Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Субъективный мир 6 страница



этих претензий «мирным» путем. Если такой способ не вызывает

позитивной реакции, игнорируется или наталкивается на отказ,

конфликт переходит в открытую форму. Эта стадия развития

конфликта называется конфликтным поведением. Конфликтное

поведение — это действия, направленные на то, чтобы прямо или

косвенно блокировать достижение противостоящей стороной ее

целей, намерений, интересов. Конфликт в этой фазе принимает форму

острых разногласий, которые индивиды не только стремятся

урегулировать, но и всячески усугубляют, продолжая разрушать

прежние структуры нормальных взаимосвязей, взаимодействий и

отношений. В эмоциональной сфере эта стадия характеризуется

нарастанием агрессивности, переходом от предубеждений к

неприязни и откровенной враждебности, которая психологически

закрепляется в «образе врага». Таким образом, конфликтные действия

резко обостряют фон протекания конфликта, эмоциональный же фон,

в свою очередь, стимулирует конфликтное поведение.

Конфликтное поведение - это пик в развитии конфликта, Оно

не может длиться вечно и в конце концов конфликтующие стороны

должны будут выбирать одну из двух программ поведения: 1) снизить

уровень напряженности, но сохранять саму конфликтную ситуацию,

переводя ее в скрытую форму за счет частичных уступок

противоположной стороне; 2) искать способы полного разрешения

конфликта.

Если выбрана вторая программа, то наступает стадия

разрешения конфликта. Разрешение конфликта осуществляется как

через изменение объективной ситуации, так и через субъективную,

психологическую перестройку, то есть изменение субъективного

образа ситуации, который сложился у враждующих сторон. «Образ

врага» постепенно трасформируется в «образ партнера», а

психологическая установка на борьбу сменяется ориентацией на

сотрудничество. Ориентация на сотрудничество предполагает

стремление индивидов в конфликтном споре учитывать интересы

соперника, искать компромисс, устраивающий обе стороны.

Управление коллективом

Изучение закономерностей функционирования коллективов

показывает, что даже в самых малых, неорганизованных коллективах,

как правило, возникает распределение власти между членами.

Коллектив делится на рядовых членов и лидеров. Лидерство - это

способность оказывать влияние на отдельных индивидов и коллектив

в целом, в частности, направлять их усилия на достижение каких-либо

целей.

Различают неформальных и формальных лидеров.

Неформальный лидер - это член коллектива, добровольно принявший

на себя значительно большую ответственность, чем это требуют

формаль-

Межличностные отношения в быту и организованном коллективе 177

 

 

ные предписания и нормы. В социальной психологии существует ряд

теорий, объясняющих природу неформального лидерства. «Теория

черт» объясняет выдвижение лидера на основе личностных качеств

(инициативы, храбрости, знаний и т. д. ). «Ситуационная» теория

объясняет инициативное поведение личности потребностями

сложившейся ситуации, особенностями сферы коллективной

деятельности, спецификой групповых целей, задач и т. д.

Неформальные лидеры различными методами воздействуют на

членов коллектива. Одни из них стремятся навязать коллективу

определенную линию поведения силовыми методами, другие же

действую методами убеждения.

Во всяком организованном коллективе есть формальный лидер.

Формальный лидер — это носитель административной власти, Его

задача состоит в организации совместного взаимодействия и

отношений членов коллектива для достижения его целей. Для этого

руководитель должен обладать психофизиологическими

характеристиками, а также знаниями, навыками, умениями и

качествами.

К психофизическим качествам руководителя как личности

относятся: волевые данные, профессиональное восприятие,

обостренное внимание, объемная и точная память, эмоциональная

устойчивость, компетентность и другие. Особое значение имеют

волевые качества руководителя. Волевого руководителя, как

правило, характеризует разумная настойчивость, решительность,

энергичность, упорство в достижении цели, высокая самодисциплина,

целеустремленность, т. е способность направлять все свои знания,

навыки и чувства на достижение поставленных целей, умение

доводить начатое до конца, собранность, отсутствие боязни

принимать решения в ответственных ситуациях и не стремиться

переложить ответственность на других.

Немаловажное значение для руководителя имеет контактность

— общительность, интерес к людям, способность располагать к себе

людей, выслушивать, понимать и убеждать их, способность взглянуть

на проблему «глазами другого». Важной психологической

характеристикой является также стрессоустойчивость -

интеллектуальная и эмоциональная защищенность в проблемных

ситуациях, самообладание и трезвость мышления при принятии

индивидуальных и коллективных решений.

В массе неотъемлемых психологических качеств руководителя

является доминантность, которую следует понимать как свойство

властности, честолюбия. Эти качества предполагают стремление к

личной независимости в любых обстоятельствах, готовность к

бескомпромиссной борьбе за свои права, отсутствие преклонения

перед авторитетами, самоуважение, соседствующее с высокой

самооценкой, высокий уровень притязаний.

Среди деловых качеств выделяются знания и умения. Так,

например, для руководителя предприятия важны знания в области

техники и технологии, организации производства, экономики и права,

 

 

психологии и педагогики, менеджмента. В качестве наиболее важных

навыков (умений) отмечается: умение видеть перспективу, найти

главное звено в работе, изучать, подбирать и расставлять кадры, пойти

на оправданный риск, своевременно принимать решения и проводить

их в жизнь, делегировать полномочия, побуждать людей к труду,

организовывать свою работу, отстаивать интересы своего коллектива.

К деловым навыкам и умениям тесно примыкают также

профессионально-организаторские черты, поскольку одной из

основных задач руководителя является создание команды

единомышленников, т. е формирование условий для оптимизации

процесса самоорганизации трудового коллектива, с этой точки зрения

важными качествами руководителя являются такие, как

предприимчивость и деловитость, научный системный подход к

решению проблем. Предприимчивость и деловитость предполагает

умение руководителя глубоко и всесторонне анализировать

экономические процессы и направления научно-технического

прогресса в своей сфере деятельности, предвидеть и определять их

результаты, принимать на основе этого анализа лучший вариант

решений. А это, в свою очередь, предполагает способность к

логическому размышлению, способность разложить каждую проблему

на составные части, определить значимость каждого из имеющихся

факторов и на основе их комбинации делать вывод, способность

воспринимать идеи и опыт других. Не менее важна для руководителя

коммуникабельность: способность срабатываться с людьми,

налаживать взаимоотношения с людьми всех рангов - вышестоящими

руководителями и подчиненными, способность сплачивать,

объединять разных людей, налаживать их совместную работу.

Важное значение для социально-психологического климата

коллектива имеют также особенности стиля руководителя

коллективом. Под стилем руководителя понимается комплекс

приемов, методов и способов воздействия руководителя на коллектив

с целью эффективного и качественного выполнения управленческих

функций. Определение стиля руководства коллективами

осуществляется по основным функциям управления: принятие

решений, организация выполнения решений, осуществление контроля

исполнения, способы побуждения исполнителей к деятельности,

использование системы стимулирования деятельности исполнителей.

В социальной психологии имеются различные классификации

стилей руководителя. Крупнейший специалист в этой области знаний

А. Л. Журавлев различает три основных стиля руководства:

директивный (автократический), демократический (консультативный)

и либеральный (попустительский). Дадим краткое описание этих

стилей: 1) директивный (автократический). При строгом применении

этого стиля руководства руководитель строит свое поведение в

соответствии с принципами формальной структуры. Такой

руководитель держит дистанцию по отношению к коллективу,

старается

Межличностные отношения в быту и организованном коллективе 179

 

 

избегать неформальных контактов. Он берет на себя всю полноту

власти и ответственности за происходящее в организации, старается

лично контролировать весь объем отношений в организации, обращая

внимание не только на результат, но и на процесс. Решения

принимаются им единолично, работники получают лишь самую

необходимую для выполнения работы информацию. Руководитель

такого типа, как правило, властен, требователен, ориентирован только

на целевую функцию.

2) Демократический (консультативный). Этот тип руководства

сочетает в своей работе ориентацию как на формальную, так и на

неформальную структуру взаимоотношений руководителя с

подчиненными, поддерживает с ними товарищеские отношения, не

допуская при этом фамильярности. Стремится разделить власть

между собой и подчиненными, при принятии решений учитывает

мнение коллектива, стремится контролировать только конечный

результат, не вдаваясь в подробности процесса. Работники у такого

руководителя получают достаточно полную информацию о своем

месте в выполнении общего задания, о перспективах своего

коллектива.

3) Либеральный (попустительский) стиль руководства

максимально ориентирован на поддержание неформальных

отношений с сотрудниками, делегирование им сэоих полномочий и

ответственности. Руководитель предоставляет подчиненным полный

простор, они самостоятельно организуют свою деятельность, решения

принимаются коллегиально. Руководитель лишь в случае

необходимости вмешивается в производственный процесс,

осуществляет контроль, стимулирует работу.

«Чистые» стили руководства далеко не всегда проявляются в

деятельности предприятий. Как правило, имеет место сочетание

каких-либо двух стилей руководства. Поэтому, при исследовании

стиля руководства у каждого конкретного руководителя определяется

степень выраженности каждого из трех стилей и выявляются

доминирующие.

Следует также отметить, что не существует универсального

оптимального стиля руководства коллективом, способного

обеспечить решения стоящих перед ним задач и нормальный

социально-психологический климат. В различных конкретных

ситуациях эффективным может оказаться тот или иной стиль или их

гармоничное сочетание.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Каковы основные черты коллектива?

2. Что такое социально-психологический климат коллектива и каковы условия его

формирования?

3. Что такое социально-психологический конфликт и какова динамика его

развития?

4. В чем состоят основные функции руководителя коллектива?

5. Какие качества руководителя способствуют поддержанию хорошего социально-

психологического климата в коллективе?

6. Ответив на предложенные вопросы, оцените характер взаимоотношений в своем

коллективе и роль в этих взаимоотношениях вашего руководителя: • •.

 

 

ОПРОСНИК

1. Кто из членов Вашего коллектива вносит наибольший вклад в разработку и

выполнение всех задач, поставленных перед коллективом?

2. Кто из членов Вашего коллектива вносит наибольший вклад в развитие

товарищеских отношений?

3. Кто из членов Вашего коллектива обладает наибольшей эрудицией в отношении

задач, решаемых Вашим коллективом?

4. Кто из членов коллектива наиболее симпатичен Вам?

5. Кто из членов коллектива вносит наибольший вклад в разработку идей, в поиск

наиболее оптимальных решений этих задач в связи с задачами, стоящими перед

Вашим коллективом?

6. Кто из членов Вашего коллектива стремится первым помочь своим товарищам

по работе в решении их личных проблем?

7. Кто из членов Вашего коллектива вносит наибольший вклад в лучшую

организацию дела?

8. С кем из членов Вашего коллектива Вы готовы поделиться своими мыслями,

переживаниями, чувствуете себя наиболее непринужденно?

9. Кто из членов Вашего коллектива наиболее авторитетен Вам с точки зрения

профессиональных знаний, мастерства?

10. С кем из членов коллектива Вам более всего приятно общаться во внерабочее

время?

11. Вас удовлетворяет характер деловой атмосферы в коллективе?

12. Вас удовлетворяет характер эмоциональных межличностных отношений в

коллективе?

Сумма баллов, полученных на каждого члена коллектива, включая руководителя,

по вопросам 1, 3. 5, 7 и 9 позволяет определить ранговую структуру делового

лидерства и место руководителя с ней.

Сумма баллов, полученных на каждого члена коллектива, включая руководителя,

по вопросам 2, 4, 6, 8 и 10, позволяет определить ранговую структуру

эмоционального лидерства и место руководителя в ней.

№№ вопроса

 

Полностью

удовлетворя

ет

 

Удовлетворя

ет

 

Скорее не

удовлетворя

ет

 

Не

удовлетворя

ет

 

Совершенно

не

удовлетворя

ет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Бородкин Д. М., Коряк Н. М. Внимание, конфликт! Новосибирск, 1983.

2. Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г. Введение в общую теорию

конфликтов. М., 1993.

3. Донцов А. И. Психология коллектива. М., 1984.

4. Журавлев В. Л. Совместная деятельность как область социально-

психологических исследований. //Совместная деятельность /Под ред. А. Л.

Журавлева и др. М., 1988.

5. Журавлев Н. Л. Факторы формирования стиля руководства производственным

коллективом //Социально-психологические проблемы производственного

коллектива. М., 1993.

 

 

Раздел второй

Педагогика

тема 1

Предмет и основные

этапы развития

педагогики

         1. Предмет педагогики 2. Основные

этапы развития педагогики и образования

1, Предмет

педагогики

Каждое поколение людей решает три важнейшие задачи. Во-первых,

освоить опыт предыдущих поколений, во-вторых, обогатить и

приумножить этот опыт, и, в-третьих, 1- передать его следующему

поколению. Общественный прогресс стал возможен лишь потому, что

каждое новое поколение овладевало опытом предков, обогащало его и

передавало своим потомкам.

Что такое педагогика?

Наука, изучающая закономерности передачи старшим поколением и

активного усвоения младшими поколениями социального опыта,

необходимого для жизни и труда, называется педагогикой.

В Древней Греции педагогом назывался раб, приставленный к

ученику, сопровождавшщий его в школу, прислуживающий ему на

занятиях и вне их. Греческое слово «пейдагогос» («пейда» - ребенок,

«гогес» - вести) можно перевести как «детоводитель», «детовожа-

тый». Таким образом, «педагогика» в буквальном переводе с

греческого - детовождение. Основными категориями педагогики

являются: развитие, воспитание, образование, обучение.

Развитие человека - это процесс становления его личности

под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых

социальных и природных факторов.

Воспитание в широком смысле представляет собой

целенаправленный процесс формирования интеллекта, физических и

духовных сил личности, подготовки ее к жизни, активному участию в

трудовой деятельности. Воспитание в узком смысле слова -

систематическое и целенаправленное воздействие воспитателя на

воспи-туемых с целью формирования у них желаемого отношения к

людям и явлениям окружающего мира.

 

 

   Образование — процесс и результат усвоения определенной

системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего

уровня развития личности. Образование получают, в основном, в

процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под

руководством педагогов. Однако все возрастающую роль играет и

самообразование, т. е. приобретение системы знаний самостоятельно.

Обучение - это целенаправленный процесс двусторонней

деятельности педагога и учащихся по передаче и усвоению знаний.

Деятельность преподавателя при этом называется преподаванием, а

деятельность учащихся - учением. Поэтому обучение можно

определить и так: обучение - это преподавание и учение, взятые в

единстве. В свете вышеизложенного педагогика предстает как наука о

воспитании (имеется в виду «воспитание» в широком смысле); это

наука, изучающая закономерности воспитания, образования и

обучения (здесь «воспитание» употребляется в узком смысле).

Предмет педагогики - процесс направленного развития и

формирования человеческой личности в условиях ее обучения,

образования, воспитания, или, более кратко, - это воспитание

человека, как особая функция общества.

Система педагогических наук

В результате развития науки, техники и культуры происходит

дифференциация знаний и специализация наук. В педагогической

науке процесс специализации и дифференциации проявляется

особенно заметно. Педагогика, зародившаяся в недрах философии как

ее часть, имеет в настоящее время большое число ответвлений,

которые развиваются как ее отрасли. Эти отрасли определяются

особенностями объекта воспитания: возрастом, профессией,

психофизиологическими данными и т. д.

Основные «ветви» древа педагогической науки следующие:

Общая педагогика - изучает и формирует принципы, формы и

методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех

возрастных групп и учебно-воспитательных учреждений. Эта отрасль

педагогических знаний исследует фундаментальные законы обучения

и воспитания. Составными частями общей педагогики являются:

теория воспитания, теория обучения (дидактика) и теория

организации и управления в системе образования.

Дошкольная педагогика - изучает закономерности воспитания

детей дошкольного возраста.

Педагогика общеобразовательной школы - исследует

содержание, формы и методы обучения и воспитания школьников.

Специальная педагогика (дефектология) - наука об

особенностях развития и закономерностях обучения и воспитания

аномальных детей, имеющих физические или психические

недостатки. В зависимости от вида дефектов выделяют такие ее

направления: сурдопедагогика — изучает закономерности обучения и

воспитания

Предмет и основные этапы развития педагогики 183

 

 

глухих; тифлопедагогика - слепых и слабовидящих детей; олиго-

френопедагогика - умственно отсталых детей; логопедагогика,

разрабатывающая вопросы исправления речи детей и подростков.

Педагогика профессионально-технического и среднего

специального образования — изучает и разрабатывает вопросы

обучения и воспитания учащихся ПТУ и средних специальных

учебных заведений.

Исправительно-трудовая педагогика занимается

вопросами перевоспитания правонарушителей всех возрастов.

Военная педагогика изучает особенности воспитания

воинов.

Педагогика высшей школы разрабатывает вопросы

обучения и воспитания студентов вузов.

Значительное место в системе педагогических знаний-

занима-ет история педагогики, раскрывающая историю развития

теории и практики обучения и воспитания в разные исторические

эпохи, разных стран и народов.

Связь педагогики с другими науками

Педагогика, являясь самостоятельной и достаточно научной

дисциплиной, не может развиваться обособленно от других наук.

Важную методологическую роль в процессе разработки

педагогической теории выполняет философия, помогая определить

исходные позиции при исследовании педагогических явлений.

Особенно большое значение для решения конкретных вопросов

обучения и воспитания, разработки режимов труда и отдыха имеет

психология, и в первую очередь возрастная и педагогическая

психология, которая изучает закономерности психических

процессов детей в зависимости от возраста, в условиях обучения и

воспитания. Тесные связи существуют между педагогикой и

школьной гигиеной, изучающей и определяющей санитарно-

гигиенические условия жизни учащихся. Социология,

занимающаяся изучением общества как сложной целостной

системы, дает педагогике большой фактический материал для

более рациональной организации процесса обучения и воспитания.

Педагогика имеет тесные связи и со многими другими

отраслями научного знания - анатомией и физиологией человека,

этнографией, математикой, кибернетикой и др. Формы связи

педагогики с другими науками весьма разнообразны: это

заимствование научных идей (например, кибернетической идеи

управления), использование данных, полученных другими

науками (данные физиологии о работоспособности учащихся), и т.

п.

Параллельно с развитием педагогики и в тесной связи с ней

(особенно с теорией обучения и образования) развивались и

вычленялись в отдельную отрасль педагогических знаний

методики пре-1юдавания отдельных учебных предметов в

общеобразовательной школе, а в последующем - в < -редней

специальной и высшей школе.

 

 

Важнейшая задача методики - разработка содержания форм и методов

изучения этих предметов, изучение и обобщение: популяризация

передового педагогического опыта работы лучших педагогов,

повышение эффективности педагогического процесса и качества

знаний учащихся, использование методов, терминов и понятий других

наук (например, математических методов, понятия об обратной связи,

заимствованное из кибернетики). Следует заметить, что педагогика

использует материалы и данные смежных наук не путем

механического переноса, а на основе строгого отбора с обязательным

анализом условий и границ их применимости в педагогике.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Что изучает педагогика?

2. Как произошло название науки педагогики?

3. Какие категории (основные понятия) педагогики ты знаешь?

4. Сформулируй определения основных понятий (категорий) педагогики.

5. Каковы основные «ветви» системы педагогических наук?

6. Какое значение имеют связи педагогики с другими науками о человеке, и в чем

эти связи выражаются?

ЛИТЕРАТУРА

1. Бабинский Ю. К. и др. Педагогика. М., 1988.

2. Ильина Т. А. Педагогика. М., 1984.

3. Пряникова В. Г., Равкин 3. И. История образования педагогической мысли. М.,

1995.

                 2. Основные этапы

развития педагогики и образования

На заре человечества

Потребность передачи социального опыта подрастающим поколениям

возникла вместе с человеком. Однако как целенаправленный процесс

воспитание берет свое начало с периода разделения труда. Именно с

этого времени воспитание становится содержанием специально

организованной деятельности по подготовке подрастающих

поколений к жизни и труду. К этому же периоду следует отнести

рождение одной из самых древнейших профессий - профессии

педагога, воспитателя, учителя. Целью и содержанием воспитания в

условиях первобытнообщинного строя было развитие трудовых

навыков, чувства верности интересам рода и племени при

безусловном подчинении им интересов отдельной личности,

сообщение знаний о традициях, обычаях и нормах поведения в

данном роде и племени на основе ознакомления со сложившимися в

них преданиями и верованиями. Видное место в

первобытнообщинном воспитании занимали игры, имитирующие

различные виды труда взрослых членов племени - охоту, рыбную

ловлю и другие занятия. Следует заметить, что физические наказания

как средство воспитательного воздействия у большинства племен

отсутствовали или же применялись крайне редко, в исключительных

случаях.

Предмет и основные этапы развития педагогики 185

 

 

Впервые зачатки образования появились в странах Древнего

Востока (Индия, Китай, Ассирия, Вавилон и др. ). Наибольшее

распространение в этих странах получили три типа школ: жреческие,

дворцовые и военные. Жреческие школы создавались при храмах и

готовили служителей культа. Дворцовые школы готовили писцов-

чиновников для нужд административно-хозяйственного управления.

Военные школы готовили военачальников.

Наиболее широким и многопредметным было содержание

образования в жреческих школах. Так, в школах жрецов

Вавилонского государства, кроме письма, счета и чтения

преподавались право, астрология, медицина и цикл религиозных

дисциплин. Обучение было столь же долгим (около 10 лет), сколь и

дорогим. Оно не было доступным для детей ремесленников и

земледельцев. Обучать своих сыновей (девочек обычно не учили)

могли только знатные чиновники и богатые рабовладельцы. В школах

царила палочная дисциплина, а занятия продолжались с раннего утра

до позднего вечера.

Античный мир

Подлинного расцвета педагогическая мысль и педагогическая

практика достигли в Древней Греции и Риме. В Древней Греции

особенно выделялись две системы воспитания: спартанская и

афинская. Образование в спартанском государстве было привилегией

рабовладельцев. Главной была общественная система воспитания.

Дети рабовладельцев с 7 до 15 лет вне семьи учились чтению, письму,

счету и очень много занимались военно-физической подготовкой. В

возрасте с 15 до 20 лет юные спартанцы получали музыкальное

воспитание (хоровое пение), не прекращая усиленную физическую и

военную подготовку. Особое внимание в спартанских школах уделяли

умению метко и кратко отвечать на заданные вопросы. По преданию,

этим искусством особенно славились жители Лаконии (область

Спарты), отсюда пошло известное выражение «лаконичный стиль».

В возрасте около 20 лет молодые спартанцы подвергались

итоговым испытаниям, главным из которых было испытание на

выносливость: юношей публично секли у алтаря Артемиды.

Выдержав испытание, они получали оружие, становились

полноправными спартанцами и начинали принимать участие в

систематических избиениях рабов с целью держать их в постоянном

страхе.

Спартанская система воспитания применялась и для девушек,

правда, в облегченном и в укороченном варианте. Кроме

традиционных (домоводство, уход за детьми, музицирование),

существовала специальная система военно-физических упражнений

для девушек. Чтобы их будущие дети были здоровы и крепки, они

должны были позаботиться об укреплении здоровья путем

соответствующей тренировки своего тела: бегать, прыгать, бороться,

бросать диск, метать копье.

 

 

Некоторые принципы спартанского воспитания пережили века

и с поправкой на современные нормы: выносливость,

непритязательность, скромность культивируются и в нашей жизни,

особенно в военных учебных заведениях.

Более полной и развитой по сравнению со спартанской была

афинская система воспитания. Дети в Афинах до 7 лет находились в

сфере домашнего воспитания. Воспитание девочек этой сферой и

ограничивалось. А мальчики с 7 лет обучались в частных и платных

школах. В школе грамматиста они учились основам грамоты, а

несколько позже одновременно занимались музыкой, пением,



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.