|
|||
Бессмысленность
Представьте свою жизнь кораблем. У вас на нем куча дел: покрасить каюту, поймать рыбку, поставить паруса, вечером развлечения… Дела, дела, дела… Голова кругом от этих дел. Но куда вы плывете? На этот вопрос вряд ли кто сможет внятно ответить. Любой человек может назвать свои цели в жизни (в границах жизни). У одних это власть, слава и деньги. У других посадить дерево, построить дом и родить ребенка. У третьих еще какие-то свои цели. Не важно, у кого какие цели в жизни. Важно, что все они внутри жизни. Но какова цель самой жизни? Что есть то, ради чего вы родились и чего хотите получить в конечном итоге? На этом вопросе люди виснут. Им совершенно нечего сказать. Для среднестатистического человека понятие «смысл жизни» такой же пустой звук, как для червяка (допустим, он разумный) понятие «звезда». Разговор о смысле жизни для него всегда такой же бред, как у червя о звездах. «Горе! Приближается время, когда человек не пустит более стрелы желания своего выше человека, и тетива лука его разучится дрожать. Горе! Приближается время, когда человек не родит больше звезды. Горе! Приближается время самого презренного человека, который уже не может презирать самого себя. «Что такое любовь? Что такое творчество? Устремление? Что такое звезда? » — так вопрошает последний человек, и моргает при этом». (Ницше «Так говорил Заратустра»). Когда непонятно что отвечать, это считывается опасностью. Человек был уверен, что ему все в жизни понятно. Только денег не хватает. А были бы деньги, так вообще все абсолютно понятно. И тут вдруг оказывается, что есть вопросы, на которые он не знает что сказать. Защищаясь от опасности, грозящей поколебать привычный мир, люди навешивают ярлыки на вопрос. Говорят, что у него религиозный подтекст, и так как религия есть дурость, мракобесие и невежество, значит, и вопрос бессмыслица. В лучшем случае дают бессодержательные ответы: в жизни нет смысла; смысл в самой жизни; нужно «просто жить», а потом «просто помереть». Я не отрицаю важности текущих целей. Я лишь говорю, что их ценность в моменте. Деревья засохнут, дома разрушатся, а дети лягут в гроб. Не останется ничего из того, что мы сейчас так ценим. «Не нынче-завтра придут болезни, смерть (и приходили уже) на любимых людей, на меня, и ничего не останется, кроме смрада и червей. Дела мои, какие бы они ни были, все забудутся — раньше, позднее, да и меня не будет. Так из чего же хлопотать? ». (Л. Толстой «Исповедь»).
|
|||
|