Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Субъективный мир 2 страница



нелегко. С одной стороны, именно наше «Я» приписывает самость

себе, а не другому «Я»; в этом смысле «Я» является исключающим

принципом. С другой стороны, эта формальная функция свойственна

всем «я», и их различие определяется различием между самостями,

которые, следовательно, могут определять также способы, какими

единичные «Я» выполняют свою функцию.

Чрезвычайно важно понять, что различие между «я» и

самостью относительно. «Я» является наблюдающим началом,

самость -наблюдаемым; «Я» современного человека научилось

наблюдать за его самостью и чувствами, как если бы те были чем-то

отличным от

Субъективный мир психики человека 137

 

 

от него. Однако «Я» может наблюдать за своей склонностью

наблюдать, - и в этом случае то, что сначала было «Я» становится

самостью. И «я» может также отождествиться с самостью - то, что

сначала было самостью, становится «Я».

Совершенно очевидно, что не все структуры самости равно

важны для «Я», стремящегося к идентификации: влюбленность

захватывает «Я» значительно сильнее, чем зубная боль. Возможна

следующая классификация чувства самости: во-первых, чувства,

затрагивающие отдельные части тела. Конечно, эти физические

чувства на самом деле не являются физическими и не локализованы в

каком-то определенном органе, даже если и создают воображаемое

пространство. Неправильно было бы сказать: «моя нога испытывает

боль» (возможна иллюзорная боль даже в отнятой ноге); всегда

правильно сказать: «У меня болит нога». Во-вторых, существуют

чувства, относящиеся к телу в целом, например, общее нарушение

здоровья. В-третьих, есть чувства, захватывающие душу, например,

влюбленность; даже если их последствием являются физические

чувства, все же сами по себе они не являются физическими. В-

четвертых, особую группу составляют интеллектуальные чувства,

такие как радость познания, наслаждение свой правотой и т. п.

Если действительно видеть в генезисе самосознания прежде

всего становление качественно новых человеческих возможностей, то

следует выделить четыре его основных уровня: непосредственно-

чувственный, целостно-личностный (персонифицирующий),

интеллектуально-аналитический, целенаправленно-деятельный. На

первом уровне индивид отражает себя как телесно существующее,

реально-жизненное начало, здесь образуется чувственная степень

самосознания, то есть способность ощущать, чувствовать свой

организм как единое целое11, получать информацию о его процессах

(«физическое, телесное самосознание»).

На втором - развивается механизм отражения психикой своего

личностного начала, собственных эмоциональных состояний,

восприятие себя как активного, внутренне единого существа («Я -

переживание»). Третий уровень — интеллектуально-аналитический

(рефлексивный) - характеризуется способностью к осознанию

собственных когнитивных процессов, теоретических форм и способов

своей деятельности. При этом субъект отражает себя, как мыслящего,

познающего и даже самосознающего и тем самым оказывается

способным к осознаваемой саморегуляции и сознательному

самовыражению - возможностям, характеризующим четвертый

уровень самосознания, где оно выступает как система осмысленной

самодетерминации субъекта.

Поскольку на каждом уровне происходит становление одного

из постоянных компонентов и способов функционирования

самосознания12, в его структуре можно выделить четыре

соответствующих стороны, четыре типа специфических для него

форм психической

 

 

активности. Первую образуют элементы, через которые в

самосознании индивида отражаются психосоматические процессы и

реакции, обеспечивается постоянная чувствительность к собственной

психике, к тому, как протекают в ней реакции ощущений, восприятий,

переживаний, влечений. Сюда, в первую очередь входят

самоощущение, психологическое самовосприятие, первичное

самопереживание и другие виды самочувствительности. С их

помощью осуществляется интернализация результатов первичной

активности и простейшая самоидентификация личности. Таким

образом, обеспечивается поступление исходной информации о себе в

форме чувственных данных о наличии, интенсивности и особенностях

своих состояний и переживаний. Это необходимо прежде всего для

эффективной саморегуляции всей нашей психики.

Вторая сторона структуры самосознания, целостно-образная,

связана с перцептивными механизмами личностных центров, то есть с

восприятием, переживанием и осознанием себя как деятельного

начала, как некоего «Я», противостоящего и взаимодействующего с

«не-Я». Для подобных психических процессов характерна система не

столько чувственной, сколько деятельностной самоданности, которая

и делает возможным самоотносимость психических процессов, и

реализацию эмоциональных форм самоотображения «Я» субъекта. К

тем функциям самосознания, в которых прежде всего проявляется

данная сторона его структуры, относятся самопереживание,

самоактуализация, отрицательная и положительная идентификация и

поддержание аутоидентичности своего «Я».

Рефлексивная, интеллектуально-аналитическая сторона

самосознания - важнейший компонент его структуры, представляет

собой совокупность психических актов, в основе которых лежит

осознание личностью содержания и характеристик собственных

мыслительных процессов личности. Значение данной стороны состоит

прежде всего в том, что она служит основанием и средством

теоретической ступени самопознавательной деятельности. К

рефлексивной стороне можно отнести самонаблюдение,

самоосмысление, самоанализ, саморефлексию и т. д.

Своеобразным синтезом трех рассмотренных выступает

четвертая сторона самосознания, через которую осуществляется

отражение и корректирование обратных связей психики с предметной

и собственной субъективной реальностью, а рефлексивные

когнитивные процессы выступают в качестве начала

контролирующего и замещающего процессы эмоциональные. В этом

случае активность наших действий определяется уже не извне, а

исходит из внутреннего импульса и направляется не установкой,

первично формирующейся в процессе самого поведения, а

установкой, фиксированной в прошлом субъекта. Здесь поведение

свободно от побуждения извне и по своему происхождению является

моментом внутреннего порядка13.

Субъективный мир психики человека 1 39

 

 

Поэтому именно с этой стороной связаны ведущие

социальные функции самосознания и, в первую очередь,

регулятивно-поведен-ческая и мотивационная. Первая из них

осуществляется через многочисленные формы самоконтроля,

самоорганизации и саморегламентации личности, чем

предопределяются содержание и направление ее тенденций к

самоизменению (обычно путем самовоспитания и

самоусовершенствования). Причем строятся соответствующие

интеллектуальные операции на основе предварительных актов

самооценки и самокритики, тем самым они и внутренне

оказываются неотделимыми от аксиологических элементов

структуры самосознания. На более высоком уровне, когда

углубляется степень постижения индивидом собственных

импульсов, желаний, эмоциональных состояний и определяются

подлинные потребности и реальные возможности,

целенаправленно-деятельная сторона самосознания становится

инструментом, с помощью которого личность программирует свои

стремления к самоосуществлению, постоянному самовыражению и

самоутверждению

3. Идентификация и

рефлексия

Информационное наполнение структур самосознания связано с

двумя механизмами его деятельности: уподоблением,

отождествлением себя с кем или чем-либо («самоидентификация»)

и интеллектуальным самоанализом нашего «Я» (рефлексия и

саморефлексия). Сложившиеся нормы самоидентификации

позволяют нам постепенно обрести устойчивое представление о

себе, которое в психологии называется идентичностью личности.

(«Пусть вещество моего тела непрерывно обновляется, моя

материя постоянно меняется - мое Я остается неизменным». К.

Ясперс). Это как бы система ответов на вопрос «Кто мы? » Мы

идентифицируем себя с родителями, близким, сверстниками («Я -

молодой человек, студент»), соплеменниками («Я - настоящий

русский, чукча, еврей»), с реальными или вымышленными лицами

(«Я - Обломов»), с животными и т. п.

Степень идентификации различается по полноте, то есть по

тому, в какой мере мы отождествляем себя с чем-либо и по уровню

осознанности самого процесса уподобления. На первых

(важнейших для личности) этапах становления психики

идентификация происходит практически бессознательно.

Если, например, при рождении ребенка его пол определен

неправильно и по этой (или какой-либо другой причине)

последующее воспитание строится из предпосылки этого неверно

определенного пола, то переделать (изменить) потом

неправильную, половую самоидентификацию, очень сложно.

Добиться психологического соответствия его биологическим

признакам можно только в границах двухлетнего возраста.

 

 

Затем придется прибегнуть к хирургическому или

гормональному вмешательству, так как ни хромосомный набор, ни

развитие внутренних или внешних половых органов, сами по себе, не

сформируют правильную половую психологию, то есть

эмоциональные реакции и установки, адекватные мужской или

женской половой ролью.

Сущность идентификации

Особую роль ранних форм идентификации подчеркивает

психоаналитическое направление в психологии в контексте его

концепции Эдипова комплекса. Согласно 3. Фрейду, ребенок в

возрасте от трех до шести лет переживает конфликт, вызванный

любовью к родителю противоположного пола и ревностью,

соперничеством и агрессией по отношению к родителям своего пола.

Это порождает страх родительского возмездия, что постепенно

приводит к подавлению Эдипова комплекса и соответственно

уменьшению тревожности. Психологическое равновесие достигается,

в конечном счете, тем, что ребенок идентифицирует себя с

родителями своего пола и присваивает его личностные черты, систему

ценностей, правила поведения, которые вместе и образуют ядро новой

политики.

На следующих этапах становления самосознания механизмы и

формы идентификации, конечно, усложняются и трансформируются,

они отщепляются от факторов, которые их включили, могут стать

сознательными и контролируемыми. Возникают столь сложные

феномены, отражающие противоречия в развитии самосознания, как

негативная идентификация, то есть неосознаваемое уподобление себя

лицу, которое вызывает у нас отрицательные эмоции. (Мальчик

гримасничает, бессознательно утрируя строгое выражение лица

своего учителя, которого он боится).

Идентификация и делает человека способным к социализации,

то есть готовым принять социальные нормы в качестве своих

внутренних установок, как руководство к действию, делает его

способным на объективную и дифференцированную самооценку.

На этом пути возможны и осложнения. Если объектов

уподобления становится слишком много, если эти отождествления

становятся очень сильными (полными) и, главное,

трудносовместимыми, то идентификация может привести к

патологическим результатам. Дело может дойти до расщепления «Я»,

поскольку отдельные отождествления благодаря противоборству

изолируются друг от друга, и загадка случаев так называемой

«множественной личности», заключается как раз в том, что отдельные

отождествления попеременно овладевают нашим самосознанием.

Постепенно создается почва для конфликтов между различными

устойчивыми представлениями о себе, на которые раздробляется «Я»,

что нередко приводит к полному разрушению личности. (Смотри

подробнее 3. Фрейда «Я и Оно»).

Субъективный мир психики человека 141

 

 

Давно замечено, что при всех психических заболеваниях

самосознание поражается раньше, чем предметное сознание.

Существуют и многочисленные «специализированные» расстройства

всех форм человеческого самоотношения. Речь идет в первую очередь

об утрате (потере) своего «Я». Я больше себя не чувствую, я который

чувствует, страдает, ест, спит, теперь больше не существует» (К, Яс-

перс). Так начинается деперсонализация, то есть отчуждения всех

психических свойств личности. В таком состоянии мысли проходят,

не оставляя следа, нет ощущения их законченности, так как они идут

без эмоционального сопровождения. Все происходящее в своей

психике люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее

или чужое, им не принадлежащее.

Наиболее парадоксальной формой патологии самосознания

является феномен расщепления ядра личности, человеческого «Я».

Оно как бы раздваивается, больные жалуются на постоянное

присутствие двух чуждых друг другу начал («Я»), часто

конфликтующих между собой. Известны и случаи длительного

«изолированного» сосуществования нескольких личностных начал в

одной телесной оболочке. Каждое из этих начал («Я») обладало

преемственностью, памятью, индивидуальностью, но категорически

отказывалось принять саму мысль о возможном существовании

других, утверждало собственную жизненную целостность.

Расстройство самосознания приводит к нарушению механизмов

телесной идентификации. При резком ослаблении чувства

тождественности своего «Я» начинается быстрое нарушение всей

личности. Люди жалуются, что части своего тела они воспринимают

как что-то от них отдельное. (Когда у одного больного спрашивали,

где его ноги, то он «шарил» глазами по отдаленной стене комнаты).

Крайние формы нарушения самосознания называются дереа-

лизацией: утрачивается чувство реальности не только своего бытия,

но появляются сомнения и в подлинности существования всего

окружающего.

Для сознания в целом заданная ему реальность есть то, в чем

оно существует и от чего зависимо, но в то же время и то, что ему

далеко не тождественно. А содержание самосознания только

опосредованно обусловлено социально-культурными факторами.

Причем они, преломившись в ходе их присвоения личностными

центрами, выступают для субъекта элементами его собственного

субъективного мира, не внешним, а «своим», внутренним, по

отношению к которому поэтому возможна относительно широкая

способность рефлексивного обращения.

Представляя собой феноменологическое превращение форм

действительных отношений личности, самосознание приобретает

способность выступать - в рамках психических реакций как их

причина и субъект, что и позволяет нам увидеть свою психическую

жизнь как бы со стороны.

 

 

    Реальное содержание нашего «Я» зависит от характера и

условий идентификации им соответствующих элементов заданного

социума, которые обретают в этом случае иной, индивидуально-

субъективный способ существования. Следовательно, в системе

самодетерминации человеком своих психических актов

взаимодействуют конституционально-психологическая и социальная

стороны его «Я».

В ходе рефлексивного обращения объектом анализа

оказываются предварительно интернализованные личностью, т. е

ставшие для нее частью собственного «Я» результаты ее

идентифицирующего опыта. В этом отношении логика рефлексии не

только не противостоит законам предметного бытия, но, напротив,

служит их глубочайшим выражением. Логика рефлексивного уровня

самосознания воспроизводит, в конечном счете, нормы и факторы

объективного бытия, ставшие личностными критериями. И с позиций

именно этой «присвоенной» логики, ставшей «действительностью»

субъективной реальности, производится в рефлексии анализ

собственных когнитивных или аксиологических актов, признаются

своими (относятся к себе) или отчуждаются конкретные социальные

характеристики личности.

Если рефлексия - направленное на себя интеллектуальное

действие субъекта (а избежать такого предположения трудно), то

очевидно, что она уже должна иметь своей предпосылкой его «Я».

Иначе обнаруживается своего рода квазидействие: «Я» может

осознавать себя через рефлексию только задним числом; как

самосознание, оно должно конструироваться рефлексией,

осуществляя ее одновременно как субъект мышления. Это

справедливо и тогда, когда в рефлексии видят

неперсонифицированную форму проявления психической активности,

так как в силу самой своей природы рефлексия - направленной

активностью познающее отношение субъекта к самому себе.

Если в рефлексии, или просто в самоотношении, наше «Я»

должно в самосознании «схватывать» именно само себя. Но так как

подобное разграничение имеет характер познавательной

самоидентификации, то в этот момент наше «Я» уже должно обладать

определенной целостностью.

Абсурдно было бы сомневаться в нашей способности (речь идет

не о самооценке, в которой стоит вопрос о сравнении себя с чем-то

или кем-то другим) осознавать именно себя, но подобное

органическое единство самосознания нельзя никоим образом

объяснять только рефлексивными способностями психики. Это

приводит к замкнутому кругу - чтобы прийти к идентичности через

рефлексию, субъект уже должен знать: то, что он получит в ней,

относиться к нему самому. Системные предпосылки этого «знания» -

первичные аффективные взаимосвязи в структуре самоотношения.

Если бы человек не обладал целостной многофункциональной

системой самоданности, то как бы он мог столь уверенно определять,

что должно

Субъективный мир психики человека 143

 

 

относить к себе, считать своим. В психиатрии хорошо известно, что

многие нарушения психики, имеющие органическую этиологию,

сопровождаются патологическими явлениями всей структуры

самоотношения.

Следовательно, отрицание определенной генетической

обусловленности рефлексивных способностей интегративно-личност-

ным механизмом био- и социопсихической самоданности только

затрудняет объяснение сущности рефлексии.

С помощью актов рефлексии индивид, тематически изолируя

отдельные собственные интеллектуальные операции, эмоциональные

состояния и переживания, тем самым как бы «объективирует» (Д.

Узнадзе) их для себя. Конституируясь в механизм самоанализа,

рефлексия становится инструментом самоконтроля, ответственного

поведения, дает возможность осознающей себя личности проследить

цепи причинно-следственных отношений в собственном

субъективном мире.

Для этого необходимо прежде выяснить, что делает возможным

само рефлексивное обращение актов сознания, кто в рамках

субъективной реальности является его непосредственным субъектом

или, иными словами, каков характер субъективной обусловленности

рефлексии. Можно предположить два варианта: или это личностный

центр, внутреннее «Я» с его гностическими, ценностными и ролевыми

особенностями, представленное в функционировании мозговых,

нейродинамических самоорганизующихся систем, или второй вариант

- некоторые акты психики, ее текущие состояния сами обеспечивают

свое рефлексивное обращение. При этом они выполняют попутно

функции субъектов этого обращения, либо выступают в такой роли по

отношению друг к другу поочередно.

Если оставить в стороне нормативную, поведенческую и другие

типы рефлексии, в которых сознание индивида, выступая как целое,

соотносит в разных временных перспективах аксиологические

контексты социальной реальности и условий своей деятельности в

них, то рефлексию, в собственном смысле, слова можно определить

как опосредованный социокультурными факторами процесс

обращения актов человеческого сознания в его собственные объекты,

как основной механизм самоанализа, самоосмысления, самоотнесения

и других способов познавательного самоотношения человеческого

интеллекта.

В принципе возможны две гипотетические модели

генетического соотнесения рефлексивных процессов и личностного

самосознания: или способность нашей психики к рефлексивному

обращению своих актов постепенно порождает личностные центры и

всю структуру самосознания, или, напротив, становление

устойчивого, имеющего глубинные предпосылки,

персонифицированного соотношения «внутреннего Я» постепенно

приводит к развитию рефлексивных способностей интеллекта.

 

 

Первая модель практически означает, что в структурном плане

индивидуальное самосознание внутренне раздваивается, одной своей

стороной воспринимает и анализирует другие свои стороны, то есть

она приводит к рефлексивной концепции самосознания, логическая

противоречивость которой была доказана выше14. Подлинно

продуктивно, на наш взгляд, объяснение, согласно которому акты

сознания могут раздваиваться, менять свою направленность,

становиться «своим объектом» именно благодаря «личностному

уровню организации рефлексии» (П. М. Веккер).

Рефлексия - способ и форма деятельности самосознания на

уровне понятийного мышления как по своему генезису, так и

функционально. Внутреннее «Я» как центр психической и

интеллектуальной активности индивида дает ему возможность

объективировать в рамках психики ее собственные процессы. Так

развивается механизм рефлексии и складываются каналы ее

содержательного наполнения.

    Рефлексию делает возможным сам способ нашего духовного

бытия, свободного от жесткой субстративной структуры - многие

устойчивые сочетания, в которые, отделяясь от других и противостоя

им, объединяются его элементы, имеют лишь относительную

целостность. Это и позволяет устойчивому ядру личности

осуществлять изменения субъектно-объектной направленности

процессов, протекающих внутри сознания.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. С чего начинается психическая деятельность: с осознания себя или осознания

внешнего мира? Почему?

2. Как «различают» себя люди и животные? В чем разница?

3. Что такое - «фантомные боли»? Какова их причина?

4. Как объясняют сторонники психоанализа формирование самосознания?

5. Какова связь между функциональной асимметрией полушарий мозга и структурой

самосознания?

6. Что ты имеешь в виду, когда употребляешь местоимение «я»?

7. Что такое ложная идентификация? Приведи примеры.

8. С кем или с чем мы себя постоянно отождествляем? Как ты ответишь на вопрос: «Кто

ты? »

9. От чего зависит наша половая идентификация? Возможно ли ее изменение?

10. Что дает возможность человеку анализировать свои собственные мысли? Каковы

основные функции рефлексии?

11. Что такое «расщепление личности»? Чем ты объяснишь подобные случаи?

12. Часто ли ты анализируешь свои мысли, чувства, поступки, желания? Как ты это

делаешь? Что это тебе дает?

ЛИТЕРАТУРА

1. Бауэр Т. Психологическое развитие младенца. М., 1979.

2. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. С. -П., 1992.

3. Берне Р. Развитие концепции и воспитание. М., 1988.

4. Василюк Ф. А. Психология переживания. М., 1984.

5. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. М., 1960.

6. Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992. Т. 2. Гл. 10.

Субъективный мир психики человека 145

 

 

7. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания //Вопросы философии, 1991,

№2.

8. Кон И. С. В поисках себя. М., 1984.

9. Михайлов Ф. Г. Загадка человеческого Я. М., 1976.

10. Михайлов Ф. Г. Сознание и самосознание. М., 1991.

11. Петренко В. Ф. Психосемантика сознания. М., 1988.

12. Проблемы рефлексии. Сб. Новосибирск, 1987.

13. Рубинштейн С. А. Человек и мир. М., 1976. С. 253-381.

14. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995. С. 177-206.

15. Столин В. В. Самосознание личности. МГУ, 1984.

16. Чеснокова И. И. Проблемы самосознания в психологии. М., 1977.

17. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.

СЛОВАРЬ К ТЕМЕ

Актуализировать - перевести из состояния потенциального в состояние

реального.

Ассимиляция - механизм интеграции новых стимулов, воздействий или данных в

уже имеющуюся психологическую схему.

Аффективный — относящийся к состояниям удовольствия или неудовольствия,

связанный с ощущениями, эмоциями, страстями, чувствами, переживаниями.

Влечение - инстинктивное желание, которое побуждает индивидуума действовать

так, чтобы это желание удовлетворить.

Гомеостаз - поддержание постоянства различных физиологических параметров

организма.

Деперсонализация - утрата ощущения личностного начала собственной психики.

Душа - понятие, употребляемое для обозначения внутреннего мира человека, его

сознания и самосознания.

Индивидуализация - процесс самореализации, в результате которого личность

стремится обрести индивидуальность.

Интроспекция - наблюдение за своей собственной психической активностью.

Когнитивный ~ имеющий отношение к познанию, мышлению.

Кома - бессознательное состояние с потерей чувствительности и подвижности.

Причины: травмы, некоторые лекарства, наркотики.

Лимбическая система - группа структур промежуточного и переднего мозга,

образующих кольцо в его центральной части, регулирует аффективное

поведение.

Онтогенез - развитие особи от моменты оплодотворения яйцеклетки до смерти.

Персонифицировать - относить к себе, воспринимать как свое, отождествлять с

собой.

Психосоматические расстройства - болезни организма на психологической

почве.

Рефлексия - способность человеческого интеллекта объективировать психические

процессы, воспринимать и анализировать свою деятельность.

Соматический - телесный, относящийся к телу. «Я» - понятие, используемое для

обозначения личностного начала человеческой

психики.

«Я - внутреннее» - понятие, используемое для обозначения личностного начала в

его взаимодействии с собственной психической реальностью.

 

 

тема 8

Межличностные отношения

в быту и организованном

_____коллективе___

1. Общение — основа межличностных отношений 2.

Общение как обмен информацией

3. Общение как взаимодействие

4. Общение как восприятие людьми друг друга

5. Интимные межличностные отношения

   6. Социально-ролевое отношения 7. Социально-

психологический климат коллектива

               1. Общение - основа

межличностных отношений

Что заставляет людей тянуться друг к другу, почему человек так

настойчиво, неутомимо ищет общества себе подобных, почему у него

так остро, так властно рвется из души желание рассказывать другим о

себе, о своих мыслях, своих стремлениях, о своем переживании как

необычных впечатлений, так и самых обыденных, заурядных, но

почему-то ему интересных? Почему у нас так заметно выражена

тенденция заглянуть в душевный мир окружающих, разгадать тайну

собственного «я»? Почему нам так нужны друзья, товарищи,

собеседники, вообще все те, с кем мы могли вступить в контакт? Или

иначе: почему нам так нужно общение с другими людьми? Что это -

привычка, усвоенная нами в обычных для нас условиях

общественного бытия, выросшая из подражания в процессе нашего

развития, или же это что-то большее, неотделимое от нас, столь же

прочно связанное с нами, как, например, потребность дышать,

питаться, спать?

Что такое общение?

Общение есть потребность человека как социального, разумного

существа, как носителя сознания. Рассматривая образ жизни

различных высших животных и человека, мы замечаем, что в нем

выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми

существами. Первый тип контактов назвали деятельностью и его



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.