Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Рис. 2 Показатели уровня самоубийств (на 100 тыс. человек) на 2000 г. в зависимости от возраста и пола 5 страница



4. 2. Основные направления современных исследований... 99

го риска и осуществление с ними профилактической работы, могут привести к снижению уровня самоубийств среди населения. Особо следует отметить, что к настоящему времени разработаны специализированные психокоррекционные методы и приемы, позволяющие воздействовать на каждый из рассмотренных когнитивных факторов суицидального риска. Так, для модификации дисфункциональных установок пациента используются «сократический» диалог и другие приемы когнитивно-поведенческой терапии [Бек А. и соавт., 2003], для коррекции депрессогенного атрибутивного стиля — методика реатрибуции [Бек А. и соавт., 2003], развитие способности пациента к решению межличностных проблем осуществляется при помощи тренинга решения проблем [Мутюге-^аШь Ь., 2001].

4. 2. 7. Психологические факторы суицидального риска: стабильные особенности личности или зависящие от эмоционального состояния характеристики

Необходимо отметить, что большинство исследований, посвященных определению психологических факторов суицидального риска, проводилось на материале лиц, проходящих лечение в связи с предпринятой попыткой самоубийства или актуальными суицидальными тенденциями. Другими словами, в исследованиях участвовали лица, переживающие актуальный суицидальный кризис. Это не позволяло установить, можно ли рассматривать зафиксированные когнитивные и поведенческие характеристики как стабильные во времени особенности личности, образующие долговременную суицидальную предрасположенность, или же они есть проявления кратковременного кризисного состояния, в котором находятся пациенты.

Для ответа на этот вопрос были проведены исследования, в которых участвовали лица, пережившие в прошлом суици-

 

 

100 Глава 4. Теоретические модели суицидов: механизмы развития...

дальные кризисы и, соответственно, относящиеся к группе риска, но на момент обследования находящиеся в стабильном эмоциональном состоянии. В большинстве исследований не удалось выявить существенных различий в психологических характеристиках здоровых индивидов и лиц, обнаруживших в прошлом суицидальное поведение, но ко времени обследования находящихся в ремиссии. Например, установлено, что если в депрессивном состоянии суицидальные пациенты обнаруживают высокий уровень дисфункциональных убеждений, оцененный при помощи шкалы дисфункциональных установок А. Бека, то, по мере нормализации эмоционального состояния выраженность дисфункциональных убеждений снижается до уровня, сходного с контрольной группой [Наа^а О. А. Р. et al., 1991]. Соответствующие данные были получены и в отношении негативного атрибутивного стиля [ВагпеН Р. А., ОоШЬ I. Н., 1988]. Показано, что деятельность по решению проблем также в значительной степени зависит от текущего психоэмоционального состояния индивида. Нарушения этой деятельности, наблюдаемые у суицидальных пациентов в депрессивных состояниях, быстро исчезают по мере того, как пропадают симптомы депрессии [В1§§ат Е Н., Ро\тег К. С., 1999]. Эти данные позволили некоторым авторам [например Вагпен Р. А., СоШЬ I. Н., 1988] выдвинуть предположение, что многие когнитивно-психологические характеристики, рассматриваемые в качестве причинных факторов суицидального поведения, на самом деле есть проявления или следствия кризисного состояния, переживаемого пациентами. В депрессивном состоянии у человека активируются пессимистические установки в отношении себя и своего будущего, снижается самооценка, нарушается способность к решению проблем («не чувствовал в себе достаточных сил для решения накопившихся проблем»). По мере нормализации эмоционального состояния человек восстанавливает позитивный взгляд на себя и свое будущее, у него появляются резер-


4, 2. Основные направления современны}: исследований... 101

вы для совладания с трудными жизненными ситуациями. Как писал еще Э. Блейлер [1919], «смена аффектов делает нас совершенно другими людьми, в состоянии печали мы думаем и поступаем во многих отношениях иначе, чем в состоянии радости».

В целом исследования последних лет показали, что многие индивиды, характеризующиеся высоким суицидальным риском, находясь в нормальном эмоциональном состоянии, по своим психологическим характеристикам существенно не отличаются от здоровых лиц. В то же время, под воздействием эмоционального стресса такие индивиды часто демонстрируют «срывы» нормального функционирования, склонность к развитию депрессии и суицидального поведения. Возникает вопрос: при помощи каких психологических приемов и методов можно решить проблему раннего выявления лиц, предрасположенных к суицидальным реакциям, имеющую важнейшее значение для профилактики самоубийств?

Одно из перспективных направлений состоит в изучении изменений познавательной деятельности и поведенческих характеристик лиц с суицидальной предрасположенностью под воздействием моделируемой эмоциональной нагрузки. Данное направление было реализовано в серии недавних исследований [Зотов М. В., Петрукович В. М., 2002; Петрукович В. М. и со-авт., 2002; Ьаи М. А. е( al., 2004; Зспег С. О. et al., 2005; > МШат5Л. М. О. et al., 2005]. В процессе этих исследований у лиц с высоким суицидальным риском и здоровых испытуемых вызывалось состояние сниженного настроения, что достигалось путем предъявления им различного рода стрессогенной информации: вербальных стимулов с негативным содержанием, фильмов, включающих темы утраты или социального отвержения, фрагментов из музыкальных произведений депрессивного характера (например, «Русь под монгольским игом» С. Прокофьева). Установлено, что если в нормальном эмоциональном состоянии предрасположенные лица не отличались от здоро-

 

102 Глава 1. Теоретические модеяи суицидов: механизмы развития...

вых испытуемых, то в моделируемых состояниях сниженного настроения они, в отличие от здоровых лиц, обнаруживали выраженную активацию негативных установок и снижение способности к решению проблем [обзор зарубежных работ см. ХспегС. О. etal., 2005].

Таким образом, если здоровые лица способны успешно переносить состояния сниженного настроения, то предрасположенные индивиды реагируют на эмоциональную нагрузку активацией негативных установок и снижением способности к решению проблем.

Дальнейшие исследования показали, что возникающие под действием эмоциональной нагрузки изменения в поведении и личностных установках пациентов опосредуются специфическими нарушениями регуляторных функций внимания, памяти и мышления.

 
 


В частности, было установлено, что под воздействием эмоциональной нагрузки лица с высоким суицидальным риском обнаруживают изменения процессов внимания, проявляющиеся в непроизвольной фиксации внимания на эмоционально негативной информации и трудностях отвлечения от нее [Зотов М. В. Петрукович В. М., 2002; Becker Е. 5. et al., 1999]. Лица с суицидальным поведением также обнаруживают склонность к негативным интерпретациям стимулов с амбивалентным значением. Например, предъявленные на слух слова < *з! ау» («убивать») и «& 1et§П! > («сани»), имеющие одинаковое звучание, но различный смысл, они достоверно чаще, чем здоровые испытуемые, опознают как «к1ау» [МаШедазА. etal., 1989].

В серии исследований, проведенных профессором Оксфордского университета Дж. Вильямсом [ВДШат5. 1. М. С., 1997; ХУНИагш1. М. О. et al., 2005] было показано, что у лиц с повышенным суицидальным риском (в прошлом переживших суицидальные кризисы), находящихся в состояниях сниженного настроения, отмечается затрудненный доступ к воспоминаниям о позитивных событиях в жизни, что проявляется в


 

4. 2. Основные направления современных исследований...

более длительном периоде извлечения этих воспоминаний из памяти (рис. 6). Также было установлено, что автобиографические воспоминания лиц с суицидальным поведением часто носят чрезмерно обобщенный характер (например, пациент вспоминает, что он «всегда подводил близких людей», но затрудняется восстановить в памяти конкретные жизненные ситуации, на основе которых он сделал этот вывод). По мнению Вильямса, отмеченные изменения автобиографической памяти являются одним из факторов, снижающих способности к решению проблем. Действительно, решение многих жизненных проблем требует привлечения позитивного опыта решения сходных проблем в прошлом. Трудности актуализации этого позитивного опыта приводят к неспособности найти эффективный способ решения проблемы, снижают уверенность человека в своей способности справиться с ней.

Рис. 6. Время актуализации позитивных и негативных воспоминаний у лиц с высоким суицидальным риском (группа 1), пациентов без суицидальных тенденций (группа 2) и здоровых испытуемых (группа 3). Источник: Шалв Л М. б., 1997

 

104 Гяава 4. Теоретические модели сущиЗов; механизмы развития...

Изменения мышления, наблюдающиеся у лиц с суицидальным риском в состояниях сниженного настроения, проявляются в возрастании ригидности мыслительной деятельности, трудностях отвлечения от мыслей и воспоминаний негативного содержания, склонности к негативным интерпретациям происходящих событий.

Исследования показывают, что в развитии отмеченных изменений внимания, памяти и мышления важную роль играет явление «умственной жвачки», или руминации.

Под руминацией (от англ. rumination) принято понимать мыслительную активность преимущественно вербального характера, при которой внимание человека полностью поглощено мыслями негативного содержания («загруженность депрессивными мыслями»), непрерывными размышления о прошлых или ожидаемых в будущем негативных жизненных событиях. Руминация также характеризуется чрезмерной оза-боченностью индивида проявлениями и последствиями негатив-ного эмоционального состояния, например, пациент полностью сконцентрирован на болезненных переживаниях, возникают мысли, что ему «никогда не станет лучше», что «нет сил терпеть это состояние, лучше умереть» [Ио1еп-НоеК8ета8., 1991].

Многие пациенты отмечают, что руминация или, как они выражаются, «раскручивание плохих мыслей» приводит к усилению болезненных переживаний и провоцирует появление мыслей о самоубийстве. Приведем несколько характерных описаний:

«После случившегося события (конфликт с сестрой) воспринимала все как в тумане. Снова и снова повторяла про себя сказанные ей обидные слова, перед глазами стояло ее злое лицо. Стало совсем невыносимо, поняла, что не хочу жить».

«В этом состоянии раскрутила у себя в голове плохие мысли. Думала, что это я во всем виновата, всем


4. 2. Основные направления современных исследований... -. 105

будет лучше, когда меня не станет. Настолько сильно накрутила себя, что решилась на суицид».

«Плохие мысли возникают непроизвольно, независимо от меня, очень трудно переключиться от них на что-нибудь другое. Даже если в данный момент я не думаю о самоубийстве, такое чувство, будто эти мысли сидят где-то в „подкорке" и ждут только повода, чтобы вылезти снова».

Данные примеры показывают, что при руминации пациент многократно прокручивает в сознании мысли и воспоминания о произошедших негативных событиях. Если сначала данная деятельность поддерживается убеждением пациента, что мысленное «пережевывание» проблемы поможет быстрее найти способ ее решения, то в последующем способность пациента произвольно контролировать данный процесс резко снижается.

Многократная реактивация в памяти эмоционально негативной информации способствует формированию пессимистической «настроенности», которая проявляется как в склонности к чрезмерно негативному, «предвзятому» восприятию и интерпретации происходящих событий, так и в повышенной легкости, с которой негативные мысли, воспоминания и установки активируются в сознании пациента.

4. 2. 8. Психологическая модель формирования суицидального поведения

Рассмотренные данные о психологических факторах формирования истинного (опосредованного осознанными намерениями индивида) суицидального поведения, обобщены в теоретической модели, представленной на рис. 7.

В соответствии с представленной моделью на фоне переживания различного рода стрессовых ситуаций у индивида

 

106 Глава 4. Теоретические модели суицидов. ' механизмы развития...

возникают относительно кратковременные изменения эмоционального состояния, проявляющиеся в снижении настроения, повышении тревоги и т. д.

 

 

Факторы эмоционального стресса Изменения эмоционального состояния Нарушения регуляторных компонентов познавательной деятельности (внимании, памяти, мышления) Активация негативных мыслей и установок Руминация («умственная жвачка») Негативная оценка и интерпретация происходящих событий Изменения поведения: нарастание пассивности, снижение способности к решению проблем, избегающий стиль копинг-поведения Чувство безнадежности и «тупика» «Туннельное сознание» Суицидальное поведение

 

Рис. 7. Психологическая модель формирования суицидального поведения


4. 2, Основные направления современных исследований... . 107

Если здоровые индивиды способны успешно переносить подобные состояния, то у психологически уязвимых лиц они вызывают временное ухудшение функционирования регуляторных компонентов познавательной деятельности, проявляющееся в активации негативных ожиданий и установок, а также в развитии процесса руминации («умственной жвачки»), характеризующегося трудностями произвольного отвлечения от негативных мыслей и переживаний. Некоторые зарубежные авторы используют понятие когнитивной реактивности для обозначения легкости, с которой у индивида в состояниях пониженного настроения активируются негативные ожидания и установки [ЗсЬег С. О. et al., 2005].

Активация негативных ожиданий и установок существенно изменяет восприятие индивида: его внимание заостряется на негативных аспектах ситуаций, позитивные моменты игнорируются, возникает склонность к пессимистическим интерпретациям происходящих событий, отмечаются трудности произвольной актуализации позитивного жизненного опыта.

Изменения когнитивных процессов приводят к закреплению и дальнейшему усилению негативного эмоционального состояния. Кроме того, они вызывают изменения на уровне поведения, проявляющиеся в нарастании пассивности, снижении способности к решению проблем, избегающем стиле копинг по ведения. Чрезмерно избегающее или пассивное поведение индивида препятствует нахождению эффективных способов решения проблемных ситуаций и провоцирует возникновение новых трудностей, которые пессимистически воспринимаются индивидом и вызывают дальнейшее нарастание депрессивного состояния.

Таким образом, человек попадает в замкнутый круг постоянно нарастающих негативных мыслей, депрессивных переживаний и субъективно неразрешимых проблем.

 

108 Глава 4. Теоретические подели суицкЗоб: механизмы развития...

Процесс нарастания взаимосвязанных изменений в когнитивной и эмоциональной сферах развивается, пока не достигает определенного критического уровня, когда у индивида возникает состояние суицидальной настроенности, характеризующееся переживаниями безнадежности, «тупика» (многие суициденты говорят о «чувстве загнанности в угол»), доминированием идеи самоубийства как единственного выхода из невыносимой ситуации. Описывая данное состояние, выдающийся американский суицидолог Э. Шнейдман использует понятие туннельного сознания (сопз(псИоп), при котором «внимание концентрируется как бы в одном узком туннеле», происходит «резкое ограничение выбора вариантов поведения, обычно доступных сознанию данного человека в конкретной ситуации». В состоянии суицидального кризиса «резко сужается диафрагма сознания, оно концентрируется на единственной цели бегства (из невыносимой ситуации), исключая из своего поля все остальное — родителей, супруга или детей. Близкие люди... просто не вмещаются в узкий фокус суицидальной линзы, оказываются за пределами кадра» [Шнейдман Э., 2001, с. 182]. Шнейдман также описывает изменения автобиографической памяти, характерные для состояний суицидального кризиса: «Совершающий самоубийство прерывает все связи с прошлым. Воспоминания его уже не спасут, он находится вне пределов их досягаемости» [Шнейдман Э., 2001, с. 269].

При описании развития состояния суицидальной настроенности, многие пациенты используют выражения: «нарастающий снежный ком», «скольжение по наклонной плоскости», подчеркивая, таким образом, возрастающие трудности контроля развивающегося суицидального кризиса. Во время переживания кризисного состояния любое возбуждающее событие может сыграть роль детонатора и подтолкнуть к планированию и реализации суицида.


4. 2. Основные направления современных исследований... 109

4. 2. 9. Повторяющееся суицидальное поведение лиц с депрессивными расстройствами

Данные исследований свидетельствуют, что суицидальное поведение имеет негативную динамику, проявляющуюся в том, что предрасположенность к суицидальному реагированию нарастает по мере увеличения числа пережитых суицидальных эпизодов. Лица, пережившие в прошлом суицидальные кризисы, обнаруживают 20-30-кратное повышение риска совершения самоубийства [Оиппet1 О., Ргапкet 5., 1994].

Как уже отмечалось, истинное суицидальное поведение часто наблюдается при депрессиях и существенно зависит от длительности и интенсивности депрессивных эпизодов, переживаемых больными. Между тем уже Э. Крепелин отмечал закономерность, состоящую в том, что если первые эпизоды депрессии возникают под влиянием интенсивных стрессовых событий, то, по мере увеличения числа пережитых депрессивных эпизодов, депрессивные состояния начинают легко вызываться символическими или предвосхищаемыми стрессами и теряют связь с психотравмирующими ситуациями, первоначально лежащими в их основе. В качестве примера выдающийся немецкий психиатр приводит случай пациентки, которая реагировала развитием депрессии сначала на смерть мужа, затем — на смерть собаки, потом голубя [КгаереИп Е., 1921, цит. по Мопгое 5. М. et al., 2005].

Недавно проведенные исследования подтвердили наблюдения Э. Крепелина. На рис. 8 представлены данные 12 исследований, посвященных изучению роли психосоциального стресса в долговременном течении депрессивных расстройств, проанализированные американским исследователем Р. Постом |РокГ К. М„ 1992].

 

 

110 Глава 4. Теоретические модели суицидов: механизмы развития.


Рис. 8. Результаты исследований связи между стрессовыми жизненными

событиями и первым/последующими эпизодами депрессии.

Источник: Ро$1 Р. М., 1992

Как видно из представленных данных, первые эпизоды депрессии значительно чаще, чем последующие эпизоды, связаны с воздействием стрессовых жизненных ситуаций. Среди пациентов, в прошлом переживших несколько депрессивных эпизодов, наблюдается существенно меньше лиц, у которых депрессивное состояние спровоцировано воздействием стрессовых событий, чем среди лиц, впервые переживающих депрессивный эпизод.

Таким образом, исследования показывают, что по мере увеличения числа пережитых индивидом депрессивных эпизодов роль объективных стрессовых событий в возникновении депрессии прогрессирующим образом снижается. Если первые эпизоды депрессии возникают под влиянием тяжелых травмирующих событий, то в дальнейшем депрессивные со-

 
 

 

4. 2. Основные направления современных исследований... 111

стояния могут провоцироваться внешне малозначительными, символическими или предвосхищаемыми стрессорами [Роз! Я. М., 1992; Мопгое 5. М., НагКпезз К. Ь., 2005].

Исследования повторяющегося суицидального поведения (суицидальных мыслей, побуждений и попыток суицида) выявили сходную закономерность. Установлено, что по мере увеличения числа пережитых суицидальных эпизодов роль объек-тивных стрессовых событий в суицидальном поведении пациентов снижается. Если первые попытки суицида и суицидальные переживания возникают под влиянием тяжелых стрессовых событий, таких как смерть близкого человека, развод или сексуальное насилие, то в дальнейшем суицидальные побуждения могут провоцироваться внешне малозначительными конфликтными ситуациями [уап Неепп§еп К. et al., 2000; . 1ошегТ. Е., КшШ М. О., 2000; Ыеetетап. 1. etal., 2004].

Так, американские ученые Т. Джойнер и М. Рудд [Дотег Т., КисШ М., 2000] установили, что если в группе лиц, переживших одну попытку самоубийства, выявляется значимая взаимосвязь между интенсивностью суицидальных побуждений и стрессовыми событиями, пережитыми ими в течение последнего года, то в группе пациентов с историей многократных суицидальных попыток такая взаимосвязь отсутствует.

Нидерландский суицидолог Дж. Неелеман с соавт., проанализировав данные более 5 тыс. лиц с суицидальными проявлениями, пришел к выводу, что стрессовые жизненные события и социально-экономические факторы риска играют большую роль в возникновении первых, но не последующих эпизодов суицидального поведения. Он отмечает, что повторяющееся суицидальное поведение носит относительно «автономный» характер и меньше связано с социально-сре-довыми влияниями, чем первые острые суицидальные переживания и попытки [neetетап. 1. et al., 2004].

Каким образом можно объяснить рассмотренные данные? Р. Пост и его последователи, опираясь на данные нейрофизио-

 

 

112 Глава 4. Теоретические модели суицидов: механизмы развития...

логических исследований, утверждают, что само переживание острого суицидального кризиса или тяжелого депрессивного эпизода вызывает рад изменений на нейробиологическом уровне, которые делают индивида более уязвимым к последующим эпизодам депрессии. «Один депрессивный эпизод порождает (Ье§et) последующие депрессивные эпизоды» [Роз* К. М., 1992].

Однако наряду с нейробиологическим существует и психологическое объяснение отмеченной закономерности. С учетом представленной выше теоретической модели можно предположить, что с увеличением числа пережитых кризисных состояний повышается сенситивность индивида к действию факторов эмоционального стресса. Но в то же время возрастает легкость, с которой у индивида под воздействием стресса возникают «срывы» регуляции когнитивных функций, активируются негативные установки и суицидальные тенденции [Ьаи М. А. et al., 2004; ШНатв, I. М. О. et al., 2005]. Мысли о суициде приобретают стереотипный, автоматизированный характер, привычно возникая у человека под воздействием различного рода провоцирующих стимулов и ситуаций. Как отмечала одна из пациенток, «в моменты, когда становится тоскливо на душе, мысли начинают идти по проторенной дорожке», которая заканчивается мыслями о самоубийстве. Здесь нельзя не вспомнить выражение У. Джеймса об «истоптанных привычкой дорожках мыслей в голове».

Положение о том, что с увеличением числа пережитых суицидальных эпизодов возрастает легкость, с которой суицидальные мысли и побуждения активируются у индивида в депрессивном состоянии, подтверждается недавней работой Дж. Вильямса с соавт. [\УПНат8. 1. et al., 2006]. В ходе лонги-тюдного исследования пациентов с рекуррентным депрессивным расстройством авторы установили, что 86% лиц, обнаруживших суицидальные мысли и побуждения во время предыдущего эпизода депрессии, также переживают их в течение следующего эпизода. У 79% пациентов, не обнаружив-


4. 2. Основные направления современных исследований... 113

ших суицидальных мыслей в течение предыдущего депрессивного эпизода, также отмечалось их отсутствие во время следующего эпизода.

Рассмотренные данные позволяют сделать ряд важных выводов относительно профилактики и коррекции суицидального поведения. Прежде всего, они показывают важнейшее значение мероприятий по первичной профилактике самоубийств, направленных на раннее выявление лиц с повышенным суицидальным риском и предотвращение развития у них суицидальных тенденций. Они также свидетельствуют о необходимости длительного медико-психологического сопровождения всех лиц, совершивших серьезную попытку суицида.

Установленные факты, что социально-средовые факторы риска играют разную роль на различных этапах суицидального поведения, свидетельствуют о необходимости дифференцированного подхода к психологической коррекции и реабилитации лиц, переживающих первый суицидальный эпизод, и лиц с хроническими суицидальными тенденциями. Краткосрочная кризисная психотерапия, ориентированная на поддержку и помощь пациенту в разрешении актуального межличностного конфликта [Старшенбаум Г. В., 2005], может быть эффективной для лиц, впервые переживающих суицидальный кризис, но явно недостаточна для пациентов с многократными эпизодами суицидального и самоповреждающего поведения. В последнем случае требуется применение долгосрочных реабилитационных программ, включающих, наряду с прочим, специализированные психокоррекционные методы, направленные на устранение устойчивых форм стереотипного суицидального реагирования пациентов.

 

Глава 5

ПРОФИЛАКТИКА

И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

5. 1. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

ПРОФИЛАКТИКИ САМОУБИЙСТВ

Под профилактикой суицидального поведения принято по-нимать систему государственных, социально-экономических, медицинских, психологических, педагогических и иных мероприятий, направленных на предупреждение развития суицидального поведения (суицидальных тенденций, суицидальных попыток и завершенных суицидов).

Принято различать первичную и вторичную профилактику суицидального поведения. Первичная профилактика включает мероприятия (социально-экономические, медицинские, психологические, педагогические и проч. ), направленные на предотвращение возникновения самоубийств. Вторичная профилактика включает мероприятия, направленные на снижение суицидальных тенденций и предупреждение повторного суицидального поведения у лиц, совершивших попытку самоубийства.

Основными направлениями первичной профилактики самоубийств в России и других странах являются организация


5. 1. Основные направления профилактика самоубийств115

специализированных суицидологических служб («телефо-нов доверия», кабинетов социально-психологической помощи, кризисных отделений), обучение работающих с населением специалистов распознаванию суицидальных тенденций, ограничение доступа населения к средствам суицида, контроль характера сообщений о самоубийствах в средствах массовой информации и информирование населе-ния о существующей системе медико-психологической помощи.

Организация различного рода суицидологических служб, обеспечивающих раннее выявление и оказание специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и суицидальным поведением, в настоящее время — одно из основных направлений профилактики самоубийств в нашей стране и за рубежом.

Первый центр по предупреждению самоубийств был организован в 1948 г. в Вене (Австрия), в 1953 г. суицидологическая служба появилась в Лондоне (Англия), в 1955 г. — в Лос-Анджелесе (США). В настоящее время в США имеется более 200 центров по профилактике самоубийств, в Англии — более 100, и их число продолжает расти [Комер Р., 2002]. В 1970-1980-х гг. суицидологические службы были созданы во многих странах Западной и Восточной Европы.

В развитие отечественной суицидологической службы важный вклад внесла профессор А. Г. Амбрумова, которая в 1970-х гг. создала сначала отдел суицидологии, затем Всесоюзный (сейчас — Федеральный) суицидологический научно-методический центр при Московском НИИ психиатрии. В Санкт-Петербурге суицидологическая служба, включающая «телефон доверия» и кризисный стационар, была организована в 1989 г. на базе ГПБ № 7 им. И. П. Павлова. В 1980-х гг. суицидологические службы появились и в других городах страны (Казань, Нижний Новгород, Ростов-на-Дону, Уфа и др. ). В 1998 г. вышел приказ Минздрава РФ № 148 «О специализированной помощи лицам с кризисными состояниями и

 

116 Глава 5. Профилактики и психологическая коррекция,.,

суицидальным поведением», согласно которому суицидологическая служба должна включать такие подразделения, как «телефон доверия», кабинет социально-психологической помощи и отделение кризисных состояний. «Телефон доверия» предназначен для профилактической консультативной помощи по телефону обращающимся лицам с целью предотвращения у них суицидальных действий. Основная задача данного подразделения суицидологической службы состоит в ликвидации у обратившихся кризисных состояний путем психотерапевтических бесед и применения при необходимости неотложных мер по предотвращению суицидальных тенденций. Кабинет социально-психологической помощи оказывает консультативно-лечебную и профилактическую помощь лицам, добровольно обращающимся в связи с кризисным, суицидо-опасным состоянием. Основными задачами кабинета являются консультативно-диагностическая работа, оказание пациентам медицинской, психологической и социальной помощи, психологическая и психопрофилактическая помощь населению. Отделения кризисных состояний организуются на базе многопрофильных больниц и предназначены для решения задач стационарной лечебно-диагностической помощи при ситуационных реакциях, психогенных и невротических депрессиях, психопатических реакциях и декомпенсациях психопатий, протекающих с выраженными суицидальными тенденциями.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.