Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





ОТ РЕДАКЦИИ 6 страница



Удержи на пути его, что ведет к смерти вратам! Позволь увидеть мне его или приди возьми меня к нему! »

Ни слова тут не говоря, вошел в каморку человек младой. На голове его была повязка, кровью орошенная. Он приблизился в женщине, приветствуя её и смехом, и слезами. Затем, взяв за руку, привлек её к губам своим горячим, и голосом, в котором отразились все прошлые страдания, заговорил: «Не бойся же меня! Я — предмет мольбы твоей горячей. Возрадуйся, ибо мир меня вновь вернул тебе и человечность вновь на землю воротилась, истерзанную алчностью войны. Не печалься, а смейся, любовь моя! Не думай, что я — мираж обманный, в доме смерти сотворённый и на родину красоты отпущенный. Не бойся, я есть реальность, что явилась без огня и меча, дабы сообщить всем людям о триумфе любви над смертью. Я есть Слово, возвещающее о начале мира и счастья».

Юноша замолк, и дальше слова его проговорили лишь слезы сердца. Ангел радости парил над домом, и двое любящих сердец в одно слились.

Когда ж над землею разлились сумерки нежные, пошли они на поле. Любовались красотой природы, победившей бурю. Молчанье долго длилось, а потом взглянул солдат вернувшийся на восток и прошептал возлюбленной: «Гляди, солнце тьму пронзает».


 

Свидетельские показания Эфраима Иерихонского

 

О ДРУГОМ СВАДЕБНОМ ПИРЕ

 

Когда он вновь вернулся в Иерихон, я разыскал Галилеянина и сказал: «Учитель, завтра сын мой хочет взять себе жену. Прошу тебя я прийти на пир свадебный и оказать нам честь, как ты уже почтил ты свадьбу в Кане Галилейской».

А он ответил: «Истинно, был я однажды гостем на пиру свадебном, но не быть мне гостем на сей раз. Сам я теперь новобрачный».

Я ж сказал: «Умоляю я тебя, Учитель, приди на пир свадебный к сыну моему».

И он улыбнулся, как будто бы с упреком, а затем спросил: «Почему умоляешь меня? У тебя, что вино отсутствует в кувшинах? »

Я отозвался: «Кувшины мои полны, Учитель, и тем не менее молю тебя, приходи на пир свадебный сына моего».

Тут он усмехнулся: «Кто знает? Возможно, я приду. Наверняка приду, коль сердце твоё лежит на алтаре Храма Души Твоей».

На завтрашний день сын мой женился, но Иисус не пришел на пир свадебный. Впрочем, у нас было множество великое гостей, ещё одного и разместить-то было б негде.

Воистину я сам готов приветствовать любого гостя, но хорошо, что больше никто и не пришёл.

Быть может, сердце моё не было брошено на алтарь его, когда я явился к Иисусу с приглашением? Быть может, я желал чудес иных, какие мог творить только он.


 

 

Говорит Сын Человеческий

 

 

«СТРОЧКИ НА ПЕСКЕ»

 

Во время отлива пишу я строчки на песке, в которые вкладываю всё, что разум мой и дух содержат. Во время же прилива я возвращаюсь, чтобы Слова читать, и не нахожу на берегу я ничего, кроме алтаря моего Незнания.


 

Свидетельские показания Барка, купца из Тира

 

О ПОКУПКАХ И ТОРГОВЛЕ

 

Я верю, что ни римляне, ни иудеи не понимали ни самого Иисуса из Назарета, ни его учения, получившего ныне название по имени его.

Римляне убили Галилеянина и тем самым совершили грубейшую ошибку.

Галилеяне сделали его после того Богом и тоже допустили грубейшую ошибку.

Иисус был сердцем человеческим, не богом.

Я плавал по Седьмому морю на корабле и торговал с царями и князьями, дружил с контрабандистами и лукавил на рыночных площадях далеких городов, но никогда я не видал человека, понимавшего душу купеческую лучше Иисуса.

Я слышал, как он рассказывал:

«Один купец решил покинуть пределы страны своей во имя стран далёких. Была у него пара слуг, он дал каждому по пригоршне золота, сказав на прощание: „Как только уеду на чужбину я, должны вы приумножить деньги сии. Менялами станьте и содержите слуг своих в довольстве“.

Спустя год купец вернулся.

Он отыскал двух слуг своих, снабженных золотом

его.

Первый слуга сказал: „Учитель, я покупал и продавал и прибыли добился".

И купец ответил: „Прибыль сия должна твоей по праву оставаться, её ты заслужил изрядно. Её тебе оставить будет только справедливо".

Тут выступил вперед другой слуга и заявил: „Хозяин, я боялся утратить ваши деньги; не покупал я и не продавал. Я золото хранил здесь, в этом кошеле".

Купец взял золото и сказал: „Убогость — вера твоя. Торговля меновая и лишения гораздо лучше, чем нежеланье двигаться вперед. Пусть ветер разметает корабли, купец должен научиться возрождаться" ».

Когда Иисус рассказывал об этом, разумеется, не думал о купцах он. Всё гораздо хуже: он разоблачал коммерческие тайны.

Кроме того, говорил он часто о дарах земель моих подлунных, таких далёких, что мои путешествия никогда не кончаются.

Нет, молодой Назаретянин не был Богом. Это жалкие его последователи пытались сделать Бога из него.


 

Свидетельские показания Фумиана, верховного священнослужителя Силона

 

ПРИЗЫВ

 

Возьмите ваши арфы и дайте петь мне.

Ударьте по струнам, серебряным и золотым

Ибо желаю петь я неустрашимого Мужа,

Что умертвил дракона долин.

Возьмите ваши арфы и пойте со мною вместе

Величественный дуб, растущий на высотах,

Небесно-сердечного и океан-держащего Мужа,

Что целует мертвенно бледные губы смерти,

И вновь преодолевает гору жизни.

Возьмите ваши арфы и пойте нас,

Бесстрашных искателей холмов,

Что отмечают лучшее и стреляют зримым гневом его,

Принося в жертву Земле рога и бивни.

Возьмите ваши арфы и пойте со мной

Доблесть, что покорила горные града,

И те рассыпались песком и пеплом.

Он не сражается с пигмеями, с богами,

Что нашей плотью голодны и изжаждались нашей крови.

Казался первым он Ястребом Златым,

Он, соперничающий с одними лишь орлами;

Ибо крылья его были безбрежны и горды.

Возьмите ваши арфы и пойте со мной

Веселую песню об океане и утесе.

Боги были казнены,

Они лежали тихо

В забытьи острова забытого океана.

А он был тем, кто убил их, сидевших на его престоле.

Но был он молод.

Весна играла бородой его,

А его лето было тишиной молодости на поле.

Возьмите ваши арфы и пойте вместе со мной

Бурю в лесу,

Что крушит сухие ветви и безлистные кроны,

Бросая их на грудь земли.

Возьмите ваши арфы и пойте вместе со мной

Бессмертную песню нашей веры.

Нет, слуги мои, пусть замрут ваши руки.

Остановите арф голоса.

Мы не можем петь его теперь.

Тонкий шепот нашей песни не может достичь его бури,

Не может пронзить величественной его тишины.

Бросьте ваши арфы и собирайтесь вкруг меня,

Я передам его слова вам,

Я расскажу вам о его деяньях,

Ибо эхо голоса его раздается в нашей страсти.


 

 

Говорит Сын Человеческий

 

 

«РУЧЕЙ У СКАЛ»

 

Я странствовал долиной, когда прорвалось утро и поделилось тайной: нет бытию конца. Внезапно замер пред ручьем я, что по долине той бежит и, напевая, говорит: «Жизнь состоит не из благополучья, а из исканий вечных и умиранья. Смерть не с песнями приходит, а с отчаянием и болезнями. Мудрец доказывает правоту свою не громкими словами, а тихой тайной, что скрывается под коркой слов. Благородство познаётся не по предкам знаменитым, а по жертве, принесённой к алтарю. Смиренный человек познаётся не цепями, ибо цепи могут великолепней украшений быть. Рай награжденьем не назвать, куда уж больше он наказанье сердца чистого. Ад же состоит не из страданий, живет в пустом он сердце. Красота читается не по лицам глади, ибо есть она лишь тёплый солнца луч». Вот что сказал ручей у скал. Возможно, это были тайны моря жизни?


 

Свидетельские показания писаря Вениамина

 

О ПОХОРОНАХ МЕРТВЕЦАМИ ИХ МЕРТВЕЦОВ

 

Говорят, что Иисус был противником и Рима, и Иудеи.

Но я-то думаю, что не был Назаретянин врагом ни отдельно взятых людей, ни народов.

Я слышал, как он говорил: «Птицы небесные на вершинах гор не глупее змей в их мрачных логовах».

Или: «Пусть мертвецы хоронят своих мертвецов. Вы же сами находитесь посреди живых, так парите же высоко».

Я не был одним из его учеников. Но я был одним из многих, кто пошёл затем за ним, пристально вглядываясь в его лицо.

Он смотрел на Рим и на нас, ставших рабами римлян, как отец глядит на детей, играющих в игрушки и ссорящихся меж собой за самую красивую из них. А он смеялся над нами со своей недоступной высоты.

Он был более велик, чем государства и народы.

Он был одиноким, самым одиноким, и был разочарован.

Иисус оплакивал все наши грехи и улыбался всем нашим мятежам.

Мы знали, что в его власти родиться со всеми теми, кто ещё не появился на свет Божий, и приказать прозреть тем, кто не способен видеть мир своими собственными глазами, кто будет жить его видениями.

Иисус был началом нового царства на земле, и царство то никуда не делось после гибели его.

Он был сыном и внуком всех царей, которые созидали царство Духа.

А только царь Духа способен управлять нашей землёй.


 

Свидетельские показания Заккея

 

О СУДЬБЕ ИИСУСА

 

Ты веришь в то, что услышишь. Я знаю. Поверь в невысказанное, ибо тишина людям куда ближе истины громких слов.

Ты спрашиваешь об Иисусе, о том, мог ли он избежать своей постыдной казни и спасти последователей своих от гонений.

Отвечаю, он мог избежать решенного им самим, но не сделал этого, не скрылся, подобно волку в ночи.

Он ведал судьбу свою и завтрашний день его верных возлюбленных. Он предсказывал и пророчил, что должно произойти с каждым из нас. Он не искал смерти своей; но уважал смерть, как супруг, заворачивающий саваном земли семя, уважает зиму, весну и осень.

Мы были людьми Галилеи, со склонов ливанских. Наш учитель мог призвать нас отступить в наши земли, жить вместе с его молодостью в наших садах до старости, вслушиваясь в шёпот пробежавших лет.

Ничего не просил он в храме наших поселений, лишь говорил о пророках и о том, что открылось сердцам их!

Не мог разве сказать он: «Теперь иду я на восток, подгоняемый ветром западным», разве не могли слететь слова сии вместе с улыбкой с губ его?

Ах, он сказал: «Ступайте в ваши семьи. Земля сия не говорит со мной. Я должен буду вернуться через тысячи лет. Учите детей ваших моему возвращению».

А ведь мог просто сбежать.

Но он знал, что, создавая веры храм, себя он должен положить как краеугольный камень, а нас раствором скрепляющим сделать во имя славы.

Ведал Иисус, что соки, текущие в стволе его веры, напитать других должны, и пролил кровь свою на землю.

Казнь и смерть есть Открытие. Смерть Иисуса стала Открытием его жизни.

Он ускользнул от вас и от его противников, а вы хотите быть победителями земли сей. Если б свершилось это, он бы не ускользнул от вас в смерть.

Только он желал отдать всё всем.

Ах, Иисус мог убежать от врагов своих и жить до глубокой старости. Но он знал о круговращении времени и желал спеть свою песню.

А теперь ты спрашиваешь, кто действительно, на самом деле, убил Иисуса — римляне или священнослужители иерусалимские?

Римляне не убивали его, и священнослужителей не заклеймить убийцами. Вся земля оказала ему честь на той горе смерти. Честь оказала смертью.


 

 

Говорит Сын Человеческий

 

«О ДУША»

 

О душа, без моей страсти по вечности не услышу я мелодии времён. Ибо жизнь тогда свою окончу я, и утром ясным тайной б стала жизнь. Тайной, что хранит могила.

О душа, если не искупаюсь я в слезах и ресницы мои не украсятся каплями слезной росы, я живу, как слепец, который ничто, кроме лика мрака, не воспринимает.

О душа, жизнь есть ночь, что в мир прорвалась и которую преследует заря, заря бесконечная. Неутишимая жажда души моей докажет мне, что есть вода свежайшая в кувшине милосердной смерти.

О душа, мне незнанье говорит, что дух — сравнимый с телом — преходящ, и не вернется никогда всё то, что уходит ныне. Скажи ж ему, что увядают цветы, но семя остаётся, и это есть вечности субстанция.


 

Свидетельские показания Ионафана

 

В СЕРДЦЕ РЕЧНЫХ ЛИЛИЙ

 

В один из дней возлюбленная моя и я плыли по озеру сияющей воды. И холмы ливанские окружали нас приветно.

Мы двигались подле плакучих ив, и отражения плакучих ив, казалось, окружали нас со всех сторон.

Когда же привязал я лодку к дубу, возлюбленная моя взялась за лютню и запела:

Что за цветок бережёт тайны воды и солнца?

Что за сердце бережет душу земли и небес?

Моя любовь, золотой цветок, что плавает в водовороте неба.

Когда ты и я провели в водовороте любви, что вечен

И будет вечным

Погрузи свои вёсла, любовь моя,

И позволь мне коснуться натянутых струн моих.

Позволь нам следовать слезам, и оставь нам лилии речные.

В Назарете жил Поэт, и сердце его казалось потоком речным

Навещал он душу женскую,

Ведал он жажду её, лишь возрастающую в воде страсти,

И голод её пред солнцем, целующим губы её.

Об этом говорил он, бродя в Галилее.

Я видела его, плывущего меж нас.

Неужто ты не видишь лица его, любовь моя?

Неужто ты не видишь слёзы, отражённые в воде,

Он движется, как движемся все мы.

Погрузи свои вёсла, возлюбленный мой,

И дозволь мне коснуться натянутых струн моих.

Это — Поэт из Назарета,

Что ведал и любил нас двоих.

Погрузи свои вёсла в воду, любовь моя,

И позволь мне коснуться натянутых струн твоих.


 

 

Говорит Сын Человеческий

 

«ЛЮБОВЬ»

 

Когда любовь вам делает знак, следуйте зову её. Благо пути круты и горячи. И когда любовь сворачивает вам крылья, уступите ей. Верьте ей, даже если сломан голос мечты, как ветер северный, опустошивший сад. Ибо если любовь вам венец, она и крест вам смертный тоже.

Она — паденье, она — и возвышенье. Её боль научит вас ласкать ветки сердца нежные, трепещущие на солнце.

Она спустится к корням и встряхнёт их, возмутит. Она — единственный ваш ключ для обнаженья. Она единственная освободит от заключенья. Огонь священный, что создаст из сердца вашего хлеб на пиру у Бога.

Всю эту любовь вы выстрадаете для того, чтобы узнать секреты сердца. Но если вопреки всему вы не разыскиваете мир в любви и страсти, закройте наготу души от глаз нескромных. Вам не нужна тогда любовь.

Она нужна для проникновенья в мир без времени, в котором вы засмеётесь, звонко плача. Любовь не дается всякому и не берётся каждым. Любовью не овладеть, ей не обладают. Ибо любви достаточно любви.

Когда вы любите, не стоит говорить: «Бог поселился в сердце моем». Скажите лучше: «Я живу в сердце Бога». И не думайте, что следует управлять судьбой любви, ибо это любовь — ваш судия достойный и дирижёр ваш.

Поверьте, любовь — не желание любое, что счастливо сбывается. В любви вы растворяетесь, живёте, словно вода жизни в ручье, поющем свои мелодии в ночи. В любви дано лишь понимать боль в избытке нежности и раны принимать. Ваше понимание любви — потеря крови, её отдача радостная и счастливая.

Проснетесь вы в любви с утренней зарей, взмахнете сердца крыльями и отдадитесь на милость Дня. Покойтесь в час Меридиана в любви восторге, чтобы Вечером Дня вернуться к очагу с одной лишь благодарностью за всё. Любите же друг друга.


 

Свидетельские показания Манассии, судьи Иерусалимского

 

О РЕЧАХ И ЖЕСТАХ ИИСУСА

 

Хотя потоки слов нас покрывают с головой, в глубинах нашего «Я» господствует вечная тишина.

Признание Сына Человеческого

Да, мне доводилось слышать его разговоры. В принципе, он всякий раз говорил об одном и том же. Но я восхищался им как человеком до некоторой степени чем-то большим, чем простой лидер. Иногда он проповедовал нечто, что выходило за рамки моих симпатий, возможно, даже нечто, что было выше моего разума.

И я не хотел бы, чтобы сей человек проповедовал нечто и обо мне.

Я могу описать его голос и его жесты, но не содержание его речей. Он очаровывал меня, но никогда не мог убедить, ибо он тоже был неясен, отстранен и невразумителен, как и волшебные слова его.

Я знавал других людей, симпатизировавших ему. Они никогда не отличались постоянностью или последовательностью. И вроде бы говорили принципиальные слова, влетавшие вам в уши, но никогда не затрагивавшие вашего сердца.

Что за жалость, что его противники ополчились на него и преследовали просто исступлённо. Не было в том никакой необходимости. Я думаю, их нападки только укрепляли его авторитет среди бедноты. Птицу никто не будет жалеть, пока какой-нибудь глупец не подрежет ей крылья.

Мне не знакомы его противники, однако я уверен, что в их страхе перед безобидным человеком они одолжили ему силу и сделали его опасным.


 

 

Говорит Сын Человеческий

 

 

«ОДИНОЧЕСТВО»

 

Вы говорите, утеряв мир с разумом. Когда ж не можете вы пережить одиночества сердца, оживают ваши губы, и слово становится вашим отрицанием всего и праздным времяпрепровождением.

Во многих ваших языках мысль убиенна наполовину. Ибо мысль есть птица, в пространство устремлённая и в клетке слов изранившая крылья.

Блаженство в болтовне ища, боитесь одиночества вы. Тишина одиночества открывает пред взором вашим бесстыдно обнажающееся «Я», и хочется сбежать.

А многие средь вас всё говорят, не думая всю правду раскрывают, но сути её не понимают.


 

Свидетельские показания Ефты из Кесарии

 

ЧЕЛОВЕК, УСТАВШИЙ ОТ ИИСУСА

 

Этот человек, что заполнил ваш день и преследует вашу ночь, вызывает у меня отвращение. Однако вам хотелось бы наскучить моим глазам изречениями его, а моему уму — его деяниями.

Я устал от его слов и от всего того, что совершил он. Имя его оскорбляет меня, как и имя его родины. Я ничего не хочу знать о нем.

Почему вы делаете пророка из человека, что был сплошной лишь тенью? Почему ищите башни на зыбкой песчаной дюне? Я презираю не эхо в долинах, не тень от солнца, просто не хочу я обратиться в его отражение в ваших глазах, в шум его речей в ваших головах. Ведь что такое сказал сей Иисус? Что мудрого сделал он, чего не совершил Гамалиель? Чем отличился он? О чем прозвенели цимбалы его жизни?

Я слыхал эхо пещер в молчащих долинах, и я вглядывался в длинные тени от солнца, но я никогда не слыхал эха песен этого человека в других сердцах, не видел тени этого как бы блистательного пророка.

Что сказал сей человек, чего не сказало бы молчание Исаии? Что спел он лучше, чем пел Давид? И что свершил он более мудрого, чем Соломон когда-то?

Он был всего лишь слабым лучиком света из Галилеи, не способным ни согреть, ни обжечь.

Умоляю вас, не утруждайте слух мой словами его или его деяниями. Моё сердце переполнено пророками древности, и ему было бы там слишком тесно.


 

Свидетельские показания его любимого ученика Иоанна в старости

 

О ПЕРВОМ СЛОВЕ

 

Ты хочешь поговорить со мною об Иисусе, но как могу я соблазнить песнь страсти?

В любое время дня Иисус ведал об Отце. Он был окутан им как облаком и в тени от облака сего оберегал всю землю. Он видел лицо Отца, отражающегося в тишине прудов, и часто закрывал глаза он, вглядываясь сердцем в Глаза Святые.

Ночь говорила с ним голосом Отца, и в одиночестве он слышал ангелов господних, призывавших его. И когда он утихал во сне, он слышал шёпот небес в грезах своих.

Он часто бывал счастлив с нами и называл нас братьями.

Иисус был первым Словом, назвавшим нас братьями своими, хотя мы были только звуком неясным, изданным трубами Сегодняшнего Дня.

Ты спрашиваешь, почему зову его я первым Словом?

Слушай, и я отвечу:

В начале начал Бог двигался в тиши, и от его безмерности родились земля немая и года времена.

Затем Бог движение своё продолжил, и жизнь продолжилась.

Тогда заговорил Бог, и слова его стали человеком, а человек был духом, одухотворенной Божьим Духом плотью.

И когда заговорил Бог, первым его словом стал Христос, и слово сие было великолепно. И когда Иисус из Назарета явился на землю, первое Слово было произнесено меж нами, и песня стала плотью и кровью.

Иисус Помазанник был первым Словом бога, произнесенным человеком.

Мы все сыны и дочери Духа Небесного, но Помазанник был первенцем Его, первенцем, жившим в теле Иисуса Назарета, и бродил он меж нас, и славили его мы.

Всё то, что говорю я, не понять тебе одним лишь разумом. Разум взвешен и измерен, но дух охватывает сердцем жизнь и обнимает тайны, дух — безграничен.

Ветер может нежно овевать человека и задувать жестоко, а озеро неистовствовать и уставать, но сердца жизнь есть сфера тишины и безмятежности, и звезда, что сияет на небе, пребудет там навечно.


 

 

Говорит Сын Человеческий

 

 

«ПРИГОРШНЯ ПЕСКА»

 

Любви ручей поет, ручей Познанья говорит, ручей Страсти шепчет, а ручей Убожества горько сетует.

Но есть источник, что глубже Любви, величественней Познанья, сильнее Страсти и горше Убожества. Он — нем и безъязык, лишь очи его блестят как звезды. Это Слово.

Когда соседу своему ты жалуешься на несчастья, открываешь ты ему часть сердца своего. И коли душа его великодушна, он благодарен будет тебе; если ж малодушен он, то презирать тебя начнет.

Прогресса суть не в улучшении того, что было, а в настроенности на то, что будет.

Покорность — это пелена, скрывающая черты лица Гордости, а жалобы есть маска, прикрывающая лицо Несчастья.

Когда дикарь оголодает, он сорвёт плоды с дерев и съест их. Когда цивилизованный человек оголодает, он купит плоды у того, кто сорвёт их первым.

Река ж продолжит свою дорогу к морю, ей все равно — запущено ль мельницы колесо иль нет. Так и Слово.


 

Свидетельские показания Понтия Пилата

 

О ВОСТОЧНЫХ ОБРЯДАХ И КУЛЬТАХ

 

С тех пор как привели его ко мне, моя жена говорит о нём постоянно, но я не обращаю на неё никакого внимания.

Моя жена — законченная фантазёрка. Как и многие римлянки её положения, она обожает восточные обряды и ритуалы. А эти культы весьма опасны для Империи; и если бабы начинают с их помощью латать заплаты в сердце, получается только хуже.

Египет погиб, когда гиксосы из Аравии приволокли в него одного-единственного бога своих пустынь. И Греция была побеждена и пала во прах, когда Астарта и семь её прислужниц явились в её пределы с Сирийского побережья.

Что касается Иисуса, я никогда не видел этого человека прежде. Он был послан ко мне как преступный злодей, как враг своего собственного народа, а значит, и Рима.

Его привели в Зал Судей, связанного и избитого. Я заседал в тот день в том Зале, и он пал мне в ноги; тут же вскочил, распрямил истерзанные плечи и гордо вскинул голову.

А я до сих пор не могу постичь, что произошло со мной в тот самый момент: это было внезапной страстью, нежеланной мыслью — подняться и пасть ему в ноги.

Я чувствовал себя так, как если бы сам Цезарь вошел в Зал Судей, этот более великий человек, чем сам великий Рим.

Зачарованность моя продлилась еще какое-то мгновение. А потом я увидел простого человека, обвиненного в измене собственному народу. Я же был правителем этого народа и его судьёй.

Я взялся допрашивать его, но он так и не пожелал ответить. Все только глядел на меня, в меня. И в его взгляде плескалась жалость, как если бы это он был правителем моего народа и его судьёй. Моим судьёй.

Он оставался тих, спокоен, и тишина его глядела на меня, в меня, вместе с жалостью, что плескалась в его глазах.

И я вышел на дворцовые ступени, и когда народ воззрился на меня, прекратив свой мерзкий крик, спросил: «Что хотите вы сделать с этим человеком? »

Они заорали как в одну глотку: «Мы хотим распять его. Он — наш враг и враг Рима. Распять! Распять!!! Распя-я-ять!!! »

А кое-кто закричал: «Разве не он говорил, что хочет разрушить Храм? И не он ли был тем, кто заявлял, что из рода царей он? Мы не хотим никакого царя, кроме Цезаря! »

Я вернулся в Зал Судей и увидел его — спокойно стоящего в одиночестве.

И тут я вспомнил, что говорил мне один философ-грек: «Томящийся одиночеством человек — всегда сильный человек». В этот момент Назареянин был более велик, чем весь его народ.

Но я не чувствовал к нему никакого сострадания. Он был по ту сторону моего милосердия.

Я спросил его: «Ты ли царь Иудейский? »

Но он не сказал мне ни слова.

И я вновь спросил его: «Не ты ли говорил, что есть царь Иудейский? »

И тут он взглянул на меня.

А затем ответил негромко: «Ты сам назвал меня царем. Возможно, для этого конца я был рожден, придя на землю свидетелем Истины? »

И этот человек говорит об истине!

В нетерпении я произнес вслух предназначенные лишь мне слова, мне, не ему: «А что такое истина? И что такое эта истина, если невиновный попадает в руки палачей по оговору? »

Сей Иисус ответил с силой, коей я и не ожидал увидеть в нем: «Никто еще не правил миром, руководствуясь словами божьими и истиной».

Я запомнил его слова. «Так ты — Бог? »

И он ответил: «Если ты так считаешь, истина слишком далека от тебя».

Да что такое — бог и что такое — истина, если я во имя государства, радея за блага его, ради его древних обычаев, посылаю на смерть невиновного человека?!

Ни люди, ни нация, ни Империя никогда не держались истины на пути самосозидания.

И я вновь спросил его: «Так ты ли — царь Иудейский? »

И он ответил: «Ты сам сказал это. Я покорил мир в сей час».

И этот короткий ответ был самым непристойным из всего, что он сказал, потому что только Рим покорял мир.

До нас доносились крики народа, теперь галдеж был куда сильнее прежнего. И я сошел со своего места судьи и приказал ему: «Следуй за мной».

И я вновь вышел на дворцовые ступени, теперь он стоял позади меня. Когда народ увидел его, людишки взревели угрожающе. И в реве их я различил: «Распять его, распять его, распя-я-ять! »

Тогда я уступил его священнослужителю, а тот вновь уступил его мне. И я сказал: «Делайте с этим человеком то, что считаете нужным. И коли понадобится, берите солдат Рима для его охраны».

Они взяли его, а я приказал прибить к его кресту табличку «Иисус Назарет — царь Иудейский». Вместо «Иисус Назарет — царь мира».

Человек сей был раздет и порот, и распят.

Хотели ведь спасти его, отдав под мою власть, но желание спасать его — одна из причин возможного восстания. Невмешательство в религиозные колебания покорённого народа — дело достойное и мудрое, похвальное для прокуратора Римской провинции.



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.