Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рис. 2 Показатели уровня самоубийств (на 100 тыс. человек) на 2000 г. в зависимости от возраста и пола 4 страница



С. Шоу-Уэлш [5Ьа\у-\Уetсп 5., 2003] воспроизвел эксперимент Ж. Хайнс на материале психопатических личностей с парасуицидальным поведением и также обнаружил у них снижение уровня физиологического возбуждения в моменты детального представления совершенных в прошлом актов самоповреждения.

Таким образом, данные исследований показывают, что важной функцией парасуицидального поведения является снижение или «разрядка» чрезмерного эмоционального напряжения, вызванного действием факторов стресса. До 90% пациентов


Рис. 4. Средние показатели частоты сердечных сокращений (ЧСС) в процессе образного представляй! различии событий у лице самоповреждающим поведением:

1 - преднамеренное самоповреждение; 2 - событие, вызвавшее чувство гнева; 3 - случайное ранение; 4- нейтральное событие. Источник: Н^пез^ etз1. (1995)

отмечают, что после совершения актов самоповреждения они действительно испытывают субъективное облегчение душевного состояния [Вегшшп I., РЫ1 М., 1983]. В связи с этим ряд исследователей предлагают рассматривать самоповреждающее поведение как неконструктивную регуляторную стратегию (копинг-стратегию), использование которой позволяет больным снижать напряжение, вызванное эмоциональным стрессом [Нашез et al., 1995]. Физиологическим механизмом, лежащим в основе данного явления, по-видимому, выступает смена сенсорной доминанты (В. И. Шостак), психологическим — переключение внимание с негативных переживаний на вызываемые болевые ощущения. Поскольку самоповреждающие действия способствуют кратковременному облегчению состояния индивида, они закрепляются, и в дальнейшем, в состояниях чрезмерного эмоционального напряжения, индивид с большей вероятностью демонстрирует парасуицидалъное поведение.

 


84 Глава 4. Теоретические модели суицидов: механизмы развития...

4. 2. 4. Психологическая модель формирования парасуицидального поведения

Рассмотренные данные о психологических факторах формирования импульсивного парасуицидального (самоповреждающего) поведения обобщены в теоретической модели, представленной на рис. 5.

Рис. 5. Психологическая модель формирования парасуицидального (самоповреждающего) поведения

В соответствии с представленной моделью под влиянием различного рода стрессовых ситуаций (обычно ситуаций, связанных с межличностными конфликтами) и вследствие сниженных «порогов* аффективного реагирования у предрасположенной личности возникают интенсивные негативные эмоции, такие как гнев, тревога, эмоциональная напряженность, дисфорические переживания. Недостаточность навыков эмоциональной регуляции и сниженная толерантность к негативным эмоциям приводят к тому, что негативные пере-


4. 2, Основные направлении современных исследований... 85

живания быстро нарастают и достигают критического уровня, когда воспринимаются индивидом в качестве «невыносимых», вызывая у него импульсивное побуждение немедленно прервать, прекратить тягостное душевное состояние. В этот момент индивид не способен адекватно осмыслить происходящее, оценить отдаленные последствия своих действий, его поведение направляется «сиюминутным» побуждением любыми средствами устранить невыносимое напряжение. Сниженная способность к торможению возникающих поведенческих импульсов вместе с рядом провоцирующих факторов (например, легким доступом к средствам суицида) приводят к тому, что аутодеструктивные побуждения реализуются в самоповреждающих действиях. Поскольку поведение индивида определяется стремлением немедленно прервать невыносимое состояние, в качестве средств самоповреждения используется все, что попадается под руку — бритвы, осколки стекла, лекарственные препараты. В отличие от лиц с истинным суицидальным поведением, тщательно обдумывающих средства суицида, у пациентов с импульсивными парасуицидами нет на это времени, поскольку они не могут терпеть невыносимое для них душевное состояние, им требуется незамедлительно его прекратить посредством сам о повреждающего поведения.

Как было показано выше, в большинстве случаев совершаемые пациентами акты самоповреждения приводят к субъективному облегчению состояния и снижению эмоциональной напряженности и, таким образом, закрепляются по механизму оперантного обусловливания. В дальнейшем, в ситуациях, вызывающих интенсивное эмоциональное напряжение, индивид с большей вероятностью прибегает к самоповреждаю-щему поведению. Возникает порочный круг: чем чаще индивид участвует в парасуицидальном поведении, тем более сильные аутодеструктивные импульсы он испытывает в состояниях эмоционального стресса. В то же время повторяющиеся реак-

 

86 Глава 4. Теоретические модели суицидов: механизкгя развития...

ции самоповреждения, совершаемые с целью устранения интенсивных негативных переживаний, препятствуют развитию эффективных навыков регуляции эмоций, еще больше усиливают неспособность индивида переносить дискомфортные душевные состояния.

Повторяющееся самоповреждающее поведение обычно имеет негативную динамику: лица, первоначально демонстрировавшие легкие формы самоповреждения, такие как поверхностные самопорезы или ожоги, в дальнейшем начинают использовать более тяжелые и опасные для жизни способы. Исследования показывают, что по меньшей мере 1% пациентов, госпитализированных в связи с самоповреждающим поведением, совершают завершенный суицид в течение года и 3-5% —в течение последующих пяти лет [На*[оп К., Раёв Л., 1988]. По данным английских исследователей, примерно у половины людей, погибших в результате самоубийства, в прошлом наблюдалось самоповреждающее поведение, у 20-25% эпизоды самоповреждения отмечались в течение года до смерти [РойегТ. et al., 1997]. Таким образом, наличие даже легких форм самоповреждающего поведения является фактором риска смерти в результате самоубийства. Каким образом можно объяснить эти данные? Ранее отмечалось, что страх смерти, боли, а также боязнь негативных социальных последствий совершения суицида являются важными антисуицидальными факторами, удерживающими людей от совершения самоубийства. У людей с повторяющимися самоповреждениями постепенно формируется привыкание к страху и боли, ассоциирующихся с суицидом, мысли о самоубийстве или самоповреждении начинают восприниматься как привычные, теряется страх перед негативными социальными последствиями самоубийства. Соответственно, у этих лиц возрастает вероятность совершения тяжелых самоповреждений или завершенных суицидов под влиянием интенсивных негативных переживаний.


4. 2. Основные направления современных исследований,., 87

Рассмотренная теоретическая модель позволяет наметить основные направления психологической коррекции парасуици-дального поведения. Основными задачами коррекционных воздействий должны быть формирование у пациентов навыков произвольной регуляции эмоциональных реакций, повышение уровня их толерантности к негативным переживаниям, повышение способности к произвольному контролю поведения.

4. 2. 5. Истинное суицидальное поведение

В отличие от импульсивного, истинное суицидальное поведение характеризуется высокой опосредованностью осознанными намерениями индивида. Согласно Б. В. Зейгарник [1986], основные признаки опосредованного поведения — наличие сознательно поставленной цели, интеллектуального контроля и произвольной регуляции выполняемых действий. Соответственно, истинное суицидальное поведение не возникает под влиянием «сиюминутных» побуждений, оно - результат длительного процесса, включающего возникновение пассивных, затем активных суицидальных мыслей, разработку суицидального плана с обдумыванием метода и условий совершения самоубийства, осознанным ожиданием смерти в результате осуществления запланированных действий. По мере развития данного процесса степень средовых влияний на суицидальное поведение индивида существенным образом снижается [Уап Нееппёеп К. et al., 2000]. Спланированное суицидальное поведение обычно наблюдается у лиц с депрессивными состояниями.

4. 2. 6. Роль когнитивных факторов

в развитии суицидального поведения

В результате многочисленных психологических исследований были выделены такие индивидуально-психологические особенности, предрасполагающие к истинному суицидально-

 

 

88 Глава 4. Теоретические модели суицидов: механизмы развития...

му поведению, как сниженная устойчивость к эмоциональному стрессу, недостаточно развитые коммуникативные способности, неадекватная самооценка, неразвитость психологических защит и конструктивных копинг-стратегий [Амб-румоваА. Г., Тихоненко В. А., 1980; Тихоненко В. А., Сафуа-новФ. С., 2004; Старшенбаум Г. В., 2005; УЛШалтз1. М. О., РоИоск Ь. К., 2000]. Однако следует отметить, что указанные индивидуально-психологические особенности носят чрезмерно общий характер, являются неспецифичными для лиц с суицидальным поведением и наблюдаются у многих больных с пограничной психической патологией. Эти данные трудно использовать в работе по профилактике самоубийств, поскольку слишком большое число людей, у которых наблюдаются отмеченные психологические характеристики, попадает в группу риска.

В связи с этим в последние десятилетия было проведено много исследований, посвященных выявлению более «тонких» когнитивных и поведенческих характеристик, позволяющих прогнозировать риск развития у индивида депрессивных и суицидальных переживаний. Большинство этих исследований были выполнены представителями когнитивно-поведенческого направления, которые основывались на предположении, что реакции человека на различные жизненные ситуации в значительной степени определяются тем, как именно он воспринимает и интерпретирует эти ситуации, какие выводы он из них делает. В условиях стресса предрасположенные к суициду личности склонны чрезмерно негативно, предвзято воспринимать и оценивать происходящие события, делать из них неверные выводы, что способствует развитию состояний психической дезадаптации, приводит к появлению чувства безысходности и, в конечном счете, к суицидальному поведению.

В работах представителей когнитивно-поведенческого направления были выделены такие факторы, повышающие риск развития суицидального поведения, как дисфункциональные


4. 2. Основные направления современных исследований... 89

установки и убеждения, негативный атрибутивный стиль, недостаточный уровень развития способности к решению проблем, склонность к переживанию безнадежности и сниженная способность к прогнозированию позитивных событий в будущем.

Дисфункциональные установки и убеждения. В соответствии с концепцией, предложенной выдающимся американским психотерапевтом А. Беком [Бек А. и соавт., 2003), предрасположенность к развитию депрессивных и суицидальных переживаний определяется наличием у индивида стабильных дисфункциональных установок и убеждений. Эти установки и убеждения формируются на ранних этапах развития индивида под влиянием различного рода психотравмируюших факторов (потеря близких, негативный опыт общения со сверстниками и проч. ) и оказывают влияние на то, каким образом он воспринимает и интерпретирует происходящие события во взрослой жизни.

А. Бек и его последователи выделили много типов дисфун-кциональных убеждений и установок, характерных для различных видов пограничных психических расстройств [Когнитивная психотерапия..., 2002]. Специфическими убеждениями, предрасполагающими к развитию депрессии; являются, например следующие: «Я ничтожество, если человек, которого я люблю, не любит меня»; «Все, за что я берусь, я должен выполнять на высшем уровне, иначе я полный неудачник»; «Все должны любить и поддерживать меня, иначе я не смогу ощущать себя счастливым».

Дисфункциональные установки и убеждения носят базовый, «первичный» характер в том смысле, что они способствуют возникновению разнообразных «вторичных» автоматизированных мыслей, связанных с негативными оценками собственной личности («Я неудачник»), свое го текущего опыта («Все отвергают меня») и будущего («В будущем меня ничего не ждет») (когнитивная триада депрессии).

 

90 Глава 4. Теоретические модели суицидов: механизмы развития...

В более поздних работах А. Бек выдвинул предположение, что дисфункциональные убеждения и установки обычно находятся в латентном состоянии и активируются у индивида под воздействием специфических стрессовых ситуаций, напоминающих о прошлом травматическом опыте. Он пишет, что в детском и подростковом возрасте у склонных к депрессии индивидов формируется повышенная чувствительность к определенным типам жизненных событий. Травматические ситуации, первоначально ответственные за возникновение и закрепление негативных установок, становятся прототипами специфических стрессов, которые в дальнейшем могут активировать эти установки. Когда человек сталкивается с ситуациями, напоминающими его первоначальные травматические переживания, он может прореагировать на них депрессией и суицидом (Beck А. Т., 1987].

В активированном состоянии дисфункциональные установки приводят к тому, что люди допускают систематические ошибки при восприятии и оценке жизненных ситуаций (когнитивные ошибки, в терминологии А. Бека). Эти ошибки обнаруживаются при анализе неоправданных выводов, которые делают депрессивные лица на основании произошедших с ними жизненных событий. Например, молодая женщина после разрыва отношений с близким человеком делает вывод, что «меня всегда будут отвергать», «я никогда не смогу создать семью» (генерализация — неоправданно общий вывод на основании единичного случая). Пациент, отмечая проявления раздражительности в поведении вышестоящего лица, делает вывод, что «наверное, я сделал что-то не то», «начальник не выносит меня» (персонализация — неоправданное соотнесение с собой событий, вызванных внешними причинами).

Таким образом, согласно концепции А. Бека, дисфункциональные убеждения и установки создают предрасположенность к развитию депрессии и суицидальным реакциям. Они активируются у индивида под воздействием специфических


4. 2. Основные направления современных исследований... 91

стрессовых ситуаций и нарушают его способность адекватно оценивать происходящие события, что приводит к развитию депрессии и суицидального поведения.

Негативный атрибутивный стиль. Идеи А. Бека были развиты американским исследователем М. Селигманом, известным своими экспериментальными работами, посвященными развитию состояний беспомощности у животных в условиях воздействия неконтролируемых стрессовых факторов.

В одном из экспериментов М. Селигмана две группы собак подвергались воздействию стрессогенных раздражителей (ударов электрическим током). Животным первой группы предоставлялась возможность избежать болезненных раздражителей: собаки могли перепрыгнуть через загородку в другую часть клетки, куда ток не подавался. Собакам второй группы такая возможность не предоставлялась: вне зависимости от их поведения, они всегда подвергались воздействию ударов током. Установлено, что спустя некоторое время поведение собак второй группы существенно изменилось, что проявлялось в резком снижении активности и прекращении любых попыток избежать воздействия болевых раздражителей. Когда в дальнейшем животным предоставили возможность избежать ударов током, они не делали этого и продолжали пассивно получать удары.

Таким образом, несмотря на то что собаки первой и второй группы получили примерно одинаковое число ударов током, их поведение существенно различалось: собаки первой группы сохраняли активность и пытались избежать болезненных раздражителей, в то время как собаки второй группы становились пассивными и прекращали все попытки повлиять на стрессовую ситуацию. По мнению М. Селигмана, в результате действия неконтролируемых стрессовых факторов у животных сформировалось беспомощное поведение, характеризующееся пассивностью и отсутствием попыток изменить ситуацию.

 

 

92 Глава 4. Теоретические модели суицидов: механизмы развития...

 

Применяя полученные на животных данные к человеку, автор предположил, что в результате столкновения с некон-тролируемыми стрессовыми событиями (развод родителей, смерть близких и т. д. ), человек обучается беспомощности, формирует убеждение, что он не способен контролировать негативные события в своей жизни. В дальнейшем это становится фактором риска развития депрессии и суици-дального поведения.

В 1979 г. М. Селигман модифицировал свою теорию. Он предположил, что, в отличие от животных, человек всегда пытается объяснить причины стрессовых событий в своей жизни. Вероятность развития беспомощности и депрессии прямо зависит от характера подобных объяснений |5еП§-тап М. Е. Р. et al., 1979|.

Опираясь на социально-психологическую концепцию каузальных атрибуций (от лат. causa — причина и аПпЬио — придаю, наделяю), автор предложил понятие депрессогенного атрибутивного стиля — типичных способов, при помощи которых склонные к депрессии индивиды объясняют причины негативных событий в своей жизни. Причины, приписываемые происходящим событиям, различаются тремя параметрами: стабильностью — нестабильностью, глобальностью — специфичностью и интернальностью — экстернальностью. Стабильные причины связаны с продолжительным во времени фактором («Это никогда не закончится»), в то время как нестабильные причины являются кратковременными, преходящими («Это временное явление»). Глобальные причины влияют на многие области жизнедеятельности («Это может разрушить все, что я делаю»), в то время как специфические причины ограничены по своему влиянию («Это никак не повлияет на мою жизнь»). Наконец, интернальные причины связаны с самим индивидом («Я виноват в том, что случилось»), в то время как экстерналь-ные причины — с другими людьми и обстоятельствами (« Все произошло из-за случайного стечения обстоятельств»).


4. 2. Основные направления современных исследований... 93

Согласно М. Селигману [5etщтап М. Е. Р. и al., 1979), негативный или депрессогенный атрибутивный стиль проявляется в том, что негативные жизненные события человек объясняет стабильными, глобальными и интернальными причинами, в то время как позитивные события — нестабильными, специфическими и экстернальными. Например, полученную на экзамене низкую оценку (негативное событие) депрессивный студент объясняет своими «низкими способностями» (стабильная глобальная интервальная причина), в то время как высокую оценку (позитивное событие) — «случайностью» (нестабильная специфическая экстернальная причина). Улиц, не предрасположенных к депрессии, отмечается противоположная тенденция: негативные жизненные события они объясняют нестабильными, специфическими и экстернальными причинами, тогда как позитивные события — стабильными, глобальными и интернальными причинами.

Наряду с наличием негативного атрибутивного стиля, у депрессивных и суицидальных лиц также отмечаются склонность недооценивать возможности своего контроля над стрессовыми событиями в жизни, переоценка значимости произошедших негативных событий и склонность давать катастрофическую оценку их последствиям [Аогагшоп Ь. V. et al., 1989)

Теория М. Селигмана получила подтверждение в экспериментальных работах, показавших наличие тесной взаимосвязи между негативным атрибутивным стилем и суицидальным поведением. Так, проведенное зарубежной исследовательницей Л. Абрамсон лонгитюдное исследование более 5 тыс. студентов американских университетов показало, что лица с негативным атрибутивным стилем в последующем (спустя 2, 5 года и более) обнаруживают значительно более частые проявления депрессии и суицидального поведения (суицидальные мысли и суицидальные попытки), чем лица без признаков негативного атрибутивного стиля [АЪгаткоп Ь. У. et al., 1998].

 

 

94 Глава 4. Теоретические модели суицидов: механизмы развития...

 

Недостаточный уровень развития способности к решению проблем. Установлено, что риск развития суицидального поведения тесно связан с недостаточностью способности к решению межличностных проблем [Linehan М. М., et а1., 1987; Schotte D. E., Clum G., 1987]. Подобная недостаточность затрудняет нахождение индивидом эффективных решений проблемных ситуаций, возникающих в различных жизненных сферах (семейной, профессиональ-ной и др. ), что может приводить к развитию беспомощ-ности, и, в конечном счете, суицидальному поведению. Действительно, как отмечал ось выше, один из частых мотивов, лежащих в основе истинного суицидального поведения, — стремление «избежать» субъективно неразрешимых жизненных ситуаций и связанных с ними болезненных переживаний.

Исследования показали, что у лиц с суицидальным поведением выявляются нарушения как мотивационных, так и когнитивных аспектов проблемно-решающего поведения. Нарушения мотивационных аспектов выражаются в недо-статочности инициативы, трудностях принятия решения, заниженной оценке своей способности самостоятельно решить проблему и ожидании неэффективности собствен-ных усилий по решению проблемы. В одном из исследо-ваний было установлено, что пациенты с суицидальными попытками, по сравнению с не-суицидальными больными, являются более пассивными в своих попытках решить проблемы, они чаще полагаются на других в своих решениях или считают, что проблемы решатся сами собой [Linehan М. М., et а1., 1987]. В другом исследовании было показано, что заниженная оценка индивидом своей способности решать межличностные проблемы позволяет прогнозировать риск развития депрессии, безнадежности и суицидальных тенденций [Priester M., Clum G., 1993].

Нарушения когнитивных аспектов проблемно-решающего поведения у лиц с суицидальным поведением проявляются


4. 2. Основные неправленая современных исследований... 95

 

в трудностях нахождения эффективных способов решения межличностных проблем, склонности к длительному мысленному «пережевыванию» проблемы, без совершения каких-либо активных действий по ее решению. Американские исследователи Д. Шотте и Г. Клум предлага-ли пациентам описания проблемных ситуаций из реальной жизни (например, «Вы замечаете, что друзья стали избегать общения с Вами») и просили их придумать как можно больше способов решения этих ситуаций. Авторы исследо-вания обнаружили, что пациенты с суицидальными попытками продуцировали в среднем в два раза меньше решений, чем больные без суицидальных тенденций, они чаще предлагали неконструктивные решения, которые воспринимали в качестве эффективных [Schotte D. E., Clum G., 1987].

Рассмотренные данные о нарушениях способности к решению проблем у пациентов с суицидальным поведением согласуются с исследованиями, показавшими крайне ограниченный репертуар копинг-стратегий (возможностей совладающего поведения) и преобладание неконструктив-ных их форм (особенно такой стратегии, как избегание) у лиц с высоким суицидальным риском [Тихоненко В. А., Сафуанов Ф. С., 2004; 5рш1оА. etal., 1989].

Нельзя согласиться с утверждением некоторых авторов [например, Schotte D. E., et al., 1987], что выявленный у лиц с суицидальным поведением недостаточный уровень разви-тия способности к решению проблем — стабильная лично-стная характеристика, не зависящая от изменений их эмо-ционального состояния. Если когнитивные компоненты проблемно-решающего поведения в большей степени зави-сят от устойчивых социальных навыков, сформированных в процессе предшествующего развития индивида, то его мотивационно-волевые компоненты подвержены влиянию переживаемого им депрессивного состояния. По мере раз-вития депрессии нарастают пассивность и безынициатив-ность пациента, снижает-

 

 

96 Глава 4. Теоретические модели суицидов: механизмы развития...

ся его уверенность в своих силах, возрастают пессимистические ожидания о бесполезности любых усилий, направленных на улучшение текущей ситуации. Другими словами, снижение способности к эффективному решению проблемных ситуаций носит временный характер и определяется выраженностью переживаемого человеком депрессивного состояния. Возникает «порочный круг»: с одной стороны, развивающееся депрессивное состояние нарушает способность индивида к эффективному решению проблем, с другой стороны, накапливающиеся проблемы в различных областях жизни пациента и его постоянные размышления о негативных последствиях этих проблем приводят к еще большему усугублению депрессивного состояния, появлению чувства безнадежности и суицидальных тенденций.

В целом дисфункциональные убеждения, негативный атрибутивный стиль и сниженная способность к решению проблем являются важными психологическими факторами, повышающими риск возникновения суицидального поведения. В то же время некоторые исследователи отмечают, что данные факторы влияют на суицидальное поведение не прямо, а опосредованно — через развитие переживаний безнадежности [УЛШагш.!. М. О., РоНосЬ Ь. К., 2000]. Другими словами, дисфункциональные убеждения, негативный атрибутивный стиль и низкий уровень развития способности к решению межличностных проблем способствуют возникновению чувства безнадежности, которое, в свою очередь, приводит к формированию суицидальных тенденций.

Склонность к переживанию безнадежности и сниженная способность к прогнозированию позитивных событий в будущем. Под безнадежностью принято понимать состояние, которое характеризуется: 1) устойчивыми ожиданиями индивида, что в будущем произойдут крайне нежелательные для него негативные события или, напротив, что не произойдут высоко значимые позитивные события, и 2) убежденностью индиви-


•1. 2. Основные направления современных исследовании... ______ 97

да, что в его поведенческом репертуаре нет средств, позволяющих повлиять на вероятность возникновения этих значимых событий |АЪгагшоп Ь. V. et al., 1989]. Таким образом, состояние безнадежности включает два основных компонента: пессимистические установки в отношении будущего («Я не жду ничего хорошего в будущем»; «Будущее кажется мне мрачным и бесперспективным») и ощущение беспомощности перед ожидаемыми негативными событиями («Что бы я ни делал, все бесполезно»; «От моих действий ничего не зависит»). Несмотря на то что безнадежность почти всегда связана с негативными эмоциональными переживаниями, она представляет собой когнитивный, а не эмоциональный феномен.

В серии лонгитюдных исследований была доказана тесная взаимосвязь безнадежности с суицидальным поведением. В частности, было установлено, что высокие показатели безнадежности позволяют предсказать повторение суицидальной попытки в течение последующих шести месяцев [Регпе К., цит. по > У1Шатз Л. М. О., РоПоск Ь. Я., 1993) и осуществление завершенного суицида в течение последующих десяти лет | Beck А. Т.,

51еегК. А., 1989].

Как было отмечено, одним из компонентов безнадежности являются устойчивые негативные ожидания индивида относительно своего будущего. Установлено, что негативные ожидания связаны со сниженной способностью индивида прогнозировать позитивные события, которые могут произойти в его будущем. В одном из исследований [МасЬео(] А. К. et al., 1993] пациентам предлагали представить определенный период в будущем (через месяц, год, пять лет) и в течение заданного времени придумать как можно больше событий (либо позитивного, либо негативного характера), которые в этот период могут произойти. Показано, что пациенты с суицидальными попытками обнаруживают выраженное снижение количества позитивных событий, предвосхищаемых в ближайшем и в отдаленном будущем, но не отличаются от лиц конт-

 

98 Глава 4. Теоретические модели суицидов: механизмы развития...

рольной группы по количеству предвосхищаемых негативных событий.

В другом эксперименте лицам с попытками суицида предъявляли список событий негативного и позитивного характера и просили оценить вероятность того, что эти события произойдут в их жизни. Обнаружено, что, в отличие от лиц контрольной группы, пациенты с суицидальным поведением оценивали негативные события как более вероятные по сравнению с позитивными, что было вызвано выраженными трудностями, которые испытывали пациенты при обдумывании того, почему негативные события могут не произойти в их жизни. Другими словами, высокие показатели субъективной вероятности негативных событий, отмечаемые улице суицидальным поведением, связаны с их неспособностью учитывать те аспекты собственной личности и жизненных обстоятельств, которые могут предотвратить появление этих негативных событий [МасЬеоо1 А. К. et al., 1993].

Рассмотренные данные представляют собой экспериментальное обоснование используемой клиницистами диагностической стратегии, состоящей в том, что пациента детально расспрашивают о его планах на ближайшее и отдаленное будущее, просят представить, какой будет его жизнь спустя несколько лет, и по характеру его ответов оценивают уровень суицидального риска.

В целом, благодаря рассмотренным выше исследованиям, было показано, что дисфункциональные установки, негативный атрибутивный стиль, недостаточность развития способности к решению проблем, склонность к переживанию безнадежности и сниженная способность к прогнозированию позитивных событий играют важнейшую роль в возникновении и развитии депрессивных переживаний и истинных суицидальных тенденций. Систематические мероприятия, направленные на своевременное выявление лиц с совокупностью подобных психологических признаков суицидально-




  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.