Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Предисловие 8 страница



Статика и динамика

Подытожим: мистики Востока и Запада едины во мнении насчет состояния статики, которая, будучи сама недвижной, вызывает динамическое движение и таким образом порождает подъемы и спады жизни. Хотя в западной литературе об этом состоянии обычно говорят как о “боге” (на фоне 2000 лет католицизма), оно не обязательно тождественно тому божеству, которое упоминается в Ветхом Завете.

Мы уже видели, что бог, брахман или дхармакайя представляют широкую надиндивидуальную единость, “сосуществующую статику”. В той степени, в какой вы “выпадаете” из статики и вступаете в царство аффинити, реальности и общения, вы становитесь озадаченным одиноким духом. “Аффинити есть шкала отношений, начинающаяся с выпадения из статики через введение расстояния и энергии, что создает идентность {отождествленность}, и нисходящая до тесной близости, но при этом таинственности.

(Пояснение: Имея Бытность, но отказываясь от того, чтобы Быть, обособление нисходит от Знания в состоянии полной отождествленности (... ) до Не-Знания (Тайны) через введение все большего и большего расстояния и все меньшего и меньшего точного воспроизведения. (Акс. 25)

Эти строки суть не что иное, как еще одна формулировка “нисходящей спирали”, описанной Факторами. По практическим соображениям Хаббард разбил идущую “ниже статики” игру на восемь динамик, подразделив таким образом жизнь на восемь игровых полей, различающихся как по размерам, так и по величине ответственности. Поскольку данное представление понадобится нам дальше в этой книге, нам придется кратко обрисовать его.

Если двигаться вниз, начиная с самой верхней из восьми динамик, то они дадут описание эволюции вселенной, и в этом они повторяют Факторы. Статика, бесконечный потенциал, изначально проявляет себя как мысль. Она может создавать, изменять и рассоздавать мысль. Это самое утонченное из динамических действий, какое только можно предпринять. Это 8-ая динамика. Ее результатом становится “бытность”, то мыслесущество, которое мы называем тэтаном (Акс. 1, 2, 11).

Я, мыслитель, будучи причиной по отношению к своим собственным мыслям, нахожусь вне их. Я есть статика вне всех динамик. Образуя постулаты и концепты (мысли), я созидаю свою игру и тем самым выпадаю из бытия “чистой” статикой, становясь мыслесуществом, тэтаном. Фактически, я и то и другое - по крайней мере до тех пор, пока я не забыл об этом (Дн Акс. 1, 2; Акс. 25).

Далее, желая создать видимые следствия, я произвожу кванты тэты и тем самым умственный мэст (7-ая динамика). Через взаимодействие с целым рядом других тэтанов появляются совместные творения. Когда из-за безответственности отсутствует ответ на вопрос “Кто что создал? ”, продолжается неверное присвоение тэта-квантов, и умственные (или “астральные”) творения накапливаются и уплотняются. Путем дальнейших соглашений и частично от беспомощности создателей их отвердевание заходит все дальше и дальше, в результате чего в конечном итоге получается физический мэст (6-ая динамика). Сочетая духовные сущности, такие как ГС и тэтан (7-ая динамика) с материальными объектами, такими как тела (6-ая динамика), мы получаем органическую жизнь (5-ая динамика), которая на 4-ой динамике организована как большие популяции различных биологических видов, а на 3-ей динамике - как меньшие подгруппы внутри одного вида. Для того чтобы физически увековечить род в будущем, тела собираются вместе и создают новые тела (2-ая динамика). Последние обычно начинают как эгоцентричные маленькие индивидуумы (1-ая динамика), прежде чем начать пробивать себе путь обратно наверх по направлению к бесконечности.   

На каждой динамике имеются два добавочных соображения - этика и эстетика. Этика означает не что иное, как “делать правильный выбор в рамках данной конкретной ситуации” и таким образом находить “оптимальные решения”, которыми, в идеале, были бы удовлетворены все заинтересованные стороны (Дн Акс 193). Тот порядок, который возникает как результат подобного решения, будет оптимальным в рамках рассматривающейся конкретной ситуации, а следовательно, будет эстетичным по своему виду. Некоторые сочинения Баха и Моцарта, некоторые живописные произведения Дюрера и Рембрандта, некоторые индийские, японские и африканские скульптуры состоят из ряда правильных выборов. Измени вы одну ноту или один мазок кисти, и результат будет не столь впечатляющим, как оригинал. И это доказывает, что этика (правильные для данной конкретной ситуации решения) приводит к эстетике. Одно вытекает из другого.

Поскольку эти два добавочные соображения обладают собственной динамической силой. Хаббард назвал их “9-ой динамикой”, имея в виду эстетику, и “10-ой динамикой”, имея в виду этику.

Два основных права

Ну, а какой выбор “правилен”? Если бы выбор оценивался исключительно по тому, сколько удовлетворения или неудовлетворенности он вызывает у тех, кто участвует в какой-то определенной игре, и если учесть, что а) у большинства игр (за исключением спортивных) нет правил, а также, что б) удовлетворение и неудовлетворенность не всегда разумны по своему характеру, но в) чаще всего основываются на самодовольстве и твердолобости, то имеются фантастических размеров шансы, что при таком раскладе принимались бы довольно-таки жалкие “оптимальные решения” - продиктованные самодовольством, морализаторством и близорукостью решения, которые в будущем окажутся роковыми, заставив вас по колено увязнуть в дурной карме. Это уж точно не оптимально ни для кого, даже для тех, кто принимает такие решения.

Так по каким же меркам можно судить об этической правоте? Хаббард сформулировал их в виде “Двух прав тэтана”: 1. Право на самоопределенность, и 2. Право выйти из игры27.

Вступление в игру никогда не является проблемой, а вот выход из нее довольно часто проблематичен! Поэтому любая мысль или действие, отнимающие у кого-то его самоопределенность и свободу выйти из игры, должны рассматриваться как абсолютно неэтичные. Путь назад к Причине, к статике не должен быть преграждаем ни для кого и ни при каких обстоятельствах. И поскольку мы все встречаемся на уровне статики, то в счет идет каждая мысль каждого человека - а не только наши действия! Каждый из нас своими мыслями вносит свой вклад в характер той игры, участниками которой мы все являемся.

Если бы у нас возникло желание играть в этичную и потому в эстетичную игру, в которую легко войти, легко играть и из которой легко выйти, нам пришлось бы позаботиться о том, чтобы все постулаты в этой игре согласовывались бы с Двумя Правами.


ГЛАВА 2
Саентология - наука или научная фантастика?

2. 1 Одитинг в сравнении с традиционными практиками

 

Медитация и одитинг * Шаманство и дианетика *
О преобразованиях энергии и ее рассозидании

Медитация и одитинг

С философской точки зрения индуизм, буддизм и саентология кажутся довольно похожими. Но есть ли у них что-нибудь общее еще и с практической стороны? Те, кто практикует медитацию, например, ничего не узнают о своих прошлых жизнях и кармических причинах, обуславливающих их теперешнюю жизнь, они не всегда распознают, что содержат в себе те миазмы зла, которые они сжигают светом своих мантр. В системах самоосознания Йогонанды и Махариши это не является недостатком, просто это не считается необходимым. В одитинге же нельзя обойтись без рассматривания картинок в точности такими, какие они есть, со зрительными восприятиями, звуком, запахом, собственным движением, движением всех остальных, точными временем, местом, формой и последовательностью событий. Рассматривание картинки такой, какая она есть, как раз и является необходимой предпосылкой для рассеяния имеющейся в ней нежелательной эмоциональной энергии.

В обоих учениях известно, что чем больше внимания уделяешь картинке, тем больше энергии к ней притекает и тем больше она раздувается. В одитинге этого и хотят, поскольку вы рестимулируете картинку в буквальном смысле слова до жути, пока одитируемый не рассмотрит ее во всех отношениях, пока он не пройдет через все связанные с ней болезненные драматизации, пока он не обнаружит, что она больше не может напугать его, и в конце концов не покончит с ней смехом. В медитации раздувание картинок до полных размеров нежелательно, поскольку это отвлекает медитирующего от его мантры. От него ожидается, что он будет придерживаться своей мантры, непрерывно производя проникнутое любовью безопасное пространство, в котором картинка растает, будто восковое изваяние дьявола перед электрокамином.

Может зародиться подозрение, что мантра служит как противоударная подушка, не позволяя напрямую встретиться лицом к лицу с картинками из банка, как это делается в одитинге. С другой стороны в защиту медитации с использованием мантр можно сказать, что без мантры банк вообще не был бы разбужен. В любом случае как одитинг, так и медитация работают на принципе обладания. Повторим, что обладание есть способность обладать тем, что вы ощущаете, или тем, что приходит вам на ум, без попыток убежать от этого или противиться этому. Вы просто “имеете” то, что происходит. Подобно всякому хорошему серфингисту, вы двигаетесь вместе с волной, вместо того чтобы идти против нее. Как и в случае с любой другой способностью, обладание не значит, что вы либо “здесь”, либо “не здесь”, а скорее более или менее здесь. Медитация и одитинг оба увеличивают обладание. Они повышают ваше обладание в отношении вашего внутреннего мира. И таким образом, несмотря на все методологические различия конечный результат выглядит одинаково: практикующие обоих направлений в конце концов получают способность обращать ментальные массы в дым просто подмечая их.

Это процесс, основанный на аффинити. Так как вы не противитесь энергетическим массам, но по своей воле подстраиваетесь под них и по собственной инициативе точно воспроизводите их резонансный диапазон, они рассеиваются. Это срабатывает исключительно благодаря точному воспроизведению вибраций. " Если сделать так, чтобы статика создала точное воспроизведение чего бы то ни было сущего, то это повлечет за собой его полное или частичное исчезновение" (Акс 20). Все, что вам нужно, это Любовь.

Хотя со стороны результаты и могут выглядеть одинаковыми, остается один вопрос, и с точки зрения одитора это действительно важный вопрос: какую роль играют постулаты в медитации? В одитинге процесс считается завершенным как только в инциденте найден постулат, поскольку именно из-за этого постулата тэтан компульсивно воссоздает мисэмоции и телесные боли. Как только постулат вытянут из темных глубин незнания на яркий свет знания, тэтан не станет больше попадать в эту ловушку. Если постулат найден и теперь известен, аберрация пропадает навсегда, потому что именно мысль создает нежелательные привычки и психосоматические симптомы. Мысль предшествует всему.

Во время медитирования с использованием мантры вы наращиваете аффинити во все возрастающих масштабах и рассеиваете все, что может вам встретиться. Участвуют ли в этом процессе еще и постулаты? Начинаете ли вы осознавать их, видеть их такими, какие они есть, и отменяете ли вы их? (Поскольку все тэтаны " перекрываются" на 8-ой динамике вследствие бесконечности своих мыслей, отмена чьих-то личных невыживательных и неэтичных постулатов естественным образом повлияет на общее направление мысли и изменит его. Отсюда и поставленный выше вопрос имеет первостепенную важность, особенно в свете того, что вам предстоит прочесть в главах с 3 по 6. )

Шаманство и дианетика

Все системы целительства, на которые мы до сих пор ссылались, предпочитают " выставить тэтана вон", чтобы тем самым облегчить исцеление. И хуна, и гипнотерапевту нужен прямой контакт с ГС; с их точки зрения тэтан только мешается. Но вот в одитинге от тэтана ожидается, что он будет оставаться в сессии и будет участвовать в самом процессе. Ведь это именно он сам должен рассматривать картинки, разрешать их, и брать ответственность за свой вклад в теперешнее неоптимальное физическое или эмоциональное состояние.

В частности, одитинг в дианетическом стиле приводит тэтана и ГС в соприкосновение друг с другом. Дианетика работает " dia nous" - " посредством ума", а не посредством его обхода и открытия прямого коммуникационного канала между практикующим и ГС пациента.

Терапии, использующие ци, акупунктура и целительство шаманов не предназначены для того, чтобы заставить пациента осознать, каким образом он сам ответственен за собственные неприятности. Хотя в процессе исцеления, использующего ци, открываются инграммы и разряжается долгое время находившийся под спудом заряд горя, лежащие в основе этих инграмм инциденты обычно не прорабатываются вплоть до того момента, когда оказался бы стертым весь заряд и обнаружился бы постулат (отчего появляется вероятность, что только что ушедшие умственные массы и психосоматические заболевания однажды вернутся).

Хаббард рассматривает высокий уровень эмоционального тона как необходимую предпосылку для разумного взаимодействия между тэтанами, между тэтанами и демонскими сущностями, тэтанами и Генетическими Сущностями. В том и состоит один из основных принципов саентологии и дианетики, что хроническое положение человека на шкале эмоциональных тонов позволяет делать точные предсказания относительно разумности и здоровья этого человека в будущем. Поэтому Хаббард дает такое определение одитинга (" процессинга" ): Все, что поднимает (эмоциональный) тон человека может на законном основании считаться процессингом. Процессинг приводит к стабильно сохраняющемуся повышению по тону. " 2

Целитель обращается не столько к тэтану, сколько к телу (или, если быть точным, к ГС), одитор же, напротив, обращается к тэтану, однако ничего не делает для него или для его тела, а скорее помогает одитируемому, чтобы тот сделал что-то для себя самого. Если с этих позиций рассматривать шаманские техники, то они не будут считаться процессингом, как его определяет Хаббард, хотя такое заключение никоим образом не преуменьшает достижений шаманов, целителей и гипнотерапевтов. Получаемые ими результаты свидетельствуют о действенности их работы точно так же, как результаты, получаемые одитором, свидетельствуют о действенности его работы. Все зависит от поставленной цели - целитель хочет как можно быстрее исцелить страдающего человека, одитор хочет, чтобы тэтан распознал, какая роль принадлежит ему во взаимодействии между им самим и телепатическими посланиями от других тэтанов, демонских сущностей и Генетической Сущности, и чтобы он в конечном итоге повысил свою ответственность до такого уровня, при котором он становится независимым от врачей, священников, психологов, шаманов, целителей и... одиторов!

Преобразование и рассозидание энергии

Кавказский мистик Гурджиев (1873-1949) определял цель мистицизма как преобразование энергии и получение соответствующих прозрений и способностей. Его определение, по-видимому, имеет широкую область применения - посмотрите только на тех тибетских монахов, которые поднимают камни при помощи своей музыки, на тех оккультистов и шаманов, которые вызывают " стихийных духов" природы, на тех йогов, которые преодолевают жар раскаленных углей, холод гималайских зим и (путем левитации) законы гравитации.

Как только вы заговариваете об " оккультных преобразованиях энергии", вы автоматически заводите речь о " сиддхи" - духовных способностях. На Востоке факиры и саддху устраивают шоу из своих сиддхи; обычно это бедняки, которые зарабатывают на жизнь тем, что превращают себя в цирковое зрелище. Однако это не следует путать с теми сиддхи, которыми вы начинаете обладать в качестве естественного побочного эффекта своего искреннего духовного очищения. (Настоящий йог никогда не станет щеголять своими способностями. )

Тем не менее даже и без какого-то особенного духовного очищения можно научиться тому, как овладевать определенными волшебными трюками, благодаря которым вы будете производить внешнее впечатление духовно продвинутого человека. Некоторые примеры из " Автобиографии" Йогонанды показывают, как секретная мантра, доверенная недостойному человеку, может не только вызвать в нем значительные магические способности, но и привести к тому, что он нанесет столь же значительный вред своему окружению! По этой причине некоторые мантры держатся в тайне и на протяжении поколений передаются от гуру его кела (ученику). Но совершенно независимо от этих предосторожностей секрет мантр и без того хорошо сокрыт в них самих, так как мантра не заработает только оттого, что ее прочитают с листа бумаги - прежде чем она произведет желаемое действие, необходимо знать, как правильно ее произнести в нужное время дня или ночи под надлежащим астрологическим созвездием.

Обучение йогов на этом довольно-таки утилитарном уровне действия имеет нечто общее с шаманством. Это, во-первых, посвящение, во время которого предполагается, что вы должны посетить рай, чтобы поговорить с божествами, а после посетить ад, чтобы поговорить с дьяволами; во-вторых - исцеление людей и их спасение от вплотную приблизившейся смерти, когда вы вырываете их из лап демонов; в-третьих - хождение по огню.

Практически все целительство у шаманов ведется через ГС. Однажды я имел возможность наблюдать африканского целителя вуду. Он подержал перед больным человеком курицу, заставил войти в нее того демона, который создавал болезнь, после чего убил курицу, так чтобы ГС умирающей курицы забрала этого демона с собой. Это инграммное исцеление, осуществляемое через установление резонанса между двумя ГС. (Кстати, " вуду" значит " дух". )

Гипноз работает по прямому пути от гипнотизера к ГС, целительство с помощью соцветий по Баху, гомеопатия (можете сами продолжить список) - все они основаны на преобразовании энергии.

Для всего этого - для вызывания духов, преобразований, левитации, ворожбы, гармонизации и черной магии - используются разные виды энергии типа акаши, праны или ци. Заранее предполагается, что они уже существуют. Они " уже здесь", и вы используете их по мере необходимости. Однажды по этому поводу у меня состоялся принципиальный спор с одним учителем Трансцендентальной Медитации. Тот наотрез отказался принять то положение Хаббарда, согласно которому тэтан, будучи рестимулированным, всякий раз заново воссоздает свои умственные образы-картинки вместе с содержащимися в них отношениями, эмоциями, ощущениями и болями. По мнению моего оппонента, эти картинки, будучи раз созданными, становятся частью акаши и не воссоздаются в буквальном смысле этого слова, а скорее как бы " изымаются из акаши". С этим я, конечно, не мог согласиться, и наш словесный поединок зашел в тупик, так как ни один из нас не смог убедительно отстоять свои воззрения.

Из этого я сделал вывод, что между Хаббардовским взглядом на сотворение и соответствующими взглядами других школ мысли существует, по-видимому, фундаментальное расхождение, так как Хаббард не говорит о преобразовании энергии, а настаивает на том, что тэтан создает умственный мэст заново всякий раз, когда помещает на что-нибудь свое внимание, а после этого немедленно рассозидает его, если только созидание не происходит на низкотоновом уровне и не основано на никудышных постулатах, в каковом случае созданное, конечно же, стало бы продолжать свое существование. Но даже и тогда его можно демонтировать, каждая сессия одитинга это доказывает - вплоть до того, что каждый тэта-квант вновь возвращается тому, кто по праву является его собственником. Этот опыт (эзотерический по всем меркам), некоторым образом подтверждающий предположение Хаббарда о том, как происходит созидание и рассозидание умственного мэст, в высшей степени важен, потому что на нем основана вся " вселенская игра рассозидания" Хаббарда. Перевод энергии из одного состояния в другое - это совершенно другая игра. Зная это, можно понять, почему Хаббард был невысокого мнения о " Восточной мудрости". Напомню только, что он сказал о " настоящем времени как результате отклика тэтана на ритм вселенной" - это настолько же верно, насколько может быть и опасным, если вы погонитесь за сиддхи, которые сопровождаются подстраиванием под этот ритм, ради единственной цели " блеснуть" своими способностями.

Ранее мы видели, что с той же недвусмысленностью, с которой Хаббард ратует за демонтаж и рассозидание, он предостерегает против того, чтобы " становиться единым со всей вселенной". Страстное увлечение преобразованиями энергии - по причине тех способностей, которые они вам дают - может на самом деле затянуть вас во вселенную мэст, вместо того чтобы вытянуть вас оттуда. Следующую цитату, я думаю, следует понимать именно в этом смысле: " Индия и призыв " слиться с нирваной" дали нам " техники", которые гарантированно приклеивают тэтана к телу, как пригвожденную и связанную железными оковами мысль. Поэтому будьте осторожны с мистицизмом и его техниками и с йогой. Ваш не ведающий устали автор прошел через огонь и воду мистицизма в таких количествах, о которых никогда и не подозревали в тех краях, где мистицизм впервые ступил на Землю - в Индии, и я могу поручиться, что все эти практики и упования суть тэта-ловушка, предназначенная для того, чтобы удержать людей в их телах, в апатии, болезнях и в путах суеверия. " 8

Звучит, пожалуй, резковато, но возможно, что здесь есть и толика правды. Может, будет неплохо вернуться к этой цитате и оценить ее заново, когда вы дойдете до 5 главы этой книги.


2. 2 " Космическая опера" Хаббарда

Научная фантастика * Научные основы *
 Наука в противоположность мифологии * Аксиомы * Электропсихометр (Э-метр) * Факт или вымысел? *

Научная фантастика

Пока что данная книга была выдержана в достаточно консервативном ключе. Я надеюсь, что в ней было не слишком много такого, с чем вы не смогли бы согласиться. Демонские сущности, Генетическая Сущность, жизненная сила, привидения, тэта-кванты, тэтан с его способностями - сколь бы " ненаучным" все это ни могло показаться, с этим на своем опыте сталкивались слишком много людей на протяжении немалого количества тысячелетий, чтобы просто отмахнуться от этого. Однако начиная с Главы 3 мы прибавим обороты и находящаяся перед вами книга станет поистине невероятной и в достаточной мере смехотворной, чтобы по праву заслужить эпитет " ненаучная". Потому как то, что вам предстоит прочесть, сильно смахивает на смесь из " Путеводителя автостопщика по Галактике", " Рассказов о Ленсмане" и фильма " Звездные войны" с небольшой прибавкой от " Властелина колец".

Но вот вопрос - что научно, а что нет? Нам придется отыскать на него ответ, иначе мы не можем клеймить Хаббарда как " всего лишь писателя в жанре научной фантастики, который стал жертвой собственного вымысла и превратился в религиозного гуру", и не впасть при этом в опрометчивое высокомерие. Нет сомнения, что Хаббард действительно был писателем, работавшим, и притом успешно, в жанре научной фантастики. В конце концов именно так он в молодости обеспечивал себя и свои исследования. Возможно, он и не произвел на свет " литературу", но он был профессионалом в том смысле, что он зарабатывал деньги писательским трудом. Он называет Роберта Хейнляйна своим " дорогим другом", а между 1940 и 1950 гг. наряду с Азимовым пишет для журнала " Поразительная научная фантастика", где под разными псевдонимами увидели свет несколько сотен его произведений.

В самом ли деле Хаббард и его собратья по перу страдают от чрезмерно развитого и немного причудливого воображения, которое граничит с паранойей, или же все они черпают свои сюжеты из одного общего источника? Может быть, они выстраивают свои сюжеты, пользуясь имеющимися в памяти глухими отголосками реальных событий и для удобства помещая их в будущее, отголосками тех невероятных событий, воспоминания о которых спрятаны за завесами неверия. Но только то, что нечто является невероятным, еще не означает что этого никогда не происходило в прошлом или никогда не случится в будущем. Невероятность слишком слабый аргумент для того, чтобы называть что-то " всего лишь выдумкой" или " ненаучным".

Научная фантастика началась с Эдгара Аллена По и Жюль Верна где-то во время Промышленной Революции, когда произошла коренная перемена окружающей обстановки, которая вместо сельскохозяйственного приобрела фабрично-заводской уклон, когда были открыты неслыханные вещества и изобретены машины, сделавшие транспорт и сообщение поразительно скорыми - короче говоря, в то время, которое могло бы рестимулировать более ранние похожие времена на этой или других планетах. Астрономия бралась за изучение космоса, военные изобретали чудовищные машины для убийства, а вызванная этим рестимуляция проникала повсюду, набирая все большую и большую силу, и в конце концов нашла свое выражение в новом литературном жанре, который достиг своего пика в 1940-х годах в пору " золотого века научной фантастики".

Как одитор я могу с абсолютной уверенностью сказать, что любая часть какой-нибудь книги, любой эпизод из какого-нибудь фильма, которые восхищая или ужасая человека, западают ему в память, наверняка затрагивают заряженную область в какой-то его прошлой жизни. Когда во время одитинга в ответ на вопрос " Есть ли более ранний подобный инцидент? " одитируемый выдает нечто, принадлежащее давно канувшим временам или иным мирам, а затем говорит " Да я только на днях вычитал это в книжке", можете быть уверены, что за этим кроется какой-то реальный инцидент, тот инцидент, через который одитируемый (или одна из его сущностей) прошел сам, и что, если этот инцидент найти и разрядить, это повлечет за собой исчезновение трудностей у одитируемого и большую перемену в его жизни.

Вывод: Тот факт, что у научной фантастики имеется такая огромная читательская аудитория, означает, что она верно нажимает на " кнопки" людей и пробуждает их воспоминания - не в той степени, которая достаточна для получения полного вспоминания, но в достаточной для того, чтобы либо восхищать, либо ужасать. (Обратное, кстати, тоже верно: человек, не имеющий заряда на своем траке времени, не особенно откликается на эти кнопки. Ему ведь все равно известно, как все обстояло на самом деле. )

Научные основы

Начнем этот раздел с небольшой и довольно неожиданной цитаты: как инженер Хаббард решал проблему ума, пользуясь научным методом. В своей основе этот метод таков: 1. Собери все доступные данные, которые имеют или вроде бы имеют отношение к проблеме. 2. На этих данных построй гипотезу. 3. На основе этой гипотезы сделай предсказание. 4. Проведи эксперимент, чтобы проверить предсказание. 5. Видоизменяй эксперименты и собирай еще больше данных. 6. Если новоиспеченная теория не выдерживает проверки, возьми собранные к данному моменту данные и сформулируй новую гипотезу. 7. Вернись к шагу 3.

Это выдержка из редакторской статьи, опубликованной в майском 1950 года выпуске журнала “Поразительная научная фантастика”. Редактором был Джон Кемпбелл. Далее он продолжает: “Большинство читателей нашего журнала хорошо знакомы с данным методом. Для тех же, кто не знаком, скажу, что вышеописанный процесс не замкнутый круг, это спираль. Каждый виток спирали захватывает все большую и большую территорию. Именно закручивание такой спирали привело от начальной теории атома Дальтона к оригинальной теории Бора о строении атома и к современному квантово-механическому анализу ядерных сил. Оно привело к летающим самолетам, работающим автомобилям и покрывающему всю планету радио.

И еще: это именно тот логический процесс, который привел к современным теориям дианетики.

Ну, а теперь об одной интересной особенности всякой научной теории: ученый всегда в глубине души надеется, что теория, с которой он работает, верна, но он знает, что она не обязана быть верной. Научная теория является полезным инструментом, ей не обязательно надо быть верной, покуда она приносит пользу. В теории Дальтона предполагалось, что атомы суть маленькие твердые шарики. Эта теория неверна, но она продвинула вперед химию. Значит, это была хорошая теория. Возможно, современные теории дианетики верны, а возможно и нет, но это неважно, если только описываемые ими техники действительно работают. (... ) Имеется один и только один научный аргумент за или против любой научной теории: экспериментальные данные. (... ) Единственный научный метод проверки состоит в том, чтобы множество независимых испытателей, используя в точности указанные Хаббардом методы, повторили эксперименты Хаббарда и записали результаты. “

Выраженное в последней фразе требование Кемпбелла выполнено на практике сорок лет спустя. Множество независимых испытателей действительно повторяют эксперименты Хаббарда, по сути дела это происходит в каждой сессии одитинга, потому что именно сессия одитинга служит испытательной площадкой, где проверяется истинность или ложность той гипотезы, над которой работает одитор.

Какую гипотезу выстраивает одитор, зачем и как он это делает? Ответ прост. Он хочет решить проблему своего одитируемого и делает это не просто методом проб и ошибок, но анализирует полученные от одитируемого данные, выводит из них гипотезу, разрабатывает пошаговый подход к проблеме в сессии (в “эксперименте”) и предсказывает, каков будет результат каждого шага. Если так случится, что очередной шаг не даст предсказанного результата, придется разработать другой шаг, а если и он не сработает, одитору придется отступить на один шаг и выстроить новую теорию этого кейса.

При этом он не начинает с нуля, но исходит из общей теории, а также базируется на экспериментах и соглашениях, касающихся определенных явлений и их причин, накопленных предшествующими одиторами. Иными словами, он опирается на Хаббардовскую модель ума, то есть на весь тот материал, который мы прошли в первой главе. Эта модель весьма сжато выражена в уже неоднократно цитировавшихся “Аксиомах саентологии”21.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.