Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Кумир. Переворот



Кумир

 

Проследим всю цепочку. На первом этапе правила следуют из условий среды. Они не причина, а следствие. В этот период люди соблюдают закон не потому, что их к тому принуждают, а потому что знают и видят, что это выгодно им и всем. На этом этапе закон для человека.

На втором этапе, когда правила становятся привычными, к рациональным соображениям добавляются мистические. Морали теперь предписывается следовать не только потому, что это выгодно всем, а потому что она обретает статус самостоятельной ценности. Нарастает тенденция считать, что следовать морали хорошо само по себе, вне зависимости от того, что человек от этого имеет. В этот период мораль из инструмента, облегчающего человеку жизнь, воспринимается самодостаточной ценностью. Требования морали теперь нужно выполнять ради морали, а не ради человека. Если вначале закон был для человека, то теперь человек становится для закона.

Пока сохраняется среда, породившая закон, выполнение закона имеет практический смысл. Но все течет, все меняется. Однажды на смену старому миру приходит новый. Чтобы быть в нем эффективным, нужно действовать с ориентиром на новые условия, а не на условия старого мира.

Проблема в том, что к тому времени старые правила пропитали людей до мозга костей, проникли в их плоть и кровь. Люди считают их не столько правилами, сколько неотъемлемой сущностью своего Я. Мораль воспринимается самоочевидной истиной, не нуждающейся в аргументах в силу своей максимальной очевидности. Следовать ее требованиям, действовать и мыслить в рамках морали, теперь предписывается не потому, что у этого есть практический смысл (не важно, в рай попасть или земную жизнь гармоничнее устроить), а ради самого следования.

Теперь мы видим весь путь, от зарождения правил до превращения их в мораль, которая в итоге становится кумиром. Если богам люди служат в надежде получить от них милость (дождь или победу на войне) или избежать гнева (засухи или войны) то кумиру служат без ожидания воздаяния. Захваченные кумиром люди служат ему ради служения, без всякой цели и смысла.  

Кумир ведет себя как женщина, позволяющая влюбленному ухаживать за собой. Он счастлив, но у него всегда есть надежды на продолжение. Служащий кумиру счастлив от того, что он ему служит, живет по его правилам, ориентируется на его ценности. Если спросить моралиста, зачем он это делает, в чем смысл, что он в итоге надеется с этого получить, сам вопрос для него будет святотатством и кощунством. Он поведет себя хуже религиозного фанатика. Если у фанатика есть четкая цель (не касаюсь ее качества) то у моралиста нет ничего. Фактически он зомби.

По мере развития общества религия слабеет. Ее цели или вообще уходят с горизонта, или на бытовой уровень скатываются, превращаясь в достояние бабушек и простецов, заявляющих о своей вере в Бога, но вполне никогда не понимающих, во что же они верят. Они «просто верят».

Кумир в отличие от религии набирает силу. Единственная причина такой тенденции: он как бы отрезал пуповину от своих родителей, от породивших его условий старого мира и религиозных догм. Моральные требования теперь воспринимаются само собой разумеющейся, предвечной и абсолютной истиной. То, что не имеет оснований, то нельзя разрушить, разрушив основание.

Как истина математики, что 2+2=4, верна при любых условиях и в любой ситуации, так и исходящие от кумира понятия воспринимаются верными в той же мере. Нет ситуации, где человек мог бы поступиться догмами кумира, как в религиозные времена не было ситуации, допускающей нарушение божьей воли. Кумир теперь висит над миром в статусе застывшей вечной истины.

В прошлом божьи заповеди были сильнее инстинктов. Ради соответствия им люди шли на муки и смерть. Оказавшись перед выбором следовать воле божьей и погибнуть, или следовать инстинкту самосохранения и выжить, верующие выбирали волю божью. Между следованием Церкви или сексуальному инстинкту, они выбирали первое и отказывались от удовольствия. По сути, они приносили религии в жертву доступные им земные радости.

Сегодня точно так же ведут себя моралисты. В максимуме они могут отказаться от жизни из-за поступка, не соответствующего требованиям морали. В минимуме будут испытывать жесткие терзания. Они отказываются от интимных желаний, выходящих за очерченные моралью границы. Если же силы воли не хватает отказаться, после удовлетворения они испытывают муки совести.

Единственная разница между верующими и моралистами: первые рассчитывают получить воздаяние от того, для кого совершают жертвы – от Бога. Моралисты ни на какое воздаяние не рассчитывают. Они исполняют требования кумира не ради достижения какой-то цели. Для них жить с ориентиром на требования кумира и есть цель. Вопросы из серии, а зачем мне это, а что я с этого получу, подобные мысли считаются недостойными настоящего человека. Достойно для них – не думать, почему нужно выполнять требования морали, а просто выполнять и все.

 

Переворот

 

На высшем этапе развития кумир получает статус общественной морали. Диктуемые им нормы поведения незыблемы и непререкаемы. В этот период начинается мифотворчество, как в религии. Верующие оправдают любое требование Бога. Даже если Бог грозит родителям, что за непослушание заставит их детей своих есть, «…и будете есть плоть сынов ваших, и плоть дочерей ваших будете есть» (Лвт. 16, 29), верующие увидят в этом любовь Бога к человеку.

Точно так же и моралисты оправдывают следование моральному долгу в любой ситуации, к каким бы последствиям это не вело, так как в конечном итоге это принесет всем пользу. В том числе и тем, кто погиб во время этого, их польза будет выражаться в вечной памяти народной (в лучшем случае эта память длится одно-два поколения). Люди как бы сами туже связывают себя.

Теоретики-моралисты относительно кумира в роли священников в религии. Те и другие выводят самоценность своего объекта поклонения тем, что он (у одних Бог, у других кумир) в силу своей природы ниоткуда не появлялся, ни из чего не следует, был всегда и будет всегда.

Двум медведям в одной берлоге не ужиться. Один неизбежно вытеснит другого. Мораль стремится избавиться от одного из своих родителей, от религии (второй родитель, старый мир, к этому времени умер, его сменил новый мир, принесший новые условия, в которых человек под давлением кумира вынужден жить по старым правилам) как от неудобного лица. Так в политике тиран избавляется от тех, кто помог ему прийти к власти, но теперь ограничивают его. Например, римский император Максимум или Сталин перебили всех, кто помогал им получить власть, и у кого были обоснованные претензии на равенство. На вершине должен сиять только один.   

Чтобы мораль предстала в образе предвечной и абсолютной сущности, она должна убрать своего главного конкурента – Бога. Конкурировать с ним она не могла, так как не могла заявить себя творцом мира. Если Бог создал мир, претензии морали на автономность рассыпаются. Всякий желающий легко установит ее родословную, что она родилась от среды и религии, а значит, она, словами поэта «такая же точно как все/ как сто тысяч других в России». Она лишь следствие, что делает невозможным даже претендовать на статус предвечной и абсолютной сущности.

Удержать свой статус кумир мог через отрицание Бога. Если Бога нет, значит, мир никто не творил. И вот в таком вечно существующем мире мораль могла заявить себя тоже вечной и абсолютной. Как Бог. Но не Бог, потому что Бог – это творец мира. Все остальные – жители мира.

Эпоха Просвещения сыграла огромную положительную роль в обретении морали своего сегодняшнего статуса. Наука раздавила религию. За этим последовало отрицание Бога. Если нет творца мира, значит, мир существует вечно. Это было то, что устраивало мораль на все 100%.  

Моралисты объявляют своего кумира абсолютной сущностью, никогда не рождавшейся и ни из чего не следующей. Сначала моралисты объявляют оставшиеся от религии родимые пятна простым совпадением. Потом говорят, что это религия позаимствовала у морали свои догмы.

Все переворачивается вверх тормашками. Если на старте религия была причиной, а мораль частично следствием (второй причиной была среда), то на финише мораль становится причиной, а религия частично следствием морали (второй причиной религии заявляют невежество).

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.