|
|||
Субъективный мир 5 страницаони стараются найти такого мужчину, в котором бы воплотились лучшие черты отца, и обычно крепко привязываются к нему. Женщина, отцовски ориентированная, бывает счастлива с мужем, который заботится о ней как о ребенке. Разновидность псевдолюбви - фанатичная любовь к кумиру. Из любви равноправной она превращается в самоуничтожающую, любовь-поклонение, любовь-обожествление. Человек, любящий так другого, утрачивает себя как личность, теряет, вместо того, чтобы приобретать. Это уже не любовь в описанном выше высоком смысле этого слова, а идолопоклонничество. К категории псевдоглубоких любовных межличностных чувств может быть отнесена сентиментальная любовь. Здесь на первый план выходит поверхностное, ритуальное ухаживание, театральное поведение с эпизодами мелодрамы. Тех, кто реализует такую любовь, на самом деле не характеризует сколько-нибудь глубокое чувство к любимому человеку. Они, скорее, заняты самолюбованием, самими собой, чем проявлением чувства любви к другому человеку, на которое они, вероятно, вообще не способны. Замечено, что два человека влюбляются друг в друга тогда, когда находят друг в друге воплощения идеала. Правда, иногда такое идеальное видение бывает односторонним, и в этом случае появляется так называемая неразделенная любовь. Правда также и то, что идеальные черты далеко не всегда с самого начала видны друг другу, а иногда то, что видится, на самом деле может быть иллюзией. «Привлекательность, - пишет Э. Фромм, - означает красивую упаковку свойств, которые престижны и искомы на личностном рынке». Межличностные отношения в быту и организованном коллективе 167
Идеальное представление о наиболее желаемом объекте любви - явление историческое. Время от времени, в зависимости от состояния и уровня развития общества, оно меняется. Так, в средние века, а от части и в более позднее время, вплоть до середины XIX века, таким идеалом в мужском воплощении являлся рыцарь, а в женском - нежное, романтическое и преданное сердце. С конца XIX до середины XX века в мужском идеальном образе ценилось честолюбие, сила, агрессивность, в женском - свобода поведения, кокетство и сексуальность. С середины текущего столетия идеалом мужчины начал постепенно становиться деловой, энергичный, терпимый, эрудированный, общительный и добрый человек, а идеалом женщины -примерно такая же личность, дополнительно обладающая еще одной парой достоинств: скромностью и деловитостью. Любовь, начинающаяся с сексуального влечения или основанная только на нем, почти никогда не бывает прочной. Она обычно недолговечна, потому что в ней нет настоящего высокого чувства и всего того, о чем говорилось выше. Сексуальное влечение может стать скрепляющим любовь, но только при ее наличии. «Самозабвенное помешательство друг на друге - не доказательство силы любви, а лишь свидетельство безмерности предшествовавшего ей одиночества» (Э. Фромм). Без любви сексуальный акт создает видимость соединения людей, на самом деле разделенных бездной незнания друг друга. Этот акт, говоря словами Э. Фромма, не в состоянии перекинуть мост над пропастью, психологически разделяющих людей. Такой акт исключительно чувствен, а настоящая любовь сердечна и рассудочна; он отключает разум, а любовь сознательна; он временный, а любовь вечна. ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ 1. В чем состоит особенность интимных отношений? 2. В чем отличие дружбы от других видов интимных отношений? 3. Объясни возникновение и развитие дружбы. 4. Любовь как чувство, искусство, способность и отношение: попробуй разобраться в этом «синтезе». 5. Любовный идеал и его исторический характер: расскажи об этом самому себе. 6. Рискни определиться со своими чувствами, пройдя тест «Насколько Вы его (ее) любите». 1. Верите ли Вы в то, что можно увидеть человека лишь один раз и в то же мгновение влюбиться? а) Почему бы и нет, собственно, это и есть настоящая любовь; б) Так не бывает, это не любовь; в) Иногда подобно случается. 2. Полюбили бы Вы его (ее), если бы Ваши друзья отнеслись к нему (к ней) с презрением? а) Безусловно; б) Думаю, что да; в) никоим образом. 3. Пошли бы Вы с ним (с ней) еще раз на фильм, который уже видели? а) Бели бы он (она) попросили бы об этом, пошла (пошел) бы; б) Был (а) бы счастлив (а) сделать это; - -
в) Вы могли бы встретиться и после кино. 4. Если он или она несимпатичны компании Ваших друзей, то что Вы будете делать? а) Выясню отношения с друзьями; б) Усомнюсь в правильности своего выбора; в) Не могу представить себе такого. 5. Когда Вы рассказываете о нем (о ней), то что упоминаете прежде всего? а) Фигуру, привлекательное лицо, иногда красивые волосы; б) Ум, образованность, воспитанность, умение вести себя, бойкую манеру разговора, иногда бескорыстие; в) Что придется, потому что всех достоинств моего избранника (избранницы) я не в силах перечислить. 6. Знаете ли Вы, чем занят (а) он (она), когда вы не вместе? а) Пока Вы уверены, что у вас нет соперника (соперницы), Вы не забиваете себе голову подобными пустяками; б) Да, потому что мы всегда рассказываем друг другу, что случилось у каждого из нас со времени последней встречи; в) Мы оба свободны, потому что он (она) может делать все, что вздумается. 7. Можете ли Вы представить, что однажды Вашим отношениям придет конец? а) Я не смею об этом думать; б) Рано или поздно это все равно произойдет; в) Мы настолько привязаны друг к другу, что этого случиться не может. 8. Жизнь, безусловно, прекрасна только вдвоем? а) Если человек влюблен, иначе он и представить себе не может; б) Да, в одиночку скучно; в) Совместная жизнь прекрасна лишь для тех двоих, которые искренне любят друг друга. 9. Если Вы наедине друг с другом, говорите ли Вы о «великих» вопросах жизни? а) На это почти не хватает времени; б) А зачем? в) Да, много. 10. Если у Вас чувство, что он (она) совсем другой человек, чем тогда, когда Вы познакомились? а) Это именно тот человек, каким Вы его себе представляли; б) Это оказался другой человек, но таким он (она) Вам нравится еще больше; в) Конечно, он (она) не столь идеален (идеальна), как это представлялось в первую минуту. Ключ к тесту (в баллах) 1.
а = 10
6 = 8
в = 7
2.
а = 7
6 = 3
в=1
3.
а = 6
6 = 7
в = 3
4.
а = 10
6 = 2
в = 7
5.
а = 2
6 = 7
в =10
6.
а = 4
6 = 7
в = 0
7.
а = 9
6 = 4
в = 7
8.
а = 9
6=1
в = 7
9.
а = 2
6=1
в = 7
10.
а= 10
6 = 7
в = 5
Интерпретация результатов Менее 30 очков. Возможно, дружеские отношения для Вас дороже и важнее его (ее) личности. Может быть Вы и не знаете его (ее) в достаточной мере, а скорее, удовлетворяетесь внешней видимостью «Вот какую победу я одержал (а), кого завоевал (а)». Иногда такое состояние и приятно, но будьте осторожны: ведь Вы выбираете себе пару не для посторонних, а прежде всего для себя! От 31 до 65 очков. Такова идеальная любовь. Вы любите и внешность и характер своего избранника (избранницы), цените не только его (ее) добродетели и достоинства, но принимаете целиком. Вы стараетесь узнать и понять его (ее), да и кем Вам интересоваться, как не тем, с кем бы Вы охотно разделили свою жизнь. Вы чувствуете, что вдвоем Вы способны сделать все. Межличностные отношения в быту и организованном коллективе 169
Более 65 очков. Прекрасная вещь - любовь! Но она может дольше длиться в том случае, если двое любят друг друга, а не саму любовь. Вы настолько увлечены своим предметом, что самого человека не видите, а основываетесь на своем представлении о нем. Вы наверняка не разочаруетесь в своем возлюбленном, если попытаетесь поближе узнать его самого, а не созданный Вашей фантазией идеальный образ. ЛИТЕРАТУРА 1. Бодалев А. А. Личность и общение. М., 1983. С. 85-200. 2. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. С. 110-130. 3. Немов Р. С. Психология. Кн. 1. М., 1994. С. 507-513. 4. Психология. Словарь. М., 1990. 5. Фромм Э. Искусство любви. М., 1964. С. 19, 40, 76, 114-115. СЛОВАРЬ К ТЕМЕ Атракция - процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего и продукт этого процесса, т. е. некоторое качество отношения. Идентификация - отождествление себя с другими. Интеракция - организация, взаимодействие межу общающимися индивидами. Каузальная атрибуция - интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Кинесика - своеобразный алфавит телодвижений человека, помогающий полностью раскрыть смысловую сторону информации. Коммуникация - в широком смысле - общение Паралингвистическая система (экстралингвистическая система) - включение в речь пауз, других вкраплений, например, покашливания, плача, смеха, наконец, самого темпа речи. Перцепция - восприятие, непосредственное отражение действительности. Проксемика - специальная область знания, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Репрезентация ~ представительность, мера возможности восстановить, воспроизвести представление в целом по его части или мера возможности распространить представление о части на включающее эту часть целое. Рефлексия - осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Фасцинация - совокупность средств, помогающих принятию информации и ослабляющее действие фильтров «доверия» и «недоверия». Эмпатия - постижение эмоционального состояния, проникновение-вчувствование в переживания другого человека. 6 Социально-ролевое общение Одним из ключевых в психологии человеческого общения является представление о личности. Человек - не хамелеон, меняющий свою окраску в зависимости от ситуации, и не попугай, в разных ситуациях повторяющий одни и те же заученные слова. Однако возможности конкретного индивида ограничены действиями других людей - и тех, с которыми он вступает в определенные отношения, и других, их предшественников, чей опыт, привычки и предрассудки усвоило нынешнее поколение. Личность живет и действует в определенной структуре, ее поведение обусловлено культурой (социальным опы-
том) определенного конкретно-исторического сообщества. Важными аналитическими единицами, позволяющими моделировать жизнедеятельность человека, являются социальная роль и его собственное «Я». Социальная роль В первом приближении социальную роль можно было бы определить как функцию элемента социальной системы (индивида или группы людей), обусловленную его объективным положением внутри данной системы. Составляющие общество индивиды приходят и уходят, но их определенные функции продолжают осуществляться сменяющими друг друга поколениями. Каждый год обновляется состав того или иного вуза, но всегда в нем есть ректор, профессора, доценты, ассистенты и вспомогательный состав. Некоторые полагают, что будто человек как актер просто получает роль извне и послушно ее исполняет. Однако в сложных, быстро меняющихся условиях реальной жизни жесткая регламентация и буквальное исполнение губительно сказались бы на результатах дела. В отличие от робота, функционирующего по заложенной извне программе, человек всегда остается самоуправляющим существом -не столько объектом контроля, сколько субъектом деятельности. Он может ничего не подозревать о предписанной ему функции. Он действует исходя из собственных представлений о ситуации, о наилучшем для него способе разрешения возникающих проблем. Как поступит индивид в затруднительной обстановке, зависит от многих факторов. Несомненно, однако, что он не станет игнорировать опыт решения подобных проблем другими людьми. Прошлые поколения отобрали и передали нынешнему образцы поведения в типичных социальных ситуациях. Образцы поведения усваиваются благодаря целенаправленному инструктированию, либо в результате случайного научения (дети копируют других детей и взрослых). Обе эти формы могут действовать совместно. Мы живем в обществе. Это значит, что каждый из нас выполняет множество социальных функций. Например, служебные: начальник, подчиненный, рядовой сотрудник, специалист, ученик, ревизор. Или житейские функции: квартиросъемщик, клиент, покупатель, сосед. Или семейные функции: кормилец, иждивенец, муж, жена, сын, родственник и т. д. Выполнять некую социальную функцию означает делать то, что «положено» на данном месте при данных обстоятельствах. «Положено» - это, с одной стороны, законами, установлениями, с другой - нравами, обычаями, существующими там, где мы живем. Всему, что «положено», нас учат с детства, а когда делаем «что не положено» - наказывают. В конце концов ребенок не только научится следовать образцам, но и узнает, что другие люди адресуют Межличностные отношения в быту и организованном коллективе 171
ему определенные ожидания, которым должно соответствовать его поведение, и сам научается ожидать и требовать от других определенных реакций. В основе формирования ожиданий лежи*г собственный опыт. Поскольку тому, что «положено», учили не меня одну, всякий человек вправе ожидать от меня выполнения моих социальных функций, иными словами, общество возлагает на меня определенные «социальные роли». Действуя согласно этим ожиданиям, я исполняя свою социальную роль. Конечно, мое понимание того, что я обязана и что не обязана делать в данной социальной роли, может расходиться с пониманием других. Это обстоятельство вызывает постоянные дискуссии в обществе, а иногда приводит к конфликтам между людьми (негативные роли, криминальные). Роли безличны: они зависят не от личности исполнителя, а лишь от исполняемой им «партии». Это влечет за собой известные неудобства: хочет человек или не хочет, он должен (отсюда и слово «должность») поступать на «общих основаниях» - в соответствии с правами и обязанностями, приданными занимаемой им позицией. Если он стал мужем, ему придется теперь отказаться от многих молодецких забав. Человек становится тем, за кого его принимают окружающие. И. Кон, авторитетнейший специалист, замечает в своей работе «Открытие «Я», что «казаться - это тоже «быть», но только не для себя, а для других. Трус, который сумеет достаточно долго «казаться» храбрым, может в конце концов стать им». Не надо сводить роль к внешнему представлению. Поцелуй не всегда продиктован притворством. Роль содержит в себя чувства, мысли, стремления. Важно, что все они были определены еще до того, как появился конкретный исполнитель. Большую часть жизни индивид проводит в кооперации с другими людьми, и каждое его действие, строго говоря, есть лишь элемент более масштабной системы совместной деятельности. Отсюда две важные для нашего рассуждения особенности человека: ощущение индивидом личной ответственности перед партнером и бдительное наблюдение за его поведением. Наблюдение неравнодушное, эмоционально окрашенное. Итак, социальная роль - это выработанная обществом и усвоенная индивидом система мыслей и чувств, намерений и действий, подобающих в данной ситуации человеку, занимающему определенное социальное положение. Межличностная роль Помимо социальных ролей, мы играем роли «межличностные». У каждого есть круг людей, с которым он сталкивается изо дня в день. В отношении одного человека я выступаю в роли Друга, в отношении другого - в роли Недоброжелателя. Кто-то для меня Подопечный, кто-то Покровитель, кто-то Враг или Мучитель, кто- то Партнер, а кто-то
предмет обожания. Распределение межличностных ролей между мной и кем-то другим связано с нашими чувствами друг к другу и с «предысторией» нашего взаимодействия. Но коль скоро роли распределены, у меня есть ожидания к Ивану Ивановичу, а у него - ко мне. Межличностная роль - это то поведение, которое ожидается от меня другим человеком согласно установившимся между нами отношениям. Если я пренебрегаю ролевыми ожиданиями партнера, наши отношения меняются и межличностные роли распределяются по-новому. Вступая в общение с кем бы то ни было, мы должны исполнять одновременно и свою социальную роль, и межличностную. Причем на первом плане - роль социальная. И нередко они расходятся. Такое расхождение между социальной и межличностной ролью делает нас «актерами поневоле». Неспроста социологи так любят ссылаться на Шекспира: «Весь мир - театр»: Весь мир - театр. В нем женщины, мужчины - все актеры. У них есть выходы, уходы. И каждый не одну играет роль. Поистине - «не одну»! Ведь, кроме социальных и межличностных ролей, мы играем еще «внутригрупповые». Например, роль Лидера, роль Соперника и Союзника, роль Иванушки- дурочка. Внутригрупповые и индивидуальные роли. Собственное «Я» Внутригрупповая роль - это поведение, которое ожидается от меня членами группы, когда я вхожу, в соответствии с репутацией, приобретенной мною в этой группе. Человек входит одновременно и последовательно во многие группы. И в каждой из них его внутригруппо-вая роль может оказаться разной. Лидер в одной среде может считаться Чудаком в другой и т. д. Внутригрупповые роли, исполняемые нами с детства, решающим образом формируют наш характер. Согласно «теории зеркального «Я» Чарльза Кули, мнение группы о субъекте формирует у него соответствующее представление о себе, или «Я-образ». Но мы, как уже говорилось, принадлежим на каждом этапе жизни многим группам сразу. И поэтому в нашей памяти откладывается целый набор «Я-образов». Вести себя в соответствии с каким-либо из «Я-образов» - значит проявлять себя, или играть индивидуальную роль. Это то поведение, которое я ожидаю от самого себя (согласно своему авторитету) при определенных обстоятельствах, воспроизводящих прошлый опыт приспособления к социальной среде (группе). ^Множество «Я-образов» отнесены в нашей голове к единому пункту: самосознанию. Они как бы нанизаны на одну ось. С детства у нас формируется особая психологическая инстанция, задача которой - интегрировать разные «Я-образы», нанизывать их на эту ось. Эту инстанцию можно назвать «Психологический автопортрет» — под таким именем она фигурирует в работах грузинских психологов школы Узнадзе. Межличностные отношения в быту и организованном коллективе 173
«Психологический автопортрет» использует два весьма любопытных механизма для своей интегративной деятельности. Первый из них «вытеснение», второй «компенсация». Вытеснение заключается в том, что из моих «Я-образов» изымается все, что противоречит друг другу или наносит травму моему самолюбию. Компенсация состоит в том, что противоречивые и травмирующие черты моих «Я-Образов» становятся непротиворечивыми и лестными благодаря моей фантазии. В отношениях помимо социальной и межличностной роли я играю также внутригрупповую. При всем этом я играю и какую-то из своих индивидуальных ролей, следуя определенному «Я-образу», хранящемуся в памяти. Более того, вы угадываете другие мои «Я- образы» по интонациям, по манере двигаться, по костюму и т. д. И все роли, которые я одновременно исполняю перед вами, складываются в мою актуальную роль, т. е. роль, избранную мною для данного коммуникативного акта. ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ 1. Что такое «социальная роль»? 2. Верно или неверно? «В большинстве случаев человек выбирает свою социальную роль добровольно». 3. Выбрать правильный ответ: - Социальные роли связаны: а) с социальным положением; б) с поведением, которого ждут от человека другие члены группы; в) с фактическим поведением человека; г) все ответы верны. ЛИТЕРАТУРА 1. Андреенкова Н. В. Проблемы социализации личности //Социальные исследования. Вып. 3. М., 1970. 2. Берне Э. Я. Концепция и воспитание. М., 1968. С. 53, 71-77. 3. Кон И. С. Открытие Я. М., 1978. С. 133-166. 4. Столин В. В. Самосознание личности. М., 1984. С. 34-47. 5. Тилинский Я. И. Стадии социализации индивида /Человек и общество. Вып. 9. Л., 1971. С. 20-21. 7. Социально- психологический климат коллектива Что такое коллектив В предыдущих вопросах данной темы была рассмотрена психология межличностных отношений с позиций индивидуальной и социальной идентичности. Индивидуальная идентичность - это «образ Я» обусловленного психофизиологическими интеллектуальными, волевыми и духовно-нравственными качествами личности. Социальная идентичность формируется из тех сторон «образа Я», которые вытекают из восприятия индивидом себя как члена определенной
социальной группы коллектива. В коллективе складывается особый, специфический характер межличностных отношений. Рассмотрим же некоторые его характерные черты. Прежде всего уточним, что же мы понимаем под термином «коллектив». Коллективом называется разновидность социальной общности и совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом, осознающих свою принадлежность к данной общности и признающихся его членами с точки зрения других. В отличие от других социальных общностей коллектив характеризуется следующими основными чертами: 1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности его существования в пространстве и во времени; 2) отчетливо выраженной однородностью состава, то есть наличием признаков, присущих коллективу; 3) относительно высокой степенью сплоченности на основе единства взглядов, установок, позиций членов коллектива; 4) структурированности - определенной степенью четкости и конкретностью распределения функций, прав и обязанностей, ответственностью между членами коллектива; 5) организованностью, то есть упорядоченностью, подчиненностью коллектива определенному порядку выполнения совместной коллективной жизнедеятельности; 6) открытостью - то есть готовностью к принятию новых членов. Понятие социально-психологический климат коллектива Качественные и количественные показатели всех этих основных черт соединяются понятием социально-психологический климат коллектива. По мнению известного российского психолога Б. Д. Па- рыгина, понятие социально - психо логический климат коллектива отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами. Социально-психологический климат коллектива связан с определенной эмоциональной окраской психологических связей коллектива, возникающих на основе их близости, симпатий, совпадения характеров, интересов и склонностей. Ученые отмечают двойственную природу социально- психологического климата коллектива. С одной стороны, он представляет собой некоторое субъективное отражение в групповом сознании всей совокупности элементов социальной обстановки, всей окружающей среды. С другой стороны, возникнув как результат непосредственного и опосредованного воздействия на групповое сознание объективных и субъективных факторов, социально- психологический климат приобретает относительную самостоятельность, становится объективной характеристикой коллектива и начинает оказывать обратное влияние на коллективную деятельность и отдельные личности. Межличностные отношения в быту и организованном коллективе 175
Социально-психологический климат это не статичное, а весьма динамичное образование. Эта динамика проявляется как в процессе коллективообразования, так и в условиях функционирования коллектива. Ученые зафиксировали два основных этапа процесса коллективообразования. На первом этапе главную роль играет эмоциональный фактор. В этот период идет интенсивный процесс психологической ориентации, установления связей и позитивных отношений. На втором этапе все большее значение приобретают когнитивные процессы. В этот период каждая личность выступает не только как потенциальный или реальный объект эмоционального общения, но и как носитель определенных личностных качеств социальных норм и установок. Именно на этом этапе происходит формирование общих взглядов, ценностных ориентации, норм и символов. Другой стороной, характеризующей динамику социально- психологического климата коллектива являются так называемые «климатические возмущения». К «климатическим возмущениям» относят естественные колебания эмоционального состояния в коллективе, периодически возникающие подъемы и спады настроения у большинства его членов, которые могут происходить как в течение одного дня, так и на протяжении более длительного периода. Они связаны с изменением условий взаимодействия внутри группы или изменением окружающей среды. Термин «климатические возмущения» несет в себе как негативную, так и позитивную окраску, поскольку эти возмущения могут мешать, а могут и благоприятствовать жизнедеятельности коллектива. Межличностные конфликты: причины возникновения и динамика развития Одним из важных показателей социально-психологического климата в коллективе являются конфликтные ситуации. Конфликтность или социально-психологическая напряженность в коллективе негативно отражается на всех сторонах его жизнедеятельности. Исследования показывают, что время послеконфликтных эмоциональных переживаний, расстройств, разлаженности человеческих отношений, нарушение делового контакта, как правило, во много раз способно предвосходить время самого конфликта. В основе конфликта лежат столкновения людей, их мнений, позиции, взглядов, характеров, интересов с точки зрения психического состояния противоборствующих сторон, конфликт выступает единовременно и как защитная реакция и как ответная эмоционально окрашенная реакция. Современная конфликтология достаточно подробно описала динамику протекания конфликтов. Большинство конфликтов назревает постепенно и вначале находятся в так называемом инкубационном, скрытом (латентном) состоянии, при котором конфликтующие стороны выражают скрыто свои претензии, как говорится «за глаза».
При этом, как правило, предпринимаются попытки удовлетворения
|
|||
|