|
|||
Римма ЕфимкинаСтыд Римма Ефимкина Стыд – отрицательно окрашенное чувство, объектом которого является какой-либо поступок или качество (философия) субъекта. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно. Для его возникновения нужны реальные или предполагаемые свидетели; в отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но может возникать чувство вины. В древнерусском языке и в диалектах современного русского языка слово стыд имеет вариант студ (родственные слова простуда и стужа). Первоначально слово имело значение " холод", затем – физическое ощущение холода, которое испытывает лишенный одежды человек; далее – чувство нравственного смущения, возникающего у человека, когда «обнажаются» какие-то его недостойные поступки. Синонимы: смущение; неловкость; неудобство; замешательство; конфуз; срам; стеснение; застенчивость; бесчестье; позор. Чувство стыда не врожденное, оно не связано с инстинктами, а приобретается в детстве, в процессе социализации. Стыду предшествует врожденное чувство страха, на которое опираются родители для того, чтобы сформировать у ребенка желаемое поведение (систематически пристыжают детей в моменты, когда те совершают какой-то нежелательный поступок). Подчас это навязанные ложные утверждения, которые не проходят бесследно для детской личности. Таким образом у ребенка вырабатывается страх гнева родителей, который со временем трансформируется в стыд. Согласно Э. Эриксону, стыд формируется у ребенка на анальной стадии развития, во время приучения ребенка к горшку. Дело в том, что ребенок настолько простодушен в познании мира, что свои первые произведения (кал) воспринимает с таким же чистосердечным радостным любопытством, что и любые другие проявления окружающего мира. Если родители толерантны к его бескорыстному любопытству, то приучение к горшку проходит мягко и естественно. Но если родители слишком зациклены на чистоте и строги с ребенком, то может возникнуть так называемая фиксация на анальной стадии, и единственное желание, которое испытывает ребенок, это припрятать свое добришко с глаз долой. Последствия подобного воспитания имеют два полюса: положительный и отрицательный. С одной стороны, чувство стыда способствует защите индивида от необдуманных поступков перед лицом общественности и таким образом помогает избежать социальной изоляции. С другой, стыд заставляет человека отказаться от собственной идентичности, для того чтобы обеспечить принятие со стороны родителей, а позже – другого человека. Это ведет к развитию комплекса неполноценности, который сковывает действия индивида и не позволяет ему двигаться к успеху по жизни. " ТАК НЕОБХОДИМО НАДО" Тема стыда отчасти уже затронута в гл. " Смущение". В ней на примерах романа Льва Толстого " Война и мир" показано, как формируется у главной героини Наташи Ростовой в семье чувство стыда. В ночных задушевных разговорах мать Наташи Ростовой комментирует ее поступки и этим самым корректируют ее поведение, формируя у дочери одновременно и здоровую самооценку, и уважение в социальным нормам. " Ее оголенные шея и руки были худы и некрасивы в сравнении с плечами Элен. Ее плечи были худы, грудь неопределенна, руки тонки; но на Элен был уже как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших по ее телу, а Наташа казалась девочкой, которую в первый раз оголили и которой бы очень стыдно это было, ежели бы ее не уверили, что это так необходимо надо". Но когда она оказывается в незнакомой и неопределенной ситуации без матери, у которой не может спросить совета, она неосознанно совершает постыдный поступок – изменяет жениху князю Болконскому с Курагиным, соблазнившим ее. РАБОТА СО СТЫДОМ В ПСИХОТЕРАПИИ Когда мы имеем дело со стыдом, то наблюдаем следующие физиологические феномены: краснеют (горят) уши, щеки, шея, лицо – те части, которые не скрыты одеждой. Поскольку они на виду, то как бы " выводят на чистую воду" человека и делают видимыми те его проявления, которые он хотел бы скрыть. От себя добавлю к сказанному, что в основе чувства стыда лежит страх отвержения. Ради того, чтобы не быть отвергнутыми, мы сами отвергаем те части себя, которые не одобряемы значимыми людьми. Поэтому ключом к облегчению страданий является, во-первых, выявление ложных родительских установок; во-вторых, принятие себя несовершенным, с ошибками и недостатками. Без этого не получится идти вперед: пробовать новое, совершать новые ошибки и через них становиться целостнее. * Эриксон Э. Г. Детство и общество. – СПб.: ЛЕНАТО, АСТ, Фонд " Университетская книга", 1996. ** Якоби М. Стыд и истоки самоуважения. – М.: Институт аналитической психологии, 2001. С. 5.
|
|||
|