Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сочувствие. Римма Ефимкина



Сочувствие

Римма Ефимкина

Сочувствие (синонимы сострадание, сопереживание) означает " совместное чувствование" – то есть способность людей к эмпатии, к эмоциональному присоединению друг к другу. Это качество бесценно в глазах людей, именно сочувствие или его отсутствие делит людей на " своих" и " чужих", потому что " свои" не оценивают и не подвергают критике поступки или убеждения, а просто готовы посвятить вам часть своего времени и внимания в необходимый период жизни.

Поскольку книга адресована в первую очередь психологам, хочу обратить на это чувство особое внимание. Умение сочувствовать окружающим является ключевой чертой в характере практикующего психолога, без этого качества его работа будет невозможной. Сочувствие (сопереживание, эмпатия) – это фундаментальная черта терапевта в терапевтических взаимоотношениях с пациентом и основное требование для личностных изменений самого клиента. На время терапии психотерапевт становится " хорошей матерью" для клиента и тем самым предоставляет ему возможность расти и развиваться, усваивая способность к сочувствию как базовый навык существования в человеческом обществе.

УГАДАЛА ЕГО ДУШУ

Именно способность к сочувствию свела вместе главных героев романа Льва Толстого " Война и мир" – Мари Болконскую с Николаем Ростовым и Пьера Безухова с Наташей Ростовой. Вот как описывает Толстой знакомство Мари с Николаем.

" Княжна Марья, потерянная и бессильная, сидела в зале, в то время как к ней ввели Ростова. Она не понимала, кто он, и зачем он, и что с нею будет. Увидав его русское лицо и по входу его и первым сказанным словам признав его за человека своего круга, она взглянула на него своим глубоким и лучистым взглядом и начала говорить обрывавшимся и дрожавшим от волнения голосом. Ростову тотчас же представилось что-то романическое в этой встрече. «Беззащитная, убитая горем девушка, одна, оставленная на произвол грубых, бунтующих мужиков! И какая-то странная судьба натолкнула меня сюда! – думал Ростов, слушая ее и глядя на нее. – И какая кротость, благородство в ее чертах и в выражении! » – думал он, слушая ее робкий рассказ. Когда она заговорила о том, что все это случилось на другой день после похорон отца, ее голос задрожал. Она отвернулась и потом, как бы боясь, чтобы Ростов не принял ее слова за желание разжалобить его, вопросительно-испуганно взглянула на него. У Ростова слезы стояли в глазах. Княжна Марья заметила это и благодарно посмотрела на Ростова тем своим лучистым взглядом, который заставлял забывать некрасивость ее лица".

Слезы в глазах мужчины моментально дали понять чуткой княжне, что перед ней человек, способный разделить ее горе и отчаяние, не заботясь о впечатлении, которое могут произвести его эмоциональные реакции. Княжна оценила душевные качества Николая, полюбив его с первого взгляда и до конца дней. Впоследствии, встречаясь с Ростовым, она только подтверждала первое впечатление о нем, которое оказалось верным и определяющим дальнейшее ее отношение к этому человеку.

Был момент, когда она почувствовала охлаждение к себе Николая. Ростовы потеряли все свое состояние, и после смерти главы семьи Ростов вступил в права наследства, благородно приняв на себя долги отца. Мари Болконская нанесла визит Ростовым и " при первом взгляде на нее лицо Николая вместо выражения радости, которую ожидала увидать на нем княжна Марья, приняло невиданное прежде княжной выражение холодности, сухости и гордости. (... ) Его холодный, учтивый тон не вытекал из его чувства к ней (она это знала), а тон этот прикрывал что-то. Это что-то ей надо было разъяснить; и до тех пор она чувствовала, что не могла быть покойна".

Во время ответного визита в присутствии мадемуазель Бурьен молодые люди оба старательно исполняли долг учтивости, каждый сдерживая свои настоящие чувства и выдерживая роль. Но вот они на несколько минут остаются наедине.
" Оба молчали, изредка взглядывая друг на друга.

– Да, княжна, – сказал наконец Николай, грустно улыбаясь, – недавно кажется, а сколько воды утекло с тех пор, как мы с вами в первый раз виделись в Богучарове. Как мы все казались в несчастии, – а я бы дорого дал, чтобы воротить это время... да не воротишь.

Княжна пристально глядела ему в глаза своим лучистым взглядом, когда он говорил это. Она как будто старалась понять тот тайный смысл его слов, который бы объяснил ей его чувство к ней.

– Да, да, — сказала она, – но вам нечего жалеть прошедшего, граф. Как я понимаю вашу жизнь теперь, вы всегда с наслаждением будете вспоминать ее, потому что самоотвержение, которым вы живете теперь...

– Я не принимаю ваших похвал, – перебил он ее поспешно, – напротив, я беспрестанно себя упрекаю; но это совсем неинтересный и невеселый разговор.
И опять взгляд его принял прежнее сухое и холодное выражение. Но княжна уже увидала в нем опять того же человека, которого она знала и любила, и говорила теперь только с этим человеком.

– Я думала, что вы позволите мне сказать вам это, – сказала она. – Мы так сблизились с вами... и с вашим семейством, и я думала, что вы не почтете неуместным мое участие; но я ошиблась, – сказала она. Голос ее вдруг дрогнул.

– Я не знаю почему, – продолжала она, оправившись, – вы прежде были другой и...

– Есть тысячи причин почему (он сделал особое ударение на слово почему). Благодарю вас, княжна, – сказал он тихо. – Иногда тяжело.

«Так вот отчего! Вот отчего! – говорил внутренний голос в душе княжны Марьи. – Нет, я не один этот веселый, добрый и открытый взгляд, не одну красивую внешность полюбила в нем; я угадала его благородную, твердую, самоотверженную душу, – говорила она себе. – Да, он теперь беден, а я богата... Да, только от этого... Да, если б этого не было... » И, вспоминая прежнюю его нежность и теперь глядя на его доброе и грустное лицо, она вдруг поняла причину его холодности.

– Почему же, граф, почему? – вдруг почти вскрикнула она невольно, подвигаясь к нему. – Почему, скажите мне? Вы должны сказать. – Он молчал. – Я не знаю, граф, вашего почему, – продолжала она. – Но мне тяжело, мне... Я признаюсь вам в этом. Вы за что-то хотите лишить меня прежней дружбы. И мне это больно. – У нее слезы были в глазах и в голосе. – У меня так мало было счастия в жизни, что мне тяжела всякая потеря... Извините меня, прощайте. – Она вдруг заплакала и пошла из комнаты.

– Княжна! постойте, ради Бога, – вскрикнул он, стараясь остановить ее. – Княжна!
Она оглянулась. Несколько секунд они молча смотрели в глаза друг другу, и далекое, невозможное вдруг стало близким, возможным и неизбежным".

Угадав душу Николая (то есть способность к сочувствию), Мари больше не обращала внимания на его маску, адресуясь только к его душе. Этим самым она проявила точно такие же качества, что и Николай, предложив свою поддержку в самый тяжелый период его жизни, как когда-то и он ей. Взаимное сочувствие стало тем фундаментом для семейной пары, на котором строилось дальнейшее развитие как их союза, так и каждой личности в индивидуальном проявлении.

ПРЯМО ВНОСИЛА В РАСКРЫТОЕ СЕРДЦЕ

Другая пара – Пьер и Наташа Ростова – переживают при встрече после всего, что с ними произошло, похожий процесс. Оба делятся сокровенными историями своей жизни во время войны. Когда Наташа рассказывает Пьеру о последних днях любви к его другу Андрею Болконскому, " перемешивая ничтожнейшие подробности с задушевнейшими тайнами", Пьер слушает ее " с раскрытым ртом и не спуская с нее своих глаз, полных слезами. Слушая ее, он не думал ни о князе Андрее, ни о смерти, ни о том, что она рассказывала. Он слушал ее и только жалел ее за то страдание, которое она испытывала теперь, рассказывая".

Когда Пьер в свою очередь стал рассказывать о своих переживаниях про казнь, плен, смерти товарищей, освобождение, Наташа, " облокотившись на руку, с постоянно изменяющимся, вместе с рассказом, выражением лица, следила, ни на минуту не отрываясь, за Пьером, видимо, переживая с ним вместе то, что он рассказывал. Не только ее взгляд, но восклицания и короткие вопросы, которые она делала, показывали Пьеру, что из того, что он рассказывал, она понимала именно то, что он хотел передать. Видно было, что она понимала не только то, что он рассказывал, но и то, что он хотел бы и не мог выразить словами".

Если бы нужно было подробно описать, как выглядит сочувствие (совместное чувствование), то вот лучшее описание из имеющихся. Именно эта способность Наташи очаровывала людей и заставляла в нее влюбляться буквально каждого героя книги. И если психологу нужно обучаться сочувствию и эмпатии, то ему нужно снова и снова перечитывать роман Льва Толстого, обучаясь у Наташи этой черте, без которой невозможна наша работа.

Еще когда Наташа была невестой Болконского, Мари попросила Пьера рассказать, что она за девушка. Пьер не сразу смог ответить, а потом " сказал то, что он скорее чувствовал, чем думал.

– Я не знаю, как отвечать на ваш вопрос, – сказал он, покраснев, сам не зная отчего. – Я решительно не знаю, что это за девушка; я никак не могу анализировать ее. Она обворожительна. А отчего, я не знаю: вот все, что можно про нее сказать. – Княжна Марья вздохнула, и выражение ее лица сказало: «Да, я этого ожидала и боялась».

– Умна она? – спросила княжна Марья. Пьер задумался.

– Я думаю, нет, – сказал он, – а впрочем – да. Она не удостоивает быть умной... Да нет, она обворожительна, и больше ничего" .
Непонятный ответ, если не знать о способности Наташи вчувствоваться в других людей, понимая их лучше них самих. Но он становится понятен благодаря описанию Толстым ее способности слушать.

" Пьер рассказывал свои похождения так, как он никогда их еще не рассказывал никому, как он сам с собою никогда еще не вспоминал их. Он видел теперь как будто новое значение во всем том, что он пережил. Теперь, когда он рассказывал все это Наташе, он испытывал то редкое наслаждение, которое дают женщины, слушая мужчину, — не умные женщины, которые, слушая, стараются или запомнить, что им говорят, для того чтобы обогатить свой ум и при случае пересказать то же или приладить рассказываемое к своему и сообщить поскорее свои умные речи, выработанные в своем маленьком умственном хозяйстве; а то наслажденье, которое дают настоящие женщины, одаренные способностью выбирания и всасывания в себя всего лучшего, что только есть в проявлениях мужчины. Наташа, сама не зная этого, была вся внимание; она не упускала ни слова, ни колебания голоса, ни взгляда, ни вздрагиванья мускула лица, ни жеста Пьера. Она на лету ловила еще не высказанное слово и прямо вносила в свое раскрытое сердце, угадывая тайный смысл всей душевной работы Пьера".

На фото кадр из фильма " Война и мир". Антонина Шуранова в роли княжны Марьи Болконской.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.