Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие 7 страница



Каждая испускаемая из точки зрения частица служит ориентиром для тэтана. Так однообразие окружающего ничто становится структурированным из-за возникающего впечатления о его протяженности в различных направлениях. Вот почему Хаббард называет такие частицы “точками протяженности” - тэта-квантами со своей особой функцией.

В результате испускания частиц и создания координат, получается пространство (Фактор 5). Пример: предположим, что вы сидите в лодке в открытом море (неструктурированное пространство) и расставляете несколько буйков. Тем самым вы создали бы вокруг себя двумерное пространство. Таким образом, пространство определяется как измерения [протяженности], созданные и воспринимаемые из отдельной точки зрения. (Одной точки зрения. Отметьте, пожалуйста, что у вас их может быть больше одной. )

Итак, пространство определяется в терминах протяженностей, протяженности - в терминах размещения тэта-квантов. Это означает, что для тэтана нет иного пространства, помимо того, которое создано с помощью его же тэта-квантов. Остальной мир для него не существует. Тэтан находится там, где припаркованы его единицы внимания, он не находится “впридачу” где-то еще. Для сравнения взгляните на стаю скворцов, обратите внимание на ее изменчивые очертания - таково же и пространство тэтана (если предположить, что каждый скворец является точкой протяженности).

Некоторые Факторы можно понимать как относящиеся только к вашей внутренней вселенной, однако часть других определенно относятся к созиданию самой что ни на есть реальной физической вселенной. Именно так они и будут толковаться по мере нашего дальнейшего продвижения, потому что нам ведь хотелось посмотреть, сможет ли Хаббард предложить историю, сопоставимую с теми мифами, которые нам встречались раньше. На самом деле такая история уже начала проглядывать. Если к словам Хаббарда о том, что “Основной единицей энергии является точка протяженности”5 мы добавим его определение пространства (как состоящего из точек протяженности), мы окажемся не так уж далеко от того представления Теслы и Эйнштейна, что “пространство равнозначно энергии”.

Что же происходит, после того как пространство создано? Что ж, в этом пространстве вскоре разворачивается бурная деятельность. Между вами как точкой зрения и вашими точками протяженности имеется связь и взаимообмен. Вы постоянно источаете все новые и новые тэта-кванты по мере того как бросаете взгляды то на одну, то на другую из уже созданных точек протяженности, и таким образом возникает общение (Факторы 6 и 7). Это (интенсивное общение между точками зрения и точками протяженности) приводит к возникновению такого явления как свет. Далее возникает энергия и, в конце концов, жизнь (Факторы 8, 9 и 10).

На этой стадии своей эволюции жизнь будет чисто духовной. Это значит, что вы бытуете как духовное существо, которое заметно только из-за своего поля тэта-энергии; существо, которое причастно к происходящему на игровом поле умственных материи, энергии, пространства и времени (мэст) и которое как игрок создает умственные образы-картинки, яркие и фантастические астральные объекты, демонов и сущностей.

Конечно, в этом вы не будете одиноки. Другие тоже занимают точки зрения и выбрасывают свои точки протяженности (Фактор 11), но вы не знаете о них, а если узнаете, то исключительно через взаимообмен точками протяженности, через посылку и прием тэта-квантов (Фактор 24). Именно эту зону, где перемешиваются тэта-кванты, мы называем “общей вселенной” и вместе с тем “реальностью”. Размах игры, которая может быть у вас с кем-то другим, пропорционален тому, насколько перекрывается ваша собственная вселенная с его вселенной (Дн Акс 113, 114).

Может быть, звучит несколько отрезвляюще? Но смотрите, если верно, что чистый дух в своем статичном состоянии живет в таком месте, где нет частиц, то как же один дух будет “видеть” другого? Никак!

Но они знают друг о друге. А это совершенно другое дело. Потому что знание о другом возникает посредством взаимного распознавания постулатов на том уровне, который расположен “выше” потоков тэта-квантов, в то время как видение или любой другой вид связанного с энергией восприятия зависит от частиц, служащих в качестве коммуникационной среды. Без среды не может быть никакой вибрации и, стало быть, ни чувственного, ни телепатического общения.

Неэнергетизированный тэтан существует всего лишь как бытность. Это первая ступенька вниз от статики, от потенциальной Причины. Бытность есть результат постулатов. Постулаты бесконечны. Частицы - нет. Стало быть, те, кто находятся на уровне статики, и те, кто находятся ступенькой ниже (тэтаны, которые не отождествлены ни с чем, кроме своих постулатов), будут знать друг о друге, они будут замечать бытность друг друга, но они не будут воспринимать друг друга каким бы то ни было способом, связанным с мэст. “Знание” и “видение” суть два всецело различных способа осознания.

Подытожим: на данный момент наша статика действует одновременно на трех этажах. Во-первых, как статичное ничто (где она, на самом деле, вообще не действует); во-вторых, как постулат или, скажем, воля, решительная мысль; в-третьих, на уровне субстанции, того материала, который она создает и использует, чтобы перевести эту волю в действие. Она производит свои тэта-кванты, вновь и вновь выбрасывает их, втягивает их, обменивает на чужие тэта-кванты, накапливает их в одном месте и разбрасывает в каком-нибудь другом. Таким образом получается движение (Фактор 12). Из-за постулированной твердости тэта-квантов, их можно объединять в самых разных формах, будь то газы, жидкости или твердые предметы. Так возникает материя (Факторы с 13 по 16). Материя на данный момент означает тот материал, из которого сделана физическая вселенная. Это больше не умственные картинки. Пусть умственный мэст и является до некоторой степени твердым, физическая вселенная более твердая. Материал тот же самый, но куда более уплотненный.

Простой пример: вы как причина можете создать постулат быть тем-кто-делает-кофе (бытность), занять точку зрения на кухне и начать ориентироваться относительно чашек, ложек, воды, чайника и кофе (точки протяженности), тем самым создавая на кухне свое пространство. Далее вы перейдете к тому, что будете перемещать эти предметы разных форм и видов и комбинировать их, и в конце концов вы будете иметь чашечку кофе. Снова мы ведем речь о цикле действия, о том, чтобы Быть-Делать-Иметь.

Тэта-кванты не безлики. Каждый из них обладает двумя характеристиками: постулатом и эмоцией, имевшими место на тот момент, когда тэта-квант был создан. Тэта-кванты несут на себе личный отпечаток своего создателя. Помимо этого, они несут на себе всю последующую информацию, например о том, кто их использовал, когда это было и каким постулатом и эмоцией это сопровождалось. Фактически, тэта-кванты содержат в полном объеме историю той конкретной вселенной, к которой они принадлежат.

Нисходящая спираль

Остальные Факторы дают описание того, что Хаббард иногда называл “нисходящей спиралью”. Точки зрения (тэтаны) стали считать собственные творения ценнее самих себя и почувствовали себя зависимыми от них. Это отчасти из-за того, что многие из этих творений были созданы совместно. Тэтаны больше не знали, какая частица кем была сотворена, и потому они не могли с легкостью рассоздать их и по этой причине стали ужасно осторожны насчет сотворения чего бы то ни было. В конце концов они вообще перестали верить, что могут созидать, и так возникла ограниченность и иллюзия смерти (Факторы 17 по 26).

Это то состояние, в котором мы как тэтаны пребываем сегодня - мы так усердно сосредотачиваемся на том, что нам надо стать лучше, свободнее или святее, что надо стать другими, что мы всецело забываем о том, что на самом деле мы и так все время были кем-то, и все еще продолжаем быть прямо в эту минуту. “Существует бытие, но человек полагает, что существует только становление. ” (Фактор 27. )

Неудовлетворенность и необходимость измениться возникают только тогда, когда вы утрачиваете связь со своим “высшим” бессмертным я. В Факторах 13 и 28 даны указания, как тэтану выпутаться из мэст через восстановление своей способности свободно создавать и рассоздавать, начинать, изменять и останавливать тэта-кванты любого вида, а также через наделение его способностью восхищаться вселенной мэст как одним целым, каждым имеющимся в ее пределах конкретным состоянием, творением и даже каждым отдельным тэта-квантом - потому что только так можно рассоздать любое нежелательное состояние или творение. Увидеть его в точности как оно есть и восхититься им значит заставить его - пум! - исчезнуть. “(... ) восхищение настолько сильно, что одно только его отсутствие допускает продолжение существования. ” (Фактор 13. )

Попутное замечание: фактически, вышеизложенное встречается на практике в каждой сессии одитинга, потому что там умственные массы, которые человек создает непроизвольно, рассоздаются единственно посредством рассмотрения их точно такими, какие они есть, и “восхищения ими, пока те не разлетятся вдребезги”. Это процесс, основанный на аффинити. Выраженный в терминах резонанса, он означает, что человек в точности воспроизводит конкретный набор волн, фактически создает его заново и по собственной воле в своем собственном времени и пространстве, а это то состояние, которое в данной вселенной ведет к немедленному бесследному уничтожению (Акс 12, 15, 16). (Для этого понадобится признать бытность других, тех, кто в качестве со-созидателей внесли свой вклад в существование этих масс. Как мы уже говорили, то, что мы забываем проводить различие между собой и другими как со-созидателями, является, вероятно, главной причиной, по которой мы находимся в состоянии убежденности, будто нам, хочешь не хочешь, а суждено ощущать столько твердости и страдать от нее. )

Чтобы покончить с разговором о Факторах, укажем, что есть еще два Фактора, 29 и 30, где содержатся философские заключения общего характера, заниматься которыми нам здесь нет необходимости. Но прежде чем перейти к другой теме, следует сказать, что Факторы не обязательно в равной степени применимы ко всем тэтанам, и что не все тэтаны с одинаковой для всех жесткой неизбежностью прошли через показанную в них историческую последовательность событий. Каждый тэтан индивидуален. Каждый тэтан расположен в своей точке на этой нисходящей спирали или, возможно, он уже находится на восходящей спирали, на своем пути к выходу. И речь не идет о том, будто мы все стартовали в один и тот же момент и прошли через всю эту последовательность событий в ногу друг с другом. Лично я рассматриваю все части этой описанной в Факторах последовательности как одновременно имеющие место здесь и сейчас. Тэтаны с разным уровнем осознания и способностей постоянно приходят сюда и постоянно уходят отсюда, и, быть может, некоторые из них прибыли в данную конкретную описанную Факторами вселенную из других возможных вселенных, которые не описываются Факторами и которые, возможно, существуют параллельно с нашей, либо они ниспустились прямо с уровня статики как чистые проявления Причины. (Некоторые сессии одитинга действительно принесли такие свидетельства. На санскрите этих тэтанов называют “аватарами”. )

Вернемся к нашему изначальному вопросу “Кем сделан эфир? ” Итак, если верно, что эфир, акаша, ци или прана соотносимы с тэта-квантами Хаббарда, то ответ будет заключаться в том, что эти энергетические поля не существовали “всегда”, но были созданы всеми, кто когда-либо принимал участие в игре во вселенную мэст. Гигантский творческий союз!

“Вселенная мэст (... ), как оказывается, состоит из заключенного между нами на высоком уровне соглашения. (... ) Реальность собственной вселенной каждого слаба из-за того, что он находится в коматозном состоянии согласия со вселенной МЭСТ.  (... ) (Тэтан) находится в хорошем и деятельном состоянии прямо пропорционально тому, насколько он способен сокрушить этот поток согласия и установить собственные потоки, создав тем самым собственную вселенную. Ценность вселенной МЭСТ для каждого почти во всех случаях определяется той энергией которую он же сам помещает во вселенную МЭСТ, то есть его иллюзиями. Когда же он утрачивает свои надежды и мечты (свои иллюзии), это происходит потому, что он утратил свою способность источать энергию обратно во вселенную МЭСТ и зависит от той энергии, которая навязывается ему вселенной МЭСТ. ” 5

Демонтаж вселенной

Даже тэта-кванты, уплотненные до твердости физического мэст, в достаточной мере “живы”, чтобы посылать и принимать общение. Тому есть много примеров. Известно, что некоторые люди могут настолько тесно общаться с металлами, что им удается изгибать ложки и металлические прутья даже без прикосновения к ним; животные способны предугадывать сход лавин и землетрясения; горняки в стародавние времена советовались с пещерными гномами о том, где можно найти залежь и как она проходит через горную породу; у жителей пустынь, вроде австралийских аборигенов, есть шестое чувство на подземные источники воды; геоманты (люди, чувствующие располагающиеся под землей точки скопления магнитной энергии) когда-то определяли места под постройку соборов, монастырей и часовен в средневековой Европе. Все это продолжает жить в китайской традиции “фэн шуй”, которая требует, чтобы человек, прежде чем он будет возводить собственный дом, посоветовался с Земным драконом, дабы найти равновесие между силами ин и янь. Необходимо согласовываться с энергетическим полем местности и улучшать его, нежели разрушать неправильным расположением зданий, гробниц, стен и дорог 22.

Даже естественная наука подтверждает живую природу “мертвой материи”. Где-то в начале 20-го столетия великий индийский ученый Сэр Джагадис Чандра Бозе продемонстрировал, что реакция металлов на раздражение герцовыми волнами или воздействие наркотиками настолько совпадает с реакцией органической ткани, что даже специалисты были поставлены в затруднительное положение, когда надо было отличить получившиеся кривые. Стресс и напряжение в живом и неживом графически обнаруживали себя одинаковым образом. Бозе заключил, что между органическим и неорганическим нет четкой границы6, 14. Говоря словами Хаббарда: “МЭСТ продолжает существовать и отвердевает в той степени, в какой ему отказано в жизни. ” (Акс. 52)

Пожалуй, нам стоит ненадолго остановиться на том, что подразумевает Хаббардовский взгляд на мир. Если все состояния существования и в самом деле вызваны одной только безответственностью, если материя, энергия, пространство и время были навязаны, а не являются “естественными” состояниями, то в таком случае, если каждый тэтан возьмет на себя ответственность за свою часть сотворенного, в конечном итоге физическая вселенная рассеется, и каждая частица вернется туда, откуда она вышла - в ничто.

Для того чтобы вам было легче уяснить это, пожалуй, небесполезно будет указать на то, что Хаббард не единственный, кто ставил перед собой масштабные цели. Сиддхартха Гаутама, живший 2500 лет назад исторический Будда, имел замысел освободить “всех сознающих существ” от самсары, круговорота рождения и смерти. Это намерение на протяжении веков поддерживали религиозные лидеры и учителя Индии, Китая и Японии и среди них Далай Лама, который перевоплощался уже четырнадцать раз, чтобы содействовать этой миссии, а также Тибетский Кармапа, который прошел через шестнадцать последовательных перевоплощений (800 лет) ради той же цели.

Некоторые читатели могут недоумевать насчет того, сколько времени занимают подобные предприятия, и тут, действительно, речь идет об огромных отрезках времени. Однако, как мы видели, для духа время не существует, а поскольку один “Век Брахмы” (время жизни всей вселенной) достигает, по расчислению Вед, 314 триллионов лет, то времени явно в изобилии и повода для суеты нет6. (Согласно используемой в этой книге системе счисления, принятой в США и Канаде, один “триллион” это единица с 12 нулями. )


1. 4 Бог и бесконечность

Атеизм * Монотеизм * Статика и динамика *
Два основных права

Во многих культурах бок о бок соседствуют три взгляда на природу бога - политеистичный, по которому множество богов управляют различными сторонами жизни, монотеистичный, по которому Единый Бог считается единственным источником, влияющим на жизнь человека, и атеистичный, по которому бог не персонифицирован, а считается состоянием, которое можно испытать самому. (Атеизм, пусть он и отрицает существование бога-личности, не безрелигиозен, посмотрите хотя бы на буддизм. )

Возьмите, к примеру, христианство. Его служители настаивают на неоспоримом господстве Единого Бога (монотеизм), но при этом вы обнаруживаете людей, которые предпочитают молиться Иисусу, и еще больше тех, кто отдает предпочтение Деве Марии и своим местным святым (потому что ставка на обладающего исцеляющей силой местного святого, кажется более верной, чем ставка на абстрактного Бога - что является политеизмом). Кроме того, вы еще обнаруживаете христианского мистика, который, испытав богоподобное состояние в своем “unio mystica”, полагает, что бог не поддается описанию (атеизм), вследствие чего духовенство записывает этого мистика в еретики и как положено сжигает на костре.

Схожим образом индуизм и буддизм, оба по сути своей атеистичные, изобилуют демонскими культами и полубогами (политеизм). Однако они не заходят так далеко, чтобы считать, будто некое божество единолично управляет всей судьбой человека (монотеизм).

В большой по объему главе “Душа и тело” мы встретились с разными психологическими моделями - с моделью белого мага из Германии Франца Бардона, с моделью гавайских хуна, с моделью индуизма и буддизма, и наконец, но не в последнюю очередь, с моделью Хаббарда - и все они атеистичны! Нам не попадалось ни одной монотеистичной модели, подобной иудаизму, христианству или исламу. Это упущение, очевидно, требует дальнейшего углубления в данную тему. Поэтому мы быстро подытожим то, что нам уже известно об атеизме, а затем добавим некоторые размышления по поводу монотеизма и при этом будем постоянно проводить сравнения с учениями Хаббарда.

Атеизм

У Франца Бардона есть понятие о чрезвычайно тонком слое “акаши” (о которой, в действительности, он говорит как о боге), которая проявляет себя в каждом индивидуальном случае как бессмертный дух человека, или “Я”. Акаша образует “ментальное тело” человека, тончайший уровень его существования. На более грубом уровне имеется “астральное тело”, а еще уровнем ниже - физическое тело. Эти три тела связывает “ментальная материя”.

Аналогичным образом хуна рассматривают бесконечный аспект человека (высшее я) как привязанный к игре в жизнь (среднее я) и отождествленный с телом и ГС (низшее я). Общение между этими тремя телами осуществляется посредством “теневой материи” (маны) и постулатов. Среднее я человека видится подвешенным в паутине тонких невидимых нитей, соединяющих его с объектами, событиями и людьми из его прошлого, настоящего и будущего. Одновременно, выше уровня маны, высшее я человека взаимосвязано со всеми другими бесконечными существами - “перекрывающиеся бесконечности”, как мы сказали о тэтанах, находящихся в своем статичном состоянии.

Дальнейшие параллели этой “тройственной системы” появляются в Ведах, источнике индуизма и буддизма. В индуизме над всеми мирскими вещами стоит “атман”, бессмертный дух человека. Часть атмана отождествляется с телом, умом и эго и таким образом живет в двойственном мире. Этот аспект атамана называется “шива”. Атман есть источник мысли, шива отождествляет себя с мыслью. Шива полагает, что он и есть мысль; атман находится выше уровня ума. Атман соответствует статике Хаббарда, непроявленному потенциалу тэтана; шива сопоставим с тэтаном, реализовавшим себя в виде бытности и энергетических пульсаций.

Атман - это всего лишь проявление “брахмана”, абсолюта, бесконечности, которая не поддается осмыслению, словесному описанию или воображению. Брахман в терминах Хаббарда это “сосуществующая статика” (Акс 25), “ничто, имеющее качество, потенциал” 1.

Для того чтобы “достичь нирваны” и сделать так, чтобы атман слился с брахманом (чтобы тэтан вернулся к статике), надо преодолеть очевидное препятствие в виде шивы, стремления к “эго”. Так означает ли это, что в момент просветления (самадхи) человек потухает, будто задутая свеча, и “становится единым целым” с неким огромным безымянным ничто? Нет.

Индийский философ 7-го века Шанкара так сказал о взаимоотношениях между “индивидуальной статикой” (атманом) и “общей статикой” (брахманом): “Должно существовать нечто, некая реальность, которая воспринимает чувство эго и его обличья и которое также осознает ту пустоту, которая есть их отсутствие. (... ) Тот, кто чувствует, сознает сам себя. Без чувствующего не было бы самосознания. Атман является собственным свидетелем самого себя, так как он сознает самого себя. Атман есть не что иное, как брахман. ” 23 То есть тэтан и статика обладают одним и тем же качеством, они суть “сат-читананда”, абсолютная радость (ананда) абсолютного осознания (чит) и абсолютной бытности (сат).

Следующая цитата прекрасно все это резюмирует. Если заменить слово “бытие” на слово “статика”, она зазвучит как лекция по аксиомам Хаббарда, но на самом деле ее автор Махариши Махеш Йоги: “Основу мысли и энергии мы называем состоянием, которое есть Бытие. Таким образом, Бытие и Абсолют суть синонимы. (... ) Под тончайшим слоем всего того, что существует в относительном поле, лежит абстрактное, абсолютное поле чистого Бытия, которое непроявляемо и трансцендентно. Это ни мана, ни энергия. Это чистое Бытие, чистое состояние существования. (... ) Существование абстрактно. То, что существует, конкретно. (... ) Хотя природа кармы и природа Бытия несовместимы, есть возможность (... ) для человека жить на поле действия, но одновременно и жить вечно свободной жизнью с блаженством сознавая абсолютность Бытия. Есть возможность для человека с полной увлеченностью действовать в мире, но одновременно и жить с сознанием Бога, тем самым объединяя ценности абсолютного и относительного существований. ” “Когда сознающий ум выходит за пределы тончайшего уровня мысли, он выходит за пределы тончайшего состояния относительного опыта и приходит к трансцендентальному Бытию, чистому состоянию сознания и самоосознания. ” 24

Итак, согласно тому, что говорят Махариши и Шанкара, на уровне абсолюта, статики мы не являемся чем-то “одним всеединым”. Хаббард согласился бы с этим. С характерной для него лаконичностью он формулирует это так: “Тэтан (т. е. статика) - это просто вы до того, как вы себя смоделировали. ” Говоря простым языком, это означает, что то, чем вы кажетесь, намного ниже того, чем вы действительно являетесь. А касаясь “всеединости” и “однобытия со вселенной”, Хаббард говорит: “У людей имеется представление, будто есть некая основная совокупная тэта и, добираясь до вершины шкалы тонов, все становятся чем-то единым. К счастью, это не так. Но опускаясь по шкале тонов, все становятся чем-то единым. И эта всеединость есть мэст. У мэст не бывает никакой индивидуальности. Один из механизмом контроля, который применяется к тэтанам, состоит в том, чтобы в случае подъема их потенциала приводить их к убежденности в том, что они суть одно со вселенной. Это явно не так. Тэтаны суть индивидуумы. Они, по мере подъема по шкале, не сливаются с другими индивидуумами. ”

Так что мы явно не являемся большим однородным бульоном статики. Тэтан, осознающий, что он осознает, всегда остается самим собой - даже когда он оставляет позади свое “эго”. Ну, а смысл-то в чем? Что затевает эта статика? “Создание следствия”, говорит Хаббард (Фак. 1) - но какого следствия? Индуизм хладнокровно отвечает, что, взятые вместе, все индивидуальные атманы, играющие в свои игры и создающие иллюзию “реального мира” (майя), суть не что иное, как только брахман, играющий сам с собой (“лила”). Что совершенно неожиданным образом перекликается с Аксиомой 39 Хаббарда, которая опять-таки сформулирована довольно лаконично: “Жизнь ставит проблемы, чтобы самой заниматься их разрешением. ”

Итак, если конечная истина есть статика (Акс 35), и если в игру под названием жизнь играют с единственной целью играть в игру - то какой тогда во всем этом смысл...? (Право же, это напрягает ваше обладание, а? )

А теперь о еще одной форме атеизма - о буддизме. Поскольку в его основе лежат Веды, мы встречаемся с уже знакомыми нам положениями, может быть только с некоторыми различиями в терминологии. Будучи довольно сдержанным на язык по сравнению с велеречивым и многословным индуизмом, буддизм не говорит об атмане или брахмане или о достижении единения с богом. В действительности, о том, чего не выразишь словами, обычно не говорят. Например, когда вы пробуждаетесь к осознанию своей “истинной природы Будды”, вы просто обнаруживаете пустоту (шуньята). И, на самом деле, вы не можете “достичь” своей природы Будды, поскольку вы и так ей обладаете, можно только пробудиться к ее осознанию. Это называется “бодхи”, “пробуждение”. Термин “Будда” относится к этому переживанию - Будда значит “пробудившийся”.

Однако несмотря на все попытки Будды сохранить все в простом виде, были проведены некоторые внутренние различия, и потому мы снова сталкиваемся с нашей “троицей”. Первичную пустоту (шуньята) подразделили на три духовные составляющие, высшая из которых обозначает состояние абсолютного знания (дхамакайя), средняя обозначает радость постижения абсолютной истины (самбхогакайя), а низшая - применение истины и этики в мире (нирманакайя).

Тибетская медицинская философия, одно из учений буддизма, также строится вокруг идеи о “троице”. Выше всего стоит “ци”, принцип вне времени и пространства (статика) и представляющий собой потенциал для всего, что когда-либо может быть. На втором месте стоит “шара”, воля создавать и облекать в форму. На третьем - “бадган”, субстанция, которой должна придаваться форма. Это сочетание, в которое входят ци, шара и бадган, является необходимой предпосылкой для жизни - каковая формула нам уже известна. 25

Монотеизм

 Католицизм и ислам, уходящие корнями в Ветхий Завет, могут считаться вариациями еще одной более древней монотеистической религии иудаизма. Как Новый Завет, так и Коран, оба обязаны своим содержанием Талмуду26. Они сходятся в том, что существует Единый Бог, который является не столько принципом, безымянным энергетическим потенциалом, как брахман, сколько конкретной личностью и притом очень требовательной, которая не допускает рядом с собой никаких других богов, передает свои моральные кодексы через пророков, наказывает и наущает верующего и посылает ему испытания, чтобы проверить стойкость его веры. Да, истинное имя еврейского бога ЯХВХ невыразимо через язык и неуловимо, однако несмотря на это от него исходит множество наставлений, до мелочей расписывающих жизнь верующего. Итак, даже в монотеизме бог предстает в нескольких обличьях - есть сотворивший мир Бог книги Бытия, есть Бог Моисея, сделавший народ Израиля своим избранным народом, есть гневный Бог пророков - всякий раз это несомненно Единый Бог, но в самом ли деле это всегда один и тот же бог?

Далее эти три монотеистические религии соглашаются в том, что они верят в систему передаточных точек между Богом и человеком, идущих от Бога к архангелу, который сообщает пророкам то, что Бог желает сообщить людям, а после смерти пророка духовенство перенимает его обязанность истолковывать слово Божие пастве. Множество передаточных точек, это очевидно.

В то время как индуизм и буддизм допускают реализацию собственной духовной природы человека через его собственные усилия - например, путем занятия йогой или медитацией - монотеизм учит, что человека и Бога разделяет фундаментальная двойственность, которую невозможно объединить человеку, находящемуся в духовном поиске, так как есть один ингредиент, с которым он ничего не может поделать, и это “Божия благодать”. Божия благодать (по-еврейски “бечинам”) приходит, когда она приходит, повлиять на ее приход никак нельзя.

И все же, несмотря на все догмы и доктрины, свободолюбивые мыслители и мистики всегда и вопреки всем правилам находили способ прочувствовать бога, но они не находили конкретной личности, называемой “Единым Богом на небесах”. Куда как опасный народ (с точки зрения духовенства). В иудаизме ими были каббалисты, в исламе - персидские суфисты. (Как раз по другую сторону границы Персии находится Индия - простое совпадение? ) С помощью своих практик этим мистикам удалось преодолеть видимую двойственность, разделяющую человека и бога, и достичь определенности “бытия в боге” - “мистического единения”, над достижением которого так усердно трудились и средневековые христианские затворники.

Мистиком, оказавшим самое долговременное влияние, остается, конечно, сам Иисус Христос. Не станем гадать, был ли он реальной исторической личностью, учился ли он с Ессеями, которые, в свою очередь, получили свои знания от буддийских монахов, посланных на Ближний Восток где-то в 250 г. до н. э. императором Акошей, или же “Иисус Христос” служит всего лишь обозначением некоего состояния сознания. Не имеет значения, является ли Новый Завет описанием реальных событий или же грандиозной метафорой. Важно то, как он отличается от Ветхого Завета, от иудаизма, католицизма и ислама. Некоторые слова Иисуса определенно отдают буддизмом, озадачивают своим атеистическим привкусом. Только прислушайтесь: “Лисицы имеют норы, и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову” (Матфей 8. 20). “Не имеет где” - это ли не “пустота” (шуньята), которую осознаешь после бодхи, после своего пробуждения? Или возьмите такие слова: “Верьте мне, что Я в Отце, и Отец во Мне” (Иоанн 14. 11). Замените слово “Отец” на слово “статика” или “дхармакайя” и это в самом деле зазвучит довольно-таки по-буддийски, определенно не ветхозаветно! Или, пожалуй, вот это: “Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня” (Иоанн 14. 6). Ну, право! Если сознание Христа представляет собой некое состояние, то в таком случае нет иного способа достичь своего пробуждения, кроме как пройдя через него (через состояние, не через личность Христа) - мысль, которой вторит христианский мистик 14-го столетия Мейстер Экхарт*, когда говорит, что “Видеть Бога значит видеть как Бог”, когда говорит о Боге как о “luther nicht” (абсолютном ничто) и когда обнаруживает, что может описать свое unio mystica не иначе, как только с помощью парадоксов дзен. Уж куда как еретично!



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.