Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рис. 2 Показатели уровня самоубийств (на 100 тыс. человек) на 2000 г. в зависимости от возраста и пола 6 страница



В то же время многие отечественные авторы [например Старшенбаум Г. В., 2005] отмечают, что в ходе социально-экономического кризиса, охватившего страну в 1990-е гг., отечественная система профилактики суицидов утратила прежние позиции. В настоящее время во многих регионах страны суицидологические службы либо отсутствуют, либо организованы лишь частично, в виде, например, «телефона доверия». Помощь суицидентам часто ограничивается неотложными соматическими мероприятиями, проводимыми в отделениях


5. 1, Основные направления профилактики самоубийств 117

 

скорой помощи, после выписки из которых пациенты нередко совершают повторные самоубийства. Эти данные свидетельствуют о необходимости дальнейшей работы по организации деятельности суицидологических служб в различных регионах нашей страны.

Исследования эффективности деятельности суицидологических служб в зарубежных странах, таких как США и страны Западной Европы, показали противоречивые результаты. Многим авторам не удалось получить доказательств существенного влияния деятельности суицидологических центров на уровень самоубийств |Комер Р., 2002; Кш§ Е. С. et а1., 2002]. Одна из причин этого может состоять в низкой обращаемости лиц с кризисными состояниями и суицидальными тенденциями в подобные учреждения |Комер Р., 2002]. Отсюда можно сделать вывод, что повышение эффективности выявления подобных лиц для оказания им специализированной медико-психологической и социальной помощи может способствовать снижению уровня самоубийств среди населения. В связи с этим другим важным направлением профилактики суицидального поведения является обучение специалистов, работающих в системе здравоохранения, образования и социальной помощи населению (врачи общей практики, педагоги, психологи, социальные работники и др. ), навыкам распознавания суицидальных тенденций и кризисных состояний, связанных с высоким суицидальным риском.

По данным зарубежных исследователей, около 30% лиц, совершивших завершенный суицид или суицидальную попытку, в течение месяца до своего поступка обращались за медико-психологической или социальной помощью, хотя большинство из них прямо не сообщали о своих намерениях [Вапсгоп Д., цит. gt По ТОШапк Л. М. О., Ро11оск, Ь. К., 1993|. Английские исследователи, проанализировав 84 случая самоубийства, жертвы которого в течение года до своей смерти обращались за терапевтической помощью, установили, что

 

 

118 Глава У. Профилактика и психологическая коррекция...

суицидальные тенденции были распознаны врачами-терапевтами только в 13% случаев [СоотЬк О. XV. et al., 1992]. На основании этих данных можно предположить, что обучение различных категорий специалистов, работающих с населением (участковых терапевтов, медсестер, социальных работников и др. ), навыкам распознавания депрессий и суицидальных тенденций, позволит повысить вероятность своевременного выявления лиц с высоким суицидальным риском и приведет к снижению количества самоубийств.

На настоящий момент имеются свидетельства эффективности данного направления профилактики самоубийств. Так, в 1984 г. на острове Готланд (Швеция) все врачи общей практики приняли участие в специализированных учебных программах, направленных на повышение знаний о методах диагностики и лечения депрессивных состояний и суицидальных тенденций. Это привело к значимому снижению уровня суицидов среди населения региона [\УПНат8. 1. М. О., Ро1-юскЬ. К., 1993].

Третьим важным направлением первичной профилактики самоубийств является ограничение доступа населения к средствам суицида- Впервые это было отмечено в 1970-х гг. австралийскими исследователями, которые установили, что ограничение доступа населения к барбитуратам, смертельным в больших дозах, привело к снижению уровня самоубийств.

Предпринятые в ряде стран меры по повышению контроля над другими токсическими веществами, например пестицидами, также привели к снижению смертности в результате самоубийств. Примером может служить случай Западного Самоа — небольшого государства в юго-западной части Тихого океана, где до 1972 г. уровень самоубийств был ниже 10 случаев на 100 тыс. человек. Когда в сельском хозяйстве страны стали широко применяться удобрения, содержащие высокотоксичное вещество — паракват, это привело к резкому повышению уровня самоубийств: с 1972 по 1981 г. он вырос с 6, 7


?.!. Основные направления профилактики самоубийств 119

до 31, 3 случаев на 100 тыс. человек. После этого доступ к параквату стал контролироваться и в течение трех лет уровень самоубийств снизился до 9, 4 случаев на 100 тыс. человек [Кшё Е. О. еt al., 2002].

Газовая детоксикация — удаление окиси углерода из домашнего газа оказалась эффективна в снижении уровня самоубийств в ряде развитых стран, таких как Великобритания, Япония, Нидерланды и США [Кгш> Е. О. et al., 2002]. Например, в Англии в 1948-1950-х гг. случаи самоотравления домашним газом составляли 41 % всех завершенных суицидов у мужчин и 60% у женщин. Начиная с конца 1950-х гг., в стране стала проводиться детоксикация домашнего газа, и к концу 1980-х гг. случаи смертельных исходов при отравлении газом полностью исчезли. Однако если первоначально недоступность метода отравления газом привела к существенному снижению уровня самоубийств, то в последующем уровень суицидов снова возрос из-за того, что люди стали использовать альтернативные способы суицида, например отравление автомобильными выхлопными газами. В 1990 г. случаи отравления автомобильными выхлопными газами уже составляли 35% завершенных самоубийств у мужчин и 13% у женщин {VII-Натз5. М. О., РоНоскЬ. К.., 1993]. В связи с этим экспертами ВОЗ было выдвинуто требование к производителям автомобилей изменить форму выхлопных труб, применять каталитические конверторы, удаляющие окись углерода из выхлопных газов, или установить механизм, автоматически выключающий мотор после холостого движения в течение некоторого времени [\УНО, 2002].

Ограничение доступа к огнестрельному оружию также является эффективной стратегией профилактики самоубийств. Например, исследователями из США было установлено, что в штатах, имеющих более строгие законы, связанные с продажей огнестрельного оружия, отмечается, более низкий уровень завершенных самоубийств [1_е51ег О. et al., 1980].

 

 

120________ Глава 5. Профилактикой психологическая коррекция...

Необходимо отметить, что ограничение доступа к каким-то одним средствам самоубийства обычно приводит к тому, что многие люди (особенно с истинными суицидальными тенденциями) начинают использовать другие способы суицида. Например, ограничение доступа к огнестрельному оружию приводит к увеличению случаев самоповешения и использования другихсредствсуицида|\УШ1атз. Г М. О., РоИосК Ь. К., 1993]. Однако применение способов самоубийства, не столь опасных, как оружие или высокотоксичные вещества, дает пациентам больше шансов на спасение, повышает вероятность предотвращения суицида.

Важным направлением первичной профилактики суицидального поведения является контроль характера сообщений о самоубийствах в средствах массовой информации.

В настоящее время считается доказанным, что сообщения о самоубийствах или изображения самоубийств, передаваемые в средствах массовой информации (СМИ), имеют негативный эффект и могут провоцировать суицидальные действия, особенно у подростков и лиц молодого возраста. Наиболее известным историческим примером является роман Иоганна Вольфганга Гете «Страдания юного Вертера» [1774], в котором описываются внутренние переживания Вертера, страдающего от неразделенной любви к Лотте и в конце романа совершающего самоубийство. После своего опубликования роман вызвал волну самоубийств среди молодых людей, подражающих литературному герою Гете. Многие из самоубийц были одеты как Вертер («сапоги, синий фрак и желтый жилет»), другие в момент суицида оставляли роман открытым на странице, где описывается его смерть.

В 1980-1990 гг. было проведено много исследований влияния различных средств массовой информации на показатели самоубийств. В исследовании немецкого исследователя X. Хафнера [Нагпег Н., 1986) были изучены последствия показа по немецкому телевидению в 1981 г. шестисерийного те-


5Л. Основные направления профилактики самоубийств. 121

лесериала «Смерть студента», главный герой которого, 19-летний студент, бросается под поезд. Каждая из серий начиналась с демонстрации кадров самоубийства героя. Установлено, что после показа сериала количество желез-но-дорожных суицидов среди молодых людей в возрасте 15-29 лет увеличилось на 86% по сравнению с предыдущими годами. Уровень железнодорожных суицидов оставался высоким в течение четырех месяцев после показа сериала, затем постепенно вернулся к первоначальному уровню. Повторный показ сериала в 1982 г. вызвал новый всплеск железнодорожных суицидов [НаГпег Н., 1986, цит. по НаШоп К. et al., 2005].

Английский ученый К. Хоутон (На\ут. оп К., 1999) изучал последствия показа в популярном еженедельном сериале эпизода, где герой погибает в результате передозировки парацетамола. Установлено, что в течение первой недели после показа эпизода число попыток самоотравления возросло на 17%, при этом случаи самоотравления парацетомолом отмечались чаще, чем случаи самоотравления другими веществами. Из обследованных лиц с попытками отравления 20% отмечали, что просмотренный эпизод повлиял на их поведение, 11% указали, что он определил их выбор средств самоубийства.

В России систематических исследований подобного рода не проводилось, однако, по нашим наблюдениям, не-которые из пациентов с попытками суицида, госпитализи-рованные в больницы Санкт-Петербурга в конце 1990-х гг., при ответах на вопрос, что повлияло на их выбор способа самоубийства, указывали на сцены самоубийств из кинофильмов и сериалов (например «Менты»).

Обобщая результаты проведенных в разных странах исследований, директор Оксфордского центра исследований суицидов К. Хоутон делает вывод, что сообщения или демонстрация самоубийств в СМИ приводят как к возрастанию общего количества суицидов, так и к увеличению числа случаев использования отдельных способов суицида. Он выде-

 

Гяава ?. Профилактика психологи

лил следующие характеристики предъявления информации о самоубийствах в СМИ, повышающие риск подражательных самоубийств: детальные описания используемых методов самоубийства; сенсационный стиль сообщений или многократно повторяющиеся сообщения; подробные описания самоубийств знаменитостей. Установлено, что риск подражательных самоубийств особенно высок у лиц молодого и пожилого возраста, чувствительных к воздействию СМИ, а так-же в случаях, когда имеется сходство по возрасту, полу и национальности между аудиторией и человеком, чье самоубийство изображается в СМИ [НачЛоп К. et al., 2005]. На основе этих данных, экспертами ВОЗ и других организаций были разработаны инструкции, описывающие, каким образом следует освещать проблему самоубийств в средствах массовой информации.

На настоящий момент имеются данные об эффективности программ профилактики самоубийств, основанных на контроле способа освещения самоубийств в средствах массовой информации. Одна из таких программ была реализована в г. Вена (Австрия). В середине 1980-х гг., в Вене наблюдалось значительное увеличение числа случаев, когда люди с суицидальными намерениями бросались под поезда метрополитена. Было установлено, что одной из причин этого является чрезмерно подробный и сенсационный характер сообщений о подобных самоубийствах, которые публиковались на первых страницах городских газет. В 1987 г. по требованию Австрийской ассоциации профилактики суицидов характер освещения этих случаев в периодической печати изменился: вместо сенсационных статей, газеты стали публиковать либо короткие сообщения о случаях суицида, либо вообще пропускать подобную информацию. 8 результате после 1987г. количество самоубийств в Венском метрополитене существенно уменьшилось и до настоящего времени продолжает оставаться низким [5сЬт1й1Ье А., 8сЫ1ег8., 2000|. Сходные данные


5. 1, Основные направления профилактики самоубийств 123

были получены в Швейцарии, когда в рамках национальной программы превенции суицидов к представителям СМИ было выдвинуто требование не публиковать сообщения о случаях самоубийства, носящие чрезмерно сенсационный характер или включающие детальные описания обстоятельств и метода совершения суицида. Данная профилактическая мера оказалась эффективной и привела к снижению уровня самоубийств среди населения страны.

В то же время следует отметить, что реализация данного направления профилактики суицидов связана с рядом проблем. Рекомендации по способам освещения проблемы самоубийств могут восприниматься некоторыми представителями СМИ как попытки «ограничения свободы слова». Также имеются трудности с контролем свободно распространяемых в Интернете описаний «физических и химических способов самоубийства» и детальных инструкций по их применению, приносящих очевидный вред [ЗспписНКе А., ЗсНаПег 5., 2000].

Важным направлением профилактики суицидального поведения, связанным с деятельностью СМИ, является информирование населения о существующей системе оказания медико-психологической помощи.

В средствах печати, радио и телевидения должна быть широко представлена информация, касающаяся деятельности «телефонов доверия», центров социально-психологической помощи, кризисных отделений, куда могут обраться за помощью люди, переживающие кризисные состояния.

Вторичная профилактика суицидального поведения включает систему медицинских, психологических и социальных мероприятий, направленных на предотвращение суицидального поведения у лиц, совершивших попытку самоубийства или обнаруживших суицидальные тенденции (суицидальные мысли и побуждения). Она также включает мероприятия, направленные на оказание медико-психологической и социальной помощи родственникам и близким друзьям лиц, погиб-

 

 

124 Глава 5. Профилактика и психологическая коррекция.,.

ших в результате самоубийства. Среди последних большое значение имеют группы поддержки родственников лиц, совершивших суицид- Впервые такие группы появились в США в начале 1970-х гг., в дальнейшем они получили распространение и в других странах [Комер Р., 2002].

5. 2. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Психологическая коррекция и психотерапия являются наиболее важным звеном системы медико-психологической помоши лицам с суицидальным поведением. Следует отметить, что длительное время в отечественной и зарубежной литературе отсутствовали работы, посвященные специализированным методам психокоррекционной работы с суицидальными пациентами. Это было связано с доминировавшим представлением о самоубийстве как следствии психического заболевания (такого как депрессия, шизофрения, алкоголизм) или тяжелого жизненного кризиса, переживаемого индивидом. Отсюда следовал вывод, что лечение психического заболевания и помощь человеку в разрешении кризисных ситуаций являются основными способами снижения риска самоубийства. Между тем исследования последних лет показали, что, возникнув на фоне интенсивных кризисных переживаний, суицидальное поведение в дальнейшем начинает развиваться по собственным законам, теряя связь со стрессовыми ситуациями, первоначально лежавшими в его основе. Это свидетельствует о необходимости использования психокоррекционных методов, воздействующих на специфические психологические и психофизиологические факторы, вызывающие и поддерживающие суицидальное поведение пациентов.


5^2. Психологическая коррекция суицидального поведения 125

Представленные в главе 4 данные о механизмах формирования суицидального повеления составляют теоретическую основу дифференцированного подхода к психологической коррекции лице различными видами суицидальных реакций. Основными задачами психологической коррекции импульсивного парасуицидального поведения являются формирование навыков регуляции эмоций, повышение толерантности к негативным переживаниям, снижение импульсивности и повышение способности к произвольному контролю поведенческих реакций (1лпепап М. М., 1997], в то время как психологическая коррекция истинного суицидального поведения направлена преимущественно на изменение суицидогенных установок и неадаптивного атрибутивного стиля, развитие способности к решению проблем и преодоление безнадежности [Бек А. и др., 2003]. Психокоррекционная работа с лицами, пережившими единичный суицидальный эпизод, носит относительно кратковременный характер и ориентирована в первую очередь на кризисную поддержку и помощь пациенту в разрешении кризисных проблем [Старшенбаум Г. В., 2005], в то время как медико-психологическая коррекция лиц с многократными суицидальными эпизодами носит долгосрочный характер и направлена на изменение устойчивых форм стереотипного суицидального реагирования пациентов и профилактику рецидивов [НепшшезО. е[al., 2003; МеюНепЪашп В.,

2005].

В процессе коррекционной работы с лицами, впервые пережившими суицидальный кризис, используется программа кризисной психотерапии, разработанная в Федеральном суицидологическом научно-методическом центре [Старшенбаум Г. В., 2005]. Особенностями программы являются неотложный характер психотерапевтической помощи, нацеленность на обнаружение и коррекцию неадаптивных установок, приводящих к развитию суицидальных переживаний, поиск и тренинг неопробованных пациентом способов разрешения

 

 

126 Глава 5. Профилактика и психологическая коррекция...

актуального межличностного конфликта. Указанным особенностям соответствуют три этапа кризисной психотерапии: кризисная поддержка, кризисное вмешательство и повышение уровня адаптации.

Этап кризисной поддержки включает установление терапевтического контакта, раскрытие суицидоопасных переживаний, мобилизацию личностной защиты и заключение терапевтического договора. В процессе установления терапевтического контакта и раскрытия суицидоопасных переживаний терапевт сочувственно выслушивает пациента, способствует отреагированию подавляемых пациентом негативных эмоций. Анализируется связь субъективных проявлений переживаемого пациентом кризисного состояния с вызвавшим его событием, что способствует кризисной ориентации терапии. Обсуждаются характер и интенсивность испытываемых пациентом суицидальных мыслей и побуждений. Мобилизация личностной защиты осуществляется за счет актуализации антисуицидальных мотивов пациента. Рассматриваются способы адаптации, успешно применявшиеся пациентом в прошлом, возможность использовать внешние источники психологической поддержки. В процессе заключения терапевтического договора кризисная проблема обсуждается в понятных пациенту терминах, осуществляется договоренность о кризисной ориентации терапии и сроках лечения, оговаривается возможное посредничество психотерапевта в контактах со значимыми для пациента лицами.

Этап кризисного вмешательства включает рассмотрение неопробованных пациентом способов решения кризисной проблемы, выявление и коррекцию неадаптивных установок, блокирующих оптимальные способы разрешения кризиса, активизацию терапевтической установки. Рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы может включать, по мнению авторов психотерапевтической программы, поиск лиц из ближайшего окружения пациента, с кото-


5. 2. Психологическая коррекция суицидального поведения 127

рыми он мог бы сформировать новые значимые отношения. Особое значение имеет выявление и коррекция неадаптивных (суицидогенных) установок, под которыми авторы понимают представления пациента о большей, чем собственная жизнь, значимости той или иной ценности. Снижение значимости доминирующих ценностей осуществляется путем актуализации антисуицидальных факторов. В процессе активизации терапевтической установки достигается переключение усилий пациента на повышение собственных возможностей по разрешению конфликтной ситуации.

Этап повышения уровня адаптации включает тренинг неопробованных способов адаптации, выработку навыков самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных установок, введение значимых для пациента других лиц для помощи в закреплении навыков адаптации после окончания лечения. Основными психотерапевтическими методами, используемыми изданном этапе, являются коммуникатив-ный тренинг, ролевой тренинг, психодрама и аутогенная тренировка.

На заключительном этапе психокоррекционной рабо-ты суммируются достижения пациента, составляются реа-листические планы на будущее, подкрепляется уверенность пациента в возможности реализовать намеченные планы и обсуждается, каким образом опыт выхода из данного кризиса может помочь в преодолении будущих кризисов [Старшенба-ум Г. В., 2005].

При работе слипами, пережившими несколько суици-дальных эпизодов, важнейшей задачей психокоррекцион-ных мероприятий является профилактика рецидивов суици-дального поведения. Клинические наблюдения показыва-ют, что у большинства депрессивных пациентов, госпитали-зированных в связи с суицидальными попытками, под вли-янием лечебных воздействий (медикаментозной терапии, терапии средой) наблюдаются достаточно быстрое умень-шение выраженности депрессивной симптоматики, исчезно-вение суицидальных

 

 

128 Глава 5. Профилактике и психологическая коррекция...

мыслей и нормализация эмоционального состояния. В то же время многие из этих пациентов, вернувшись по окончании лечения в привычную социальную среду, переживают повторное возникновение суицидальных мыслей и побуждений. В связи с этим психологическая коррекция направлена не столько на облегчение текущего эмоционального состояния пациентов, сколько на предотвращение их суицидального реагирования в будущем.

Согласно представленной на рис. 6 теоретической модели, в состояниях сниженного настроения у лиц, ранее переживших суицидальные кризисы, отмечается активация негативных установок и возникновение процесса руминации, в ходе которого пациент многократно «прокручивает» в сознании прошлые или ожидаемые в будущем негативные события, что способствует усилению депрессивных переживаний и провоцирует повторное возникновение суицидальных тенденций. Возникает «порочный круг», когда негативные мысли и установки приводят к усилению депрессивных переживаний, которые, в свою очередь, снижают способность пациента к адекватному восприятию и анализу происходящих событий.

Каким образом можно разорвать этот «порочный круг»? Исследования показывают, что данная задача эффективно решается при помощи психокоррекционных воздействий, побуждающих пациентов осознавать и формировать критическое отношение к негативным мыслям и установкам, стереотипно возникающим в состояниях сниженного настроения и предшествующим появлению суицидальных импульсов («Я не могу больше это терпеть*; «Я устал так жить»; «Мои страдания никогда не закончатся»). Эффективным способом предотвращения руминации («умственной жвачки») является методика саморегуляции внимания («аНеМюпal соШго! 1гатт§») [ТеаксЫе 3. О. et al., 1995], направленная на развитие способности больных произвольно контролировать свое


5. 2. Психологическая коррекция суицидального поведения _ 129

внимание и мыслительную деятельность в состояниях тревоги и сниженного настроения. Данная методика основывается на наблюдениях, что при руминации внимание пациента полностью поглощено негативными мыслями и переживаниями («загруженность» депрессивными мыслями), повседневную активность он осуществляет «на автопилоте»: завтракает — и не ощущает вкуса пищи, автоматически выполняет домашние дела, здоровается с соседями, идет на работу. Он не сконцентрирован на «настоящем», его внимание сосредоточено либо на травмирующем «прошлом», либо на беспросветном «будущем». Попытки сознательного подавления негативных мыслей оказываются безуспешными: пациенты на какое-то время могут отвлечься от них, однако затем негативные мысли снова с легкостью всплывают в их сознании. Суть коррек-ционной методики состоит в том, что пациента обучают не жить «прошлым» или «будущим», а полностью сосредоточить внимание на «настоящем», на ощущениях «здесь и теперь». Пациент должен периодически концентрировать внимание на внешних и внутренних ощущениях, возникающих в процессе какой-либо повседневной активности (например, концентрировать внимание на своих вкусовых ощущениях во время приема пищи), при появлении негативных мыслей ему не следует «раскручивать» эти мысли или стараться подавить их, он должен отметить факт их появления, затем снова переключить внимание на ощущения настоящего момента.

С целью закрепления навыков преодоления негативных мыслей и суицидальных побуждений часто используется методика конфронтации, суть которой в том, что пациента побуждают в детализированной форме представлять пережитые им в прошлом стрессовые ситуации, вызвавшие суицидальные мысли или спровоцировавшие попытку суицида, концентрироваться на связанных с этими ситуациями болезненных мыслях и переживаниях, а затем преодолевать эти мысли при помощи саморегуляции внимания, самоинструктирования,

 

 

130 Глава 5. Профилактика и психологическая коррекция...

психофизиологической саморегуляции и других приемов, которыми пациент овладел в ходе коррекционных занятий. Также с пациентом подробно обсуждают возможные негативные события в будущем, которые могут спровоцировать возникновение у них суицидальных импульсов. Им предлагают представить себя в проблемных ситуациях, могущих возникнуть в будущем, вообразить типичные негативные мысли и суицидальные побуждения, которые у них могут вызвать эти ситуации, затем преодолеть эти побуждения и попытаться выработать возможные способы решения проблем [Бек А. и др., 2003; Неппяиез О. et al., 2003].

В заключение необходимо отметить, что психологическая коррекция лиц с многократными эпизодами суицидального поведения всегда проводится в системе комплексной психиатрической, медико-психологической и социальной помощи, направленной на улучшение социального функционирования и повышение качества жизни больных.


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Амбрумова А. Г. Роль личности в проблеме суицида //
Актуальные проблемы суицидологии. М.: Изд-во Московс-кого НИИ психиатрии, 1981.

2. Амбрумова А. Г., Тихоненко В. А. Диагностика суицидального поведения: Методические рекомендации. М.: Изд-во Московского НИИ психиатрии, 1980.

3. Безвершенко М. В., Зотов М. В., Петрукович В. М. Психо-физиологические методы оценки эмоциональной регуляции и перспективы их использования в практике судебно-психологической экспертизы // III съезд Российского психологического общества. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003.

4. Бек А., Раш А., Шо Б., Эмери Г. Когнитивная терапия депрессии. Пер. с англ. СПб.: Питер, 2003.

5. Блейлер Э. Аффективность, внушаемость, паранойя. Пер.
с нем. Одесса, 1929.

6. Бородин С. В., Михдин А. С. Мотивы и причины самоубийств//Актуальные проблемы суицидологии. М.: Изд-во Московского НИИ психиатрии, 1978.

7. Гилинский Я. И., Юнацкевич П. И. Социологические и
психолого-педагогические основы суицидологии. СПб.:
Медицинская пресса, 1999.

8. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. СПб.: Союз, 1998.

9. Ефремов В. С. Основы суицидологии. СПб.: Диалект, 2004.

10. Ефремов В. С., Точилов В. А. Депрессия и суицид // Современные подходы к диагностике и лечению нервных и
психических заболеваний. СПб.: Изд-во ВМедА, 2000.

11. Зейгарник Б. В. Патопсихология. М.: Изд-во МГУ, 1986.

12. Зотов М. В., Петрукович В. М. Внимание к мотивационно значимым стимулам как основа методического подхода к исследованию мотивации и его реализация на примере оценки суицидальных тенденций // Современная

 

132. . Литература

 

психология: состояние и перспективы. М.: Изд-во ИП РАН, 2002.

13. Зотов М. В., Петрукович В. М., Иванов А. О. Новый психофизиологический метод оценки уровня стрессоустойчивос-ти //Актуальные проблемы психофизиологического сопро-вождения учебного процесса в военно-учебных заведениях. СПб.: Изд-во ВМедА, 2002.

14. Зотов М. В., Петрукович В. М., Сысоев В. Н. Методика
экспресс-диагностики суицидального риска «Сигнал?: Руководство пользователя. СПб.: Иматон, 2003.

15. Катан Г. И., Сэдок Б. Дж. Клиническая психиатрия. Пер. с англ. М.: Медицина, 1994.

16. Когнитивная психотерапия расстройств личности / Под ред. А. Бека, А. Фримена. Пер с англ. СПб.: Питер, 2002.

17. Камер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. Пер с англ. СПб.: Прайм-Еврознак, 2002.

18. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у под
ростков. Л.: Медицина, 1977.

19. Лурия А. Р. Мозг человека и психические процессы. Т. 2.
Нейропсихологический анализ сознательной деятельности. М.: Педагогика, 1970.

20. Петрукович В. М., Зотов М. В., Иванов А. О., Бондаренко И. В. Психофизиологический подход к диагностике суицидального поведения // Военно-медицинский журнал, 2002. Т. 323. № 6.

21. Старшенбаум Г. В. Суицидология и кризисная психотерапия. М.: Когито-Центр, 2005.

22. Тарабрина Н. В, Практикум по психологии посттравмати-ческого стресса. СПб.: Питер, 2001.

23. Тихоненко В. А. Классификация суицидальных проявлений // Актуальные проблемы суицидологии. М.: Изд-во Московс-кого НИИ психиатрии, 1978.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.