|
|||
Робость. Римма ЕфимкинаРобость Римма Ефимкина Робость – это чувство страха, боязни. Робость происходит от прилагательного робкий, далее из славянского роб «раб, невольник», сюда же ребёнок. Ср. др. -инд. arbhak; s, ; rbhagas «маленький, слабый, молодой», ; rbhas – то же. В буквальном смысле робость – ощущение слабости, как у раба или ребенка. Робость – " маленькая степень" страха. От страха отличается тем, что при страхе чаще всего есть объективная опасность, а при робости человеку недостает смелости быть собой, проявляться как личность. Это " детское" чувство, иногда " рабское" (то есть человек ощущает зависимость от другого). Синонимы: неуверенность в себе; колебание; испуг; трепет; скромность; трусость; нерешительность; застенчивость; малодушие; стыдливость; мнительность; стеснительность; трусливость; испуганность; опасливость; оробелость; запуганность; несмелость; пугливость; робкость; малодушность; прибитость; зашуганность; трусоватость; боязливость; несвободность; конфузливость; малодушество. Робость – довольно часто упоминаемое чувство на страницах романа Льва Толстого " Война и мир". В качестве примера я остановилась на выборе двух героинь, чаще других испытывающих робость, княжны Марьи Болконской и Сони. " ОНА РОБКО, УМОЛЯЮЩИМ ВЗГЛЯДОМ СМОТРЕЛА НА БРАТА" Чувство робости появляется в княжне Марье Болконской, когда ей нужно уговорить брата перед уходом на войну принять образ-оберег. Причин для робости несколько. Во-первых, это религиозный обряд, а Андрей насмешливо относится к религии, как и его отец, и Марья это знает (" Я знаю, ты такой же, как и mon p; re" ). Во-вторых, Марья – сестра Андрея, и то, что она благословляет его – ей не по статусу, благословлять должна мать; но мать умерла, и княжна Марья заменяет ее, потому что она старшая из женщин в семье. Наконец, есть третья причина для робости – она озвучивает свою просьбу сразу после разговора о нерелигиозности отца, и брат смеется над Марьей, принимая его сторону. " – Одно, что тяжело для меня, – я тебе по правде скажу, Andr;, – это образ мыслей отца в религиозном отношении. Я не понимаю, как человек с таким огромным умом не может видеть того, что ясно, как день, и может так заблуждаться? Вот это составляет одно мое несчастие. Но и тут в последнее время я вижу тень улучшения. В последнее время его насмешки не так язвительны, и есть один монах, которого он принимал и долго говорил с ним. – Ну, мой друг, я боюсь, что вы с монахом даром растрачиваете свой порох, – насмешливо, но ласково сказал князь Андрей. " Andr;, – сказала она робко после минуты молчания, – у меня к тебе есть большая просьба. – Ежели бы это и стоило мне большого труда... – как будто догадываясь, в чем было дело, отвечал князь Андрей. – Ежели он не в два пуда и шеи не оттянет... Чтобы тебе сделать удовольствие... – сказал князь Андрей, но в ту же секунду, заметив огорченное выражение, которое приняло лицо сестры при этой шутке, он раскаялся. – Очень рад, право, очень рад, мой друг, – прибавил он. " ВСЕГДА РОБКАЯ И ЗАСТЕНЧИВАЯ" Чувство робости постоянно испытывает героиня романа Льва Толстого " Война и мир" Соня. Соня – племянница Ростовых, троюродная сестра их детей. Ее полное имя – Софья Александровна Ростова. Она растет и воспитывается в семье наравне с остальными четырьмя детьми и называет и считает дядю и тетю отцом и матерью, но при этом известно, что она бесприданница. Ее жизнь зависима, и поэтому она выучилась скрытности ("... выученная своею зависимою жизнью скрытности... " ). " – Вы помните, Соня? – спросил Николай. Соня, как всегда, отстала от них, хотя воспоминания их были общие. Она приняла участие только в том, когда они вспоминали первый приезд Сони. Соня рассказала, как она боялась Николая, потому что у него на курточке были снурки и ей няня сказала, что и ее в снурки зашьют". Единственный раз в романе Соня преодолела свою робость и предприняла смелый шаг. Этот ее поступок не выбивается из концепции сохранения безопасности, а только подтверждает ее. У Сони есть один шанс изменить свой зависимый статус – это выйти замуж за Николая, но для этого нужно соблазнить его. И когда на святки молодежь наряжается, чтобы ехать к соседям Милюковым и участвовать в святочных играх, Соня, " всегда робкая и застенчивая", на один вечер преображается, становится смелой и обворожительной, и очарованный Николай делает ей предложение. " Решили, что Илье Андреевичу ехать нельзя, а что ежели Луиза Ивановна (m-me Schoss) поедет, то барышням можно ехать к Мелюковой. Соня, всегда робкая и застенчивая, настоятельнее всех стала упрашивать Луизу Ивановну не отказать им. Николаю кажется, что такою Соня будет всегда («Если бы я прежде видел ее такою, какою она теперь» ). Однако робкая Соня под давлением своей приемной матери, графини Ростовой, снова пугается. Она сама добровольно отказывается от предложения Николая и дает ему свободу. Судя по всему, потребность в безопасности побеждает и в этом случае: в конце романа Соня остается " старой девой" – в 1820 году ей около 30 лет, и она не замужем и живет в доме Николая. "... Действительно, казалось, что Соня не тяготится своим положением и совершенно примирилась с своим назначением пустоцвета. Она дорожила, казалось, не столько людьми, сколько всей семьей. Она, как кошка, прижилась не к людям, а к дому. Она ухаживала за старой графиней, ласкала и баловала детей, всегда была готова оказать те мелкие услуги, на которые она была способна; но все это принималось невольно с слишком слабою благодарностию... " РАБОТА С РОБОСТЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ Поскольку причины робости кроются в самой этимологии слова (" ребенок" и " раб" ), то она же подсказывает пути исцеления – расти и освобождаться от зависимости. Как это ни парадоксально, ребенок взрослеет вопреки запретам – он постоянно нарушает наказы родителей, тем самым обретая силу и самостоятельность. То же и раб – он становится свободным, разорвав цепи и покинув тюрьму. Психологическое взросление достигается так же – практическими делами, поступками.
|
|||
|