Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рис. 2 Показатели уровня самоубийств (на 100 тыс. человек) на 2000 г. в зависимости от возраста и пола 2 страница



 

50 Глава 3. Методы диагностики суицидального поведения

ты поведения и переживаний, наиболее тесно связанные с высокой вероятностью совершения суицида.

К первой группе суицидологических опросников принадлежит большое количество сходных друг с другом методик. Например, опросник «СР-45» для выявления склонности к суицидальным реакциям [Гилинский Я. И., Юнацкевич П. И., 1999] содержит 45 утверждений («В прошлом у меня была попытка уйти из жизни»; «Я иногда думаю о своей добровольной смерти»; «Я пробовал разные способы ухода из жизни» и так далее), на которые обследуемый дает положительный или отрицательный ответ. При оценке результатов подсчитывается общее количество совпадений ответов обследуемого с «ключом», на основе этого делается вывод об уровне склонности к суицидальным реакциям.

В зарубежной клинической психологии получил распространение «Опросник суицидальных мыслей» («Adult Suicidal Ideation Questionnaire», ASIQ), разработанный американским суицидологом В. Рейнольдсом [Reynolds W. M., 1991]. В основу методики положены представления автора о том, что существует континуум суицидальных мыслей, ранжированных по степени серьезности. На одном полюсе континуума располагаются пассивные суицидальные мысли, на другом — активные, связанные с планированием суицида. Опросник включает 25 утверждений («Бывает, я думаю о том, что лучше мне было бы никогда не рождаться»; «У меня возникают мысли о том, чтобы убить себя»; «У меня возникают мысли о том, что другим будет лучше, если я умру»; «Бывает, я думаю о том, каким образом лучше убить себя»; «Бывает, я думаю о том, что будут чувствовать другие, когда меня не станет», и так далее). Каждое из этих утверждений обследуемый оценивает по 7-бальной шкале, от «О» (никогда не было таких мыслей) до «6» (такие мысли возникают почти каждый день). На основе общей суммы баллов, набранных обследуемым, делают вывод об уровне суицидального риска.


2. Методы самоотчета 51

При оценке риска суицидального поведения широко применяются клинические шкалы, которые заполняются специалистом на основании результатов беседы с больным. Среди этих методов наибольшую известность получила «Шкала суицидальных мыслей» («Scale for Suicide Ideations», SSI), предложенная рядом зарубежных исследователей [Beck А. Т. еt al., 1979; русский перевод в кн. Бек А. и соавт., 2003]. Основное достоинство методики состоит в том, что она позволяет прогнозировать суицидальные реакции на основе дифференцированной оценки различных характеристик суицидальных мыслей и поведения пациента. Так, в процессе обследования оцениваются отношение пациента к жизни/смерти, характеристики суицидальных мыслей, предпосылки для совершения суицида, характеристики предполагаемой суицидальной попытки, возможность реализации суицидальной попытки. Всего методика содержит 21 утверждение и каждое из них оценивается по 3-балльной шкале.

Авторы отмечают, что данная методика может использоваться не только при оценке актуальных суицидальных намерений пациента, но и при ретроспективном анализе суицидального поведения.

Другая группа суицидологических опросников направлена на оценку переживаний пациента, наиболее тесно коррелирующих с суицидальным поведением. Как отмечалось ранее, одним из важных факторов суицидального риска является депрессия. В связи с этим некоторые методы оценки депрессии используются при решении задач прогнозирования суицидальных реакций. К таким методам относится «Опросник депрессии Бека» («Beck Depression Inventory», BDI) [Beck А. Т. еt al., 1961; адаптированный русскоязычный вариант в кн. Та-рабрина Н. В., 2001], дающий возможность дифференцированно оценить различные компоненты депрессивного состояния пациента. Опросник включает 21 категорию симптомов (жалоб), каждая оценивается по 3-балльной шкале в соответ-

 

 

52 Глава 3. Методы диагностики суицидального поведения

ствии с нарастающей тяжестью симптома. Категории опросника ВО1 отражают различные проявления депрессии: 1) чувство печали; 2) пессимизм (безнадежность); 3) чувство собственной несостоятельности; 4) неудовлетворенность; 5) чувство вины; 6) ожидание наказания (желание быть наказанным); 7) отвращение к себе; 8) самообвинение; 9) суицидальные мысли; 10) слезливость; 11) раздражительность; 12) социальная отгороженность; 13) нерешительность; 14) ощущение собственной непривлекательности; 15) утрата работоспособности; 16) нарушения сна; 17) утомляемость; 18) потеря аппетита; 19) потеря веса; 20) ипохондрическая фиксация; 21) снижение сексуальной активности.

В серии лонгитюдных исследований, проведенных А. Беком и другими авторами, било показано, что наиболее тесные корреляции с суицидальным поведением обнаруживают вторая (чувство безнадежности) и девятая (суицидальные мысли) категории опросника.

На основе данных о тесной связи чувства безнадежности с суицидальным поведением А. Бек разработал «Шкалу безнадежности Бека» («Beck Hopelessness Scale», BHS) [Beck А. Т. et al., 1974], которая в настоящее время также широко используется англоязычными исследователями для оценки уровня суицидального риска. Шкала включает 20 утверждений («Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным»; «Я не могу представить себе, какой будет моя жизнь через 10 лет»; «Все, что ожидает меня в будущем, кажется мне скорее неприятным, чем приятным»; «Мой прошлый опыт хорошо подготовил меня к моему будущему» (ответ «нет») и так далее). На каждое из утверждений пациент дает положительный или отрицательный ответ. При совпадении ответа обследуемого с «ключом», он оценивается в 1 балл, затем баллы суммируются. Если обследуемый набирает более 10 баллов, делают вывод о повышенном уровне риска суицидальных реакций. В одном из лонгитюдных исследований были проанализированы


3. 2. Методы самоотчета 53

данные методики ВН5 у пациентов, совершивших завершенный суицид в течение 10 лет после обследования. Установлено, что 91% таких лиц имели оценку по методике ВНЗ 10 и более баллов, и только 9% оценку менее 10 баллов.

Оценка суицидального риска может проводиться на основе анализа значимости для обследуемого антисуицидальных мотивов, таких как долг перед близкими, моральные, религиозные убеждения и т. д. Основываясь на данном положении, известный американский суицидолог М. Лайнхен разработала «Опросник причин для жизни» («The Reason for Living Inventory», RFL) [Linehan М. М., 1983]. Опросник содержит 48 утверждений, каждое из них обследуемый оценивает от 1 («совсем не значимо») до 6 («крайне значимо»). Утверждения опросника образуют шесть шкал: 1) «Жизнестойкость и ко-пинг»; 2) «Ответственность перед семьей»; 3) «Долг перед детьми»; 4) «Страх суицида»; 5) «Страх социального отвержения»; 6) «Моральные установки». В серии исследований было выявлено, что показатели по шкалам «Жизнестойкость и копии», «Ответственность перед семьей», «Долг перед детьми», «Моральные установки» обнаруживают отрицательные корреляционные связи с выраженностью суицидальных намерений и позволяют с достаточной степенью надежности прогнозировать вероятность осуществления суицидального акта [Linehen M. M., 1983; Osman А. еt al., 1993]

Для решения задач оценки суицидального риска иногда применяются традиционные личностные опросники, например тест ММР1. При этом предполагают, что определенные конфигурации «профиля» ММР1 (например, сочетание подъемов «профиля» на 2-й и 9-Й шкалах) позволяют делать выводы о повышенном уровне риска совершения суицида. Однако систематических исследований, направленных на оценку значимости показателей теста ММР1 для прогнозирования риска суицидального поведения, до настоящего времени не проводилось.

 

54_____________ Гяава 3. Методы диагностики суицидального поведения

3. 3. СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДИАГНОСТИКЕ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Несмотря на широкое применение методов самоотчета при решении задач оценки суицидального поведения, они обладают рядом недостатков, основным из которых является субъективизм в ответах на поставленные вопросы, а также возможность как целенаправленного, так и неосознанного искажения респондентом информации о своем состоянии. В настоящее время имеется большое количество литературных данных, свидетельствующих о низкой эффективности методов самоотчета (опросников) при прогнозировании суицидального поведения. Действительно, хорошо известен факт, что лица, принявшие решение покончить с собой, склонны скрывать свои намерения от окружающих. Этому весьма способствует то обстоятельство, что признание наличия мыслей о самоубийстве часто имеет выраженные негативные последствия для индивида (госпитализация в психиатрическую больницу, продление сроков лечения, негативное отношение окружающих и т. д. ).

В связи с этим в последнее время идет активный поиск методических подходов, при использовании которых можно было бы обойти отмеченные выше недостатки традиционных методов оценки суицидального риска.

В исследованиях последних лет было показано, что лица с суицидальным поведением обнаруживают специфические изменения внимания, проявляющиеся, с одной стороны, в трудностях отвлечения от негативной информации [Вгад-1еуВ. Р. et al., 1997] и, с другой стороны, в непроизвольной фиксации внимания на информации, связанной с темой суицида [Зотов М. В., Петрукович В. М., 2002; Becker Е. 8. et al., 1999|. Английские исследователи Г. Маттеус и Дж. Антее


3. 3. Современные методические подходы к диагностике... _ 55

. К.., АтекЛ. К., 1992], используя технику регистрации движений глаз, показали, что, по сравнению с контрольной группой, депрессивные индивиды чаще фиксируют взгляд на эмоционально негативном, чем на нейтральном и позитивном материале. Немецкий психолог Э. Бекер с соавт. [Becker Е. 5. et al., 1999] при помощи модифицированного Струп-теста проанализировал особенности непроизвольного внимания к материалу, связанному с темой суицида, у лиц с суицидальными попытками. Испытуемым предлагалось как можно быстрее назвать цвет шрифта (красный, желтый, синий, зеленый), которым напечатаны слова с эмоционально нейтральным, позитивным, негативным и специфическим суицидальным содержанием, не обращая внимания на значение этих слов. Показано, что, в отличие от здоровых испытуемых, суициденты значимо дольше называли цвет шрифта, которым напечатаны слова с суицидальным содержанием, чем цвет позитивных и нейтральных слов. Это свидетельствует о том, что лица с суицидальным поведением обнаруживают специфическую пристрастность внимания по отношению к суицидальной информации.

Предполагается, что явление непроизвольной фиксации внимания на информации, связанной с темой самоубийства, играет существенную роль в развитии и усилении суицидальной мотивации. Лица с суицидальным поведением непроизвольно отмечают информацию негативного и суицидального характера, фиксируют на ней внимание, что приводит к дальнейшему нарастанию суицидальных тенденций.

Примером реализации данного подхода к диагностике суицидальных тенденций является методика экспресс-оценки суицидального риска «Сигнал» [Зотов М. В. и соавт., 2003].

В основе методики «Сигнал» лежат результаты экспериментальных исследований, свидетельствующих о том, что при наличии у человека какой-либо выраженной мотивации любая информация, имеющая к ней отношение, непроизвольно

 

^" ____________ Глава ^. Методы диагностики суицидального поведения

привлекает его внимание. Соответственно, при наличии у человека сильных суицидальных намерений, его внимание непроизвольно фиксируется на любой информации, имеющей отношение к теме самоубийства.

Методика «Сигнал» предназначена для экспресс-оценки риска суицидального поведения. Она относится к объективным личностным тестам, поскольку ориентирована на оценку объективных психофизиологических показателей без опоры на экспертные суждения или личностные самооценки. Тест сконструирован и предъявляется таким образом, что для испытуемого остается скрытым, какие стороны его поведения и переживаний подвергаются изучению. Это уменьшает возможность сознательных искажений реакций испытуемого при проведении обследования и делает его результаты более достоверными.

Методика основана на измерении резервов внимания при переработке информации с нейтральным и суицидальным содержанием и реализована в виде программного продукта к персональному компьютеру. Суть методики состоит в следующем. В инструкции испытуемому сообщается, что в процессе тестирования будут оцениваться некоторые особенности внимания и скорости мыслительных операций и предлагается просматривать последовательно появляющиеся на экране компьютера предложения с целью выявления грамматических ошибок. В случае обнаружения ошибки в предложении испытуемый должен нажать на клавишу «-»». Если ошибок нет, то необходимо нажать на клавишу «< -». В случае появления звукового сигнала испытуемый должен как можно быстрее среагировать на него нажатием клавиши «Пробел». Предложения составлены таким образом, что содержат примерно одинаковое количество слов, обладают сходными грамматическими и стилистическими характеристиками. Слова в нейтральных предложениях и предложениях с суицидальным содержанием уравнены по частоте встречаемости в русском языке. Пред-


3. 3. Современные методические подходы к диагностике... ____________ 57

ложения с нейтральным и суицидальным содержанием представляются блоками (каждый из которых включает 3 связанных по смыслу предложения). В процессе тестирования испытуемому предлагается просмотреть 25 блоков предложений. Первые 5 блоков просматриваются в процессе тренировки. 20 последующих блоков являются контрольными; 3 из них содержат предложения суицидального содержания, 17 — предложения нейтрального характера.

В подобных условиях деятельности испытуемого время простой сенсомоторной реакции на звуковой сигнал — надежный показатель степени фиксации внимания, образно говоря, «прилипания внимания» к воспринимаемому материалу. Таким образом, в процессе тестирования определяются резервы внимания («предвзятость» внимания) при переработке нейтральной информации и информации суицидального характера. При обработке результатов подсчитывается среднее время реакции на звуковой сигнал при восприятии нейтральных предложений и предложений с суицидальным содержанием. Показатель суицидального риска (ПСР) представляется в условных единицах и вычисляется по формуле:

ПСР=Т1ср. /Т2ср.,

где Т1ср., мс — среднее время реакции на звуковой сигнал при восприятии нейтральных предложений; Т2ср., мс — среднее время реакции на звуковой сигнал при восприятии предложений с суицидальным содержанием.

Значения ПСР в пределах 1, 0 свидетельствуют об отсутствии снижения резервов внимания при переработке информации суицидального характера и, соответственно, об отсутствии истинных суицидальных тенденций. Значения ПСР существенно меньшие 1 (0, 75 и ниже) свидетельствуют о «предвзятости» внимания к предложениям с суицидальной тематикой и, следовательно, о повышенном уровне суицидального риска.

 

58_____________ Глава 3. Методы диагностики суицидального поведения

Также необходимо учитывать данные исследований, показавших, что индивиды с демонстративно-шантажными суицидальными реакциями при выполнении методики «Сигнал» не обнаруживают существенных отличий от здоровых лиц без суицидальных тенденций, что может объясняться тем, что собственно суицидальная мотивация, то есть намерение лишить себя жизни, не играет существенной роли в их поведении [Петрукович В. М. и соавт., 2002].

 

 

Глава 4

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ СУИЦИДОВ:

МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

 

4. 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

НАУЧНЫХ ВЗГЛЯДОВ

НА ПРОБЛЕМУ САМОУБИЙСТВА

 

 

В процессе развития суицидологии как самостоятельной области научного знания было предложено много разных теоретических концепций, выделяющих роль психологи-ческих, социальных и биологических факторов в возникно-вении суицидального поведения. Исторически первыми влиятельными направлениями в суицидологии явились пси-хо-аналитическая и социологическая теории самоубийства.

 

4. 1. 1. Психоаналитический подход к объяснению суицидального поведения

 

3. Фрейда часто рассматривают как родоначальника психологического подхода к объяснению суицида [например Williams J. M. G., Pollock L. R., 2000], хотя у него отсутствуют

 

60 Глава 4. Теоретические модели суицидов: механизмы разбития...

специальные работы, посвященные данной проблеме. Большая часть млей 3. Фрейда, касающихся самоубийства, изложена в его работе «Печаль и меланхолия» [1917], посвященной психодинамическим аспектам депрессии. В частности, он сопоставил тяжелую депрессию с нормальным опытом переживания печали после смерти близкого человека. Фрейд предположил, что, хотя большинство людей способны справиться с утратой, существуют особенно уязвимые лица, которые воспринимают утрату как невыносимую, реагируя на нее выраженными чувствами ярости и гнева («Как он мог умереть, он предал меня, бросил меня одну! »). По мнению Фрейда, такие лица сохраняют образ утраченного близкого человека за счет процесса интернализации, когда он становится частью их собственного Эго. Поскольку они не могут выразить чувство гнева по отношению к умершему близкому человеку, они направляют его на самих себя. Когда подобные переживания достигают критического уровня, они приводят к совершению самоубийства.

3. Фрейд и его последователи развили мысль немецкого психиатра В. Штекеля, согласно которому «себя убивает тот, кто хотел убить другого человека». Самоубийство рассматривалось как одна из форм выражения ненависти к самому себе, возникающей из гнева, первоначально направленного на другого человека. Предполагалось, что человек, испытывающий сильные чувства ярости и гнева, при некоторых обстоятельствах может обращать их на самого себя, что приводит к суициду или реакциям самоповреждения.

Работы других представителей психоаналитического направления были направлены на освещение различных психодинамических аспектов суицидального поведения. Например, Г. Зилбург [Zilboorg G., 1937] развил мысль 3. Фрейда о том, что чувства мести и ярости, а также переживания сильного страха и фантазии о бегстве из травмирующей ситуации являются психологическими факторами, провоцирую-


4. 1. История развития научных взглядов на проблему самоубийства 61

щими самоубийство. Он также указывал, что большинство суицидов представляют собой импульсивные акты. К. Меннингер [Menninger K., 1938] выделил три психологических компонента суицидального поведения: желание убить, желание быть убитым и желание умереть. По мнению Р. Э. Литмана [Litman R. E., 1967], лежащие в основе суицидального поведения переживания включают не только чувства враждебности и гнева. Существенную роль играют ощущения одиночества, беспомощности и безнадежности, а также чувства вины, зависимости и тревоги.

Многие идеи, высказанные представителями психоаналитического направления, например мысль о связи реакций гнева и агрессии с суицидальным поведением, явились плодотворными для понимания некоторых его аспектов и получили подтверждение в экспериментальных исследованиях, проведенных в последующие годы.

4. 1. 2. Социологический подход к объяснению суицидального поведения

Основоположником социологического подхода является выдающийся французский социолог Э. Дюркгейм, чья работа «Самоубийство. Социологический этюд», опубликованная в 1897 г., многими авторами рассматривается как первое научное исследование проблемы самоубийств. В данной работе Дюркгейм отвергает объяснения суицидов внесоциальными индивидуально-психологическими причинами и высказывает мнение, что уровень самоубийств зависит исключительно от влияния социологических факторов. В частности, Дюркгейм делает вывод, что «в каждой социальной группе существует совершенно специфическая склонность к суициду», которая не может быть объяснена ни особенностями психической конституции индивидов, ни влияниями физической среды. Данная склонность полностью «зависит от социальных

 

 

62 Глава 4. Теоретические модели суицидов: механизмы развития...

причин и представляет собой коллективное явление» [Дюрк-гейм Э., 1998, с. 158].

Основываясь на понятиях социальной интеграции и социальной регуляции, Э. Дюркгейм выделяет четыре типа суицида.

Эгоистический суицид возникает в результате низкого уровня социальной интеграции. Он характерен для людей, недостаточно связанных с обществом, не ориентирующихся на принятые нормы, ценности и традиции. Это могут быть лица, не состоящие в браке, не имеющие постоянного места работы, жительства и т. д. Чем больше таких социально изолированных людей наблюдается в сообществе, тем выше в нем уровень суицидов.

Альтруистический суицид является противоположным эгоистическому и возникает в результате чрезмерно сильной социальной интеграции. Э. Дюркгейм пишет: «... Крайний индивидуализм приводит человека к самоубийству, но недостаток индивидуализма приводит к тем же результатам. Когда человек становится изолированным от общества, в нем легко зарождается мысль покончить с собой. То же самое происходит с ним и в том случае, когда общество вполне и без остатка поглощает его индивидуальность» [Дюркгейм Э., 1998, с. 248]. Альтруистический тип суицида наблюдается у людей, настолько сильно интегрированных в социальную группу, что они отказываются от своей индивидуальности и приносят себя в жертву интересам социального сообщества. В качестве примера автор указывает на распространенные в некоторых примитивных обществах жертвенные самоубийства престарелых и больных людей, жертвенные самоубийства жен после смерти мужей, самоубийства слуг после смерти господина и так далее. Соответственно, социальные сообщества, поощряющие жертвенные формы самоубийства, имеют высокий уровень суицидов.

Таким образом, первые два типа суицидов являются следствием недостаточной или чрезмерной интеграции индивида


4. 1. История развития научных взглядов на проблему самоубийства 63

в общество. Однако общество, помимо интегративной функции, также выполняет функцию регуляции поведения своих членов. По мнению автора данной теории, характер осуществления обществом этой регуляторной функции оказывает существенное влияние на количество самоубийств.

Аномический суицид (аномия — беззаконие, от греч. а — отсутствие чего-либо и nomos — закон, порядок) возникает в результате недостаточной регуляции обществом поведения индивида. Данный тип суицида наблюдается у людей, социальное окружение которых не предоставляет им стабильности и не формирует у них ощущения принадлежности. Ано-мические суициды характерны для периодов социальной нестабильности (аномии), связанной с разрушением ранее существовавшего социального порядка, норм и ценностей. Как отмечал Э. Дюркгейм, «человек, внезапно вырванный из тех условий, к которым привык, не может не впасть в отчаяние, чувствуя, что из-под ног ускользает почва, хозяином которой он себя считал» [Дюркгейм Э., 1998, с. 336]. Соответственно, в обществах, переживающих политические и экономические кризисы, показатели суицидов резко возрастают. Например, в США в период Великой депрессии уровень суицидов возрос почти в два раза. В России, как уже было отмечено, только в течение 1991—1995 гг. число завершенных самоубийств возросло в 1, 6 раз.

Э. Дюркгейм отмечает, что при эгоистическом суициде также наблюдается недостаток социальной регуляции — поскольку «эгоист оторван от общества, оно уже не может регулировать его внутренний мир», в связи с этим существует определенное сходство между анемическим и эгоистическим суицидом. Однако при эгоистическом суициде человек не испытывает нужды в обществе и не связан с его структурами, в то время как аномическое самоубийство вызывается потерей чувства принадлежности к обществу и представляет собой реакцию на различные социальные кризисы.

 

 

64______ Глава 4. Теоретические модели суицидов: механизмы развития...

Наконец, фаталистический суицид противоположен аномическому и возникает в результате чрезмерно жесткой регуляции обществом поведения индивидов. Согласно Э. Дюркгей-му, фаталистический суицид «является результатом избытка регламентации; его совершают люди, будущее которых безжалостно замуровано, страсти которых жестоко ограничены дисциплиной». К данному типу относят «все случаи самоубийства, вызванные неумеренным материальным или моральным деспотизмом», когда человек ощущает бессилие перед неизбежностью и непреклонностью установленных обществом правил [Дюркгейм Э., 1998, с. 359]. В качестве примера автор приводит самоубийства рабов, молодых мужей, обремененных семьей, бездетных замужних женщин. В то же время данный тип суицида Дюркгейм упоминает лишь вкратце, считая его редким явлением в современном ему мире.

Работа Э. Дюркгейма вызвала некоторую критику в свой адрес, обусловленную принципиальным отказом автора от любых психологических объяснений самоубийства. Напри-мер, Дж. Бэклер [Baechler J., 1975] отмечал, что в исследовании Дюркгейма присутствует только общество как таковое, которое реализует суициды через своих членов, и отсутствует живая личность, принимающая решение уйти из жизни. В то же время труд французского социолога, впервые раскрывший широкие перспективы использования социологических методов в изучении самоубийств, оказал мощное влияние на все последующее развитие суицидологии и стимулировал появление большого количества социологических исследований, направленных на уточнение и дальнейшее развитие представленных им эмпирических данных и теоретических положений.

Некоторые авторы попытались объединить концепцию Э. Дюркгейма и психоаналитический подход к объяснению самоубийств. Например, английский социолог Э. Гидденс указывал, что различные социальные общества порождают раз-


4Л. История развития научных взглядов на проблему самоубийства 65

личные типы депрессивных и суицидальных личностей. С одной стороны, эгоистическое общество порождает интровертов, неспособных к установлению устойчивых отношений с другими людьми; суицидальное поведение таких лиц представляет собой «крик о помощи», просьбу о социальной реинтеграции. С другой стороны, анемическое общество порождает личностей, неудовлетворенных своим существованием; подобная неудовлетворенность вызывает гнев, который они обращают на самих себя [Giddens А., 1966].

4. 1. 3. Роль биологических факторов в развитии суицидального поведения

Начиная с 1960-х гг. нарастает волна исследований, посвященных изучению роли биологических факторов в развитии суицидального поведения. Работы, нацеленные на анализ су-ицидов среди близнецов и усыновленных детей, показали важную роль генетического фактора в формировании предрасположенности к самоубийству. Например, американский исследователь Э. Рой проанализировал данные по 399 парам близнецов, в которых один близнец совершил завершенный суицид. Было установлено, что из 129 однояйцевых близнецов в 17 случаях (13, 2%) второй близнец также совершил завершенный суицид, в то время как из 270 двуяйцевых близнецов наблюдалось только 2 случая (0, 7%) совершения завершенного суицида вторым близнецом. Аналогичные данные были получены по суицидальным попыткам, не приведшим к летальному исходу. В целом у однояйцевых близнецов, у которых 100% генов совпадают, наблюдается больший уровень конкордантности по суицидам и суицидальным попыткам, чем у двуяйцевых близнецов, у которых со впадают только 50% генов, что, по мнению исследователя, свидетельствует о наличии генетической предрасположенности к суицидальному поведению [Roy A. et al., 2000].

3 Зак. 550

 

 

66______ Глава 1. Теоретические модели суицидов: механизмы развитая...

В работах, посвященных изучению суицидов среди приемных детей, было показано, что лица с суицидальным поведением чаще имеют биологических родственников, совершивших суицид. Например, датский исследователь Ф. Шульсингер проанализировал 57 индивидов, воспитывавшихся приемными родителями и совершивших завершенное самоубийство, которые были сопоставлены с контрольной группой из 57 лиц, также являвшихся приемными детьми и не обнаруживших признаков суицидального поведения. Было установлено, что из 269 биологических родственников суицидентов 12 также совершили завершенный суицид, в то время как из 269 биологических родственников лиц контрольной группы суицид совершили только 2 человека, что, по мнению автора, подтверждает важную роль генетического фактора в суицидальном поведении [5сЬиЫпёегР. etа1., 1979].

В то же время необходимо отметить, что большинство работ, посвященных генетике суицидального поведения, имеют методологические недоработки, состоящие в недостаточном учете психосоциальных влияний, а также характера и выраженности психических расстройств у лиц, совершивших самоубийства. Так, одно из возможных объяснений представленных данных состоит в том, что наследуется не специфическая склонность к самоубийству, а предрасположенность к развитию определенных психических заболеваний (например депрессии, алкоголизма, шизофрении), связанных с высоким риском суицидального поведения [Krug Е. О. et al., 2002].



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.