Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Благо. Происхождение



Благо

 

Как все объекты с ненулевой массой подчиняются всемирному закону тяготения, так всякая жизнь стремится к своему благу. Жизнь может считать за благо то, что им не является. Может ошибаться и не получать искомого. Единственное, чего она не может — не искать своего блага.

Благо — это не только стремление получить пряник, но и убежать от кнута. В этом контексте самоубийство тоже есть стремление к благу. Когда жизнь становится невыносима, и человек не видит иного способа выйти из зоны дискомфорта, кроме как убить себя, он убивает.   

Все, что мы называем подвигом, альтруизмом, самопожертвованием и прочее, если копать до корней, везде обнаруживается генеральный мотив – стремление к своему благу. Оказавшись между двумя дискомфортными вариантами, например, помогать или не помогать человеку, мы выбираем менее дискомфортный. Если одна только мысль оставить человека в беде несет нам непереносимый дискомфорт, мы будем помогать. Если никакого дискомфорта оставление в беде не доставляет, мы не будем помогать. Наши поступки убедительно это подтверждают.

Я не смог придумать ситуации, где жизнь стремилась бы не к своему, а чужому благу. Разбирая каждый конкретный пример, где кажется, что тут уж точно человек не за себя, за других радеет, стоило дотянуться до корней, движущим мотивом оказывалось свое благо.

 Суть бизнеса выражает формула: «Не важно, о чем с вами говорят, в конечном счете, с вами говорят о деньгах». Суть жизни выражает формула: «Не важно, на что вы ориентируетесь. В конечном итоге вы ориентируетесь на свое благо».

Как квадрат невозможен без углов, так жизнь невозможна без стремления к благу. Даже бактерия, если поместить между глюкозой и кислотой, всегда ползет в сторону глюкозы и никогда в сторону кислоты. Если допустить, что возникла жизнь без стремления к благу, она не смогла бы существовать, не прошла бы эволюционный отбор. Такая жизнь очень быстро бы погибла.  

 

Происхождение

 

В религиозную эпоху социум декларировал два вида блага: земное и загробное. В земной жизни человек стремился к благополучию: защищенности, сытости, сексу, развлечениям и прочее. Максимальные шансы получить желаемое имел тот, кто максимально соответствовал среде.

Приспособление к среде, запоминание, чего можно, чего нельзя, образуют правила жизни. Их соблюдение гарантирует максимальную эффективность, облегчает жизнь, освобождает от нужды всякий раз думать, как поступить. Поступай правильно, по правилам, и не ошибешься.

Как тропические и арктические условия порождают разную флору и фауну, так разные политические строи, экономические модели и культурные уклады формируют разные стратегии и технологии. У разных народов разные правила из-за приспособления в разной среде.

Земное благо человек определял с ориентиром на свою природу. Загробное благо давала религия. Она говорила, что есть мир, откуда он взялся, что есть человек, что он должен делать и чего не должен, чтобы угодить высшим силам. От этого зависит его загробная жизнь.

Так как загробное благо считалось вечным, а земное временным, первое имело приоритет над вторым. Конфликт между ними решался в пользу загробного блага. Например, если религия требовала от человека тратить свое время и силы на молитвы, соблюдение постов и выполнение обрядов, а человеку хотелось эти ресурсы потратить на получение земных благ, правильным считалось отказаться от мимолетных земных благ и пожертвовать их в пользу вечных небесных. Если человеку хотелось того, чего запрещала религия, он отказывался от своих желаний.

Человек всегда нарушал правила, и всегда знал, что нарушает, что делает неправильно. Не было человека, который признавал бы религиозное понимание мира истиной, и при этом не считал бы злом поступки, противоречащие религиозным ценностям.

Стремление к земному и небесному благу сплелось, и из этого возникли правила. Жизнь по правилам создает определенную атмосферу. Люди неизбежно пропитывались ею. Большинство следуют правилам по привычке. Такие правила называют этикой, моралью и нравственностью.

Все три слова синонимы. Этика греч. etohs — обычай; мораль лат. moralis – привычка; нравственность рус. — нрав, т. е. соответствие нравам, привычкам и обычаям общества. Если не множить сущности, то морально — это всего лишь привычно; аморально – непривычно.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.