Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 8 страница



· 51Геро­дот име­ет в виду при­бреж­ную поло­су меж­ду совре­мен­ны­ми горо­да­ми Мак­ри и Дедеа­гач.

· 52С этим име­нем свя­за­ны мифы о Дио­ни­се и Орфее.

· 53Чис­лен­ность армии Ксерк­са силь­но пре­уве­ли­че­на. Вряд ли чис­ло вои­нов было боль­ше 200000 чело­век.

· 54Геро­дот пере­чис­ля­ет пер­сид­ское вой­ско по родам ору­жия. Пер­сид­ские воен­ные силы дели­лись (не по регио­наль­но­му прин­ци­пу) на пехоту, кава­ле­рию и флот. В пехо­те были луч­ни­ки, копье­нос­цы и мета­те­ли дро­ти­ков; в кава­ле­рии — всад­ни­ки, всад­ни­ки на вер­блюдах и бое­вые колес­ни­цы. Этот прин­цип деле­ния, впро­чем, при отсут­ст­вии еди­но­го язы­ка для коман­ды весь­ма затруд­нял пере­груп­пи­ров­ку отдель­ных вой­ско­вых соеди­не­ний в рам­ках так­ти­че­ско­го дви­же­ния и при­во­дил к пора­же­нию пер­сов.

· 55Здесь впер­вые встре­ча­ем чешуй­ча­тый пан­цирь. Впо­след­ст­вии его заим­ст­во­ва­ли рим­ляне от пар­фян.

· 56Име­ет­ся в виду так назы­вае­мая «аки­на­ка» — ору­жие пер­сов и ски­фов.

· 57Имя пер­сов про­изо­шло от обла­сти Пер­сиды (перс. «пар­са», акк. «пар­суа»), кото­рую пер­сы заво­е­ва­ли меж­ду 675 и 640 г. до н. э.

· 58Игра слов, осно­ван­ная на сход­стве имен.

· 59Повяз­ка на лбу, кон­цы кото­рой све­ши­ва­лись по обе­им сто­ро­нам лица.

· 60Речь идет об ара­бах в совр. оази­се Джоф.

· 61Веро­ят­но, золотая ста­туя боги­ни Ана­и­ты, чер­ты лица кото­рой напо­ми­на­ют цари­цу. Само сло­во Ана­и­та, по Геси­хию, озна­ча­ет «золотая».

· 62Здесь соеди­не­ны пле­ме­на из раз­лич­ных стран по их оди­на­ко­во­му воору­же­нию в одну воен­ную еди­ни­цу.

· 63Гре­ки сирий­ца­ми назы­ва­ли так­же кап­па­до­кий­цев, жив­ших на кап­па­до­кий­ском бере­гу Пон­та.

· 64Геро­дот сооб­ща­ет здесь о пере­се­ле­нии фри­гий­цев из Фра­кии. Это пере­се­ле­ние сто­я­ло в свя­зи с дви­же­ни­ем на юг дорий­ских пле­мен и армян­ским пере­се­ле­ни­ем в Перед­нюю Азию и при­ве­ло к паде­нию хетт­ско­го цар­ства.

· 65Арме­нии, по Геро­до­ту, так же как и фри­гий­цы, пере­се­ли­лись из Фра­кии.

· 66Име­ет­ся в виду мисий­ский Олимп (совр. Кешиш-даг).

· 67Лаку­на в тек­сте. По свя­зи речь шла о писидий­цах, кото­рые оби­та­ли в труд­но­до­ступ­ной гор­ной обла­сти к севе­ру от зали­ва Анта­лия.

· 68Речь идет об ост­ро­вах в Пер­сид­ском зали­ве.

· 69Ср. ниже, IX 102.

· 70Наряду с разде­ле­ни­ем по родам ору­жия в пер­сид­ском вой­ске суще­ст­во­ва­ло, таким обра­зом, чле­не­ние на отряды по 10000, 1000 и на более мел­кие под­разде­ле­ния. Эта новая орга­ни­за­ция вой­ска сме­ни­ла ста­рое деле­ние по пле­ме­нам. Алтай­ские кочев­ни­ки пере­ня­ли эту новую орга­ни­за­цию войск от иран­цев.

· 71На этих индий­ских колес­ни­цах, запря­жен­ных чет­вер­кой коней, нахо­ди­лись воз­ни­ца и два луч­ни­ка.

· 72Здесь были так­же араб­ские всад­ни­ки на вер­блюдах, кото­рые помог­ли Киру выиг­рать бит­ву с Кре­зом (ср. I 80).

· 73Здесь име­ет­ся в виду совр. Пер­сид­ский залив. По Геро­до­ту, фини­ки­яне (ара­меи) ок. 1400 г. до н. э. из обла­сти Пер­сид­ско­го зали­ва дошли до сирий­ско­го побе­ре­жья Сре­ди­зем­но­го моря око­ло совр. Алеп­по.

· 74На о. Кип­ре Геро­дот выде­ля­ет три слоя насе­ле­ния: гре­ки (при­шли на ост­ров ок. 1350 г. до н. э. ), фини­ки­яне и эфи­о­пы (искон­ное насе­ле­ние).

· 75Гре­че­ские пере­се­лен­цы в Пам­фи­лии были ахей­ца­ми и при­шли из Пело­пон­не­са в XIV в. до н. э.

· 76Ср. выше, I 173.

· 77Ср. выше, I 171.

· 78Мифы о Данае и Ксуфе ука­зы­ва­ют на два важ­ных фак­то­ра в обра­зо­ва­нии древ­не­гре­че­ских горо­дов-государств: во-пер­вых, на «Еги­пет», под кото­рым сле­ду­ет разу­меть о. Крит с его древ­ней куль­ту­рой, и, во-вто­рых, на дорий­ских и ионий­ских пере­се­лен­цев, кото­рые про­ник­ли на юг через Фес­са­лию.

· 79Афи­няне (т. е. ионий­ские жите­ли Атти­ки), по Геро­до­ту, состав­ля­ли часть ионий­ских пере­се­лен­цев в Малую Азию.

· 80Имен­но, когда эолий­цы жили в Пеласгио­ти­де, откуда их изгна­ли дорий­цы.

· 81Лег­кие суда вро­де совре­мен­ных кате­ров, кото­рые пер­во­на­чаль­но стро­и­лись на Кип­ре, назы­ва­лись «кер­ку­ра­ми». Чис­лен­ность пер­сид­ско­го флота пре­уве­ли­че­на. По Эсхи­лу, пер­сид­ский флот при Сала­мине насчи­ты­вал 1000 кораб­лей.

· 82Арте­ми­сия коман­до­ва­ла отрядом кораб­лей пер­сид­ско­го флота, состо­яв­ше­го из ее соб­ст­вен­ных кораб­лей и кораб­лей Коса, Ниси­ра и Калид­ны.

· 83Име­ет­ся в виду золо­че­ный бал­да­хин.

· 84Этот диа­лог меж­ду Ксерк­сом и Дема­ра­том, по-види­мо­му, выду­ман Геро­до­том.

· 85Само­со­жже­ние Бога мож­но понять как жерт­ву богу солн­ца Мит­ре.

· 86Ср. VII 59.

· 87Ср. выше, V 7.

· 88Эти пле­ме­на жили в обла­сти горы Круш­ни­цы.

· 89Ксеркс избрал путь южнее горы Круш­ни­цы, веду­щий к Стри­мо­ну.

· 90Маги при­но­си­ли жерт­ву не богу реки, а Мит­ре, кото­ро­му были посвя­ще­ны белые кони. Мит­ра был так­же богом победы.

· 91Чело­ве­че­ские жерт­вы в эпо­ху Геро­до­та были ред­ко­стью.

· 92Фра­кий­ские пле­ме­на счи­та­ли пер­сид­ско­го царя богом, а путь, по кото­ро­му он шел, свя­щен­ным.

· 93За «бла­го­де­я­ния» горо­ду, т. е. из-за выго­ды, полу­чен­ной от стро­и­тель­ства кана­ла, Арта­хей был при­чис­лен к геро­ям, вла­ды­кам под­зем­но­го мира.

· 94Здесь Геро­дот опи­сы­ва­ет путь одной части пер­сид­ско­го флота, кото­рая долж­на была про­из­ве­сти рек­ви­зи­цию кораб­лей и набор коман­ды в горо­дах зали­ва Кас­сан­дры. Глав­ные силы пер­сид­ско­го флота шли пря­мо от мыса Дре­па­нон к мысу Пали­ну­ри.

· 95Эти город­ки пред­став­ля­ли собой цепь малень­ких укреп­ле­ний, при­кры­вав­ших вход в Сало­ник­ский залив.

· 96Здесь опи­сы­ва­ет­ся узкий коридор, соеди­няв­ший тогда Македо­нию с Сало­ник­ским зали­вом и дохо­див­ший до моря у устья Аксия (совр. Вар­да­ра).

· 97Ксеркс напра­вил­ся от зали­ва Орфа­ни внут­ри стра­ны и дошел до р. Гали­ка, впа­даю­ще­го в море.

· 98В микен­ское вре­мя, как пока­зы­ва­ют изо­бра­же­ния, львы еще води­лись повсюду в Гре­ции.

· 99Тем­пей­ская доли­на дли­ной в 7 км, по кото­рой про­те­ка­ет р. Пеней.

· 100Ксеркс с глав­ны­ми сила­ми через доли­ну Верх­ней Вист­ри­цы и затем, веро­ят­но, через про­ход Волу­ста­на достиг Фес­са­лий­ской обла­сти. Дру­гая груп­па пер­сид­ской армии шла через Тем­пей­скую доли­ну мимо г. Гон­на. Этот марш двух раз­ных групп пер­сид­ской армии имел целью затруд­нить обо­ро­ну гор­ных про­хо­дов на пути по побе­ре­жью.

· 101Таким обра­зом, все гре­че­ские горо­да от фес­са­лий­ской гра­ни­цы до Патрас­ско­го зали­ва (исклю­чая запад­ные обла­сти — Эпир, Это­лию и Акар­на­нию) под­чи­ни­лись пер­сам. Толь­ко Атти­ка, Пла­теи, Евбея, Коринф, неко­то­рые ост­ро­ва и бо́ льшая часть Пело­пон­не­са защи­ща­ли свою неза­ви­си­мость.

· 102Несмот­ря на то что бео­тий­цы дали пер­сам «зем­лю и воду», все же их отряды сра­жа­лись при Фер­мо­пи­лах.

· 103Эллин­ский союз под руко­вод­ст­вом Спар­ты, веро­ят­но, обра­зо­вал­ся перед нача­лом ионий­ско­го вос­ста­ния.

· 104В под­лин­ни­ке π ρ ο σ ­κ υ ­ν έ ε ι ν (ока­зы­вать почте­ние боже­ству; при­вет­ст­во­вать, падая ниц и целуя край одеж­ды). Пер­сы почи­та­ли царя как боже­ство.

· 105Речь идет о жите­лях Тирин­фа, кото­рые после раз­ру­ше­ния их горо­да (в 468 г. до н. э. ) осно­ва­ли новый в Аргос­ском зали­ве.

· 106Имен­но в 430 г. до н. э.

· 107Почти во всех гре­че­ских горо­дах суще­ст­во­ва­ли про­пер­сид­ские пар­тии и пар­тии неза­ви­си­мо­сти. Общи­ны Фес­са­лии, Бео­тии, Лок­риды, воз­глав­ля­е­мые зем­ледель­че­ской ари­сто­кра­ти­ей, сто­я­ли за под­чи­не­ние пер­сам. Груп­пы, заин­те­ре­со­ван­ные в тор­гов­ле с Пер­си­ей, дер­жа­лись так­же пер­сид­ской ори­ен­та­ции. К анти­пер­сид­ской пар­тии при­над­ле­жа­ли мел­кие кре­стьяне и ремес­лен­ни­ки, кото­рые опа­са­лись в слу­чае победы пер­сов поте­рять вли­я­ние в государ­стве. В Афи­нах и в Спар­те вой­на с пер­са­ми счи­та­лась спра­вед­ли­вой вой­ной. Перед лицом страш­но­го наше­ст­вия в Афи­нах все груп­пы насе­ле­ния объ­еди­ни­лись и воз­гла­ви­ли пат­рио­ти­че­ское дви­же­ние осталь­ных гре­ков.

· 108Поэ­ти­че­ское выра­же­ние, веро­ят­но, из како­го-нибудь про­ри­ца­ния ора­ку­ла.

· 109Т. е. в свя­щен­ный покой, куда вошли послы после совер­ше­ния обрядов очи­ще­ния, чтобы выслу­шать изре­че­ние Пифии.

· 110Дель­фий­ский храм был обще­эл­лин­ским свя­ти­ли­щем. Есте­ствен­но было ожидать, что Пифия воз­гла­вит все­на­род­ное дви­же­ние. Но Пифия ока­за­лась под вли­я­ни­ем пер­со­фи­лов. Дель­фий­ское жре­че­ство во вре­мя гре­ко-пер­сид­ских войн реши­тель­но ста­ло на сто­ро­ну пер­сов. Поэто­му Дель­фы не были раз­ру­ше­ны, и их сокро­ви­ща уце­ле­ли. Геро­дот дела­ет все воз­мож­ное, чтобы снять с Дель­фов подо­зре­ние в сочув­ст­вии пер­сам.

· 111Асси­рий­ские колес­ни­цы, кото­ры­ми поль­зо­ва­лись пер­сид­ские цари, подоб­но асси­рий­ским царям.

· 112Ска­ла Кек­ро­па — акро­поль, где нахо­ди­лась гроб­ни­ца это­го героя.

· 113Под «дере­вян­ны­ми сте­на­ми» Пифия несо­мнен­но разу­ме­ла те же кораб­ли, кото­рые долж­ны были увез­ти афи­нян на запад, «на край зем­ли».

· 114Феми­стокл уже рань­ше зани­мал важ­ные государ­ст­вен­ные долж­но­сти, сре­ди них долж­ность архон­та-эпо­ни­ма, но толь­ко после изгна­ния сво­е­го сопер­ни­ка Ари­сти­да в 484/483 г. до н. э. он смог про­ве­сти в жизнь свои пла­ны.

· 115Народ­ное собра­ние поста­но­ви­ло отка­зать­ся в поль­зу государ­ства от ранее рас­пре­де­ляв­ших­ся меж­ду граж­да­на­ми дохо­дов с Лаврий­ских сереб­ря­ных руд­ни­ков. Одна­ко этой сум­мы было дале­ко не доста­точ­но для построй­ки кораб­лей.

· 116Ср. выше, VI 49, 94.

· 117Из Южной Рос­сии экс­пор­ти­ро­вал­ся хлеб в Пело­пон­нес и Сред­нюю Гре­цию. Уже тогда эти обла­сти не мог­ли про­кор­мить­ся без импор­та хле­ба.

· 118Пер­сид­ский царь, конеч­но, знал о раздо­рах и дли­тель­ных вой­нах меж­ду Спар­той и Арго­сом, и поэто­му весь­ма веро­ят­но, что он заклю­чил с Арго­сом союз про­тив Спар­ты. Аргос — глав­ный сопер­ник Спар­ты в Пело­пон­не­се. Во вре­мя напи­са­ния VII кни­ги Геро­до­та Аргос был в сою­зе с Афи­на­ми. Геро­дот, усво­ив­ший афин­скую ори­ен­та­цию, дол­жен был щадить афин­ско­го союз­ни­ка и вся­че­ски выго­ра­жи­вать поведе­ние Аргоса во вре­мя Пер­сид­ской вой­ны. Поэто­му Геро­дот пред­по­чи­та­ет воздер­жи­вать­ся от суж­де­ния о том, как было дело в дей­ст­ви­тель­но­сти (ср.: С. Я. Лурье. Исто­рия, стр. 78—79).

· 119Афин­ские послы встре­ти­лись в Сусах с аргос­ски­ми посла­ми, конеч­но, не слу­чай­но. Обще­ст­вен­ное мне­ние виде­ло в согла­ше­нии с пер­са­ми нечто позор­ное. Поэто­му Геро­дот при­бав­ля­ет, что афи­няне при­бы­ли в Сусы «по дру­го­му делу» (а отнюдь не для согла­ше­ния с пер­са­ми, как это, по-види­мо­му, было). Кал­лий (гла­ва посоль­ства) под­вер­гал­ся оже­сто­чен­ным напад­кам в Афи­нах.

· 120Веро­ят­но, аргос­цы в 465 г. до н. э. отпра­ви­ли посоль­ство к пер­сид­ско­му царю Арта­к­серк­су и про­си­ли о про­дол­же­нии союз­но­го дого­во­ра, заклю­чен­но­го с Ксерк­сом. Воз­мож­но, что по это­му дого­во­ру аргос­цы полу­ча­ли еже­год­ные суб­сидии от пер­сов.

· 121Демет­ра и Пер­се­фо­на. Иеро­фан­ты — вер­хов­ные жре­цы.

· 122Имя Гиб­ла носи­ло несколь­ко горо­дов в Сици­лии.

· 123Гелон пред­став­лял инте­ре­сы гамо­ров — знат­ных круп­ных земле­вла­дель­цев.

· 124Сици­лия была стра­ной круп­но­го земле­вла­де­ния. Так назы­вае­мая народ­ная пар­тия была подав­ле­на Гело­ном.

· 125Ср. выше, V 42—46.

· 126Спар­тан­цы выста­ви­ли при­тя­за­ние на наслед­ство «царя наро­дов» Ага­мем­но­на. Это при­тя­за­ние вме­сте с пла­на­ми гос­под­ства в Элла­де полу­чи­ло свое выра­же­ние в пере­не­се­нии костей Оре­ста в Спар­ту (ср. I 67—68).

· 127Афи­няне, ссы­ла­ясь на Кек­ро­па, сво­е­го пер­во­го царя, кото­ро­го, соглас­но мифу, поро­ди­ла зем­ля, счи­та­ли себя древ­ней­ши­ми жите­ля­ми Гре­ции.

· 128Или­а­да II, 550.

· 129Из это­го горо­да был изгнан его отец.

· 130Под ливий­ца­ми здесь сле­ду­ет пони­мать хамит­ские пле­ме­на в совр. Туни­се и Алжи­ре.

· 131Око­ло 600 г. до н. э. эли­си­ков вытес­ни­ли кельт­ские пле­ме­на Пире­не­ев, при­шед­шие из обла­сти совр. Боден­ско­го озе­ра.

· 132Это был один из двух суф­фе­тов Кар­фа­ге­на, выс­ших долж­ност­ных лиц, выби­рав­ших­ся на один год.

· 133В Нава­рин­ской бух­те у мыса Тена­ра.

· 134Име­ет­ся в виду похи­ще­ние Еле­ны Пари­сом.

· 135Пре­да­ние сохра­ни­ло память о похо­дах ахей­цев с Кри­та (ср. I 171).

· 136Буря раз­ра­зи­лась в Тарант­ском зали­ве.

· 137Бит­ва про­изо­шла в 473 г. до н. э.

· 138Эти 15 ста­туй сто­я­ли в Олим­пии еще во II в. н. э.

· 139Геро­дот сооб­ща­ет пре­да­ние неэл­лин­ских оби­та­те­лей Кри­та (быть может, стро­и­те­лей двор­цо­вых соору­же­ний в Кнос­се).

· 140По это­му древ­не­му миной­ско­му пре­да­нию, Кносс, рези­ден­ция мифи­че­ско­го царя Мино­са, три­жды после страш­ных ката­строф вновь засе­лял­ся. С эти­ми изве­сти­я­ми Геро­до­та мож­но сопо­ста­вить дан­ные рас­ко­пок в Кнос­се. Ок. 1700 г. до н. э. древ­ние двор­цы были раз­ру­ше­ны, быть может, зем­ле­тря­се­ни­ем. Ок. 1450 г. до н. э. начи­на­ют­ся ахей­ское втор­же­ние и раз­ру­ше­ние двор­цов. Под третьим посе­ле­ни­ем сле­ду­ет пони­мать дорий­ское наше­ст­вие на ост­ров после Тро­ян­ской вой­ны.

· 141Пер­со­филь­ски настро­ен­ный дель­фий­ский ора­кул пре­до­сте­ре­гал кри­тян от под­держ­ки афи­нян и спар­тан­цев.

· 142В Фес­са­лии была, как и в дру­гих гре­че­ских государ­ствах, так назы­вае­мая народ­ная пар­тия, кото­рая, одна­ко, не мог­ла одо­леть власть круп­ных земле­вла­дель­цев во гла­ве с Але­ва­да­ми. Народ­ные мас­сы Фес­са­лии были на сто­роне афи­нян.

· 143Спар­тан­ское опол­че­ние дели­лось на шесть отрядов (μ ό ­ρ α ι ), во гла­ве кото­рых сто­я­ли поле­мар­хи.

· 144Ср. VII 128.

· 145Т. е. горш­ка­ми для вар­ки.

· 146Сте­на была воз­двиг­ну­та про­тив севе­ро-запад­ных гре­че­ских пле­мен, кото­рые про­ник­ли в Фес­са­лию из Алба­нии через гору Пинд и пыта­лись про­дви­нуть­ся на юг.

· 147Пер­сы при­нес­ли в жерт­ву Ваа­лу, ста­туя кото­ро­го сто­я­ла на носу кораб­ля, само­го кра­си­во­го и (как они дума­ли, судя по име­ни: Леонт — греч. Лев) само­го силь­но­го и доб­лест­но­го плен­ни­ка. Лев, по воз­зре­ни­ям древ­них, — вопло­ще­ние силы.

· 148Камен­ный столб для пред­у­преж­де­ния кораб­лей об опас­но­сти.

· 149Име­ет­ся в виду побе­ре­жье от оз. Кар­лас до горы на южной око­неч­но­сти полу­ост­ро­ва.

· 150Чис­лен­ность пер­сов силь­но пре­уве­ли­че­на. Веро­ят­но, Геро­дот непра­виль­но понял дан­ные сво­е­го источ­ни­ка.

· 151Бое­вые колес­ни­цы ливий­ских гара­ман­тов.

· 152При­во­зи­мые тогда из Индии в Пер­сию охот­ни­чьи и сто­ро­же­вые соба­ки.

· 153Это опи­са­ние сто­я­щих на яко­ре пер­сид­ских кораб­лей, по-види­мо­му, заим­ст­во­ва­но из Или­а­ды (XIV, 30—35).

· 154Сила вет­ра в Аве­сте назы­ва­ет­ся «создан­ной Маздой». Маги кро­ва­вы­ми жерт­ва­ми уми­ло­стив­ля­ли ветер (ср.: В. В. Стру­ве. Этюды, стр. 118).

· 155Пер­сы в чужой стране при­но­си­ли жерт­вы мест­ным богам. Так посту­па­ли пер­сид­ские цари в Егип­те и Вави­лоне.

· 156Совр. залив Волос.

· 157Одна из необ­хо­ди­мых тогда для море­пла­ва­ния стан­ций с прес­ной водой.

· 158Летом в реках быва­ет мало воды.

· 159Пер­сы хоте­ли при­влечь на свою сто­ро­ну гре­че­ских богов.

· 160Путь шел здесь через тес­ни­ну. На одной сто­роне лежа­ло море (Ламий­ский залив), а на дру­гой воз­вы­ша­лась гора (Кал­лид­ро­мос).

· 161Здесь нахо­ди­лось свя­ти­ли­ще сою­за амфи­к­ти­о­нов — храм Демет­ры и свя­ти­ли­ще героя-эпо­ни­ма Амфи­к­ти­о­на. Вокруг хра­ма объ­еди­ня­лись пле­ме­на по сосед­ству в сою­зы, кото­рые назы­ва­лись амфи­к­ти­о­ни­я­ми.

· 162В гре­че­ском вой­ске не было отрядов из пело­пон­нес­ских государств: Мес­се­нии, Элиды, Ахеи и Арго­лиды.

· 163Ср. выше. V 41—48.

· 164Ее зва­ли Гор­го; ср. V 48.

· 165Зна­ме­ни­тый спар­тан­ский отбор­ный отряд трех­сот состо­ял из чле­нов знат­ней­ших фами­лий опре­де­лен­но­го воз­рас­та.

· 166Послед­ний день упо­мя­ну­той Олим­пи­а­ды падал на 19 сен­тяб­ря 480 г. до н. э.

· 167Ксеркс при­нес жерт­ву богу вой­ны и солн­ца Мит­ре.

· 168Геро­дот, оче­вид­но, видел над­пись с име­на­ми пав­ших вои­нов.

· 169Каж­дый город поста­вил осо­бые над­пи­си в честь пав­ших сво­их сограж­дан. Осо­бен­но про­сла­вил­ся Симо­нид Кеос­ский сво­и­ми эпи­грам­ма­ми в честь геро­ев Пер­сид­ской вой­ны.

· 170Такой про­цеду­ре под­вер­га­лись толь­ко рабы.

· 171Ксеркс счи­тал, таким обра­зом, Лео­нида мятеж­ни­ком.

· 172Речь идет о дощеч­ках, покры­тых вос­ком и свя­зан­ных по две, по три или несколь­ко шну­ром с печа­тью.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.