|
|||
Слайд 3. «Не живи».Самая жестокая директива. В бытовой речи она выражается в «приговариваниях», адресованных ребёнку: - «Глаза бы мои тебя не видели», - «Чтоб ты сквозь землю провалился»; - «Мне не нужен такой плохой мальчик» Вариантом этой директивы являются «воспитательные» беседы с ребёнком на темы: «Сколько тревог и волнений ты мне принёс», «Как я волновалась, когда ты заболела»; «Я все силы отдавала тебе, поэтому не вышла замуж (не сделала диссертацию). Скрытый смысл такой директивы кроется в облегчении управлением ребёнком через возбуждение в нём хронического чувства базисной вины, связанной не с какими-то конкретными его поступками, а с самим фактом присутствия в жизни матери. Причина такого поведения матери кроется в том, - что эта директива содержит психологический обман и манипуляцию: мать как бы перекладывает на ребёнка (существо заведомо более слабое и зависимое) ответственность за нерешённость своих жизненных задач и заставляет в это верить; - ребёнок решает, что лучше бы его не было, поэтому выход из такой ситуации он бессознательно ищет в частых травмах и других способах бессознательного саморазрушения (например, наркомании). Человек в той мере заботится о себе и о своей физической безопасности, в какой окружающие воспринимают его жизнь как источник радости для себя. Слайд 4. Последствия: Ребёнокбессознательно принимает решение типа «Я - источник помех в жизни матери, я – её вечный должник». Это чувство может жить в нём до смерти. Одним из вариантов следования ребёнком указанию «Не живи» является провокационное (хулиганское, бессовестное) поведение ребёнка вне дома, он как бы специально «нарывается « на наказание, которое снижает чувство вины. Предельным вариантом такого поведения является попадание в тюрьму детей из «приличных» семей. Эту директиву наиболее часто получают дети в ситуации гиперопеки («Не живи своей жизнью, а живи моей жизнью»), а также безнадзорные («Твоя жизнь мешает моей жизни»). Другим вариантом этой директивы может быть ощущение своей никчёмности, стремление постоянно доказывать себе и другим: «что я что-то значу», глубинное неверие в то, что «меня можно полюбить», подспудное ощущение своей «плохости», тенденция к алкоголизму, наркомании, самоубийству. Воспитатель задает вопросы родителям: Как можно помочь человеку избавиться от влияния директивы? Как можно изменить данные высказывания, чтобы они не несли негативный посыл?
|
|||
|