Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Одинарная жалейка



Этот неприхотливый и несложный в изготовлении инструмент, имеющий множество разновидностей, представляет собой коротенькую деревянную трубочку с различным количеством игровых отверстий (от двух до семи). На нижнем конце трубочки укреплен раструб (либо выделанный из коровьего рога, либо свитый из берестяной ленты), на верхнем конце устраивается приспособление язычкового типа для возбуждения звука. Оно бывает двух разновидностей. В одних случаях язычок надрезается непосредственно на стволе инструмента (в результате чего инструмент оказывается недолговечным), в других – в верхний конец ствола вставляется специальное язычковое устройство из тростника или гусиного пера. Общая длина жалейки колеблется (за счет величины раструба) в широких пределах от 15 до 60 см. Ее звук резкий, пронзительный, громкий. Используется как пастушеский инструмент. Играют на жалейке наигрыши самой различной жанровой природы в одиночку, дуэтом, а также в ансамбле с другими инструментами и пением.

Описание жалейки первым дал С. А. Тучков. Н. И. Привалов, исследовавший большинство русских духовых инструментов, жалейке внимания почти не уделил: работа, специально посвященная язычковым инструментам, подобная двум известным исследованиям амбушюрных и свистящих инструментов (Привалов, 1907; 1909), осталась ненаписанной. Краткие этнографические сведения о жалейке даны им в одной из ранних работ (Привалов, 1903, с. 33). В результате жалейка в историческом плане осталась почти совсем неизученной.

Название “жалейка” скорее всего книжного происхождения (с. 83). В качестве народных зафиксированы названия рожок, варган, пищики.

В последнее время изучение живой традиции игры на одинарной жалейке осуществляли А. В. Руднева (в Курской области), К. М. Бромлей (в Ярославской), Б. Ф. Смирнов (в Московской и Калининской), И. В. Мациевский (в Ленинградской), В. М. Щуров (в Белгородской), С. Н. Старостин (в Калининской) и другие.

Бытование одинарной жалейки отмечено во многих областях, тяготеющих к центральным и северным районам страны: в Новгородской, Псковской, Смоленской, Тульской, Московской, Владимирской, Калининской, Ярославской, Ленинградской, Архангельской и других областях. Встречается она и в южных районах, например в Воронежской, Белгородской, Курской и Брянской областях.

Во многих районах Ярославской области, особенно северных – Даниловском, Любимском, Первомайском и др., жалейка встречается как пастушеский инструмент. Изучавшая ярославскую жалейку К. Бромлей отметила две разновидности этого инструмента: а) сигнальную жалейку с двумя игровыми отверстиями, применяемую исключительно как пастушеский сигнальный инструмент и б) музыкальную жалейку с четырьмя игровыми отверстиями, имеющую, кроме прикладного назначения, еще и собственно музыкальную функцию (Бромлей, 1974, 1988).

Сигнальная жалейка распространена в Даниловском районе. Делают ее здесь из бузины, ольхи или крушины. В цилиндрической палочке высверливается сердцевина. На одном конце делается косой срез и надрезается тонкий язычок. На другой конец надевается берестяной раструб. Длина ствола инструмента колеблется от 6 до 12 см. Берестяной раструб увеличивает длину инструмента в целом почти втрое.

На каждом из обследованных экземпляров даниловской жалейки имелось только два игровых отверстия. В процессе игры они открываются указательными пальцами левой и правой руки. Звукоряд инструмента состоит из четырех звуков. Четвертый звук возникает в результате “настройки раструба”: сдвигая или раздвигая раструб, пастух добивается появления в звукоряде дополнительного тона, имеющего тембр “флажолета”. Использование этого тона называется играть с переливами. Строй обследованных жалеек различен, но чаще встречались инструменты с целотонным звукорядом.

Ограниченность диапазона и специфичность звукоряда исключают исполнение на сигнальной жалейке песенных или плясовых мелодий. Поэтому пастухи импровизируют на ней лишь наигрыши сигнального типа, отличающиеся богатством орнаментики и ритмической свободой. Иногда эти пастушьи импровизации приобретают более развернутую, нередко довольно стройную форму, включающую в себя элементы песенного характера.

40. Сигнальный наигрыш

Делают и двойную жалейку. Для этого два ствола соединяют общим берестяным раструбом. Во время игры отверстия открывают сразу на обоих стволах так, что получаются весьма жесткие диссонансы, перемежаемые унисонным звучанием обоих стволов.

Музыкальная жалейка имеет по сравнению с даниловской более совершенное устройство. Изготавливают ее более тщательно. Она состоит из трех частей – цилиндрической трубки с четырьмя игровыми отверстиями, отдельно изготавливаемого пищика с язычком и раструба из коровьего рога.

Основной звукоряд инструмента – в объеме квинты. Рожечники, владеющие техникой “игры на пищике”, расширяют диапазон до октавы или ноны.

Схема 28

Репертуар записанных наигрышей очень широк. Здесь и пастушьи сигналы, и традиционные плясовые “Камаринская”, “Гопак”, фигуры “Кадрили”.

 

41. Камаринский

Также две различные традиции жалейки (сигнальная и музыкальная) обследованы С. Н. Старостиным в западных районах Калининской области. Сигнальная жалейка называется рогом, реже, трубой. Она состоит из игровой трубки (с тремя ладами и надрезным язычком) и берестяного раструба. Диатонически неурегулированный 4-х ступенный звукоряд рога – в объеме кварты, часто зауженной, дополнен перяливом. Звук этой дополнительной, V ступени лежит почти на тон ниже I. Он извлекается при закрытых ладах путем периодического полуоткрывания (подщелкивания) одного из них. Настраивается перялив растяжением раструба. Импровизации сигнальных наигрышей глубоко традиционны (Старостин, 1989, с. 70-72).

 

 

42. Сигнальный наигрыш

Музыкальная жалейка называется рожком. Она состоит из пищика (полой трубочки с надрезанным язычком), жулейки (деревянной трубки с пятью игровыми отверстиями) и рога (резонатора из обработанного коровьего рога). Для нее характерны тщательное изготовление и настройка. Фиксированный ладами диатонический звукоряд – в объеме сексты. Дополнительные 3-4 ступени сверху доступны рожечникам, владеющим техникой игры на пищике. Этот прием, своего рода передувание, состоит в увеличении частоты колебаний язычка путем ограничения его колеблющейся части с помощью верхних зубов (Старостин, 1989, с. 77).

Схема 29

Репертуар наигрышей на музыкальной жалейке разнообразен. Преобладают песенные – “Рябинушка”, “Меж крутых бережков” (Старостин, 1989, № 7).

43. Меж крутых бережков

Кроме того, большинство “природных” пастухов играют сигналы “Сбор” (стада), “Зов” (коров) и др. (Старостин, 1989, № 10).

 

44. Сигнальный наигрыш (зов корове)

Наиболее подробно жалеечная традиция изучалась А. В. Рудневой в Курской области, где жалейку называют рожком. Инструмент состоит из трех отдельно изготавливаемых составных частей: пипки, дудочки и рога.

Дудочка выделывается из кленовой палочки длиной 13-14 см и диаметром 1, 5 см. В палочке выжигается сквозной звуковой канал и на получившейся цилиндрической трубке вырезается пять игровых отверстий диаметром 0, 4 см. Игровые отверстия располагаются по всей длине дудочки.

Пипка является устройством язычкового типа, предназначенным для возбуждения звуковых колебаний в канале дудочки, и представляет собой короткую (около 4 см) цилиндрическую трубочку – цевку – с диаметром, равным диаметру звукового канала дудочки, в который она плотно вставляется на глубину порядка 1 см. На расстоянии 0, 5 см от верхнего конца трубочки делается надрез длиной 2 см и шириной 0, 5 см, который образует язычок пипки. Пипка делается либо из тростника, либо чаще из дерева. Верхний конец пипки обычно открыт.

Рог выполняет функцию раструба, усиливающего звук инструмента и формирующего его тембр. Для этой части инструмента используется специально обработанный коровий рог. В узком месте рога вырезается отверстие. в которое вставляется нижний конец дудочки, широкая часть рога нередко украшается орнаментом.

Плотно подогнанные друг к другу пипка, дудочка и рог составляют курский рожок. Большинство обследованных курских рожков имеют идентичные по размерам дудочки и отличаются друг от друга лишь размером и формой рога. Рожок с большим раструбом имеет более толстый (в отношении тембра, но не высоты звука) звук по сравнению со звуком рожка с маленьким раструбом. Для игры пищик рожка берется в рот. Закрывая языком во время игры верхний конец пипки, исполнитель вдувает воздух в щель, полученную при надрезании язычка на пипке. В результате язычок приходит в частые колебания, которые в свою очередь возбуждают звуковые колебания в стволе инструмента.

Звук рожка пронзительный и громкий, поэтому в традиционном ансамбле курскихдудареев на нем исполняется, как правило, мелодический голос ансамблевого наигрыша.

Большую требовательность исполнители проявляют в отношении ровности звучания инструмента (по громкости и тембру) по всему используемому диапазону. Это достигается подбором наиболее подходящего рога, а также варьированием (в известных пределах) положения рога при насаживании его на дудочку.

В отличие от жалеек из других областей курский рожок имеет не четыре, а пять игровых отверстий, которые расположены на лицевой стороне инструмента. Самый низкий звук – гудень – извлекается в положении, когда все игровые отверстия закрыты[121]. При последовательном открывании их получается звукоряд, охватывающий шесть звуков в диапазоне большой сексты. Передувание на курском рожке не применяется (Руднева, 1975, с. 178).

Схема 30

Высота строя рожка зависит от степени углубления пипки в дудочке: при углублении пипки строй инструмента несколько понижается. Для ансамблевого использования рожок подстраивается (путем перемещения пипки в дудочке) под кугиклы или под скрипку. Однако случается, когда наоборот, скрипки подстраиваются под рожок. По наблюдениям А. В. Рудневой, в некоторых наигрышах на рожке, как и на других духовых инструментах, используются не все ступени звукоряда – систематически “пропускается” либо одна ступень, либо даже две. Так, “Камаринская” в местной интерпретации считается наигрышем на четыре пальца. Иногда на рожках играют дуэтом (Руднева, 1975, с. 125, 182).

45. Тимоня (плясовой наигрыш).

Репертуар наигрышей на рожке тот же. что и на других инструментах, используемых в традиционном курском инструментальном ансамбле. Сольное использование рожка в курском ареале не изучено.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.