|
|||
Радость. Римма ЕфимкинаРадость Римма Ефимкина Радость – чувство удовлетворения, удовольствия, весёлого настроения и счастья. Одна из базовых эмоций (наряду со страхом, печалью и гневом), сигнализирующая об удовлетворении актуальной потребности. Происходит от праславянской формы, от которой в числе прочего произошли древнерусское и старославянское радъ. Ход моих рассуждений при отборе материала сводился к тому, что к психологу обращаются не радостные люди, а клиенты с жалобами на утерю способности радоваться. Поэтому я остановилась на описании радости самой грустной и печальной героини романа княжны Марьи Болконской. " ПИСЬМО ДОСТАВИЛО БОЛЬШУЮ РАДОСТЬ" Девушка живет в деревенской глуши с деспотом отцом, который регламентирует режим ее жизни, исходя из собственных представлений о пользе. Отец заботится о развитии ума и нравственности дочери, совершенно игнорируя ее чувства. Но эту радость омрачает отец своим замечанием: " – Постой, письмо тебе, – вдруг сказал старик, доставая из приделанного над столом кармана конверт, надписанный женскою рукой, и кидая его на стол. – Да, от Жюли, – сказала княжна, робко взглядывая и робко улыбаясь. Как было сказано выше, радость – врожденная эмоция, и предполагается, что все дети приходят в этот мир счастливыми. Потом в силу характера и внешнего влияния многие утрачивают эту способность. Влияние родителей имеет большое значение: они служат моделями стиля жизни. Хотя они не могут непосредственно научить ребенка радости, но могут разделить с ним радость, что облегчает ее переживание. " РАДОСТЬ НЕПРОДОЛЖИТЕЛЬНА" Люди – социальные существа, и основной эмоциональный обмен у человека происходит с людьми. Именно отсутствие людей – а следовательно эмоциональных впечатлений – главная проблема княжны Марьи. Приезд любимого брата князя Андрея Болконского – повод для радости девушки, но и здесь печали больше, чем радости. Из того же письма Марьи к Жюли мы узнаем, что Андрей приезжает всего на два дня: Брат подтрунивает над жизнью Марьи, находящейся под жестким контролем отца, на что девушка отвечает с радостью, но радость эта относится скорее к встрече с братом, а не к ее однообразной жизни. " – Что он, все то же? – То же, то же самое; не знаю, как на твои глаза, – отвечала радостно княжна. Князь Андрей проявляет сочувствие к ее жизни, но княжна возражает, что она довольна и счастлива. " – Ну, а по правде, Marie, тебе, я думаю, тяжело иногда бывает от характера отца? – вдруг спросил князь Андрей. – Княжна Марья сначала удивилась, потом испугалась этого вопроса. О том, что одинокая жизнь княжны Марьи безрадостна, знают все, кроме нее самой. Первой встретив приехавших в дом отца князя Андрея с женой Лизой, компаньонка княжны M-lle Bourienne невольно проговаривается об этом: " Когда князь Андрей вошел, княжна и княгиня, только раз на короткое время видевшиеся во время свадьбы князя Андрея, обхватившись руками, крепко прижимались губами к тем местам, на которые попали в первую минуту" (Т. 1. Ч. 1. Гл. XXIII. С. 118). " Княгиня говорила без умолку. Короткая верхняя губка с усиками то и дело на мгновение слетала вниз, притрагивалась, где нужно было, к румяной нижней губке, и вновь открывалась блестевшая зубами и глазами улыбка. Княгиня рассказывала случай, который был с ними на Спасской горе, грозившей ей опасностью в ее положении, и сейчас же после этого сообщила, что она все платья свои оставила в Петербурге и здесь будет ходить Бог знает в чем, и что Андрей совсем переменился, и что Китти Одынцова вышла замуж за старика, и что есть жених для княжны Марьи pour tout de bon, но что об этом поговорим после. Княжна Марья все еще молча смотрела на брата, и в прекрасных глазах ее были и любовь и грусть. Видно было, что в ней установился теперь свой ход мысли, не зависимый от речей невестки. Она в середине ее рассказа о последнем празднике в Петербурге обратилась к брату" (Т. 1. Ч. 1. Гл. XXIII. С. 119). И все же в условиях деревенской глуши невестка отчасти скрашивает ее жизнь. Княжна Марья хотя и не радуется ей, но способна войти в ее положение. " – А где Lise? – спросил [князь Андрей] <... >. – Она так устала, что заснула у меня в комнате на диване. Ах, Andr;! Quel tr; sor de femme vous avez, – сказала она, усаживаясь на диван против брата. – Она совершенный ребенок, такой милый, веселый ребенок. Я так ее полюбила. Князь Андрей молчал, но княжна заметила ироническое и презрительное выражение, появившееся на его лице. " РАДОСТЬ ЗЕМНОЙ ЛЮБВИ" В жестких и обедненных условиях своего существования княжна все же мечтает о радости земной любви к мужчине. Она понимает, что пока жив ее отец, об этом нечего и думать. Когда к ней сватается Анатоль Курагин, отец использует любые манипуляции, чтобы оставить дочь при себе, а молодых мужчин – потенциальных женихов дочери – он не пускает и на порог дома. " ВЫСШАЯ РАДОСТЬ" Княжне Марье Болконской не остается ничего другого, как за неимением живых людей в своем окружении обратиться к Богу. Она религиозна, и в религии черпает ресурсы, включая и радость. Так, когда отец сообщает ей о предполагаемой гибели князя Андрея, княжна, несмотря на горе, способна абстрагироваться от земного и обратиться к той части себя, которая связана с Богом и вечностью. " Княжна не упала, с ней не сделалось дурноты. Она была уже бледна, но когда она услыхала эти слова, лицо ее изменилось, и что-то просияло в ее лучистых, прекрасных глазах. Как будто радость, высшая радость, независимая от печалей и радостей этого мира, разлилась сверх той сильной печали, которая была в ней. Она забыла весь страх к отцу, подошла к нему, взяла его за руку, потянула к себе и обняла за сухую, жилистую шею" (Т. 2. Ч. 1. Гл. VII. С. 352). Вплоть до смерти отца княжна внешне живет по его правилам, тайно от него компенсируя дефицит общения радостью религии и приемного (по сути) материнства. РАБОТА С РАДОСТЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ Отсутствие радости – частотный запрос при обращении к психотерапевту. В таких случаях я объясняю, что радость не может отсутствовать, она является врожденной базовой эмоцией у людей и животных, однако можно утратить способность радоваться. Выход там же, где вход: мы с клиентом ищем момент, когда радость была утрачена. Обычно речь идет о потребности, которая осталась не удовлетворенной: поступление в нежеланный вуз, выбор нелюбимой работы, брак с нелюбимым человеком, покупка нелюбимой вещи и т. п. По сути, чувство радости выступает критерием при любом выборе. Наибольшим заблуждением большинства людей является то, что выбирать следует умом, нежели сердцем. Среднестатистический человек для приобретения душевного комфорта опирается при выборе на простой набор: праздная жизнь, высокий социальный статус, финансовая независимость, власть. Но это путь не к радости, а к перенасыщению. Лучшие вещи нематериальны и бесплатны – это творчество и развитие.
|
|||
|