Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сожаление. Римма Ефимкина



Сожаление

Римма Ефимкина

Сожаление – чувство печали, скорби, раскаяния, вызываемое сознанием какой-нибудь утраты или непоправимости чего-нибудь.

Слово образовано от глагола жалеть, а он произведен от общеславянского утраченного слова жалъ («мучение, страдание»). Буквально жалеть – «беречь, охранять от боли, мучений». Приставка со-, означающая совместность, привносит в слово смысл, что действия нескольких человек едины: " переживать боль вместе".

Синонимы: угрызения/муки совести; жалость; печаль; горечь; сочувствие; скорбь; сострадание; раскаяние; соболезнование; сокрушение; прискорбие.

Многие герои романа Льва Толстого " Война и мир" испытывают сожаление о тех или иных совершенных ими действиях, поэтому подобрать иллюстрацию было и трудно, и легко. Я остановилась на одном из наиболее драматических моментов – на дуэли Пьера и Долохова.

" С КРОТКОЙ УЛЫБКОЙ СОЖАЛЕНИЯ И РАСКАЯНИЯ"

Долохов – товарищ Пьера по петербургской холостой разгульной жизни. По просьбе Долохова он дает ему денег в долг и предлагает жить в своём доме. Вместо того чтобы отблагодарить Пьера, тот становится любовником его жены – Элен Курагиной. Безухову становится об этом известно из анонимной записки. Причина дуэли – измена жены. Повод – насмешки Долохова над Пьером, а именно его издевательский тост, произнесённый за столом при свидетелях – " За здоровье красивых женщин, Петруша, и их любовников". Накануне дуэли Пьер думает не о смерти, а о своей неправоте, мысленно оправдывая Долохова, который не обязан " беречь честь чужого для него человека", и сожалея о том, что собирается стрелять в невинного человека.

" На другой день, в восемь часов утра, Пьер с Несвицким приехали в Сокольницкий лес и нашли там уже Долохова, Денисова и Ростова. Пьер имел вид человека, занятого какими-то соображениями, вовсе не касающимися до предстоящего дела. Осунувшееся лицо его было желто. Он, видимо, не спал эту ночь. Он рассеянно оглядывался вокруг себя и морщился, как будто от яркого солнца. Два соображения исключительно занимали его: виновность его жены, в которой после бессонной ночи уже не оставалось ни малейшего сомнения, и невинность Долохова, не имевшего никакой причины беречь честь чужого для него человека. «Может быть, я бы то же самое сделал бы на его месте, – думал Пьер. – Даже наверное я бы сделал то же самое. К чему же эта дуэль, это убийство? Или я убью его, или он попадет мне в голову, в локоть, в коленку. Уйти отсюда, бежать, зарыться куда-нибудь», – приходило ему в голову. Но именно в те минуты, когда ему приходили такие мысли, он с особенно спокойным и рассеянным видом, внушавшим уважение смотревшим на него, спрашивал: «Скоро ли и готово ли? »"

Несмотря на свое сожаление, Пьер продолжает участвовать в деле, с его точки зрения, бессмысленном и глупом. Когда секундант предлагает ему выразить сожаление и извиниться, Пьер отказывается. Он делает это потому, что подчиняется внешнему порядку, неписаным правилам о чести.

" Когда все было готово, сабли воткнуты в снег, означая барьер, до которого следовало сходиться, и пистолеты заряжены, Несвицкий подошел к Пьеру.

– Я бы не исполнил своей обязанности, граф, – сказал он робким голосом, – и не оправдал бы того доверия и чести, которые вы мне сделали, выбрав меня своим секундантом, ежели бы я в эту важную, очень важную минуту не сказал вам всей правды. Я полагаю, что дело это не имеет достаточно причин и что не стоит того, чтобы за него проливать кровь... Вы были неправы, вы погорячились...

– Ах, да, ужасно глупо... – сказал Пьер.

– Так позвольте мне передать ваше сожаление, и я уверен, что наши противники согласятся принять ваше извинение, – сказал Несвицкий (так же как и другие участники дела и как все в подобных делах, не веря еще, чтобы дело дошло до действительной дуэли). Вы знаете, граф, гораздо благороднее сознать свою ошибку, чем довести дело до непоправимого. Обиды ни с одной стороны не было. Позвольте мне переговорить...

– Нет, об чем же говорить! – сказал Пьер, – все равно... Так готово? – прибавил он".

Когда Пьер, впервые взявший в руки оружие, попадает выстрелом в человека, живое чувство сострадания заставляет его забыть про порядки и честь и броситься к раненому врагу. Но секунданты и сам Долохов настаивают на продолжении дуэли и соблюдении этих самых порядков.

" Пьер, едва удерживая рыдания, побежал к Долохову и хотел уже перейти пространство, отделяющее барьеры, как Долохов крикнул: – К барьеру! – И Пьер, поняв, в чем дело, остановился у своей сабли. Только десять шагов разделяло их. (... )

– Боком, закройтесь пистолетом, – проговорил Несвицкий.

– Закг'ойтесь! – не выдержав, крикнул даже Денисов своему противнику.

Пьер с кроткой улыбкой сожаления и раскаяния, беспомощно расставив ноги и руки, прямо своей широкой грудью стоял перед Долоховым и грустно смотрел на него. Денисов, Ростов и Несвицкий зажмурились. В одно и то же время они услыхали выстрел и злой крик Долохова.

– Мимо! – крикнул Долохов и бессильно лег на снег лицом книзу. Пьер схватился за голову и, повернувшись назад, пошел в лес, шагая целиком по снегу и вслух приговаривая непонятные слова.

– Глупо... глупо! Смерть... ложь... – твердил он морщась. Несвицкий остановил его и повез домой".

" ЗАЧЕМ Я СКАЗАЛ ЕЙ " Я ВАС ЛЮБЛЮ"? "

После дуэли Пьер испытывает муки сожаления и раскаяния, что он, возможно, убил человека. В результате " мучительнейшей внутренней работы прошедшей бессонной ночи" он осознает, что неписаное правило чести, которому он подчинился, – вздор, а настоящая причина раскаяния в том, что он стрелял в другого, хотя виноват сам. Это он женился без любви и теперь переживает закономерные последствия этого поступка.

" Как ни мучительна была вся внутренняя работа прошедшей бессонной ночи, теперь началась еще мучительнейшая.

Он прилег на диван и хотел заснуть, для того чтобы забыть все, что было с ним, но он не мог этого сделать. Такая буря чувств, мыслей, воспоминаний вдруг поднялась в его душе, что он не только не мог спать, но не мог сидеть на месте и должен был вскочить с дивана и быстрыми шагами ходить по комнате. (... )
«Позор имени, несчастие жизни? Э, все вздор, – подумал он, – и позор имени и честь – все условно, все независимо от меня. (... )

Ему вдруг представлялась она и в те минуты, когда он сильнее всего выказывал ей свою неискреннюю любовь, и он чувствовал прилив крови к сердцу, и должен был опять вставать, двигаться, и ломать, и рвать попадающиеся ему под руки вещи. «Зачем я сказал ей „Je vous aime“? » – все повторял он сам себе".

Пьер выносит из этих ночных раздумий по крайней мере два урока: первый – это ОН (а не жена и не Долохов) настоящая причина дуэли; второй – нельзя жить не по любви.

" БЛАГОДАРЮ БОГА, ЧТО Я НЕ УБИЛ ЭТОГО ЧЕЛОВЕКА"

Когда Пьер, спустя время, говорит о своей женитьбе и о дуэли со своим другом князем Андреем Болконским, для него это уже прошлое, уроки усвоены.
" За обедом зашел разговор о женитьбе Пьера.

– Я очень удивился, когда услышал об этом, – сказал князь Андрей.

Пьер покраснел так же, как он краснел всегда при этом, и торопливо сказал:

– Я вам расскажу когда-нибудь, как это все случилось. Но вы знаете, что все это кончено, и навсегда.

– Навсегда? – сказал князь Андрей. – Навсегда ничего не бывает.

– Но вы знаете, как это все кончилось? Слышали про дуэль?

– Да, ты прошел и через это.

– Одно, за что я благодарю Бога, это за то, что я не убил этого человека, – сказал Пьер".

И еще один эпизод завершает тему дуэли Пьера с Долоховым – встреча с самим пострадавшим. Это случается 25 августа, за день до Бородинского сражения, на котором присутствуют оба: Пьер как свидетель, а Долохов как участник. Бородино в романе – это событие, закрывающее все счеты между людьми, потому что перед его великим значением все конфликты кажутся мелкими. Долохов при людях громко просит прощения у Пьера, и тот " не знает, что сказать ему". Для Пьера это прошлое, о котором он больше не сожалеет.

" Когда Пьер отошел от Кутузова, Долохов, подвинувшись к нему, взял его за руку.

– Очень рад встретить вас здесь, граф, – сказал он ему громко и не стесняясь присутствием посторонних, с особенной решительностью и торжественностью. – Накануне дня, в который Бог знает кому из нас суждено остаться в живых, я рад случаю сказать вам, что я жалею о тех недоразумениях, которые были между нами, и желал бы, чтобы вы не имели против меня ничего. Прошу вас простить меня.

Пьер, улыбаясь, глядел на Долохова, не зная, что сказать ему. Долохов со слезами, выступившими ему на глаза, обнял и поцеловал Пьера"

РАБОТА С СОЖАЛЕНИЕМ В ПСИХОТЕРАПИИ

Сожаление может проживаться людьми либо как острое чувство, либо как хроническое. Острое близко к досаде и злости, относится к бытовым потерям и кратковременно; через некоторое время происшествие обычно забывается, потому что недостачу так или иначе компенсируют: разбитую машину чинят, вместо потерянных денег зарабатывают новые и т. д.

Хроническое сожаление мы проживаем как длительное, иногда на протяжении жизни, и томящее, потому что оно носит экзистенциальный характер и связано со смыслом жизни. Мы испытываем подобное сожаление, когда задумываемся о том, что наша жизнь могла бы сложиться по-другому, если бы мы сделали другой выбор. Это сожаление об упущенных возможностях: о получении образования, неверно выбранной профессии, слишком раннем вступлении в брак (или не с тем партнером) и т. п. Люди воспринимают подобный жизненный опыт как ошибки, которые уже не исправить, и потому сожаление принимает затяжной и разрушительный характер.

Психотерапия направлена не на то, чтобы " избавиться" от чувства сожаления (именно так чаще всего звучит запрос клиента), а рассмотреть его как индикатор его экзистенциальных ценностей. Поняв то, о чем мы сожалеем, мы можем понять, в чем сейчас нуждаемся, и попытаться достичь этого.

Есть сожаления, связанные с прошлым, которого нельзя изменить. Поскольку прошлый опыт постоянно оказывает влияние на то, что происходит с нами в настоящий момент, то игнорировать этот факт невозможно, потому что сожаление мешает нашей личностной целостности. Так, например, Эрик Эриксон в своей эпигенетической концепции жизненного пути человека одним из определяющих факторов эгоинтеграции в возрасте поздней зрелости как раз считает способность принять свое прошлое без сожаления.

Это становится возможным в том случае, если человек смог увидеть события прошлого не односторонне (как недостачу чего-либо), а полноценно. Разница хорошо видна в речевых конструкциях. Сожаление о недостаче чего-либо выражается в отрицании – не было, не смог, не успел, не сказал. Полноценность и интеграция выражается в утверждениях: а было то-то; а смог то-то; а успел то-то; а сказал то-то. Вместо отрицания ценности того, что было, человек придает своему опыту и знанию новую целостность – что называется, выносит из своей жизни ценные уроки. Это меняет мировосприятие и позволяет приобрести мудрость.

Так, дуэль Пьера и Долохова оказывает важнейшее влияние на мировоззрение главного героя. Именно это событие помогло ему осмыслить ценность человеческой жизни, выработать уважение к свободе другого человека поступать согласно его ценностям, а главное – самому стать созидающим и внутренне свободным.

" Дуэль" Д. Шмаринов.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.