|
|||
Ревность. Римма ЕфимкинаРевность Римма Ефимкина Ревность такое сильное чувство, что из-за нее убивают и кончают жизнь самоубийством. О ревности писали Еврипид, Овидий, Шекспир, Толстой, Пруст, Флобер, Стендаль, Д. Г. Лоренс, Остин, сестры Бронте, Этвуд. Ревность становилась центром сюжетов знаменитых опер и пьес. В нашем сознании ревность связана с любовью: ревную – значит люблю и страдаю, если любимый обращает внимание на другую. Но исторически слово " ревность" восходит к слову с другим значением – усердие, старательность, соревнование, рвение. Эта информация помогает пролить свет и на содержание чувства, которое не понаслышке знакомо каждому из нас. Ревную – значит соревнуюсь с другим с целью сберечь свое. Итак, ревность – негативное деструктивное чувство, испытываемое субъектом, ощущающим недостаток чего-либо со стороны объекта в отношении него по причине того, что это недостающее от объекта получает другой субъект. Это составное чувство, включающее сложный комплекс переживаний. Ролан Барт заметил, что как ревнивец " я страдаю четырежды – потому что я ревную, потому что виню себя за это, потому что боюсь, что моя ревность ранит другого, и потому что позволяю себе скатиться в банальность – я страдаю от отверженности, агрессивности, безумия и заурядности". Почему заурядность? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проследить истоки ревности. Запрограммирована ревность природой для нашего выживания или представляет собой приобретенный условный рефлекс, обусловленный социальными нормами? Впервые она проявляется еще в младенчестве, примерно в 18 месяцев, когда ребенок учится отделять свое " я" от других. Для формирования этого чувства нужен достаточно высокий уровень когнитивного развития, чтобы осознать: это мое – то чужое. Трехлетний ребенок гневно восклицает: " Моя мама! ", – ограждая мать – его собственность – от конкурентов. Ревность превращается в деспотизм, когда в семье рождается младший ребенок; старший при этом испытывает муки ада. Не кажутся вам знакомыми эти симптомы? Когда у взрослого человека вспыхивает ревность, он регрессирует к детскому состоянию, чувствуя, что его кровное похищают, и бьет тревогу. При этом ощущать себя ребенком мучительно, это и есть " скатиться в банальность". ЧТОБЫ НЕ СМЕЛ Лев Толстой посвящает ревности повесть " Крейцерова соната", где исследует все ее нюансы. В романе же " Война и мир" яростной ревнивицей предстает Наташа Ростова. Это случается с ней в браке с Пьером Безуховым. Помню, какое разочарование я испытала, читая роман в 9 классе в первый раз: тоненькая поэтическая Наташа превращается в " сильную, красивую и плодовитую самку". Мало того, она еще и опустилась, но при этом ревнует Пьера к другим женщинам. " Наташа до такой степени опустилась, что ее костюмы, ее прическа, ее невпопад сказанные слова, ее ревность – она ревновала к Соне, к гувернантке, ко всякой красивой и некрасивой женщине – были обычным предметом шуток всех ее близких. Общее мнение было то, что Пьер был под башмаком своей жены, и действительно это было так. С самых первых дней их супружества Наташа заявила свои требования. Пьер удивился очень этому совершенно новому для него воззрению жены, состоящему в том, что каждая минута его жизни принадлежит ей и семье; Пьер удивился требованиям своей жены, но был польщен ими и подчинился им. ОПАСЕНИЕ ПОТЕРЯТЬ РЕСУРС Почему это случилось с Наташей? Возможно, потому, что она так до конца и не пережила потерю жениха. Возможно, потому, что сама она, изменив Андрею, ужаснулась тому, какую нанесла рану любимому человеку, и теперь бережет Пьера от травмирующих воспоминаний: " с мужем она, предполагая, что он ревнует ее к памяти князя Андрея, никогда не говорила о нем" . Возможно, потому, что она проецирует свою измену Болконского на Пьера, а потому подозревает его в неверности. О детстве Наташи мы не знаем, но психоаналитик Петер Куттер считает, что " в основе подобной напряженности чувств лежит разочарование, которое переживает ребенок в процессе отношений с отцом и матерью. Понять и объяснить ревность взрослого человека без учета предшествовавшей этим чувствам первичной травмы невозможно" . Так же, как и у ребенка, у взрослого человека ревность – это гнев, вызванный нарушением внутренней территории собственности. Мы чувствуем себя наиболее уязвимыми в той сфере, где наименее защищены. Традиционно мужская собственность связывается с риском оказаться неуверенным в отцовстве, а женская – с опасением потерять ресурсы, необходимые для воспитания детей. " Наташа рассказывала Пьеру (... ) о том, как она еще больше полюбила Мари, и о том, как Мари во всех отношениях лучше ее. Говоря это, Наташа призналась искренно в том, что она видит превосходство Мари, но вместе с тем она, говоря это, требовала от Пьера, чтобы он все-таки предпочитал ее Мари и всем другим женщинам, и теперь вновь, особенно после того, как он видел много женщин в Петербурге, повторил бы ей это. Пьер, отвечая на слова Наташи, рассказал ей, как невыносимо было для него в Петербурге бывать на вечерах и обедах с дамами. МИЛЫЕ БРАНЯТСЯ – ТОЛЬКО ТЕШАТСЯ В случае Наташи и Пьера ревность является частью негласного договора между мужем и женой. Оба согласны приправлять свои любовно-страстные отношения перцем ревности. " С того самого времени, как они остались одни и Наташа с широко раскрытыми, счастливыми глазами подошла к нему тихо и вдруг, быстро схватив его за голову, прижала ее к своей груди и сказала: «Теперь весь, весь мой, мой! Не уйдешь! » – с этого времени начался этот разговор, противный всем законам логики, противный уже потому, что в одно и то же время говорилось о совершенно различных предметах. Это одновременное обсуждение многого не только не мешало ясности понимания, но, напротив, было вернейшим признаком того, что они вполне понимают друг друга". Даже ссоры из-за ревности не нарушают идиллии этих двоих до тех пор, пока они на это согласны. Про таких говорят: милые бранятся – только тешатся. Наташа отрицает и вытесняет свою ревность, Пьер ведет себя дипломатически. ПСИХОТЕРАПИЯ ВНЕШНИХ ПРОЯВЛЕНИЙ РЕВНОСТИ Но что делать, если один из двоих ревнует и страдает от этого, а другой не соглашается терпеть агрессию ревнивца? Обращения клиентов в психотерапию по поводу ревности – очень частотное явление. Можно ли что-то сделать с этим чувством? Можно ли, если не избавиться от него, то хотя бы научиться снижать его накал? Тот же Куттер пишет, что " от ревности оберегает бесстрастность и бесчувственность". Но пока живы ваши чувства, пока вам есть что терять – вы будете ревновать. Люди придумали множество манипуляций, как переживать ревность " по-взрослому", цивилизованно, но сразу скажу, что проблему этим не решили. Можно научиться казаться не ревнивым, но полностью избыть это чувство невозможно, оно встроено в нас генетически как механизм выживания. – Подружиться со своей яростью. Один из способов сделать это – позволить себе желать мести, но не осуществлять ее. Фантазии о возмездии могут быть очистительными. – В записной книжке напишите на обложке " Моя месть", отпустите воображение и вылейте на страницы самые страшные мысли. – Установите лимит времени – не больше 7 минут в день. Откладывая записную книжку, забывайте и о связанных с ней мыслях. ПСИХОТЕРАПИЯ ВНУТРЕННИХ ПРИЧИН Однако внешние проявления – следствие внутренних. И если клиент восстановит собственное достоинство в ситуации ревности, его взаимоотношения с партнером улучшатся. Вот что пишет по этому поводу Куттер: " Каждому из нас самому решать, как распорядиться со своей ревностью. Если мы осознаем, что все мы испытали в детстве чувства беспомощности и крайней зависимости, что всех нас однажды бросали ради другого, что подобный опыт является закономерностью человеческого развития, то мы обретем силы для того, чтобы смириться с реальностью и не расплачиваться болезнями за неизбежные потери. Осознавая неизбежность болезненного чувства беспомощности, мы получаем шанс мобилизовать и реализовать потенциал психической энергии, которую таят в себе ревность и другие страсти. В результате межличностные отношения только выиграют, станут более интенсивными и плодотворными. Я предлагаю примерную парадигму работы с ревностью как восстановления достоинства. 1. Осознать, что ревность закономерна, она есть в каждом, так как берет начало в детстве, где каждый испытал беспомощность и зависимость. 2. Принять эту реальность как данность человеческого существования. Поплакать над своей детской зависимостью, и тем самым испытать катарсис. 3. Осознать, что с вами все в порядке: детство прошло, а взрослый человек (это важно! ) обладает необходимыми ресурсами для поддержания жизни. Это восстановит достоинство. 4. Научиться уважать свободу другого человека распоряжаться своим временем жизни как угодно и выбирать не вас. Он здесь не для того, чтобы оправдывать ваши ожидания. Вы тоже свободны проживать вашу жизнь по своему усмотрению. 5. Осознать свои ресурсы и научиться ими распоряжаться в решении взрослых задач. ЛИТЕРАТУРА 1. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. – СПб.: Б. С. К., 2004. 2. Перель Э. Право на " лево". Почему люди изменяют и можно ли избежать измен. – М.: Эксмо, 2019. Иллюстрации Д. Шмаринова к роману Л. Толстого " Война и мир".
|
|||
|