|
|||
Скорбь. Римма ЕфимкинаСкорбь Римма Ефимкина Скорбь – это крайняя печаль, горесть, тяжёлое переживание, ощущение глубокой утраты. Слово скорбь происходит от древнего корня (s)ker-b(h) / (s)kor-b(h) – «скручивать(ся)», «морщить(ся)». Оно того же корня, что и ущерб, щербатый, скрести, коробить. В буквальном смысле слова скорбящий человек сохнет по тому любимому предмету, который питает его душу и с которым он разлучен. В романе Льва Толстого слово скорбь встречается единственный раз, да и то в ироничном смысле: Анна Михайловна Друбецкая изображает перед окружающими скорбь о несчастье поведении Пьера, которое к ее жизни никак не относится. " Анна Михайловна завела глаза, и на лице ее выразилась глубокая скорбь... – Да что ж такое? – спросили оба Ростова, старший и младший. " РАНА ЗАЖИВАЛА ИЗНУТРИ" Настоящую, неподдельную скорбь переживают Наташа Ростова и Марья Болконская после смерти князя Андрея Болконского (см. гл. " Горе" ). Лев Толстой описывает, как медленно и мучительно происходит исцеление человека после потери, сравнивая душевную рану с физической. " Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни. Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри" (Т. 4. Ч. 4. Гл. III. С. 503). РАБОТА СО СКОРБЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ Согласно определению Фрейда, " скорбь, как правило, является реакцией на утрату любимого человека или какой-либо помещенной на его место абстракции, например, Родины, свободы, идеала и т. д. " Фрейд считает скорбь временным состоянием, с преодолением которого человек справляется сам: " В высшей степени примечательно также то, что нам никогда не приходит в голову рассматривать скорбь как патологическое состояние и обращаться к врачу для ее лечения, хотя она приносит с собой тяжелые отклонения от нормального образа жизни. Мы полагаемся на то, что по истечении некоторого времени она будет преодолена, и считаем беспокойство по ее поводу напрасным, себе во вред" . Это тот случай, когда время лечит. Суть внутренней работы человека заключается в том, чтобы " отнять либидо" у любимого и утраченного объекта: " Как же работает скорбь? Я считаю, что не будет никакой натяжки в том, если изобразить ее следующим образом: критерий реальности показал, что любимого объекта больше не существует, и теперь требуется отвлечь все либидо от связей с этим объектом. Против этого возникает понятный протест – везде и всюду можно наблюдать, что человек неохотно покидает позицию либидо... " На проживание скорби в норме уходит около года – как раз тот период, который в нашей культуре принято носить траур.
|
|||
|