Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Гонения. Перевод. Итог третьей части



Гонения

 

Социум всегда давал людей, способных совершить мыслепреступление, как назвал Оруэлл в романе «1984» мышление, выходящее за предписанные системой рамки. Они перешагивали табу и действовали в агрессивной среде, рискуя имуществом, свободой, здоровьем и жизнью. Вокруг них складывался такой же имидж, как вокруг людей, определяемых в средние века колдунами. В их деятельности массовое сознание видит запредельную мерзость и бесчеловечную жестокость. По умолчанию считается, что перейти нормы этики могут только нелюди и моральные уроды.

В 1908 году американский учёный Чарльз Гатри, доктор медицины и философии, впервые в мире совершил пересадку головы от одной собаки к туловищу другой. Врачебное сообщество обвинило его в нарушении биоэтики и объявило персоной нон грата (нежелательной персоной). В 1912 году Нобелевскую премию по сосудистой хирургии присудили не ему, а его ассистенту.

В 1930-х годах другой американский ученый, Роберт Корниш оживил четырех мертвых собак. Он ввел им адреналин и лекарство, препятствующее свертыванию крови, и поместил их в устройство типа качелей. У собак началась циркуляция крови, и двое из них воскресли. Да, у них был поврежден мозг, животные ослепли, но главное – они ожили и жили еще несколько месяцев.

На Корниша обрушился град обвинений. Его называют аморальным и безнравственным типом, поправшим все устои. Его дурная слава была настолько велика, что университет, где он трудился, вынужден был его уволить.

Несмотря на чудовищное давление, ученый заявляет, что хочет попробовать оживить человека. Он обращается в больницы и тюрьмы с просьбой выдать ему умерших или казненных людей. Ему везде отказывают. Тогда Корниш подписывает договор с человеком, приговоренным к смерти, по которому тот завещал ему свое тело. После казни власти отказались выдавать тело Корнишу, опасаясь, вдруг он его оживит. По закону это будет свободный человек.

Ярчайшая звезда на этом небосклоне: наш соотечественник, Воронов Сергей Абрамович. Работая в Египте, в команде врачей, лечащих правительство, он замечает, что у евнухов низкий интеллект, плохая память, они быстро стареют и недолго живут. Воронов из этого наблюдения делает предположение, что репродуктивная система связана с продолжительностью жизни, интеллектом и здоровьем. Если она выключена, человек быстро тупеет, стареет и рано умирает. Но если ее восстановить – предполагает ученый – к человеку должен вернуться интеллект и здоровье, должны замедлиться физическое одряхление и продлиться жизнь.

Для проверки гипотезы требуется эксперимент. Воронов получает от властей право забирать тела молодых и здоровых преступников сразу после казни. Он перемещает тела на операционный стол, отрезает то, что не нужно мертвому, и пришивает лежащему на соседнем столе евнуху.

Результат превосходит ожидания. У глуповатого и трясущегося старика расправляются плечи и осанка, разглаживаются морщины, уходит седина, восстанавливается интеллект и память, но главное, — он начинает молодеть. У него появляется интерес к женщинам и вкус к жизни.

Проведя нескольких операций с таким итогом, ученый убеждается, что это не случайность, не аномалия или разовая удача, а закономерный результат. Воронов переезжает в Европу, где публикует результаты своих экспериментов.

С 1920 года он начинает операции по пересадке яичек шимпанзе стареющим мужчинам. К 1930 году таких операций было сделано около тысячи. Единственная причина, по какой их было не десятки и сотни тысяч – цена. Она была по карману только очень обеспеченным людям.

Мир рукоплещет. С каждой новой операцией копятся данные. На их базе возникают новые гипотезы, после проверки на практике превращающиеся в научное знание. Появляется надежда избавиться от старости и смерти, как недавно избавились от чумы. Все идет хорошо и отлично.

Но вот появляются завистники. Они обвиняют новатора в нарушении врачебной этики. Начинается травля ученого. Его лабораторию громят, а сам он вынужден бежать сначала в Алжир, затем в Швейцарию. Власти разрешают ему проживание с условием, что он оставит свои опыты. Воронов живет жизнью добропорядочного обывателя, пока в 1951 году не умирает.

В 60-х годах ХХ века советский учёный Владимир Демихов повторил эксперименты Гатри и пошел дальше. Он пришил голову щенка к шее взрослой собаки, потом создал отдельно живущую собачью голову. Результаты указывали на фантастические перспективы в трансплантологии.

Но снова вмешивается врачебная этика. Эксперименты Демихова воспринимаются в СССР не иначе, как фашистские. Начинается охота на ведьм. От Демихова отворачиваются коллеги, ему не дают защитить ученую степень, пытаются лишить жилья (изъять квартиру).

В 1971 году Роберт Уайт пришил голову одной обезьяны к телу другой обезьяны. Ученому тут же присвоили образ морального урода. Вокруг него возникла враждебная атмосфера. Но это не ломает Уайта и он идет дальше, заявляет, что готов трансплантировать голову человека.

В 1999 году к нему обращается Крейг Ветовиц с просьбой пересадить его голову на новое тело. Это было очень рискованно, но Ветовицу нечего терять, его тело было парализовано и положение ухудшалось. Спасти его могло только чудо трансплантации.

Уайт соглашается провести операцию. Он находит донорское тело и готовится к операции. Но с подачи медицинской общественности в дело вмешиваются власти. Они усматривают в операции нарушение биоэтики и запрещают Уайту спасать Ветовица, и он умирает.

В 2010 году умер Уайт. Незадолго до смерти он сказал: «легенда о Франкенштейне, в которой целое человеческое существо создается путем сшивания различных частей тела, станет клинической реальностью в начале XXI века». Уместно добавить: если избавится от биоэтики…

Из последних исследователей, двигающихся в этом направлении, выделяется итальянский хирург Канаверо Серджо. Но в его истории есть темные пятна. Заявив об успешной операции, он не предоставил результатов. Возникли кривотолки, и потому тут без комментариев.

 

Перевод

 

В 1909 году Розерфорд методом научного тыка обнаружил необычный эффект. Обстреливая атом, он увидел, что некоторые частицы отскакивали от него. С позиции тех знаний об атоме это было так же невероятно, как если бы снаряды отскакивали от газеты. Это означало только одно: внутри атома есть что-то очень твердое. Так было открыто атомное ядро. К 1911 году было определено строение атома. В 1945 году прогремел первый атомный взрыв.  

Эйнштейн и другие сопоставимые величины говорили, что человечество овладеет энергией атома лет через 500, т. е. примерно к 2400 году. По факту с момента открытия строения атома и до освоения атомной энергии, о существовании которой человечество даже не знало, прошло всего 36 лет. Как объяснить такое гигантское расхождение между прогнозом и фактом?

Очень просто… Ученые в своих прогнозах исходили из естественного развития науки, без концентрации усилий, т. е. широким фронтом. Но когда государство сконцентрировало на этом направлении свои интеллектуальные и материальные ресурсы, пять веков сжались в 36 лет.  

В 1939 году Третий Рейх основал «Урановый проект». В 1939 году США создали «Урановый комитет», переросший в 1942 году в Манхэттенский проект. Гитлер не создал бомбу, так как ограничил ресурс на Урановый проект в пользу обычного вооружения. Америка сосредоточила на цели в двести раз больше материальных ресурсов, и в полторы тысячи раз больше человеческих, чем Германия, и потому первой в мире получила результат, вспыхнувший ярче тысячи солнц.

Чем больше на задаче сосредоточено ресурсов, тем выше шансы на успех. Голова идет кругом, когда я представляю, каких результатов мы добились бы в вопросе преодоления старости и смерти за несколько десятилетий, если бы догмы биоэтики были так же отринуты, как в средние века религиозные догмы; если бы человечество направило против смерти ресурсы, сопоставимые с теми, что оно сосредотачивает сегодня против жизни (военные расходы).

 Как минимум, к нашему времени процесс старения был бы остановлен. Люди с третьим видом прогерии (старость) были бы так же редки, как сейчас редки больные прогерией первого и второго вида. Мир состоял бы из молодых и здоровых людей.

Как максимум, люди бы жили сколько хочется, а умирали, когда сами того захотели. Человек со ступени «смертное существо» перешел бы на ступень «бессмертное божество». Мы были бы на уровне олимпийских богов: вечно молодых, здоровых и сильных существ.

 

Итог третьей части

 

На античной науке был намордник из табу на опыт, на средневековой – из религиозных догм, а на современной – из биоэтики. Как вы не можете знать вкус того, чего не пробовали, так наука не может знать то, с чем не может экспериментировать и о чем не может свободно мыслить. Античная наука не могла знать физику, средневековая – анатомию (религиозная мораль запрещала препарирование трупов), а современная не может знать, как победить смерть.  

Когда гуманизм снял с науки намордник религиозных догм, она совершила фантастический прорыв, получив знания, далеко обогнавшие мечты наших предков. Если снять с науки моральные догмы и разрешить опыты на человеческих плодах и добровольцах, мы получим в знаниях о человеке такую же революцию, какую сто лет назад получили в знаниях о физике.

 

ЧЕТВЕРТАЯ ЧАСТЬ

МОРАЛЬ

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.