|
||||||||||||||||||||
ОТ РЕДАКЦИИ 3 страницаНо этот человек, Иисус, этот Назареянин, он говорил о Боге, таком огромном и непохожем на душу какого-нибудь человека, таком знающем о карах, таком любящем свои создания. И этот Бог Назареянина оставлял без внимания пороки детей земных, он прямиком занимал всё место в их сердцах, и он был благословением их источников и светом их небес. Но мой бог — бог Зороастра, бог, ставший солнцем на небесах, и огнём в земле, и светом в душе человеческой. И я счастлив. Я никогда не захочу другого бога.
Свидетельские показания Давида, одного из его последователей
ИИСУС ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ
Я не ведаю смысла его речей или его притчей, он был слишком недолго среди нас. Нет, не понимал я его слов до тех пор, пока глаза мои не увидали всё сотворенное его словами. Позвольте ж рассказать мне вот что: в одну из ночей сидел я в доме моем, размышляя о собственном дне и вспоминая о словах его и деяньях, что записывал затем я в книгу. И в сей поздний час три вора вошли в дом мой. И узнав об их приходе, собравшихся моё добро ограбить, я заколебался, взять ли осторожно меч или вскричать: «Что делаете здесь вы? » Но вместо этого... продолжил записывать мои воспоминанья об Учителе. И когда воры увидели, что я переписываю слова его: «Тому, кто отбирает ваш плащ, подарите ваш плащ второй», отступили они. И я всё понял. Когда сидел я, записывая слова его, ни один человек не посмел бы покуситься на имущество моё. Ибо его мысль охраняла моё добро и меня лично, жизнь мою, что есть величайшее мое сокровище.
Свидетельские показания Луки
О ЛИЦЕМЕРАХ
Иисус обличал и презирал лицемеров, и его ярость казалась бурей, что очистит мир от них, его голос был громом в ушах их, и съеживались они от страха. Опасаясь его, они приуготовили ему казнь; и, казалось, кроты в черной земле их деяний подлых подкапывались под его шаги. Но он не попался в их ловушку. Он сам смеялся над ними, ибо ведал он, что Душа ни высмеяна быть не может, ни попасть в ловушку. В руках держал он Зеркало, в котором видел бездельников и слабаков, и тех, кто уже шатается, падая на обочине пути к вершинам. И он жалел их всех. Да, он ведал их слабости, что тянулись побегами надежды к его силе. Он совершенно не осуждал лгунов, или воров, или убийц, но осуждал одних лишь лицемеров, чьи лица скрываются за маской и чьи руки греются в вечно белых перчатках невинности. Довольно часто я размышляю о сердце, приютившем всех тех, что пришли из напрасных земель к Храму, закрытому и разоренному лицемерами. Однажды, когда мы оставались вместе с ним в саду гранатовом, сказал ему я: «Учитель, ты прощаешь и утешаешь грешников и всех слабых и немощных, только лицемеров ты не прощаешь». И он отозвался: «Ты выбрал верные слова, назвав грешниками слабых и немощных. Я прощаю им слабость их телесную и немощь их духовную. Ибо их недостатки заложены в них были предками иль алчной завистью их соседей. Но я не терплю лицемера как такового по причине того, что сам он накладывает на всех ярмо простодушия и хомут уступчивости. Слабовольный человек отпустит людей своих в пустыню. А вот лицемер никого не отпустит из рабских уз. Он ведает пути, он высмеивает всё сущее своей неискренностью, даже песок и ветер. По этой причине не выношу я лицемеров». Я тогда не понял сказанное Учителем нашим. Зато теперь прекрасно понимаю. Тогда лицемеры страны наложили руки на него, убили его. Деянье их еще дождется справедливой оценки потомков. Они преломляют хлеб низости в вечной своей пропасти лжи, куда пали, предав его казни. Он не был Богом, но он никогда не был и лицемером.
Свидетельские показания Матфея
О НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ
В один из дней сбора урожая Иисус позвал нас и других своих друзей в горы. Земля была душиста и казалась дочерью царской на свадебном пиру, она надела все свои украшенья. А небо было женихом её. Когда взобрались на вершину мы, Иисус замер тихо в роще лавровой, а затем сказал: «Остановимся же здесь, отдыхайте и настраивайте сердца ваши на музыку раздумий, ибо я буду много говорить с вами». Тут мы расселись на траве, и летние цветы обняли нас, и Иисус сел в нашем кругу. Иисус заговорил: «Благословенны спокойные духом. Благословенны нищие, ибо свободны они. Благословенны помнящие боль и в боли обретающие радость. Благословенны голодные искатели истины и красоты, ибо голод их дарует хлеб им, а жажда их студеною водою обернется. Благословенны добрые, ибо утешением для них станет их доброта. Благословенны чистые сердцем, ибо с ними Бог. Благословенны милосердные, ибо милосердие будет даровано и им. Благословенны мирящиеся, ибо дух их пребудет над битвой и обернется поле боя для них цветущим садом. Благословенны ищущие, ибо быстроноги они и ветру подобны. Возрадуйтесь и возвеселитесь душою, ибо вы нашли царство небесное. Певцы древности гонимы были, ибо пели об этом царстве. Вы тоже будете гонимы, и в этом награда вам. Вы — соль земли сей; соль, что растворится в воде сердца человеческого! Вы — свет земли сей. Не утратьте сияния, прячась в тени кустарников греха. Ищите свет сей в Граде Господнем. Не думайте, что я пришел уничтожить низость книжников и фарисеев; ибо дни мои средь вас уж сочтены и слова мои записаны, ведаю я час, в который исполнится иная жизнь и откроются новые пути. Только плодородное древо можно трясти, дабы обрести пищу. Не внимая мыслям о завтрашнем дне, бездарно проживешь сегодня». Так говорил Иисус, но в душе моей протестовало тогда что-то пониманию слов его. И всё-таки решился я заговорить: «Молюсь я за сие мгновенье, когда ниспослано мне будет пониманье, и язык мой молитвой счастлив. Благослови меня молиться за тебя». Иисус благословил меня. Стемнело, и Иисус покинул холм, и все мы следовали за ним. Я молился на ходу и вспоминал всё, сказанное им, ибо знал я, что слова, павшие снегом дней, должны выкристаллизоваться в памяти.
Говорит Сын Человеческий
«ГОЛОСА ПРИРОДЫ»
Когда поют птицы, призывают они цветы полей и говорят с деревьями. А может, пение их лишь эхо бормотанья ручейка? Человек со всем его умом понять не в силах, что птицы говорят иль что ручей бормочет, что волны шепчут, медленно и сладострастно лаская берег. Человек со всем его умом не в силах понять, что дождик говорит, когда целует листья деревьев или стучит по окну. Он не знает, что способен рассказать цветам крылатый ветер. Но сердце человека в состоянии значенье голосов почувствовать, постичь. Зачастую вечная правда имеет таинственный язык. Душа и природа беседуют друг с другом, а человек стоит пообочь, смятенный и безъязыкий. Не над сими ль голосами льет слезы человек? И не эти ль слезы есть ставшее Словом свидетельство его всепонимания? Свидетельские показания Иоанна, сына Зеведея
О РАЗНЫХ ПРОЯВЛЕНИЯХ ИИСУСА
Вы заметили, что кое-кто из нас именует Иисуса Христом, а кое-кто — Словом, другие же именуют его Назареянином, а третьи — Сыном Человеческим. Я попытаюсь объяснить суть сих имен в свете открывшегося мне. Христос — это тот, кто был в старые дни пламенем божьим, жившим в душе человеческой. Он есть дыхание жизни, явленной нам, сам ставший телом наших тел. Он хотел быть Господином. И он же есть первое Слово, произнесенное языком нашим и влившееся в наши уши высшим осознаньем истины. И Слово Господа нашего Бога создает дом плоти и костей и воплощается в человека, существующего меж нами. Ибо мы не смогли бы услышать песню бестелесного, не смогли бы увидеть величайшего из живущих. Много времени Христос бродил по земле, по странам разным. И всегда он считался странником и безумцем. Песня его голоса никогда не падала в пустоту, ибо память человека удержала в неводе своём слова сей песни. Это Христос, сокровенный и величайший. Неужели вы не слыхали о нём на перекрестках дорог Индии? В песках Египта? И здесь, в ваших землях Северных, ваши барды поют старые песни о Прометее, огненосителе, исполнившем желания людские, высвободившем надежды человеческие из клетки; об Орфее, что пришел, голосом и лирой воспевая дух бессмертный в человеке и звере. И не ведаете вы о Митре-царе, о Зороастре, пророке персов, что ворвались в древние сны человечества и стоят ныне у изголовья наших мечтаний? Мы сами обрели человека в Храме Возможного, обрели спустя тысячи лет. Он вошел в молчание башен нашего разума. Наши уши не всегда слышат, наши глаза не всегда видят. Иисус Назареянин родился и рос в наших душах; его мать и отец были и нашими родителями, и был он Человеком. Но Христос, Слово, что было изначально, дух, что наполнял собою нашу жизнь, вошли в Иисуса и были с ним. И дух был рукою мудрого Господа, а Иисус был арфой. Дух был псалмом, и Иисус был башней песнопений. И Иисус, человек из Назарета, был благословением и миром горним в Христе, что странствовал с нами под солнцем и называл нас своими друзьями. В те дни холмы Галилеи и её долины слышали его голос. И я был молод, и ступал под его защитой, и преследовал шаги его. Я преследовал шаги его и ступал под его защитой, слушал слова о Христе из уст Иисуса Галилейского. Теперь вы хотите узнать, почему кое-кто из нас именует его Сыном Человеческим. Он сам желал, чтобы именовали его именем сим, ибо ведал он голод и жажду как человек, и был он человеком, ищущим свою великую душу. Сын Человеческий был Христом Благословения, пожелавшим быть вместе с нами. Он был Иисусом Назареянином, нашим братом, и он был Словом, что в начале было у Бога и было Богом. В моем сердце живет Иисус Галилейский, человек среди людей, поэт, ставший поэтом среди нас, духом, что стучится в наши двери, чтобы смогли пробудиться мы от вечного сна незнания.
Свидетельские показания молодого священнослужителя из Капернаума
ОБ ИИСУСЕ КОЛДУНЕ
Он был магом, уродом и закоренелым злодеем, колдуном, человеком, что смущает простаков шармом своим и заклинаниями. Он жонглировал словами пророков наших и святостью наших праотцов. Ах, он даже казнь умолил стать свидетелем, говорящим в его пользу, и безгласная могила стала предвестницей его славы. Он добился женщин иерусалимских и женщин страны сей благодаря коварству паука, что заманивает в сеть свою наивных мух; и они доверчиво увязли в его липкой паутине. Ибо женщины слабы и восприимчивы сердцем и следуют они за мужчиной, утишающим буйство их чувств лаской и словами. Его имя многое говорит женщинам, в то время как умрет он в памяти мужской. Ну и кто же из мужей последовал за ним? Они были стадом, что впряжены в ярмо и несутся в пропасть греха вослед за обезумевшим пастухом. Презренные, не смогли они в опасности спасти своего беззаконного учителя. Он увлек их своим царством миражей, они согласились стать частью его фантазий, как глина поддается под опытною рукою гончара. Как, вы не знаете, что рабы во снах его всегда обретали учителя; а слабаки превращались в грозных львов? Галилеянин был фокусником и обманщиком, человеком, предавшим разум, обожавшим тешить слух свой «аллилуйей» и «осанной» из нечистых уст своих соратников, что безропотно подчинялись его голосу и его командам. Он насмехался над саббатом. Я часто говорил, что ненавижу сего человека. Ах, я ненавижу его куда больше римлян, что поработили нашу землю. Когда пришел он из Назарета, город проклял наших пророков, потянувшись к мнимой доброте шарлатана.
Говорит Сын Человеческий
«НОВОЕ НАСЛАЖДЕНИЕ» Прошлой ночью я изобрёл новое наслаждение и решил поделиться им для первой пробы с ангелом. Ну а дьявол сам заявился торопливо в дом мой. Они встретились у моего порога и вместе, взявшись под руку, попробовали мое новоизобретенное наслаждение. Один кричал: «То — грех великий! » — а другой: «То — добродетель! »
Свидетельские показания богатого левита, жившего по соседству с Назаретом
ИИСУС — ДОБРЫЙ ПЛОТНИК
Он был отличным плотником. Ворота и двери, созданные им, никогда не откроются пред ворами, а окна, сотворенные его руками, всегда распахнуты навстречу восточным ветрам. Он делал сундуки из кедра, плуги и вилы, трости, чтоб могла найти поддержку усталая рука. А ещё он вырезал аналои для наших синагог, он вырезал их из золотого тутового дерева; и опоры для книг священного писания, он вырезал в виде распростертых крыльев, а под опорами мастерил головы быков и голубей и длинноухих ослов. Дом мой создавался руками многих тридцатилетних. Я разыскал скульпторов и плотников во всех городах Галилеи. Они ведали толк в живописи и архитектуре, и я был рад нанять их. И вот прибыли они, и поразились тем двум дверям и окнам, что создавал Иисус. Разве не замечали вы, сколь отличны эти двери от остальных? И эти окна, они распахиваются на восток, разве не отличаются они от других окон? Все окна и двери в доме моём не выдержали бега лет. И только сделанные его руками перенесли все волнения природы. Я знаю, что выдает себя сей юноша за пророка, я слышал его, помню слова его и даже верю в слова его. И вот теперь я заставляю замолкнуть многих людей, говорящих в доме моём и на полях. Ведь слышал я слова того плотника, коему дарованы были золотые руки Бога. Ий-эх, неужто я пожимал руку Бога?
Свидетельские показания пастуха из Южного Ливана
Это было прошлым летом, когда он и три других мужа брели по дороге вон там. Смеркалось, и он остановился, замерли они на краю пастбища. Я играл тогда на флейте, а моё стадо столпилось подле меня. Когда остановился он, я поднялся и подошёл к нему. Он спросил меня: «Где тут могила Илии? Нет ли её поблизости от места сего? » И ответил я ему: «Она здесь, господин, чуть ниже того каменного завала. Каждый день камни сюда таскают, вот, навалили уж целую кучу». Он поблагодарил меня и двинулся вместе со своими друзьями в указанном направлении. А дня три спустя Ганалиэль, что тоже был пастухом, как и я, сказал мне, что человек, беседовавший со мною, был пророком иудейским. Но не поверил я ему. Я думал, тот человек был много больше, чем много лун. Весной Иисус явился вновь, и был в тот раз один. В день тот я не играл на флейте, ибо потерялась овца из стада моего. Был я радости лишен, а моё сердце несказанно удручено было пропажей. Я побрел ему навстречу и молча остановился пред ним, ибо желал я утешений. А он взглянул на меня и сказал: «Ты не играл сегодня на дивной флейте своей. Откуда скорбь в глазах твоих? » И я ответил: «Овца из стада потерялась. Везде её искал я, но так и не нашёл до сей поры. Уж и не знаю, что мне делать». Он помолчал мгновение. Затем улыбнулся и промолвил: «Обожди меня недолго, найду я овцу твою». Он ушёл, скрылся за холмами. Спустя час вернулся он, держа овцу мою в руках. Когда остановился Иисус подле меня, заметил я, что даже овца смотрит в глаза его столь же завороженно, как я сам в прошлый раз. Тут я обнял ее в радости великой. А он положил мне руку на плечо, промолвив: «Со дня сего ты должен любить овцу эту больше всех остальных из стада твоего, ибо была потеряна она и вновь чудесно обретена». Я опять обнял овцу в радости великой, она пошла за мной покорно, я ж сам брел, притихнув. Но когда я голову повернул поблагодарить Иисуса, обнаружил, что уже ушел он, и не было во мне желания следовать за ним.
Свидетельские показания Иоанна Крестителя
О ЧЁМ ГОВОРИЛ ОН, НАХОДЯСЬ В ТЮРЬМЕ, ОДНОМУ ИЗ СВОИХ УЧЕНИКОВ
Я не превращусь в молчание в сей яме неволи, ибо голос Иисуса звучит в сердце поля боя. Я не превращусь в заточенного, ибо он — свободен. Они рассказывают мне, змеи, собравшиеся вкруг Него, что придет вскоре конец ему, но ответствую им я: укус гадючий должен пробудить силы его, и он подавит зло пятой своей. Я только гром его молнии. Думаю, я первым сказал, что был он Словом и Волей. Они схватили меня незаконно. Возможно, они наложат руки и на него. Но не прежде, чем он произнесет своё Слово во всем совершенстве. И он победит. Его колесницы победят, и копыта его скакунов будут топтать тех змей, и будет он победителем. Они станут хвататься за копья и мечи, но Иисус одержит над ними верх силой духа своего. Его кровь прольется в землю, но раны его будут не напрасны, кровью его будут крещены все разумные народы. Их легионы будут выступать против него со сталью и железом, но захлебнутся на берегах Иордана. А его источник и его города возвысятся, ибо чудеса его подобны солнцу. Они говорят, что в сговоре я с ним и что желаньем нашим является побуждение народа к бунту против царства Иудейского. Им отвечаю я, пламя Слова: если считаете царством выгребную яму, то падете в ловушку уничтожения и смерти. Ступайте путем Содома и Гоморры, и тогда ваш народ забыт будет Богом, и обратится земля сия пеплом. Жалкие глупцы, стремитесь вы противостоять нагой и босоногой армии Иисуса Назареянина! Я сам являюсь капитаном её, недостойным пыль сдувать с его сандалий. Ступайте же к нему и передайте слова мои, и именем моим просите его об утешении и благословении. Мне ж, увы, уже недолго оставаться здесь. Ночь жизни моей уже близка, и вскоре я покину тело. Слышу я зов призывный моей могилы. Ступайте к Иисусу и скажите, что Иоанн Кедрон, душа которого вновь возвращается в тень смерти, молится за него, тоже находящегося на краю могильного порога.
Свидетельские показания Иосифа Аримафейского
О ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ ЦЕЛЯХ ИИСУСА
Ты пожелал узнать об изначальных целях Иисуса, и с удовольствием я расскажу тебе об этом. Я могу поведать только то, что мне самому ведомо о нём. Наш учитель и наш возлюбленный жил в трех временах года всех пророков. Они, сезоны эти, были весной его пения, летом его экстаза, и осенью его страсти; и каждое время года продолжалось по тысяче лет. Весна его песни была исчерпана в Галилее. Тогда он собирал любовь, тогда-то он заговорил об Отце, о нашем избавлении и свободе нашей. Тогда звучало ангельское пение в ушах наших и взлетало в небесное царство, в сады желаний его - сердца. Он говорил о полях и о зелёных пастбищах, о склонах Ливии, о мареве долин. Он говорил о диком шиповнике, что улыбается на солнце, и о плодах его страсти. И он сказал как-то раз: «Лилии и шиповник живут всего лишь день, но это целый день вечной свободы». Как-то раз сидели мы все вместе у реки, и он заметил: «И ручей, и листья на деревьях, — все это есть музыка вечная. Вечность подпевает им гласом озера, и пение их сливается в мистерию полдня. Искать Отца хотите, ищите ручеек, впадающий в озеро». Затем настало лето его экстаза и июнь его любви средь нас. Он говорил о том же, но это были слова иного человека — соседа прежнего Иисуса, любителя дорог, бродяги и нашего друга детства. Он говорил о путешествиях юности по востоку Египта, о пахарях, приходящих домой с волами, ревущими от жажды у ворот. И он сказал: «Сосед ваш есть ваша непознанная душа. Его лицо отражается в вашей тихой воде. Прислушайтесь к шёпоту ночи, и вы услышите его разговор, и его слова начнут пульсировать в вашем собственном сердце». А на другой день он сказал: «Не замыкайтесь в собственном одиночестве. Вы существуете в других людях, а они незримо присутствуют во всех ваших днях. Их дороги — это ваши дороги. Сегодня я с вами. Завтра я уйду прочь, но, даже отсутствуя, я все равно буду видеть вас, ваших соседей, эту неведомую вам душу». А затем настала осень его страсти. И говорил он с нами о свободе, как говорил когда-то в Галилее в весну его песни; но теперь слова его не находили понимания у нас. Он говорил об уходе, что поёт вместе с ветром, и о человеке, что подобен ангелу. Он говорил: «Вы есть чаша и вы есть вино. Пейте самое себя до донышка и вспоминайте меня». Во время нашего пути к югу он сказал: «Иерусалим, стоящий в преддверии высот, обрушится, как сруб гнилой, и изолированный им от людей один останусь я. Храм мрачным маревом укутан, никто не узнает лиц своих собратьев, ибо опасность ослепила всех». И когда добрались мы до Вифании, потребовал он: «Пойдемте в Иерусалим. Город заждался нас. Я хочу говорить со множеством. Я зажгу пламя многих, но в моей казни вы все обретете жизнь новую и свободу. У Иудеи будет свой царь, она обратит в бегство легионы Рима. Но не я царь Иудейский. Диадема Слова создана для иной головы. И кольцо Соломона тесно для моего пальца. Но я буду бурей в этом небе и песней в ваших душах. Я останусь в вашей памяти. Люди назовут меня Иисусом Помазанником». Все это говорил он на пути в Иерусалим пред самым въездом в город. И слова его врезались в наши сердца, как будто их выбивал скульптора молоток. Но был ли Богом он? Он не был Богом и не был он царем Иудейским. Он был тремя временами года пророков.
Свидетельские показания Нафанаила
ИИСУС НЕ БЫЛ КРОТКИМ
Они говорили, что Иисус из Назарета был смиренным и кротким. Они говорили, что он был справедливым человеком, законопослушным и тому подобное, короче, был слабаком, и часто его сбивали с толку строгость и сила противников; и что если доводилось ему сталкиваться с людьми авторитетными и уважаемыми, он становился подобен агнцу пред рыкающим львом. Но я говорю, что Иисус пользовался уважением среди людей, он был ведом бедноте и проповедовал на холмах Галилейских и в городах Иудеи и Финикии. Этот человек нашел в себе силы сказать: «Я живу, а значит, иду путём истины». Этот кроткий и любящий человек смог заявить: «Я — в Боге, Отце нашем; а наш Бог, Отец всевышний — во мне». Этот смиренный человек посмел во всеуслышанье вскричать: «Тот, кто не верит в меня, не верит ни в саму жизнь, ни в жизнь вечную! » Этот нерешительный человек говорил: «Я пришел дать вам не мир, но меч». Ведь осмелился он, мягкотелый слабак, сказать: «Царство моё выше ваших царств земных». Он нашел в себе немыслимое мужество повторять все вновь и вновь: «Уничтожьте эти храмы, и я возведу вам новый в три дня». Да смог ли бы трус пред лицом власть имущих выкрикнуть: «Лжецы, сквернословы, мерзавцы и дегенераты»? Смог ли бы трус сказать властителям Иудеи всё это? Кроткий и смиренный? Нет. Орёл не создает гнездо свое в ветвях плакучей ивы. Я испытываю отвращение, слыша, как называют Иисуса смиренным и кротким, справедливо-законопослушным с жестокосердными. Может быть, Иисус и не был Богом, но ничтожным его тоже не назовешь. Да, мое сердце задыхается от отвращения к таким глупцам, говорящим так. Горний дух не может быть беспечно-кротким и доверчиво-смиренным.
Свидетельские показания Сабы Антиохийской
О САВЛЕ ИЗ ТАРСА
В тот день я услышала Савла из Тарса, проповедовавшего Христа среди иудеев города сего. Теперь он звался Павлом, апостолом Кротчайшего. Я знала его ещё в юности, и в те дни он преследовал друзей Назареянина. Я помню его экстаз страстный, когда товарищи его побивали камнями блестящего юношу по имени Стефан. Этот Павел — странный человек. Его душу не назовешь душой свободного человека. В нём с давних лет на первом плане присутствует животное начало, он — охотник, обожающий наносить раны своим жертвам. Он не говорил ни об Иисусе, ни цитировал слова его. Он предсказывал Мессию, о котором говорили старики праотцы. А сам он — иудей учёный, он обращался к товарищам своим иудеям по-гречески. Впрочем, греческий его слаб, и Савл неправильно произносил слова. Но он — человек скрытой силы. Скорей всего, Савл сам об этом пока не догадывался. Те, кто знали Иисуса и слышали его наставления, говорят, что был он человеком мысли, свободным от сегодняшнего дня бытия. Но Павел упустил шанс отделиться от людей вечного Сегодня, которое вбито в его имя тяжелым молотом обречённости. Назареянин учил нас проживать свой час в страсти и экстазе. Человек из Тарса не видел нашей жизни за древними книгами. Иисус даровал дыхание в бездыханной казни. И в моей одинокой ночи я верю и я понимаю. Когда сидел он на скамье, он рассказывал истории, что заканчивались счастливым праздником, а его веселье искрилось пиршественной пищей и вином. А Павел предпочитал предписывать нам, когда следует преломлять хлеб и наполнять чаши радости. Он предлагал страдать, позабыв о любви.
Говорит Сын Человеческий
«МОЙ ДРУГ»
Друг мой, я — не тот, кто есть на самом деле. Кажущийся, но одетый в реальность я ношу узор заботы на одежде, что ограждает меня от допросов и от моей неосторожности. «Я» во мне, друг мой, живёт в доме тишины, и здесь останется навечно, непостижимое, недостижимое. Я не хотел бы верить в то, что говорю я, да и не верю я в то, что делаю, — для меня слова — не что иное, как твои мысли в звуках, а мои поступки — отраженье твоих собственных надежд в чистом виде. Когда ты говоришь: «С востока ветер задувает», я отвечаю: «Да, точно, не с востока дует он». А всё потому, что не хотел бы я знать, что ум мой не поставит точку ни в жизни ветра, ни в жизни океана. Ты не можешь понять мои океанские надежды, да и я не хотел бы понимать тебя. Я хотел быть всегда одиноким океаном. Если дни, то с тобой, друг мой, если ночи, то со мной. До сих пор, даже если я и говорил о полдне, что танцует над холмами, и о багряных тенях, что подкрадываются к нему, это был разговор о пути по ту сторону долины; ты не можешь услышать песню моей тьмы, тебе не увидеть мои крылья, бьющиеся о звезды, — и я теряю сознание от нежелания слышать или видеть. Я хотел бы стать одинокой ночью, остаться один на один с ночью. Когда ты властвуешь в твоих небесах, а я обрушиваюсь в мой ад, даже когда ты кричишь мне сквозь необузданную бездну: «Мой компаньон, товарищ мой», и я кричу в спину тебе: «Товарищ мой, мой компаньон» — даже тогда я не хотел бы показать тебе мой ад. Пламя тщится обжечь зрение, а чад — набиться в легкие. И я люблю мой ад. Я хочу быть в одиночестве моего ада. Ты любишь истину и красоту, и закон, и я ради Слова готов любить всё это. Но в сердце моём смеюсь я над этой любовью. До сих пор мне не хотелось бы всматриваться в оскал моего смеха, не хотелось бы явить его другим. Я хотел быть одиноким смехом, хотел остаться наедине с моим одиноким смехом. Друг мой, ты — творение добра, предусмотрительности и мудрости; более того, ты — творенье Превосходства — а я всего лишь тот, кто говорит с мудрыми и предусмотрительными. И до сих пор я был безумен. Но я скрывал моё безумие. Я хотел быть одиноким безумием. Друг мой, ты — не мой друг, неужели ты этого ещё не понял? Моя тропа — не твоя тропа, но пока что мы идем по ней вместе, рука об руку.
Свидетельские показания Саломеи, женщины-подруги
О НЕИСПОЛНЕННОМ ЖЕЛАНИИ
Ты есть мелодия, что в моих слезах к небесам взлетает, мысль нежнейшая, которой не постичь мне. Признание Сына Человеческого
Он казался тополем, мерцающим на солнце; Он казался озером меж холмов медовых, Озером, что нежится на солнце; Он казался снегом на вершинах гор, Белеющим, белеющим на солнце. Да, он казался всем, всем этим, И я любила его. Даже боялась его присутствия — так любила. И ноги мои не несли груз любви моей, Так что я могла опоясать стопы его руками своими. Я мечтала сказать ему: «Я умерла твоим другом в час страсти.
|
||||||||||||||||||||
|