|
|||
А. А. Бодале» 2 страницаОдним из необходимых условий взаимодействия людей, отвечающего сформированным у человека представлениям о нормальном течении этого процесса и о достижении в ходе его желательных целей, является непрерывное получение человеком информации о результатах его собственных действий в этом процессе. Это управление человеком своим поведением на основе действительного совершения действий в соответствии с содержанием самоприказа, а не ожидаемого их выполнения, достигается с помощью механизма обратной связи. Высказывая другому человеку свое мнение и подкрепляя его соответствующими выразительными движениями, давая ему поручение, решая с ним вместе какую-то практическую задачу, индивидуум непрерывно получает сигналы о том, как он действует и: какие результаты им достигаются. В центральный регулирующий аппарат его все время возвращается информация об осуществляемом воздействии на внешний мир, на другого человека. Благодаря действию механизма обратной связи человек на основе достигаемого в ходе взаимодействия с другими людьми результата может корректировать свое последующее поведение, заменяя. использованные способы воздействия новыми, которые кажутся более эффективными. Роль обратных связей при непосредственном общении людей хорошо показана в исследовании Г. Мейла 4. Сенсорные сигналы, возникающие при отражении человеком облика и поведения собеседника, и слушание им собственной речи, информируя его 4 М a h I G. F. Sensory factors in the control of expressive behavior. -— Acta ipsychologica, vol. XIX. Amsterdam, 1961.
о результатах общения, сказываются 'на дальнейшем течении и экспрессивном оформлении этого процесса. Искусственно вызываемые Мейлом перерывы в обратной связи, когда нарушалась слуховая самостимуляция, приводили к ряду новых явлений: а) нормальная интонация, характерная для речи испытуемых, утрачивалась; б) возникали необычные для голоса говорящего особенности (дрожание, прерывистость и пр. ); в) речь убыстрялась; г) появлялся «агрессивный и виноватый» смех; д) спонтанно проявлялись глубоко личные особенности; е) выражение состояния личности через словесные и голосовые средства отклонялось от ставшей привычной для нее манеры. Все эти изменения не в одинаковой мере проявлялись у разных испытуемых. У некоторых сравнительно быстро наступала адаптация. У других же, когда нарушались обратные связи, указанные выше отклонения от нормы проявлялись достаточно сильно. Когда исключалась возможность зрительного восприятия собеседника и, стало быть, опять же нарушались обратные связи, коммуникативных жестов у испытуемых становилось меньше, но число жестов некоммуникативных, аутистических возрастало. Участвующие в регулировании взаимодействия одного человека с другим обратные связи отличаются друг от друга степенью сложности. В простейших обратных связях в грубой форме фиксируется успех или неуспех в достижении несложной цели, например удалось ли нам произвести строгим тоном какую-то фразу, чтобы удержать детей от шалости, и пр. С помощью механизма более сложных обратных связей в регулирующий аппарат человека поступает информация не о результатах выполнения отдельных действий, а о поведении в течение более длительного времени и в системе многих обстоятельств. «Логический тип» такой обратной связи иной, чем в элементарных обратных связях. Пройденный человеком путь воспитания развивает у него привычку давать способам действия другого человека определенное истолкование и, чаще наблюдая одни из них и реже другие, заключать об устойчивых особенностях последнего. Человек накапливает статистические данные об особенностях поведения другого человека. Перерабатывая и обобщая их, он превращает эти сведения в командную информацию, участвующую в регулировании его поведения по отношению к этому человеку и позволяющую ему более или менее предугадывать наиболее вероятные действия последнего. Изменения в поведении индивидуума, которые диктуются появлением нового в действиях другого человека и определенно истолкованной информацией, в конечном итоге опять-таки связаны с проявлением очень общего вида обратной связи. Хорошо функционирующая обратная связь выступает одним из необходимых условий успешной работы руководителя, воспитателя, учителя. Неналаженность ее или 'Пренебрежительное к ней отношение приводят субъекта деятельности к действиям вслепую, потому что отсутствие обратной связи фактически означает отрыв от действительности. Когда по какой-либо причине механизм обратной связи начинает «работать» с перебоями, человек, взаимодействующий с другими людьми, не фиксирует всех их действий, отражает их выборочно, случайно, вне связи друг с другом, неправильно их интерпретирует и, соответственно, неадекватно на «их отвечает. Контакт между людьми разлаживается, взаимодействие нарушается. 14 ГЛАВА 2 ЧЕЛОВЕК ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ Человек — не только субъект, но и объект познания, и в качестве такового он предстает перед людьми как индивид, как личность, как индивидуальность. Как индивид он всегда характеризуется определенными морфоконституционными, нейротипологи-ческими, половыми и возрастными особенностями. Как личность он оказывается представителем определенной общественно-экономической формации, народа, класса, социальной группы, коллектива. Вместе с тем каждый человек выступает всегда и как индивидуальность, как неповторимый продукт, как единичный результат конвергенции совершенно конкретных естественных и общественных условий и обстоятельств, формировавших его как субъекта труда, познания и общения. Особенности, характеризующие человека как индивида, как личность и как индивидуальность, всегда так или иначе запечатлеваются в образах и понятиях, которые возникают у взаимодействующих с ним людей. В зависимости от задач, решаемых людьми в совместной деятельности, значимость каждой из названных сторон человека может быть различной для окружающих и поэтому больше или меньше запечатлеваться в сознании последних. В повседневном общении каждый человек отражает физический облик других людей, их речь, особенности выразительного поведения, одежду, различные детали оформления внешности, выполняемые ими действия, выделяет признаки, которые могут говорить об их профессии, переживаемом состоянии и т. д. Физический облик человека характеризуется типом сложения, половыми, возрастными и расовыми особенностями. Тип сложения человека в целом определяется его конституцией, которую современная наука рассматривает как совокупность морфологических, функциональных и реактивных особенностей организма, сложившихся на основе определенной наследственности и воздействий конкретной среды 1. Сопоставляя, дифференцируя и оценивая анатомические признаки, образующие физический облик человека, взаимодействующие с этим человеком люди судят о его поле, расовой принадлежности, возрасте, состоянии здоровья и пр. В разных видах взаимодействия физический облик человека и различные его элементы играют то большую, то меньшую роль. 1 См.: Рог и некий Я. Я., Левин М. Г. Основы антропологии. М., 1955; Г и н з б у р г В. В. Элементы антропологии для медиков. Л., 1963. 16 Взаимодействуя с людьми, индивид, «выбирая» стиль общения с 'ними, учитывает, как правило, их пол и возраст. В ряде дея-тельностей: работе врача, педагога-хореографа, тренера, закройщика — правильная оценка особенностей физического облика людей — одно из условий успешного выполнения ими трудовых задач. При отборе исполнителей той или иной роли в кинофильме или спектакле черты физического облика артиста также оказываются значимым компонентом. Помимо анатомических признаков, которые образуют физический облик человека, важным компонентом его внешнего облика являются так называемые функциональные признаки. К ним относятся мимика, жестикуляция, походка, осанка, голос, а также1 речь. Психические процессы и присущие человеку в каждый момент внутренние психические состояния коррелируют с конкретными нервно-физиологическими и биохимическими характеристиками организма. Сложные психологические образования, 'которые представляют собой непрерывно перестраивающиеся по ходу деятельности ансамбли процессов и состояний, динамично выражаются. во внешнем облике и поведении человека в виде совокупности1 -определенных признаков, организующихся в пространственно-временные структуры. Каждая такая структура включает конкретные характеристики мимики, пантомимики, интонации, темпа движений, качества деятельности и прочее и является сигнальным комплексом, информирующим другого человека о психических процессах и состояниях его партнера по деятельности. Следует отметить, что осведомительную и регулятивную функции. несет комплекс в целом, а его компоненты в отдельности воспринимаются далеко не всегда. В осуществлении указанных функций эти компоненты не -равноценны, и, если во внешнем облике или поведении человека появляется только один или небольшая часть признаков сигнального комплекса, взаимодействующему с ним индивидууму трудно уловить изменения в психическом состоянии партнера. Совокупность мимических и пантомимических особенностей, соответствующих состояниям грусти, гнева, радости, страха и прочим, является сигналами этих состояний. Каждый из таких сигналов, имеющих как осведомительное, так и регулятивное значение для отразившего их человека, обладает сложной структурой. В нее, как правило, входят признаки разных модальностей (воспринимаемые зрительно, на слух, иногда кожно-мышечным путем). Одни из признаков, образующих структуру такого сигнала, характеризуются постоянством, другие — вариативностью. Человек, осваивая сигналы состояний в ходе взаимодействия с людьми, выделяет и объединяет признаки, характерные для каждого состояния. Важнейшим элементом в физическом облике человека является лицо. Как ни режет слух фраза: «лицо — важнейший инструмент общения», однако факт остается фактом — большинство . людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров и больше всего на глазах, которые оказываются видимым центром человека для воспринимающего субъекта. Это значение лица в процессе общения определяется тем, что на лице расположены важнейшие дистантрецепторы, от лица исходит голос, слышимый другим человеком. Сокращения лицевых мышц изменяют выражение лица и сигнализируют о состояниях человека. Привычка смотреть в лицо партнера по обще-•нию и более или менее тонко отмечать смену выражений развивается у каждого человека постепенно, начиная с первых недель жизни. Появление ее дает ребенку возможность предвидеть действия взрослого с «таким» лицом и соответственно строить свое поведение. Точность и тонкость дифференцирования выражений лиц и соответствующих им состояний у разных людей неодинаковы. Изучению особенностей восприятия человеком лиц других людей и дифференциации их выражений посвящено много исследований2. Авторы этих работ стремятся цроследить, как развивается способность распознавать эмоциональные состояния по выраже-•нию лица по мере формирования личности воспринимающего, •выявить характерные особенности распознавания у людей, страдающих расстройством психического здоровья, установить основания, которыми 1руководствуются люди, определяя выражения лиц, соответствующие. разным эмоциональным состояниям, и пр. Например, Ф. Ленард и 3. Банлаки 3 изучали, как развивается •способность распознавать выражения лиц у учащихся 7—17 лет. Исследованием было охвачено 613 учеников разного возраста, которые должны были определять чувства людей, изображенных на фотографиях. В опытах использовались портреты с выражением боли, плохого настроения, отчаяния, удивления, испуга, ужаса, ненависти, ярости, сомнения, сочувствия, отвращения, злорадства, подозрения, соблазна, иронии, большой радости. Ученые установили, что в распознавании эмоциональных состояний. по выражениям лиц у школьников с возрастом наблюдается прогресс. Вместе с тем они выявили разницу в темпах развития способности распознавать разные эмоциональные состояния. У школьников 11—13 лет они обнаружили явление временного регресса в распознавании ряда чувств. Этот факт они объясняют тем, что восприятия лиц и толкование их выражений связаны с особенностями личности воспринимающего. В образах, говорят авторы, проецируются особенности не только объектов, но и субъ- 2Brunswik Е., Reiter L. Eindruckscharaktere schematisierter Gesich--ter. _Zs. f. Psycho!., 1937, S. 67—134; Lersch Ph. Einfuhnmg in die Psycho-diagnostik unter besonderer der Ausdruckspsychologie. Munchen, 1952; Plut-c h i с R. A study of facial expression in the light of a new theory of emotion. — Der Bericht uber sechszehnten internationalen Kongress. Amsterdam, 1961. 3Lenard F., Forrai-Banlaki E. Pszichologiai tanuelmanyok. 3 ko-tet. Budapest, 1960. 18 екта восприятия. Поэтому характер распознавания человеком эмоциональных состояний может иметь диагностическое значение. Р. Плучек4 предъявлял испытуемым подросткам фотографии трех главных областей лица — лба, глаз и рта с различными характерными выразительными особенностями. Ученый получил данные о дифференциации подростками выражений лица, которые соответствовали восьми так называемым начальным, или первичным, эмоциям, в совокупности образующим «эмоциональный круг». С. Ванденберг и М. Маттиссон5 выясняли, насколько точно определяют выражения лиц, соответствующие различным эмоциональным состояниям, шизофреники и другие душевнобольные по сравнению со здоровыми людьми. Испытуемым предлагались наборы фотографий мужских и женских лиц, выражающих состояние радости, печали, беспокойства, страха, гнева, смущения, презрения, удивления и подозрения. Основанием использовать в экс-перименте именно эти фотографии служило единодушное мнение двенадцати здоровых людей об эмоциональных состояниях лицт изображенных на портретах. Исследователи установили, что нарушение внутриличностных связей и потеря социальных коммуникаций, характерные для больных шизофренией, а также для страдающих некоторыми другими видами душевных расстройств в каждом случае определенным образом снижают способность правильно определять выражения лип. Например, по статистически обработанным данным, собранным Ванденбергом и Маттисео-ном, шизофреники-параноики дают более высокий процент адекватного толкования выражений лиц, чем другие шизофреники. Анализируя собранные данные, авторы учитывали влияние «вербальной интеллигентности» испытуемого на показываемые им результаты. Изучая восприятие человеком мимики, ряд ученых (М. Шер-ман, Ч. Ландис и др. ) 6 предприняли попытку найти определенный «код», который, по их мнению, характеризует каждую эмоцию. В расшифровывании такого «кода», по мнению этих исследователей, заключается процесс узнавания и распознавания переживаний тем или другим человеком. Однако такой подход к изучению закономерностей прочтения переживаний человека, несмотря на всю его оправданность, все же не ведет к полному решению проблемы, так как при этом, во-первых, не учитывается значение \ других, помимо выражения лица, особенностей его экспрессии при расшифровывании переживаний и состояния воспринимаемо- 4 Plutchik R. Op. cit. 5Vandenberg S., Mattisson M. The interpretation of facial expressions by schizophrenics other mental patients, normal adults and children. — Acta psychologica, vol. XIX. Amsterdam, 1961. 6 Land is C. The interpretation of facial expression in emotion. —J. gen. psychol., 1929, N 2, p. 59—72; Sherman M. The differentation of emotional responses in infants. — J. сотр., psychol., 1927, N 7, p. 265—284. 19 fro человека, а во-вторых, не принимается во внимание роль всей ситуации, в условиях которой происходит общение людей. Влияние ситуации на характер интерпретации мимических движений экспериментальным путем убедительно показывает П. М. Якобсон7. Теоретически значение ситуации общения в расшифровывании переживаний человека, его состояний хорошо раскрывает С. Л. Рубинштейн: «В изолированно взятом выражении лица напрасно ищут раскрытие существа эмоции; но из того, что. по изолированно взятому выражению лица, без знания ситуации, •не всегда удается определить эмоции, неправильно заключают, что мы узнаем эмоцию не по выражению лица, а по ситуации, . которая ее вызывает. В действительности из этого можно заключить только то, что для распознавания эмоций, особенно сложных л тонких, выражение лица служит не само по себе, не изолированно, а в соотношении со всеми конкретными взаимоотношениями человека с окружающими» 8. В образе, формирующемся в процессе общения, могут быть за-печатлены жесты партнера. По ним мы можем заключить об отношении воспринимаемого человека к какому-то событию, лицу, . предмету и пр. Жест может нам сказать о желании этого человека, о его состоянии. Особенности жестикуляции, наблюдаемые длительное время, могут оказаться для нас одним ип оснований. для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека, на-пример о суетливости, склонности к мелодраматичности и пр. Жесты, являющиеся одним из видов выразительных движений человека, нельзя считать спонтанным проявлением активности. Любой человек, формируясь как личность в конкретной социальной среде, усваивает характерные для этой среды способы жести-. куляции и, так сказать, правила их применения и прочтения. Внешне похожие жесты у людей, формировавшихся в разных (Культурно-исторических условиях, могут иметь неодинаковое значение. Человек может жестикулировать как произвольно, так и непроизвольно. По мнению ряда исследователей, для определения состояния, переживаемого человеком, особое значение имеет непроизвольная жестикуляция. Кроут, наблюдая за людьми в экспериментально созданных конфликтных ситуациях, пришел к выводу, что существуют корреляции между различными непроизвольными жестами и определенными состояниями. Пальцы, сведенные •кончиками вместе, означают, по его мнению, покорность, смирение; палец у губ — стыд; палец, зажатый обвившими его пальцами другой руки, — самоободрение. Подобным образом он пытается связать еще ряд жестов, с одной стороны, и состояний — с другой. Анализируя отношения между жестами и состояниями, Кроут, помимо общих особенностей, разбирает индивидуальные 7 См.: Якобсон П. М. Изучение чувств у детей и подростков. М., 1961. 8 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1945, с. 482. вариации в жестикуляции, соответствующей разным состояниям, а также пробует установить особенности жестикуляции в связи с требованиями, предъявляемыми к принятой для представителей разных полов манере вести себя в обществе9. Бесспорно значение разработки проблемы, . которая заинтересовала Кроута, но его выводы нуждаются в экспериментальной проверке. Жестикуляция, как и мимика, голос и отмечаемые у данного человека позы, может войти в образ, формирующийся у людей при отражении этого человека. Однако она может быть и типичной для этого человека и совсем не характерной для него, а выражать только случайное состояние. Интересный материал о жестикуляции и мимических движениях содержится в исследовании Гельма, изучавшего влияние аффективных напряжений на умственную деятельность 10. Этот автор указывает, что в состоянии эмоционального напряжения и конфликта возникают многообразные движения смущения и беспокойства. «Большинство замеченных здесь движений смущения заключается в почесывания и трении разных частей головы. Глаза, лоб, темя, подбородок и нос трут так лее часто, как губы, щеки, уши. Такие действия над предметами, как повторное закручивание и раскручивание футляра самописки, галстука, тро-гание костюма и т. д., следует причислить сюда же» п. Движения же беспокойства, по данным Гельма, заключаются в усиленной мимике рта, закусывании губ, частом покачивании головы, ерзании на стуле, в отбрасывании «мешающих» волос. Характерная для человека осанка и типичные позы являются одним из компонентов облика человека, также влияющих на ха-рактер впечатления, которое о нем складывается у взаимодейст-, вующего с ним индивидуума. Осанка придает фигуре общий вид' и зависит от привычного положения корпуса и головы. Осанка классифицируется как прямая, сутуловатая и сгорбленная, как вялая и бодрая. Истолкованию позы человека также посвящен ряд работ. А. Олсен провел исследование восприятия человеком движений и поз других людей 12. Рассматривая позы и движения как ответы на действие окружающих условий, как знаки, сигнализирующие о состоянии человека, которые, повторяясь, могут свидетельствовать о некоторых относительно устойчивых особенностях его личности, А. Олсен предлагал испытуемым по фотографиям опреде- 9 К г о u t М. Н. An experimental attempt to produce unconscious manual symbolic movements. —Psychol. j. gen. psychol., 1954, N 51, p. 93—152; Kro-u t М. Н. Autistic gestures. An experimental study in symbolic movement. — PsychoL monogr., 1935, N 208. 111 Helm J. Cber den Einfluss affectiver Spannungen auf des Denkhan-deln. — Zs. f. Psychol., Bd 157, H. 1—2. 11 Ibid., S. 73. 13 О 1 s e n A. M. Posture and body movement perception. Proceedings of the sixteenth international congress of psychology. Amsterdam, 1961. лять их значение. Он нашел ряд индивидуальных различий в восприятии и толковании движений и поз. Сабин и Хардик предприняли исследование с целью выявить влияние поз на ролевое восприятие 13. Полученные данные они интерпретировали с позиций распространенной сейчас на Западе теории ролей. В ходе эксперимента они предъявляли испытуемым одну за другой сорок две так называемые «палочные» фигуры человека, которым придавались различные позы. Каждый участвующий в опыте должен был сказать, какое состояние, по его мнению, испытывает человек, для которого характерна та или другая смоделированная с помощью «палочной» фигуры поза. Авторы пришли к выводу, что определенные позы связываются с определенными действиями или качествами личности. Примеры некоторых из полученных ими от испытуемых ответов — толкований поз мы приводим (рис. 1). Походка человека также обогащает наше впечатление о нем. Отраженная нами, она может быть сигналом состояния человека, иногда говорить о перенесенных им болезнях, о роде его занятий (походка альпиниста, моряка, солдатский шаг и пр. ). Ходить, как известно, учатся, не руководствуясь каким-то общим образцом. Тем не менее все индивидуальные варианты походок можно свести к определенным средним формам и в них выделить объединяющие их признаки. Походка каждого человека характеризуется рядом черт: ритмом, скоростью, давлением на поверхность, длиной шага, эластичностью, определенностью направления и изменчивостью. Походке может быть присуща большая или меньшая естественность. Неестественность в походке появляется у человека при состоянии «скованности», чрезмерного напряжения. Эта неестественность может быть связана и с телесными аномалиями. Изучением механизма ходьбы и исследованием походки занимались Н. А. Бернштейн и, Вебер, Браун, Фишер, Бой-тендайк, Энке, Покорны и др. Установлено, что темп ходьбы может быть замедленным или убыстренным, и в нем, как и вообще . 13 Lindzey G. (ed. ). Handbook of social psychology. London, 1959. 14 См.: Бернштейн Н. А. Новые линии развития в физиологии и их соотношение с кибернетикой. — В кн.: Философские вопросы физиологии высшей нервной деятельности и психологии. М, 1963, в моторике человека, находят выражение общее состояние организма и, по утверждению ряда исследователей, такие особенности, как экстра- или интравертированность личности. В работах, посвященных анализу походки, мы находим и другие попытки связывать ее особенности с состоянием человека и чертами его характера. Так, Р. Покорны в работе «О выражении человека в походке» 15 указывает, что раскачивание при ходьбе — признак аккуратности, точности, иногда даже педантичности. В некоторых случаях раскачивающаяся походка, по уверению указанного психолога, свидетельствует о тщеславии. Он же полагает, что нарушение нормальных пропорций между ростом человека и длиной его шага тоже может свидетельствовать об определенном состоянии или даже чертах характера. Например, необычно большие шаги малорослого могут означать желание быстрее достичь цели, стремительность, энергию. Маленькие шаги высокого человека •могут говорить не только о неторопливости, но и о робости, о желании отдалить встречу с кем-то и т. п. Помимо общих принято выделять еще особенные признаки походки. К ним относятся элементы движений при ходьбе, которые связаны с отдельными положениями тела в целом или его частей. Такими особенными признаками являются, например, положение носков нот при ходьбе и стоянии, движения рук, так называемая пяточная и пальцевая ходьба. В эту же группу признаков входят наблюдаемые при ходьбе и явно выраженные у некоторых людей содвижения бедер, поясные движения, движение плечами. Авторы, интересующиеся вопросом о том, . насколько в походке человека проявляются его состояние и черты личности, наряду с верными наблюдениями действительных фактов позволяют себе делать обобщения, которые не отвечают требованиям научной достоверности и порой звучат просто наивно. Однако они верно подметили одну из особенностей формирования образа человека окружающими. Характер походки действительно связывается людьми с физическим самочувствием и возрастом (старческая походка), иногда с полом (мужская походка), с состоянием («виноватая» походка) и пр., и, если походка является для индивидуума значимым признаком, он будет отмечать ее, воспринимая других людей. Она как один из признаков постоянно будет входить в образы людей, формирующиеся у этого индивидуума. Голос также является одним из компонентов облика и влияет на впечатление, производимое человеком на окружающих. Голоса людей в широких пределах различаются по высоте, тембру, манере произношения и, если они специально не тренированы, как бывает, например, с голосом ораторов или дикторов, оказываются довольно тонким инструментом выражения состояния и некоторых других особенностей их владельцев. Тем не менее голос из-за ls Pokorny R. Ober den Ausdruck des menschlichen Ganges. — Der Bericht uber den sechszehnten internationalen Kongress. Amsterdam, 1961.
22 23 трудности его анализа в психологии исследуется пока мало, я главным образом изучается речь. А между тем голосу каждого-человека присущи определенный ритм, отрывистость или плавность произношения, характерность интонации, большая или меньшая музыкальность при рассказывании. И они, так же как высота и тембр, делают голос каждого человека индивидуально своеобразным 1б и влияют на то впечатление, которое складывается о владельце голоса у воспринимающего его индивидуума. Г. Олпорт попытался установить корреляции между голосом и некоторыми чертами физического и психического облика человека и выявить, как голос сказывается на формировании образа того, кому он принадлежит 17. Собранные Олпортом факты, по его мнению, свидетельствуют о том, что восприятие голоса дает человеку знание не только о состоянии владельца этого голоса» но и о его возрасте, причем возраст по голосу может быть назван с точностью до десяти лет. Прямых корреляций между голосом, с одной стороны, и комплекцией. и ростом человека — с другой, Олпорт не установил. Лишь некоторым его испытуемым случайно-удавалось по голосу угадывать черты физического облика владельца голоса, предъявленного для восприятия. Вместе с тем ряд испытуемых под влиянием имевшегося у них опыта общения с определенными людьми обнаружили стойкую тенденцию связывать воспринимаемый голос с определенным физическим обликом человека. Испытуемые Олпорта, как он пишет, «с явным успехом» по голосу устанавливали, экстравертированный или и-нтравертиро-ванный тип личности характерен для его владельца. При дальнейшем анализе собранных материалов Г. Олпорт идет еще дальше и в заключение утверждает, что, на его взгляд, голос хорошо согласуется с личностью как целым и по нему можно «набросать эскиз» человека, которому он принадлежит. Нельзя отрицать ценности проведенного Олпортом изучения корреляций между голосом и чертами облика, а также 'роли его в формировании впечатления о человеке, которому он принадлежит. Однако при обобщении собранных данных Олпорт допустил ошибку, аналогичную ошибкам графологов, которые проводили прямую связь между почерком и характером человека и пытались определить содержание и форму такого сложного психического свойства, как характер, проанализировав лишь почерк человека. Голос действительно может «выдать» переживания человека, сказать об отношении его владельца к тому или иному факту, помочь лучше понять самочувствие и темперамент человека и даже раскрыть некоторые черты его характера, скажем, такие, как уверенность или неуверенность человека в себе. Однако ут- 16 Исследование фонограмм звуковой речи, проведенное в лабораторий фо
|
|||
|