Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Часть вторая 13 страница



-А как это возможно, как могли родители так его испортить? - удивилась Лара.

-Да очень просто. Хотя и не очень-то просто. Во-первых, дети – практически зеркальное отражение своих родителей, я имею в виду нравственное, а во-вторых, ЧТО хотят вложить родители в своих детей, а в –третьих, а в четвертых, и так далее… Тема – неисчерпаемая.

- Но я думаю, он из своего тупика выйдет, потому что, главное - он не заболел алчностью. Слава Богу, что родители хоть этого ему не привили. Просто баловали, но ведь это рано или поздно все - равно приедается, вот ему все и надоело. А ведь настоящей жизни он пока и не познал. Да, нелегко ему будет, но я думаю, что он справится.

Лара, прихлебывая горячий чай из блюдца, похрустывая дареным грильяжем, задумчиво протянула:

-А знаешь, Иринка, я ведь только сейчас поняла, как мне повезло, что нас поселили вместе. Я ж раньше думала-«кукла столичная», задаваться будет, а я из деревни… А ты такая простая, и такая-такая…

-Ну какая? - С интересом спросила Ирина.

-Ты сама знаешь, какая ты. Видишь, какая слава о тебе среди студентов… Уже говорят о тебе, даже меня спрашивают…Одним словом, психолог. Но ты же и добрая очень, вот к тебе все и тянутся.

Ирина промолчала, благодарно взглянув на растроганную Лару. На душе было так тепло и уютно, будто выполнила успешно очень важную и трудную работу. Вслух же почти строго сказала:

-А знаешь, давай-ка - мы с тобой хоть немного позанимаемся, у меня завтра новая тема, очень важная для меня.

 

ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ?

Тема семинара была одной из самых любимых Ириной: -«Личность». Хотя, строго говоря, ей нравились все темы программы, но эта была ключевой, основополагающей. Ведь как человек в любом возрасте понимает свою сущность, такое и содержание его жизни.

«Опять – незадача», - подумала Ирина, раскрывая журнал и отмечая отсутствующих, - семинар – раньше лекции. Ну что ж, может и хорошо. Начну с вопросов».

-Итак, друзья, сегодня у нас потрясающая тема –« Человек, личность, что такое человек и всякого ли человека мы можем назвать личностью? » Вечная тема, также? А будет ли вам интересно поговорить, обсудить и решить, прежде всего, для себя эти жизненные вопросы?
Ирина с любопытством посмотрела на притихших студентов.

--Так себе, что тут обсуждать, - и так все просто и понятно, - вяло отреагировал парень с первого ряда. - Человек родился человеком, потом стал называться личностью.

-Да нет, - возразил другой студент, - как раз здесь многое непонятно.

Ирина утвердительно кивнула головой, всматриваясь в выжидательные лица студентов, спросила, улыбаясь:

-А еще есть какие –либо мнения?

-А лучше вы нам расскажите, а потом мы обсудим…

- Хорошо, уговорили…, - Ирина, довольная таким поворотом дела, улыбнулась, - но лучше давайте вместе разбираться.

Итак, вы же знаете известную аксиому: « Человеком не рождаются, а становятся»? Отсюда понятно, что личностью тоже можно только стать, также? Качества личности не купишь, не найдешь, не отнимешь. Их можно только достичь. Не ДОСТАТЬ, а ДОСТИЧЬ, - с ударением повторила Ирина.

-Конечно, - продолжала она, - тема огромная и очень важная, у нас еще на следующей неделе будет большая лекция.

. Но сейчас мы с вами просто можем «по душам» поговорить, понять, эту наиважнейшую для людей проблему – как стать личностью и в чем ее сущность.

Для начала, я хочу напомнить вам такие расхожие в настоящее время понятия, которые характеризуют качества человека: « настоящий человек», « человек с большой буквы», «большой человек», «светлый человек»!

Но! Существуют еще и очень неприятные, даже страшные названия у человека: отморозок, недочеловек, оборотень, нелюдь, и так далее, неприятно дальше перечислять.

Это – тоже «человеки», принадлежащие к великому роду «гомо сапиенс», или что-то другое?

Студенты задумались.

Ирина, уже начиная волноваться, продолжала:

_ Для начала, давайте обсудим такое отвратительное существо, как «отморозок». Кого мы можем назвать именно так? - Вора, террориста, убийцу, насильника, ну и так далее. Давайте вместе обдумаем само слово – почему отморозок, что у него отморожено?

Ирина выжидательно смотрела на притихших парней.

-Наверное, ум, - дождалась она подсказки.

-Не согласна, - почти жестко возразила Ирина.. - Вспомните, как тщательно, технически грамотно, профессионально, продумывают отморозки-террористы до мелочей свои страшные кровавые преступления, начиняя взрывные устройства осколками, кусками металла, чтобы как можно больше порвать невинных, беззащитных людей. Ужас!

Отморозки воруют беззащитных детей и женщин, обрекая их на мучения и страдания ради выкупа и много, много, к ужасу нашему, можно вспомнить так много БЕСЧЕЛОВЕЧНЫХ примеров в наше просвещенное время!

Щеки Ирины зарозовели от волнения, глаза сверкали негодованием.

 -Так разве у них ум отморожен? - Почти крикнула она.

 В глазах Ирины, полыхающих возмущением и гневом, стояли слезы.

Притихшие студенты сидели, как завороженные, не отводя глаз от преподавателя.

-Эти нелюди - с отмороженной совестью, отсутствием милосердия и сострадания, - выдохнув, продолжала Ирина. - Вот, что должно быть главным в личности. И это – нравственная основа ЧЕЛОВЕКА, ГОМО!

МИЛОСЕРДИЕ и СОСТРАДАНИЕ ко всему – людям, животным, природе ко всему окружающему миру. Существует главный космический закон - СПАСИ И СОХРАНИ. Все и всех! Экологи его знают, ведь иначе – мир рухнет, все погибнет…

Я недавно прочитала об одном очень интересном древнем обычае арабов. Настоящих арабов, настоящих мусульман: когда мальчику в семье исполнялось пять лет, семья покупала ему кинжал и, вручая ему оружие, внушала: «Защищай им и себя, и слабых, но прежде, чем вонзить его во врага – испытай его острие на себе».

Сострадание и милосердие, как важнейшие свойства человека называют гуманными, то есть человеческими, человечными. Иногда мы так и характеризуем человека – такой «человечный», то есть это человек в ПОЛНОМ смысле этого слова, понятия.

О, если бы у ВСЕХ детей было воспитано это качество, свойство, то в мире бы не было бы войн, да и преступников было бы намного меньше, а может быть, и вообще бы не было, - почти тихо закончила свой взволнованный рассказ Ирина.

-Да разве такое возможно? – спросил студент.

- Гипотетически - да. Просто людям надо понять, что ВСЕ в мире – от воспитания детей. Чему их научили в детстве – они, взрослые, это и получат.

-Неужели все так просто? – возразили студенты.

-Да, все гениальное очень просто, вы это уже знаете. И еще: вы все в совсем скором времени сами станет отцами. Помните об этом!..

- Существует еще очень замечательное качество личности, которое тоже выступает как важный критерий человечности, личности – БЛАГОДАРНОСТЬ.

Благодарный человек всегда помнит и признателен тем и тому, кто его вырастил, выучил, помог и так далее, и так далее. Мы стали такими, какие есть, благодаря очень многим людям – прежде всего родным, родителям и всем, всем, кто нам помогал и помогает в этой жизни.

Подумайте каждый, про себя, как часто вы звоните своим родителям, высказываете свою благодарность им за тот чудовищный труд, который они вложили в нас. А как они ждут нашего внимания, заботы, нашей памяти. Это же и сострадание к ним. Видите, как близки эти два качества человека – сострадание и благодарность? И как они сближают людей.

И еще: – эти два качества характеризуют такое понятие, как БЛАГОРОДСТВО ЧЕЛОВЕКА и это не имеет никакого отношения к его происхождению, - взволнованно закончила Ирина свой рассказ.

Итак, мы просто вспомнили, очень пунктирно, основные качества человека, дающего ему право зваться личностью. Основными считаются все нравственные свойства, качества человека, хотя в какой-то мере они присущи и животным, существующим рядом с человеком. Это - тоже очень интересная и большая тема.

Однако в полном объеме настоящая нравственность присуща только человеку для обуздания его животного, биологического начала, Почему? Да потому что человеку многое дано. Его творческий, интеллектуальный потенциал огромный, и только нравственность направляет его во благо и общества, и природы. Но это – очень важная и большая тема, не знаю, - в раздумье грустно добавила Ирина, - успеем ли мы рассмотреть это более подробно. Очень жаль, что сейчас нет в академии дисциплины «Основы этики и морали». Очень жаль, сейчас это так важно при современном моральном тотальном кризисе…

-Ну какой там кризис? – запальчиво возразил рыжий студент в синей штормовке, - просто люди стали свободнее...

-Ошибаетесь, свобода – это совсем другое. Распущенность и вседозволенность, откровенное бесстыдство, отсутствие тормозов, как сейчас модно говорить, жизнь «без комплексов» - это не свобода. У нас будет большой разговор на эту тоже очень важную тему… Постараюсь выкроить время на практических занятиях и обсудить эти жизненно важные вопросы.

Поймите, это – не штампы, не пустые слова, а основа нашей, человеческой, нормальной жизни. Нравственность, мораль – это основное в человеческой, человечной, личностной жизни. Человек не может стать настоящей личностью, если он не признает главную роль морали, нравственности в своей жизни, если его сознание не «пропитано» моралью.

-А можно вопрос? – заинтересованно спросил студент.

-Конечно, мы беседуем, мы вместе размышляем, и каждый для себя ищет истину, - улыбнулась Ирина.

-Вот Вы, Ирина Сергеевна, уже несколько раз употребляли слова «нравственность» и «мораль» и как-то не понятно. Разве это не одно и тоже, и есть ли между этими словами какая-то разница?

-Спасибо за вопрос. Это – здорово, что вы спрашиваете, значит, уже пытаетесь понять, и, конечно, для себя. Это – очень похвально.

-Постараюсь рассказать покороче, хотя это – и не легко.

Три знакомых слова, которыми мы в наше время, к великому сожалению, не так часто пользуемся, как надо бы: этика, мораль, нравственность. Самое интересное, что эти три замечательных и важнейших слов означают одно и тоже, но на разных языках. В русском языке –нравственность означает нрав, характер, обычай, привычки. Вспомним, раньше, в России говорили: « Ну и норов у него», или «У каждого города – свой нрав». Под норовом подразумевали прежде всего характер.

Мораль – «морэс»-означала тоже самое. Помните, Цицерон воскликнул: «: О темпора, о морэс», - «О времена, о нравы», . в переводе с латыни –«О, времена, о нравы». Что, к великому сожалению, и даже ужасу, абсолютно подходит и к нашему бесстыдному времени.

Ну, а этика, в переводе с древнегреческого языка тоже обозначает то же самое - нрав, характер, обычай, привычки.

Но сейчас, - мы, современные люди, понимаем эти понятия уже немного иначе –нравственность – это практика поведения людей, то есть, как они себя ведут среди людей и даже наедине в собой. Мораль – это, если кратко, - какое у него моральное сознание, то есть, как они понимает и принимает нравственные основы и этика – теория морали и нравственности. Это - я вам рассказала очень кратко.

Видите, три великих народа оставили нам эти важнейшие слов, понятия, без которых никакое общество не может и не сможет нормально существовать.

-Но почему же? - возразил студент. - Тысячи лет назад это придумано, а почему мы должны сейчас, в наш век это принимать?

,

-Но древние римляне оставили нам и еще одно потрясающе крылатое выражение: «Падение общества начинается с падения нравов! » И современные историки доказывают, что падение Римской империи началось с морального разложения…

-И почему? – не унимался дотошный студент.

- Сейчас постараюсь кратко объяснить, - все также улыбаясь, пообещала Ирина.

-Хотя, честно, говоря, очень трудно кратко рассказать. Ну, ладно, в трех словах: людям без нравственных понятий и принципов невозможно жить совМЕСТно, то есть, в одном месте – городе, улице, предприятии и, конечно, в семье, да и вообще, в обществе. Там, где человек среди людей, или хотя бы с другим человеком – уже там непременно складываются нравственные, или безнравственные отношения.

 

-А если человек один, ну допустим, в лесу?

-То же самое. Согласитесь, что даже в лесу, наедине с собой, люди могут вести себя по-разному. Все зависит от его нравственности, опять-таки.

Вот вам пример, особо близкий вам: возможно ли нормальное движение транспорта без правил дорожного движения и следования этим правилам ВСЕМ, без исключения.

-Ну, так это понятно, если нет – тогда катастрофа.

-То же самое, в поведении людей: если кто-то нарушает нравственные требования, нормы, обычаи - возникает конфликт, разве не так? Вам будет приятно общаться с человеком БЕЗнравственным? Уверена, что нет.

К сожалению, у нас с вами нет времени рассмотреть очень важный вопрос: когда, в какие времена и почему зародилась нравственность в уже в первобытном обществе и были так необходимы, как воздух, нравственные нормы и требования к каждому человеку. Конечно, все начиналось с ограничений и разрешений. Этого НЕЛЬЗЯ делать ( а если кем-то нарушалось, то очень жестоко наказывалось) А так, и только так, следует поступать, в том или ином случае ( послушных поощряли). Все это было необходимо для комфорта совместного ОБЩЕжития! И в те времена несогласных, непоСЛУШных просто изгоняли, а это в те жестокие времена было равносильно смертной казни, потому что изгнанник  в одиночку просто не мог выжить.

-Получается, мораль, - не унимался рыжий студент, - уже тогда лишала свободы человека?

- Конечно, а как иначе. Еще дедушка Ленин утверждал, что жить в обществе и быть свободным от общества – нельзя! Вот вы сейчас вспомнили очень важную тему –СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА! Ну, давайте на секунду будто бы отвлечемся от морали и нравственности, насколько это будет возможно.

Вот смотрите, - Ирина на мгновение задумалась, даже будто в растерянности, потерла лоб, - вы просто призадумайтесь, что каждому человеку дает общество: правильно – ВСЕ!. Ну. не будем перечислять. ВСЕ! Но это в том случае, если человек это осознает и принимает, как необходимые, все НРАВСТВЕННЫЕ, ПРАВОВЫЕ требования общества. А если он с ними не соГЛАСен, - общество от него избавляется, а как – вам известно в  – пресловутые места не столь отдаленные…

Получается, что если человек ПОНИМАЕТ и ПРИНИМАЕТ свои ОБЯЗАНности перед людьми, обществом – он СВОБОДЕН. Если человек неПРАВильно понимает свою личностную свободу - пусть идет в тайгу, в горы, становится отшельником…. А ТАМ он будет свободен? - Строго спросила Ирина, испытующе вглядываясь в лица студентов.

Не дожидаясь ответа, Ирина взволнованно продолжала:

-Конечно, вам сейчас кажется, что наш разговор слишком банальными, это все давно известно, но напоминаю: банальности - усталые истины. Сколько существует человечество, столько оно решает такие простые вопросы: в чем смысл человеческой жизни, что такое свобода человека…

Я хочу, чтобы вы просто глубоко для себя поняли очень простую истину: чтобы быть абсолютно свободным - надо свободно, осоЗНАНно жить по хотя бы нормам морали и понимать их как самые необходимые. Хотя бы по нормам. Помните, Лев Николаевич Толстой говорил: «Норма – это порог, ниже которого человек не имеет права опускаться». Как вы сейчас говорите: «Ниже плинтуса», - со смехом заключила свой рассказ Ирина.

-Ну, мы это все знаем, но, в общем, теоретически. Но в жизни же все не так,,,, - не унимался активный студент.

- А это уже вопросы воспитания. Как говорят, кто на что учился. Вспомните - как ребенка с самого раннего детства  старшие учат: это- можно, а это – нельзя. Это – красиво, а это некрасиво… Вот чему старшие научат, то и получат. Но учат же нравственности, морали! А не научат, как себя вести среди людей – будут у будущего человека большие жизненные проблемы. А как иначе? Ребенка надо готовить жить среди людей. Но вся проблема в том, что родители УЧАТ своего ребенка так, как сами понимают! В этом вся проблема! В общем, чему научат, то и получат, - задумчиво повторила Ирина. - Все просто!

-Да получается все не так уже  и просто.

-Да, думать надо, человеку все время надо думать, осоЗНАВАть все в этой жизни. А потом, - оживленно продолжала Ирина, - как все в нашей человеческой жизни взаимосвязано: когда человек живет нравственно и свободно – какой он счастливый! Ему благодарны люди,  если он живет по «законам совести», если он приносит пользу людям, а, значит, и себе…! ПриЗНАНие людьми его нравственных стараний и усилий – для человека – высшее счастье! Он состоялся - как человек, как специалист - чего и вам желаю от всей души, – заключила свой взволнованный рассказ Ирина, заслышав звонок об окончании занятия.

Неожиданно для Ирины, студенты зааплодировали и шумно благодарили ее громкими возгласами: «Спа-си-бо»!

Ирина так смутилась от неожиданности, что забыла дать задание на следующее семинарское занятие. «Ну и ладно, - выходя из аудитории после студентов, - лучше всего и полезнее импровизация на жизненную тему, какие молодцы, и какая я, оказывается, молодец! »

 

[A1]



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.