Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Античность



 

Почему в античном мире не было автомобилей, самолетов, компьютеров? Начну отвечать с того, что основанием античной цивилизации было рабовладение. Аристотель считал деление на рабов и свободных таким же естественным, как деление на мужчин и женщин. Раб не считался человеком. Он был в статусе «орудие труда». Древний мир различал три вида орудий: немые (лопата); мычащие (скотина) и говорящие (рабы). Людьми считались только свободные. Раб был в статусе говорящего орудия. Даже если он получал свободу, его это не делало человеком. Он получал статус получеловека и не мог даже представлять себя в суде. Эту роль выполнял кто-то из свободных людей. Чаще всего это был его прежний хозяин, но были и другие варианты.

Как корова по своей природе предназначена для производства молока, а плуг для вспашки земли, так раб в рабовладельческом обществе по своей природе считался предназначенным для физического труда. В этом видели судьбу и волю богов, превращавших свободных в рабов.

Презренное отношение к физическому труду рождает табу на него. Заниматься им могли только рабы и низшие слои населения. Для свободного гражданина это было унижением. Лучше в бочке жить нищим, но не работать, чем уподобиться рабу физической работой. Если гражданин до такого опускался, социум от него отворачивался, как сегодня отворачивается от люмпенов.

Постановка опыта — это труд. Если бы кто предложил античному гражданину проверить его теорию опытным путем, для него это было бы таким же оскорблением, как для современного среднестатистического гетеросексуального мужчины приглашение попробовать секс с мужчиной.

По этой причине эллинам никогда не приходило в голову проверять свои гипотезы опытом, как вам не приходит в голову проверить ощущения от гомосексуального секса (если у вас нет к нему влечения, или есть, но под давлением стереотипов вы его душите).

Античный мир считал, что настоящий свободный человек должен получать знания о мире только силой мысли. Эта технология рождала знания типа: Земля на трех слонах, а те на черепахе, плывущей в бескрайнем океане; мыши зарождаются в грязном белье, а лягушки из тины. Аристотель говорил, что камень сначала летит по прямой, а когда его энергия иссякнет, падает вертикально вниз. Поверять этого он не собирался.

Две тысячи лет мир считал это умопостигаемое знание истиной. Развенчал его Галилей, когда взялся установить траекторию полета пушечного ядра. Опытным путем ученый установил, что ядро летит по дуге, а не по Аристотелю.

Античная цивилизация достигла интеллектуальных высот, до которых мы со всеми нашими техническими достижения еще не дотянулись. Наш масштаб мышления и глубина вопросов науки уступают античному. Вигнер, американский физик, сопоставимая с Эйнштейном фигура, пишет: «цели нашей науки намного скромнее, чем цели, например, древнегреческой науки».

Античный мир имел мощный интеллект, но не имел научно-технического прогресса из-за табу на опыт. Он выдвигал гениальные догадки, но они не выливались в знания, потому что их не проверяли экспериментально. В итоге вместо знаний древний мир плодил мифы.

Например, Демокрит и Левкипп высказали гениальную догадку, что как кирпичное здание состоит из кирпичей, так мир состоит из атомов. Атом – это неделимая частица, (а – отрицание; том – делимый; атом – неделимый). Дальше они сделали предположение, что у атомов есть крючки, которыми они цепляются друг за друга, образую материю, и в итоге весь мир.

Если эксперименты запрещены, никакой логикой невозможно вычислить строение атома. Но если даже мы допустим, что кто-то высказал бы предположение о строении атома, или еще глубже, что в ядре атома сокрыта гигантская энергия, все эти теории ничем не отличались бы от теории Земли, покоящейся на трех слонах, которые стоят на черепахе, т. е. были бы мифами.  

Даже если бы древние думали о строении и потенциале атома миллион лет, они и за это время не додумались бы, что в атоме есть энергия, что ее можно высвободить и поставить на службу человечеству. Тут нужен эксперимент. Нет эксперимента – нет знаний. Вместо них мифы.

Поставим умозрительный эксперимент. Представим, что опыты с атомом табуированы так же, как сейчас опыты над человеком и его эмбрионами. Когда человечество получило бы знание, позволившее поставить энергию атома на службу человечеству? Правильный ответ: никогда.

Необходимых для освоения атомной энергии знаний у нас не было бы по той же причине, по какой нет знаний, необходимых для преодоления старости и смерти. Над чем нельзя ставить опыты, о том нельзя иметь знаний. Можно только мифы и иногда верные в общих чертах теории.

Если эксперименты над материей запрещены, откуда взяться знаниям о материи, а значит, компьютеру и машине? Древний мир походил на геймера, который вместо исследовательской деятельности созерцает компьютерную игру и силой мысли пытается познать ее законы.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.