Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кувиклы. Двойная свирель



Кувиклы

Кувиклы [95]– это русская разновидность многоствольной флейты, известной в науке под названием “флейтаПана”. Инструмент представляет собой набор пустотелых трубок различной длины и диаметра с открытым верхним концом и закрытым нижним. Отдельная, входящая в набор трубка называется дудочкой, а сам инструмент – дудочками. Изготавливаются трубки из камыша или тростника, из стебля луговых зонтичных растений. из бузины. Количество дудочек в наборе колеблется в различных селах ареала распространения инструмента от двух до шести.

Из каждой дудочки извлекается только один звук, высота которого зависит от ее размеров. Инструмент издает тихий, свистящий, глуховатый звук. Дудочки в наборе между собой ничем не скреплены. Во время игры их держат у рта свободно одной или двумя руками. Звукоизвлечение осуществляется с помощью струи воздуха, направляемой на острый край верхнего, открытого конца дудочки. Двигая инструмент из стороны в сторону или, наоборот, держа его неподвижно и поворачивая голову, извлекают звуки различной высоты, одновременно голосом нередко вторят с большим искусством звукам инструмента. Таким образом, в кувиклы не только дуют, но и прикрикивают. В результате инструментальные звуки кувикального наигрыша ритмически и мелодически сочетаются со звуками голоса играющей. Играют на русской флейте Пана только женщины.

Кувиклы – реликт глубокой древности. Возникновение подробной музыкальной терминологии, отражающей устройство русского фольклорного инструмента, приемы игры на нем свидетельствует о глубине традиции игры на этом инструменте у русских. Каждая дудочка имеет свое название. И хотя названия их в различных селах неодинаковы, сам принцип обозначения единый. В их названиях находят отражение два фактора: а) тембр и высота издаваемого звука (например, гудок – пищик); б) соположенность рядом стоящих дудочек и местоположение их в наборе (например, гудок – подгудка, гудень – подгудень, третяка – четвертака, пятушка – подпятушка, мизютка – злимизютка и т. д. ). В результате терминологией устанавливается субординация дудочек в наборе (от самой длинной к самой короткой), что позволяет исполнительницам в процессе сыгрывания обмениваться репликами, показывающими, как надо сыграть то или иное место в наигрыше.

Первым обратил внимание на флейту Пана у русских Гасри, давший весьма схематичное и неточное описание ее под названием свирель или свирелка (Гасри, 1795, с. 24-26). На протяжении XIX века в литературе время от времени появлялись свидетельства об игре на кувиклах на территории курского ареала[96]. Эти свидетельства не ускользнули от внимания музыковедов. Н. Ф. Финдейзен со ссылкой на статью А. Мордвинова упоминает о кувичках в “Кратком словаре народных музыкальных инструментов в России”[97]. Это упоминание послужило Н. И. Привалову отправным моментом в его неудачных поисках самого инструмента (подробнее об этом: Банин, Канчавели, 1980, с. 105).

Честь подлинного открытия и научного изучения русской флейты Пана принадлежит К. В. Квитке, Л. В. Кулаковскому и А. В. Рудневой. Результаты наблюдений К. В. Квитки изложены в ряде его неопубликованных рукописей[98]. А. В. Руднева продолжила исследование курскихкувикл, начатое ею совместно с Квиткой. Ей удалось расширить и углубить первоначально полученный материал и, главное, записать и расшифровать большое количество разнообразных наигрышей (Руднева, 1975). Очень ценные сведения о культуре брянских кувикл добыты Л. В. Кулаковским во время экспедиций 1940 и 1953 годов (Кулаковский. 1965). Дополнительный материал по брянскомуподареалу содержится в отчете об экспедиции 1962 года В. Л. Живов[99].

Ареал распространения кувикл на русской этнической территории хотя и невелик, однако занимает очень характерное положение, охватывая один из наиболее древних районов восточнославянского заселения, расположенный в границах современных Брянской, Курской и Калужской областей.

Поскольку ряд особенностей культуры игры на русской флейте Пана (размеры и строй инструмента, способы игры на нем, исполняемые произведения, народная терминология и др. ) в различных селах заметно отличаются друг от друга, каждую из известных местных разновидностей инструмента целесообразно рассмотреть отдельно. Брянская область. Зафиксировано и изучено бытование кувикл в четырех населенных пунктах Брянского и Почепского районов: Дорожеве, Домашеве, Чернетове и Камове. Дорожевский набор состоит из двух дудочек и называется парой. Каждая дудочка имеет свое название: более толстая и длинная – гудок, более тонкая и короткая – подпищик (подписьцик – в местном произношении). Дудочки, составляющие пару, отличаются по длине одна от другой на толщину пальца или чуть больше. Извлекаемые из них звуки по высоте бывают различными. Образуемый между ними интервал может быть любым в диапазоне от большой секунды до уменьшенной квинты.

31. Плясовой наигрыш

Для изготовления кувикл не требуется никаких приспособлений. Стебли зонтичного растения выламываются в месте его “сустава” (узла) таким образом, чтобы один из концов получающейся трубки был наглухо закрыт. Острые края открытого конца получаются также при аккуратном переламывании стебля в нужном месте. Кувиклы держат в руке неподвижно. Поворачивая голову и прикладывая губы то к одной, то к другой дудочке, игруха извлекает два разных по высоте звука. На брянскихкувиклах культивируется преимущественно ансамблевая игра. Дорожевский ансамбль кувикл – это 3-6 игрух, разделенных на две группы. Каждая игруха внутри группы играет на идентичных, настроенных в унисон парах (гудки с гудками, подпищики с подпищиками), но в то же время отличающихся по строю от инструментов другой группы. Обе группы дорожевского ансамбля отличаются одна от другой не только строем кувикл, но и своего рода ансамблевой исполнительской функцией. Первая группа извлекает звуки из кувикл, не перемежая их никакими возгласами, в то же время вторая группа перемежает свою игру приходящимися на сильную долю такта возгласами “га”, “а”, которые называются в Дорожевеспауканьем. Изготовление ансамблевого комплекта кувикл начинают с самой крупной дудки – гудка для первой группы. Затем делается подпищик. При этом сами размеры дудочек подбираются на глаз: подпищик должен быть потоньше и короче гудка. Далее происходит подбор и подстройка в унисон других пар для первой группы ансамбля. При подборе внимание уделяется не только высоте, но и тембру (звук должен быть по возможности громким и ясным – “Кувикла – что надо, а звону в ней нет”, – сказала одни из игрух), и легкости звукоизвлечения. Для второй группы ансамбля, которая во время игры спаукает, кувиклы делаются из стеблей более тонких. чем для первой. В результате общий звукоряд двух пар ансамблевых кувикл оказывается состоящим из четырех ступеней. Звуковысотный обмер этих ступеней для нескольких ансамблевых комплектов дал следующие результаты (Кулаковский, 1965, с. 630.

Схема 18

Как видно из примера, а также из наблюдений над другими комплектами кувикл[100], какого-нибудь постоянного высотного соотношения между ступенями звукоряда не имеется. Поэтому говорить о строе дорожевскихкувикл в обычном смысле этого слова не приходится.

Отсутствие зафиксированного звуковысотного соотношения в звукоряде кувикл является следствием примитивности изготовления инструмента и его сезонности, недолговечности (на зиму кувиклы обычно не сохраняются, а летом всякий раз изготавливаются заново).

Характер исполняемой ансамблем кувикл музыки весьма своеобразен. Негромкие звуки этой музыки раздаются во время покоса, играют и в селе, на улице. Тогда среди игрух появляются и пляшущие.

Ансамблевый наигрыш, сопровождающий пляску, начинает обычно первая группа игрух, отмечающих своими звуками сильную и слабую долю плясового двудольного такта. К ним почти сразу же присоединяется вторая группа игрух. которые вместе с игрой еще и спаукают (См. пример № 31).

Ансамблевая функция первой группы игрух состоит в бесконечном повторении остинатноймелодизированной ритмической фигуры[101]. На фоне этой основной ритмической фигуры второй ансамблевый голос “выводит” как по канве более замысловатую ритмическую фигуру, перемежаемую возгласами “га”, “а” или “гау”.

Спаукальные возгласы произносятся постоянно над одной и той же дудочкой: либо над гудком, как в примере № 31, либо над подпищиком. Иногда уславливаются, что одна игруха будет спаукать в гудок, другая – в подпищик.

Игра на кувиклах сопровождается ударами в ладоши, притопыванием, свистом, выкриками, но никогда не соединяется с пением. Домашевскиекувиклы представляют собой набор из трех дудочек. Такой набор также называется парой[102].

Домашевскиекувиклы были изготовлены зимой из веток бузины. Внутренние каналы трубок, из которых была удалена сердцевина, имели длину от 20, 5 до 8, 5 см. Дудочки домашевскихкувикл имеют следующие названия (в порядке повышения высоты извлекаемого звука): гудок, середянка и мезьянка.

Ансамбль домашевскихкувикл в общем аналогичен дорожевскому и отличается лишь тем, что кувиклы второй группы игрух, которые не только играют, но и папкают[103], настроены ниже, чем кувиклы первой группы ансамбля.

Звукоряд ансамблевого комплекта кувикл состоит из пяти-шести звуков и охватывает диапазон более октавы (Кулаковский, 1965, с. 66)

Схема 19

Чернетовская “пара” кувикл состоит также из набора трех дудочек. Отличительная особенность игры на кувиклах в Чернетове – это умение дуть сразу в две рядом расположенные дудочки и добиваться тем самым простейшего двухголосия.

В селе Камовокувиклы состоят из набора либо двух-, либо трех дудочек: двухствольныекувиклы называются парой, трехствольные – тройчаткой. Отдельные дудочки в кувиклах называются (в порядке повышения извлекаемого звука): гудок, подгудок и пищик (или свистелка). Общий звукоряд камовскихкувикл состоит из трех звуков.

Схема 20

Кувикальный ансамбль в селе Камово состоит из трех-шести игрух. Наилучшим составом считается ансамбль из четырех “пар” и двух тройчаток. На камовскихкувиклах записано исполнение пьесы также танцевального характера.

В Курской области искусство игры на кугиклах[104] достаточно подробно изучено в шести населенных пунктах: села Высокое и Гахово (Медвединского района), села Плехово и ЧерныйОлех (Суджанского района), деревня Будищи (Больше-Солдатского района) и село Долженково (Обоянского района).

Изготавливаются курскиекугиклы значительно тщательнее, чем брянские. В качестве материала особенно ценится зрелый тростник, имеющий сухие стебли с тонкими и гладкими на внутренней стороне стенками.

Набор курских кугикл состоит из трех, четырех (редко), пяти или шести (очень редко) трубок и называется парой независимо от количества входящих в него трубок.

При игре на пятиствольныхкугиклах инструмент держат обеими руками, передвигая из стороны в сторону и одновременно немного поворачивая голову навстречу движению инструмента. Трехствольные кугиклы держат одной рукой; головой во время игры на них не вращают.

Порядок расположения трубочек в кугиклах у различных игриц разный и зависит от индивидуальной привычки. которая складывается в процессе научения. Все же чаще встречается расположение в восходящем (по высоте звуков) порядке слева направо (по отношению к играющему).

На курскихкугиклах практикуется как одиночная, так и, главным образом, ансамблевая игра. В результате не только сложился довольно четкий и постоянный, хотя и не везде одинаковый, состав однородного кугикального ансамбля, но и разработан специальный ансамблевый инструментарий. В Суджанском, Большесолдатском и Обоянском районах в состав кугикального ансамбля входит четыре пары кугикл: две пятиствольные и две трехствольные.

Ансамблевые функции пятиствольных “пар”, имеющих одинаковый звукоряд, – исполнять мелодию наигрыша, которая “расцвечивается” обычно выкриками голосом слогов “фиф-каф”. Поскольку “фифкать” одновременно с игрой довольно утомительно, кугикальницы, играющие на мелодическихкугиклах, договариваются фифкать по очереди.

Трехствольные кугиклы выполняют функцию гармонического сопровождения партии мелодическихкугикл. В соответствии с ансамблевой функцией трехствольныхкугикл выработалась особая музыкальная терминология. По отношению к ним никогда не говорят играть[105], как по отношению к мелодическим пятиствольным, но всегда говорят придувать, то есть сопровождать. А сами трехствольные кугиклы называются придувальными.

Из двух входящих в ансамбль трехствольных кугикл одни называются малыми придувальными, другие – большими придувальными. Они имеют различный звукоряд. (См. схему 21).

Уже само строение звукорядов большой и малой придувающих пар подсказывает, что ансамблевые функции исполняемых на них голосов несколько различны. Вместе с тем, ограниченный объем их звукорядов указывает на вспомогательную, соподчиненную роль их по отношению к ансамблевой функции мелодической пары (Руднева, 1975, с. 155).

 

 

32. Под мельничкой(плясовой наигрыш)

Наиболее закаленная игра, как охарактеризовали ее сами игрицы, отмечена экспедициями 1937 и 1940 годов в селе Плехово. В те годы там существовал смешанный инструментальный ансамбль, в который входили, помимо однородного ансамбля из четырех кугикл, две жалейки и скрипка. По словам руководителя этого ансамбля Я. Я. Гламоздина (местного колхозника), умеющих играть на кугиклах женщин в Плехове в 1940 году насчитывалось более ста.

Плеховскиекугиклы, входящие в ансамблевый комплект, имеют следующие звукоряды (Руднева, 1975, ).

Схема 21

Как видно из схемы № 21, каждая пара придувальныхкугикл имеет по несколько общих звуков с мелодической парой. Такое согласование звукорядов достигается при изготовлении кугикл, в процессе довольно тщательной их подстройки. Для того, чтобы гудень и подгудка большой придувальной пары, а также подгудка, третяка и четвертака малой придуальной пары сходились или слаживались с одноименными дудочками пятиствольной пары, добиваются унисонного звучания одноименных дудочек, опуская в подстраиваемую дудочку мелкие камешки или зерна подсолнуха и тем самым укорачивая ее внутренний канал (подробнее об изготовлении и настройке кугикл – Руднева, 1975, с. 143-144). Аналогичный плеховскому звукоряд кугикл был отмечен в селах Черный Олех и Будище. Отличие состояло только в высоте самого низкого звука, издаваемого гудком. Как сказала одна из игриц, “гудки пускают больше без меры, чтобы они дужейгук давали”[106]. В соответствии с этим звуковысотный обмер черноолеховского гудка дал ля бемоль первой октавы, будищенского – соль (Руднева, 1975, с. 146).

 

Схема 22

Кроме того, дудочки в наборе черноолехскихкугикл имели несколько отличающиеся от плеховских названия: гудок, гудень, подгудень, средняя, злимизютка[107], мизютка.

Особенности ансамблевой игры на кугиклах во всех обследованных селениях Суджанского, Большесолдатского и Обоянского районов в основном одинаковые. Ансамблевые функции между исполнительницами распределяются так, чтобы одни играли, а другие придували. Исполняющие мелодический голос наигрыша должны уметь фифкать.

Традиция, несколько отличающаяся от вышеописанной, сложилась в Медвенском районе (села Высокое и Гахово). Звукоряд гаховской пары кугикл имеет не шесть, а только пять звуков в объеме квинты (по сравнению с плеховским нет гудка). Названия некоторых дудочек также отличаются от плеховских: гудень, подгудень, средняя, подпятушка, пятушка. Абсолютная высота звукоряда на полтона и тон ниже (См. схему № 22). Ансамбль также состоит из двух групп. Однако здесь нет подразделения на разнородные ансамблевые голоса: одни играют на пятиствольной паре) в синкопированном ритме, отставая от первой группы на одну шестнадцатую (Руднева, 1975, с. 150).

33. Приехали ярманы (плясовой наигрыш)

Несмотря на ограниченный диапазон кугикл, исполнительницы добиваются большого разнообразия в мелодиях плясовых наигрышей, при этом используют нередко не все пять звуков. “Бувае на всех зли рта водишь, – говорили игрицы в селе Высоком, – а есть такие, шо дону дудочку утягиваем” (Руднева, 1975, с. 159). В таком случае дудочку из набора не вынимают, хотя они ничем не скреплены между собой, а лишь утягивают, то есть опускают на палец ниже общего уровня верхних концов дудочек.

По словам игриц, наигрыши “Тимоня” и Чибатуха” играются на всех дудочках пары, наигрыши “Батюшка” и “А у старого мужа” – без подгудня, наигрыши “Параня” и ”Смиренушка” – без средней. Однако эти сведения, как показали расшифровки наигрышей, не всегда совпадают с фактическим исполнением.

Репертуар наигрышей на курских кугиклах довольно обширен. Его составляют различные плясовые наигрыши, имеющие, как правило, песенную первооснову. Все они делятся на две группы: наигрыши для пляски с использованием фигур в три ноги (“Камаринская”, “Смиренушка” и др. ) и с использованием фигур в две ноги (“Тимоня”, “Чибатуха” и др. ). Иногда во время пляски выкрикивают коротенькие припевки. Однако это, видимо, нетипично; один из наблюдателей сделал такое замечание: при этой музыке песен не поют, лишь раздается дружный топот трепака (Мордвинов, 1871, с. 258).

 По сообщению Квитки, наигрыши, исполняемые на кугиклах, называются песнями. Эти песни или точнее коротенькие песенки имеют слова, которые пляшущие время от времени поют, а играющие, исполняя наигрыш, произносят мысленно.


Одинарная свирель

Одинарная свирель является инструментом типа продольной флейты и представляет собой простую деревянную (иногда металлическую) дудку с различным количеством игровых отверстий и со свистковым приспособлением на верхнем конце для возбуждения звука. Обычно свирель изготавливается либо из куска пустотелого тростника, либо из цилиндрического куска дерева, в котором делается звуковой канал. Конструкция свисткового приспособления для возбуждения звука в разных типах одинарной свирели различна.

Одинарная свирель – инструмент, изученный недостаточно. Исследованием традиции игры на нем занималась по существу одна А. В. Руднева. Отдельные наблюдения имеются также у Привалова, уКвитки, у Щурова и др. В 1940 г. И. Горюнов привез две одинарные свирели из Смоленской области, однако игрецов на таком инструменте ни ему, ни Квитке найти не удалось. Длина этих свирелей была различной – примерно 26 и 33 см. Обе имеют по шесть игровых отверстий, расположенных с лицевой стороны. На тыльной стороне игровых отверстий нет. Отверстие верхнего конца дудки заделывается с помощью шпунта так, чтобы оставить узкую щель для вдувания воздуха. На верхнем конце дудки делается косой срез, который охватывает примерно 2/3 диаметра трубки. Шпунт является акустически важной конструктивной деталью смоленской дудки.

Другой разновидностью одинарной свирели является терская дудка, описанная Приваловым. Терские казаки, потомки выходцев понизовой вольницы, делают дудку из пустотелого толстого тростника или из прямой древесной ветки с выбитой сердцевиной. Однако в отличие от смоленской свирели этот инструмент не имеет специального свисткового устройства. Струя воздуха пускается через зубы на верхний край ствола, отчего и происходит возбуждение звука. Длина терской дудки 60 см, диаметр 2 см. Звук ее настолько громкий, что она применялась для сопровождения целого хора мужских голосов (Привалов, 1909, с. 135-136).

Область распространения одинарной свирели на русской этнической территории довольно широка. Бытование этого инструмента зафиксировано в Калининской, Смоленской, Курской, Калужской, Белгородской и других областях. Наиболее обследованным участком ареала одинарной свирели является Курская область[108], где сосуществуют две разновидности одинарной свирели – со специальным свистковым устройством и без него. Первая разновидность называется пыжаткой, вторая – дудкой[109]. Пыжатка имеет шесть игровых отверстий, расположенных на лицевой стороне инструмента, дудка – только пять. У гудила их шесть – пять на лицевой стороне и одно на тыльной. Пыжатка всегда длиннее дудки: средняя длина первой около 43 см, второй около 33 см. Гудило по размерам занимает среднее положение между дудкой и пыжаткой. Верхний конец пыжатки, близкой по конструкции к смоленской одинарной свирели, в отличие от последней, не имеет косого среза. Поэтому форма ее свисткового устройства несколько иная. На верхнем конце курской дудки также имеется косой срез. Однако ее верхний конец, в отличие от пыжатки и смоленской свирели, не закрыт втулкой.

У курской дудки, как и у терской, имеется только часть свисткового устройства – окошечко, на острый край которого направляется тонкая струя воздуха. Роль остальных частей свисткового устройства выполняют нижняя губа и особым образом сложенный язык исполнителя.

Особенность устройства свисткового приспособления различных видов одинарной свирели не имеет принципиального значения. Специфику инструмента и исполняемых на нем наигрышей определяют количество и расположение игровых отверстий. Так, в селе Черный Олех металлическую свирель с шестью игровыми отверстиями на лицевой стороне исполнители упорно называли не дудкой, а пыжаткой, несмотря на то что инструмент не имел пыжа, и свистковое устройство у него “возникало”, как у дудки с пятью игровыми отверстиями, только в процессе игры.

Об этом же свидетельствует малоизученная разновидность курской свирели – гудило. Хотя специфика возбуждения звука на ней точно такая же, как у дудки, эта разновидность свирели имеет особое название.

Курские духовые инструменты, относящиеся к типу свирели, используются наряду с другими инструментами (жалейкой, скрипкой, кугиклами, балалайкой) главным образом для ансамблевой игры. Вместе с тем, на курском ареале существует и сольная традиция свирельной музыки, изученная на настоящий момент по сравнению с ансамблевой значительно меньше.

Дудка – наиболее распространенный в Курской области духовой инструмент, на котором играют исключительно мужчины. Обычно дудка изготавливается из ветки клена или черемухи, однако встречаются также металлические дудки, например сделанные из ствола старого ружья.

Для изготовления деревянной дудки берут ветку клена и высверливают в ней специальным буравчиком сердцевину. Ветки срезают весной, очищают от коры. После высверливания сердцевины готовые трубки высушивают на печке или на солнце. Если дудку делают из сыроватой ветки, то кору не снимают, чтобы инструмент в дальнейшем не потрескался.

Верхний конец дудки срезается наискось – корытцем. На расстоянии примерно 1 см от края на лицевой стороне верхнего конца вырезается четырехугольное окошечко – часть свисткового приспособления. Затем вырезают игровые отверстия. Если дудка не предназначается для игры в ансамбле, игровые отверстия прорезываются обычно на глаз. Однако, если предполагают использовать дудку для ансамблевой игры, ее тщательно настраивают по пыжатке (Руднева, 1975, с. 172).

Звукоряд дудки охватывает шесть ступеней. Самый низкий звук извлекается из инструмента с закрытыми игровыми отверстиями, все последующие – путем постепенного открывания их снизу вверх. Самый высокий употребляется редко (Руднева, 1975, с. 173).

Схема 23

В Суджанском и Медвенском районах исполнителей на дудке называют дудареями (единственное число дударей) или дудачеями (по свидетельству Рудневой, такое слово встречается в народной песне). Для игры на дудке от дударея требуется особое искусство дутья. Дудка берется в рот так, что с помощью нижней губы наглухо закрывается отверстие верхнего конца дудки, а с помощью сложенного желобочком языка, который касается кончиком свисткового окошечка, создается и направляется тонкая струя воздуха. При этом дудка держится почти параллельно корпусу дударея.

На дудке легко возникает октавноепередувание. Когда игра не ладится (например, ввиду большого перерыва в игре), передувание возникает часто, отчего создается резкий, неприятный призвук. Опытные дудареи стремятся играть без передувания, добиваясь звучания тихого, но чистого (“Чибатуха” – Руднева, 1975, с. 151, 174).

34. Чибатуха (плясовой наигрыш)

Пыжатка – местное название одной из разновидностей одинарной свирели, полученное ею от названия втулки свисткового устройства, именуемой пыжом[110]. По сравнению с дудкой встречается значительно реже. Выделывание заготовок для пыжатки такое же, как для дудки. На заготовке прорезается сначала четырехугольное окошечко – свистушка – со специально заостренной нижней стороной, затем забивается пыж и вырезаются игровые отверстия так, что свистушка оказывается на тыльной стороне инструмента.

Первым вырезается самое верхнее игровое отверстие – точно посередине заготовки. Затем, согласно привычному положению всех участвующих в игре пальцев, на глаз вырезаются остальные пять отверстий. При этом шесть игровых отверстий пыжатки делятся на две группы: верхние три расположены между собой на расстоянии 2, 5 см и предназначены для пальцев левой руки, нижние три (на таком же расстоянии друг от друга) – для пальцев правой руки. Расстояние между соседними отверстиями, относящимися к разным группам, порядка 4, 5 см.

Диаметр игровых отверстий порядка 5 мм. Иногда верхние отверстия делаются по сравнению с остальными меньшего диаметра – порядка 2 мм, чтобы они не вносили в тембр пыжатки сипящего оттенка.

Чтобы придать звучанию пыжатки необходимый тембр, как говорят носители, чтобы инструмент не вищел, а тарахтел, или бурахчел, верхнюю часть окошечка заматывают ниткой или закрывают кусочком воска. Некоторые исполнители добиваются аналогичного тембрового эффекта с помощью положения нижней губы, которой часть окошечка также слегка прикрывается.

С помощью подрезания нижнего конца звучание новой пыжатки подстраивается под звучание уже готовых, настроенных. Звукоряд пыжатки (без передувания) охватывает восемь звуков. Самый низкий звук получается, когда все игровые отверстия закрыты, последующие ступени звукоряда – путем последовательного открывания игровых отверстий снизу вверх (Руднева, 1975, с. 167).

Схема 24

Восьмой звук извлекается, когда все игровые отверстия, кроме одного верхнего, закрыты. Верхнее отверстие прорезано точно посередине ствола пыжатки. В открытом состоянии (при условии, если все остальные закрыты) оно способствует образованию узловой точки точно посередине колеблющегося столба воздуха, что и приводит к образованию звука, лежащего октавой выше основного тона инструмента.

 Перед игрой пыжатку, как и многие другие духовые деревянные инструменты, смачивают водой. Как показывает анализ наигрышей на пыжатке, в процессе игры не все ступени звукоряда равноупотребительны. Главный упор во время игры делается на I и IV ступени звукоряда[111]. Вторая и третья ступени имеют главным образом мелизматическое значение и встречаются не у всех исполнителей. Основная игра выполняется пальцами левой руки с использованием IV, V, VI и VIII ступеней звукоряда[112] (См. приложение, № 35).

Пыжатка используется в основном как ансамблевый инструмент при исполнении плясовых наигрышей. В ансамблевой игре ей принадлежит роль аккомпанирующего инструмента, подобная роли больших придувальныхкугикл.

 Большими возможностями обладает пыжатка и как сольный инструмент. Традиция игры на пыжатке вне ансамбля изучена слабо. В сольной игре на пыжатке исполняются как плясовые, так и песенные мелодии (Руднева, 1975, с. 169).

35. Камаринская (плясовой наигрыш)

Встречается совместная игра на двух одинарных свирелях, как на пыжатках, так и на дудках. При этом наигрыш исполняют либо по очереди – один играет, другой отдыхает, либо двухголосно – один инструмент ведет мелодию, другой вторит ей (звукозапись наигрышей на двух белгородских дудках – диск “Мелодия” С20-09049-50).

 

Двойная свирель

Двойная свирель состоит из двух однотипных дудок неравной длины. Каждая дудка имеет свистковое приспособление для вдувания воздуха и по три игровых отверстия – два с лицевой стороны и одно с тыльной. Размеры двойной свирели колеблются в широких пределах. Длина большой дудки 29-47 см, малой – 22-35 см, внешний диаметр 1, 3-2, 3 см. Диаметры входящих в комплект дудок могут быть либо одинаковыми. либо немного различными.

Для игры верхние концы обеих дудок, имеющие небольшой скос, берут в рот и дуют в них. Обычно большую дудку держат в правой руке, малую – в левой, но бывает и наоборот, в зависимости от привычки игреца. В процессе игры указательным и средним пальцами прикрывают отверстия на лицевой стороне дудки, большим пальцем прикрывают отверстие на тыльной стороне, мизинцем поддерживают дудку снизу, безымянный палец остается свободным. Звуки извлекаются из обеих дудок либо одновременно, либо последовательно. Дудки связаны между собой шнуром за нижние концы, в которых проделываются для этого специальные отверстия. Во время игры двойная свирель держится так, что нижние концы дудок расходятся.

 Довольно подробное описание двойной свирели имеется и у Штелина, и у Гасри, и у Тучкова. Привалов не без основания предположил, что в “Реэстре Петра I” под термином “черненые свирели” имеется в виду этот же инструмент. Им же впервые предпринято подробное исследование как самого инструмента, его устройства, строя, приемов игры, так и традиции бытования в Смоленской губернии (Привалов, 1909). В 1916 г. М. Е. Пятницкий впервые записал на фонограф игру на двойной свирели. Наиболее ценные и достоверные сведения добыты И. Горюновым и К. Квиткой (Горюнов, 1941; Квитка, 1940 а, 1973 а).

Общее количество записей на фонограф игры на двойной свирели в 1940 г. Горюновым и Квиткой составляет около ста номеров[113] и охватывает семь различных исполнителей[114]. Несколько записей сделано также Т. Н. Казанской (в 1962 г. ) и И. А. Истоминым (в 1965 г. [115]). Более половины записанных наигрышей расшифровано[116], однако лишь незначительная часть их опубликована (Агажанов, 1949, с. 14, 34, 35, 39; Зданович, 1950, № 80-82 – записи М. Е. Пятницкого). Все эти сведения и легли в основу настоящей главы.

Двойная свирель не была равномерно распространена по всей русской этнической территории. Зафиксированный в литературе и частично изученный район ее бытования охватывает Смоленскую область, а также некоторые районы Калужской, Брянской и Калининской областей. Не исключено, что она существовала и в других областях России[117]. Однако наиболее глубокие традиции игры на этом инструменте несомненно находятся в смоленских землях.

Внутри Смоленской области традиция игры на двойной свирели распространена также неравномерно. По наблюдениям И. Горюнова и К. Квитки, она сосредоточена главным образом в центральных и юго-западных районах (Смоленском, Духовщинском, Краснинском, Шумячском, Рославльском). Есть сведения о существовании двойной свирели и во многих других районах области, в том числе в восточных.

Кроме названий, перечисленных выше, двойная свирель в Смоленской области имеет еще следующие местные названия: двойчатки, двойни, параняты, свистульки. Они употребляются наряду с более распространенным народным термином дудки и служат для отличия двойной свирели от одинарной, бытование которой зафиксировано в этой области и которая называется здесь одиночкой или просто дудкой[118].

Инструмент изготавливают из крушины, орешника, клена или ясеня. Сначала с осени делают заготовки – напиливают болванки нужного размера, которые затем просверливают насквозь, и они сохнут целую зиму. После сушки весной пустотелые цилиндрические болванки выстругиваются, внутренний канал прожигается с помощью специально приспособленного железного прута, вырезаются боковые отверстия. Нижний конец болванки прочно заделывается. В верхний конец вставляется шпунт – цилиндрической формы короткая втулка с продольным срезом. Продольный срез делается для того, чтобы после забивания шпунта образовался голосник – узкая щель между втулкой и стенкой корпуса для вдувания воздуха. Забивание шпунта – один из самых ответственных моментов в изготовлении дудки.

Всего боковых отверстий в дудке пять, из них три – игровые. Два отверстия, расположенные на лицевой стороне, называются перябирками, одно, расположенное на тыльной, – клапаном. Три игровых отверстия позволяют извлекать из каждой дудки (без передувания) четыре различной высоты звука, образующие ее основной звукоряд. Отверстие, в которое продевается шнур, соединяющий обе дудки, также имеет, по мнению изготавливающих двойную свирель игрецов, значение. Оно служит для того, чтобы дудки подгонять под согласие. Наконец, пятое отверстие, расположенное рядом с внутренним концом втулки свисткового устройства, называется окошком и является обязательной составной частью свисткового устройства.

Поиск необходимого отношения длин большой и малой дудок двойной свирели, как и положения игровых отверстий на них, осуществляется с помощью специальных трафаретов с нарезами на месте отверстий. Эти трафареты являются своего рода зафиксированным результатом многовекового предыдущего опыта инструментальных мастеров. Интересно, что для определения длины малой дудки найдено правило: если сложить дудки верхними концами вровень, то нижний конец малой дудки должен совпасть с верхним краем верхнего игрового отверстия большой дудки.

После того, когда размеры дудок подобраны, а игровые отверстия прорезаны, осуществляется настройка инструмента. Чтобы пару дудок в согласие привести, нужно все игровые отверстия на малой дудке закрыть, а на большой, наоборот, все оставить открытыми. Если при одновременном звучании дудки турлычат, то есть дают унисон с биениями, значит, настройка неправильная. Необходимо либо одну из дудок укоротить, либо добиться согласия с помощью прорезания отверстий, в которые обычно продевается соединительный шнурок. Таким образом, строй дудок должен быть между собой согласован так, чтобы самый высокий звук основного звукоряда большой дудки совпадал с самым низким звуком основного звукоряда малой.

В целом звукоряд двойной свирели (без передувания) охватывает семь звуков (два слитно соединенных тетрахорда). Звуковысотное соотношение ступеней в звукоряде различных экземпляров двойной свирели различно.

Наиболее распространенный строй – натуральный минор и миксолидийский мажор, в процессе игры нередко взаимно переходящие друг в друга. В этом случае обе дудки имеют одинаковое соотношение ступеней в тетрахорде (Привалов, 1909, с. 118, 120) – звукоряды выделены направлением штилей.

Схема 25

Особенность интонационной специфики свирельных наигрышей состоит в том, что III и VI ступени звукоряда инструмента приближаются по звучанию к нейтральной интонации, средней между высокой (мажорной) и низкой (минорной). Причем у одних экземпляров эти нейтрально звучащие ступени располагаются ближе к мажорной интонации, у других – к минорной. Так, наигрыши в исполнении Ф. Баранова, С. Борисова и К. Исаченко чаще звучат мажорно, в исполнении И. Савченко – минорно. Однако эти же исполнители (на том же инструменте, но в других наигрышах) приближались по звучанию к минору (или, наоборот, к мажору). Умение интонационного переосмысления строя инструментов в процессе исполнения требует, очевидно, большого игрового искусства и свойственно не каждому игрецу. Например, И. Савченко свои минорного оттенка наигрыши на свирели исполнял в то же время голосом с отчетливо выраженной мажорной интонацией, то есть преодолеть минорный оттенок звучания своего инструмента при исполнении мажорного наигрыша ему не удавалось (Агажанов, 1949, с. 14).

36. Ходила я по горенке

Несколько реже встречаются экземпляры двойной свирели с различным соотношением ступеней в тетрахордах большой и малой дудки[119]. Наиболее характерная особенность звукоряда в целом у таких инструментов – дорийская секста.

Схема 26

Различная настройка большой и малой дудки в одном экземпляре двойной свирели не случайна и связана также с необходимостью исполнять наигрыши как мажорного, так и минорного наклонения. Для наигрышей минорного склада используется исполняемый на большой свирели нижний тетрахорд, I ступень которого принимает на себя функцию основного тонического устоя наигрыша. Нередко затрагиваемая в наигрыше третья ступень верхнего тетрахорда, образующая по отношению к основному устою интервал большой сексты, придает ладовой характеристике дорийский оттенок.

37. Закатилось солнышко

В произведениях мажорного склада, к которым относится большинство исполняемых на двойной свирели плясовых наигрышей, основной ладовый устой располагается на I ступени верхнего тетрахорда инструмента. При этом дорийский звукоряд инструмента трансформируется в миксолидийский. В качестве доминантовых звуков лада, наряду с I ступенью нижнего тетрахорда и II ступенью верхнего, нередко затрагивается III ступень нижнего тетрахорда, оказывающаяся VII низкой ступенью полного мажорного (миксолидийского) лада.

38. Голубец

Наконец, встречаются двойные свирели, имеющие весьма необычный строй. Так, один из купленных Приваловым инструментов, был настроен так (Привалов, 1909).

Схема 27

Горюнов также отметил в своем отчете, что Ф. Герасимов (д. Студенец, Шумячского района) играл на инструменте с необычным строем (к сожалению, строй оказался незафиксированным). Это было особенно заметно при неудачной попытке Герасимова сыграть на дудках, изготовленных в Лукиничах, те же песни, которые он только что сыграл на своих дудках.

Итак, звуковысотное соотношение ступеней звукоряда малой и большой дудок, входящих в комплект двойной свирели, может быть и одинаковым, и различным. Во всех случаях, описанных Приваловым, Горюновым и Квиткой, постоянным является только соотношение первых ступеней в звукорядах обеих дудок, равное чистой кварте. Сведения Штелина, что это соотношение может быть выражено не только квартой, но и терцией, квинтой, октавой или унисоном (Штелин, 1935 а), остаются пока ничем не подкрепленными. Так как размеры дудок двойной свирели бывают самыми различными, абсолютная высота ее строя (по I ступени звукоряда) изменяется также в широких пределах: от фа диез первой октавы до ре диез второй октавы (судя по имеющимся записям наигрышей).

На обеих дудках легко возникает октавноепередувание, в результате общий звукоряд двойной свирели достигает двух октав. С помощью передувания мелодия может быть исполнена на октаву выше. Так, по свидетельству Привалова, И. Михайлов “играл исключительно на верхних октавах” (Привалов, 1909, с. 117). Другой игрец – Г. Лапин – “играл на свирелях очень красиво, то извлекая звуки из нижней октавы, то из верхней. При этом он, как и предыдущий игрок, всегда дул в обе одновременно. Тон инструмента был мягкий, меланхоличный; помню, что особенно хорошо выходила песня “Как у наших у ворот” (там же, с. 118).

Горюнов специально подчеркнул красоту звучания инструмента в нижней октаве по сравнению с верхней. Однако все записи сделал звучащими в верхней октаве, так как тихое звучание двойной свирели в нижней октаве фонографом, по его словам, “не воспринималось”.

При исполнении большинства наигрышей игрецы ограничиваются первыми 5-6 ступенями звукоряда, особенно в песенных наигрышах. Нередко в таких наигрышах вместо I ступени появляется VIII, достигаемая с помощью передувания. В других наигрышах используется полный семиступенный диатонический звукоряд.

Употребление звуков и нижней, и верхней октавы свирели в одном произведении встречается редко (“Голубец” – Приложение, № 38; Зданович, 1950, № 82). Надо полагать, что применение приема перехода из нижней октавы в верхнюю в данном и других подобных случаях предусматривает вполне определенную цель. Оно призвано, если не преодолеть, то хотя бы частично компенсировать слабое тяготение нейтральной III ступени звукоряда инструмента к IV, являющейся основным устоем мелодии данного наигрыша, с тем, чтобы придать ее каденционному построению более завершенный вид. Достигается это двумя моментами: а) перенесением основного устоя наигрыша из гармонического в мелодическое положение в завершающем двузвучии ми – соль диез; б) исполнением короткого трехзвукового форшлага, более легко и естественно получающегося при сильном дутье именно в верхней октаве инструмента, в которой инерции движения от I к V ступени звукоряда инструмента (в верхней октаве) вполне достаточно, чтобы “замаскировать” слабое тяготение IV ступени к V.

Объединение двух дудок в один инструмент дает возможность исполнения двухголосных мелодий одним игрецом. Привалов обратил внимание на то, что из слышанных им игрецов двое “всегда дули в обе флейты одновременно”, а двое других – “и в каждую отдельно, и в обе вместе”. Среди игрецов, обследованных Горюновым и Квиткой, не оказалось играющих сплошь двузвучиями. Двузвучия появляются в их игре не часто. Чаще игрец немного отодвигает от губ то одну, то другую дудку, чтобы извлечь один звук, а не два одновременных. Более искусные игрецы отодвигали дудки от губ едва заметно, менее искусные – весьма заметно (Квитка, 1973, с. 245).

Другой прием перехода от одноголосия к двухголосию и наоборот описал в своем отчете Горюнов. Со слов игреца К. Власенкова (д. Палом Шумячского района) Горюнов установил, что в процессе игры язык толкется около дудок, вырабатывает, то есть в соответствующих местах наигрыша языком перекрывается голосниковое отверстие то одной, то другой дудки.

Двухголосные звуки мелодии игрецы на двойной свирели называют переливными голосами. Тот же К. Власенков нашел, что дудки, сделанные в деревне Лукиничи, не вполне качественны – на оборотах разнят в одиночку, а должно быть так: играешь на двух, а выливается как в одну.

 Наиболее типичной для двухголосных свирельных наигрышей является, судя по зафиксированным образцам, терцовая втора. В некоторых наигрышах на протяжении одной музыкальной строфы втора появляется несколько раз, охватывая по 2-3, а иногда и более звуков мелодии. Употребление вторы в завершающей строфу каденции для лирических песен почти обязательно (Приложение, № 36). Двузвучия в виде проходящих секунд, кварт, квинт и секст появляются в наигрышах в качестве эпизодическогодвухголосия значительно реже терций.

Двухголосие наигрышей на двойной свирели требует особого способа фиксирования при расшифровке фонограмм: для понимания структуры наигрыша и техники игры на инструменте важно фиксировать не только сами двухголосные созвучия, но и отмечать, на какой из дудок извлечен тот или иной звук. С этой целью во всех наигрышах нами принято следующее правило: звуки, извлекаемые на большой дудке, имеют штили вниз, на малой – штили вверх.

Мелодика свирельных наигрышей имеет яркие черты, обусловленные спецификой инструмента, особенностями его устройства и приемов игры на нем. К ним относится обильная мелизматика (различные форшлаги, морденты, триоли), темповое рубато, связанное с поочередным включением в игру то одной, то другой дудки. Особое внимание в строении наигрышей на двойной свирели привлекает значительная роль кварты, образующейся в результате использования первых ступеней звукоряда обеих дудок. В наиболее древних образцах народного творчества, к которым относятся майские песни календарного цикла, квартовое строение наигрышей является результатом действия древнейшего принципа мелодического формообразования, опирающегося на звукоряд с квартовой периодичностью.

39. Мы пойдем, девочки

В более поздних песнях с мелодикой квинтового строения, какими являются, например, лирические песни, роль кварты также весьма заметна, особенно в каденционных построениях (См. приложение, № 37).

Репертуар наигрышей на двойной свирели обширен и весьма разнообразен. Его составляют инструментальные транскрипции песенных, плясовых и танцевальных произведений народного творчества. К хореографическому разделу репертуара относятся оригинальные варианты плясовых: “Барыни”, “Камаринской”, “Русского”, “Голубца” и других, называемых в Смоленской области скаковыми или скакухами. Эта часть репертуара свирельных наигрышей записана в исполнении большинства обследованных игрецов. Отмечена особая приверженность некоторых игрецов именно к плясовой части репертуара. Так, игрец Ф. Шнеев исполнял танцы, по свидетельству Горюнова, с темпераментом и более непосредственно, чем Ф. Баранов. Другой игрец, А. Григорьев, песен в момент обследования уже совсем не помнил, но зато играл плясовые наигрыши. В то же время более поздние танцы на двойной свирели почти не зафиксированы[120].

Многочисленные песенные наигрыши, составляющие бульшую часть репертуара, представлены произведениями, различными по песенно-жанровым истокам. Это – календарные, в частности, майские или, как их называют смоляне, маёвськи (“Мы пойдем девочки завивать веночки”) и масленичные (“На проходе все веселые наши деньки”); свадебные (“Взвился рой над горой”); лирические (“Сохнет, вянет в поле травка”, “Ой да кто поверит моему горю”, “Распечаль моя головка” и др. ). Есть сведения о пении припевок (частушек) с сопровождением на двойной свирели (Духовщинский район), то есть о жанре, в котором инструментальное начало в партии сопровождения как бы намеренно противопоставляется вокально-речитатив-ному характеру солирующего голоса. В зафиксированном репертуаре много песен-баллад, городских романсов, встречаются песни композиторского творчества.

Мелодии как обрядовых, так и необрядовых песен исполняются либо в виде сопровождения пению (См. приложение, № 36), либо, чаще, как самостоятельные инструментальные наигрыши. В результате опроса игрецов установлено, что исполнение каждого наигрыша (без пения) оканчивается тогда, когда оканчиваются слова соответствующей песни, которую исполнитель во время игры держит в уме. Инструментальными же в строгом смысле слова являются лишь некоторые плясовые наигрыши. Бытовая функция и эстетическое назначение наигрышей на двойной свирели изучались недостаточно. По свидетельству игреца А. Романова, он играл на дудках обыкновенно для себя, особенно в ночном, у лошадей. На вечеринках у них играли больше на скрипке или на гармошке. По другим сведениям, дудки применялись не только на пастьбе, в ночном (наравне с жалейкой – пищиком, по местному названию), но и на вечеринках, где на них исполнялись песни и особенно пляски.

Известно, что многие игрецы на двойной свирели достигали большого искусства владения инструментом. По описанию Привалова, рабочие Путиловского завода Ф. Лесников и О. Дудкин, выходцы из крестьян Смоленской губернии “искусно и с большой техникой играли на принесенных ими деревенских свирелях; при этом виртуозы исполняли все возможные для этих двойных флейт музыкальные приемы, то есть игралось на каждой свирели отдельно или же на обеих вместе, слышались пиано и форте, блестящие пассажи; мягкий и преимущественно свойственный характеру инструмента звук низких нот – на верхних регистрах достигал неслыханной еще мною до того силы. Кроме того, закрывая иногда пальцем половину голосового отверстия, эти искусники производили и полутон, то есть умели исполнять на своих первобытных флейтах как мажорные, так и минорные мелодии” (Привалов, 1909, с. 120).

Выдающимся игрецом на двойной свирели был Стратон Петрович Егоров (умер около 1935 г. в возрасте 89 лет) – крестьянин деревни Щетинино (Смоленский район). По воспоминаниям о Стратоне, записанным Горюновым, в 1912 г. на выставке изделий Талашкинских мастеров для этого замечательного игреца был выстроен специальный павильон, в котором он демонстрировал игру на двойной свирели. По отзыву известного народного скрипача И. Мефодова “Стратон был такой музыкант, что лучше не было, не будет и быть не может”.

Записанные Горюновым легенды, сложившиеся вокруг имени Стратона, настолько заинтересовали Квитку, что он не только не пожалел затратить множество усилий для их проверки, но и посвятил несколько страниц своей работы о двойной свирели этому вопросу, придав ему методологический ракурс (Квитка, 1973 а, с. 232-235).

Игра Стратона, к сожалению, никем не зафиксирована. Среди записанных на фонограф игрецов самым выдающимся, по мнению Квитки, является Ф. Гончаров.

Недостаточно изучены также ансамблевые возможности и функции двойной свирели. Кроме использования двойной свирели в ансамбле с хором, есть сведения о том, что игра танцев на ней сопровождалась бубном. Наряду с двойной свирелью широко применялись в Смоленской области цимбалы и скрипка, причем известно, что цимбалы использовались и как солирующий, и как ансамблевый инструмент (совместно с гармошкой и скрипкой). Есть косвенное указание на использование двойной свирели также в ансамбле со скрипкой. Так, в отчете Горюнова зафиксирован рассказ игреца Ф. Баранова о том, как скрипка подстраивается под дудки: на большой дудке закрываются все игровые отверстия и извлекается звук, по которому настраивается вторая струна скрипки.

 

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.