|
|||
Преклонение. Римма ЕфимкинаПреклонение Римма Ефимкина Чувство почтительного удивления, уважения, смешанное с восторгом, благоговением. Слово образовано от общеславянского глагола клони; ть. Родственно др. -в. -нем. hlainan «нагибать», греч. klin; «наклоняю» и др. Преклонение – в буквальном смысле поклон; ты выше – я ниже. Синонимы: уважение; восхищение; благоговейный трепет; священный трепет; почтение; поклонение; благоговение; обожание. Чувство преклонения может быть адресовано не просто людям, а величественных фигурам, совершившим нечто социально значимое. В романе Война и мир" такими величественными фигурами являются два главнокомандующих армиями – Наполеон и Кутузов. НАПОЛЕОН Соблюдение этикета занимает в характеристике Наполеона и его окружения одно из главных мест. Автор постоянно пишет о том, как преклоняется, восхищается, обожает, почитает и благоговеет перед Наполеоном его свита. Так, в главе, посвященной визиту префекта дворца императора французов де Боссе (m-r de Beausset) накануне Бородинского сражения, Лев Толстой описывает придворные игры в присутствии Наполеона. С одной стороны, мы видим глубокое почтение и преклонение подчиненного. " Де Боссе низко поклонился тем придворным французским поклоном, которым умели кланяться только старые слуги Бурбонов, и подошел, подавая конверт" . "... Он, в гвардейском синем мундире, твердыми, быстрыми шагами вышел в приемную. Благодаря этой уловке, сюрприз вполне удался. Далее следует реакция Наполеона, с иронией описанная автором, упоминающим " свойственную итальянцам способность изменять произвольно выражение лица". Наполеон одновременно изображает и " великого человека в момент истории", и " отеческую нежность". Придворные тщательно подыгрывают главному актеру, буквально читая его мысли: " стул подскочил под него", " жест его – и все на цыпочках вышли". Всё это внешние признаки поклонения и преклонения, над которыми смеется Толстой, потому что за ними нет истинного чувства. " – А! это что? – сказал Наполеон, заметив, что все придворные смотрели на что-то, покрытое покрывалом. Боссе с придворной ловкостью, не показывая спины, сделал вполуоборот два шага назад и в одно и то же время сдернул покрывало и проговорил: Еще один пример притворства де Боссе, демонстрирующего преклонение перед Наполеоном, – это его реакция на приглашение босса участвовать в вынужденном для него путешествии верхом – в прогулке, а позже в походе на Москву. Де Боссе " хотелось спать, и он не умел и боялся ездить верхом", но Наполеон не оставляет выбора, и подчиненным приходится благодарно преклоняться за оказанную честь. Пригласив к своей прогулке господина Боссе, любившего путешествовать, он вышел из палатки к оседланным лошадям. Анализируя поведение Наполеона как военачальника, считающегося великим человеком, Толстой постоянно говорит о его игре, притворстве. Подводя итоги в конце романа, писатель вскрывает эти игры и называет его и его преступных сообщников жалкими и гадкими людьми, наделавшими много зла. "... Он и его окружающие соблюдали свои давнишние привычки (... ); называли друг друга: «Ваше величество, брат мой, принц Экмюльский, король Неаполитанский» и т. д. Но (... ), несмотря на именование друг друга величествами, высочествами и двоюродными братьями, все они чувствовали, что они жалкие и гадкие люди, наделавшие много зла, за которое теперь приходилось расплачиваться. И, несмотря на то, что они притворялись, будто заботятся об армии, они думали только каждый о себе и о том, как бы поскорее уйти и спастись". Полемизируя с историками, называющими в своих мемуарах Наполеона великим, а его приказы гениальными, Толстой протестует против этого и дает название его деятельности: " подлость, которой учится стыдиться каждый ребенок". " И, наконец, последний отъезд великого императора от геройской армии представляется нам историками как что-то великое и гениальное. Даже этот последний поступок бегства, на языке человеческом называемый последней степенью подлости, которой учится стыдиться каждый ребенок, и этот поступок на языке историков получает оправдание". КУТУЗОВ Второй великий человек романа, фельдмаршал Кутузов, выступает антиподом Наполеону. Толстой высказывает свою точку зрения на две эти исторические фигуры и излагает на страницах романа свой взгляд. Всем текстом романа " Война и мир" автор реабилитирует великого главнокомандующего Кутузова как историческое лицо, тем самым показывая пример истинного преклонения. " Для русских историков – странно и страшно сказать – Наполеон – это ничтожнейшее орудие истории – никогда и нигде, даже в изгнании, не выказавший человеческого достоинства, – Наполеон есть предмет восхищения и восторга; он grand. Кутузов же, тот человек, который от начала до конца своей деятельности в 1812 году, от Бородина и до Вильны, ни разу ни одним действием, ни словом не изменяя себе, являет необычайный в истории пример самоотвержения и сознания в настоящем будущего значения события, – Кутузов представляется им чем-то неопределенным и жалким, и, говоря о Кутузове и 12-м годе, им всегда как будто немножко стыдно. Толстой сожалеет, что " такова судьба не великих людей, не grand-homme, которых не признает русский ум, а судьба тех редких, всегда одиноких людей, которые, постигая волю провидения, подчиняют ей свою личную волю. Ненависть и презрение толпы наказывают этих людей за прозрение высших законов". Тем не менее народ истинно преклоняется перед этим человеком, возглавившим спасение России от наполеоновского нашествия и тем самым вознесших ее на высшую ступень воинской славы. – Ну, как вы скажете насчет назначения Кутузова? – сказал он (Пьер Безухов). – Свет увидали, ваше сиятельство, как светлейшей поступил, – робко и беспрестанно оглядываясь на своего полкового командира, сказал Тимохин. Солдаты, в условиях военного времени испытывающие проблемы с провиантом, вынуждены добывать их грабежом местного населения. Иностранцы-командующие наказывают солдат за мародерство. Но у Кутузова другой взгляд на это поведение: дрова рубят – щепки летят. " Одно распоряжение, которое от себя в этот доклад сделал Кутузов, относилось до мародерства русских войск. Дежурный генерал в конце доклада представил светлейшему к подписи бумагу о взыскании с армейских начальников по прошению помещика за скошенный зеленый овес. Главное доказательство преклонения русских людей перед Кутузовым как главнокомандующим и как человеком – это признание его " своим, родным человеком". Знаменательно, что Толстой эти слова вкладывает в уста своего героя Андрея Болконского, который долгое время преклонялся перед Наполеоном. Теперь, испытав " гениальность" Наполеона на себе и своих близких, Андрей видит реальность другими глазами. – Пока Россия была здорова, ей мог служить чужой(... ), но как только она в опасности, нужен свой, родной человек". РАБОТА С ПРЕКЛОНЕНИЕМ В ПСИХОТЕРАПИИ Главное направление терапевтической работы с чувством преклонения хорошо отражает поговорка " не сотвори себе кумира". История народов неоднократно доказывала, сколь губительными последствиями грозит культ личности. В этих случаях терапевту следует помнить, что для клиента он не человек, а инструмент в оказании психологической помощи, и в переносных отношениях ему нужно работать с родительскими фигурами клиента, сопровождая и поддерживая в терапии его психологическое взросление и отделение от родителей.
|
|||
|