Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Субъективный мир 3 страница



можно определить как специфический вид активности человека,

направленный на познание и преобразование окружающего мира,

включая самого себя и условия своего существования. В деятельности

человек создает предметы материальной и духовной культуры,

преобразует свои способности, сохраняет и совершенствует природу,

строит общество, создает то, что без его активности не существовало в

природе. Второй тип контактов

 

 

характеризуется тем, что взаимодействующими друг с другом

сторонами являются живые существа (организм с организмом),

обменивающиеся информацией. Этот тип внутривидовых и

межвидовых контактов называют общением. Общение свойственно

всем живым существам, но на уровне человека оно приобретает

самые совершенные формы, становится осознанным и

опосредованным речью.

В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель

и средства.

Содержание общения

- информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от

одного живого существа другому. Содержанием общения могут быть

сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном

состоянии живого существа. Один человек может передавать другому

информацию о наличных потребностях, рассчитывая на

потенциальное участие в их удовлетворении. Через общение от

одного живого существа к другому могут передаваться данные об их

эмоциональных состояниях (удовлетворенность, радость, гнев,

печаль, страдание и т. д. ), ориентированные на то, чтобы

определенным образом настроить живое существо на контакты. Такая

же информация передается от человека к человеку и служит

средством межличностной настройки. По отношению к

разгневанному или страдающему человеку мы, например, ведем себя

иначе, чем по отношению к тому, кто настроен благожелательно и

испытывает радость. Содержанием общения может стать информация

о состоянии внешней среды, передаваемая от одного существа к

другому, например, сигналы об опасности или о присутствии где-то

поблизости положительных, биологически значимых факторов,

скажем, пищи. У человека содержание общения значительно шире,

чем у животных. Люди обмениваются друг с другом информацией,

представляющей знания о мире, приобретенный опыт, способности,

умения и навыки. Человеческое общение многопредметно, оно самое

разнообразное по своему внутреннему содержанию.

Цель общения

- это то, ради чего у человека возникает данный вид активности. У

животных целью общения может быть побуждение другого живого

существа к определенным действиям, предупреждение о том, что

необходимо воздержаться от какого-либо действия. Мать, например,

голосом или движением предупреждает детеныша об опасности; одни

животные в стаде могут предупреждать других о том, что ими

восприняты жизненно важные сигналы.

У человека количество целей общения увеличивается. В них,

помимо перечисленных выше, включается передача и получение

знаний о мире, обучение и воспитание, согласование разумных дей-

 

 

ствий людей в их совместной деятельности, установление и

прояснение личных и деловых взаимоотношений, многое другое. Если

у животных цели общения обычно не выходят за рамки

удовлетворения актуальных для них биологических потребностей, то

у человека они представляют собой средство удовлетворения многих

разнообразных потребностей: социальных, культурных,

познавательных, творческих, эстетических, потребностей

интеллектуального роста, нравственного развития и ряда других.

Полезно иметь в виду восемь функций (целей) общения:

1) контактная, цель которой — установление контакта как

состояния обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и

поддержания взаимосвязи в форме постоянной

взаимоориентированности;

2) информационный обмен сообщениями, т. е. прием-

передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен

мнениями, замыслами, решениями и т. д.;

3) побудительная стимуляция активности партнера по

общению, направляющая его на выполнение тех или иных действий;

4) координационная - взаимное ориентирование и

согласование действий при организации совместной деятельности;

5) понимание - не только адекватное восприятие смысла

сообщения, но понимание партнерами друг друга (их намерений,

установок, переживаний, состояний и т. д. );

6) эмотивное возбуждение в партнере нужных эмоциональных

переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью

собственных переживаний и состояний;

7) установление отношений - осознание и форсирование

своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных

и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать

индивиду;

8) оказание влияния - изменение состояния, поведения, лич-

ностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений,

установок, мнений, решений, представлений, потребностей, действий,

активности и т. д.

Охарактеризуем структуру общения путем выделения в нем

трех сторон. Коммуникативная сторона общения, или

коммуникация в узком смысле слова, состоит в обмене информацией

между общающимися индивидами. Интерактивная сторона

заключается в организации взаимодействия между общающими

индивидами, т. е. в обмене не только знаниями, идеями, но и

действиями. Перцептивная сторона общения означает процесс

восприятия и познания друг друга партнерами по общению и

установления на этой основе взаимопонимания. Конечно, каждая из

этих сторон не существует изолированно от двух других, и выделение

их осуществлено лишь в целях анализа. Все обозначенные здесь

стороны общения выделяются в малых группах-коллективах, т. е. в

условиях непосредственного контакта между людьми.

Межличностные отношения в быту и организованном коллективе 149

 

 

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Воспроизведи определение общения, охарактеризуй его содержание.

2. Назови виды человеческого общения.

3. Какова роль общения в психическом развитии человека?

4. Какова роль различных видов общения в интеллектуальном развитии человека?

ЛИТЕРАТУРА

\. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994.

2. Андреева Г. М. Место межличностного восприятия в системе апперцептивных

процессов и особенности его содержания. М., 1981. С. 10-15.

3. Андреева Г. М., Яноушек Я. Взаимосвязь общения и деятельности. М., 1988. С. 32.

4. Алякринский Б. С. Общение и его проблемы М., 1991. С. 3-4.

5. Бодалев А. А. Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. С. 10.

6. Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. М., 1980. С. 164-204.

7. Немов Р. С. Психология. М., 1994. С. 431-433.

8. Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1973. С. 7.

9. Ломов В. В. Общения как проблема общей психологии //Методологические проблемы

социальной психологии. М., 1975. С. 18-20.

2. Общение как обмен

информацией

Коммуникативная сторона общения

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего

имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди

обмениваются между собой различными представлениями, идеями,

интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. Все это

можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс

коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией.

Однако, в коммуникативном процессе происходит не просто

движение информации, но, как минимум, активный обмен ею.

Главная «прибавка» в специфически человеческом обмене

информацией для каждого участника общения. Характер обмена

информацией между людьми, в отличие от кибернетических

устройств, определяется тем, что посредством системы знаков

партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой

информацией обязательно предполагает воздействие на поведение

партнера, т. е. знак меняет состояние участников коммуникативного

процесса. В этом смысле знак в общении подобен орудию в труде.

Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное,

как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с

целью изменения его поведения. Например, авторитарный тон

общения, даже если говорящий и имеет право распоряжаться,

вызывает либо протест, либо пассивность (которая тоже протест, не

правда ли? ). Эффективность коммуникации измеряется именно тем,

насколько удалось это воздействие. Это означает (в определенном

смысле) изменение самого типа отношений, который сложился между

участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в

«чисто» информационных процессах.

 

 

Далее, коммуникативное влияние как результат обмена

информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий

информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее

(реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и

декоди-фикации. На обыденном языке это правило выражается в

словах: «все должны говорить на одном языке». Это особенно важно

потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе

постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между

ними возможен лишь при условии интерсубъективности знака, т. е.

при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения,

известны всем участникам коммуникативного процесса. Только

принятие единой системы значений обеспечивает возможность

партнеров понимать друг друга.

Понимание всех тех сообщений, которые посылают нам наши

партнеры, далеко не простое дело. В обиходной жизни мы не так

часто произносим: «Не понимаю». А между тем стоит всегда держать

при себе вопрос: «Каков буквальный смысл сказанного или

происходящего? Каковы намерения партнеров? » Не следует забывать

о глубоком замечании Гете: «Каждый слышит то, что понимает». А

вдруг и на самом деле наиболее существенное мы просто не допустим

до понимания или вытесним как неприятное и неприемлемое?

Для описания этих ситуаций социальная психология заимствует

из лингвистики термин «тезаурус», обозначающий общую систему

значений, принимаемых всеми членами группы. Но все дело в том,

что даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их

неодинаково. Еще Л. С. Выготский отмечал, что мысль никогда не

равна прямому значению слов. Поэтому у общающихся должны быть

идентичны, в случае звуковой речи, не только лексическая и

синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации

общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в

некоторую общую систему деятельности.

Наконец, в условиях человеческой коммуникации могут

возникнуть совершенно специфические коммуникативные барьеры.

Эти барьеры не связаны с уязвимыми местами в каком-либо канале

коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования.

Они носят социальный или психологический характер. С одной

стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует

понимание ситуации общения, вызванное не просто различным

«языком», на котором говорят участники коммуникативного процесса,

но и различиями более глубокого плана, существующими между

партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные,

профессиональные различия, которые не только порождают

различную интерпретацию (истолкование) тех же самых понятий,

употребляемых в процессе коммуникации, но вообще различное

мироощущение, мировоззрение, миропонимание.

Межличностные отношения в быту и организованном коллективе 151

 

 

Удивительно проникновенно «схвачена» эта особенность

межличностной коммуникации поэтом Ф. И. Тютчевым:

Как сердцу высказать себя?

Другому как понять тебя?

Поймет ли он, как ты

живешь? Мысль изреченная

есть ложь. Взрывая,

возмутишь ключи, Питайся

ими - и молчи.

Такого рода барьеры порождены психологическими

причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к

различным социальным группам, и при их появлении особенно

отчетливо выступает включенность коммуникации в более широкую

систему личностных и общественных отношений. Коммуникация в

этом случае демонстрирует эту свою характеристику, что она есть

лишь сторона общения. Естественно, что провоенные противники

ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта

значительно усложняется благодаря их наличию.

Типы информации и средства коммуникации

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть

двух типов: побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете,

просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то

действие. Констатирующая информация выступает в форме

сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и

не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя в

конечном счете и в этом случае общее правило человеческой

коммуникации действует.

Передача любой информации возможна лишь посредством

знаков, точнее знаковых систем. Существует несколько знаковых

систем, которые используются в коммуникативном процессе. В

зависимости от вида знаковой системы различают вербальную

коммуникацию (в качестве знаковой системы используется речь) и

невербальную коммуникацию (используются различные неречевые

знаковые системы).

В основе речи лежит умение пользоваться определенным видом

знаков, а именно - знаками-символами. Знаком называют такое

явление (материальное образование), которое введено кем-либо с той

целью, чтобы через его посредничество направить мысль кого-либо в

определенном направлении (к тому, к чему знак относится). То, к

чему знак относится, то, что он представляет в мышлении, называют

значением (знака). Значением слова «Луна» является естественный

спутник Земли, слово — «радость» — сильное и приятное чувство,

сопровождающее успешное завершение какого-либо дела, встречу с

любимым человеком и т. п.

 

 

В невербальной коммуникации вся совокупность средств

призвана выполнять следующие функции: дополнение речи,

репрезентация (передача) эмоциональных состояний партнеров по

коммуникативному процессу. Первым среди названных средств

нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в

себя жесты, мимику, пантомимику.

  Паралингвистическая и экстралингвистическая системы

знаков также представляют собой «добавки» к вербальной

коммуникации. Паралингвистическая система - это система

вокализации (качество голоса, его диапазон, тональность).

Экстралингвистическая система с включением в речь пауз, других

вкраплений (например, покашливания, плача, смеха). Все эти

дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не

посредством дополнительных речевых включений, а

«околоречивыми» приемами.

Пространство и время организации коммуникативного процесса

выступают также знаковой системой, несут смысловую нагрузку как

компоненты коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров

лицом друг к другу способствует возникновению контакта,

символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину

может иметь определенное значение отрицательного порядка.

Экспериментально доказано преимущество некоторых

пространственных форм организации общения (как для двух

партнеров по коммуникативному процессу, так и в массовых

аудиториях).

Точно так же некоторые нормативы, разработанные в

различных субкультурах относительно временных характеристик

общения, выступают как своего рода дополнения к семантически

значимой информации. Приход своевременно к началу

дипломатических переговоров символизирует вежливость по

отношению к собеседнику. Напротив, опоздание истолковывается как

проявление неуважения. В некоторых специальных сферах (прежде

всего в дипломатии) разработаны в деталях различные возможные

«допуски» опозданий с соответствующими их значениями.

Специальная наука, занимающаяся нормами пространственной

и временной организацией общения - проксемика, располагает в

настоящее время большим экспериментальным материалом.

Основатель проксемики Э. Холл, который называет про-ксемику

«пространственной психологии», исследовал формы

пространственной организации общения у животных. В случае

человеческой коммуникации предложена особая методика оценки

интимности общения на основе изучения организации его

пространства. Холл зафиксировал, к примеру, нормы приближения

человека к партнеру по общению, свойственные американской

культуре: интимное расстояние (0-45 см); персональное расстояние

(45-120 см); социальное расстояние (120-400 см); публичное

расстояние (400-750 см). Каждое из них свойственно особым ситуа-

Межличностные отношения в быту и организованном коллективе 153

 

 

циям общения. Эти исследования имеют большое прикладное

значение, прежде всего при анализе успешности деятельности

различных дискуссионных групп.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. В чем специфика обмена информацией в коммуникативном процессе?

2. Какие ты знаешь средства коммуникации?

3. Заполни пробелы: «дистанция, позволяющая людям находиться друг от друга

на расстоянии вытянутой руки, называется. -»; «дистанция, которая

устанавливается между людьми на собраниях и в аудиториях, называется... »

4. Верно ли утверждение, что коммуникация основывается на всем поведении

человека в целом?

5. Какие существуют типы информации?

6. Заполни пробелы: «невербальный язык включает. - (выражение лица, взгляд,

телодвижение, прикосновение, голос).

7. Выбери правильный ответ:

- коммуникатору легче воздействовать на наши установки, если он:

а) внушает доверие;

б) любезен;

в) похож на нас самих:

г) все ответы не верны.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г. М. Принцип деятельности и исследования общения //Общение и

деятельность. Прага, 1981. С. 72-83.

2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л.,

1992. С. 93-102.

3. Кричанская Ю. С., Третьяков В. П. Грамматика общения. М., 1990. С. 10-12.

4. Лабунская В. А. Невербальное поведение. Ростов-на-Дону. 1986. С 5-111.

3. Общение как

взаимодействие

Интерактивная сторона общения

«Интерактивная сторона общения» - это термин, обозначающий

характеристику тех компонентов общения, которые связаны со

взаимодействием людей, с непосредственной организацией их

совместной деятельности. Коммуникативный процесс рождается

на основе некоторой совместной деятельности, и обмен знаниями и

идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что

достигнутое взаимопонимание реализуется в новых совместных

попытках развить далее деятельность, организовать ее. Для ее

участников чрезвычайно важно не только обменяться

информацией, но и организовать «обмен действиями»,

спланировать их. Коммуникация организуется в ходе совместной

деятельности, «по поводу» ее.

Типы взаимодействий

Наиболее распространенным является деление всех

взаимодействий на два противоположных вида: кооперация и

конкуренция. Кроме кооперации и конкуренции говорят также о

согласии и конфликте, приспособлении и оппозиции, ассоциации и

диссоциации и т. д.

 

 

За всеми этими понятиями ясно виден принцип выделения различных

видов взаимодействия. В первом случае анализируются такие его

проявления, которые способствуют организации совместной

деятельности, являются «позитивными» с этой точки зрения. Во

вторую группу попадают взаимодействия, так или иначе

«расшатывающие» совместную деятельность, представляющие собой

определенного рода препятствия для нее.

Кооперация, или кооперативное взаимодействие: обозначает

координацию единичных сил участников (упорядочивание,

комбинирование, суммирование этих сил). Кооперация -

необходимый элемент совместной деятельности, порожденный ее

особой природой. Важным показателем «тесноты» кооперативного

взаимодействия является включенность в него всех участников

процесса.

Что касается другого типа взаимодействия — конкуренции, то

здесь чаще всего анализ сконцентрирован в наиболее яркой ее форме,

а именно на конфликте, столкновении целей, интересов, позиций,

мнений или взглядов оппонентов (субъектов взаимодействия). В

основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо

противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо

противоположные цели или средства их достижения в данных

обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний, влечений

оппонентов.

Конфликты обычно возникают непредвиденно, стихийно,

ситуативно. Чаще всего «пищу» им дают отрицательные оценки,

носящие критических характер. Поэтому такие оценки лучше не

делать, а если и делать, то очень осторожно. Американский психолог

Дейл Карнеги считает, что критика является той «опасной искрой,

которая может вызвать взрыв в пороховом погребе гордости». Далее

он советует: «Вместо того, чтобы осуждать людей, давайте

попытаемся понять их. Попытаемся представить себе, почему они

поступают так, а не иначе».

В условиях конфликтной ситуации, связанной с критикой

действий собеседника, главное - не потерять внутреннего

самообладания, сразу же прекратить критику, постараться объективно

разобраться в причинах, вызывавших недовольство и любым

способом смягчить напряженную ситуацию. Хорошим средством

предупреждения конфликтов служит умение слушать собеседника. От

того, насколько собеседнику представлена возможность высказаться,

во многом зависит его расположение и доверительность. Между тем,

по данным психологических исследований лишь 10% людей умеют

выслушать другого в случае возникших разногласий.

При анализе различных типов взаимодействия принципиально

важна проблема содержания деятельности, в рамках которой даны те

или иные виды взаимодействия, поскольку оно может быть весьма

различным. Кооперативную форму взаимодействия можно

Межличностные отношения в быту и организованном коллективе 155

 

 

констатировать не только в условиях производства, но и при

осуществлении каких-либо асоциальных, противоправных

поступков -совместного ограбления, кражи и т. д. Поэтому

кооперация в социально-негативной деятельности - не та форма,

которую необходимо стимулировать: напротив, деятельность,

конфликтная в условиях асоциальной деятельности, может

оцениваться позитивно.

ПРОВЕРЬ СВОИ ЗНАНИЯ

1. Какое место занимают взаимоотношения в структуре общения?

2. Каковы типы взаимодействий? Охарактеризуйте их

3. Приведенные ниже пословицы и афоризмы можно рассматривать как краткие

описания различных стратегий, используемых людьми для разрешения

конфликтов. Внимательно прочитайте утверждение и по пятибалльной шкале

определите, в какой степени каждое из них типично для вашего поведения в

условиях конфликта: 5 -весьма типично, 4 - часто, 3 - иногда, 2 - редко, 1 - совсем

нетипично. Внесите свои оценки в таблицу и подсчитайте общую сумму баллов.

I

 

П

 

III

 

IV

 

V

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итого:

 

Итого:

 

Итого:

 

Итого:

 

Итого:

 

1. Худой мир лучше доброй ссоры.

2. Если не можете другого заставить думать так, как вы хотите, заставьте его

делать так, как вы думаете.

3. Мягко стелет, да жестко спать.

4. Рука руку моет (Почеши мне спинку, а я тебе почешу).

5. Ум хорошо, а два лучше.

6. Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит.

7. Кто сильнее, тот и прав.

8. Не подмажешь - не поедешь.

9. С паршивой овцы - хоть шерсти клок.

10. Правда то, что мудрый знает, а не то, о чем все болтают.

11. Кто ударит и убежит, то сможет драться и на следующий день.

12. Слово «победа» четко написано только на спинах врагов.

13. Убивай врагов своей добротой.

14. Честная сделка не вызывает ссоры.

15. Ни у кого нет полного ответа, но у каждого есть, что добавить.

16. Держись подальше от людей, которые не согласны с тобой.

17. Сраженье выигрывает тот, кто верит в победу.

18. Доброе слово не требует затрат, а ценится дорого.

19. Ты - мне, я - тебе.

20. Только тот, кто откажется от своей монополии на истину, сможет извлечь

пользу из истин, которыми обладают другие.

21. Кто спорит - ни гроша не стоит.

22. Кто не отступает, тот обращает в бегство.

23. Ласковое дитятко двух маток сосет, а упрямое - ни одной.

24. Кто дарит - друзей наживает.

25. Выноси заботы на свет и держи с другими совет.

26. Лучший способ решать конфликты - избегать их.

27. Семь раз отмерь - один раз отрежь.

 

 

28. Кротость торжествует над гневом.

29. Лучше синица в руках, чем журавль в облаках.

30. Чистосердечие, честность и доверие сдвигают горы.

31. На свете нет ничего, что заслуживало бы спора.

32. В этом мире есть только две породы людей: победители и побежденные.

33. Если в тебя швырнули камень, бросай в ответ кусок ваты.

34. Взаимные уступки прекрасно решают дела.

35. Копай и копай без устали - и докопаешься до истины.

Оценки результатов:

У каждого человека есть две жизненные заботы - достижение личных целей

(которые могут субъективно переживаться как очень важные либо маловажные) -

сохранение хороших взаимоотношений с людьми (что также может переживаться

как важное или маловажное условие). Соотношение этих двух главных забот и

составляет основу типологии поведенческих стратегий.

ТИП I. «Черепаха» - стратегия ухода под панцирь, т. е. отказа как от достижений

личных целей, так и участия во взаимоотношениях с окружающими. ТИП II.

«Акула» - силовая стратегия: цели очень важны, взаимоотношения - нет. Им не

важно, любят ли их, считают, что конфликты решаются выигрышем одной из

сторон и проигрышем второй.

ТИП III. «Медвежонок» - стратегия сдерживания острых углов. Взаимоотношения

-важны, цели нет. Хотят, чтобы их принимали и любили, ради чего жертвуют

целями. ТИП IV. «Лиса» - стратегия компромисса. Умеренно - и цели, и

взаимоотношения. Готовы отказаться от некоторых целей, чтобы сохранить

взаимоотношения. ТИП V. «Сова» - стратегия открытой и честной конфронтации.

Ценят и цели, и взаимоотношения. Открыто определяют позиции и ищут выхода в

совместной работе по достижению целей, стремятся найти решения,

удовлетворяющие всех участников. Наибольшее количество баллов указывает на

приверженность к той или иной стратегии. Если в каких-либо колонках

одинаковое количество баллов, то используются две стратегии.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г. М. Социальная психология. М., 1994. С. 86-93.

2. Бери Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. Л.,

1980. С 37-42, 111-119.

3. Бородкин Ф. М.. Коряк Н. М. Внимание, конфликт! Новосибирск, 1983. С. 10-31.

4. Кричанская Ю. С., Третьяков Г. П. Грамматика общения. Л., 1987. С. 50-55.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.