Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Скорбь. Римма Ефимкина



Скорбь

Римма Ефимкина

Скорбь – это крайняя печаль, горесть, тяжёлое переживание, ощущение глубокой утраты.

Слово скорбь происходит от древнего корня (s)ker-b(h) / (s)kor-b(h) – «скручивать(ся)», «морщить(ся)». Оно того же корня, что и ущерб, щербатый, скрести, коробить. В буквальном смысле слова скорбящий человек сохнет по тому любимому предмету, который питает его душу и с которым он разлучен.
Синонимы: печаль, горе, тоска, отчаяние, жалость. В основе чувства скорби лежит базовое чувство печали, из всего гнезда синонимов к которому скорбь располагается на самом крайнем полюсе по шкале усиления.

" НА ЛИЦЕ ЕЕ ВЫРАЗИЛАСЬ ГЛУБОКАЯ СКОРБЬ"

В романе Льва Толстого слово скорбь встречается единственный раз, да и то в ироничном смысле: Анна Михайловна Друбецкая изображает перед окружающими скорбь о несчастье поведении Пьера, которое к ее жизни никак не относится.

" Анна Михайловна завела глаза, и на лице ее выразилась глубокая скорбь...

– Ах, мой друг, он очень несчастлив, – сказала она. – Ежели правда, что мы слышали, это ужасно. И думали ли мы, когда так радовались его счастию! И такая высокая, небесная душа, этот молодой Безухов! Да, я от души жалею его и постараюсь дать ему утешение, которое от меня будет зависеть.

– Да что ж такое? – спросили оба Ростова, старший и младший.

Анна Михайловна глубоко вздохнула.

– Долохов, Марьи Ивановны сын, – сказала она таинственным шепотом, – говорят, совсем компрометировал ее. Он его вывел, пригласил к себе в дом в Петербурге, и вот... Она сюда приехала, и этот сорвиголова за ней, – сказала Анна Михайловна, желая выразить свое сочувствие Пьеру, но в невольных интонациях и полуулыбкою выказывая сочувствие сорвиголове, как она назвала Долохова. – Говорят, сам Пьер совсем убит своим горем.

– Ну, все-таки скажите ему, чтоб он приезжал в клуб, – все рассеется. Пир горой будет" (Т. 2. Ч. 1. Гл. II. С. 335).

Толстой разоблачает притворство Анны Михайловны, описывая ее интонации и мимику, идущие вразрез с ее словами: " в невольных интонациях и полуулыбкою выказывая сочувствие сорвиголове". В сочетании с другими характеристиками этой второстепенной героини (" христиански-кротким видом, никогда не покидавшим ее" ) ее притворная скорбь сообщает читателям, что эта женщина лжива.

" РАНА ЗАЖИВАЛА ИЗНУТРИ"

Настоящую, неподдельную скорбь переживают Наташа Ростова и Марья Болконская после смерти князя Андрея Болконского (см. гл. " Горе" ). Лев Толстой описывает, как медленно и мучительно происходит исцеление человека после потери, сравнивая душевную рану с физической.

" Душевная рана, происходящая от разрыва духовного тела, точно так же, как и рана физическая, как ни странно это кажется, после того как глубокая рана зажила и кажется сошедшейся своими краями, рана душевная, как и физическая, заживает только изнутри выпирающею силой жизни.

Так же зажила рана Наташи. Она думала, что жизнь ее кончена. Но вдруг любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни – любовь – еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь". <... >

Она не знала этого, не поверила бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные молодые иглы травы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и не заметно. Рана заживала изнутри" (Т. 4. Ч. 4. Гл. III. С. 503).

РАБОТА СО СКОРБЬЮ В ПСИХОТЕРАПИИ

Согласно определению Фрейда, " скорбь, как правило, является реакцией на утрату любимого человека или какой-либо помещенной на его место абстракции, например, Родины, свободы, идеала и т. д. "

Фрейд считает скорбь временным состоянием, с преодолением которого человек справляется сам: " В высшей степени примечательно также то, что нам никогда не приходит в голову рассматривать скорбь как патологическое состояние и обращаться к врачу для ее лечения, хотя она приносит с собой тяжелые отклонения от нормального образа жизни. Мы полагаемся на то, что по истечении некоторого времени она будет преодолена, и считаем беспокойство по ее поводу напрасным, себе во вред" . Это тот случай, когда время лечит.

Суть внутренней работы человека заключается в том, чтобы " отнять либидо" у любимого и утраченного объекта: " Как же работает скорбь? Я считаю, что не будет никакой натяжки в том, если изобразить ее следующим образом: критерий реальности показал, что любимого объекта больше не существует, и теперь требуется отвлечь все либидо от связей с этим объектом. Против этого возникает понятный протест – везде и всюду можно наблюдать, что человек неохотно покидает позицию либидо... "

На проживание скорби в норме уходит около года – как раз тот период, который в нашей культуре принято носить траур.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.