Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ПРИМЕЧАНИЯ 3 страница



59. Дориск же — это обшир­ная рав­ни­на на фра­кий­ском побе­ре­жье. По этой рав­нине течет боль­шая река Гебр. Там уже рань­ше было воз­двиг­ну­то цар­ское укреп­ле­ние под назва­ни­ем Дориск. В нем Дарий во вре­мя похо­да на ски­фов оста­вил пер­сид­скую стра­жу. Мест­ность эта пока­за­лась Ксерк­су под­хо­дя­щей для смот­ра и под­сче­та бое­вых сил, что царь и сде­лал. А все кораб­ли, при­шед­шие в Дориск, Ксеркс велел навар­хам при­ча­лить к сосед­не­му с Дори­ском побе­ре­жью, где лежат само­фра­кий­ские горо­да Сала и Зона, а на самом кон­це его нахо­дит­ся зна­ме­ни­тый мыс Серрий51. Область эта еще издрев­ле при­над­ле­жа­ла кико­нам52. К это­му-то побе­ре­жью навар­хи и при­ча­ли­ли свои кораб­ли и затем выта­щи­ли на берег для про­суш­ки. Тем вре­ме­нем Ксеркс в Дори­с­ке про­из­во­дил под­счет бое­вых сил.

60. Сколь вели­ка была чис­лен­ность пол­чищ каж­до­го наро­да, я точ­но ска­зать не могу, пото­му что об этом никто не сооб­ща­ет. Общее же коли­че­ство сухо­пут­но­го вой­ска состав­ля­ло 1700000 чело­век53. А под­счет про­из­во­дил­ся сле­ду­ю­щим обра­зом: согна­ли в одно место 10000 чело­век и, поста­вив как мож­но плот­нее друг к дру­гу, обве­ли вокруг чер­той. Обведя чер­той, отпу­сти­ли эти 10000 вои­нов и по кру­гу постро­и­ли огра­ду высотой чело­ве­ку до пупа. После это­го ста­ли заго­нять в ого­ро­жен­ное место дру­гие десят­ки тысяч людей, пока таким обра­зом не под­счи­та­ли всех. Затем вои­нов рас­пре­де­ля­ли по пле­ме­нам.

61. При­ни­ма­ли же уча­стие в похо­де сле­ду­ю­щие народ­но­сти: преж­де все­го пер­сы, кото­рые были оде­ты и воору­же­ны вот как54. На голо­вах у них были так назы­вае­мые тиа­ры (мяг­кие [вой­лоч­ные] шап­ки), а на теле — пест­рые хито­ны с рука­ва­ми из желез­ных чешу­ек55 напо­до­бие рыбьей чешуи. На ногах пер­сы носи­ли шта­ны. Вме­сто [эллин­ских] щитов у них были пле­те­ные щиты, под кото­ры­ми висе­ли кол­ча­ны. Еще у них были корот­кие копья, боль­шие луки с камы­шо­вы­ми стре­ла­ми, а, кро­ме того, на пра­вом бед­ре с поя­са сви­сал кин­жал56. Пред­во­ди­те­лем их был Отан, отец супру­ги Ксерк­са Аме­ст­риды. В древ­нее вре­мя элли­ны назы­ва­ли пер­сов кефе­на­ми. Сами же они назы­ва­ли себя арте­я­ми57 (так их зва­ли и соседи). Когда же Пер­сей, сын Данаи и Зев­са, при­был к Кефею, сыну Бела, и взял себе в жены его дочь Анд­ро­меду, то родив­ше­го­ся сына назвал Пер­сом. Сына сво­е­го Пер­сей оста­вил в стране, так как у Кефея не было муж­ско­го потом­ства. От него-то пер­сы и полу­чи­ли свое имя.

62. Мидяне же носят в похо­де такое же воору­же­ние, как и пер­сы (воору­же­ние это, соб­ст­вен­но, мидий­ское, а не пер­сид­ское). Пред­во­ди­те­лем мидян был Тиг­ран из [рода] Ахе­ме­нидов. В древ­но­сти все назы­ва­ли их ари­я­ми. После при­бы­тия к этим ари­ям кол­хидян­ки Медеи из Афин и они так­же изме­ни­ли свое имя. Так гла­сит о них мидий­ское пре­да­ние58. Кис­сии высту­пи­ли в поход так­же в пер­сид­ском воору­же­нии, толь­ко вме­сто [вой­лоч­ных] шапок они носи­ли мит­ру59. Во гла­ве кис­си­ев сто­ял Анаф, сын Ота­на. Так­же и гир­ка­ны были воору­же­ны по-пер­сид­ски. Началь­ни­ком их был Мега­пан, впо­след­ст­вии пра­ви­тель Вави­ло­на.

63. Асси­рий­цы в похо­де носи­ли на голо­ве мед­ные шле­мы, свое­об­раз­но спле­тен­ные каким-то труд­но объ­яс­ни­мым спо­со­бом. У них были щиты, копья и кин­жа­лы, подоб­ные еги­пет­ским, а, кро­ме того, еще дере­вян­ные пали­цы с желез­ны­ми шиш­ка­ми и льня­ные пан­ци­ри. Элли­ны назы­ва­ют их сирий­ца­ми, а вар­ва­ры — асси­рий­ца­ми. Пред­во­ди­те­лем их был Отасп, сын Арта­хея.

64. Бак­трий­цы носи­ли на голо­вах шап­ки, очень схо­жие с мидий­ски­ми, трост­ни­ко­вые бак­трий­ские луки и корот­кие копья. Саки же (скиф­ское пле­мя) носи­ли на голо­вах высо­кие ост­ро­вер­хие тюр­ба­ны, плот­ные, так что сто­я­ли пря­мо. Они носи­ли шта­ны, а воору­же­ны были сак­ски­ми лука­ми и кин­жа­ла­ми. Кро­ме того, у них были еще сага­ри­сы — [обо­юдо­ост­рые] бое­вые секи­ры. Это-то пле­мя (оно было, соб­ст­вен­но, скиф­ским) назы­ва­ли амир­гий­ски­ми сака­ми. Пер­сы ведь всех ски­фов зовут сака­ми. Бак­трий­ца­ми и сака­ми пред­во­ди­тель­ст­во­вал Гис­тасп, сын Дария и Атос­сы, доче­ри Кира.

65. Индий­цы высту­пи­ли в поход в хлоп­ко­вых одеж­дах и с камы­шо­вы­ми лука­ми и стре­ла­ми с желез­ны­ми нако­неч­ни­ка­ми. Тако­во было воору­же­ние индий­цев. Началь­ни­ком их был Фар­на­за­фр, сын Арта­ба­та.

66. Арии же были воору­же­ны мидий­ски­ми лука­ми, а осталь­ное воору­же­ние у них было бак­трий­ское. Во гла­ве ари­ев сто­ял Сисамн, сын Гидар­на. Пар­фяне, хорас­мии, сог­дий­цы, ган­да­рии и дади­ки шли в поход в таком же воору­же­нии, как и бак­трий­цы. Началь­ни­ка­ми их были: у пар­фян и хорас­ми­ев — Арта­баз, сын Фар­на­ка; у сог­дий­цев — Азан, сын Артея; у ган­да­ри­ев и дади­ков — Арти­фий, сын Арта­ба­на.

67. Кас­пии были оде­ты в козьи шку­ры и воору­же­ны [сво­и­ми] мест­ны­ми лука­ми из камы­ша и пер­сид­ски­ми меча­ми. Тако­во было их воору­же­ние, а началь­ни­ком их был Арио­мард, брат Арти­фия. Саран­ги же щего­ля­ли пест­ро рас­кра­шен­ны­ми одеж­да­ми и сапо­га­ми до колен. Луки и копья у них были мидий­ские. Пред­во­ди­те­лем их был Ферен­дат, сын Мега­ба­за. Пак­тии носи­ли козьи шку­ры, воору­же­ны были мест­ны­ми лука­ми и кин­жа­ла­ми. Во гла­ве пак­ти­ев сто­ял Арта­инт, сын Ифа­мит­ры.

68. Утии, мики и пари­ка­нии воору­же­ны были подоб­но пак­ти­ям. Началь­ни­ка­ми их были: у ути­ев — Арса­мен, сын Дария; у пари­ка­ни­ев же — Сиро­мит­ра, сын Эоба­за.

69. Ара­бы были оде­ты в длин­ные, высо­ко подо­бран­ные бур­ну­сы60 и носи­ли на пра­вой сто­роне очень длин­ные вогну­тые назад [гиб­кие] луки. Эфи­о­пы же носи­ли бар­со­вые и льви­ные шку­ры. Луки их из паль­мо­вых стеб­лей име­ли в дли­ну не менее 4 лок­тей. Стре­лы у них малень­кие, камы­шо­вые, на кон­це вме­сто желез­но­го нако­неч­ни­ка — ост­рый камень, кото­рым они режут кам­ни на перст­нях для печа­тей. Кро­ме того, у них были копья с ост­ри­я­ми из рога анти­ло­пы, заост­рен­ны­ми в виде нако­неч­ни­ка. Были у них и пали­цы, оби­тые желез­ны­ми шиш­ка­ми. Идя в бой, они окра­ши­ва­ли поло­ви­ну тела мелом, а дру­гую — сури­ком. Во гла­ве ара­бов и эфи­о­пов, живу­щих южнее Егип­та, сто­ял Арсам, сын Дария и Арти­сто­ны, доче­ри Кира (ее Дарий любил боль­ше всех сво­их жен и велел сде­лать для себя ее изо­бра­же­ние из чекан­но­го золота)61. Итак, пред­во­ди­те­лем эфи­о­пов, живу­щих южнее Егип­та, и ара­бов был Арсам.

70. Восточ­ные же эфи­о­пы (в похо­де участ­во­ва­ли два пле­ме­ни эфи­о­пов) были при­со­еди­не­ны к индий­цам. По внеш­но­сти они ничем не отли­ча­лись, а толь­ко язы­ком и воло­са­ми. Так, у восточ­ных эфи­о­пов воло­сы пря­мые, а у ливий­ских — самые кур­ча­вые воло­сы на све­те. Воору­же­ны были эти ази­ат­ские эфи­о­пы в основ­ном по-индий­ски, толь­ко на голо­ве они носи­ли лоша­ди­ную шку­ру, содран­ную вме­сте с уша­ми и гри­вой. Гри­ва слу­жи­ла вме­сто сул­та­на, при­чем лоша­ди­ные уши тор­ча­ли пря­мо. Вме­сто щитов они дер­жа­ли перед собой как при­кры­тие журав­ли­ные кожи.

71. Ливий­цы высту­па­ли в кожа­ных оде­я­ни­ях с дро­ти­ка­ми, ост­рия кото­рых были обо­жже­ны на огне. Пред­во­ди­те­лем их был Мас­са­гес, сын Оари­за.

72. Пафла­гон­цы шли в поход в пле­те­ных шле­мах, с малень­ки­ми щита­ми и неболь­ши­ми копья­ми; кро­ме того, у них были еще дро­ти­ки и кин­жа­лы. Ноги у них были обу­ты в мест­ные сапо­ги, дохо­див­шие до середи­ны ноги. Лигии, мати­е­ны, мари­ан­ди­ны и сирий­цы62 шли в поход в оди­на­ко­вом с пафла­гон­ца­ми воору­же­нии. Сирий­цев же этих пер­сы зовут кап­па­до­кий­ски­ми63. Во гла­ве пафла­гон­цев и мати­е­нов сто­ял Дот, сын Мега­сид­ра; началь­ни­ком же мари­ан­ди­нов, лиги­ев и сирий­цев был Гобрий, сын Дария и Арти­сто­ны.

73. Воору­же­ние фри­гий­цев было весь­ма похо­же на пафла­гон­ское, с неболь­шим лишь раз­ли­чи­ем. По сло­вам македо­нян, пока фри­гий­цы жили вме­сте с ними в Евро­пе, они назы­ва­лись бри­га­ми. А после пере­се­ле­ния в Азию они вме­сте с пере­ме­ной место­пре­бы­ва­ния изме­ни­ли и свое имя на фри­гий­цев64. Арме­нии65 же, будучи пере­се­лен­ца­ми из Фри­гий­ской зем­ли, име­ли фри­гий­ское воору­же­ние. Началь­ни­ком тех и дру­гих был Арт­охм, жена­тый на доче­ри Дария.

74. Воору­же­ние лидий­цев было почти такое же, как у элли­нов. Лидий­цы в древ­но­сти назы­ва­лись мео­на­ми, а [свое тепе­реш­нее имя] полу­чи­ли от Лида, сына Ати­са. Мисий­цы же носи­ли на голо­ве мест­ные шле­мы; воору­же­ние их состо­я­ло из малень­ких щитов и дро­ти­ков с обо­жжен­ным на огне ост­ри­ем. Мисий­цы — пере­се­лен­цы из Лидии, а по име­ни горы Олим­па66 они зовут­ся олим­пи­е­на­ми. Пред­во­ди­те­лем лидий­цев и мисий­цев был Арта­френ, сын Арта­фре­на, кото­рый вме­сте с Дати­сом напал на Мара­фон.

75. У фра­кий­цев в похо­де на голо­вах были лисьи шап­ки. На теле они носи­ли хито­ны, а поверх — пест­рые бур­ну­сы. На ногах и коле­нях у них были обмот­ки из оле­ньей шку­ры. Воору­же­ны они были дро­ти­ка­ми, пра­ща­ми и малень­ки­ми кин­жа­ла­ми. После пере­се­ле­ния в Азию это пле­мя полу­чи­ло имя вифин­цев, а преж­де, по их соб­ст­вен­ным сло­вам, они назы­ва­лись стри­мо­ни­я­ми, так как жили на Стри­моне. Как гово­рят, тев­к­ры и мисий­цы изгна­ли их с мест оби­та­ния. Началь­ни­ком ази­ат­ских фра­кий­цев был Бас­сак, сын Арта­ба­на.

76. […Писидий­цы]67 носят малень­кие щиты из невы­де­лан­ных бычьих шкур. Каж­дый воору­жен охот­ни­чьим копьем ликий­ской работы, а на голо­ве у них мед­ные шле­мы; на шле­мах при­де­ла­ны мед­ные быча­чьи уши и рога, а свер­ху — сул­та­ны. Ноги у них были обмота­ны крас­ны­ми тряп­ка­ми. У это­го наро­да есть про­ри­ца­ли­ще Аре­са.

77. Каба­лии — мео­ний­ское пле­мя, кото­рых зовут так­же ласо­ни­я­ми, воору­же­ны по-кили­кий­ски (об этом я рас­ска­жу, когда перей­ду к кили­кий­ским отрядам). У мили­ев же были корот­кие копья и пла­щи, засте­ги­ваю­щи­е­ся [на пле­че] пряж­кой. Неко­то­рые из них носи­ли ликий­ские луки, а на голо­ве — кожа­ные шле­мы. Все­ми эти­ми народ­но­стя­ми пред­во­ди­тель­ст­во­вал Бадр, сын Гиста­на.

78. У мос­хов на голо­ве были дере­вян­ные шле­мы; они носи­ли малень­кие щиты и копья с длин­ны­ми нако­неч­ни­ка­ми. Тиба­ре­ны, мак­ро­ны и мос­си­ни­ки шли в поход воору­жен­ны­ми, как мос­хи. Началь­ни­ка­ми их были: у мос­хов и тиба­ре­нов Арио­мард, сын Дария и Пар­ми­сы, доче­ри Смер­ди­са, внуч­ки Кира; у мак­ро­нов же и мос­си­ни­ков Арта­икт, сын Херас­мия, кото­рый был сатра­пом на Гел­лес­пон­те.

79. Мары носи­ли на голо­вах пле­те­ные тузем­ные шле­мы. Воору­же­ние их — малень­кие кожа­ные щиты и дро­ти­ки. У кол­хов же на голо­вах были дере­вян­ные шле­мы; они носи­ли малень­кие щиты из сырой кожи, корот­кие копья и, кро­ме того, еще кин­жа­лы. Во гла­ве маров и кол­хов сто­ял Фаран­дат, сын Теас­пия. Ала­ро­дии же и сас­пи­ры высту­па­ли в поход воору­жен­ны­ми, как кол­хи. Пред­во­ди­те­лем их был Маси­стий, сын Сиро­мит­ры.

80. Пле­ме­на с ост­ро­вов Крас­но­го моря68 (имен­но, с тех ост­ро­вов, где царь посе­лил так назы­вае­мых изгнан­ни­ков) были оде­ты и воору­же­ны совер­шен­но по-мидий­ски. Пред­во­ди­те­лем этих ост­ро­ви­тян был Мар­донт, сын Багея, кото­рый через два года после это­го погиб во гла­ве [пер­сид­ско­го флота] в бит­ве при Мика­ле69.

81. Эти народ­но­сти сра­жа­лись на суше и состав­ля­ли пешее вой­ско. Пред­во­ди­те­ля­ми их были назван­ные мною люди. Они выстро­и­ли свои отряды в бое­вом поряд­ке и под­счи­та­ли чис­ло вои­нов. Затем они назна­чи­ли началь­ни­ков тысяч и десят­ков тысяч, а началь­ни­ки десят­ков тысяч в свою оче­редь поста­ви­ли сот­ни­ков и десят­ни­ков70. Кро­ме того, у отдель­ных отрядов и народ­но­стей были еще и дру­гие пред­во­ди­те­ли.

82. Итак, вое­на­чаль­ни­ка­ми были эти назван­ные мною люди. Во гла­ве же их и все­го сухо­пут­но­го вой­ска сто­я­ли Мар­до­ний, сын Гобрия; Три­тан­техм, сын Арта­ба­на, кото­рый подал совет про­тив похо­да на Элла­ду; Смер­до­мен, сын Ота­на (оба они — сыно­вья бра­тьев Дария, дво­ю­род­ные бра­тья Ксерк­са); Масист, сын Дария и Атос­сы; Гер­гис, сын Ари­а­за, и Мега­биз, сын Зопи­ра.

83. Это были началь­ни­ки все­го сухо­пут­но­го вой­ска, кро­ме 10000 пер­сов. Во гла­ве это­го отряда 10000 отбор­ных пер­сид­ских вои­нов сто­ял Гидарн, сын Гидар­на. Этот отряд пер­сов назы­ва­ли «бес­смерт­ны­ми», и вот поче­му. Если кого-нибудь пости­га­ла смерть или недуг и он выбы­вал из это­го чис­ла, то [на его место] выби­ра­ли дру­го­го и [пото­му в отряде] все­гда быва­ло ров­но 10000 вои­нов — не боль­ше и не мень­ше. Из всех народ­но­стей луч­ше все­го дер­жа­ли бое­вой порядок пер­сы, и они были самы­ми доб­лест­ны­ми. Сна­ря­же­ние их было такое, как я уже ска­зал, а кро­ме того, они бли­ста­ли мно­же­ст­вом рос­кош­ных золотых укра­ше­ний. Их сопро­вож­да­ли повоз­ки с налож­ни­ца­ми и мно­же­ст­вом при­слу­ги в бога­тых одеж­дах. Про­до­воль­ст­вие для них вез­ли (отдель­но от про­чих вои­нов) на вер­блюдах и вьюч­ных живот­ных.

84. В кон­ни­це [Ксерк­са], впро­чем, слу­жи­ли не все народ­но­сти, а толь­ко сле­ду­ю­щие: преж­де все­го пер­сы. Они носи­ли то же воору­же­ние, как и пешие, но толь­ко у неко­то­рых на голо­ве были мед­ные, чекан­ной работы и желез­ные шле­мы.

85. Сре­ди них есть некое коче­вое пле­мя по име­ни сагар­тии. По про­ис­хож­де­нию и язы­ку — это пер­сид­ская народ­ность, но одеж­да их напо­ло­ви­ну пер­сид­ская, напо­ло­ви­ну пак­тий­ская. Они выстав­ля­ли 8000 всад­ни­ков; брон­зо­во­го или желез­но­го ору­жия у них, по обы­чаю, нет, кро­ме кин­жа­лов. Вме­сто это­го у них толь­ко пле­тен­ные из рем­ней арка­ны. С эти­ми-то арка­на­ми они и идут в бой. Сра­жа­ют­ся они так: сой­дясь с вра­гом, они забра­сы­ва­ют арка­ны с пет­лей и затем тащат к себе, кого они пой­ма­ют — коня или чело­ве­ка. Люди, пой­ман­ные в аркан, поги­ба­ют. В бит­ве сагар­тии сто­я­ли воз­ле пер­сов.

86. Мидий­ские всад­ни­ки были сна­ря­же­ны подоб­но сво­им пехо­тин­цам, так же и кис­сии. Индий­ские же всад­ни­ки носи­ли оди­на­ко­вое сна­ря­же­ние с пеши­ми вои­на­ми, но еха­ли не толь­ко вер­хом на конях, но и на колес­ни­цах, запря­жен­ных коня­ми и дики­ми осла­ми71. Воору­же­ние бак­трий­ских всад­ни­ков было то же, что и у пеших вои­нов, точ­но так же и у кас­пи­ев. И ливий­цы име­ли оди­на­ко­вое воору­же­ние с пеши­ми вои­на­ми. Все эти народ­но­сти так­же еха­ли на колес­ни­цах. Кас­пии и пари­ка­нии были воору­же­ны так же, как и пешие вои­ны. У ара­бов тоже было оди­на­ко­вое воору­же­ние с пеши­ми вои­на­ми, но все они еха­ли на вер­блюдах72, по быст­ро­те не усту­паю­щих коням.

87. Толь­ко одни эти народ­но­сти слу­жи­ли в кон­ни­це. Чис­лен­ность же кон­ни­цы состав­ля­ла 80000 всад­ни­ков, не счи­тая вер­блюдов и колес­ниц. Всад­ни­ки [дру­гих народ­но­стей] были постро­е­ны эскад­ро­на­ми, араб­ские же [всад­ни­ки] сто­я­ли послед­ни­ми. Ведь кони не мог­ли выно­сить вер­блюдов, и, чтобы кони не пуга­лись, их поста­ви­ли поза­ди.

88. Началь­ни­ка­ми кон­ни­цы были Гар­ма­мифрас и Тифей, сыно­вья Дати­са. Тре­тий же началь­ник — Фар­нух зане­мог и остал­ся в Сар­дах. При выступ­ле­нии из Сард с ним при­клю­чи­лось непри­ят­ное про­ис­ше­ст­вие. Когда Фар­нух ехал вер­хом, под нога­ми коня про­бе­жа­ла соба­ка, и конь, не заме­тив ее, в испу­ге стал на дыбы и сбро­сил всад­ни­ка. После паде­ния Фар­нух стал хар­кать кро­вью и недуг пере­шел в чахот­ку. С конем же слу­ги тот­час посту­пи­ли по его при­ка­зу: отведя коня на то место, где он сбро­сил сво­е­го хозя­и­на, они отсек­ли ему ноги по коле­ни. Так Фар­нух вынуж­ден был рас­стать­ся с долж­но­стью началь­ни­ка.

89. Чис­ло три­ер [во фло­те Ксерк­са] было 1207. Выста­ви­ли же эти [кораб­ли] сле­ду­ю­щие народ­но­сти: фини­ки­яне вме­сте с сирий­ца­ми, что в Пале­стине, — 300 три­ер. Воору­же­ны они были так: на голо­вах вои­нов были шле­мы почти такие же, как у элли­нов. Затем они носи­ли льня­ные пан­ци­ри, щиты без [метал­ли­че­ских] обо­дьев и дро­ти­ки. Эти фини­ки­яне, по их же сло­вам, в древ­но­сти оби­та­ли на Крас­ном море73, а впо­след­ст­вии пере­се­ли­лись оттуда и ныне живут на сирий­ском побе­ре­жье. Эта часть Сирии и вся область вплоть до Егип­та назы­ва­ет­ся Пале­сти­ной. Егип­тяне же выста­ви­ли 200 кораб­лей. Они носи­ли пле­те­ные шле­мы, выпук­лые щиты с широ­ки­ми [метал­ли­че­ски­ми] обо­дья­ми, мор­ские [абор­даж­ные] копья и боль­шие секи­ры. У боль­шин­ства были пан­ци­ри и длин­ные ножи. Так они были воору­же­ны.

90. Жите­ли ост­ро­ва Кип­ра доста­ви­ли 150 кораб­лей. Сна­ря­же­ние у них было вот такое: цари их носи­ли голов­ные повяз­ки, а все про­чие — хито­ны; в осталь­ном они были оде­ты по-эллин­ски. Они про­ис­хо­дят из сле­ду­ю­щих земель: из Сала­ми­на, Афин, Арка­дии, Киф­на, Фини­кии и Эфи­о­пии, как гово­рят сами киприоты74.

91. Кили­кий­цы же сна­ряди­ли 100 кораб­лей. Они носи­ли на голо­ве шле­мы опять-таки осо­бо­го мест­но­го вида, круг­лые щиты из бычьей кожи вме­сто боль­ших щитов и шер­стя­ные хито­ны. У каж­до­го было по два дро­ти­ка и меч, весь­ма схо­жий с еги­пет­ски­ми ножа­ми. В древ­но­сти кили­кий­цы назы­ва­лись гипа­хе­я­ми, а свое тепе­реш­нее имя полу­чи­ли от Кили­ка, сына Аге­но­ра, фини­ки­я­ни­на. Пам­фи­лы доста­ви­ли 30 кораб­лей и были воору­же­ны по-эллин­ски. Эти пам­фи­лы ведут свое про­ис­хож­де­ние от [элли­нов] из отрядов Амфи­ло­ха и Кал­хан­та, рас­се­яв­ших­ся из-под Трои75.

92. Ликий­цы доста­ви­ли 50 кораб­лей. Они носи­ли пан­ци­ри и поно­жи, кизи­ло­вые луки, неопе­рен­ные камы­шо­вые стре­лы и дро­ти­ки. На пле­чах у них были наки­ну­ты козьи шку­ры, а на голо­вах — шап­ки, увен­чан­ные перья­ми. Кро­ме того, у них были еще кин­жа­лы и сер­пы. Ликий­цы родом кри­тяне и назы­ва­лись [преж­де] тер­ми­ла­ми76; свое же тепе­реш­нее имя они полу­чи­ли от Лика, сына Пан­ди­о­на, афи­ня­ни­на.

93. Ази­ат­ские дорий­цы доста­ви­ли 30 кораб­лей. Они воору­же­ны по-эллин­ски и родом из Пело­пон­не­са. Карий­цы же выста­ви­ли 70 кораб­лей. Воору­же­ние у них было так­же эллин­ское, но, кро­ме того, еще сер­пы и кин­жа­лы. Как они назы­ва­лись рань­ше, я уже рас­ска­зал в пер­вой кни­ге мое­го труда77.

94. Ионяне сна­ряди­ли 100 кораб­лей и были воору­же­ны по-эллин­ски. Пока ионяне жили в Пело­пон­не­се в тепе­реш­ней Ахее, т. е. до при­хо­да Даная и Ксуфа в Пело­пон­нес, они назы­ва­лись, по эллин­ско­му пре­да­нию, пелас­га­ми и эги­а­ле­я­ми78. Затем от Иона, сына Ксуфа, они полу­чи­ли имя ионян.

95. Жите­ли ост­ро­вов выста­ви­ли 17 кораб­лей; воору­же­ны они были по-эллин­ски. Они так­же при­над­ле­жа­ли к пеласги­че­ско­му пле­ме­ни и впо­след­ст­вии были назва­ны ионя­на­ми по той же при­чине, как и пере­се­лен­цы из Афин — жите­ли две­на­дца­ти ионий­ских горо­дов79. Эолий­цы доста­ви­ли 16 кораб­лей; воору­же­ны они были так же, как элли­ны, и назы­ва­лись в древ­но­сти, по эллин­ско­му пре­да­нию, пелас­га­ми80. Гел­лес­пон­тий­цы — все дру­гие жите­ли Пон­та, кро­ме абидо­с­цев (абидос­цам было при­ка­за­но царем оста­вать­ся на месте и охра­нять мосты) — сна­ряди­ли 100 кораб­лей и были воору­же­ны, как элли­ны. Эти горо­да — частью ионий­ские, частью дорий­ские коло­нии.

96. На всех кораб­лях, кро­ме мест­ных вои­нов, нахо­ди­лись еще пер­сид­ские, мидий­ские и сак­ские вои­ны. Из этих кораб­лей луч­ше всех на пла­ву были фини­кий­ские, а из фини­кий­ских — сидон­ские. У всех этих народ­но­стей (и у тех, кото­рые состав­ля­ли пешее вой­ско) были еще и свои соб­ст­вен­ные вое­на­чаль­ни­ки. Их име­на я, одна­ко, не при­во­жу, так как это вовсе не нуж­но для мое­го повест­во­ва­ния. Ведь не о каж­дом пред­во­ди­те­ле народ­но­сти сто­ит упо­ми­нать. Сколь­ко было горо­дов у каж­до­го пле­ме­ни, столь­ко было у них и пред­во­ди­те­лей, и все они явля­лись не вое­на­чаль­ни­ка­ми, а про­сты­ми вои­на­ми. Под­лин­ных же вое­на­чаль­ни­ков, посколь­ку в отрядах каж­до­го отдель­но­го пле­ме­ни пол­но­власт­ны­ми началь­ни­ка­ми были пер­сы, я уже назвал.

97. Пред­во­ди­те­ля­ми же флота были: Ари­а­бигн, сын Дария; Прек­сасп, сын Аспа­фи­на; Мега­баз, сын Мега­ба­та, и Ахе­мен, сын Дария. А имен­но, во гла­ве ионий­ско­го и карий­ско­го флота сто­ял Ари­а­бигн, сын Дария и доче­ри Гобрия; еги­пет­ским фло­том началь­ст­во­вал Ахе­мен, род­ной брат Ксерк­са; пред­во­ди­те­лем осталь­ных кораб­лей были два дру­гих началь­ни­ка [из этих четы­рех]. Чис­ло 30-весель­ных, 50-весель­ных кораб­лей, лег­ких судов81 и длин­ных гру­зо­вых судов для пере­воз­ки лоша­дей дохо­ди­ло до 3000.

98. Наи­бо­лее выдаю­щи­ми­ся после вое­на­чаль­ни­ков во фло­те были сидо­ня­нин Тет­рам­нест, сын Ани­са; тири­ец Мат­тен, сын Сиро­ма; Мер­бал, сын Агбала из Ара­да; кили­ки­ец Сиен­не­сий, сын Оро­медон­та; лики­ец Кибер­ниск, сын Сика; Горг из Кип­ра, сын Хер­сия, и Тимо­накт, сын Тима­го­ра; карий­цы Гисти­ей, сын Тим­на, Пигрет, сын Гис­сел­до­ма, и Дама­си­фим, сын Кан­давла.

99. Гово­рить об осталь­ных началь­ни­ках нет необ­хо­ди­мо­сти. Упо­мя­ну лишь об Арте­ми­сии — жен­щине, кото­рой я весь­ма удив­ля­юсь за то, что она высту­пи­ла в поход на Элла­ду. После кон­чи­ны сво­е­го супру­га она взя­ла вер­хов­ную власть в свои руки и с муже­ст­вен­ной отва­гой собра­лась в поход, хотя при мало­лет­нем сыне ее к это­му не при­нуж­да­ли. Имя ее было Арте­ми­сия. По отцу она про­ис­хо­ди­ла из Гали­кар­насса (она была доче­рью Лигда­мида), а по мате­ри — из Кри­та. Она пред­во­ди­тель­ст­во­ва­ла кораб­ля­ми из Гали­кар­насса, Коса, Ниси­ра и Калид­ны и сна­ряди­ла 5 кораб­лей82. Эти кораб­ли после сидон­ских были самы­ми луч­ши­ми во всем фло­те, и сове­ты, кото­рые Арте­ми­сия дава­ла царю, из всех сове­тов участ­ни­ков похо­да были наи­бо­лее полез­ны­ми. Я хочу еще упо­мя­нуть, что насе­ле­ние пере­чис­лен­ных мною горо­дов, под­власт­ных Арте­ми­сии, было чисто дорий­ским: гали­кар­насс­цы ведь вышли из Тре­зе­на, а про­чие — из Эпидав­ра. Столь­ко сведе­ний я сооб­щил о кораб­лях.

100. После под­сче­та сво­их сил Ксеркс велел постро­ить вой­ско в бое­вой порядок и поже­лал сам сде­лать ему смотр, про­ехав [меж­ду ряда­ми]. Затем царь стал объ­ез­жать на колес­ни­це один за дру­гим отряды отдель­ных пле­мен и спра­ши­вал имя [каж­дой народ­но­сти], а пис­цы запи­сы­ва­ли, пока он не осмот­рел все пешее вой­ско и кон­ни­цу из кон­ца в конец. Потом, после спус­ка кораб­лей на воду, Ксеркс пере­шел с колес­ни­цы на сидон­ский корабль, сел на нем под золо­той сенью83 и поплыл мимо кораб­лей, обра­щен­ных к нему носа­ми. Здесь так же, как во вре­мя смот­ра на суше, царь рас­спра­ши­вал име­на пле­мен и велел запи­сы­вать. Навар­хи же, выведя кораб­ли в море на 4 пле­ф­ра от бере­га, повер­ну­ли их носа­ми к суше. Затем выстро­и­ли кораб­ли в одну линию, а вои­нов мор­ской пехоты при­ве­ли в пол­ную бое­вую готов­ность. Ксеркс плыл меж­ду носа­ми кораб­лей и бере­гом и про­из­во­дил смотр.

101. Про­плыв меж­ду кораб­ля­ми, Ксеркс сошел с кораб­ля на берег и затем велел послать за Дема­ра­том, сыном Ари­сто­на (он участ­во­вал в похо­де на Элла­ду). При­звав Дема­ра­та, царь ска­зал ему так: «Дема­рат! Мне угод­но теперь задать тебе вопрос. Ты эллин и, как я узнал от тебя и от про­чих элли­нов, с кото­ры­ми мне при­шлось гово­рить, не из само­го ничтож­но­го и сла­бо­го горо­да. Ска­жи же мне теперь: дерз­нут ли элли­ны под­нять на меня руку? Ведь, мне дума­ет­ся, даже если бы собра­лись все элли­ны и дру­гие наро­ды запа­да, то и тогда не мог­ли бы выдер­жать мое­го напа­де­ния, так как они не дей­ст­ву­ют заод­но. Но все же мне жела­тель­но узнать твое мне­ние. Что ты ска­жешь о них? ». Так спра­ши­вал царь, а Дема­рат отве­чал: «Царь! Гово­рить ли мне прав­ду или тебе в уго­ду? ». Ксеркс при­ка­зал ему гово­рить прав­ду, при­ба­вив, что, как и рань­ше, не оста­вит его сво­и­ми мило­стя­ми.

102. Услы­шав ответ царя, Дема­рат ска­зал так: «Царь! Так как ты велишь мне непре­мен­но гово­рить прав­ду так, чтобы потом за это меня нель­зя было ули­чить во лжи, то ска­жу тебе. Бед­ность в Элла­де суще­ст­во­ва­ла с неза­па­мят­ных вре­мен, тогда как доб­лесть при­об­ре­те­на врож­ден­ной муд­ро­стью и суро­вы­ми зако­на­ми. И этой-то доб­ле­стью Элла­да спа­са­ет­ся от бед­но­сти и тира­нии. Я воздаю, конеч­но, хва­лу всем элли­нам, живу­щим в дорий­ских обла­стях. Одна­ко то, что я хочу теперь тебе поведать, отно­сит­ся не ко всем им, но толь­ко к лакеде­мо­ня­нам. Преж­де все­го они нико­гда не при­мут тво­их усло­вий, кото­рые несут Элла­де раб­ство. Затем они будут сра­жать­ся с тобой, даже если все про­чие элли­ны перей­дут на твою сто­ро­ну. Что же до их чис­лен­но­сти, то не спра­ши­вай, сколь­ко у них бое­спо­соб­ных вои­нов. Ведь если их вый­дет в поход толь­ко тыся­ча или око­ло того, то все рав­но они будут сра­жать­ся! ».

103. Выслу­шав такую речь, Ксеркс заме­тил со сме­хом: «Дема­рат! Какие сло­ва сле­те­ли с тво­их уст! Тыся­ча вои­нов будет бить­ся со столь вели­ким вой­ском! Ведь ты гово­рил, что сам был царем это­го наро­да, так смо­жешь ли сей­час один усто­ять про­тив деся­ти? Если весь ваш народ дей­ст­ви­тель­но таков, как ты его опи­сы­ва­ешь, то тебе-то, их царю, сле­до­ва­ло бы, по вашим зако­нам, вый­ти про­тив двой­но­го чис­ла вра­гов. Ведь если каж­дый спар­та­нец сто­ит деся­ти моих вои­нов, то мож­но ожидать, что ты рав­но­це­нен по край­ней мере два­дца­ти моим вои­нам. И тогда я пове­рю, что ты гово­ришь прав­ду. Если же они силой и стат­но­стью такие же люди, как и ты и дру­гие элли­ны, с кото­ры­ми мне дове­лось общать­ся, то вы толь­ко похва­ля­е­тесь. Смот­ри, как бы такие речи не ока­за­лись пустым хва­стов­ст­вом. Рас­суди же по все­му веро­я­тию и разум­но. Воз­мож­но ли, чтобы 1000, 10000 или даже 50000 вои­нов, к тому же оди­на­ко­во сво­бод­ных и без еди­но­го началь­ни­ка, мог­ли усто­ять про­тив столь вели­ко­го вой­ска? Ведь если у них 5000 вои­нов, то у нас на каж­до­го спар­тан­ца при­дет­ся свы­ше 1000. Конеч­но, будь они под началь­ст­вом одно­го чело­ве­ка (по наше­му пер­сид­ско­му обы­чаю), то из стра­ха перед ним они мог­ли бы выка­зать сверх­че­ло­ве­че­скую храб­рость и под уда­ра­ми бичей напа­ли бы даже на чис­лен­но пре­вос­хо­дя­ще­го вра­га. Напро­тив, пред­став­лен­ные самим себе, они, конеч­но, не в состо­я­нии совер­шить ниче­го подоб­но­го. А мне дума­ет­ся, что элли­ны, даже чис­лен­но рав­ные, с трудом усто­ят про­тив одних пер­сов. Толь­ко у нас, одна­ко, дей­ст­ви­тель­но есть то, о чем ты гово­ришь; прав­да, встре­ча­ет­ся это доволь­но ред­ко: сре­ди моих копье­нос­цев есть такие, что могут лег­ко спра­вить­ся сра­зу с тре­мя элли­на­ми. Ты ниче­го это­го не зна­ешь и поэто­му бол­та­ешь мно­го вздо­ра! ».

104. На это Дема­рат отве­тил так: «Царь! Я уже зара­нее знал, что мои прав­ди­вые сло­ва при­дут­ся тебе не по душе. Но так как ты велел мне быть совер­шен­но искрен­ним, то я и гово­рил тебе так о спар­тан­цах. Тебе само­му, впро­чем, пре­крас­но извест­но, как я имен­но теперь люб­лю спар­тан­цев, кото­рые отня­ли у меня цар­ские поче­сти и наслед­ст­вен­ные пра­ва, сде­лав лишен­ным роди­ны изгнан­ни­ком. Роди­тель же твой при­нял меня и дал сред­ства для жиз­ни и кров. Ведь не дело разум­но­му чело­ве­ку отвер­гать столь вели­кие бла­го­де­я­ния, но, напро­тив, сле­ду­ет высо­ко ценить и про­яв­лять бла­го­дар­ность. Я не ста­ну утвер­ждать, что могу сра­жать­ся ни с деся­тью, ни с дву­мя про­тив­ни­ка­ми, а доб­ро­воль­но я не всту­пил бы даже в еди­но­бор­ство. В слу­чае же необ­хо­ди­мо­сти или если бы меня ожида­ла вели­кая награ­да за победу, я с пре­ве­ли­ким удо­воль­ст­ви­ем сра­зил­ся бы с одним из тех вои­нов, кото­рые, по тво­им сло­вам, могут сра­жать­ся сра­зу с тре­мя элли­на­ми. Так дело обсто­ит и с лакеде­мо­ня­на­ми: в еди­но­бор­стве они сра­жа­ют­ся столь же храб­ро, как и дру­гие наро­ды, а все вме­сте в бою они доб­лест­ней всех на све­те. Прав­да, они сво­бод­ны, но не во всех отно­ше­ни­ях. Есть у них вла­ды­ка — это закон, кото­ро­го они стра­шат­ся гораздо боль­ше, чем твой народ тебя. Веле­ние зако­на все­гда одно и то же: закон запре­ща­ет в бит­ве бежать пред любой воен­ной силой вра­га, но велит, оста­ва­ясь в строю, одо­леть или самим погиб­нуть. Если эти мои сло­ва кажут­ся тебе пустой бол­тов­ней, то впредь об осталь­ном я ниче­го тебе не ска­жу. Впро­чем, да будет все, царь, по тво­ей воле! »84.

105. Так отве­чал Дема­рат, а Ксеркс, обра­тив весь раз­го­вор в шут­ку, вовсе не раз­гне­вал­ся, но мило­сти­во отпу­стил его. После это­го Ксеркс назна­чил Мас­ка­ма, сына Мега­до­ста, намест­ни­ком Дори­с­ка, сме­стив [преж­не­го намест­ни­ка], постав­лен­но­го Дари­ем. Затем царь повел вой­ско даль­ше через Фра­кию на Элла­ду.

106. Мас­кам же, кото­ро­го Ксеркс оста­вил намест­ни­ком, про­явил себя преж­де таким пре­вос­ход­ным пра­ви­те­лем, что царь толь­ко ему одно­му посы­лал дары, как само­му луч­ше­му сатра­пу из всех постав­лен­ных им самим или Дари­ем. Посы­лал же он дары еже­год­но. Впо­след­ст­вии такие же дары посы­лал потом­кам Мас­ка­ма и Арт­ок­серкс, сын Ксерк­са. Ведь еще ранее, до это­го похо­да, были постав­ле­ны намест­ни­ки по всей Фра­кии и Гел­лес­пон­ту. Все эти фра­кий­ские и гел­лес­понт­ские намест­ни­ки после этой вой­ны были изгна­ны элли­на­ми. Мас­ка­ма же в Дори­с­ке им не уда­лось изгнать и поныне, несмот­ря на неод­но­крат­ные попыт­ки. Поэто­му-то пра­вя­щий пер­са­ми царь все­гда посы­ла­ет ему упо­мя­ну­тые дары.

107. Из дру­гих намест­ни­ков, изгнан­ных элли­на­ми, царь Ксеркс нико­го не при­зна­вал доб­лест­ным, кро­ме одно­го лишь Бога из Эио­на. Его царь непре­стан­но вос­хва­лял, а сыно­вей его, жив­ших в Пер­сии, осы­пал поче­стя­ми. И дей­ст­ви­тель­но, в выс­шей сте­пе­ни Бог заслу­жил такие отли­чия. Оса­жден­ный афи­ня­на­ми во гла­ве с Кимо­ном, сыном Миль­ти­а­да, он полу­чил по дого­во­ру поз­во­ле­ние вый­ти [из кре­по­сти] и воз­вра­тить­ся в Азию. Одна­ко Бог не поже­лал вос­поль­зо­вать­ся этим (дабы царь не поду­мал, что он, как трус, спа­са­ет свою жизнь), но дер­жал­ся до послед­не­го. Когда в кре­по­сти не оста­лось боль­ше про­до­воль­ст­вия, Бог велел сло­жить огром­ный костер; затем, зако­лов сво­их детей, жену, налож­ниц и слуг, бро­сил их тела в огонь. Потом все золо­то и сереб­ро из горо­да он высы­пал со сте­ны в Стри­мон и, нако­нец, бро­сил­ся сам в огонь85. За этот подвиг, как это и подо­ба­ет, пер­сы вос­хва­ля­ют его еще и до сего дня.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.