Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Сложность



 

Чтобы понимать, какая это сложная задача, в качестве умозрительного эксперимента представим, что ацтеки правы, что принесенные в жертву дети идут прямо в рай, где пребывают в вечном блаженстве. Допустим, мы надежно убедились, что это так. Как думаете, сможем действовать сообразно этому знанию? Или найдем тысячу причин, чтобы ориентироваться на привычные ценности, а не на новую истину?

Ответ очевиден. Но почему мы не станем делать то, в результате чего наш ребенок попадает в мир, где будет пребывать в вечном блаженстве? Разве мы не хотим блага своим детям? Хотим. Тогда почему? Потому что не за разумом последнее слово, а за привычкой и чувствами.

Очень сложно и невозможно изменить взгляд на утверждения, всю жизнь бывшие в статусе фундаментальных, всеобъемлющих, святых и очевидных азбучных истин. Любое сомнение в их истинности вчера было страшным грехом, а сегодня стало признаком психического расстройства.

Лебон в книге «Психология масс» пишет, что европейские народы в течение веков считали святой истиной христианские легенды. «Ужасающая нелепость такой легенды не была замечена в течение многих веков, и даже такие могущественные гении как Галилей, Ньютон и Лейбниц ни на одну минуту не допускали возможности ее оспаривания. Ничто не может лучше этого факта доказать гипнотизирующее влияние общих верований, но в то же время и ни что так ясно не указывает на унизительные границы, поставленные человеческому уму! »; «В средние века и в эпоху Возрождения было не мало просвещенных людей, но не было ни одного, которого путем рассуждений можно было бы убедить в ребяческом характере всех этих суеверий и возбудить в нем хотя бы слабые сомнения насчет злодеяний дьявола и необходимости костра для колдуний».

Нет оснований полагать, что с тех пор массы изменились. Люди всегда следуют программе. Если они сегодня чего-то не делают, что делали вчера, это не значит, что они стали масштабнее мыслить, глубже видеть ситуацию и прочее. Они просто стали верить в другие мифы.

«Мы не убиваем сегодня ведьм, потому что не верим в их существование. Если бы мы верили, если бы действительно думали, что вокруг нас существуют люди, продавшие душу дьяволу и получившие взамен сверхъестественную силу, которую используют для убийства соседей или сведения их с ума, или вызывания плохой погоды, мы все бы согласились, что, если кто и заслуживает смертной казни, так это нечестивые предатели. То обстоятельство, что мы не верим в ведьм, возможно, свидетельствует о большом прогрессе в области человеческого знания. Но прекращение судов над ведьмами нельзя рассматривать как прогресс в области морали. Вы не называли бы человека, который перестал расставлять мышеловки, гуманным, если бы знали: он просто убедился, что в его доме нет мышей» (Стейплз Льюис. «Христианство»).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.