|
|||||||||||
Слайд 25. «Не чувствуй себе хорошо».Передаётся родителями, говорящими в присутствии ребёнка: - «Не смотря на то, что у него была высокая температура, он написал контрольную работу на «5» - «Хотя он у меня и слабенький, но сам вкопал целую грядку» Человек с такой директивой приучается, с одной стороны, к мысли, что болезнь привлекает к нему всеобщее внимание, а с другой – к ожиданию, что плохое самочувствие повысит ценность любого его действия. Слайд 26. Последствия: такие люди, часто жалуясь на головную или другую боль, когда им предлагают идти домой, остаются на работе и даже засиживаются допоздна. Смысл поведения такой: вам должно быть стыдно – ведь даже при плохом самочувствии я делаю больше, чем вы. Такой человек становится ипохондриком, т. е. человеком, приписывающим себе признаки заболеваний, о которых он читает или слышит. Воспитатель задает вопросы родителям: Как можно помочь человеку избавиться от влияния директивы? Как можно изменить данные высказывания, чтобы они не несли негативный посыл? Может быть, вы увидели в описании директив кое-что «про себя», и первым вашим внутренним побуждением было оправдать своих родителей (например — «они растили меня в трудное время»). Это желание совершено нормально, поскольку каждый из нас несет в себе внутреннего ребенка всю жизнь. А для ребенка, чувствующего себя продолжением родителей, считать, что его родители «плохи», значит считать «плохим» себя. Ребенок никогда не выдвигает к родителям требования: «Я буду любить тебя, если ты... » (по крайней мере до определенного возраста и определенных обстоятельств, о которых мы, может быть, расскажем в другой раз). Любовь маленького ребенка к родителям всегда безусловна. Чем же можно помочь себе и другому, если действие подобных директив препятствует самореализации в жизни? Скажем сразу, пытаться «изменять», «перевоспитывать» родителей, выяснять с ними отношения по поводу того, как они вас воспитывали в детстве — дело совершенно бесперспективное. Если вы ожидаете, что родители своей властью отменят одни директивы и дадут другие, «лучшие», то вы до сих пор пребываете в инфантильной зависимости и стремитесь жить по указке «старших». Просто допустите, что с данного момента именно вам принадлежит право сделать выбор — делать или не делать чего бы то ни было. Возникает вопрос: а можно ли в принципе воспитать ребенка, никогда не прибегая к подобным директивам? Это возможно лишь теоретически — если ребенка воспитывает человек, полностью решивший все свои личные проблемы и свободный от создания новых, что практически нереально. Все мы, воспитывая детей, остаемся детьми собственных родителей и продолжаем решать задачу своего взросления именно в ходе воспитания детей. И другого пути у нас нет. Директивы неизбежны, но зависимость от них отнюдь не фатальна. С освобождением от этой зависимости обычно и связан кризис середины жизни. И еще об одном. Не следует путать директивы с моралью. Директивы всегда бессознательны, мораль же всегда сознательна. Родители прибегают к дерективам именно потому, что они не всесильны, а задачу управления ребенком с них никто не снимет. И в заключение — несколько слов апологии директивам. «Радуйтесь препятствиям — ими вы растете». Директивы в нашей жизни есть вызов нашей способности к развитию. И как и всякий вызов — его можно принимать, а можно и не принимать. Осознание в себе бессознательных влияний дает опыт, который невозможно получить иным путем. Создание же стерильной «воспитательной среды», лишенной директив, есть педагогическая утопия, которая стоит ровно столько, как и любая другая утопия. Взрослые действительно многое могут, но они не могут одного — решить за ребенка задачу его взросления и освобождения от их собственных бессознательных влияний. Каких? Пусть каждый решит это сам. И как ребенок своих родителей, и как родитель своих детей. Практическая часть: Упражнение на проявление используемых родителями директив и обучение альтернативным формам общения. Родители делятся на подгруппы. Родителям предлагаются карточка с темой, и каждая группа разыгрывает две ситуации, где родители используют родительскую директиву, и эту же ситуацию, но уже без директивы (Таблица 1 ). Таблица 1
Слайды 27, 28, 29 . Уважаемые родители предлагаем вашему вниманию (раздается как памятка)
|
|||||||||||
|