Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





А. А. Бодале» 2 страница



Одним из необходимых условий взаимодействия людей, отве­чающего сформированным у человека представлениям о нормаль­ном течении этого процесса и о достижении в ходе его желатель­ных целей, является непрерывное получение человеком информа­ции о результатах его собственных действий в этом процессе. Это управление человеком своим поведением на основе действитель­ного совершения действий в соответствии с содержанием само­приказа, а не ожидаемого их выполнения, достигается с помощью механизма обратной связи.

Высказывая другому человеку свое мнение и подкрепляя его соответствующими выразительными движениями, давая ему пору­чение, решая с ним вместе какую-то практическую задачу, индивидуум непрерывно получает сигналы о том, как он действует и: какие результаты им достигаются. В центральный регулирующий аппарат его все время возвращается информация об осуществляемом воздействии на внешний мир, на другого человека.

Благодаря действию механизма обратной связи человек на ос­нове достигаемого в ходе взаимодействия с другими людьми ре­зультата может корректировать свое последующее поведение, заменяя. использованные способы воздействия новыми, которые кажутся более эффективными.

Роль обратных связей при непосредственном общении людей хорошо показана в исследовании Г. Мейла 4. Сенсорные сигналы, возникающие при отражении человеком облика и поведения со­беседника, и слушание им собственной речи, информируя его

4 М a h I G. F. Sensory factors in the control of expressive behavior. -— Acta ipsychologica, vol. XIX. Amsterdam, 1961.


 




о результатах общения, сказываются 'на дальнейшем течении и экспрессивном оформлении этого процесса. Искусственно вызыва­емые Мейлом перерывы в обратной связи, когда нарушалась слу­ховая самостимуляция, приводили к ряду новых явлений: а) нор­мальная интонация, характерная для речи испытуемых, утрачи­валась; б) возникали необычные для голоса говорящего особен­ности (дрожание, прерывистость и пр. ); в) речь убыстрялась; г) появлялся «агрессивный и виноватый» смех; д) спонтанно про­являлись глубоко личные особенности; е) выражение состояния личности через словесные и голосовые средства отклонялось от ставшей привычной для нее манеры. Все эти изменения не в оди­наковой мере проявлялись у разных испытуемых. У некоторых сравнительно быстро наступала адаптация. У других же, когда нарушались обратные связи, указанные выше отклонения от нор­мы проявлялись достаточно сильно.

Когда исключалась возможность зрительного восприятия собе­седника и, стало быть, опять же нарушались обратные связи, ком­муникативных жестов у испытуемых становилось меньше, но чис­ло жестов некоммуникативных, аутистических возрастало.

Участвующие в регулировании взаимодействия одного челове­ка с другим обратные связи отличаются друг от друга степенью сложности. В простейших обратных связях в грубой форме фиксируется успех или неуспех в достижении несложной цели, например удалось ли нам произвести строгим тоном какую-то фразу, чтобы удержать детей от шалости, и пр. С помощью меха­низма более сложных обратных связей в регулирующий аппарат человека поступает информация не о результатах выполнения от­дельных действий, а о поведении в течение более длительного вре­мени и в системе многих обстоятельств. «Логический тип» такой обратной связи иной, чем в элементарных обратных связях.

Пройденный человеком путь воспитания развивает у него при­вычку давать способам действия другого человека определенное истолкование и, чаще наблюдая одни из них и реже другие, зак­лючать об устойчивых особенностях последнего. Человек накап­ливает статистические данные об особенностях поведения другого человека. Перерабатывая и обобщая их, он превращает эти све­дения в командную информацию, участвующую в регулировании его поведения по отношению к этому человеку и позволяющую ему более или менее предугадывать наиболее вероятные действия последнего.

Изменения в поведении индивидуума, которые диктуются по­явлением нового в действиях другого человека и определенно ис­толкованной информацией, в конечном итоге опять-таки связаны с проявлением очень общего вида обратной связи.

Хорошо функционирующая обратная связь выступает одним из необходимых условий успешной работы руководителя, воспи­тателя, учителя. Неналаженность ее или 'Пренебрежительное к ней отношение приводят субъекта деятельности к действиям вслепую,


потому что отсутствие обратной связи фактически означает отрыв от действительности. Когда по какой-либо причине механизм об­ратной связи начинает «работать» с перебоями, человек, взаимо­действующий с другими людьми, не фиксирует всех их действий, отражает их выборочно, случайно, вне связи друг с другом, неправильно их интерпретирует и, соответственно, неадекватно на «их отвечает. Контакт между людьми разлаживается, взаимо­действие нарушается.


14


ГЛАВА 2

ЧЕЛОВЕК

ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Человек — не только субъект, но и объект познания, и в качест­ве такового он предстает перед людьми как индивид, как лич­ность, как индивидуальность. Как индивид он всегда характери­зуется определенными морфоконституционными, нейротипологи-ческими, половыми и возрастными особенностями. Как личность он оказывается представителем определенной общественно-эконо­мической формации, народа, класса, социальной группы, коллек­тива. Вместе с тем каждый человек выступает всегда и как инди­видуальность, как неповторимый продукт, как единичный резуль­тат конвергенции совершенно конкретных естественных и общест­венных условий и обстоятельств, формировавших его как субъекта труда, познания и общения.

Особенности, характеризующие человека как индивида, как личность и как индивидуальность, всегда так или иначе запечат­леваются в образах и понятиях, которые возникают у взаимодей­ствующих с ним людей. В зависимости от задач, решаемых людь­ми в совместной деятельности, значимость каждой из названных сторон человека может быть различной для окружающих и поэто­му больше или меньше запечатлеваться в сознании последних. В повседневном общении каждый человек отражает физический облик других людей, их речь, особенности выразительного пове­дения, одежду, различные детали оформления внешности, выпол­няемые ими действия, выделяет признаки, которые могут говорить об их профессии, переживаемом состоянии и т. д.

Физический облик человека характеризуется типом сложения, половыми, возрастными и расовыми особенностями. Тип сложе­ния человека в целом определяется его конституцией, которую современная наука рассматривает как совокупность морфологи­ческих, функциональных и реактивных особенностей организма, сложившихся на основе определенной наследственности и воздей­ствий конкретной среды 1.

Сопоставляя, дифференцируя и оценивая анатомические при­знаки, образующие физический облик человека, взаимодействую­щие с этим человеком люди судят о его поле, расовой принадлеж­ности, возрасте, состоянии здоровья и пр.

В разных видах взаимодействия физический облик человека и различные его элементы играют то большую, то меньшую роль.

1 См.: Рог и некий Я. Я., Левин М. Г. Основы антропологии. М., 1955; Г и н з б у р г В. В. Элементы антропологии для медиков. Л., 1963.

16


Взаимодействуя с людьми, индивид, «выбирая» стиль общения с 'ними, учитывает, как правило, их пол и возраст. В ряде дея-тельностей: работе врача, педагога-хореографа, тренера, закрой­щика — правильная оценка особенностей физического облика людей — одно из условий успешного выполнения ими трудовых задач. При отборе исполнителей той или иной роли в кинофильме или спектакле черты физического облика артиста также оказы­ваются значимым компонентом.

Помимо анатомических признаков, которые образуют физичес­кий облик человека, важным компонентом его внешнего облика являются так называемые функциональные признаки. К ним от­носятся мимика, жестикуляция, походка, осанка, голос, а также1 речь.

Психические процессы и присущие человеку в каждый момент внутренние психические состояния коррелируют с конкретными нервно-физиологическими и биохимическими характеристиками организма. Сложные психологические образования, 'которые пред­ставляют собой непрерывно перестраивающиеся по ходу деятель­ности ансамбли процессов и состояний, динамично выражаются. во внешнем облике и поведении человека в виде совокупности1 -определенных признаков, организующихся в пространственно-вре­менные структуры. Каждая такая структура включает конкретные характеристики мимики, пантомимики, интонации, темпа движе­ний, качества деятельности и прочее и является сигнальным комп­лексом, информирующим другого человека о психических процес­сах и состояниях его партнера по деятельности. Следует отметить, что осведомительную и регулятивную функции. несет комплекс в целом, а его компоненты в отдельности воспринимаются далеко не всегда. В осуществлении указанных функций эти компоненты не -равноценны, и, если во внешнем облике или поведении чело­века появляется только один или небольшая часть признаков сиг­нального комплекса, взаимодействующему с ним индивидууму трудно уловить изменения в психическом состоянии партнера.

Совокупность мимических и пантомимических особенностей, соответствующих состояниям грусти, гнева, радости, страха и прочим, является сигналами этих состояний. Каждый из таких сигналов, имеющих как осведомительное, так и регулятивное зна­чение для отразившего их человека, обладает сложной структу­рой. В нее, как правило, входят признаки разных модальностей (воспринимаемые зрительно, на слух, иногда кожно-мышечным путем). Одни из признаков, образующих структуру такого сигна­ла, характеризуются постоянством, другие — вариативностью. Человек, осваивая сигналы состояний в ходе взаимодействия с людьми, выделяет и объединяет признаки, характерные для каждого состояния.

Важнейшим элементом в физическом облике человека явля­ется лицо. Как ни режет слух фраза: «лицо — важнейший инст­румент общения», однако факт остается фактом — большинство


. людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внима­ние на лицах партнеров и больше всего на глазах, которые ока­зываются видимым центром человека для воспринимающего субъекта. Это значение лица в процессе общения определяется тем, что на лице расположены важнейшие дистантрецепторы, от лица исходит голос, слышимый другим человеком. Сокращения лицевых мышц изменяют выражение лица и сигнализируют о сос­тояниях человека. Привычка смотреть в лицо партнера по обще-•нию и более или менее тонко отмечать смену выражений разви­вается у каждого человека постепенно, начиная с первых недель жизни. Появление ее дает ребенку возможность предвидеть дей­ствия взрослого с «таким» лицом и соответственно строить свое поведение.

Точность и тонкость дифференцирования выражений лиц и со­ответствующих им состояний у разных людей неодинаковы.

Изучению особенностей восприятия человеком лиц других лю­дей и дифференциации их выражений посвящено много исследова­ний2. Авторы этих работ стремятся цроследить, как развивается способность распознавать эмоциональные состояния по выраже-•нию лица по мере формирования личности воспринимающего, •выявить характерные особенности распознавания у людей, стра­дающих расстройством психического здоровья, установить осно­вания, которыми 1руководствуются люди, определяя выражения лиц, соответствующие. разным эмоциональным состояниям, и пр. Например, Ф. Ленард и 3. Банлаки 3 изучали, как развивается •способность распознавать выражения лиц у учащихся 7—17 лет. Исследованием было охвачено 613 учеников разного возраста, которые должны были определять чувства людей, изображенных на фотографиях. В опытах использовались портреты с выраже­нием боли, плохого настроения, отчаяния, удивления, испуга, ужаса, ненависти, ярости, сомнения, сочувствия, отвращения, зло­радства, подозрения, соблазна, иронии, большой радости. Ученые установили, что в распознавании эмоциональных состояний. по выражениям лиц у школьников с возрастом наблюдается прог­ресс. Вместе с тем они выявили разницу в темпах развития спо­собности распознавать разные эмоциональные состояния. У школьников 11—13 лет они обнаружили явление временного рег­ресса в распознавании ряда чувств. Этот факт они объясняют тем, что восприятия лиц и толкование их выражений связаны с особенностями личности воспринимающего. В образах, говорят авторы, проецируются особенности не только объектов, но и субъ-

2Brunswik Е., Reiter L. Eindruckscharaktere schematisierter Gesich--ter. _Zs. f. Psycho!., 1937, S. 67—134; Lersch Ph. Einfuhnmg in die Psycho-diagnostik unter besonderer der Ausdruckspsychologie. Munchen, 1952; Plut-c h i с R. A study of facial expression in the light of a new theory of emotion. — Der Bericht uber sechszehnten internationalen Kongress. Amsterdam, 1961.

3Lenard F., Forrai-Banlaki E. Pszichologiai tanuelmanyok. 3 ko-tet. Budapest, 1960.

18


екта восприятия. Поэтому характер распознавания человеком эмоциональных состояний может иметь диагностическое значение. Р. Плучек4 предъявлял испытуемым подросткам фотографии трех главных областей лица — лба, глаз и рта с различными ха­рактерными выразительными особенностями. Ученый получил данные о дифференциации подростками выражений лица, которые соответствовали восьми так называемым начальным, или первич­ным, эмоциям, в совокупности образующим «эмоциональный круг».

С. Ванденберг и М. Маттиссон5 выясняли, насколько точно определяют выражения лиц, соответствующие различным эмоци­ональным состояниям, шизофреники и другие душевнобольные по сравнению со здоровыми людьми. Испытуемым предлагались наборы фотографий мужских и женских лиц, выражающих состо­яние радости, печали, беспокойства, страха, гнева, смущения, пре­зрения, удивления и подозрения. Основанием использовать в экс-перименте именно эти фотографии служило единодушное мнение двенадцати здоровых людей об эмоциональных состояниях лицт изображенных на портретах. Исследователи установили, что на­рушение внутриличностных связей и потеря социальных комму­никаций, характерные для больных шизофренией, а также для страдающих некоторыми другими видами душевных расстройств в каждом случае определенным образом снижают способность правильно определять выражения лип. Например, по статистичес­ки обработанным данным, собранным Ванденбергом и Маттисео-ном, шизофреники-параноики дают более высокий процент адек­ватного толкования выражений лиц, чем другие шизофреники. Анализируя собранные данные, авторы учитывали влияние «вер­бальной интеллигентности» испытуемого на показываемые им ре­зультаты.

Изучая восприятие человеком мимики, ряд ученых (М. Шер-ман, Ч. Ландис и др. ) 6 предприняли попытку найти определенный «код», который, по их мнению, характеризует каждую эмоцию. В расшифровывании такого «кода», по мнению этих исследова­телей, заключается процесс узнавания и распознавания пережива­ний тем или другим человеком. Однако такой подход к изучению закономерностей прочтения переживаний человека, несмотря на всю его оправданность, все же не ведет к полному решению проблемы, так как при этом, во-первых, не учитывается значение \ других, помимо выражения лица, особенностей его экспрессии при расшифровывании переживаний и состояния воспринимаемо-

4 Plutchik R. Op. cit.

5Vandenberg S., Mattisson M. The interpretation of facial expres­sions by schizophrenics other mental patients, normal adults and children. — Acta psychologica, vol. XIX. Amsterdam, 1961.

6 Land is C. The interpretation of facial expression in emotion. —J. gen. psychol., 1929, N 2, p. 59—72; Sherman M. The differentation of emotional responses in infants. — J. сотр., psychol., 1927, N 7, p. 265—284.

19


fro человека, а во-вторых, не принимается во внимание роль всей ситуации, в условиях которой происходит общение людей.

Влияние ситуации на характер интерпретации мимических движений экспериментальным путем убедительно показывает П. М. Якобсон7. Теоретически значение ситуации общения в рас­шифровывании переживаний человека, его состояний хорошо рас­крывает С. Л. Рубинштейн: «В изолированно взятом выражении лица напрасно ищут раскрытие существа эмоции; но из того, что. по изолированно взятому выражению лица, без знания ситуации, •не всегда удается определить эмоции, неправильно заключают, что мы узнаем эмоцию не по выражению лица, а по ситуации, . которая ее вызывает. В действительности из этого можно заклю­чить только то, что для распознавания эмоций, особенно сложных л тонких, выражение лица служит не само по себе, не изолиро­ванно, а в соотношении со всеми конкретными взаимоотношения­ми человека с окружающими» 8.

В образе, формирующемся в процессе общения, могут быть за-печатлены жесты партнера. По ним мы можем заключить об от­ношении воспринимаемого человека к какому-то событию, лицу, . предмету и пр. Жест может нам сказать о желании этого челове­ка, о его состоянии. Особенности жестикуляции, наблюдаемые длительное время, могут оказаться для нас одним ип оснований. для вывода о каком-то качестве воспринимаемого человека, на-пример о суетливости, склонности к мелодраматичности и пр.

Жесты, являющиеся одним из видов выразительных движений человека, нельзя считать спонтанным проявлением активности. Любой человек, формируясь как личность в конкретной социаль­ной среде, усваивает характерные для этой среды способы жести-. куляции и, так сказать, правила их применения и прочтения. Внешне похожие жесты у людей, формировавшихся в разных (Культурно-исторических условиях, могут иметь неодинаковое зна­чение.

Человек может жестикулировать как произвольно, так и не­произвольно. По мнению ряда исследователей, для определения состояния, переживаемого человеком, особое значение имеет не­произвольная жестикуляция. Кроут, наблюдая за людьми в экспе­риментально созданных конфликтных ситуациях, пришел к выво­ду, что существуют корреляции между различными непроизволь­ными жестами и определенными состояниями. Пальцы, сведенные •кончиками вместе, означают, по его мнению, покорность, смире­ние; палец у губ — стыд; палец, зажатый обвившими его пальца­ми другой руки, — самоободрение. Подобным образом он пыта­ется связать еще ряд жестов, с одной стороны, и состояний — с другой. Анализируя отношения между жестами и состояниями, Кроут, помимо общих особенностей, разбирает индивидуальные

7 См.: Якобсон П. М. Изучение чувств у детей и подростков. М., 1961.

8 Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1945, с. 482.


вариации в жестикуляции, соответствующей разным состояниям, а также пробует установить особенности жестикуляции в связи с требованиями, предъявляемыми к принятой для представите­лей разных полов манере вести себя в обществе9.

Бесспорно значение разработки проблемы, . которая заинтере­совала Кроута, но его выводы нуждаются в экспериментальной проверке.

Жестикуляция, как и мимика, голос и отмечаемые у данного человека позы, может войти в образ, формирующийся у людей при отражении этого человека. Однако она может быть и типич­ной для этого человека и совсем не характерной для него, а вы­ражать только случайное состояние.

Интересный материал о жестикуляции и мимических движе­ниях содержится в исследовании Гельма, изучавшего влияние аффективных напряжений на умственную деятельность 10. Этот автор указывает, что в состоянии эмоционального напряжения и конфликта возникают многообразные движения смущения и бес­покойства. «Большинство замеченных здесь движений смущения заключается в почесывания и трении разных частей головы. Глаза, лоб, темя, подбородок и нос трут так лее часто, как губы, щеки, уши. Такие действия над предметами, как повторное за­кручивание и раскручивание футляра самописки, галстука, тро-гание костюма и т. д., следует причислить сюда же» п. Движе­ния же беспокойства, по данным Гельма, заключаются в усилен­ной мимике рта, закусывании губ, частом покачивании головы, ерзании на стуле, в отбрасывании «мешающих» волос.

Характерная для человека осанка и типичные позы являются одним из компонентов облика человека, также влияющих на ха-рактер впечатления, которое о нем складывается у взаимодейст-, вующего с ним индивидуума. Осанка придает фигуре общий вид' и зависит от привычного положения корпуса и головы. Осанка классифицируется как прямая, сутуловатая и сгорбленная, как вялая и бодрая.

Истолкованию позы человека также посвящен ряд работ. А. Олсен провел исследование восприятия человеком движений и поз других людей 12. Рассматривая позы и движения как ответы на действие окружающих условий, как знаки, сигнализирующие о состоянии человека, которые, повторяясь, могут свидетельство­вать о некоторых относительно устойчивых особенностях его лич­ности, А. Олсен предлагал испытуемым по фотографиям опреде-

9 К г о u t М. Н. An experimental attempt to produce unconscious manual symbolic movements. —Psychol. j. gen. psychol., 1954, N 51, p. 93—152; Kro-u t М. Н. Autistic gestures. An experimental study in symbolic movement. — PsychoL monogr., 1935, N 208.

111 Helm J. Cber den Einfluss affectiver Spannungen auf des Denkhan-deln. — Zs. f. Psychol., Bd 157, H. 1—2.

11 Ibid., S. 73.

13 О 1 s e n A. M. Posture and body movement perception. Proceedings of the sixteenth international congress of psychology. Amsterdam, 1961.


лять их значение. Он нашел ряд индивидуальных различий в вос­приятии и толковании движений и поз.

Сабин и Хардик предприняли исследование с целью выявить влияние поз на ролевое восприятие 13. Полученные данные они интерпретировали с позиций распространенной сейчас на Западе теории ролей. В ходе эксперимента они предъявляли испытуемым одну за другой сорок две так называемые «палочные» фигуры

человека, которым придавались раз­личные позы. Каждый участвующий в опыте должен был сказать, какое со­стояние, по его мнению, испытывает человек, для которого характерна та или другая смоделированная с по­мощью «палочной» фигуры поза. Авто­ры пришли к выводу, что определен­ные позы связываются с определенны­ми действиями или качествами личнос­ти. Примеры некоторых из полученных ими от испытуемых ответов — толкова­ний поз мы приводим (рис. 1).

Походка человека также обога­щает наше впечатление о нем. Отра­женная нами, она может быть сигна­лом состояния человека, иногда гово­рить о перенесенных им болезнях, о роде его занятий (походка альпини­ста, моряка, солдатский шаг и пр. ).

Ходить, как известно, учатся, не руководствуясь каким-то общим об­разцом. Тем не менее все индивиду­альные варианты походок можно све­сти к определенным средним формам и в них выделить объединяющие их признаки. Походка каждого человека характеризуется рядом черт: ритмом, скоростью, давлением на по­верхность, длиной шага, эластичностью, определенностью направ­ления и изменчивостью. Походке может быть присуща большая или меньшая естественность. Неестественность в походке появля­ется у человека при состоянии «скованности», чрезмерного нап­ряжения. Эта неестественность может быть связана и с телесными аномалиями. Изучением механизма ходьбы и исследованием по­ходки занимались Н. А. Бернштейн и, Вебер, Браун, Фишер, Бой-тендайк, Энке, Покорны и др. Установлено, что темп ходьбы мо­жет быть замедленным или убыстренным, и в нем, как и вообще

. 13 Lindzey G. (ed. ). Handbook of social psychology. London, 1959. 14 См.: Бернштейн Н. А. Новые линии развития в физиологии и их со­отношение с кибернетикой. — В кн.: Философские вопросы физиологии    высшей нервной деятельности и психологии. М, 1963,


в моторике человека, находят выражение общее состояние орга­низма и, по утверждению ряда исследователей, такие особеннос­ти, как экстра- или интравертированность личности. В работах, посвященных анализу походки, мы находим и другие попытки связывать ее особенности с состоянием человека и чертами его характера. Так, Р. Покорны в работе «О выражении человека в походке» 15 указывает, что раскачивание при ходьбе — признак аккуратности, точности, иногда даже педантичности. В некоторых случаях раскачивающаяся походка, по уверению указанного пси­холога, свидетельствует о тщеславии. Он же полагает, что нару­шение нормальных пропорций между ростом человека и длиной его шага тоже может свидетельствовать об определенном состоя­нии или даже чертах характера. Например, необычно большие шаги малорослого могут означать желание быстрее достичь цели, стремительность, энергию. Маленькие шаги высокого человека •могут говорить не только о неторопливости, но и о робости, о же­лании отдалить встречу с кем-то и т. п.

Помимо общих принято выделять еще особенные признаки по­ходки. К ним относятся элементы движений при ходьбе, которые связаны с отдельными положениями тела в целом или его частей. Такими особенными признаками являются, например, положение носков нот при ходьбе и стоянии, движения рук, так называемая пяточная и пальцевая ходьба. В эту же группу признаков входят наблюдаемые при ходьбе и явно выраженные у некоторых людей содвижения бедер, поясные движения, движение плечами.

Авторы, интересующиеся вопросом о том, . насколько в походке человека проявляются его состояние и черты личности, наряду с верными наблюдениями действительных фактов позволяют себе делать обобщения, которые не отвечают требованиям научной достоверности и порой звучат просто наивно. Однако они верно подметили одну из особенностей формирования образа человека окружающими. Характер походки действительно связывается людьми с физическим самочувствием и возрастом (старческая походка), иногда с полом (мужская походка), с состоянием («ви­новатая» походка) и пр., и, если походка является для индивиду­ума значимым признаком, он будет отмечать ее, воспринимая других людей. Она как один из признаков постоянно будет вхо­дить в образы людей, формирующиеся у этого индивидуума.

Голос также является одним из компонентов облика и влияет на впечатление, производимое человеком на окружающих. Голоса людей в широких пределах различаются по высоте, тембру, мане­ре произношения и, если они специально не тренированы, как бы­вает, например, с голосом ораторов или дикторов, оказываются довольно тонким инструментом выражения состояния и некоторых других особенностей их владельцев. Тем не менее голос из-за

ls Pokorny R. Ober den Ausdruck des menschlichen Ganges. — Der Bericht uber den sechszehnten internationalen Kongress. Amsterdam, 1961.


 


22


23


трудности его анализа в психологии исследуется пока мало, я главным образом изучается речь. А между тем голосу каждого-человека присущи определенный ритм, отрывистость или плав­ность произношения, характерность интонации, большая или меньшая музыкальность при рассказывании. И они, так же как высота и тембр, делают голос каждого человека индивидуально своеобразным и влияют на то впечатление, которое складыва­ется о владельце голоса у воспринимающего его индивидуума.

Г. Олпорт попытался установить корреляции между голосом и некоторыми чертами физического и психического облика челове­ка и выявить, как голос сказывается на формировании образа того, кому он принадлежит 17. Собранные Олпортом факты, по его мнению, свидетельствуют о том, что восприятие голоса дает человеку знание не только о состоянии владельца этого голоса» но и о его возрасте, причем возраст по голосу может быть назван с точностью до десяти лет. Прямых корреляций между голосом, с одной стороны, и комплекцией. и ростом человека — с другой, Олпорт не установил. Лишь некоторым его испытуемым случайно-удавалось по голосу угадывать черты физического облика вла­дельца голоса, предъявленного для восприятия. Вместе с тем ряд испытуемых под влиянием имевшегося у них опыта общения с оп­ределенными людьми обнаружили стойкую тенденцию связывать воспринимаемый голос с определенным физическим обликом чело­века. Испытуемые Олпорта, как он пишет, «с явным успехом» по голосу устанавливали, экстравертированный или и-нтравертиро-ванный тип личности характерен для его владельца. При дальней­шем анализе собранных материалов Г. Олпорт идет еще дальше и в заключение утверждает, что, на его взгляд, голос хорошо сог­ласуется с личностью как целым и по нему можно «набросать эскиз» человека, которому он принадлежит.

Нельзя отрицать ценности проведенного Олпортом изучения корреляций между голосом и чертами облика, а также 'роли его в формировании впечатления о человеке, которому он принадле­жит. Однако при обобщении собранных данных Олпорт допустил ошибку, аналогичную ошибкам графологов, которые проводили прямую связь между почерком и характером человека и пытались определить содержание и форму такого сложного психического свойства, как характер, проанализировав лишь почерк человека.

Голос действительно может «выдать» переживания человека, сказать об отношении его владельца к тому или иному факту, помочь лучше понять самочувствие и темперамент человека и даже раскрыть некоторые черты его характера, скажем, такие, как уверенность или неуверенность человека в себе. Однако ут-

16 Исследование фонограмм звуковой речи, проведенное в лабораторий фо­
нетики Московского института иностранных языков, с большой убедительностью
показало, что голос относится к числу строго индивидуальных человеческих
свойств.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.