Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Соболезнование. Римма Ефимкина



Соболезнование

Римма Ефимкина

Соболезнование – чувство сострадания чужому горю, беде, обычно выражаемое в словах сожаления; участие в чьём-нибудь горе, страдании. От сочувствия отличается тем, что соболезнующий человек разделяет боль, а сочувствующий любое другое чувство.

Происходит от слова боль, приставка со- означает совместность; буквально соболезновать – совместно испытывать боль.

Синонимы: сочувствие, жалость, сострадание, сожаление.

В романе Толстого " Война и мир" много описаний человеческих страданий и боли. К счастью, многие его герои наделены чуткостью, отзывчивостью, способностью к соболезнованию. Я выбрала несколько эпизодов, где содержатся подобные описания.

" СЛЫШАЛ О ЕЕ ГОРЕ И ВСЕЙ ДУШОЙ СОБОЛЕЗНУЕТ ЕМУ"

Узнав, что в Бородинском сражении ранен брат княжны Марьи Болконской, Ростов, находящийся в это время, как и она, в Воронеже, подходит к ней в церкви, чтобы выразить соболезнование. У нее двойное горе – княжна только что схоронила отца. Хотя в церкви было неприлично подойти к девушке, Ростов не раздумывая подходит и делает то, что требует его душа. Это показывает искренность его чувства, которое выше условий света.

" Когда молебствие кончилось, губернаторша подозвала его к себе.

– Ты видел княжну? – сказала она, головой указывая на даму в черном, стоявшую за клиросом.

Николай тотчас же узнал княжну Марью не столько по профилю ее, который виднелся из-за шляпы, сколько по тому чувству осторожности, страха и жалости, которое тотчас же охватило его. Княжна Марья, очевидно погруженная в свои мысли, делала последние кресты перед выходом из церкви. Николай с удивлением смотрел на ее лицо. Это было то же лицо, которое он видел прежде, то же было в нем общее выражение тонкой, внутренней, духовной доброты; но теперь оно было совершенно иначе освещено. Трогательное выражение печали, мольбы и надежды было на нем. Как и прежде бывало с Николаем в ее присутствии, он, не дожидаясь совета губернаторши подойти к ней, не спрашивая себя, хорошо ли, прилично ли или нет будет его обращение к ней здесь, в церкви, подошел к ней и сказал, что он слышал о ее горе и всей душой соболезнует ему. Едва только она услыхала его голос, как вдруг яркий свет загорелся в ее лице, освещая в одно и то же время и печаль ее, и радость.

– Я одно хотел вам сказать, княжна, – сказал Ростов, – это то, что ежели бы князь Андрей Николаевич не был бы жив, то, как полковой командир, в газетах это сейчас было бы объявлено.

Княжна смотрела на него, не понимая его слов, но радуясь выражению сочувствующего страдания, которое было в его лице.

– И я столько примеров знаю, что рана осколком (в газетах сказано гранатой) бывает или смертельна сейчас же, или, напротив, очень легкая, – говорил Николай.

– Надо надеяться на лучшее, и я уверен...

Княжна Марья перебила его.

– О, это было бы так ужа... – начала она и, не договорив от волнения, грациозным движением (как и все, что она делала при нем) наклонив голову и благодарно взглянув на него, пошла за теткой".

" СЛОВО НЕИСКРЕННЕГО СЛАБОГО УЧАСТИЯ"

Искреннее соболезнование позволяет разделить и тем самым уменьшить боль. Но если это формальное соблюдение правил приличия либо недостаточно тактично выбранная форма словесного выражения, то боль усугубляется. Автор подробно пишет о состоянии своих героинь Марьи Болконской и Наташи Ростовой, проживающих горе потери. Главное, в чем они нуждаются в это время – уважение к их открытой " духовной ране". Им нужна дистанция и тишина на то время, пока рана не начнет зарастать изнутри.

" Когда умирающее есть человек, и человек любимый – ощущаемый, тогда, кроме ужаса перед уничтожением жизни, чувствуется разрыв и духовная рана, которая, так же как и рана физическая, иногда убивает, иногда залечивается, но всегда болит и боится внешнего раздражающего прикосновения.

После смерти князя Андрея Наташа и княжна Марья одинаково чувствовали это. Они, нравственно согнувшись и зажмурившись от грозного, нависшего над ними облака смерти, не смели взглянуть в лицо жизни. Они осторожно берегли свои открытые раны от оскорбительных, болезненных прикосновений. Все: быстро проехавший экипаж по улице, напоминание об обеде, вопрос девушки о платье, которое надо приготовить; еще хуже, слово неискреннего, слабого участия болезненно раздражало рану, казалось оскорблением и нарушало ту необходимую тишину, в которой они обе старались прислушиваться к незамолкшему еще в их воображении страшному, строгому хору, и мешало вглядываться в те таинственные бесконечные дали, которые на мгновенье открылись перед ними.

Только вдвоем им было не оскорбительно и не больно. Они мало говорили между собой. Ежели они говорили, то о самых незначительных предметах. И та и другая одинаково избегали упоминания о чем-нибудь, имеющем отношение к будущему. Признавать возможность будущего казалось им оскорблением его памяти. Еще осторожнее они обходили в своих разговорах все то, что могло иметь отношение к умершему. Им казалось, что то, что они пережили и перечувствовали, не могло быть выражено словами. Им казалось, что всякое упоминание словами о подробностях его жизни нарушало величие и святыню совершившегося в их глазах таинства".

" ЖАЛЕЛ ЕЕ ЗА ТО СТРАДАНИЕ, КОТОРОЕ ОНА ИСПЫТЫВАЛА"

Еще один отрывок текста романа содержит описание того, как сочувствующее внимание одного человека позволяет освободиться от подавленных страданий другому. Это Пьер Безухов и Наташа Ростова. Оба они потеряли близкого человека – Андрея Болконского. Пьер слушает мучительный рассказ Наташи о последних днях их любви, и его искренние слезы растапливают ее сердце.

" – Какое счастье, что он свиделся с вами, – сказал он Наташе, вдруг обращаясь к ней и глядя на нее полными слез глазами.

Лицо Наташи вздрогнуло. Она нахмурилась и на мгновенье опустила глаза. С минуту она колебалась: говорить или не говорить?

– Да, это было счастье, – сказала она тихим грудным голосом, – для меня наверное это было счастье. – Она помолчала. – И он... он... он говорил, что он желал этого, в ту минуту, как я пришла к нему... – Голос Наташи оборвался. Она покраснела, сжала руки на коленях и вдруг, видимо сделав усилие над собой, подняла голову и быстро начала говорить:

– Мы ничего не знали, когда ехали из Москвы. Я не смела спросить про него. И вдруг Соня сказала мне, что он с нами. Я ничего не думала, не могла представить себе, в каком он положении; мне только надо было видеть его, быть с ним, — говорила она, дрожа и задыхаясь. И, не давая перебивать себя, она рассказала то, чего она еще никогда, никому не рассказывала, все то, что она пережила в те три недели их путешествия и жизни в Ярославле.

Пьер слушал ее с раскрытым ртом и не спуская с нее своих глаз, полных слезами. Слушая ее, он не думал ни о князе Андрее, ни о смерти, ни о том, что она рассказывала. Он слушал ее и только жалел ее за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая. (... )

Этот мучительный и радостный рассказ, видимо, был необходим для Наташи".

Позже Наташа призналась Мари: " Мне так хорошо было нынче рассказать все; и тяжело, и больно, и хорошо. Очень хорошо". Чтобы человеку стало легче после перенесенных глубоких страданий, нужен чуткий, искренне соболезнующий слушатель.

СОБОЛЕЗНОВАНИЕ В ПСИХОТЕРАПИИ

В психотерапии работают не С соболезнованием, а соболезнованием. Имея дело с горем, болью и гореванием клиента, психотерапевт проявляет искреннее участие, но ровно настолько, чтобы это не препятствовало работе. Суть помощи – проживание с клиентом его процесса, включающее прохождение с ним через пять стадий потери по Э. Кюблер-Росс (см. гл. " Горе" ). Чтобы выдерживать чужое горе, психотерапевт должен уметь диссоциироваться, то есть отделять свое мышление от сознания, чтобы продолжать свою работу в независимом режиме.

Художник А. Николаев.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.