Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Смущение. Римма Ефимкина



Смущение

Римма Ефимкина

Смущение – это замешательство, ощущение неловкости.

Смущение происходит от глагола смущать, смутить, мутить. Когда-то " смущать" означало " подстрекать к мятежу, волнению, смуте", и в этом значении закрепилось в названии исторического периода " Смутное время", то есть время мятежей, отсутствия ясности, порядка. В буквальном смысле смущение – волнение в связи с утратой порядка в широком смысле этого слова.

Также исторически родственными ему словами являются " муть, мутный". Муть – нечистота, грязь, скверна, грех. На бытовом уровне подразумевается, что в целях сохранения здоровья и жизни нельзя пить из мутного (не проверенного глазом) источника. Например, в русской народной сказке про сестрицу Аленушку и братца Иванушку мальчик хотел напиться воды из козьего копытца. Аленушка запрещала: " Не пей, братец, козленочком станешь! " Не послушался Иванушка, напился из козьего копытца и стал козленочком. В психологическом смысле речь идет о нарушении порядков в социальных отношениях.

Синонимы: сомнение; тревога; волнение; стыд; растерянность; неловкость; неудобство; смятение; замешательство; конфуз; стеснение; стесненность; смущенность; обескураживание; сконфуженность; конфузия.

Впервые смущение появляется у маленьких детей в контакте с незнакомыми людьми. Ребенок улыбается, краснеет, прячет лицо, бросает короткие игривые взгляды и тут же прячется в юбку матери или, сидя на ее руках, прячет лицо на ее груди. Испытывать смущение не только норма для детского развития, но и необходимость. Демонстрируя это чувство, ребенок показывает миру свою уязвимость, в здоровом проявлении смущение доставляет легкое удовольствие.

Функция смущения социальная, оно сопровождает установление контакта и регулирует границы. В детстве большую роль при этом играет реакция родителей. Если они реагируют на смущение ребенка положительно (обнимают, гладят по голове, говорят ласковые успокаивающие слова), то дети расслабляются и идут на контакт, со временем становясь более уверенными. И наоборот: насмешки взрослых, привлечение всеобщего внимания, презрение, принуждение (" Что стоишь, как столб? Иди расскажи стишок! " ) – приводят к нарушениям, на одном полюсе которых патологическая стеснительность, на другом – полное отсутствие ощущения стыдливости.

Чтобы продемонстрировать динамику чувства смущения, я остановилась на нескольких эпизодах романа Льва Толстого " Война и мир", касающихся Наташи Ростовой.

" МОЖЕТ БЫТЬ, Я БАЛУЮ ЕЕ, НО ЭТО, КАЖЕТСЯ, ЛУЧШЕ"

Наташа растет в здоровой обстановке полной семьи, она любимая дочь любящих друг друга родителей, а потому, зная, что ее не накажут за проявление чувств, подчас ведет себя смело, иногда дерзко. Именно такой она впервые предстает перед читателем: в день именин тринадцатилетняя Наташа вместе с другими детьми нечаянно вбегает в гостиную, где родители принимают визиты гостей. Наташа смущена (" спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи" ), но все же не убегает назад, а ищет поддержки у матери.

" Вдруг из соседней комнаты послышался бег к двери нескольких мужских и женских ног, грохот зацепленного и поваленного стула, и в комнату вбежала тринадцатилетняя девочка, запахнув что-то короткою кисейною юбкою, и остановилась посередине комнаты. Очевидно было, она нечаянно, с нерассчитанного бега, заскочила так далеко. <... >

Граф вскочил и, раскачиваясь, широко расставил руки вокруг вбежавшей девочки.

– А, вот она! – смеясь, закричал он. – Именинница! Ma ch; re именинница!

– Милая, на все есть время, – сказала графиня, притворяясь строгою. – Ты ее все балуешь, Elie, – прибавила она мужу.

<... > Вывернувшись от отца, она подбежала к матери и, не обращая никакого внимания на ее строгое замечание, спрятала свое раскрасневшееся лицо в кружевах материной мантильи и засмеялась. Она смеялась чему-то, толкуя отрывисто про куклу, которую вынула из-под юбочки.

– Видите?.. Кукла... Мими... Видите. И Наташа не могла больше говорить (ей все смешно казалось). Она упала на мать и расхохоталась так громко и звонко, что все, даже чопорная гостья, против воли засмеялись.

– Ну, поди, поди с своим уродом! – сказала мать, притворно сердито отталкивая дочь".

Наташа краснеет от смущения, что нарушила правила поведения при гостях, а мать хоть и сердится, но притворно, потому что ее любовь сильнее правил. Мать, размышляя о воспитании детей, признается, что старшую дочь Веру она испортила правилами и строгостью, подавив в ней спонтанность.

" – Может быть, я балую ее, но, право, это, кажется, лучше. Я старшую держала строго.

– Да, меня совсем иначе воспитывали, – сказала старшая, красивая графиня Вера, улыбаясь. Но улыбка не украсила лица Веры, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно. Старшая, Вера, была хороша, была неглупа, училась прекрасно, была хорошо воспитана, голос у нее был приятный, то, что она сказала, было справедливо и уместно; но, странное дело, все, и гостья и графиня, оглянулись на нее, как будто удивились, зачем она это сказала, и почувствовали неловкость.

– Всегда с старшими детьми мудрят, хотят сделать что-нибудь необыкновенное, – сказала гостья.

– Что греха таить: ma ch; re! Графинюшка мудрила с Верой, – сказал граф".

" А ВОТ НЕ СПРОСИШЬ"

Мать регулирует поведение Наташи поддержкой и строгостью. Иногда девочке не возбраняются невинные шалости, например, при всех гостях за парадным столом на спор с братом громко спросить, какое будет пирожное.

" – А вот не спросишь, – говорил маленький брат Наташе, – а вот не спросишь!

– Спрошу, – отвечала Наташа. Лицо ее вдруг разгорелось, выражая отчаянную и веселую решимость. Она привстала, приглашая взглядом Пьера, сидевшего против нее, прислушаться, и обратилась к матери.

– Мама! – прозвучал по всему столу ее детски-грудной голос.

– Что тебе! – спросила графиня испуганно, но, по лицу дочери увидев, что это была шалость, строго замахала ей рукой, делая угрожающий и отрицательный жест головой.

Разговор притих.

– Мама! какое пирожное будет? – еще решительнее, не срываясь, прозвучал голосок Наташи.

Графиня хотела хмуриться, но не могла. Марья Дмитриевна погрозила толстым пальцем.

– Казак! – проговорила она с угрозой.

Большинство гостей смотрели на старших, не зная, как следует принять эту выходку.

– Вот я тебя! – сказала графиня.

– Мама! что пирожное будет? – закричала Наташа уже смело и капризно-весело, вперед уверенная, что выходка ее будет принята хорошо.

Соня и толстый Петя прятались от смеха.

– Вот и спросила, – прошептала Наташа маленькому брату и Пьеру, на которого она опять взглянула.

– Мороженое, только тебе не дадут, – сказала Марья Дмитриевна. Наташа видела, что бояться нечего, и потому не побоялась и Марьи Дмитриевны.

– Марья Дмитриевна! какое мороженое? Я сливочное не люблю.

– Морковное.

– Нет, какое? Марья Дмитриевна, какое? – почти кричала она. – Я хочу знать!

Марья Дмитриевна и графиня засмеялись, и за ними все гости. Все смеялись не ответу Марьи Дмитриевны, но непостижимой смелости и ловкости этой девочки, умевшей и смевшей так обращаться с Марьей Дмитриевной.

Наташа отстала только тогда, когда ей сказали, что будет ананасное".

Маленькая Наташа пробует свою силу на самой грозной гостье – Марье Дмитриевне. Эти сила и смелость понадобятся ребенку в дальнейшем для решения взрослых задач. И если их подавить воспитанием, то жизнь будет выглядеть жизнью, но не являться таковой. К счастью, Наташе везет на воспитателей, и уважаемая всеми справедливая Марья Дмитриевна любит Наташу, признаваясь: " Знаю, что зелье девка, а люблю".

" ЭТО НЕ ГОДИТСЯ, ДУША МОЯ"

Однако иногда шалости Наташи заходят дальше, чем это того требуют приличия, и (самое главное) затрагивают чувства людей. В таких случаях мать вмешивается и помогает дочери отрегулировать границы дозволенного. Так, мать просит ее прекратить шестнадцатилетнюю Наташу флиртовать с Борисом Друбецким:

" – Ты ему вскружила совсем голову, зачем? Что ты хочешь от него? Ты знаешь, что тебе нельзя выйти за него замуж.

– Отчего? – не переменяя положения, сказала Наташа.

– Оттого, что он молод, оттого, что он беден, оттого, что он родня... оттого, что ты и сама не любишь его. <... >

– А если я хочу... <... >

– Это не годится, душа моя. Не все поймут вашу детскую связь, а видеть его таким близким с тобой может повредить тебе в глазах других молодых людей, которые к нам ездят, и, главное, напрасно мучает его. Он, может быть, нашел себе партию по себе, богатую; а теперь он с ума сходит".

Наташа хоть и протестует, но соглашается, потому что, во-первых, чувствует, что мать права, а во-вторых, что мать ее любит.

" ЧУВСТВОВАЛА, ЧТО НЕТ ПРЕГРАДЫ СТЫДЛИВОСТИ"

Но вот шестнадцатилетняя девушка остается со своим чувством один на один, без матери. Познакомившись с Анатолем, Наташа испытывает сильнейшее смущение из-за " отсутствия преграды стыдливости". Поскольку это ее первый опыт контакта с неблагородным мужчиной с дурными намерениями, а матери нет рядом, она не знает, как интерпретировать то, что происходит между ними.

" – А знаете, графиня, – сказал он, вдруг обращаясь к ней, как к старой, давнишней знакомой, – у нас устраивается карусель в костюмах; вам бы надо участвовать в нем: будет очень весело. Все собираются у Архаровых. Пожалуйста, приезжайте, право, а? – проговорил он.

Говоря это, он не спускал улыбающихся глаз с лица, с шеи, с оголенных рук Наташи. Наташа несомненно знала, что он восхищается ею. Ей было это приятно, но почему-то ей тесно, жарко и тяжело становилось от его присутствия. Когда она смотрела на него, она чувствовала, что он смотрел на ее плечи, и она невольно перехватывала его взгляд, чтоб он уж лучше смотрел на ее глаза. Но, глядя ему в глаза, она со страхом чувствовала, что между им и ею совсем нет той преграды стыдливости, которую всегда она чувствовала между собой и другими мужчинами. Она, сама не зная как, через пять минут чувствовала себя страшно близкой к этому человеку. Когда она отворачивалась, она боялась, как бы он сзади не взял ее за голую руку, не поцеловал бы ее в шею. Они говорили о самых простых вещах, а она чувствовала, что они близки, как она никогда не была с мужчиной. Наташа оглядывалась на Элен и на отца, как будто спрашивая их, что такое это значило; но Элен была занята разговором с каким-то генералом и не ответила на ее взгляд, а взгляд отца ничего не сказал ей, как только то, что он всегда говорил: «Весело, ну я и рад»".

Смущение – тот сигнал, который позволяет регулировать дистанцию при контакте. Но в незнакомой ситуации девушке не хватает " инструментов". " Одной старой графине Наташа в состоянии была бы ночью в постели рассказать все, что она думала" , но мать осталась в Москве. И растерянная Наташа делает то, что она умеет лучше всего: открывает любящее сердце навстречу новому опыту – принимает соблазнение за любовь и соглашается на побег с Анатолем. Когда она узнает о нем правду (что он неблагородный человек, что он женат и что он бросает ее при разоблачении), Наташа испытывает шок и даже пытается отравиться.

" КОГДА У ВАС ЯСНО БУДЕТ В ДУШЕ"

Пьер поддерживает Наташу в этом ее состоянии и предлагает дружескую помощь. При встрече Наташа просит Пьера передать князю Андрею, чтобы тот простил ее за то горе, которое она ему причинила, изменив ему с Анатолем. Увидев Наташу в состоянии глубокого раскаяния, Пьер, сначала осуждавший ее, проникается сочувствием.

" И еще больше чувство жалости, нежности и любви охватило Пьера. Он слышал как под очками его текли слезы и надеялся, что их не заметят. <... >

– Не будем говорить, мой друг, я всё скажу ему; но об одном прошу вас – считайте меня своим другом, и ежели вам нужна помощь, совет, просто нужно будет излить свою душу кому-нибудь – не теперь, а когда у вас ясно будет в душе – вспомните обо мне".

Ясность в душе противопоставляется писателем душевной смуте (мы помним этимологию слова смущение – от " муть" ). Пережив опыт потери ясности в душе и пройдя через помутнение сознания, человек обретает равновесие, баланс. И теперь он по опыту знает, как расшифровывать смущение как сигнал души, и становится способен сам, без внешней помощи, выбирать стратегии коммуникации.

Впоследствии Наташа доказывает, что усвоила урок, когда она ночью, вопреки запретам матери, отправляется к раненому князю Болконскому, чтобы просить у него прощения. Это было неприлично с точки зрения социальных норм, но правильно с точки зрения законов души.

РАБОТА СО СМУЩЕНИЕМ В ПСИХОТЕРАПИИ

Занимаясь психотерапевтической практикой, я стремлюсь находить устойчивые языковые конструкции, отражающие глубинную суть процесса. К нашему случаю подходит поговорка " ловить рыбу (рыбку) в мутной воде". Фразеологизм широко распространен в русском языке и имеет почти полные аналоги во многих других языках, что свидетельствует о знании повадок рыб у многих народов. Буквальный образ выражения очевиден: в мутной воде рыбу ловить легко, так как она не видит сетей и другой рыболовной снасти. Однако со временем выражение вышло за пределы рыбной ловли и приобрело более широкое значение: пользоваться замешательством и путаницей для достижения своих корыстных целей. В переносном смысле это выражение говорится неодобрительно по отношению к тому, кто пользуется ситуацией в корыстных целях: то, что дозволено по отношению к рыбе, не дозволено по отношению к человеку. И когда нами манипулируют, смущение является предупредительным сигналом.

Вопросом: " О чем предупреждает твое смущение? " – мы приглашаем клиента задуматься о нарушенных порядках в отношениях.

Кстати, Соня задает Наташе, получившей тайно записку от Анатоля, подобные вопросы.

" – Но зачем эти тайны? Отчего же он не ездит в дом? – спрашивала Соня. – Отчего он прямо не ищет твоей руки? Ведь князь Андрей дал тебе полную свободу, ежели уж так; но я не верю этому. Наташа, ты подумала, какие могут быть тайные причины?

Наташа удивленными глазами смотрела на Соню. Видно, ей самой в первый раз представлялся этот вопрос, и она не знала, что отвечать на него".

Когда наш клиент сможет найти ответ на вопрос, о чем говорит его смущение, в душе на смену поднявшейся " мути" придет ясность.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.