![]()
|
|||||||
Презрение. Римма ЕфимкинаПрезрение Римма Ефимкина Презрение связано с чувством превосходства. Это отрицательно окрашенное чувство возникает к человеку, демонстрирующему качества, которые субъект не позволяет демонстрировать себе, так как воспринимает их социально неприемлемыми. Презрение легко переходит в злость, гнев, ярость и даже порождает ненависть, если объект презрения становится препятствием на пути удовлетворения потребностей субъекта. Презрение легче осмыслить через этимологию слова. Оно образовано от глагола " презирать", который в современном языке означает считать недостойным уважения, обесценивать, пренебрегать, лишать внимания. А исходно презирать означало " смотреть свысока". Слово заимствовано из старославянского языка. Оно образовано приставочным способом от глагола зирати (зьръти), то есть " смотреть сверху вниз" (Этим. словарь Крылова). Приставка " пре" обозначает " сверх" – действие, проявляющееся в высокой степени (преисполниться, превозносить, преуспевать), а также чрезмерность, выход за пределы чего-нибудь (превысить, пресытиться, переизбыток). " Я презираю тебя" буквально означает " я смотрю на тебя сверху вниз", я хороший – ты плохой. ПРИЗНАКИ ПРЕЗРЕНИЯ Подбирая примеры к этой главе, я не минуты не колебалась относительно персонажа, ярче всего проявляющего чувство презрения на страницах романа Л. Толстого " Война и мир". Конечно же, это князь Андрей Болконский. Князь, богач, красавец, но очень неприятный в общении человек, про которого за спиной говорили: " Гордость такая, что границ нет! По папеньке пошел" . Он презирал свою жену Лизу, когда жил с нею, презирал свет, практически каждого человека, с которым имел дело по службе. Первое же появление героя в салоне Анны Павловны Шерер сопровождается глубочайшим чувством презрения к окружающим. " Все в его фигуре, начиная от усталого, скучающего взгляда до тихого мерного шага, представляло самую резкую противоположность с его маленькою оживленною женой. Ему, видимо, все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уж надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно. Из всех же прискучивших ему лиц лицо его хорошенькой жены, казалось, больше всех ему надоело. С гримасой, портившею его красивое лицо, он отвернулся от нее. Он поцеловал руку Анны Павловны и, щурясь, оглядел все общество". Толстой в данном фрагменте ни разу не использует слово " презрение" (хотя по отношению к Болконскому использует его регулярно и повсеместно), но точно описывает признаки презрения: усталый взгляд, гримас, выражающая скуку, прищур. Несмотря на это, невольно проникаешься симпатией к Болконскому – умному, образованному, живому. И поначалу кажется, что он имеет право на презрение к глупым, пошлым, пустым людям. Но постепенно раскрывается другая сторона чувства презрения, картина раскрывается в полном объеме. " Я НЕ МОГУ ПРОСТИТЬ" Ярче всего презрение Болконского проявилось по отношению к невесте Наташе Ростовой. Возможно, потому, что произошло это на фоне душевной открытости Андрея. Тридцатиоднолетний вдовец сделал предложение с условием, что свадьба будет не раньше чем через год, и уехал за границу, оставив шестнадцатилетнюю девушку одну, не входя в ее положение. За несколько дней до его возвращения она пережила сильную страсть к развратнику Анатолю Курагину и отказалась от предложения жениха. Это трудно понять. Даже добрейший Пьер Безухов испытал не только презрение, но и отвращение к Наташе, совершившей столь странный поступок. Он вспомнил о своей жене. «Все они одни и те же», – сказал он сам себе, думая, что не ему одному достался печальный удел быть связанным с гадкой женщиной. Но ему все-таки до слез жалко было князя Андрея, жалко было его гордости. И чем больше он жалел своего друга, тем с большим презрением и даже отвращением думал об этой Наташе, с таким выражением холодного достоинства сейчас прошедшей мимо него по зале. Он не знал, что душа Наташи была преисполнена отчаяния, стыда, унижения и что она не виновата была в том, что лицо ее нечаянно выражало спокойное достоинство и строгость". Сам Андрей, узнав об отказе Наташи, сказал сестре, что ожидал этого. Презирая всех и каждого в своем окружении, Андрей как будто только и ждал, когда еще один человек оступится и подаст повод к презрению. Когда Пьер сообщил ему, что Наташа после своего поступка была при смерти, это не тронуло князя. – Передай графине Ростовой, что она была и есть совершенно свободна и что я желаю ей всего лучшего. (... ) – Послушайте, помните вы наш спор в Петербурге, – сказал Пьер, – помните о... – Разве можно это сравнивать?.. – сказал Пьер. Князь Андрей перебил его. Он резко закричал: РАБОТА С ПРЕЗРЕНИЕМ В ПСИХОТЕРАПИИ В практической психологии презрение рассматривается как черта незрелой личности. Впервые его осваивают дети в 4–7 лет, максимальное выражение оно находит в подростковые годы. По мере взросления личности презрение замещается эмпатией – способностью вчувствоваться и понять другого. Если Пьеру Безухову понадобилось несколько минут, чтобы сменить презрение к Наташе за ее поступок на сочувствие и жалость, то Андрею удается простить ее только перед собственной смертью, когда он обнаружил, что всегда любил и любит ее. * по следам этого господина. Иллюстрация Д. Шмаринова.
|
|||||||
|