Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





СОБЕСЕДОВАНИЕ ПЕРВОЕ 3 страница



Ему хотелось доказать, что Амвросий был еретик и пришел от антихристовой церкви; и даже стал распространяться, насколько страшна господствующая церковь, сколько в ней заблуждений и ереси. Пусть будет так. Пусть, скажем мы, есть у еретиков много нехорошего, много еретического. Но возможно ли из-за этого все считать у еретиков ничтожным и никуда негодным? Святой Динисий Александрийский в своей книге говорит: " Но сколько ни одобряю и ни люблю я Непота (еретика) за многое другое, — за веру и трудо­любие, за прилежныя занятия писаниями и многия псалмопения, которыми доныне наслаждаются многие братия, — как сильно ни уважаю этого человека, тем более, что он уже скончался, однако, любезна и досто­чтима более всего истина. П о д о б а е т б е з з а в и с т и х в а л и т ь и о д о б р я т ь, е с л и ч т о - л и б о с к а з а н о п р а в и л ь н о, и наоборот — исследовать и исправлять, если что-либо кажется написанным несогласно с здравым смыслом" (Твор. св. Дионисия Вел., стр. 20 и 21). И дальше указывает, что у еретиков, как бы ни были они далеки от Церкви, можно найти много и хорошего. У моего же собеседника, как видно, нет любви, нет меры, по которой можно распределить под ту или другую категорию еретиков. Для него все безразлично, и он стоит не на точке зрения Христовой любви, не на стороне Церкви православной и ее учителей, а на точке, присущей только ему одному.

Мною было доказано, что и предки наши также признавали, что возможно принимать еретиков в их санах от господствующей церкви; но он и это прошел тоже молчанием.

К чему же сводились его доказательства и относительно огня? Он говорил о нем очень мало, сам, вероятно, поняв, что этот пример приведен им некстати. Он остановился на словах св. Иосифа Волоколамского, который говорит, что еретики имеют дух сатанинский. Неужели мой собеседник не знает, что духом сатанинским может быть заражен каждый грешник. " Судяй чужие грехи антихрист есть". Мы все виновны в этом грехе, потому что осуждаем людей; но неужели мы не имеем ничего доброго, ничего святого? Как бы строг ни был мой собеседник, он сказать этого не может. И потому, если у святых отцов есть такое выражение, что " у еретиков дух сатанин", то из этого нельзя делать вывода, что у них хиротония и крещение недействительны. Вселенские соборы, когда разсматривали вопросы о еретиках, то разбирали не только их веру, не только их степень заблуждения, но и то, что у них есть доброго и есть ли у них таинство крещения и священство.

Мой собеседник в своей второй речи стал оговариваться: ведь там, — говорит, — были еретики, о которых я читал в первой своей речи, не осужденные Церковью. Это были такие лица, которые, в право­славии получив рукоположение, ушли в ересь и снова возвратились. Если бы это сказал не Лев Феоктистович Пичугин, то я объяснил бы такое возражение неграмотностью, незнанием истории. А мой собеседник прекрасно знает историю, прекрасно знает, что вселенские соборы принимали хиротонию от осужденных еретиков. На странице 12-13 " Деяний вселенскаго собора седьмого" (том VII), говорится, что Церковь приняла еретических епископов: Ипатия никейского, Льва родосского, Николая Иеропольского, Григория антиохийского - писидийского, Льва карпатского и Григория неокесарийского, бывшего главою и председателем на лжесоборе иконоборческом. В с е о н и п о л у ч и л и с т е п е н ь с в я щ е н с т в а о т е р е т и к о в. Однако, им Церковь вселенская дозволила оставаться в своем сане и достоинстве. Какие же это были еретики? Прежде всего, — рукоположенные еретиками. Затем говорится, что эти еретики даже были рождены в ереси. На 53 странице говорится: " Ипатий и бывшие с ним епископы сказали: " Мы насилия не терпели, не были также и увлечены; н о р о д и в ш и с ь в э т о й е р е с и, м ы в н е й б ы л и в о с п и т а н ы и в о з р о с л и". Я думаю, что для всех должно быть ясно, что VII вселенский собор принимал епископов, рукоположенных в еретическом обществе и осужденных Церковью. Если так поступили и старообрядцы, приняв к себе Амвросия митрополита, если так поступали наши предки, принимая в течение 180-ти лет священников, то они делали не что иное, как то, что определено VII вселенским собором. Скажут, — да и говорят уже, говорит Лев Феоктистович, — что никонианская ересь во всяком случае хуже ереси иконоборческой. Тот же вселенский собор засвидетельствовал об этой ереси: " Иоанн, почтеннейший инок и местоблюститель восточных архиереев, сказал: " эта ересь есть зло, х у д ш е е в с е х е р е с е й. Горе иконоборцам! И х  е р е с ь х у ж е в с е х; потому что ниспровергает домостроительство Спасителя" " (стр. 53).

Если вселенская Церковь находила возможным и должным принимать священнический сан от таких еретиков, которые хуже всех еретиков, то почему же мы лишаемся этого права. Почему наша святая Церковь не имеет возможности принять в священных степенях тех лиц, которые рукоположены в господствующей церкви. Право это вселенский собор передал и Церкви. И это право не только — право, но и обязанность. Если бы мы не приняли его, мы были бы противниками вселенского собора, как теперь противятся ему безпоповцы. Здесь уместно напомнить, что еще одно очень ясное доказательство, которое мною было прочтено в первой речи, по обычаю, по привычке, моим собеседником пройдено молчанием. Я указал на Феодора Студита, который говорит, что рукоположенные в ереси должны оставаться в своих священных степенях. Правда, мой собеседник мельком коснулся этого доказательства, но он сказал только о том, что можно быть и без пастырей, если они впали в ересь. У нас собеседование теперь не об этом. Поэтому я должен пояснить, что святого Феодора Студита я привел не для того, чтобы упрекать безпоповцев в неимении священства, а для того, чтобы доказать, что, как в иконоборческой ереси совершалось рукоположение и перепуталось с православным рукоположением, так и в дни никоновского времени рукоположение сначала было православное в православной Церкви, потом стало совершаться в еретическом об­ществе. И как при святом Феодоре Студите находились такие лица, которые не принимали хиротонию, указывая на то, что она незаконная и осужденная, так мы видим и теперь находятся такие лица, которые говорят, что осужденных принять нельзя. А святой отец говорит: " нет, это принятие Церковь ставит в закон". И это же ставит и наша иерархия себе в обязанность.

Седьмой вселенский собор на 45 странице своих законополо­жений говорит: " Как шесть святых и вселенских соборов прини­мали обращающихся от ереси, так и мы принимаем их", — итак, что же следует делать? принимать посвященных еретиками? — Святый собор сказал: " да, мы слышали и видим, что следует принимать". Вот учение вселенской Церкви.

Мой собеседник начал читать 8-е правило вселенского собора. После определения VII вселенского собора покажется странным: как же VII вселенский собор говорит: " как шесть вселен­ских соборов принимали хиротонисанных еретиками, так и мы принимаем", а тут нашли собор, который выступил против постано­вления шести вселенских соборов, как отвергающий хиротонисанных еретиками.

8-е правило I вселенского собора есть такое правило, которым защищают Белокриницкую иерархию даже те лица, которые знают очень немногое, 8-м правилом мы всегда доказываем, что старо­обрядческая иерархия законна. Для чего же мой собеседник его привел? Мне думается, что он привел его или потому, что не знает, что говорят толкователи на это правило, или потому, что не знает, что я знаком с этими толкователями. В 8-м правиле говорится, что если придет клирик, то " по возложении на него рук" пребывает он в том же сане. Вот сказано: " по возложении рук", значит, его снова хиротонисать нужно. Я знаю, что и на соборе поморцев решили, что избрание их наставников совершается поднятием рук. Это было в древности, этот обычай они приняли и теперь. Неужели это означает рукоположение: руку поднимать? " Нет, — он скажет: — это не новое рукоположение, а это только изъявление со стороны народа своего голоса". Значит, под рукоположением понимали и что-нибудь другое, кроме возведения в новую степень. Все же толкователи на 8-е правило, — все до одного, ясно говорят, что это — не новое рукопо­ложение, а это означает только чин присоединения. Мой собеседник читал толкование Вальсамона, и пропустил строк 20. А эти 20 строк самое важнейшее в нашем собеседовании, они решают наш вопрос. Вот что патриарх антиохийский Вальсамон в толковании на это правило говорит: " Правило говорит, что если кто из еретиков с чистым раскаянием оставит прежнее зло, и обяжется сохранять догматы кафолической Церкви, тот должен быть принят. И если это — клирики, то они д о л ж н ы н е п р е м е н н о с о х р а н я т ь с в о и с т е п е н и, ибо погрешают не в отношении к вере, а осу­ждаются за братоненавидение. Если они имеют е п и с к о п с к о е д о с т о и н с т в о, а в той стране, в которой они были отлучены, находятся другие (православные) епископы, они не должны действовать ничего епископскаго, но на попечении епископа (православнаго) будет лежать, иметь ли им одно имя епископа, или называться другим именем; а к о г д а н е т м е с т н ы х е п и с к о п о в, о н и д о л ж н ы и с п р а вл я т ь и е п и с к о п с к и я д е л а" (стр. 198).

Обязаны, должны остаться в тех же степенях, на тех же должностях, которые они имели у еретиков, " должны сохранять свои степени". Это, — самое существенное и важное место в толковании Вальсамона, мой собеседник замолчал, он его просто обрезал и начал читать дальше. Что же он прочел дальше? " Некоторые говорили, что принять их должно, но только б ы т ь и м в к а ч е с т в е п р о с т ы х м и р я н и не действовать правами, принадлежащими их прежним степеням. Э т о с о б о р о м н е п р и н я т о". Прочел дальше, что у того же толкователя говорится: некоторые говорили, что принимать-то их должно, но только чтобы быть им в качестве простых мирян, как говорит и мой собеседник. Но Церковь согласилась ли с этим? Тот же Вальсамон вслед за этими словами говорит: " это собором не принято". Не только теперь говорят, что нельзя принимать священных степеней от еретиков, и тогда об этом также говорили, что не должно их принимать, они должны остаться простыми мирянами. А вселенской Церковью и собором это рукоположение принято. Но дальше идут слова, за которые ухватился мой собеседник, что должно " возстановлять их в их степенях". Вот слово " возстановлять" его крайне смущает и ему думается, что это значит снова рукополагать. Если снова рукополагать, то значит Вальсамон согласен с теми, которые говорят, что должны оставаться еретические клирики простыми мирянами. Он говорит, что " возстановлять в степени", это значит — они должны оставаться в том же чине и что с этим " возстановлением соединяется и правило возведения на высшую степень". Вот что значит " возстановить": не новую хиротонию, не постановление в священную степень, а означает, что собор оставил этих иерархов в той же степени, в том же чине, который они имели раньше у себя.

Были прежде еретики - донатиане, и о них Церковь говорит в 69-м правиле карфагенского собора (славянск. Кормчей): если обра­щаются от них епископы, то они должны сохранять свои степени. Как же вообще донатиане принимались, каким чином? Замечательно, что когда правило (68, полн. перев. ) говорит о младенцах (мирянах, несомненно, потому что младенцы не могут быть попами), то определяет: должны они приниматься " по древнему чину, — в о з л о ж е н и е м р у к? ". Если принять толкование моего собеседника, то приходится признать, что, когда младенцев принимает Церковь, то тоже в попы их ставит. Господа, это, может быть, смешно, но это — факт: на самом деле, мой собеседник держится такого взгляда. Если он скажет, что здесь " руковозложение" означает чиноприем, то почему не скажет, что и в 8-м правиле вселенского собора " руковозложение" означает тоже чиноприем. Святые отцы говорят, что это означает миропомазание. Толкуя 57-е правило карфаг. собора, Вальсамон гово­рит, что " должно принимать еретиков-донатиан. Но правило не говорит, как принимать. Сказано только " руковозложением". А ты прочти 7-е правило II вселенского собора и что содержится в нем, и узнаешь, что должно делать с ними" (стр. 515). Собор постановил, что надо принимать " руковозложением", но не объяснил, что значит " руковозложение". Толкователь говорит: " ты прочти 7-е правило II со­бора и узнаешь, что там сказано". А в 7-м правиле II вселенского собора говорится, что еретиков надо разделять на два чина, одних крестить, а других миропомазать. Значит, по 7-му правилу вселенского собора, их надо не хиротонисать, но только помазать миром. Помазание миром, это и есть руковозложение. Так объясняют толкователи, так говорят и вселенские соборы. А моему собеседнику почему-то захотелось эти слова протолковать в новую хиротонию.

Нужно принять во внимание, что еретики-донатиане были приняты в своем чине, когда прошло около 100 лет после проклятия их вселенскою Церковью. " Донатисты были торжественно осуждены двумя поместными соборами; одним, — собравшимся в Риме в 313 году, а другим, более многочисленным, в Арелате в 314 году. Когда же в 411 году множество епископов и мирян из донатистов уже соеди­нились с кафолическою Церковию, к л и р и к и с о х р а н и л и с в о и с т е п е н и" (" О принятии схизматиков в православную Церковь", стр. 18). Таких еретиков, которые были осуждены почти 100 лет тому назад, Церковь законоположила принимать в их священных степенях, и степень должна быть та же: степень священника — священником, степень епископа — епископом.

Мой собеседник должен был иметь ясные доказательства о том, что не должно принимать хиротонисанных в ереси. Ведь скажут: " вот Мельников приводит же". Приходится и ему приводить. Он прочел 8-е правило, которое, как видно, говорит совершенно противоположное. Затем читает 12-е правило Феофила Александрийского. Я сожалею, господа, что нельзя всех вас сюда (к кафедре) позвать и посмотреть вам, на что сослался мой собеседник. Правило говорит не о том, что когда духовные лица приходят в православную Церковь, то их снова нужно рукополагать, а о том, что должно принимать еретиков-м и р я н и из них ставить на священные степени. Был вопрос о том, возможно ли, — может быть, еретики и хорошие люди, — поставлять их в священные степени. В правиле Феофила сделана ссылка на 8-е и 19-е прав. I вселенского собора. Но мой собеседник указал ссылку только на 8-е правило. А так как оно говорит о клириках, то ему показалось, что и в 12-м правиле Феофила тоже говорится о клириках. Само правило этого не говорит, но это он так решил по своему умозаключению... Так пусть же мой собеседник знает, что святые отцы и такой знаменитый учитель Церкви, как Иероним, признавали, что 8-е правило I вселенского собора говорит не только о клириках, но и о мирянах, присоединяющихся к Церкви, и что мирян возможно поставлять у себя в священные степени: " Собор никейский, — говорит о нем блаженный Иероним, — о котором мы упомянули несколько выше, принял всех еретиков, исключая учеников Павла Самосатского. А что еще важнее, собор этот  с о х р а н я е т с т е п е н ь п р е с в и т е р с т в а з а е п и с к о п о м новацианским, если он обратится. Это определение опровергает и Люцифера и Илария: потому что о т н о с и т с я в о д н о и т о ж е в р е м я и к к л и р и к у и к р е щ е н н о м у" (Твор. блаж. Иеронима, ч. 4-я, стр. 92).

Чувствуя свою слабость, мой собеседник прибегает к другому, новому доказательству. Он читает святого Феодора Студита, что должно принимать кающихся клириков в своих степенях, но только " равностепенными": поп, — должен приниматься попом, епископ, — епископом. Отсюда, я думаю, следует вывод, что мой собеседник понемногу убеждается в правоте моих положений. Вот доказа­тельство: он говорит, что хиротонисованных еретиков возможно принимать, — но только, — говорит, — для принятия у вас не было епископа. Но Феодор Студит говорит не о том, что епископа должно епископом принять, попа — попом, диакона — диаконом, — это было бы смешно; а о том, что тогда, при Феодоре Студите, были такие непримиренные и запрещенные лица, которые хотели примириться с Церковью; но так как вмешался в это дело император, то хотели, чтобы только император их простил. На 323 странице 2-й ч. своих творений святой Феодор Студит говорит: " Ибо таково положе­ние: — если уклонится один из патриархов, то он должен прини­мать исправление от равных ему, как говорит божественный Дионисий, а н е с у д и т с я и м п е р а т о р а м и, х о т я б ы в о з с т а л и в с е п р а в о с л а в н ы е и м п е р а т о р ы". Вот в чем смысл этого доказательства моего собеседника.

Я разсмотрел все положения моего собеседника, подтвердил и то, что было сказано, и в первой моей речи, и думаю, для всех должно быть ясно, что целый ряд положительных доводов, целый ряд определений святых отцов говорят за то, что возможно и должно принимать хиротонисанных в ереси епископов и священников без нового рукоположения и в тех же степенях, в которых они были. Если мы приняли Амвросия от еретиков, то мы сделали тоже, что сделал I вселенский собор. Мы шли путем Церкви, а не люцифериан и их единомышленников.

 

                                                                   ПЕРЕРЫВ


Председатель.
— Беседа возобновляется.

Л. Ф. Пичугин. Почтеннейшие и возлюбленные слушатели! Вы сегодня прослушали две наши речи, речи, идущие вразрез друг с другом. Я требую, я спрашиваю, настойчиво спрашиваю, дорогой собеседник, скажите, кто был родоначальник Белокриницкой австрийской иерархии? Христовой Церкви — епископ, или еретик? Да, дорогие слушатели, ему, как оказывается, тяжело правду сказать. А ведь правду сказать, так про­сто. Ведь с правдой, дорогие слушатели, итти надо на суд. Спаситель Христос сказал:

" Всяк сад егоже не насади отец мой небесный искоренится" (Матф. зач, 61).

Скажите, Амвросий, которого вы приняли, еретик был или право­славный? Он ли вам дал живую благодать хиротонии, или вы ее ему дали? Если он вам, то каким путем мог он давать благодать, которой сам не имел, так как вы сами эту церковь, от которой при­няли Амвросия, считаете блудницей, да не простой, а блудницей вави­лонской. Вот что говорит ваш епископ Иннокентий, бывший Иван Григорьевич Усов, по отношению той церкви, откуда вы взяли митро­полита Амвросия. Книга его " Церковь Христова временно без епископа" стр. 9. " Вот какова истинная Церковь Христова. Вопреки вашим умствованиям, она оказывается, по свидетельству самого Священнаго Писания, вдовствуяющею, укоряемою, посрамленною, даже, как бы Богом оставленною". Он церковь назвал вдовствующею. А почему он ее назвал вдовою? Потому что не было жениха — епископа, с кем бы вдов­ствующая Церковь рождала священных чинов. А если она тайно рождала священных чинов, то, полагаю, всякий даст настоящую оценку этим чинам, кто они такие. И вот прослушайте приговор Белокриницкого епископа Иннокентия, стр. 10. " А другая церковь цар­ствующая, господствующая не видит слез и рыданий, именно потому, что она не вдова: это, повидимому, самая лучшая церковь. Но, по слову Божию, она есть жилище бесом и хранитель всякому духу нечисту и хранилище всех птиц нечистых и невидимых, блудный вавилон, то-есть еретическая церковь". Именно потому, что она не вдова, а если она не вдова, то кто же у нее жених? Жених у еретической церкви — дьявол. Так вот, возлюбленнейшие слушатели, эта церковь от кото­рой взяли поповцы Амвросия, названа церковью бесовской, вавилонской. Поэтому они взяли беса, а не святителя. Но пойду дальше по следам моего собеседника. Он говорил здесь о профессоре Соколове. Против него лично я ничего не имел, но я сказал потому, что мой собеседник упрекнул меня за свидетельства царя Алексея Михайловича, как человека гражданского, поэтому я и сказал о Соколове. Еще о Люцифере. Люцифер, который был в 4 или 5-м веке, не принимал еретического священства, именно Люцифер не принимал арианской хиротонии, а арианская хиротония принадлежит ко второму чину ереси. А при Люцифере были православные епископы, патриархи и папы в западной церкви! Тогда еще папы были православные и патриархи были православ­ные, а епископов были тысячи. Но вы вспомните жалкое состояние своего общества! Сколько у вас тогда было епископов? Ни одного! Но вот что говорит бл. Иероним о Люцифере, ч. 4, стр. 57. " Люцифер, епископ калаританский, был того мнения, что подписавшие на ариминском соборе лукаво составленное арианами исповедание веры, не могут уже вступить в общение с Церковию, хотя бы и раскаялись". Так это к вам не подходит. Иду дальше. Мне замечает мой собеседник: " Ему хотелось показать, что Амвросий еретик". Да, я доказал вашими же книгами, что Амвросий не только еретик, но даже произошел от бесовского Вавилона. Амвросий произошел оттуда, где жилище бесов. А раз там жилище бесов, то, следовательно, и ваше священство произошло от бесов, как и сам Амвросий. Такой приговор вы сами себе сде­лали. Дионисий Александрийский говорит: " Если еретик говорит прав­ду, следует принять, если же говорит христианин неправду — не следует принять". Это я могу подтвердить Писанием, поучительным Евангелием на Рождество Христово:

" От враг бо свидетельства достоприятнейша суть" (лист 494).

Но это свидетельство ваше нисколько не касается данного вопроса. Все это просто не идет к делу. Дальше будто бы Аввакум протопоп сказал: " И я то помышляю: иной станет в попы те, а душою о старине той горит. Таковых понужде приемлем". (" Внутрен. вопросы в расколе XVII в. " Смирнова, стр. 139). Не правда ваша, дорогой собеседник, вы увлеклись. Я покажу, что Аввакум говорил. Но об Аввакуме я ничего не позволил бы говорить прежде, нежели не прошел бы законный книги канонов Священного Писания, а потом стал бы говорить и об Аввакуме. Но раз вы меня вызываете на это, то скажу, что мнение Аввакума было таково: ничего в никоновской церкви не при­знавать: ни священства, ни таинств, ни самого крещения. Книга в поль­зу раскола А. Б., стр. 6: " Около этого времени Аввакум присутствовал на соборе, который держали в Москве, в доме некоего боголюбца, Спиридон архимандрит покровский, от убогих, он, протопоп Аввакум, протопоп Даниил, игумен Досифей, игумен Капитон, соборный иерей Лазарь, диакон Феодор, иноки: Авраамий, Исаия и Корнилий, на котором они совет творили о нынешнем никонианском крещении, бывающем по новопечатным книгам, и присудиша, что никонианское ны­нешнее крещение за крещение не вменяти". Вот мнение Аввакума. Я вам показал это предварительно еще в речи Алексея Михайло­вича, русского государя: " Все несогласные с нами в исправлении книг и введении новых обычаев и обрядов говорят так, что эта церковь погибла, нет в ней священства, нет таинств, нет законного кре­щения". А здесь был и Аввакум. История только подтверждает, что Аввакум и его сподвижники отрицали священство и крещение Никона.

Скажу вам нечто и о Люцифере. Не только Люцифер не принимал священства, или рукоположения еретического, но и Великий Григорий Богослов, председатель второго вселенского собора, не прини­мал хиротонии от еретиков 2-го чина. Извольте прослушать. В житии Григория Богослова, книга его лист 10, ко Аклидонию пресвитеру.

" И слузе присному Божию, и инем неким, яко неприимати губительство еретическое".

Губительство еретическое означает учение еретиков. Слово учение назвал губительством:

" И рукоположения же отметати аполинарийская, яко беззаконна и чуждая соборной церкви".

Аполинарий — еретик 2-го чина, согласно 7-го правила 2 вселенского собора. Поэтому великий светильник Церкви Христовой, Григорий Бо­гослов, сказал: не принимать ни священства еретиков, ни хиротонии. Если такой великий патриарх не принимал " рукоположения еретиче­ского", то как же вы идете против Григория Богослова?

" Тем же и не даже домала засвидетельствования к ним приимати".

Так скажите, не против ли рожна вы прете?

" А кто принимает хиротонию еретиков, он называет " из­вергами".

Вот что говорит и св. Иоанн Златоуст, на 14 послании апостола Павла в беседах, к Ефесеям, стр. 1693:

" Един Господь, едина вера, едино крещение. Аще яже тех добре суть, то наша зле: аще же наша добре, то онех зле. Младенцы, рече, влающеся и скитающеся всяким ветром. Непщуетели сие довлети, рцы ми, еже глаголати яко православни суть; а яже рукоположения исчезают и погибают; и кая польза есть иных, сему несущу опасну; якоже бо за веру, тако и за сие ратоватися подобает".

Теперь видно, что, " един Господь, едина вера, едино крещение".

" И никоего нет общения свету ко тме, христови к дияволу и верному к неверным". Как сказал апостол Павел.

Ведь, вот, какой жалкий приговор написан таким людям, кто так безразсудно идет против постановлений святых отцов. Ведь такое понимание только детям свойственно, а не осмысленным людям. Детищу свойственно мешать черное с белым, а не ученым людям. Следовательно, у еретиков нет рукоположения, они не истин­ные сыны Божии, они лишаются рукоположения за ереси, хотя и священ­ство имеют, но истинного правильного, святого рукоположения у них нет. А если формально и есть, то не живое, а мертвое. Мертвое рукоположение еретиков подобно тому, когда человек умирает, у него оста­ются те же члены тела, возраст и цвет кожи и волос, но это уже не человек, а только труп человека. Хиротония — если она живая, оживляемая Святым Духом, то она не только спасительна, но и обя­зательна, а если мертвая, т. -е. еретическая, то какое же может быть уважение к безжизненному трупу? Что в человеке душа, то в хиротонии дух: в еретиках нет Святого Духа, а потому и хиротония их мертва. Послушайте слова святого отца Иоанна Златоуста, как он говорит: " Яко же за веру, тако за сие ратоватися подобает". Рукоположение святое, как истинная хиротония, равносильна самой святой вере! Святой отец Василий Великий в творении своем, часть третья, стр. 121, пишет: " Ибо где начало нетвердо, там и конец некрепок", а начало было у вас от священства 1666 года не твердо, а потому и современ­ное священство ваше некрепкое. Ибо древо злое и плоды злые творит. Тот же св. отец Василий Великий говорит в творении своем, часть 4-я, на стр. 24. " Чего сам кто не имеет, того другим даровать не мо­жет". " А где начатки негодные, там, очевидно, и все теряет цену", а у вас были начатки негодные, незаконные и потому священство ваше теряет цену. Пойду дальше. Об огне ветхозаветном сказал еще мой собеседник, но я довольно ясно высказал, что огонь ветхо­заветной Церкви означал будущую благодать хиротонии, сошедшую с небес от Святого Духа. Повторяю, церковь ветхозаветная была лишена огня для жертвоприношений на 70 лет; но когда было нужно, она достала тот же самый огонь, который был сокрыт рукою пророка Иеремии. А вы? Какое у вас богатство было положено в землю? У вас хиротонии скрытой не было, епископов не было, так как ничего не было сокрытого; какой же вы достали огонь хиротонии для австрийского священства? Огонь хиротонии вы достали из " бесовского Ва­вилона". Судите сами теперь, я не хочу вас осуждать, ибо я права не имею на это, но история и закон сами вас осуждают. Откуда вы­шло ваше священство, я сказал, а от кого затем последующее ваше священство зависит, доказала история. Об огне я бы не стал повторять, но вы меня вызвали. Затем, я будто " не имею человеко­любия". Удивляюсь. Если бы это сказал не Феодор Ефимович, то это было бы простительно. Но раз Феодор Ефимович, уважаемый мой собеседник это говорит, то я не понимаю, или он раздражен, или не понимает меня. Если бы я не имел человеколюбия, не был бы здесь и не пришел бы к вам братски и любезно беседовать. Жутко мне за вас. Полагаю, что все присутствующие здесь поймут, что я не питаю к вам вражды. Нет, уверяю вас, я имею к вам ко всем любовь. Если бы не имел любви, то не был бы здесь. Еще вы сказали. " Если кто будет судить чужой грех, это дело антихриста". У нас речь идет не о зле и грехах, а о законе. Кто же митрополит Амвросий, который дал вам современную иерархию, еретик или православный? Если православный, то против этого ничего сказать нельзя, если же еретик, то дело ваше плохо. Спаситель Христос сказал:

" Внемлете же от лживых пророк, иже приходят к вам в одеждах овчих, внутрь же суть волцы, хищницы. От плод их познаете их. Еда объемлют от терния грозды, или от репия смоквы";

Иду дальше. Остается, дорогие слушатели, времени моего 7 минут, за неимением времени я должен пропустить некоторые свидетельства моего собеседника. Будто бы я не понял 8-го правила первого вселенского собора. Уверяю вас, дорогие слушатели, что правило 8-е первого вселенского собора я понимаю — хорошо. В этом случае мой противник жестоко ошибается, что слово хиротония есть простое избрание. Но это — неправда. Вот прослушайте, как будут говорить свидетель­ства Святого Писания, что рукоположение есть хиротония, но не так, как вы сказали, что это простое избрание, поднятие рук. Свидетельствует Толкование св. Златоуста на деяния свв. апостолов, стр. 256—7.

" Како несть излишен списатель не бо глаголет како, но про­сте яко хиротонисани быша молитвою, сие бо хиротония есть, сиречь, рукоположение".

Хиротония значит рукоположение, что это такое?

" Рука во верху полагается мужа, все же Бог соделовает".

Значит, рукоположение есть хиротония. Книга " Малый Катихизис" лист 34, оборот — вопрос:



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.