|
|||
ПРИМЕЧАНИЯ 8 страница ⇐ ПредыдущаяСтр 8 из 8 · 51Геродот имеет в виду прибрежную полосу между современными городами Макри и Дедеагач. · 52С этим именем связаны мифы о Дионисе и Орфее. · 53Численность армии Ксеркса сильно преувеличена. Вряд ли число воинов было больше 200000 человек. · 54Геродот перечисляет персидское войско по родам оружия. Персидские военные силы делились (не по региональному принципу) на пехоту, кавалерию и флот. В пехоте были лучники, копьеносцы и метатели дротиков; в кавалерии — всадники, всадники на верблюдах и боевые колесницы. Этот принцип деления, впрочем, при отсутствии единого языка для команды весьма затруднял перегруппировку отдельных войсковых соединений в рамках тактического движения и приводил к поражению персов. · 55Здесь впервые встречаем чешуйчатый панцирь. Впоследствии его заимствовали римляне от парфян. · 56Имеется в виду так называемая «акинака» — оружие персов и скифов. · 57Имя персов произошло от области Персиды (перс. «парса», акк. «парсуа»), которую персы завоевали между 675 и 640 г. до н. э. · 58Игра слов, основанная на сходстве имен. · 59Повязка на лбу, концы которой свешивались по обеим сторонам лица. · 60Речь идет об арабах в совр. оазисе Джоф. · 61Вероятно, золотая статуя богини Анаиты, черты лица которой напоминают царицу. Само слово Анаита, по Гесихию, означает «золотая». · 62Здесь соединены племена из различных стран по их одинаковому вооружению в одну военную единицу. · 63Греки сирийцами называли также каппадокийцев, живших на каппадокийском берегу Понта. · 64Геродот сообщает здесь о переселении фригийцев из Фракии. Это переселение стояло в связи с движением на юг дорийских племен и армянским переселением в Переднюю Азию и привело к падению хеттского царства. · 65Армении, по Геродоту, так же как и фригийцы, переселились из Фракии. · 66Имеется в виду мисийский Олимп (совр. Кешиш-даг). · 67Лакуна в тексте. По связи речь шла о писидийцах, которые обитали в труднодоступной горной области к северу от залива Анталия. · 68Речь идет об островах в Персидском заливе. · 69Ср. ниже, IX 102. · 70Наряду с разделением по родам оружия в персидском войске существовало, таким образом, членение на отряды по 10000, 1000 и на более мелкие подразделения. Эта новая организация войска сменила старое деление по племенам. Алтайские кочевники переняли эту новую организацию войск от иранцев. · 71На этих индийских колесницах, запряженных четверкой коней, находились возница и два лучника. · 72Здесь были также арабские всадники на верблюдах, которые помогли Киру выиграть битву с Крезом (ср. I 80). · 73Здесь имеется в виду совр. Персидский залив. По Геродоту, финикияне (арамеи) ок. 1400 г. до н. э. из области Персидского залива дошли до сирийского побережья Средиземного моря около совр. Алеппо. · 74На о. Кипре Геродот выделяет три слоя населения: греки (пришли на остров ок. 1350 г. до н. э. ), финикияне и эфиопы (исконное население). · 75Греческие переселенцы в Памфилии были ахейцами и пришли из Пелопоннеса в XIV в. до н. э. · 76Ср. выше, I 173. · 77Ср. выше, I 171. · 78Мифы о Данае и Ксуфе указывают на два важных фактора в образовании древнегреческих городов-государств: во-первых, на «Египет», под которым следует разуметь о. Крит с его древней культурой, и, во-вторых, на дорийских и ионийских переселенцев, которые проникли на юг через Фессалию. · 79Афиняне (т. е. ионийские жители Аттики), по Геродоту, составляли часть ионийских переселенцев в Малую Азию. · 80Именно, когда эолийцы жили в Пеласгиотиде, откуда их изгнали дорийцы. · 81Легкие суда вроде современных катеров, которые первоначально строились на Кипре, назывались «керкурами». Численность персидского флота преувеличена. По Эсхилу, персидский флот при Саламине насчитывал 1000 кораблей. · 82Артемисия командовала отрядом кораблей персидского флота, состоявшего из ее собственных кораблей и кораблей Коса, Нисира и Калидны. · 83Имеется в виду золоченый балдахин. · 84Этот диалог между Ксерксом и Демаратом, по-видимому, выдуман Геродотом. · 85Самосожжение Бога можно понять как жертву богу солнца Митре. · 86Ср. VII 59. · 87Ср. выше, V 7. · 88Эти племена жили в области горы Крушницы. · 89Ксеркс избрал путь южнее горы Крушницы, ведущий к Стримону. · 90Маги приносили жертву не богу реки, а Митре, которому были посвящены белые кони. Митра был также богом победы. · 91Человеческие жертвы в эпоху Геродота были редкостью. · 92Фракийские племена считали персидского царя богом, а путь, по которому он шел, священным. · 93За «благодеяния» городу, т. е. из-за выгоды, полученной от строительства канала, Артахей был причислен к героям, владыкам подземного мира. · 94Здесь Геродот описывает путь одной части персидского флота, которая должна была произвести реквизицию кораблей и набор команды в городах залива Кассандры. Главные силы персидского флота шли прямо от мыса Дрепанон к мысу Палинури. · 95Эти городки представляли собой цепь маленьких укреплений, прикрывавших вход в Салоникский залив. · 96Здесь описывается узкий коридор, соединявший тогда Македонию с Салоникским заливом и доходивший до моря у устья Аксия (совр. Вардара). · 97Ксеркс направился от залива Орфани внутри страны и дошел до р. Галика, впадающего в море. · 98В микенское время, как показывают изображения, львы еще водились повсюду в Греции. · 99Темпейская долина длиной в 7 км, по которой протекает р. Пеней. · 100Ксеркс с главными силами через долину Верхней Вистрицы и затем, вероятно, через проход Волустана достиг Фессалийской области. Другая группа персидской армии шла через Темпейскую долину мимо г. Гонна. Этот марш двух разных групп персидской армии имел целью затруднить оборону горных проходов на пути по побережью. · 101Таким образом, все греческие города от фессалийской границы до Патрасского залива (исключая западные области — Эпир, Этолию и Акарнанию) подчинились персам. Только Аттика, Платеи, Евбея, Коринф, некоторые острова и бо́ льшая часть Пелопоннеса защищали свою независимость. · 102Несмотря на то что беотийцы дали персам «землю и воду», все же их отряды сражались при Фермопилах. · 103Эллинский союз под руководством Спарты, вероятно, образовался перед началом ионийского восстания. · 104В подлиннике π ρ ο σ κ υ ν έ ε ι ν (оказывать почтение божеству; приветствовать, падая ниц и целуя край одежды). Персы почитали царя как божество. · 105Речь идет о жителях Тиринфа, которые после разрушения их города (в 468 г. до н. э. ) основали новый в Аргосском заливе. · 106Именно в 430 г. до н. э. · 107Почти во всех греческих городах существовали проперсидские партии и партии независимости. Общины Фессалии, Беотии, Локриды, возглавляемые земледельческой аристократией, стояли за подчинение персам. Группы, заинтересованные в торговле с Персией, держались также персидской ориентации. К антиперсидской партии принадлежали мелкие крестьяне и ремесленники, которые опасались в случае победы персов потерять влияние в государстве. В Афинах и в Спарте война с персами считалась справедливой войной. Перед лицом страшного нашествия в Афинах все группы населения объединились и возглавили патриотическое движение остальных греков. · 108Поэтическое выражение, вероятно, из какого-нибудь прорицания оракула. · 109Т. е. в священный покой, куда вошли послы после совершения обрядов очищения, чтобы выслушать изречение Пифии. · 110Дельфийский храм был общеэллинским святилищем. Естественно было ожидать, что Пифия возглавит всенародное движение. Но Пифия оказалась под влиянием персофилов. Дельфийское жречество во время греко-персидских войн решительно стало на сторону персов. Поэтому Дельфы не были разрушены, и их сокровища уцелели. Геродот делает все возможное, чтобы снять с Дельфов подозрение в сочувствии персам. · 111Ассирийские колесницы, которыми пользовались персидские цари, подобно ассирийским царям. · 112Скала Кекропа — акрополь, где находилась гробница этого героя. · 113Под «деревянными стенами» Пифия несомненно разумела те же корабли, которые должны были увезти афинян на запад, «на край земли». · 114Фемистокл уже раньше занимал важные государственные должности, среди них должность архонта-эпонима, но только после изгнания своего соперника Аристида в 484/483 г. до н. э. он смог провести в жизнь свои планы. · 115Народное собрание постановило отказаться в пользу государства от ранее распределявшихся между гражданами доходов с Лаврийских серебряных рудников. Однако этой суммы было далеко не достаточно для постройки кораблей. · 116Ср. выше, VI 49, 94. · 117Из Южной России экспортировался хлеб в Пелопоннес и Среднюю Грецию. Уже тогда эти области не могли прокормиться без импорта хлеба. · 118Персидский царь, конечно, знал о раздорах и длительных войнах между Спартой и Аргосом, и поэтому весьма вероятно, что он заключил с Аргосом союз против Спарты. Аргос — главный соперник Спарты в Пелопоннесе. Во время написания VII книги Геродота Аргос был в союзе с Афинами. Геродот, усвоивший афинскую ориентацию, должен был щадить афинского союзника и всячески выгораживать поведение Аргоса во время Персидской войны. Поэтому Геродот предпочитает воздерживаться от суждения о том, как было дело в действительности (ср.: С. Я. Лурье. История, стр. 78—79). · 119Афинские послы встретились в Сусах с аргосскими послами, конечно, не случайно. Общественное мнение видело в соглашении с персами нечто позорное. Поэтому Геродот прибавляет, что афиняне прибыли в Сусы «по другому делу» (а отнюдь не для соглашения с персами, как это, по-видимому, было). Каллий (глава посольства) подвергался ожесточенным нападкам в Афинах. · 120Вероятно, аргосцы в 465 г. до н. э. отправили посольство к персидскому царю Артаксерксу и просили о продолжении союзного договора, заключенного с Ксерксом. Возможно, что по этому договору аргосцы получали ежегодные субсидии от персов. · 121Деметра и Персефона. Иерофанты — верховные жрецы. · 122Имя Гибла носило несколько городов в Сицилии. · 123Гелон представлял интересы гаморов — знатных крупных землевладельцев. · 124Сицилия была страной крупного землевладения. Так называемая народная партия была подавлена Гелоном. · 125Ср. выше, V 42—46. · 126Спартанцы выставили притязание на наследство «царя народов» Агамемнона. Это притязание вместе с планами господства в Элладе получило свое выражение в перенесении костей Ореста в Спарту (ср. I 67—68). · 127Афиняне, ссылаясь на Кекропа, своего первого царя, которого, согласно мифу, породила земля, считали себя древнейшими жителями Греции. · 128Илиада II, 550. · 129Из этого города был изгнан его отец. · 130Под ливийцами здесь следует понимать хамитские племена в совр. Тунисе и Алжире. · 131Около 600 г. до н. э. элисиков вытеснили кельтские племена Пиренеев, пришедшие из области совр. Боденского озера. · 132Это был один из двух суффетов Карфагена, высших должностных лиц, выбиравшихся на один год. · 133В Наваринской бухте у мыса Тенара. · 134Имеется в виду похищение Елены Парисом. · 135Предание сохранило память о походах ахейцев с Крита (ср. I 171). · 136Буря разразилась в Тарантском заливе. · 137Битва произошла в 473 г. до н. э. · 138Эти 15 статуй стояли в Олимпии еще во II в. н. э. · 139Геродот сообщает предание неэллинских обитателей Крита (быть может, строителей дворцовых сооружений в Кноссе). · 140По этому древнему минойскому преданию, Кносс, резиденция мифического царя Миноса, трижды после страшных катастроф вновь заселялся. С этими известиями Геродота можно сопоставить данные раскопок в Кноссе. Ок. 1700 г. до н. э. древние дворцы были разрушены, быть может, землетрясением. Ок. 1450 г. до н. э. начинаются ахейское вторжение и разрушение дворцов. Под третьим поселением следует понимать дорийское нашествие на остров после Троянской войны. · 141Персофильски настроенный дельфийский оракул предостерегал критян от поддержки афинян и спартанцев. · 142В Фессалии была, как и в других греческих государствах, так называемая народная партия, которая, однако, не могла одолеть власть крупных землевладельцев во главе с Алевадами. Народные массы Фессалии были на стороне афинян. · 143Спартанское ополчение делилось на шесть отрядов (μ ό ρ α ι ), во главе которых стояли полемархи. · 144Ср. VII 128. · 145Т. е. горшками для варки. · 146Стена была воздвигнута против северо-западных греческих племен, которые проникли в Фессалию из Албании через гору Пинд и пытались продвинуться на юг. · 147Персы принесли в жертву Ваалу, статуя которого стояла на носу корабля, самого красивого и (как они думали, судя по имени: Леонт — греч. Лев) самого сильного и доблестного пленника. Лев, по воззрениям древних, — воплощение силы. · 148Каменный столб для предупреждения кораблей об опасности. · 149Имеется в виду побережье от оз. Карлас до горы на южной оконечности полуострова. · 150Численность персов сильно преувеличена. Вероятно, Геродот неправильно понял данные своего источника. · 151Боевые колесницы ливийских гарамантов. · 152Привозимые тогда из Индии в Персию охотничьи и сторожевые собаки. · 153Это описание стоящих на якоре персидских кораблей, по-видимому, заимствовано из Илиады (XIV, 30—35). · 154Сила ветра в Авесте называется «созданной Маздой». Маги кровавыми жертвами умилостивляли ветер (ср.: В. В. Струве. Этюды, стр. 118). · 155Персы в чужой стране приносили жертвы местным богам. Так поступали персидские цари в Египте и Вавилоне. · 156Совр. залив Волос. · 157Одна из необходимых тогда для мореплавания станций с пресной водой. · 158Летом в реках бывает мало воды. · 159Персы хотели привлечь на свою сторону греческих богов. · 160Путь шел здесь через теснину. На одной стороне лежало море (Ламийский залив), а на другой возвышалась гора (Каллидромос). · 161Здесь находилось святилище союза амфиктионов — храм Деметры и святилище героя-эпонима Амфиктиона. Вокруг храма объединялись племена по соседству в союзы, которые назывались амфиктиониями. · 162В греческом войске не было отрядов из пелопоннесских государств: Мессении, Элиды, Ахеи и Арголиды. · 163Ср. выше. V 41—48. · 164Ее звали Горго; ср. V 48. · 165Знаменитый спартанский отборный отряд трехсот состоял из членов знатнейших фамилий определенного возраста. · 166Последний день упомянутой Олимпиады падал на 19 сентября 480 г. до н. э. · 167Ксеркс принес жертву богу войны и солнца Митре. · 168Геродот, очевидно, видел надпись с именами павших воинов. · 169Каждый город поставил особые надписи в честь павших своих сограждан. Особенно прославился Симонид Кеосский своими эпиграммами в честь героев Персидской войны. · 170Такой процедуре подвергались только рабы. · 171Ксеркс считал, таким образом, Леонида мятежником. · 172Речь идет о дощечках, покрытых воском и связанных по две, по три или несколько шнуром с печатью.
|
|||
|