Хелпикс

Главная

Контакты

Случайная статья





Эпизод 16



 

Андрей сидел в своей комнате, листая архивные записи, часть которых он сам и сделал по данным камер наблюдения.

 

Итак, легендарное событие одиннадцатилетней давности, если считать по земному времяисчислению. Почему в народной памяти это событие осталось именно как свалка, а не как битва? Хотя ради истины стоит сказать, что иногда её называют и битвой, но битвой по-старому. Так что, собственно, там произошло?

 

«Преодолевши гор отроги,

Спустившись на равнину в ночь,

На битву двинулись рароги,

Тангодрам доблестным помочь.

Их было мало, но в сраженьи

Обычный воин стоил трёх.

Они не знали поражений,

Поскольку вёл их горный бог.

Под знаком шерстокрылой Рары

Мужи войны спустились с гор.

Их воевода вёл бывалый,

Хранивший дедовский топор.

Двумя мечами каждый воин

Почти с рождения владел.

А если был того достоин,

То выбор — воинский удел.

Рароги вышли к перевалу

И встали там, где бьёт ручей.

И всё их воинство встречало

Бряцаньем копий и мечей».

 

Это, так сказать, вольное переложение эпоса. А на самом деле вот что удалось выяснить.

«Гремучие камни» — это удобный и некрутой перевал на юго-западе горной страны. Это место, куда из разных населённых земель в начале осеннего цикла съезжаются торговые люди со своим товаром. Как было и в этот раз. И вот эти купцы, а именно тангодры и тлегалпы, повздорили между собой. Упёртость тангодров нам известна, и это помножилось на высокомерие тлегалпов. В совершенстве языков друг друга купцы не знали, и это осложнило конфликт. Осложнило настолько, что произошла драка между зависимыми от купцов кладянами. Но славно, что явных идиотов среди них не было, потому никто не стал прибегать к помощи боевого оружия. Итак, поначалу поле осталось за тлегалпами, но несколько позже тангодры взяли своё. И взяли настолько, что к исходу дня разогнали всех не рарогов. Досталось также мирнейшим оппам. Те, кто знали речь и привычки тлегалпов, сообщили, что стоит ждать продолжения. Но все уверяли друг друга, что неписанный кодекс чести нигде не нарушен. Но всё же сообщили на ближнюю заставу, где воеводой был небезызвестный Одд-Бро. С помощью четырёх сотен тренированных бойцов Одд-Бро оперативно перекрыл перевал и стал ждать. За время ожидания к перевалу подтянулись охотники из разных горных племён. По истечении декады, прикончив все запасы, охотники стали потихоньку разбредаться. Но для поддержки воинов тангодры отдали нескольких быков. И вот к исходу двенадцатого дня дозорные разглядели внизу войско тлегалпов.

 

«Тлегалпы, ревностью гонимы,

Толпой перевалили ров.

И вдруг внезапно, явно, зримо

Увидели стену щитов».

 

Ещё через два дня войско поднялось на перевал и увидело стену щитов. Жаль, что тогда ещё это были не такие щиты, как теперь. Одд-Бро был опытным воином и знал ситуацию. Он приказал никому не обнажать косорубов и не метать дротиков. За стеной щитов находились бойцы с дубинками, потому что не было реальной причины проливать кровь. Сосредоточив в центре наиболее опытных воинов, Одд-Бро первым ударом тлегалпов и опрокинул. Но намеренно не преследовал. Теперь это событие обросло множеством легенд.

 

«Рароги шли сплошной стеною

В блестящем зареве клинков

И оставляли за спиною

Тела поверженных врагов.

Они спокойно продвигались,

Как смерть, в железном звоне жал.

Сердца теснимых содрогались.

А кто не дрогнул, тот лежал.

И силы не было на Свете

Остановить живой напор

Тех, кто родились на планете

И для войны спустились с гор».

 

«…Когда-то мы так и думали, принимая эпосы за чистую монету, — усмехнулся Андрей, вспоминая свои первые месяцы на базе. — Ещё ничего не зная точно, анализировали на основе своего опыта. А какой он у нас был? Только тот, который мы знали из истории Земли. И на основе этого опыта мы и рассматривали Клад. И вот прошло более десяти лет, а что мы знаем сейчас? Но нельзя не отдать должное предусмотрительному расчёту командира и не желанию тлегалпов воевать без видимой причины».

 

Я не писал об этом ранее. А на это стоило бы обратить определённое внимание. Дело в том, что народы, условно трактуемые нами как кочевники, а именно тлегалпы, ботогалпы и кхунсегеры, в хозяйственной деятельности, как видимо, и на войне, активно используют такое ударно-дробящее оружие, как кистень. Никто из окружающих народов кистень не использует. И дело видимо вот в чём. Тех мешконосов, которых кочевники используют как вьючных животных, порой довольно сложно вывести из определённого ступора. Для этого тлегалпы и прибегают к кистеню, никогда не пользуясь для этого кистенём боевым. Можно также сказать, что боевые кистени находятся у них под определённым запретом. Так, камеры слежения в течение длительного времени фиксировали у кочевников боевые кистени лишь дважды, тогда как бытовая разновидность используется постоянно.

Возвращаясь к описанной свалке у Гремучих камней, стоит назвать обратимые потери. Около трёх десятков рарогов было выведено из строя использованием против них бытовых кистеней. Несмотря на то, что мы знаем результат этого побоища. Стоит отметить, что Одд-Бро, наблюдая за поднимающимся по склону войском тлегалпов, обратил внимание на отсутствие звона цепей при движении. Из этого был сделан однозначный вывод: тлегалпы не стремятся умереть, потому идут на свалку с бытовыми кистенями. После этого был отдан приказ не обнажать клинков и не метать дротиков.

Бытовая разновидность кистеня отличается от разновидности боевой материалом изготовления. В первом случае это верёвка или плетёный в косицу кожаный ремень, на конец которого подвешена костяная гирька. В отличие от стальной цепи и кованой металлической гирьки, которые крепятся к деревянной или роговой рукоятке на кистене боевом.

***

В это время Глеб был близок к заключительному этапу своего пути. Книга не получалась, но это уже было и неважно. Он привёл себя в форму. Освежил старые знания по истории. Даже прошёл несколько занятий на виртуальных тренажёрах, стараясь научиться управлять десантным катером. Удивительно, сколько всего может сделать человек, запертый в ограниченном пространстве и не обременённый бытовыми трудностями. Единственное, что его слегка беспокоило, — это аргументы, с которыми он явится на базу. Здрасьте, мол, я такой-то, прилетел повидать старого друга, а что у вас тут за дела, а то, может, у вас работников не хватает, так я могу помочь, всё равно у меня старая жизнь кончилась, а новую надо как-то начинать…

Смешно.

Глеб потянулся: «Нет уж, чего тут думать? Всё равно я ничего не знаю точно, как там и что устроено. Следовательно, смысла нет беспокоиться. Будем действовать по ситуации».

 

Свере третью неделю вёл своих людей в Викен. В феврале горные перевалы встречали их колючим пронизывающим ветром. В Нурдале, в одном из ущелий, их встретил Карл из рода Виде вкупе с крепкими бондами.

 



  

© helpiks.su При использовании или копировании материалов прямая ссылка на сайт обязательна.