Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рис. 2 Показатели уровня самоубийств (на 100 тыс. человек) на 2000 г. в зависимости от возраста и пола 3 страница



Другое направление биологических исследований в суи-цидологии посвящено изучению биологических коррелятов суицидального поведения. Общий вывод, который был получен в результате исследований, проведенных с использованием различных методик, состоит в том, что у индивидов с тяжелыми попытками самоубийства, а также у лиц, погибших в результате суицида, выявляются аномалии серотони-


4. 1. История развития научных взглядов на проблему самоубийства 67

нергической системы мозга. Низкий уровень серотонина коррелирует с наличием и летальностью суицидальных попыток, совершенных пациентами в прошлом, и позволяет прогнозировать завершенные суициды и суицидальные попытки, которые они совершат в будущем, вне зависимости от психиатрического диагноза [Мапп I.. ). et аК, 2001]. Данные посмертных исследований лиц, совершивших завершенный суицид, свидетельствуют, что недостаток серотонина наиболее выражен в префронтальной коре [Агап§о V. et al., 19951, которая обеспечивает функции формирования долгосрочных целей и регуляции поведения человека [Шос-так В. И., Лытаев С. А., 1999]. Нарушение этих функций может вызывать снижение способности индивида произвольно контролировать свое поведение и сопротивляться суицидальным импульсам. Также имеются данные о тесной связи дефицита серотонина сдепрессией и импульсивным агрессивным поведением |Шостак В. И., Лытаев С. А., 1999; Мапп3. . 1. стal., 1999]. Американский исследователь Дж. Манн на основе данных о том, что дефицит серотонина коррелирует как с суицидальным, так и с агрессивным поведением, сделал вывод об общих физиологических механизмах, лежащих в основе ауто- и гетероагрессии. Этот вывод подтверждается результатами исследований, свидетельствующих о тесной связи агрессивного и аутоагрессивного поведения. Например, исследования, проведенные на выборке психиатрических больных и лиц с криминальным поведением, показали, что примерно 30% лиц, склонных к насилию, также имеют историю аутоагрессивного поведения, и около 10-20% лиц с суицидальным поведением в прошлом совершали акты насилия по отношению к другим людям |Уап Ргаа§ Н. М. еЫ., 1990]. По мнению Дж. Манна, влияние генетических и средовых факторов на формирование суицидального и агрессивного поведения в значительной степени опосредуется аномалиями серотонинергической системы [Мапп }. 1. et al., 1999].

 

68 Глава 4. Теоретические модели суицидов: механизмы развития...

4. 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Если еще в 1960-1970-х гг. происходили бурные дискуссии, посвященные обсуждению вопроса, является ли самоубийство преимущественно психологической и социальной проблемой или же оно в большей степени определяется влиянием биологических факторов, то, начиная с 1980-х гг., подобные вопросы теряют актуальность. Широкое распространение получил биопсихосоциальный (интегративный) подход к пониманию самоубийства, в соответствии с которым суицидальное поведение возникает в результате комплексного взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов (например, Уап Неепп§еп К. et al., 2000]. Основные усилия исследователей направляются на изучение взаимодействия биологических, психологических и социальных факторов в возникновении и динамике различных форм суицидального и парасуицидального поведения, разработку эффективных стратегий профилактики суицидов среди населения.

В результате многолетних исследований было показано, что, с одной стороны, самоубийцы представляют гетерогенную группу, включающую лиц с разными психиатрическими диагнозами, индивидуально-психологическими и социальными характеристиками, и, с другой стороны, суицидальное поведение не является однородным феноменом и имеет множество различных форм. Были разработаны классификации суицидального поведения, учитывающие опосредованность суицидальных действий осознанными намерениями индивида; характер целей, преследуемых при совершении суицидальных действий; степень серьезности намерений умереть; летальность используемых средств суицида; степень спланированности; повторяемость и стереотипность суицидальных реакций [Ти-


4. 2. Основные направления современных исследований... 69

хоненко В. А,, 1978; Шнейдман Э., 2001; Ефремов В. С., 2004; Вес1с А. Т. et al., 1979; ЬтеЬап М. М. et al., 1983].

Большое практическое значение имеет классификация, в соответствии с которой по признаку опосредованности суицидальных действий осознанными намерениями индивида выделяют импульсивное парасуицидальное и истинное суицидальное поведение. Импульсивное парасуицидальное (само-повреждающее) поведение характеризуется низким уровнем опосредованности осознанными намерениями индивида и возникает быстро, под влиянием ситуационно обусловленных «сиюминутных» побуждений и импульсов. Напротив, истинное суицидальное поведение характеризуется высоким уровнем опосредованности и является результатом длительного процесса, включающего формирование пассивных, затем активных суицидальных намерений, разработку суицидального плана с обдумыванием метода и условий совершения самоубийства, осознанным ожиданием смерти в результате осуществления запланированных действий.

Проведенные в последние десятилетия исследования показали, что импульсивное парасуицидальное и истинное суицидальное поведение возникают под влиянием различных факторов и наблюдаются у лиц, различающихся по своим психопатологическим и индивидуально-психологическим характеристикам. В связи с этим отдельно будут рассмотрены данные исследований, посвященных особенностям формирования импульсивного и истинного суицидального поведения.

4. 2. 1. Импульсивное парасуицидальное поведение

Согласно определению, предложенному австралийским исследователем К. Вильямсом, под импульсивным суицидальным поведением принято понимать суицидальные акты, при которых временной интервал между возникновением соответ-

 

 

70 Глава 4. Теоретические яоЭеян суицидов; механизмы развития...

ствующего побуждения и осуществлением суицидальных действий составляет менее 5 минут. Данное определение не предполагает, что у индивида ранее никогда не возникало суицидальных мыслей, однако подчеркивает, что импульсивные суицидальные действия не являются результатом осознанного, запланированного решения [ВДШатзС. et al., 1980]. Поскольку данные действия не основываются на устойчивом намерении индивида умереть, в этом контексте более уместно использовать понятие парасуицидального, а не суицидального поведения.

По данным разных авторов, импульсивное парасуицидаль-ное поведение отмечается у 25-40% лиц, госпитализированных в связи с попытками суицида [^ЛШатзС. et al., 1980; 31топТ. К. et al., 2001]. Отмечается большая распространенность импульсивных суицидов среди лиц подросткового возраста. Установлено, что в 50-75% случаев суицидальные действия подростков совершаются на фоне острой аффективной реакции и носят импульсивный характер [Личко А. Е., 1983; 5ЬапегО. et al., 1988, цит. по МШатз. ). М. С., РоПоскЬ. К., 2000).

Исследования показывают, что в большинстве случаев импульсивное парасуицидальное поведение возникает как непосредственная реакция на ситуацию межличностного конфликта, вызывающую у индивида интенсивные негативные переживания (ЗнтюпТ. &. et al., 2001]. Лица с импульсивными парасуицидами не думают о возможном летальном исходе своих действий и не учитывают последствий своего поведения. Внешние средовые воздействия оказывают значительное влияние на их поведение: любое изменение ситуации, актуального эмоционального состояния, а также трудности реализации суицидальных действий (например, отсутствие подходящих средств для суицида) могут привести к тому, что индивид «забывает» о своих намерениях [ВДШагпкЛ. М. О., РоИоскЬ. К., 2000].


4, 2. Основные направления современных исследований... 71

 

В ходе исследований не было получено достоверных данных о меньшей летальности импульсивных суицидов по сравнению с запланированными. Наряду с самоотравлением и нанесением себе порезов, лица с импульсивными парасуицидами могут использовать такие высоко летальные способы, как самоповешение, прыжки с высоты и применение огнестрельного оружия |5о1оГ1" Р. Н. et al., 2000; §1топ Т. К. ет. al., 2001]. В то же время, выступая в качестве спонтанной реакции на переживаемый межличностный конфликт, импульсивные парасуициды часто происходят в местах присутствия других людей, что повышает вероятность оказания своевременной медицинской и психологической помощи индивиду |§шоп Т. К. et al., 2001].

Анализ индивидуально-психологических характеристик лиц с импульсивными парасуицидами показал, что, по сравнению с пациентами с истинным суицидальным поведением, они обнаруживают меньший уровень депрессии и безнадежности, низкий самоконтроль, высокий уровень агрессии и импульсивности (^Ш1агп5 С. et al., 1980; 31-топ Т, К. et al., 2001]. Если истинное суицидальное поведение чаще отмечается у лиц с депрессивными расстройствами, то импульсивные парасуициды наиболее характерны для пациентов с эмоционально неустойчивым (импульсивный и пограничный типы) и диссоциальным личностными расстройствами [5о1оГг Р. Н. et al., 2000; ВДШатк ^. М. С., РоНоск Ь. К., 2000]. По данным разных авторов, 69-75% пациентов с импульсивным и пограничным типами личностного расстройства совершают акты само повреждения и суицидальные попытки [5о1отТР. Н. et al., 1994; Рапз Л., 2002]; у этой категории больных значительно чаще, чем у пациентов с депрессивными расстройствами, отмечаются повторяющиеся акты самоповреждения и суицидальные попытки [8о1о11 Р. Н. et al., 2000].

 

 

72_____ Глава 4. Теоретические моЗели суицидов: механизмы развития...

4. 2. 2. Дисрегуляция эмоций и импульсивность как факторы формирования парасуицидального поведения

В результате исследований было установлено, что основными факторами, предрасполагающими к развитию пара-суицидального поведения, выступают недостаточность эмоциональной регуляции и склонность к импульсивному реагированию.

Согласно американской исследовательнице М. Лайнхен [Ьшепап М. М., 1993], основная проблема лиц с парасуици-дальным поведением — недостаточность эмоциональной регуляции (дисрегуляция эмоций, в терминологии автора), которая характеризуется сочетанием высокой сенситивности и реактивности по отношению к стрессогенным раздражителям (низкими «порогами» аффективного реагирования) и сниженной способностью произвольно контролировать негативные эмоции и связанное с ними поведение. Действительно, исследования показали, что лица с импульсивным самоповреждающим поведением обнаруживают выраженную недостаточность регуляции негативных эмоций, проявляющуюся в неспособности отвлекать внимание от негативных раздражителей, снижать уровень физиологического возбуждения, связанного с эмоциональными реакциями, и тормозить вызванное ими ситуационное поведение [Ога1х К.. I,., 2004]. В других работах [НегреПг 8. С. et al., 1999) было показано, что личности психопатического склада, склонные к парасуицидальным реакциям, обнаруживают низкий уровень толерантности к состояниям эмоционального дистресса. Толерантность к дистрессу определяется «порогом» аффективного возбуждения, в случае превышения которого эмоциональное состояние воспринимается индивидом как крайне дискомфортное или невыносимое. Лица с высокой психической устойчивостью способны в течение длительного времени «выдерживать» со-


4. 2, Основные направления современных исследований... 73

стояния эмоционального дискомфорта. Напротив, у лиц с низкой «переносимостью» негативных эмоций подобные состояния вызывают импульсивные побуждения любыми средствами устранить переживаемый эмоциональный дискомфорт, что в ряде случаев приводит к ситуационным суицидальным реакциям («Я пытался убить себя, так как больше не мог терпеть невыносимое состояние»).

Данные исследований свидетельствуют, что недостаточность регуляции эмоциональных процессов возникает в результате взаимодействия биологической предрасположенности с факторами внешней среды, среди которых важнейшую роль играют условия воспитания и особенности социального окружения, в котором формируется личность ребенка [ЦпеЬап М. М., 1993]. Уже на ранних этапах своего развития ребенок испытывает разнообразные состояния эмоционального дискомфорта. В обычных семьях на внешние проявления эмоционального дискомфорта ребенка родители, как правило, реагируют поведением, направленным на нормализацию его эмоционального состояния, например, стимулируют ребенка к переключению внимания на стимулы позитивного содержания («посмотри, какая интересная игрушка»). В последующем ребенок научается самостоятельно применять те или иные регуляторные стратегии (например, произвольное отвлечение внимания от негативных аспектов ситуации, ее переоценка и т. д. ) для уменьшения своих негативных переживаний и нормализации эмоционального состояния.

Напротив, в «патологических» семьях различные проявления эмоционального дискомфорта ребенка часто вызывают импульсивные аффективные реакции у родителей, высказывания и поведение которых («немедленно прекрати плакать, а то будешь наказан») не только не снижают, но еще больше усугубляют негативные эмоции ребенка. В результате ребенок оказывается беззащитным перед переживаемыми негативными эмоциями, навыки регуляции своего эмо-

 

74 Глава 4. Теоретические модели суицидов: механизмы развития...

ционального состояния у него не формируются, что в последующем становится фактором риска развития парасуи-цидального поведения.

В результате исследований последних лет было установлено, что в процессах регуляции эмоций важнейшую роль играют качества внимания и памяти [Рокпег М. I., КоШЪаЛ М. К.., 1998]. В подтверждение рассмотрим основные способы, с помощью которых человек, испытывая возникшие на фоне конфликтной ситуации интенсивные чувства гнева, ярости или отчаяния, может произвольно снижать их интенсивность и тормозить связанные с ними агрессивные или аутоагрессив-ные импульсы. Это могут быть анализ и переоценка проблемной ситуации, приемы психофизиологической саморегуляции (контроль дыхания, мышечная релаксация и др. ), планирование своих действий, оценка возможных негативных последствий реализации импульсивных побуждений в поведении, различные формы отвлечения внимания (например, его переключение на какую-либо физическую деятельность). Успешное применение этих регуляторных стратегий обеспечивается определенными качествами произвольного внимания и оперативной памяти, такими как способность произвольно контролировать фокус внимания в ситуации эмоционального стресса, способность быстро отвлекаться от стрессогенной информации и способность подавлять аффективно нагруженные репрезентации в оперативной памяти, препятствующие достижению сознательно поставленных целей. Так, переоценка проблемной ситуации требует систематического переключения внимания с эмоционально значимых на более нейтральные аспекты ситуации, использование приемов психофизиологической саморегуляции — произвольной концентрации внимания на субъективных проявлениях физиологического состояния и т. д.

Важная роль внимания в процессах регуляции эмоций также показана в лонгитюдных исследованиях, свидетельствую-


4. 2. Основные направления современных исследований... 75

ших о тесной связи формирования системы эмоциональной регуляции с развитием функций произвольного внимания. Так, в работах известного психолога В. Мишеля установлено, что способность контролировать внимание в ситуации отсроченного вознаграждения в дошкольном периоде предсказывает хорошие способности к контролю негативных эмоций в подростковом возрасте [М15спet ^., Аудшс О., 2002). В исследованиях американской исследовательницы М. Ротбартбыло показано, что дети с более низким уровнем качеств произвольного внимания в возрасте 6—7 лет обнаруживают трудности регуляции негативных эмоций в возрасте 14-15 лет [Роз-пегМ. I., КогЬЬапМ. К., 2000].

В последние годы было предложено большое число экспериментальных методов, позволяющих на основе оценки рассмотренных качеств познавательных процессов прогнозировать степень устойчивости человека к воздействию факторов эмоционального стресса. Например, предложенная нами методика оценки способности к эмоциональной регуляции основана на анализе динамики распределения внимания испытуемого в процессе восприятия «шумовой» стрессогенной информации, предъявляемой в условиях дихотического прослушивания [Зотов М. В. и соавт., 2002]. Установлено, что при выполнении данного теста лица с импульсивным агрессивным поведением и пациенты с парасуицидальными реакциями склонны чрезмерно фиксировать внимание на «шумовых» стрессогенных раздражителях, неспособны отвлечься от них, что приводит к дезорганизации целенаправленной деятельности и затрудняет использование конструктивных форм со-владаюшего поведения [Безвершенко М. В. и соавт., 2003].

Таким образом, дисрегуляция эмоций, являясь фактором риска развития суицидального поведения, тесно связана с недостаточностью регуляторных компонентов познавательной деятельности, что согласуется с выдвинутым Л. С. Выготским положением о «единстве аффекта и интеллекта».

 

76 Глава 4, Теоретические модели суицидов: механизмы развития...

Другой важный фактор риска развития парасуицидально-го поведения — высокая импульсивность, отражающая сниженный уровень произвольной регуляции поведения.

Под импульсивностью принято понимать тенденцию быстро реагировать на ситуационные стимулы, без предварительного обдумывания, планирования своих действий, а также без учета возможных негативных последствий своего поведения для себя или окружающих [> УцНат5 С. et al., 19801.

Выделяют два основных аспекта импульсивности: склонность к непосредственному реагированию на раздражители без предварительного обдумывания и анализа ситуации и низкий уровень контроля над возникающими импульсами и побуждениями [Ьогг М. et al., 19851.

Первый аспект импульсивности проявляется в недостаточном уровне способности к осуществлению предварительного анализа ситуации, планирования и произвольного контроля выполняемых действий, а также неспособности оценивать долговременные последствия своего поведения для себя и окружающих. Второй аспект импульсивности выражается в неспособности тормозить внутренние импульсы и побуждения к совершению действий, могущих иметь негативные последствия для самого индивида или для окружающих.

Необходимо отметить, что последний аспект импульсивности тесно связан с рассмотренной выше дисрегуляцией эмоциональных реакций. Действительно, в связи с тем, что эмоции являются эволюционно закрепившимися способами реагирования на проблемы, возникающие в процессе адаптации человека (В. И. Шостак, К. Ьахагик), переживаемые человеком негативные эмоциональные реакции обычно сопровождаются побуждениями к определенным формам реагирования. Так, тревога и страх сопровождаются побуждениями к бегству, гнев и ярость — побуждениями к нападению и т. д. Соответственно, чем менее развита у индивида


4. 2, Основные направления современных исследований... 77

способность к произвольной регуляции эмоциональных реакций, тем хуже он справляется со связанными с ними поведенческими импульсами.

В качестве интегральной поведенческой характеристики импульсивность обычно оценивается при помощи методов самоотчета: личностных опросников, таких как СМИЛ и Фрайбургский личностный опросник, и специализированных методик, таких как шкала импульсивности Баррата (Ваггай 1три1зт1: у 5са1е — В18), включающая вопросы, направленные на оценку отвлекаемости внимания («Иногда мне трудно сконцентрироваться на какой-либо задаче или работе»; «У меня часто возникают посторонние мысли, когда я думаю о чем-либо»), импульсивности в моторной сфере («Я часто совершаю необдуманные поступки, о которых потом сожалею»; «Иногда я действую импульсивно»), способности к планированию и самоконтролю («Я всегда планирую то, что должен сделать», ответ «нет») [Район 3. Н. et al., 1995].

Методы оценки импульсивности, основанные на данных самоотчета, имеют ряд недостатков, таких как субъективизм, низкая достоверность получаемых результатов вследствие недостаточной способности обследуемых к рефлексии. В связи с этим в клинико-психологических исследованиях получили распространение методы оценки импульсивности, основанные на анализе объективных характеристик деятельности испытуемого в экспериментальных ситуациях, когда необходимо затормозить неадекватные импульсивно возникающие действия и сохранять избирательный целенаправленный характер поведения. Примером таких методов могут служить нейропсихологические пробы, впервые предложенные А. Р. Лурией [Лурия А. Р., 1970] для оценки нарушений регуляции психической деятельности у больных с лобным синдромом, и в последующем модифицированные отечественными и зарубежными авторами. Например, суть методики «Стоп-сигнал» Г. Логана, являющейся модифицирован-

 

78_____ Глава 4. Теоретические модели суицидов: механизмы разбития...

ным вариантом пробы с реакцией выбора А. Р. Лурии, состоит в том, что испытуемый выполняет сенсомоторную реакцию с выбором, как можно быстрее реагируя нажатием одной из двух клавиш на целевые символы («О» или «X»), появляющиеся на экране компьютера. После формирования соответствующего двигательного стереотипа испытуемому периодически (примерно в 25% проб) предъявляют звуковой сигнал, в ответ на который он должен затормозить двигательную реакцию и не реагировать на появившийся на экране символ, после чего продолжить выполнение задания. Временной интервал между предъявлениями звукового сигнала и целевого символа меняется, что влияет на сложность задачи (если звуковой сигнал подается непосредственно перед появлением целевого символа, испытуемому легче затормозить двигательную реакцию, чем в случае, когда звуковой сигнал подается после появления символа). По объективным показателям способности испытуемого к торможению реакций делают выводы об уровне его импульсивности [Ьо^ап С. О. et

al„ 1997].

В большом количестве клинико-психодогических исследований было показано, что импульсивность, оцениваемая как по данным самоотчета, так и по объективным результатам выполнения функциональных проб, тесно связана с парасуи-цидальным и суицидальным поведением (На^оп К. ет. al., 1982; Мапп ]. 3, е[ al., 1999). Так, в одном из исследований Дж. Манна, проведенном на выборке из 347 больных психиатрического стационара, было доказано, что высокий уровень импульсивности повышает вероятность суицидального и самоповреждающего поведения, независимо от выраженности депрессивного состояния, уровня психосоциальных стрессоров или психиатрического диагноза. Наряду с этим показано, что высокая импульсивность является фактором риска не только суицидального, но и агрессивного поведения [Мапп Л. Л. «al., 1999].


4. 2. Основные напрабления современных исследований... 79

Тесная связь между импульсивностью и парасуицидальным поведением была показана в исследованиях суицидов и суицидальных попыток лиц подросткового возраста [Наж1оп К. et al., 1982], пациентов с биполярными расстройствами [СогшЫе Е. et al., 1999], лиц с алкогольной зависимостью" [На*С. et al., 2001] и шизофренией [ОегуаихА. et al., 2003).

Установлено, что оценка импульсивности по объективным результатам выполнения функциональных проб позволяет лучше прогнозировать парасуицидальное поведение больных, чем опросниковые методы |8\уапл А. С. et al., 2005]. В работе Дж. Кейлпа с соавт. было показано, что суицидальные депрессивные пациенты по сравнению с не-суицидальными депрессивными больными и здоровыми лицами обнаруживают выраженное снижение успешности выполнения нейропсихо-логических проб, предъявляющих высокие требования к произвольному контролю и регуляции познавательной деятельности, что, по мнению авторов, свидетельствует о дисфункциях пре-фронтальной коры у этой категории больных и согласуется с нейробиологическими данными о недостатке серотонина в пре-фронтальной коре самоубийц [КеЛрЛ. ег. а1., 2001].

В большинстве работ импульсивность рассматривается как постоянная личностная характеристика. Между тем повышение импульсивности может возникать в результате временного снижения способности к произвольной регуляции поведения под влиянием алкогольного опьянения, чрезмерного эмоционального возбуждения и т. д., то есть импульсивность может выступать как временная, зависящая от психического состояния характеристика. В ряде исследований было показано, что и в данном качестве импульсивность повышает риск парасуицидального поведения больных. Так, в работе Р. Холла |цит. по Зшоп Т. К., 2001] было показано, что парасуицидальным реакциям часто предшествует возрастание импульсивности в поведении больных, обусловленное изменениями их психического состояния.

 

80 Гяава 4. Теоретические модели суицидов: механизмы разбития...

Таким образом, дисрегуляция эмоций и высокая импульсивность, проявляющаяся как в склонности к быстрому реагированию без предварительного обдумывания ситуации, так и в сниженном контроле возникающих побуждений, — важные психологические характеристики, повышающие вероятность возникновения суицидального или самоповреждающего поведения. Однако они не объясняют, почему в условиях эмоционального стресса люди прибегают именно к этим, а не к каким-либо другим формам девиантного поведения. Дать ответ на этот вопрос позволяет анализ краткосрочных целей, преследуемых людьми, которые совершают парасуицидальные акты.

4. 2, 3. Снижение эмоционального напряжения как основная функция парасуицидального поведения

Как отмечалось в главе 1, парасуицидальные акты часто совершаются людьми с целью «разрядки» эмоционального напряжения, отвлечения от субъективно невыносимого душевного состояния, снижения негативных эмоциональных переживаний. Например, пациент, совершивший тяжелые самопорезы, объясняет свои действия тем, что «хотел отвлечься от невыносимого состояния», «хотел заглушить душевную боль физической». Пациентка с тяжелым отравлением лекарственными средствами отмечает, что «было невыносимое состояние. Приняла 5 таблеток, чтобы забыться и уснуть, однако уснуть не получалось, поэтому выпила еще 5 таблеток и еще... Помню плохо, что было дальше, кажется, принимала еще какие-то лекарства».

Исследования самоотчетов лиц с парасуицидами показали, что 70-96% из них указывают на облегчение душевного состояния и уменьшение негативных эмоций как на основной мотив своего самоповреждающего поведения [Вгочщ М. 2. et al.,


4. 2. Основные направления современных исследований... 81

2002; Койпат К. et al., 2004]. В исследовании М. Брауна [Вгом! М., 2002] на материале пациентов с личностным расстройством пограничного типа было установлено, что мотивы, связанные со снижением негативных эмоциональных переживаний, отмечались у 86% лиц с суицидальными попытками и у 96% лиц с импульсивными самоповреждениями, характеризовавшимися отсутствием осознанных ожиданий смерти. В качестве других частых мотивов импульсивных самоповреждений назывались «выражение гнева», «избегание ситуации», «желание повлиять на других». В работе К. Родха-ма (Космат К., 2004] было показано, что стремление прервать или изменить невыносимое душевное состояние — наиболее частый (73%) мотив парасуицидального поведения улиц подросткового возраста.

Положение о том, что снижение негативных эмоций является одной из основных функций парасуицидального поведения, подтверждается результатами психофизиологических исследований. Широкую известность получил оригинальный эксперимент австралийского психолога Ж. ХайнсЩашезЛ. et al., 1995], показавший, что у лиц с парасуицидальным поведением наблюдается снижение показателей эмоционального напряжения в моменты, когда они представляют совершенные ими в прошлом акты самоповреждения. В ходе эксперимента лица с парасуицидальным поведением и испытуемые контрольной группы в образной форме представляли четыре типа событий: событие нейтрального характера; событие, вызвавшее гнев и агрессию (например, ссора с близким человеком); событие, связанное со случайным ранением (например, порез кухонным ножом); событие, связанное с преднамеренным самоповреждением (нанесение себе порезов). Это всегда были реальные события, за исключением случая, когда испытуемые контрольной группы представляли гипотетические акты самоповреждения в соответствии с описанием экспериментатора. Процесс представления каждого события

4 Зак. 550

 


1. 2. Основные направления современных исследований... 83


82 Глава 4. Теоретические модели суицидов: механизмы разбития...

включал 4 этапа: представление ситуации, которая привела к событию; приближение события; само событие и связанные с ним переживания; последствия события. Проводилась оценка динамики физиологических (ЧСС, КГР и др. ) и субъективных показателей эмоционального напряжения в процессе представления событий испытуемыми.

Исследование показало, что если при представлении нейтральных событий, событий, вызвавших агрессию, и случайных ранений у испытуемых обеих групп наблюдалась сходная динамика показателей эмоционального напряжения, то при представлении актов самоповреждения она носила прямо противоположный характер. У здоровых лиц в момент представления гипотетических самоповреждающих действий наблюдалось резкое возрастание физиологических и субъективных показателей эмоционального напряжения. У лиц с парасуи-цидами при представлении ситуации, спровоцировавшей реакцию самоповреждения, отмечалось возрастание физиологических показателей эмоционального напряжения, однако в момент представления самого акта самоповреждения и его последствий они резко снижались и оставались низкими (рис. 4). Сходное снижение физиологических показателей эмоционального напряжения наблюдается у наркозависимых лиц в моменты образного представления ситуаций употребления наркотических веществ.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.