|
|||
Раздражение. Римма ЕфимкинаРаздражение Римма Ефимкина Раздражение – это первая стадия злости, на которой человек еще способен контролировать себя. Схема эскалации эмоций такая: раздражение, злость, гнев, ярость, бешенство. " – Я не понимаю, решительно не понимаю, отчего мужчины не могут жить без войны? Отчего мы, женщины, ничего не хотим, ничего нам не нужно? Ну, вот вы будьте судьей. Я ему все говорю: здесь он адъютант у дяди, самое блестящее положение. Все его так знают, так ценят. На днях у Апраксиных я слышала, как одна дама спрашивает: «Это известный князь Андрей? » Честное слово! – Она засмеялась. – Он так везде принят. Он очень легко может быть и флигель-адъютантом. Вы знаете, государь очень милостиво говорил с ним. Мы с Анет говорили, это очень легко было бы устроить. Как вы думаете? Болконский сдерживается, пытаясь сохранить приличие при госте. В беседе с женой он использует для этого разные приемы (хорошо известные нам по собственному опыту): холодную учтивость; притворное удивление и непонимание того, что она говорит; тихий голос и медлительную речь; совет идти спать под предлогом предписания доктора; угрожающую интонацию; наконец, прямую просьбу перестать. С помощью этих манипуляций князь Андрей кое-как выпроваживает жену и остается с гостем. Только теперь он позволяет себе выразить раздражение. Все это не может привести к улучшению отношений Андрея с женой, потому что вместо откровенного выражения чувства он предъявляет маску вежливости, оставаясь для нее закрытым и не понятым. С Пьером он открыт. " В середине ужина князь Андрей облокотился и, как человек, давно имеющий что-нибудь на сердце и вдруг решающийся высказаться, с выражением нервного раздражения, в каком Пьер никогда еще не видал своего приятеля, начал говорить: – Никогда, никогда не женись, мой друг; вот тебе мой совет, не женись до тех пор, пока ты не скажешь себе, что ты сделал все, что мог, и до тех пор, пока ты не перестанешь любить ту женщину, какую ты выбрал, пока ты не увидишь ее ясно, а то ты ошибешься жестоко и непоправимо. Женись стариком, никуда не годным... А то пропадет все, что в тебе есть хорошего и высокого. Все истратится по мелочам. Да, да, да! Не смотри на меня с таким удивлением. Ежели ты ждешь от себя чего-нибудь впереди, то на каждом шагу ты будешь чувствовать, что для тебя все кончено, все закрыто, кроме гостиной, где ты будешь стоять на одной доске с придворным лакеем и идиотом... Да что!.. Надежный способ коррекции раздражения – его отреагирование в форме трехчастного высказывания: В случае Андрея Болконского оно могло бы звучать так: " Я чувствую раздражение, когда жена не отпускает меня на войну и вместо нее предлагает светскую жизнь; для меня это означает потерять мою свободу и не осуществить своих надежд". После этого человек осознает, что не другой виноват в крахе надежд, а он сам ответственен за свои действия и за свою жизнь. Болконский этого не делает, а потому источником раздражения считает внешнюю силу – свою жену. " – Свяжи себя с женщиной – и, как скованный колодник, теряешь всякую свободу. И все, что есть в тебе надежд и сил, все только тяготит и раскаянием мучает тебя. Гостиные, сплетни, балы, тщеславие, ничтожество – вот заколдованный круг, из которого я не могу выйти. Я теперь отправляюсь на войну, на величайшую войну, какая только бывала, а я ничего не знаю и никуда не гожусь. (... ) И это глупое общество, без которого не может жить моя жена, и эти женщины. (... ) Эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем – вот женщины, когда они показываются так, как они есть. Посмотришь на них в свете, кажется, что что-то есть, а ничего, ничего, ничего! Да, не женись, душа моя, не женись, – кончил князь Андрей". Для сравнения двух стратегий можно привести в пример отношения Пьера с его второй женой Наташей Ростовой. Она тоже с неохотой отпускает мужа в Петербург на несколько недель, тоже устраивает сцены ревности. Это не мешает Пьеру уважать и любить свою жену, не осуждая ее, а называя ее недостатки (по мнению большинства) качествами. Но при этом Пьер следует своим убеждениям и делает то, во что он верит. Раздражается ли он в разговорах с женой? Да. Но это раздражение оба высказывают, что ведет к еще большему сближению супругов. " Весьма часто, в минуты раздражения, случалось, что муж с женой спорили подолгу, потом после спора Пьер, к радости и удивлению своему, находил не только в словах, но и в действиях жены свою ту самую мысль, против которой она спорила. И не только он находил ту же мысль, но он находил ее очищенною от всего того, что было лишнего, вызванного увлечением и спором, в выражении мысли Пьера".
|
|||
|