заметить лишь в том случае, если партнер становится объектом, постоянно присутствующим в их жизни. Такие отношения становятся прекрасным контейнером, в котором может происходить процесс индивидуации, ибо люди, которые могут вместе проработать область бессознательного в своих отношениях и своей жизни, способны обрести зрелость в своем умении любить и в отношении к другому человеку. Если мы ценим брак, только если он дает нам ощущение благополучия, то нам не хватает внутренней стойкости для проработки всех болезненных переживаний. Но если мы научимся ценить брак за возможность спасения, которую он нам предоставляет, - то есть за возможность индивидуации, а также за другие его блага, то и наши супружеские отношения будут построены на более прочном фундаменте. Тем не менее, все-таки остается вопрос: как нам относиться к фантазиям по отношению к человеку, находящемуся за пределами нашего брака, - фантазиям, которые могут порождаться и вдохновляться проекциями, о которых мы говорили? Совершенно ясно, что вовлекаться в такие фантазии, не имея сознательного представления об их более глубоком смысле, не хорошо и даже пагубно. Но ничем не лучше, если чрезмерно развитое сознание побуждает человека отвергнуть свои фантазии, порожденные Анимой или Анимусом, - ведь в них содержится огромная психическая энергия. Поэтому правильная позиция заключается в том, чтобы постараться понять смысл фантазий, а не просто их отвергнуть из-за приписываемого им дьявольского навета, ибо в самом появлении таких фантазий нет ничего плохого. Фантазии сами по себе приходят к нам в голову, хотя их никто не звал; и лишь с тем, как мы с ними поступаем, связана моральная проблема. Если наши эротические мысли были направлены Анимой или Анимусом на другого человека, значит, в них содержалось много обращенных к нам посланий. Когда так случается, то первое, на что следует обратить внимание, - это, наверное, качество наших первичных отношений. Например, многим мужчинам присущ пассивный эрос, то есть они не проявляют активности в формировании близких отношений с женщинами, у них есть склонность видеть в женщине мать и опору, а не партнера и любовницу. Следовательно, они остаются неразвитыми в области чувств и межличностных отношений. Когда это происходит, Анима может попытаться их расшевелить, порождая у них в голове всевозможные фантазии. Получается так, словно Анима находит слабое место и, чтобы развеять дремоту мужчины в сфере любви и личных отношений, решает раздуть пламя. Или же может случиться так, что мужчина или женщина связали себя супружескими отношениями не с тем человеком и не хотели или не могли себе в этом признаться, но вмешательство фантазий, порожденных Анимой или Анимусом в отношении других людей, побудило их честнее посмотреть на свои супружеские отношения. Например, ко мне на терапию пришел мужчина, который в течение многих лет в отношениях с женой чувствовал себя импотентом. Кроме того, его расстраивали его эротические фантазии в отношении другой женщины. После нескольких аналитических сессий ему стало ясно, что он просто не любил свою жену. Дело заключалось не в его сомнениях, любит или не любит он свою жену, а в том, что он ее не любил и на самом деле не хотел с ней жить. Впервые он позволил себе открыто посмотреть на свое отношение к ней. Как только ему удалось честно взглянуть на свои чувства к жене, он нашел другую женщину, и вся его импотенция прошла. Таким образом, получается, что не мог лгать только его пенис, который все время повторял мужчине, что тот просто не хочет женщину, на которой женат. Разумеется, при расставании с женой этому мужчине пришлось пройти все круги ада, взяв на себя огромное бремя вины, ибо, как можно было предвидеть, его жена почувствовала себя нежеланной и отвергнутой. В жизни не бывает простых решений проблемы любви, и каждые любовные отношения требуют, чтобы мы заплатили за них свою цену. Однако есть вероятность, что появление проекций Анимы и Анимуса просто оказывается неким усилием со стороны этих внутренних фигур, направленным на то, чтобы привлечь наше внимание; о том, как это бывает, мы уже говорили. Тогда следует попытаться избавиться от этих проекций, то есть понять, что причиной привлекательности другого человека, которую мы ощущаем, и даже его очарования является спроецированное на него содержание нашей психики. Тогда мы начинаем относиться к нуми- нозным образам Анимы и Анимуса как к внутренним факторам своей собственной психики, а значит, постепенно приходим к тому жизненно важному отношению к бессознательному, которое так помогает нашему процессу индивидуации. Разумеется, как уже отмечалось в первой главе, проекции никогда полностью не исчезают, ибо они не поддаются нашему сознательному контролю. Мы даже не можем осознать внутренние образы Анимы и Анимуса, которые не содержатся в проекциях. Избавиться от проекций - не значит их полностью устранить или отвергнуть, а значит осознать их как спроецированные вовне внутренние образы. Особым примером проекции Анимы в маскулинной психологии может послужить следствие проблемы «двойной Анимы». В мужской психологии Анима часто появляется как двойная фигура. Первый образ Анимы может притягивать мужчину к жене, семье и дому. Второй образ Анимы вовлекает мужчину в мир эмоционально окрашенных переживаний или образов, находящихся за рамками паттерна жена-дети-дом. (Мы можем назвать один образ эндогамным, а другой экзогамным. ) Многие мужчины сначала ведут себя в соответствии с первым образом Анимы и стремятся осесть у семейного очага, получая там удовлетворение и удовольствие. И все это лишь до тех пор, пока сознание этих мужчин не начинает будоражить второй образ Анимы, ибо воздействие Анимы всегда заключается в том, чтобы «расшевелить» сознание мужчины для более масштабной жизни. Получается так, словно второй образ Анимы приходит к мужчине, чтобы побудить его в дальнейшем к внутреннему развитию или пробудить в нем ощущение жизни. Она удерживает его эрос от чрезмерной пассивности, состояние его ума от ощущения излишней удовлетворенности, успокоенности и, в конечном счете, - от состояния застоя. Короче говоря, она добавляет огня в жизнь мужчины и делает его личность менее серой и более многоцветной. Если мужчина начинает чувствовать внутреннюю путаницу, порожденную воздействием Анимы, то бесполезно искать какие-то общие правила, которые помогут с ней справиться. Теология может попытаться сформулировать общие принципы, которым должна отвечать человеческая любовь, но психология не может этого сделать, ибо в вопросах эроса возможны только индивидуальные решения. Каждый мужчина должен найти свой собственный путь через лабиринт отношений, эмоций, устремлений и усложнений, которые всегда создаются двойным образом Анимы. Отдельные мужчины могут нуждаться в конкретном опыте отношения с женщинами, чтобы осознать собственные эмоции и понять, что значит для них женщина. В особенности это может относиться к мужчине, не имеющему богатого опыта отношений с женщинами, в том числе любовных отношений, которым присуще то, что называется «непрожитой жизнью» в этой сфере человеческого бытия. Мужчине, который «захвачен» Анимой и которого она вовлекает в отношения с другой женщиной, придется учитывать свои «основные» отношения. Многие мужчины, сохраняя верность и любовь своим женам, очень правильно (с их точки зрения) отказываются вступать в отношения с другой женщиной. Однако некоторые мужчины вступают в такие отношения, но сохраняют их в тайне, убеждая себя в том, что они не хотят причинять боль своей жене и что их партнер ничего не узнает и не будет испытывать боль. Как правило, истина заключается в том, что им не хочется создавать эмоциональные проблемы, которые обязательно возникнут, если они расскажут своим женам о своей дилемме и о том, как они ее разрешают. Большинство мужчин не любят неприятных эмоциональных сцен, а потому вполне понятно, что всякая жена ощущает боль, гнев и, быть может, хочет отомстить мужу, как только узнает, что он делит свою любовь между ней и другой женщиной. «Моя жена (или муж) не должна об этом знать, потому что ей (или ему) будет больно» в переводе обычно значит: «Мне не хватает мужества преодолеть эмоциональные барьеры, чтобы открыто во всем признаться». Если внебрачные отношения достаточно часты или длительны, то в конечном счете супруга (или супруг) обязательно будет ощущать на себе их воздействие через бессознательное, то есть она (или он) будут ощущать это, даже если на сознательном уровне не имеет представления о том, что происходит. Например, случайно выясняется, что человек приходит на анализ из-за того, что у него расстроились супружеские отношения, и при этом он (или она) не может точно сформулировать проблему. Все попытки выяснить что-то у супруга (или у супруги) оказываются тщетными. Впоследствии обычно выясняется, что кто-то из них какое-то время вовлечен в отношения «на стороне». Тогда становится ясно, почему супруг в разное время вел себя по-разному, почему так часто его поведение казалось таинственным и почему обсуждение этого вопроса было совершенно бесплодным. Существуют даже случаи, когда одному из супругов снилось, что у его партнера кто-то появился на стороне. Естественно, сновидца это расстраивало, но он не знал, что делать с этим сном, так как ему не были известны реальные факты. Следовательно, в долгосрочной перспективе вести внебрачные отношения, которые держатся в секрете, нечестно по отноше- нию к другому супругу, и когда факты выходят на поверхность, выясняется, что самый большой вред происходит как раз оттого, что их скрывали. Супруг, не осознававший увлечения своего партнера, чувствует проявление равнодушия и отсутствие уважения, и, разумеется, между супругами нарушается доверие, которое очень трудно восстановить. Кроме того, супруг, имеющий на стороне связь, наносит серьезный вред самому себе. Во-первых, чтобы сохранять все в тайне, требуется немало энергии. Тайны и секреты похожи на пробку, которую можно удержать под водой, только прилагая постоянные усилия. Поэтому, чтобы сохранить что-то в тайне, мы тратим определенную психическую энергию. Кроме того, когда мужчина причиняет вред женщине, с которой живет, он наносит вред и собственной душе, потому что отталкивает от себя Аниму. Мы не можем попытаться обрести счастье и удовольствие за счет другого человека, не навредив в это время своей душе. Если перейти на метафизический язык, эту мысль можно выразить так: попытка стать счастливым за счет других порождает у нас внутри плохую «карму», то есть вызывает возмездие, идущее изнутри. А что можно сказать об Аниме, стоящей за всеми этими сложностями, спроецированный образ которой на другую женщину опутал мужчину паутиной фантазий, возбудил в нем страсти и расшевелил его неудовлетворенную эмоциональную жизнь? Часто создается впечатление, будто Анима совершенно не обращает внимания на трудности, которые сама же и создает. Как Афродиту, ее интересует одно: чтобы мужчины и женщины предавались любви и думали только об этом, и ее совсем не интересует человеческое счастье. Следовательно, она усложняет жизнь мужчины: человеческие отношения, которые немыслимы без этической и моральной установки и для успешного продолжения которых требуется честность и открытость, в основном нарушаются при вмешательстве Анимы, которую совершенно не волнуют все эти вопросы, как только ей удастся пробудить больше жизненной энергии. Вместе с тем неправда, что у Афродиты нет морали, ибо ее моральный кодекс распространяется на все аспекты отношений. В долгосрочной перспективе, если мужчина ненадежен в любовных отношениях, богиня, существующая у него внутри, ему мстит и требует возмездия в форме, которая называется «женской справедливостью». Как отмечала Мария-Луиза фон Франц[79], существует как женская справедливость, так и мужская справедливость. Мужская справедливость - обезличенная и объективная. Она присутствует в нашем кодексе законов и системе наказания и требует беспристрастного и унифицированного совершения правосудия, как того требует общество за разные нарушения, независимо от личного отношения. С другой стороны, женская справедливость - это природная справедливость. Она является личной и зависит от конкретных обстоятельств. Примером женской справедливости может послужить история о женщине, которая разместила объявление о продаже новой модели Порше за смехотворно низкую цену - 75 долларов[80]. Прочитав его, один мужчина обратился к этой женщине, чтобы купить автомобиль. «Но у меня только чек», - сообщил он ей. «Очень хорошо, никаких проблем», - ответила женщина. Изумленный и радостный покупатель отдал чек, сел в Порше и уехал, но его стала мучить совесть, и тогда он вернулся и спросил: «Леди, а вы имеете представление о том, сколько стоит эта машина? » - «Да, конечно», - ответила она. «Тогда почему же вы продаете ее мне всего за 75 долларов? » - «О, - сказала она, - вчера мой муж уехал в Европу со своей любовницей и перед отъездом сказал мне: “Продай для меня Порше и пришли мне чек”. В этом все дело». Вот что такое женская справедливость. В чем заключается ее суть? Ее муж получил именно то, что он заслужил. Женская справедливость преобладает в области человеческих отношений, а также в сфере наших отношений с бессознательным и с природой. Если мы оттолкнем от себя бессознательное или же нарушим законы и требования Матери-Природы или просто проигнорируем их, то в ответ получим то, что мы заслужили. То есть понесем наказание, которое будет в точности соответствовать нашему конкретному случаю. Таким образом, если мы совершаем насилие над своим телом, то мы платим соответствующую цену; когда мы загрязняем воздух, землю и море, природа за это нас наказывает, хотя мы только-только это стали осознавать. Когда мы относимся с презрением к своему бессознательному, все внутренние силы, которые мы оскорбили, требуют справедливости, и если мы проявляем неискренность в отношениях, значит за это мы тоже должны заплатить какую-то цену. До сих пор речь шла о проблеме образа двойной Анимы мужчины, но у женщины тоже существует образ двойного Анимуса, как показал Роберт Джонсон в своем исследовании индийской сказки «Перемещенные головы»[81]. Когда Анимус появляется как двойной образ, то один мужчина может воплощать одну часть Анимуса женщины, а другой мужчина - другую его часть. Так как эти образы Анимуса проецируются вовне, сама женщина чувствует, что она разрывается между двумя мужчинами, ибо, пока она не вернет обе части спроецированной ею психики, у нее останется навязчивое стремление к отношениям с обоими этими мужчинами. Отказаться от одного из них ей будет столь же трудно, как отказаться от своей левой или правой руки. Однако ее трудности разрешатся, когда она избавится от проекций посредством их осознания, а также когда в своих личных отношениях, отличных от отношений с присутствием проекции, она определится и станет развивать их с одним мужчиной гораздо больше, чем с другим. Вполне естественно, что молодая женщина сначала воспринимает себя через отношения с разными мужчинами. Одну молодую женщину прислали ко мне на консультацию ее родители, так как у нее одна любовная связь стремительно сменялась следующей. И действительно, количество и разнообразие ее мужчин могло привести в замешательство: студенты, моряки, пожилые и молодые люди, белые и афроамериканцы - казалось, что в таком потоке связей не было ни поэзии, ни рассудительности. Создавалось впечатление, что в каждой из этих связей раскрывалась новая грань ее личности. Но наконец она сделала выбор, вышла замуж за одного из этих мужчин и стала вести моногамную жизнь. Молодой женщине было важно пройти через эту стадию своего развития. В некоторых случаях, когда женщина выходит замуж в совсем юном возрасте, потребность в получении такого опыта может не найти удовлетворения. Если романтические фантазии полностью не прожить в юности и если остаются элементы эмоциональной незрелости, впоследствии непрожитая жизнь может вторгнуться в сознание и разрушить супружеские отношения. Многие считают, что моногамия более естественна для женщин, чем для мужчин. Может быть и так, но может быть и что личная привязанность для женщины вообще гораздо больше значит, чем для мужчины. То есть менее вероятно, что женщина, решившая, что рядом с ней «ее мужчина», станет отвлекаться на другие отношения вследствие своих фантазий, в отличие от мужчины, у которого не столь хорошо развита способность к формированию близких отношений. Разумеется, это обобщение; иногда случается, что у мужчины эта способность развита больше, чем у женщины, поэтому он больше сопротивляется соблазнительным фантазиям в отношении связей с другими женщинами. Но там, где энергия женщины вовлекается в личные отношения, и особенно в сферу создания семьи, ее тенденция к моногамии может преобладать. Как только такая женщина эмоционально приняла мужчину как своего партнера, она стремится исключить других мужчин из своей эмоциональной жизни, - подобно яйцеклетке, которая, приняв один оплодотворивший ее сперматозоид, отторгает все остальные сперматозоиды. В наше время тенденция женщин к моногамии оказывается не столь сильной, как это было раньше, - по крайней мере, сегодня многие женщины утверждают, что они могут иметь одновременно несколько связей с разными мужчинами. Часто считается, что мужчины более поли- гамны по своей природе, и в нашей культуре им, возможно, приходится в чем-то жертвовать этой склонностью ради создания моногамной семьи, однако это тоже обобщение, и, несомненно, есть множество мужчин, эмоциональная жизнь которых сосредоточена вокруг одной-единственной женщины. Независимо от того, идет ли речь о мужчине или о женщине, самое важное, о чем следует помнить, когда Анима или Анимус будят наши эротические мысли, - что за ними стоит скрытая сила, а именно: стремление бессознательного вступить в контакт с сознанием. В образном представлении бессознательного интеграция личности выглядит как великая любовная связь. Существующие у нас внутри противоположности разделены настолько, что их соединить может лишь великая объединяющая сила Эроса. Можно сказать, что она является общим знаменателем, психологической основой для всех любовных отношений, а для человека, который хочет обрести целостность, эта сила является чрезвычайно важным скрытым фактором, которым ни в коем случае нельзя пренебречь. Из сказанного выше совершенно ясно, что сексуальные влечения и фантазии тесно связаны с внутренними психологическими процессами. И поэтому стоит упомянуть о символическом значении таких фантазий. С точки зрения практики можно сказать, что наше томление по сексуальности символически выражает нашу потребность в обретении целостности. Это значит, что сексуальные фантазии символически дополняют эго-сознание таким образом, чтобы мы достигли целостности. Понимая символический смысл своих сексуальных фантазий, мы можем относиться к ним менее навязчиво, и они, вместо того чтобы вселять в нас одержимость и управлять нами, могут способствовать расширению диапазона нашего сознания. Самый распространенный пример, как сексуальное желание воплощает то, что нам требуется для достижения целостности, - это сексуальное влечение мужчины к женщине, а женщины к мужчине. Образ женщины появляется в сексуальных фантазиях мужчины, потому что он служит для него воплощением его отсутствующей части, другой стороны его личности, с которой ему нужно соединиться, чтобы обрести целостность, - и то же самое относится к роли женщины в жизни мужчины. Конечно, это вовсе не значит, что таким является смысл всех сексуальных желаний. Всегда существует желание снятия физического напряжения, соединения одного тела с другим и достижения близости и интимной связи с другим человеком, что выражается в сексуальности и достигается через сексуальность. Но это значит, что в дополнение к данным аспектам сексуальности у нее есть и духовный или психологический смысл. Сексуальные фантазии, как правило, оказываются смешанными. Мы не просто желаем женщину или мужчину, а у нас рождаются специфические фантазии об объекте своего желания. Желанию могут сопутствовать всевозможные романтические фантазии, или же это могут быть фантазии о соблазнении и изнасиловании. Сексуальные фантазии неисчислимо разнообразны, и, что вполне естественно, чрезвычайно ярко окрашены. Если содержание этих фантазий становится слишком странным и необычным, мы считаем их признаком «извращений», но будет очень плохо, если это обстоятельство заставит нас от них избавиться; гораздо лучше - постараться понять, почему у нас возникла эта сексуальная фантазия, то есть что она выражает на языке символов. Эдвард Витмонт в своей книге «Символический поиск»[82] приводит нам пример, как необычная сексуальная фантазия одного мужчины символически воплотила в себе именно те изменения, которые должны были с ним произойти, чтобы он мог достичь ощущения целостности на более высоком уровне. Клиент Витмон- та пришел к нему, потому что не мог совершить половой акт с женщиной, не поцеловав сначала ее ноги. Естественно, эта сексуальная фантазия расстраивала его половую жизнь, и в каком-то смысле он считал себя извращенцем. В процессе анализа выяснилось, что у этого мужчины была необычно сильная идентификация с его интеллектом, и он считал, что имеет над женщинами превосходство; соответственно он обесценивал и свою внутреннюю фемининность, и фемининность во внешнем мире и развивал в себе высокомерную маскулинность. Целуя женщине ноги, он символически преклонял перед ней голову. Таким образом, сексуальные фантазии и желания этого мужчины побуждали его делать символически то, что он должен был совершить психологически, чтобы стать более целостной личностью. Он должен был принести в жертву доминирование своего интеллекта, отбросить свое маскулинное высокомерие и, так сказать, поклоняться тому, что он до сих пор обесценивал. До тех пор, пока клиент Витмонта не понимал своих сексуальных фантазий, он просто находился в их навязчивой власти и был вынужден их отыгрывать. Как только он стал осознавать, что значат его фантазии и почему они у него появились, он пришел к изменению своего сознания, стал свободнее себя вести в сексуальных отношениях - да и вообще стал более целостной личностью. Можно сказать, что эта сексуальная фантазия родилась для того, чтобы исцелить его от дезадаптации сознания. Сексуальная фантазия вовсе не была болезнью; у мужчины был дисбаланс в психическом развитии, оно было односторонним, и тогда бессознательное породило эту сексуальную фантазию, чтобы устранить этот дисбаланс. Адольф Гуггенбюль-Крейг приводит нам другой пример[83]. У студента, который когда-то был его клиентом, возникли неприятности с полицией, когда тот под воздействием сексуальной навязчивости украл женское нижнее белье. Однажды, рассказывает Гуггенбюль-Крейг, его клиент с торжествующим видом вошел к нему в кабинет и прочитал ему отрывок из трагедии Гете «Фауст», в котором Фауст встречает прекрасную Елену. После долгих поисков Фауст, наконец, встречает самую прекрасную женщину на свете, и она сразу же исчезает, оставляя Фауста в полной растерянности: у него в руках осталась лишь ее одежда и вуаль. Из этой истории молодой человек сделал вывод, что он был охвачен видением прелести образа вечной фемининности, символом которого была женская одежда, которая заняла такое место в его сексуальных фантазиях. Короче говоря, объектом его желания стала не сама женщина, а то, что она для него символизировала, - вечную женственность вместе с присущей ей прелестью и нуминозностью. Как Фауст, он в какой-то мере приблизился к этому видению, но остался лишь с символом одежды в руках. Другая общая фантазия мужчин, достигающих среднего возраста, - встретить женщину намного моложе себя, с которой у них будет насыщенная сексуальная жизнь. Разумеется, во многих отношениях смысл таких фантазий очевиден: можно предположить, что более молодая женщина более сексуально привлекательна. Однако на более глубоком уровне в таких желаниях проявляется проблема, с которой сталкивается мужчина, вынужденный признавать свое старение, свое желание уцепиться за жизнь и замедлить ход времени, а на самом глубоком уровне - жаждущий обновления своего сознания и стремящийся к бессмертию. Конечно, никакими сексуальными отношениями невозможно достигнуть бессмертия, но это желание может исполниться посредством связи с бессознательным, которую формирует Анима, - то есть через индивидуацию. Таким образом, данная фантазия выражает не столько физическое влечение, сколько религиозную потребность. По существу, подобные фантазии лишены индивидуальности; они действуют у нас внутри независимо от каких бы то ни было близких или чувственных отношений к какому-то определенному человеку. Они представляют собой некую обезличенную сексуальность, которая может соединиться с личной привязанностью и любовью к сексуальному партнеру, а может и не соединиться с ними. Наверное, мужчины значительно чаще имеют склонность отделять свою сексуальную жизнь от своих личных привязанностей. Большинство женщин считают, что у них это не так, потому что их сексуальные чувства, которые оказываются ничуть не менее, а, может быть, даже более насыщенными, чем у мужчин, более романтичны и в большей мере сконцентрированы на конкретном человеке, к которому они испытывают близость. Именно потому, что в сексуальных фантазиях содержится так много символического смысла, Адольф Гуггенбюль-Крейг называет их «индивидуационными фантазиями». В своей книге он пишет: «Сексуальность во всех ее вариациях можно понимать как индивидуационную фантазию - то есть фантазию, в которой символы являются столь живыми и действенными, что даже влияют на нашу психологию... сексуальная жизнь, прежде всего такая, как она проявляется в фантазии, представляет собой символическое выражение интенсивного индивидуационного процесса. Такую форму процесса следует признать и отнестись к ней с уважением». Далее он утверждает, что сексуальные фантазии, которые, на первый взгляд, являются отклонением от «нормы», не следует считать патологией. «Сексуальные фантазии большинства мужчин и женщин являются более дикими и более эксцентричными, чем их сексуальная жизнь. К сожалению, аналитики и психологи часто реагируют на такие фантазии свысока и относят их к патологиям. Можно представить себе следующий комментарий яркой и необычной сексуальной фантазии пациента: “Этот молодой человек (или молодая женщина) не может вступать в сексуальные отношения. Он все еще остается жертвой своего нечеловеческого сексуального инстинкта”»[84]. Такое пренебрежительное отношение терапевта к сексуальным фантазиям лишь порождает чувство вины, зажатость и замкнутость и не позволяет пациенту более открыто исследовать важные психологические процессы. Данная негативная установка пришла, - по крайней мере, отчасти, - от Фрейда, который видел во всех сексуальных желаниях, за исключением самых «нормальных», симптомы патологического развития. В настоящее время отношение терапевтов к сексуальным фантазиям изменяется и становится более терпимым; теперь самые разнообразные сексуальные фантазии считаются естественными, и терапевт старается снизить у пациента чувство вины, хотя проживание сексуальных фантазий - конечно же, совершенно другое дело. Однако сегодня для терапевтов характерно очень слабое понимание символического смысла таких фантазий, причем даже среди более прогрессивно ориентированных терапевтов по сравнению с психиатрами, придерживающимися ретроградных взглядов.
|
|||
|