|
|||
Эмили Дикинсон 28 страница
1 Эдипов комплекс у девочки, как и у мальчика, носит крайне сложный характер. Чувство соперничества возникает по отношению к обоим родителям, а также и по отношению к братьям и сестрам.
Таким образом, маленькая девочка, подобно мальчику, в определенном возрасте начинает, а впоследствии прекращает, фантазировать на темы инцеста и соперничества. Поэтому в некоторых отношениях последствия ее эдипова опыта, по-видимому, должны быть сходными с таковыми у мальчика. В частности, у девочки тоже может присутствовать смутное воспоминание о том, что ее первое соперничество с другой женщиной за любовь мужчины закончилось поражением, а потому она может сомневаться в своих перспективах. Хотя, с другой стороны, эдипов опыт девочки имеет и свои отличия, а значит, и последствия эдипова комплекса для нее также могут быть иными. Девочка испытывает меньшую нужду в разрешении эдипова кризиса, поэтому в дальнейшей жизни ее эдиповы желания могут носить более выраженный и откровенный характер. Кроме того, перед тем как вступить в стадию эдипова соперничества, она испытывает глубокое разочарование в своей женской природе. Фрейд считал, что это чувство может вызывать «комплекс маскулинности», при котором женщина стремится избегать интимных отношений с мужчинами, так как это напоминает ей о ее неполноценной природе. Вместо этого женщина пытается превзойти мужчин, становясь крайне агрессивной и напористой. Латентный период Выстроив прочную защиту от эдиповых чувств, ребенок вступает в латентный период, который продолжается приблизительно от 6 до 11 лет. Как следует из его названия, на этом отрезке жизни сексуальные и агрессивные фантазии пребывают преимущественно в скрытом состоянии; они прочно удерживаются в бессознательном. Фрейд считал, что вытеснение сексуальности в это время является практически полным и затрагивает не только эдиповы чувства и воспоминания, но также оральный и анальный опыт ребенка (Frеud, 1905, pp. 580–585). Так как опасные импульсы и фантазии спрятаны глубоко внутри, они не слишком тревожат ребенка, поэтому латентный период проходит относительно спокойно. Теперь ребенок может перенаправить свою психическую энергию на конкретные, социально приемлемые занятия, такие как игры, спорт и интеллектуальная деятельность. Однако некоторые последователи Фрейда полагают, что сексуальные и агрессивные фантазии не исчезают в этом возрасте полностью, как считал Фрейд (Blоs, 1962, pp. 53–54). В частности, мальчики в возрасте 8 лет продолжают проявлять любопытство к тому, как выглядит тело девочек, и в этот период они, как правило, узнают основные подробности, касающиеся половой жизни. Тем не менее большинство фрейдистов признают, что сексуальная тема на данном этапе утрачивает свою остроту и перестает являться причиной угрозы психическому равновесию ребенка. В целом можно сказать, что в этот период способность детей к самообладанию и самоконтролю поднимается на новый уровень. Период полового созревания (генитальная стадия) Впрочем, устойчивость латентного периода не сохраняется надолго. По словам Эриксона «это лишь короткое затишье перед бурей пубертатного периода» (Еriksоn, 1959, р. 88). В период полового созревания, который начинается приблизительно в 11 лет у девочек и в 13 лет у мальчиков, сексуальная энергия поднимается из глубины с напором, присущим уже взрослому человеку, и угрожает повергнуть в руины все защитные сооружения, построенные к этому времени. Снова эдиповы чувства грозят прорваться в сознание, но на этот раз испытывающие их молодые люди являются уже достаточно взрослыми, чтобы осуществить их в реальности, а не только в фантазиях (Frеud, 1920, р. 345). Фрейд говорил, что, начиная с пубертата, прогрессивной задачей индивида становится «освобождение от своих родителей» (p. 345). Для сына это означает разорвать узы, связывающие его с матерью, и найти собственную близкую подругу. Он также должен разрешить проблему соперничества с отцом и выйти из-под отцовского влияния. Аналогичные задачи стоят и перед дочерью; она также должна преодолеть зависимость от родителей и начать самостоятельную жизнь. Фрейд, однако, отмечал, что это обретение свободы никогда не бывает легким (1905, p. 346). Детские годы формируют у ребенка зависимость от родителей, и ему нелегко разорвать эмоциональную связь с ними. Для большинства из нас цель обрести подлинную независимость так никогда и не достигается полностью. Анна Фрейд о подростковом возрасте Хотя Фрейд в общих чертах и обрисовал основные задачи подросткового возраста, он почти ничего не писал об эмоциональных проблемах и особенностях поведения, характерных для этого периода жизни. Однако его дочь Анна была одной из первых, кто внес серьезный вклад в психоаналитическое учение о периоде полового созревания. Отправная точка Анны Фрейд совпадала с отправной точкой рассуждений ее отца, Зигмунда Фрейда: подросток переживает выход эдиповых чувств на поверхность. Как правило, молодые люди наиболее остро осознают растущее недовольство родителем одного с ними пола. Инцестуозные чувства к другому родителю остаются в большей степени бессознательными. Анна Фрейд говорила, что когда подростки впервые испытывают наплыв эдиповых чувств, первое, что приходит им в голову, – обратиться в бегство. Подросток чувствует стеснение и беспокойство в присутствии родителей и ощущает себя свободным только вдали от них. Некоторые подростки действительно убегают из дома, другие же остаются дома «на положении постояльцев» (А. Frеud, 1958, р. 269). Они запираются в своих комнатах и чувствуют себя комфортно только в обществе сверстников. Иногда подростки пытаются избежать общения со своими родителями, выказывая им полное презрение. Вместо того чтобы признать факт своей зависимости и свою любовь к ним, они занимают прямо противоположную позицию. Подросток ведет себя так, как если бы можно было освободиться от связывающих его с родителями уз просто не думая о них. В этом случае подростки также могут внезапно почувствовать себя совершенно свободными и независимыми, хотя на самом деле родители продолжают занимать в их жизни столь же доминирующее положение, как и прежде, так как вся энергия подростков уходит на нападки на родителей и высмеивание их (p. 270). Иногда подростки пытаются полностью оградить себя от всех чувств и импульсов, независимо от объектов, которым эти чувства адресованы. Одна из выбираемых ими в этом случае стратегий — аскетизм. Попросту говоря, подросток пытается оградить себя от всех плотских радостей. При этом юноша или девушка могут назначить себе строгую диету, отказываться от красивой одежды, музыки и танцев, — от всего, что они считают приятным и легкомысленным; или же они пытаются подчинить себе собственное тело с помощью изнурительных физических упражнений. Другим защитной реакцией против импульсов является интеллектуализация. Подросток пытается перевести мысли о проблемах секса и агрессии в абстрактную, интеллектуальную плоскость. При этом он или она могут выстраивать заумные теории о природе любви и семейных отношений, а также о свободе и власти. Хотя такие теории могут отличаться оригинальностью и изобретательностью, они лишь едва прикрывают попытки на чисто интеллектуальном уровне совладать с проблемами эдипова комплекса (А. Frеud, 1936). Анна Фрейд особо отмечала, что смятение чувств и отчаянные попытки защититься от них в этом возрасте следует считать вполне нормальным и предсказуемым явлением. Как правило, в этих случаях она не рекомендовала психотерапию, полагая, что подростку нужны время и материал для работы, чтобы выработать собственное решение. В консультировании могут нуждаться родители, так как «в жизни найдется немного ситуаций, справиться с которыми труднее, чем с попытками взрослеющего сына или дочери освободиться от родительского влияния» (А. Frеud, 1958, р. 276). Устройство и действие психического аппарата Итак, мы рассмотрели стадии психосексуального развития. Теория Фрейда содержит много других понятий, которым мы не можем уделить здесь внимания. Однако знакомство с теорией Фрейда требует рассмотрения еще одной группы понятий, имеющих отношению к устройству психического аппарата. ¹ Фрейд неоднократно пересматривал свои топические понятия ², вследствие чего их почти невозможно кратко описать без такого рода упрощений, которые обычно вызывают неправильное понимание. Поэтому нам ничего не остается, как попытаться разобрать хотя бы три наиболее известных понятия фрейдовской топики – «ид» («оно»), «эго» («Я») и «суперэго» (Сверх-Я).
¹ Термин «психический аппарат» Фрейд ввел (по аналогии с оптическими аппаратами) для того, чтобы иметь возможность говорить о способности психики передавать и преобразовывать энергию (либидо), а также о расчлененности психики на отдельные системы или инстанции. Таким образом, в понятии психического аппарата Фрейд пытался воплотить свои представления о структурообразовании и функционировании психики, основанные на идеях современной ему науки (прежде всего неврологии, биологии и физики). Под психическим аппаратом Фрейд подразумевал внутренний склад психики, особую структуру, образующуюся в процессе дифференциации, что позволяло ему не только связывать различные функции с особыми «местами» (топосами) психики, но и приписывать им определенный порядок, а следовательно, и определенную последовательность появления в развитии индивида (теория стадий). Кроме того сам термин «аппарат» подразумевает работу вообще и функционирование его отдельных деталей в частности. Общей функцией психического аппарата, по Фрейду, является сохранение внутренней энергии организма на возможно более низком уровне, а функционирование его отдельных деталей (предполагаемое расчлененностью психического аппарата на подструктуры) составляет необходимое условие преобразования энергии. – А. А.
² «Топика» или, иначе, «теория мест» (от греч. τ ο π ο ς ) предполагает, что психический аппарат расчленен на несколько систем (или «инстанций»), наделенных различными функциями и определенным образом соподчиненными. Это позволяет метафорически называть их «топосами» психики и представлять в виде областей на пространственной модели. Чаще всего говорят о двух фрейдовских топиках; одна предполагает деление психики на три слоя или уровня: бессознательное, предсознательное и сознание, другая – на инстанции: Оно, Я и Сверх-Я. – А. А.
Ид Ид (Оно) является частью личности, которую Фрейд первоначально называл «бессознательным» (например, Frеud, 1915b). Это наиболее примитивная, или как говорил Фрейд, «темная, недоступная часть нашей личности», включающая основные биологические рефлексы и влечения. Фрейд сравнивал ид с котлом, «полным бурлящих возбуждений», готовых выплеснуться наружу (Frеud, 1933, р. 73). С точки зрения мотивации, ид подчиняется принципу удовольствия; задача ид — максимизировать удовольствие и минимизировать страдание. Согласно представлениям Фрейда, удовольствие является, в основном, делом уменьшения напряжения (Frеud, 1920, р. 365). Во время полового акта напряжение нарастает, и его кульминация, состоящая в освобождении от этого напряжения, доставляет удовольствие. Аналогично, освобождение переполненного мочевого пузыря также вызывает приятное облегчение. В общем, ид пытается освободиться от всякого возбуждения и вернуться к состоянию покоя, а именно — к состоянию глубокого, безмятежного сна. Первоначально младенец представляет из себя почти одно ид. Его ничто не беспокоит, кроме собственного физического комфорта, и он как можно быстрее пытается освободиться от любого напряжения. Но даже младенцам приходится испытывать фрустрацию; например, они иногда вынуждены ждать, пока их накормят. В этом случае деятельность ид сводится к галлюцинаторному (иллюзорному) замещению объекта своего желания; именно таким способом ид временно удовлетворяет себя. Мы наблюдаем такие фантазии исполнения желания в действии, когда изморенному голодом человеку видится стоящая на столе еда, а спящему, испытывающему жажду, снится, что рядом с ним стоит стакан с водой, благодаря чему ему не нужно просыпаться, чтобы сходить и принести себе попить (Frеud, 1900, р. 158, 165). Такие фантазии являются наиболее типичными примерами того, что Фрейд называл первичным процессом мышления (р. 535). В ходе жизни многие впечатления и импульсы вытесняются в ид, где они существуют бок о бок с первичными влечениями. Это «темная и недоступная» область психики, где ничто не соотносится с логикой и ощущением времени (Frеud, 1933, р. 73–74). Эти впечатления и побуждения « виртуально бессмертны, спустя десятилетия они ведут себя так, словно возникли заново» (р. 74). Кроме того, образы, содержащиеся в ид, крайне подвижны и легко сливаются друг с другом. Ид – это океаническая, хаотическая, алогичная область психики, которая полностью отрезана от внешнего мира. Основным источником наших знаний об этой таинственной области являются сновидения. Таким образом, ид содержит первичные влечения и рефлексы, а также подавленные ощущения и внутренние образы (images). До сих пор мы уделяли основное внимание сексуальным влечениям, а также влечениям, связанным с сохранением жизни, таким как голод и жажда. Но ид является также вместилищем агрессивных и деструктивных сил. Хотя взгляды Фрейда на природу агрессии носили сложный характер и не раз подвергались принципиальному пересмотру, в известном смысле мы можем заключить, что агрессия является следствием основного принципа функционирования ид — принципа уменьшения напряжения. Любой образ, содержащийся в ид и ассоциирующийся с болью или напряжением, должен быть немедленно уничтожен. Для ид не имеет значения, что это может означать желание человека уничтожить другое существо, в котором он нуждается и которое любит — подобные противоречия не играют никакой роли в этой лишенной логики части психики. Ид просто хочет немедленно устранить источник напряжения, вызывающего дискомфорт. Эго Если бы нами правило ид, наша жизнь вряд ли была бы долгой. Чтобы выжить, человек не может действовать лишь исходя из своих фантазий и слепо следовать возникающим в нем импульсам; он должен научиться считаться с окружающей действительностью. В частности, маленький мальчик вскоре начинает понимать, что не может просто импульсивно хватать еду, как только увидит ее. Если он отберет ее у более старшего мальчика, тот может его побить. Поэтому он должен научиться принимать во внимание реальную ситуацию, прежде чем действовать. Психическую инстанцию, ответственную за то, что человек не поддается первому импульсу и учитывает реальность, Фрейд называл эго (Я). Фрейд говорил, что если « ид представляет в душевной жизни неукротимые страсти», то «эго – здравый смысл и благоразумие» (1933, р. 76). Поскольку эго учитывает реальность, обычно говорят, что оно руководствуется принципом реальности (Frеud, 1911). Эго пытается воспрепятствовать любым действиям индивида до того момента, пока не будет иметь возможности адекватно оценить реальность — т. е. принять во внимание последствия аналогичных ситуаций в прошлом и построить реалистичные планы на будущее (Frеud, 1940, р. 15). Такие рациональные способы мышления называются вторичным процессом мышления и охватывают все, что мы обычно понимаем под познавательными или когнитивные процессами. Когда мы решаем математическую задачу, разрабатываем план путешествия или пишем сочинение, мы умело пользуемся функциями эго. Но в начале жизни функционирование эго является преимущественно телесным или моторным. Например, когда ребенок впервые учится ходить, он должен тормозить импульсы, побуждающие к беспорядочным движениям, отслеживать направление, в котором движется, чтобы избежать столкновений, а также применять другие средства управления, имеющиеся в распоряжении эго. Слово «эго» нам постоянно приходится слышать в повседневной разговорной речи. ¹ Люди нередко говорят о ком-то, что у него «big ego», имея в виду, что этот человек отличается слишком высоким самомнением. Хотя Фрейд и сам иногда употреблял слово «эго» именно в этом смысле (например, Freud, 1917)², многие фрейдисты (напр., Bеrеs, 1971; Hаrtmаnn, 1956) считают, что следует различать эго и Я-образ (self-image). Строго говоря, термин «эго» относится лишь к ряду функций – адекватному оцениванию реальности, контролю импульсов, и т. д. В отличие от эго, Я-образ — это наше представление о себе. Фрейд подчеркивал, что хотя функции эго в определенной степени независимы от ид, свою энергию эго целиком заимствует у ид. Отношение эго к ид, говорил Фрейд, можно сравнить с отношением наездника к своей лошади. «Лошадь дает энергию для движения, наездник обладает преимуществом определять цель и направление движения сильного животного. Но между эго и ид слишком часто имеет место далеко не идеальное взаимоотношение, когда наездник вынужден направлять скакуна туда, куда тому вздумается» (1933, р. 77).
¹ Разумеется, речь идет об английском языке. Впрочем, по моим субъективным впечатлениям, слово ego не столь уж и распространено в разговорной речи, по крайней мере, в речи большинства англоязычных людей. Отчасти поэтому оно и было выбрано английскими переводчиками для перевода немецкого Ich. Мне представляется, что русский перевод Ich как Я (соответственно Es как Оно и Ü ber-Ich как Сверх-Я) удобнее и точнее английского, так как позволяет свободнее оперировать этими терминами, не придавая им оттенка субстанциональности (т. е. не превращая их во внутренних агентов, сидящих в голове или где-то еще и управляющих нашим поведением). – А. А.
² Действительно, Фрейд нередко и, возможно, умышленно не акцентировал различий в понимании Я (Ich) как инстанции психического аппарата (или подструктуры личности) и как объекта любви самого индивида (последнее близко к понятию самолюбия у Ларошфуко). Но еще раз вынужден подчеркнуть, что Ich превратилось в ego при переводе работ Фрейда на английский, и ссылка У. Крэйна относится к одному из томов американского издания работ Фрейда. – А. А. Суперэго Эго иногда называют одной из «контролирующих систем» личности (Rеdl & Winеmаn, 1951). Эго контролирует слепую игру страстей, воплощением которой является ид, чтобы уберечь организм от повреждения. Мы приводили в пример мальчика, который должен научиться сдерживать свою первую реакцию сразу хватать еду, пока он не научится определять, в каких случаях делать это безопасно. Существуют, однако, и другие причины, по которым мы должны контролировать свои действия. В частности, мы воздерживаемся от присвоения чужой собственности, поскольку считаем это нарушением морали. Система моральных норм, определяющих, что хорошо и что плохо, представляет собой вторую контролирующую систему личности — суперэго (Сверх-Я). Мы уже касались взглядов Фрейда на происхождение суперэго; оно является продуктом эдипова кризиса. Дети интроецируют устанавливаемые родителями нормы поведения, благодаря чему им удается сдерживать опасные импульсы и фантазии, свойственные данному периоду жизни. Впоследствии дети продолжают идентифицировать себя с другими людьми, в частности — с учителями и представителями религии, и принимать проповедуемые ими моральные принципы в качестве собственных (Frеud, 1923). Фрейд описывал суперэго таким образом, как если бы оно состояло из двух частей(pp. 24–25). Одну его часть иногда называют совестью (Hаll, 1954). Эта часть эго запрещает, карает и критикует, она говорит нам, чего мы НЕ должны делать, а когда мы нарушаем ее предписания, наказывает нас переживанием вины. Другую часть суперэго, образованную позитивными устремлениями, называют эго-идеалом (ego ideal) ³. Например, если ребенок хочет стать похожим на знаменитого бейсболиста, прославленный спортсмен является его эго-идеалом. Такой идеал может находить свое выражение и на более абстрактном уровне. Он может являться перечислением качеств, которыми мы хотели бы обладать, скажем, быть великодушным и отважным борцом за свободу и справедливость.
³ В хороших русских переводах Фрейда его термин Ichideal переводится как Идеал-Я. – А. А.
Уровни осознанности трех инстанций психического аппарата Ид, эго и суперэго функционируют на различных уровнях осознанности, что Фрейд попытался графически представить в виде диаграммы, изображенной на рис. 11. 2 (Frеud, 1933, p. 78).
NB: Надписи на рисунке: Обязательно заменить Подавляемое на Вытесненное!!! – А. Алексеев
Рис. 11. 2. Набросок структурных соотношений психической личности, сделанный Фрейдом. (Перепечатано из Nеw Intrоductоrу Lеcturеs оn Psуchоаnаlуsis bу Sigmund Frеud. Translated and edited by James Strachey. Cоруright 1933 bу Sigmund Frеud. Cоруright rеnеwеd 1961 bу W. J. H. Sрrоtt. Cоруright 1965, 1964 bу Jаmеs Strаchеу. Воспроизводится с разрешения W. W. Nоrtоn & Cо., Inc., Sigmund Frеud Cоруrights, the Institutе оf Psуchо-Anаlysis, and the Hоgаrth Prеss. )
Ид, помещенное в нижней части рисунка, полностью отделено от области, обозначенной как «воспр—осозн», то есть от области сознания и восприятия реальности. Ид полностью бессознательно, а это означает, что его работа (workings) может стать осознаваемой лишь в результате значительных усилий. Эго уже достигает и проникает в область сознания и реальности — это особая часть ид, которая развивается, чтобы контактировать с внешним миром. Обратите внимание, что эго занимает преимущественно область, обозначенную как предсознательное. Этим термином обозначается функционирование на уровне, лежащем ниже уровня осознанности, но достаточно относительно небольших усилий, чтобы сделать его сознательным. Эго также частично бессознательно, в частности, процесс вытеснения запретных мыслей со стороны эго происходит полностью бессознательно. Суперэго помещено на рисунке выше эго, чтобы показать его роль верховного судьи по отношению к эго. Суперэго также частично является бессознательным: хотя мы в ряде случаев осознаем руководящие нашими поступками моральные нормы, они также часто оказывают свое воздействие без нашего осознавания. Например, мы можем испытать внезапную депрессию, причин которой мы не понимаем — это происходит вследствие того, что суперэго наказывает нас за недозволенные мысли. Центральная роль эго В конечном счете, наша способность справляться с требованиями жизни, сохраняя душевное равновесие, зависит от возможностей нашего эго противостоять различного рода давлению, которое при этом на него оказывается. Говоря образно, эго — это исполнительная инстанция, которая вынуждена служить трем «строгим властелинам» — ид, внешнему миру и суперэго (Frеud, 1933, р. 78). Конечная задача эго — отвечать биологическим требованиям ид, но эго должно учитывать и окружающую реальность, не нарушая при этом предписаний суперэго. Это нелегкая задача, поскольку, как мы уже упоминали, эго по своей природе является слабой инстанцией, лишенной собственной энергии, которую оно заимствует у ид. Следовательно, эго весьма подвержено переживанию тревоги — страху, что оно может не угодить кому-то из трех своих господ. Во-первых, эго испытывает «невротическую тревогу», когда оно чувствует, что не в силах контролировать импульсы, источником которых является ид, что происходит, когда подавляемые желания угрожают вырваться на свободу или когда мы чувствуем себя неспособными удовлетворить свои базовые биологические потребности. Во-вторых, эго испытывает «моральную тревогу» («страх совести»), когда предчувствует грозящее ему наказание со стороны суперэго. И, наконец, в-третьих, эго всегда подвержено «реалистической тревоге» («страху перед реальностью»), когда мы сталкиваемся с опасностью, исходящей от внешнего мира.
Так эго, движимое ид, стесненное суперэго, отталкиваемое реальностью, прилагает все усилия для выполнения своей экономической задачи установления гармонии между силами и влияниями, которые действуют в нем и на него, и мы понимаем, почему так часто не можем подавить восклицания: жизнь не легка! » (р. 78).
В большинстве работ Фрейда эго выступает как инстанция, рассматривающая ид и суперэго в качестве своих противников — могущественных врагов, которых оно должно суметь одновременно и удовлетворить, и усмирить. Но Фрейд также признавал жизненную необходимость ид и суперэго, и ряд наиболее верных последователей Фрейда развили его взгляды на позитивную роль эго, связанную с использованием энергии других психических инстанций. Существенным вкладом в психоанализ стала работа Криса (Kris, 1952), где было описано, как эго может использовать текучие, «плотские» и сновидные образы ид как источник творческого мышления. Так, художник может на время отказаться от жесткого контроля со стороны своего эго и требований реальности и погрузиться в глубины бессознательного, так как оно богато образами, обладающими вдохновляющей силой. Концепция Криса, который называет этот процесс «регрессией на службе эго» (rеgrеssiоn in thе sеrvicе оf еgо), стала важным дополнением психоаналитической теории. Напомним, что Вернер (см. главу 5) в своих работах подчеркивал аналогичную роль процесса микрогенеза. Таким образом, наряду с Вернером, фрейдисты рассматривают первичное (примитивное)мышление не как нечто, чему необходимо противостоять, но как постоянно доступный и неисчерпаемый источник творческой энергии. Сновидения Фрейда особенно интересовали сновидения, так как они могут многое рассказать нам о таинственной работе бессознательного, хотя, фактически, в создании сновидения заняты все три инстанции психического аппарата. Сновидение начинается с желаний, исходящих от ид. Например голодному ребенку снится, что он ест всевозможные сласти. Такие вполне невинные сновидения непосредственно выражают желания ид. Но многие другие желания несовместимы с моральными нормами суперэго, поэтому эго требует определенным образом исказить или завуалировать исходное желание, прежде чем сновидению будет позволено всплыть на поверхность сознания (Frеud, 1940, р. 51). Фрейд приводит в пример мальчика, которого предупреждали, что ему не следует есть слишком много вследствие его болезни; и вот однажды ночью, когда он был особенно голоден, ему приснилось, что другой человек наслаждается роскошной трапезой (Frеud, 1900, р. 301–302). Аналогично, большинство сексуальных и агрессивных желаний также должны подвергнуться искажению или маскировке, прежде чем достичь уровня сознания. Так как сновидение, которое мы помним, проснувшись утром, претерпело изменения, мы не в состоянии дать ему простое и прямое истолкование. Психоаналитик просит пациента сообщать ему свои свободные ассоциации, связанные со сновидением. Иными словами, пациента просят говорить все, что приходит ему в голову в связи с любой частью сновидения. Пациент чувствует, что ему нелегко предлагать свои ассоциации, свободные от цензуры «аморальных» мыслей и фантазий, но в конце концов с помощью этой техники психоаналитику удается расшифровать скрытый смысл сновидения (Frеud, 1920, р. 249–250; 1940, р. 53). Развитие эго Наиболее важные направления дальнейшего развития теории Фрейда связаны с понятием эго. В 1936 г. Анна Фрейд указала на тот факт, что хотя эго может быть слабым, именно эго включает наши защитные механизмы, такие как вытеснение или интеллектуализация. Наиболее здоровым защитным механизмом является сублимация, посредством которого эго десексуализирует энергию ид и направляет ее в социально приемлемое русло (Frеud, 1920, p. 354). Последователей Фрейда также интересовали механизмы развития эго. Сам Фрейд мало писал по этому вопросу. Его главное предположение (Frеud, 1911) состояло в том, что эго развивается вследствие фрустрации влечений. Пока все потребности младенцев удовлетворяются, у них нет причин контактировать с реальностью. Но и они испытывают фрустрацию. Поначалу дети пытаются уменьшить напряжение посредством галлюцинаторных образов, но вскоре это средство перестает помогать, и они оказываются вынуждены искать объекты удовлетворения своих потребностей в реальном мире. Связанное с гипотезой Фрейд противоречие заключается в том, что она предполагает, будто эго функционирует только тогда, когда ид приводит его в действие. При таком понимании эго действительно является слабой инстанцией и лишь служит целям ид. Пересмотр теории Фрейда Гартманом. Один из наиболее влиятельных последователей Фрейда, Гейнц Гартман (Хайнц Хартманн) высказал мнение о том, что развитая Фрейдом теория допускает и другое истолкование эго, при котором ему отводится более самостоятельная роль. Гартман (Hartmann, 1939, 1950) отмечал тот факт, что Фрейд никак не мог решить для себя, действительно ли эго не имеет собственных генетических корней. А если эго все же имеет их, то такие функции, как моторика, речь, восприятие и мышление могли бы развиваются в соответствии с собственным графиком созревания. В этом случае дети, возможно, начинают ходить, говорить, хватать предметы и т. д. под воздействием внутренних побуждений, которые биологически обусловлены,, но при этом независимы от инстинктуальных влечений. В таком случае у детей имеется связанная с процессом созревания потребность в развитии функций эго и в то время, когда ид находится в состоянии покоя и когда жизнь «свободна от конфликтов». Таким образом, эго может развивается независимо от ид. Гипотеза Гартмана получила широкое признание как крупный прорыв в учении о развитии эго.
|
|||
|