|
|||
Сожаление. Римма ЕфимкинаСожаление Римма Ефимкина Сожаление – чувство печали, скорби, раскаяния, вызываемое сознанием какой-нибудь утраты или непоправимости чего-нибудь. Слово образовано от глагола жалеть, а он произведен от общеславянского утраченного слова жалъ («мучение, страдание»). Буквально жалеть – «беречь, охранять от боли, мучений». Приставка со-, означающая совместность, привносит в слово смысл, что действия нескольких человек едины: " переживать боль вместе". Синонимы: угрызения/муки совести; жалость; печаль; горечь; сочувствие; скорбь; сострадание; раскаяние; соболезнование; сокрушение; прискорбие. Многие герои романа Льва Толстого " Война и мир" испытывают сожаление о тех или иных совершенных ими действиях, поэтому подобрать иллюстрацию было и трудно, и легко. Я остановилась на одном из наиболее драматических моментов – на дуэли Пьера и Долохова. " С КРОТКОЙ УЛЫБКОЙ СОЖАЛЕНИЯ И РАСКАЯНИЯ" Долохов – товарищ Пьера по петербургской холостой разгульной жизни. По просьбе Долохова он дает ему денег в долг и предлагает жить в своём доме. Вместо того чтобы отблагодарить Пьера, тот становится любовником его жены – Элен Курагиной. Безухову становится об этом известно из анонимной записки. Причина дуэли – измена жены. Повод – насмешки Долохова над Пьером, а именно его издевательский тост, произнесённый за столом при свидетелях – " За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников". Накануне дуэли Пьер думает не о смерти, а о своей неправоте, мысленно оправдывая Долохова, который не обязан " беречь честь чужого для него человека", и сожалея о том, что собирается стрелять в невинного человека. – Я бы не исполнил своей обязанности, граф, – сказал он робким голосом, – и не оправдал бы того доверия и чести, которые вы мне сделали, выбрав меня своим секундантом, ежели бы я в эту важную, очень важную минуту не сказал вам всей правды. Я полагаю, что дело это не имеет достаточно причин и что не стоит того, чтобы за него проливать кровь... Вы были неправы, вы погорячились... – Нет, об чем же говорить! – сказал Пьер, – все равно... Так готово? – прибавил он". Когда Пьер, впервые взявший в руки оружие, попадает выстрелом в человека, живое чувство сострадания заставляет его забыть про порядки и честь и броситься к раненому врагу. Но секунданты и сам Долохов настаивают на продолжении дуэли и соблюдении этих самых порядков. " Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: – К барьеру! – И Пьер, поняв, в чем дело, остановился у своей сабли. Только десять шагов разделяло их. (... ) Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова. " ЗАЧЕМ Я СКАЗАЛ ЕЙ " Я ВАС ЛЮБЛЮ"? " После дуэли Пьер испытывает муки сожаления и раскаяния, что он, возможно, убил человека. В результате " мучительнейшей внутренней работы прошедшей бессонной ночи" он осознает, что неписаное правило чести, которому он подчинился, – вздор, а настоящая причина раскаяния в том, что он стрелял в другого, хотя виноват сам. Это он женился без любви и теперь переживает закономерные последствия этого поступка. " Как ни мучительна была вся внутренняя работа прошедшей бессонной ночи, теперь началась еще мучительнейшая. Ему вдруг представлялась она и в те минуты, когда он сильнее всего выказывал ей свою неискреннюю любовь, и он чувствовал прилив крови к сердцу, и должен был опять вставать, двигаться, и ломать, и рвать попадающиеся ему под руки вещи. «Зачем я сказал ей „Je vous aime“? » – все повторял он сам себе". Пьер выносит из этих ночных раздумий по крайней мере два урока: первый – это ОН (а не жена и не Долохов) настоящая причина дуэли; второй – нельзя жить не по любви. " БЛАГОДАРЮ БОГА, ЧТО Я НЕ УБИЛ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА" Когда Пьер, спустя время, говорит о своей женитьбе и о дуэли со своим другом князем Андреем Болконским, для него это уже прошлое, уроки усвоены. И еще один эпизод завершает тему дуэли Пьера с Долоховым – встреча с самим пострадавшим. Это случается 25 августа, за день до Бородинского сражения, на котором присутствуют оба: Пьер как свидетель, а Долохов как участник. Бородино в романе – это событие, закрывающее все счеты между людьми, потому что перед его великим значением все конфликты кажутся мелкими. Долохов при людях громко просит прощения у Пьера, и тот " не знает, что сказать ему". Для Пьера это прошлое, о котором он больше не сожалеет. РАБОТА С СОЖАЛЕНИЕМ В ПСИХОТЕРАПИИ Сожаление может проживаться людьми либо как острое чувство, либо как хроническое. Острое близко к досаде и злости, относится к бытовым потерям и кратковременно; через некоторое время происшествие обычно забывается, потому что недостачу так или иначе компенсируют: разбитую машину чинят, вместо потерянных денег зарабатывают новые и т. д. Хроническое сожаление мы проживаем как длительное, иногда на протяжении жизни, и томящее, потому что оно носит экзистенциальный характер и связано со смыслом жизни. Мы испытываем подобное сожаление, когда задумываемся о том, что наша жизнь могла бы сложиться по-другому, если бы мы сделали другой выбор. Это сожаление об упущенных возможностях: о получении образования, неверно выбранной профессии, слишком раннем вступлении в брак (или не с тем партнером) и т. п. Люди воспринимают подобный жизненный опыт как ошибки, которые уже не исправить, и потому сожаление принимает затяжной и разрушительный характер. Психотерапия направлена не на то, чтобы " избавиться" от чувства сожаления (именно так чаще всего звучит запрос клиента), а рассмотреть его как индикатор его экзистенциальных ценностей. Поняв то, о чем мы сожалеем, мы можем понять, в чем сейчас нуждаемся, и попытаться достичь этого. " Дуэль" Д. Шмаринов.
|
|||
|