Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Двойная жалейка



Двойная жалейка состоит из двух одинаковых по длине трубочек с игровыми отверстиями, сложенных рядом и вставленных в один общий для них раструб. На верхнем конце каждой дудочки имеется язычковое устройство для возбуждения звука. Играют на обеих дудочках одновременно, извлекая звук либо из обеих сразу, либо из каждой отдельно по очереди. Количество игровых отверстий на двойной жалейке в различных областях различно. Вертков в Атласе приводит следующие данные: 2 и 5, 3 и 5, 3 и 6, 5 и 5. Как правило, на мелодической дудочке их больше, чем на вторящей. Бытовые и музыкальные функции двойной жалейки в основном такие же, как и у одинарной.

Двойная жалейка – один из наименее изученных инструментов русской фольклорной традиции. Тучков при описании одинарной жалейки лишь вскользь заметил, что “бывают иногда и двойные свирели (имеется в виду язычковый инструмент), составляющие первый и второй голос”. Привалов приблизительно очертил ареал бытования двойной жалейки: в Смоленской, Орловской, Рязанской губерниях и у казаков на Северном Кавказе (Привалов, 1903, с. 33). Широко распространенную в Воронежской области игру двойныхжалеечников записывал на фонограф в 1910-26 гг. М. Е. Пятницкий. Часть этих записей нотирована и опубликована (Зданович, 1950, с. 155-159, № 76 и 77). В последнее время игру на двойной жалейке записывали и изучали А. В. Руднева в Воронежской области, Н. Л. Котикова и Ф. И. Андреев – в Псковской, В. М. Щуров и Д. Е. Покровский – в Белгородской, О. В. Гордиенко – в Горьковской и др.

Ареал бытования двойной жалейки охватывает главным образом южные и западные области России: Псковскую, Смоленскую, Воронежскую, Тульскую, Орловскую, Рязанскую, Белгородскую, Куйбышевскую, Ставропольский и Краснодарский край. К. М. Бромлей отметила наличие этого инструмента и в Ярославской области.

В Псковской области двойная жалейка зафиксирована в двух районах: Ашевском (Котикова, 1966) и Пушкиногорском (Андреев, 1975). Инструмент изготавливается из сухого, тростника[122]. Две сложенные рядом одинаковые трубки (длина 20 см, диаметр 0, 5 см) имеют одна шесть игровых отверстий, другая – три. Обе трубки вставляются в общий раструб. В противоположный конец трубок вставляются тростниковые трубки меньшего размера, на каждой из которых надрезан одинарный язычок – это пищики. На пищик надевается проволочное колечко для подстройки игровых трубочек в унисон между собой. Передвигая колечко, можно менять длину колеблющейся части язычка и, следовательно, в некоторых пределах изменять тональный уровень настройки отдельной дудочки.

Строй инструмента – миксолидийский звукоряд, четыре нижние ступени которого дублированы второй дудочкой. Восьмая ступень получается с помощью передувания (Андреев, 1975).

Схема 31

Силой вдувания воздушной струи исполнитель может в некоторых пределах корректировать интонирование ступеней в звукоряде.

Техника игры на двойной жалейке специфична. В игре принимают участие только 2, 3 и 4 пальцы обеих рук. Пальцы левой руки прикрывают три верхние отверстия левой дудки. Пальцы правой руки прикрывают, как правило, оба параллельные ряда, образуемые тремя нижними отверстиями на обеих дудках. Большие пальцы обеих рук придерживают инструмент снизу.

При таком расположении пальцев происходит следующее разделение игровых функций рук. Мелодия, которая развивается в нижней части звукоряда (такты 1-5 в примере № 46), исполняется правой рукой сразу на обеих дудках (в унисон). Левая рука в это время, как правило, прикрывает все верхние отверстия. И лишь в те моменты, когда в мелодии появляется звук ля (все нижние отверстия открыты), левая рука подстраивает к нему сверху звук до диез (такты 1, 2 и 5) (“Опочецкая задорная” – Андреев, 1975).

46. Опочецкаязадорная (частушечный наигрыш)

Как видно из примера, в правой руке наблюдается движение преимущественно от четвертого ко второму пальцу, в результате чего в мелодии часто встречается восходящее поступенное движение от ми к ля.

При переходе мелодии в верхнюю часть звукоряда основные игровые функции передаются левой руке (такты 6-10 в том же примере). Пальцы правой руки сдвигаются на игровые отверстия только правой дудки, оставляя нижние отверстия левой постоянно открытыми. Нижний голос становится статичным: педалью звучит, как правило, звук ми (все отверстия закрыты), реже – звук фа, иногда появляется ля (все отверстия открыты).

В левой руке наиболее подвижным является второй палец, поскольку именно им исполняются мелизматические фигурации типа морденто (такты 2, 8 и 10 и др. ). В мелизматических фигурациях используются в основном звуки додиез и ре (первый исполняется при одном закрытом отверстии, второй – при всех открытых).

Репертуар записанных в Псковской области наигрышей охватывает главным образом плясовые (Русская, Новоржевская, Бологоевская) и частушки (Безузорная старинная, Святогорская девичья)[123]. Обращает внимание отсутствие пастушеских сигналов и песенных наигрышей.

В Смоленской области наигрыши на двойной жалейке не зафиксированы. Привалов отметил лишь необычное, одинаковое количество игровых отверстий на дудках – по пять на каждой. Кроме того, приведены любопытные сведения о настройке инструмента (Привалов, 1903 а, с. 33).

 В Орловской области двойная жалейка называется пищиком: название устройства для возбуждения звука перенесено на весь инструмент. Это связано с тем, что отдельного звуковозбуждающего устройства инструмент не имеет, так как язычок надрезается непосредственно на самой дудке (Привалов, 1903 а, с. 33). Пищиками вместо рожка двойная жалейка называется нередко и в большинстве других южнорусских областей.

Особенно характерна традиция игры на двойной жалейке для Воронежской области. Здесь трубки имеют одна шесть, другая три игровых отверстия. Обе трубки вставляются в общий раструб из натурального коровьего рога. Пищики отдельные изготавливаются из тростника меньшего, чем трубка, диаметра. Пищики вставляются в верхнюю часть дудок. Во время игры отверстия в пищиках затыкаются языком. Строй и настройка дудок регулируются глубиной вдвижения пищиков в дудки (сравни с колечком у псковской жалейки), а также отчасти глубиной вдвижения дудок в раструб.

Наряду с плясовыми, здесь записаны и пастушьи сигнальные наигрыши (“Утренний наигрыш пастуха” – Зданович, 1950, № 76).

47. Утренний наигрыш пастуха

Как видно из примера, техника игры воронежского жалеечника отличается от подробно описанной выше, зафиксированной в Псковской области. Воронежский исполнитель владеет инструментом более виртуозно как в отношении ритмики наигрыша, так и в отношении двухголосия.

Также как в Воронежской и Псковской областях, 3 и 6 игровых отверстий зафиксировано на двойных жалейках в Рязанской и Тульской областях. Однако в Рязанской области инструмент изготавливают не из тростника, а из дерева, а раструб – не из рога, а из бересты.

Виртуозностью владения инструментом поражает наигрыш, записанный П. М. Казьминым в Тульской области (“Русская плясовая” – Зданович, 1950, № 79).

48. Русский

Исполнитель демонстрирует не только пальцевую технику, но и ритмическую технику работы языком, периодически перекрывающим отверстие в пищиках. Об этом свидетельствует ритмический контрапункт верхнего голоса.

Недавно предпринята попытка обстоятельного исследования жалеечной традиции, зафиксированной на стыке Рязанской, Владимирской и Горьковской областей – в Выксунском районе Горьковской области по современному административному делению (Гордиенко, 1980). Сведения получены от двух пастухов, выходцев из деревни Толстиково (в прошлом – центр местного пастушеского промысла) Меленковского района бывшей Владимирской губернии. По свидетельству И. В. Тимакова (г. р. 1907), в прошлом все мужчины в Толстикове были не только природными (потомственными) пастухами, но и дудоладами, то есть обязательно владели игрой на дудочках (местное название двойной жалейки).

Отличительной особенностью толстиковской жалейки является наличие двух раструбов, изготавливаемых из бересты отдельно для каждой дудочки. Деревянные стволы дудочек делаются из веток крушины или клена путем выжигания сердцевины с помощью жегал (стальных прутьев различного диаметра). Длина дудочек одинакова и равна 168 мм у первого инструмента и 145 мм у второго. Как внешняя, так и внутренняя форма ствола дудочек коническая: ее толщина в узкой части 14 мм (у второго – 11 мм), в широкой 20 мм (у второго – 15 мм). Толщина стенок дудочки 4-5 мм.

Правая дудочка называется пятеркой, так как на ней выжигается пять игровых отверстий (ладов) сверху и одно – подладок – снизу. Левая дудочка – тройка – имеет только три игровые отверстия сверху. Диаметр отверстий равен 5 мм, расстояние между ними – 20 мм (у второго, меньшего экземпляра 15 мм). Каждая из дудочек имеет съемный тростниковый пищик и берестяной раструб. Перед игрой инструмент собирают: телескопические раструбы растягиваются и насаживаются на широкие концы дудочек, а пищики вставляются в узкие. Дудочки складываются рядом – пятерка справа, тройка слева.

Во время игры левая рука расположена ближе к раструбам, правая – ближе к пищику. Большой палец и мизинец левой руки придерживают дудочки снизу, а указательный, средний и безымянный прикрывают три пары нижних игровых отверстий (каждый палец по одному отверстию на обеих дудочках). Правая рука слегка придерживает пятерку: большой палец ее закрывает подладок, а указательный и средний располагаются на двух верхних ладах.

Настройка жалейки – это в первую очередь настройка пищика, который является не только важнейшим, но и наиболее капризным элементом в конструкции инструмента. Игровая пригодность пищика зависит от легкости возбуждения звука и от его способности менять высоту звучания в зависимости от силы вдуваемой струи воздуха. При увеличении силы вдувания пищик должен легко глиссандировать вверх, “не захлебываясь” на верхних звуках. При настройке собранной жалейки добиваются унисонного звучания обеих дудочек путем регулировки пищика и длины раструбов.

Звукоряд у толстиковской жалейки обычный – миксолидийская гамма, восьмая ступень которой “выдувается на одном пищике” при всех открытых отверстиях. Дополнительная ступень снизу получается путем своеобразного “секундового передувания” за счет увеличения силы дутья при всех закрытых отверстиях, она в наигрышах не употребляется (Гордиенко, 1980, с. 139).

 

Схема 32

За счет глиссандирования пищика основные ступени звукоряда могут в процессе игры повышаться или понижаться. В результате в музыкальной фактуре наигрыша возникают различные проходящие, вспомогательные ноты, форшлаги, трели, глиссандо, достигаемые не столько аппликатурой, сколько приемами звукоизвлечения.

В репертуаре толстиковских пастухов преобладают лирические песни: “Ходила младешенька по борочку”, “Снежки белые, пушистые”, “Уж ты, день, ты мой денечек”, “За Кубанью за рекой”, “В саду ягода малина” и др. Частушки сопровождаются нередко жалейкой в ансамбле с гармошкой. Зафиксированы также традиционные пастушеские сигналы и всевозможные плясовые (“Камаринская”, “Барыня” и др. ). В исполнении плясовых и лирических песен отмечена необычная манера соотнесения инструментального наигрыша с вокальной партией. Наряду с мысленным проговариванием словесного текста во время исполнения наигрыша применяется способ поочередного исполнения: сначала звучит несколько строф наигрыша, затем несколько строф песни в исполнении самого жалеечника. На протяжении одного произведения чередование инструментального и вокального фрагментов осуществляется несколько раз.

49. Ох ты, Мишенька (камаринский)

В Белгородской области двойная жалейка, по свидетельству В. М. Щурова, является одним из самых характерных инструментов местной фольклорной традиции. Секреты мастерства подробно изучены им у двух бывших пастухов: Е. М. Сапрыкина (г. р. 1905) из деревни Афанасьевка Алексеевского района и М. В. Сычева (г. р. 1910) из села Стрелецкого Красногвардейского района (Щуров, 1981). Местное название инструмента – пищики. Он изготавливается из сухого камыша. Для этой цели отыскивают подходящие стебли на крышах, крытых камышом. По убеждению исполнителей, если “камыш продут ветром”, из него можно сделать более звучный инструмент. Самые подходящие по величине дудочки имеют размер около 230 мм. Язычок – по местному названию голосник – делают прямо на стволе на расстоянии 35 мм от верхнего конца инструмента[124]. На нижний конец насаживают общий для обеих дудочек раструб из рога.

Игровые отверстия делаются на расстоянии 20 мм от нижнего конца (без раструба). Расстояние между отверстиями и их размеры делают на глаз. Дудочка с шестью игровыми отверстиями называется шестериком, с тремя – тройником. Для подстройки дудочек используется подвижное нитяное кольцо, с помощью которого регулируется длина голосника. Во время игры вторым, третьим и четвертым пальцами левой руки закрывают сразу на двух дудочках сдвоенные нижние отверстия, а аналогичными пальцами правой руки – три верхние отверстия на шестерике. Строй белгородских пищиков различен. Это зависит как от местной традиции, сложившейся в одном селе или группе сел, так и от индивидуальных особенностей игры жалеечника. Показывая звукоряд инструмента одновременно на двух дудочках, Е. М. Сапрыкин сыграл так (Щуров, 1983, с. 274).

Схема 33

Из приведенной схемы видна различная “трактовка” ступеней звукоряда в зависимости от направления мелодического движения. Это относится к III, IV и VII ступеням. В местной музыкальной традиции пищики играют важную роль. Зафиксированы пастушеские наигрыши на выгон и при возвращении стада. Утренний наигрыш называется “Солнце всходит – пастух с ума сходит”, вечерний – “Солнце садится – пастух веселится” (Щуров, 1983, с. 274).

50. Солнце всходит (сигнальный наигрыш).

51. Солнце садится (сигнальный наигрыш)

Незаменимы были пищики на праздничных гуляньях, в карагодах. Если карагодбольшой, то в нем участвует до трех жалеечников. Один играет, другие отдыхают. “С отдыхом можно играть долго, без отдыха – минут 15-20, больше не выдержать”. С инструментом не расставались, даже идя в поле на работу. Во время передышки, чтобы расправить спину, уставшую от нелегкого труда земледельца, крестьяне любили поплясать под игру на пищиках. Основное место в репертуаре белгородских жалеечников занимают плясовые наигрыши “Карагодная”, “Русского”, “Пастушок”, “Гусачок”, “Журавли”, “Щеголик”, “Кукушка” и др. (Щуров, 1983)[125].

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.