|
|||
Раскаяние. Римма ЕфимкинаРаскаяние Римма Ефимкина У каждого святого есть прошлое, Оскар Уайльд
Происходит от глагола " каяться" – общеславянское слово, имеющее индоевропейскую основу (в древнеиндийском kayate – «мстить»). Древнерусское каяти первоначально имело значение «наказывать», а затем – «наказывать себя», «сознавать вину» и «сожалеть о сделанном проступке». Есть еще одна версия, принадлежащая так называемой народной этимологии. По сходству звучания она выводит слово " раскаяние" из имени библейского персонажа Каина – первоубийцы, которого Бог приговорил к скитаниям (неприкаянности). Раскаяние – одно из важнейших чувств и необходимый этап на пути становления личности. Говорят: не согрешишь – не покаешься, не покаешься – не спасешься. Отрицательные герои романов Льва Толстого не способны к раскаянию, и наоборот: каждый положительный герой его книг проходит путь от непреднамеренного грехопадения к раскаянию. ПОИСК ПУТИ К РАСКАЯНИЮ " – Я бы желал знать, любили ли вы... – Пьер не знал, как назвать Анатоля, и покраснел при мысли о нем, – любили ли вы этого дурного человека? – Не называйте его дурным, – сказала Наташа. – Но я ничего, ничего не знаю... – Она опять заплакала". Когда ей предъявляют доказательства, упорствовать далее становится бессмысленно. Тогда вместо раскаяния Наташа совершает еще более тяжкий грех – попытку самоубийства: " Марья Дмитриевна под секретом сказала ему (Пьеру), она (Наташа) в ту же ночь, как ей было объявлено, что Анатоль женат, отравилась мышьяком, который она тихонько достала. Проглотив его немного, она так испугалась, что разбудила Соню и объявила ей то, что она сделала. Вовремя были приняты нужные меры против яда, и теперь она была вне опасности; но все-таки слаба так, что нельзя было думать везти ее в деревню, и послано было за графиней". Самоубийство не решает проблемы, потому что она не физического, а духовного плана, и решать ее следует через духовную работу. Третье типичное заблуждение – стремление получить прощение у оскорбленного человека. Берт Хеллингер считает, что просить прощения у обиженного человека неприемлемо: " Нельзя просить о прощении. У человека нет права на то, чтобы прощать. (... ) Когда кто-то просит о прощении у другого, он перекладывает на него ответственность за собственную вину. (... ) Тот, кто прощает, находится как будто на более высоком уровне по сравнению с тем, кого прощает, и из-за этой разницы нормальные равноценные отношения невозможны. Но если мы говорим другому человеку: «Мне жаль», два индивидуума оказываются на равных друг с другом. Тогда каждый из них сохраняет собственное достоинство и каждому будет гораздо легче иметь нормальные отношения друг с другом, чем в случае, когда кто-то просит о прощении". Это означает, что Наташе нужно не просить прощения у Андрея, а самой искренне пожалеть о содеянном, то есть раскаяться. НАДЕЖНОЕ ЛЕКАРСТВО Долгая болезнь, отказ от радостей жизни, мечты о том, чтобы повернуть время вспять – ничего не помогает. Наконец Наташа находит лекарство, как находит его рано или поздно каждый страждущий в подобном положении: " В конце Петровского поста Аграфена Ивановна Белова, отрадненская соседка Ростовых, приехала в Москву поклониться московским угодникам. Она предложила Наташе говеть, и Наташа с радостью ухватилась за эту мысль. Несмотря на запрещение доктора выходить рано утром, Наташа настояла на том, чтобы говеть, и говеть не так, как говели обыкновенно в доме Ростовых, то есть отслушать на дому три службы, а чтобы говеть так, как говела Аграфена Ивановна, то есть всю неделю, не пропуская ни одной вечерни, обедни или заутрени". Говение является однокоренным слову благоговние, что означает страх, уважение и почтение. Феофан Затворник в 10-м письме о духовной жизни описывает три шага говения: удаление от мира (одиночество для рассмотрения самого себя), раскаяние и причастие. Именно в этом нуждается душа человека, совершившего дурной поступок – отдаться Богу, который управляет душой. Только так возможно испытать " чувство возможности исправления себя от своих пороков и возможности новой, чистой жизни и счастия". " Аграфена Ивановна в три часа ночи приходила будить Наташу и большей частью находила ее уже не спящею. Наташа боялась проспать время заутрени. Поспешно умываясь и с смирением одеваясь в самое дурное свое платье и старенькую мантилью, содрогаясь от свежести, Наташа выходила на пустынные улицы, прозрачно освещенные утренней зарей. По совету Аграфены Ивановны, Наташа говела не в своем приходе, а в церкви, в которой, по словам набожной Беловой, был священник весьма строгий и высокой жизни. В церкви всегда было мало народа; Наташа с Беловой становились на привычное место перед иконой Божией Матери, вделанной в зад левого клироса, и новое для Наташи чувство смирения перед великим, непостижимым, охватывало ее, когда она в этот непривычный час утра, глядя на черный лик Божией Матери, освещенный и свечами, горевшими перед ним, и светом утра, падавшим из окна, слушала звуки службы, за которыми она старалась следить, понимая их. Когда она понимала их, ее личное чувство с своими оттенками присоединялось к ее молитве; когда она не понимала, ей еще сладостнее было думать, что желание понимать все есть гордость, что понимать всего нельзя, что надо только верить и отдаваться Богу, который в эти минуты — она чувствовала — управлял ее душою. Она крестилась, кланялась и, когда не понимала, то только, ужасаясь перед своею мерзостью, просила Бога простить ее за все, за все, и помиловать. Молитвы, которым она больше всего отдавалась, были молитвы раскаяния. Возвращаясь домой в ранний час утра, когда встречались только каменщики, шедшие на работу, дворники, выметавшие улицу, и в домах еще все спали, Наташа испытывала новое для нее чувство возможности исправления себя от своих пороков и возможности новой, чистой жизни и счастия". УВИДЕТЬ ТЕНЬ " Ужаснуться перед своею мерзостью" – значит увидеть и признать свою тень. И зная об этой темной части себя, которою сам не можешь управлять, ты можешь только просить у Бога милости. Ты можешь выбрать свет – то есть опираться на ту часть себя, которая соотносит свои чувства и поступки с чувствами других людей. Ибо говорится: возлюби ближнего своего как себя самого. " В продолжение всей недели, в которую она вела эту жизнь, чувство это росло с каждым днем. И счастье приобщиться или сообщиться, как, радостно играя этим словом, говорила ей Аграфена Ивановна, представлялось ей столь великим, что ей казалось, что она не доживет до этого блаженного воскресенья. В дальнейшем повествовании мы видим уже совершенно другую Наташу. Когда человек переживет раскаяние, он трансформируется, становясь более зрелым, более нравственным, более терпимым и мягким по отношению к окружающим. Богослов и философ Тертуллиан в трактате " О покаянии" пишет: " Уже никакое прикрытие неведением не извиняет тебя в том, что, позвавши Господа и принявши Его заповеди, наконец покаявшись во грехах, ты вновь предаешься грехам". Кадр из фильма " Война и мир".
|
|||
|